Научная статья на тему 'Конкурентоспособность продовольственных товаров: теоретические аспекты'

Конкурентоспособность продовольственных товаров: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2447
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЯСОПРОДУКТОВЫЙ РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донскова Людмила Александровна

Рассматриваются основные подходы к определению понятий «конкурентоспособность продукции». Проанализированы значения и особенности конкурентоспособности продовольственных товаров, мясных товаров. Предложена авторская трактовка понятия «конкурентоспособность продовольственных товаров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Донскова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность продовольственных товаров: теоретические аспекты»

© Донскова Л. А., 2010

ДОНСКОВА Людмила Александровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-22 e-mail: cafedra@list.ru

Конкурентоспособность продовольственных товаров: теоретические аспекты

Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность; повышение конкурентоспособности; мясные продукты; региональный мясопродуктовый рынок; потребитель; востребованность продукции; конкурентные позиции; отечественный рынок.

Аннотация. Рассматриваются основные подходы к определению понятий «конкурентоспособность продукции». Проанализированы значения и особенности конкурентоспособности продовольственных товаров, мясных товаров. Предложена авторская трактовка понятия «конкурентоспособность продовольственных товаров».

В экономической политике государства одно из центральных мест занимают вопросы конкуренции и конкурентоспособности. Конкурентоспособность и ее повышение касаются всех уровней ее иерархии - продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но конечно, особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Конкурентоспособность предприятия определяют многие факторы, однако основным остается способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынке. Управление предприятием на основе анализа его конкурентоспособности и конкурентоспособности выпускаемой продукции является весьма актуальной и значимой задачей для обеспечения социально-экономического развития отечественной экономики. В открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания действительно конкурентоспособных товаров. Особую актуальность приобретает тема конкурентоспособности отечественной продовольственной продукции, так как производство и переработка продовольственного сырья и пищевых продуктов является одной из приоритетных отраслей, от состояния и потенциала которой во многом зависит продовольственная безопасность страны.

Пищевая промышленность в нашей стране объединяет около 30 подотраслей и свыше 25 тыс. предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн чел. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства неизменно составляет 11-12%. И сегодня пищевая промышленность одна из наиболее быстроразвивающихся и динамичных в Российской Федерации. Однако по-прежнему остаются неразрешенными две существенные проблемы: низкое качество и безопасность пищевой продукции, а следовательно, низкая конкурентоспособность продовольственных товаров.

Рыночная переориентация экономики России привела к созданию конкурентоспособных мясоперерабатывающих производств, поэтому в настоящее время особенно важным является повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой продукции. Усиление конкуренции в мясоперерабатывающем производстве и реализации мясной продукции между отечественными производителями и зарубежными поставщиками, импортирующими продукцию, требует мобилизации действий, чтобы

удерживать конкурентные позиции на отечественном рынке. Для предприятий мясоперерабатывающей промышленности эта проблема приобретает особую важность в силу большой социальной значимости их продукции, ужесточающейся конкуренции, как между производителями, так и между выпускаемой ими продукцией, и высокой вероятности агрессивной маркетинговой политики зарубежных производителей в результате вступления России в ВТО. Несмотря на абсолютное предпочтение большинством российских потребителей продукции отечественных предприятий мясоперерабатывающей промышленности, их конкурентоспособность на внутреннем рынке недостаточно высока.

Решение любой проблемы невозможно без диагностики причин и определения основных факторов ее возникновения. Наши исследования показали, что мало внимания уделяется изучению конкурентного статуса продовольственных товаров, в том числе мяса и мясопродуктов, тогда как рынок этого вида продукции является важнейшим сегментом продовольственного рынка и России, и регионального рынка, как по его емкости, так и по числу участников. Емкость данного товарного рынка определяется не только большими объемами производства и потребления, но и значимостью данного вида продукта как основного источника белка животного происхождения в рационе питания человека.

Из анализа современного состояния рынка продукции мясоперерабатывающих предприятий следует, что, во-первых, рынок существенно зависит от импортного сырья (более 50% емкости). Отечественные производители сырья не могут обеспечить его количественные потребности, а качество импортируемого сырья значительно ниже отечественного (по литературным данным, 15-40% импортных партий мясного сырья имеют низкие ветеринарно-санитарные показатели и потребительские свойства), но имеет высокие ценовые конкурентные преимущества. Во-вторых, рынок перспективен, продукция мясоперерабатывающих предприятий пользуется высоким спросом, так как является неотъемлемой частью культуры питания и по популярности занимает четвертое место после хлебобулочных изделий, молочной продукции, овощей и фруктов. В-третьих, несмотря на то, что доля отечественного производителя превалирует над импортной, производится продукт в основном из импортного сырья, и рост спроса на продукт не приводит к повышению конкурентоспособности российских производителей, использующих отечественное высококачественное, но более дорогое сырье.

Эти же тенденции характерны для регионального рынка мяса и мясных продуктов. В настоящее время мясная индустрия Свердловской области представлена в основном предприятиями по производству колбасных изделий, готовых к употреблению мясопродуктов, мяса и мясных полуфабрикатов, в меньшей мере - консервной продукцией. В отрасли функционируют несколько десятков предприятий, поставляющих на рынок около 450 наименований товара. Исходя из этого на индивидуальном уровне возникла необходимость разработки теоретических и методологических основ повышения конкурентоспособности мясной продукции. Представляется также важным выявление основных особенностей и проблем развития конкурентоспособности мясоперерабатывающей отрасли.

Терминология в области конкурентоспособности объектов не стандартизирована. Термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. В настоящее время в экономической литературе существуют различные точки зрения на определение понятия «конкурентоспособность продукции». Однако приходится констатировать, что общепринятого определения не существует в силу того, что понимание, диагностика и формирование конкурентоспособности находятся в стадии исследования.

