МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
УДК 338.43(470) Е.Л. ДУГИНА
ББК 65.32(Рос) зав. кафедрой экономики, организации, управления предприятиями
перерабатывающей промышленности и сферы услуг Восточно-Сибирского государственного технологического университета, доктор экономических наук, профессор, г. Улан-Удэ
e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ОСНОВНЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Посвящена рассмотрению актуальной проблемы — повышение конкурентоспособности продовольственного рынка региона. Проведен анализ основных сегментов продовольственного рынка Республики Бурятия, определены факторы, воздействующие на его конкурентоспособность, и доля местных производителей на рынке продовольствия.
Ключевые слова: конкурентоспособность, продовольственный рынок, продукты питания, развитие экономики.
E.L. DUGINA
Chair of Economics, Organization, Management of Processing and Service Enterprises
of East-Siberian State University of Technology, Doctor of Economics, professor, Ulan-Ude e-mail: [email protected]
COMPETITIVE ENVIRONMENT ASSESSMENT OF MAIN FOOD MARKET SEGMENTS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
The article is devoted to an urgent and important problem of the competitiveness increase of the region's food market. The author analyzes main food market segments of the Republic of Buryatia, defines the factors that influence the market's competitiveness and defines the share of local producers in the food market.
Keywords: competitiveness, food market, foodstuffs, economic development.
Состояние конкурентной среды сегментов продовольственного рынка оказывает существенное влияние не только на развитие отраслей агропродовольственной сферы, но и на уровень жизни населения.
Состояние конкурентной среды продовольственного рынка находится в прямой зависимости от следующих факторов: эластичность рыночного спроса, количество конкурентов, поведение хозяйствующих субъектов на рынке, уровень платежеспособного спроса населения.
В процессе исследования состояния конкурентной среды рынка продовольствия
необходимо выявить, какие факторы оказывают негативное влияние на конкурентоспособность продовольственной продукции, а какие, наоборот, позитивное. Все это в конечном счете дает возможность объективно оценить состояние конкурентной среды продовольственного рынка и предусмотреть в будущем эффективное использование позитивных факторов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продовольственных товаров.
Учитывая специфические особенности регионального продовольственного рынка, необходимо среди группы факторов, ока-
© Е.Л. Дугина, 2010
зывающих влияние на его конкурентоспособность, выделить объективные (внешние), субъективные (внутренние), стабильные (жесткие), изменяющиеся (мягкие) факторы, чтобы выявить резервы ее повышения.
Особенности функционирования продовольственного рынка Бурятии связаны с его местом в территориальном разделении труда, размерами агропромышленного производства, уровнем товарности сельскохозяйственной продукции, конкурентоспособностью продуктов питания, возможностями расширения границ рынка.
Анализируя состояние конкурентной среды продовольственного рынка, следует отметить, что Республика Бурятия характеризуется большим пространственным расположением аграрного производства, сосредоточением большей части перерабатывающих предприятий и основных потребителей продуктов питания в городах, что обусловливает сложности при создании нормальной конкурентной среды и определяет объективную необходимость развития посреднической деятельности. В этой связи конкурентные преимущества на рынке продовольствия имеют те производители, которые расположены ближе к рынкам сбыта, где более развита инфраструктура.
Маркетинговые исследования состояния конкурентной среды проводились на 12 оптовых продовольственных рынках Бурятии: мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, масла животного, яиц, кондитерских и макаронных изделий, маргариновой и рыбной продукции, чая, сахара, соли и хлебопродуктов.
Основными показателями, характеризующими состояние рынка продовольствия, являются его емкость, открытость, коэффициент рыночной концентрации. При определении емкости продовольственного рынка необходимо учитывать его специфические особенности, прежде всего объемы переходящих запасов тех видов продовольствия, производство которых носит сезонный характер, а потребление — постоянный, что вызывает необходимость создания достаточных резервов для стабильного снабжения потребителей основными продуктами питания в течение некоторого периода. Кроме того, при определении емкости рынка продовольственных товаров следует учитывать
спрос населения, уровень насыщенности рынка конкретными продуктами питания.