Исследования понятийного аппарата позволяют сделать вывод: разнообразие трактовок конкурентоспособности обусловлено особенностями постановки целей и задач

исследований, особенностями выбора предмета исследований, объекта конкуренции (товар, рынок, рабочая сила, капитал и др.), масштаба деятельности (товарные, мировые, региональные, отраслевые рынки и др.). Зачастую происходит смешение таких понятий, как конкурентоспособность, конкурентные силы, конкурентные преимущества. На наш взгляд, требуется четкое однозначное толкование основных понятий.

В любой отрасли предпосылкой к определению понятий служит систематизация. В данном случае ее главным признаком являются объект конкурентоспособности, в качестве которого могут выступать продукция (товары и услуги), организация, отрасль, страна. Принципиально выделяются четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность рассмотренных объектов - потребители, производители, инвесторы, государство. И у каждого из них свои интересы [1].

Товар - это главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительскую стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар является точным индикатором экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяется в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью [2].

Отечественные и зарубежные исследователи дают многочисленные определения конкурентоспособности товара, которые имеют общие теоретические предпосылки и отличаются рядом конкретных формулировок. На наш взгляд, принципиальное отличие в трактовках понятия «конкурентоспособность» наблюдается в определениях экономистов и товароведов. Представляется, что проблема конкурентоспособности является комплексной, находящейся на стыке научных областей - товароведения и экономики, в частности ряда ее дисциплин (например, экономики и маркетинга, психологии и социологии, так как оценка конкурентоспособности требует знания структуры социальных групп потребителей, их потребностей, ценностных ориентаций). Как подчеркивает Ш. Ш. Магомедов [3], сам курс «Конкурентоспособность товаров» тесно связан с товароведением, ибо потребительская стоимость является частью потребительской привлекательности товаров и знание конкурентоспособности товаров невозможно без знания товароведения.

В общем смысле, конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - это сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Конкурентоспособность продукции (товаров и услуг) есть способность продукции (товара, услуги) противостоять на рынке другому товару того же или аналогичного назначения по совокупности его (товара) стоимостных или качественных характеристик, направленных на удовлетворение определенных потребностей покупателя [4].

Конкурентоспособен тот товар, подчеркивает И. Н. Фурс [5], комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т. е.

способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособность товара - это синтетический показатель, отражающий степень эффективности работы конструкторов, производственного персонала, смежников, посреднического звена и т. д. Конкурентоспособность товара на рынке - это умелое маневрирование товаром в рыночном пространстве и во времени, а главное - максимальный учет требований рынка, конкретных групп покупателей [6]

Следует отметить, что конкурентоспособность продовольственных товаров мало изучена, о чем свидетельствует проведенный нами обзор литературных источников. Исследования отельных авторов посвящены изучению конкурентоспособности либо отрасли, либо отдельных предприятий пищевой промышленности, и хотя в этих работах уделяется внимание конкурентоспособности товаров, они не являются достаточно глубокими и полными, чтобы выйти на решение проблемы повышения конкурентоспособности продовольственных товаров.

Конкурентоспособность продовольственных товаров заключается еще и в том, что они должны отвечать требованиям нормативных документов по качеству, упаковке, срокам хранения, пищевой ценности, а также быть доступными по цене для населения и конкурентоспособными с товарами внутренних и зарубежных поставщиков. Подводя итоги рассмотрения проблематики конкурентоспособности продукции, можно сделать следующие выводы по содержательным компонентам понятия:

1. Конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности для потребителя.

2. Состав и приоритетность предъявляемых требований зависят как от вида продукции, так и типа ее потребителя.

3. Конкурентоспособность как экономическая характеристика должна рассматриваться относительно конкретного рынка и конкретного (базового) товара.

4. Конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры.

5. Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на котором находится рассматриваемый товар.

Проанализировав некоторые взгляды на категорию «конкурентоспособность товаров», в том числе «конкурентоспособность продовольственных товаров», мы предлагаем следующее определение.

Под конкурентоспособностью продукции следует понимать способность продукции, производимой каким-либо предприятием, отвечать требованиям конкретного рынка, противостоять на свободном или внешнем рынках аналогичной продукции того же или близкого назначения, выпускаемой другими предприятиями-конкурента-ми, по совокупности его (товара) потребительских и стоимостных характеристик, направленных на удовлетворение определенных потребностей покупателя и обеспечивающих тем самым коммерческий успех.

Конкурентоспособность отдельных товаров, продукции предопределяет конкурентоспособность предприятий, отрасли и экономики в целом.

Следует отметить, что конкурентоспособность продукции не тождественна конкурентоспособности предприятия, так как наличие уникального товара у производителя не гарантирует успех на целевом рынке. Но прежде чем определять конкурентоспособность предприятия и вырабатывать конкурентную стратегию, необходимо тщательным образом проанализировать конкурентную среду на рынке, и главное - конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятием и его конкурентами. Например, производство и реализация конкурентоспособной мясной продукции - это обобщающий показатель функционирования мясоперерабатывающего предприятия в конкурентной

среде, его способности эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы. Конкурентоспособность продукции является базовым понятием конкурентоспособности предприятия и конкуренции в целом.

Источники

1. Чайникова Л. Н., Чайников В. Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

2. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие. М. : Высшее образование, 2007.

3. Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров : учеб. пособие. М. : Дашков и Ко, 2003.

4. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : учеб. пособие. М. : Эксмо, 2004.

5. Фурс И. Н. Конкурентоспособность продовольственных товаров : учеб. пособие. Минск : УП «ИВЦ Минфина», 2004.

6. Жариков Р. В. Повышение конкурентоспособности продовольственных товаров: теория, методология, практика : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Воронеж, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.