Результаты исследования состояния рынка продовольствия Республики Бурятия показывают, что за период с 1990 по 2008 г. практически во всех сегментах количество субъектов сократилось. Так, если в 1990-е гг. продовольственные ресурсы на оптовых рынках формировались в основном за счет собственного производства, то в 2008 г. в структуре товарооборота продовольственного рынка сократился удельный вес местных производителей основных продуктов питания — мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, сыра, масла животного, хотя в структуре товарооборота они по-прежнему занимают лидирующее положение. Результаты анализа состояния конкурентной среды рынка продовольствия Бурятии показывают, что по объему продаж и получаемой выручке наиболее емкими являются рынки мяса, кондитерских и макаронных изделий. В то же время увеличивается емкость рынков крупы, картофеля, мясных консервов, маргарина, муки.
Причиной сложившейся ситуации является сокращение платежеспособного спроса населения, а также рост потребительских цен на продовольствие. Поэтому значительная часть низкообеспеченных слоев населения в основном удовлетворяет свои потребности за счет вышеуказанных (менее качественных) продуктов, и спрос на них увеличивается.
Следовательно, емкость продовольственного рынка Бурятии оказала существенное влияние на его конъюнктуру.
Вместе с тем наиболее полно характеризует состояние рынка продовольствия показатель степени открытости рынка. Для оценки открытости продовольственного рынка используется показатель проникновения на рынок импорта, который определяется как доля внутреннего спроса, покрываемая за счет импорта.
Проведенные маркетинговые исследования основных сегментов продовольственного рынка Бурятии показывают, что в 2008 г. достаточно открытыми оказались те сегменты, в которых продукты не производятся, а завозятся в республику из других регионов и стран (сахар, чай, маргариновая продукция). В то же время высокая степень открытости
рынков мяса и мясопродуктов, масла животного свидетельствует об увеличении объемов ввоза этих продуктов. Значения показателя степени открытости рынка могут различаться в зависимости от видов продуктов, причем, если сравнить сегменты мяса и рыбопродуктов, разница составляет 19 раз.
Следует также отметить и то, что степень открытости продовольственного рынка зависит от наличия входных барьеров:
- классических — вертикальная интеграция, эффект масштаба, барьеры высоких капитальных затрат;
- специфических — административные, организационные, рэкет, слабо развитая рыночная инфраструктура.
Косвенным подтверждением наличия (или отсутствия) входных и выходных барьеров являются факты редкого (или интенсивного) появления на рынке новых поставщиков за определенный период.
Анализ ситуации на продовольственном рынке Бурятии показывает, что, несмотря на высокую норму прибыли, отмечается незначительное число новых поставщиков на рынке, что свидетельствует о наличии определенных барьеров. Одним из важных барьеров при выходе на рынок продовольствия, как отмечалось выше, является низкий платежеспособный спрос населения, слабо развитая инфраструктура рынка. Напротив, закрытость рынка для межрегиональной и международной торговли повышает степень концентрации и, соответственно, удельный вес местных производителей на рынке.
С одной стороны, проникновение на рынок продовольствия новых субъектов из других регионов оказывает определенное влияние на развитие конкуренции. В последние годы увеличиваются объемы ввоза мяса и мясопродуктов, рыбопродуктов, масла животного, колбасных изделий, овощей и фруктов, что позволяет обеспечить потребности населения в продуктах питания в полном объеме (в том числе с точки зрения разнообразия ассортимента) и в некоторой степени способствует снижению цен. С другой стороны, это ставит местных производителей в жесткие условия и негативно отражается на финансовой устойчивости товаропроизводителей, предприятий оптовой и розничной торговли. В случае если предлагаемые импортные продукты питания более привлекательны для покупателя, спрос
населения на продукты питания местного производства падает.
Пищевая промышленность республики испытывает существенную конкуренцию со стороны производителей из других регионов России. Аграрный сектор республики пока не может обеспечить потребности внутреннего рынка, и возникший недостаток продовольствия заполняют товары конкурентов (тем не менее в Бурятии есть отрасли, например хлебопекарная, которые полностью обеспечивают население своей продукцией). Главная причина в том, что в республике достаточно энергоемкое производство по сравнению с ближайшим конкурентом — Иркутской областью. Еще один аспект — недостаток собственного сырья. В условиях рынка, естественно, невозможно закрыть доступ на местный рынок завозной продукции, поэтому необходимо производить собственную конкурентоспособную во всех отношениях продукцию: по цене, качеству, упаковке и т.д.
В настоящее время основными целями, стоящими перед пищевой и перерабатывающей промышленностью республики, являются техническое перевооружение предприятий отрасли, внедрение ресурсосберегающих технологий, создание собственной сырьевой базы, вывод на рынок новой конкурентоспособной продукции и на этой основе — расширение ассортимента. Необходимо отметить, что у Бурятии есть все предпосылки для того, чтобы успешно решить стоящие перед отраслью задачи, главная из которых — обеспечить население высококачественными продуктами питания и до минимума свести поставки извне тех видов продовольствия, которые мы можем производить на своих предприятиях.
Одной из мер государственной политики в сфере повышения конкурентоспособности местных товаров является развитие института республиканского знака «Марка качества Республики Бурятия». Начиная с 2005 г. право на использование данного знака для маркировки выпускаемой продукции получили 17 предприятий на 54 группы товаров, в том числе в 2008 г. — четыре из восьми предприятий пищевой промышленности: ОАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика», ЗАО «Амта», ОАО «Бурятхлебпром», ОАО «Молоко», а также ИП Гуруев (кедровые
орешки очищенные фасованные в вакуумной упаковке), ИП Кунгуров (масложировая продукция), ИП Харахинов (мясные полуфабрикаты), ООО «Бурятская мясоперерабатывающая компания» (свинокопчености). Принимаемые меры позволили в отдельных сегментах рынка увеличить долю продукции местных товаропроизводителей. Динамика изменения доли местной продукции на рынке продовольствия Бурятии представлена в таблице.
Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что местные производители хлеба полностью обеспечивают потребности населения, основным производителем здесь является ОАО «Бурятхлебпром» (доля на рынке в 2008 г. составила 37,1%). Немаловажную роль в этой отрасли играет и малое
хлебопечение, таких предприятий в республике — 190, однако они работают в арендуемых помещениях на устаревшем оборудовании и, не имея залогового обеспечения, не могут оформить коммерческие кредиты для развития производства.
В настоящее время рост конкурентоспособности хлебопекарной отрасли сдерживается тем, что большинство предприятий нуждается в техническом перевооружении.
В мясной отрасли лидером сегодня является ООО «Бурятская мясоперерабатывающая компания», оно заполняет практически 50% рынка колбасных изделий. Здесь еще недавно преобладала продукция ОАО «Бурятмя-сопром», которое, несмотря на финансовые проблемы, остается лидером в производстве мясных консервов с долей 67,7%.
Доля местных товаропроизводителей на рынке пищевой продукции Республики Бурятия в 2006—2008 гг., %
Вид продукции 2006 2007 2008
доля всех товаро-производителей доля доминирующего в сегменте предприятия доля всех товаро-производителей доля доминирующего в сегменте предприятия доля всех товаро-производителей доля доминирующего в сегменте предприятия
Мясные полуфабрикаты 86,0 20,0 (ОАО «Бурят-мясопром») 94,8 27,5 (ООО «Пиката») 93,6 33,8 (ООО «Пиката»)
Колбасные изделия 40,2 15,2 (ОАО «Бурят-мясопром») 52,5 18,7 (ООО «БПМК») 48,8 32,0 (ООО «БПМК»)
Мясные консервы 37,9 67,4 (ОАО «Бурят-мясопром») 67,6 67,6 (ОАО «Бурят-мясопром») 67,7 67,7 (ОАО «Бурятмя-сопром»)
Овощные консервы 20,8 Единственный производитель — ООО «Агро В» 23,9 Единственный производитель — ООО «Агро В» 24,2 14,5 (ООО «Агро В»)
Мука 15,7 21,9 (ОАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика») 20,3 20,9 (ОАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика») 24,7 20,9 (ОАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика»)
Масло растительное 0,8 1,1 (ИП Кунгуров) 1,1 1,4 (ИП Кунгуров) 1,5 1,5 (ИП Кунгуров)
Маргариновая продукция 1,8 2,0 (ИП Кунгуров) 1,9 2,0 (ИП Кунгуров) 2,0 2,0 (ИП Кунгуров)
Кондитерские изделия 62,3 30,5 (ЗАО «Амта») 68,3 36,4 (ЗАО «Амта») 75,7 36,4 (ЗАО «Амта»)
Майонез 1,6 Единственный производитель — ИП Кунгуров 1,8 Единственный производитель — ИП Кунгуров 2,0 Единственный производитель — ИП Кунгуров
Хлеб и хлебобулочные изделия 99,8 36,8 (ОАО «Бурят-хлебпром») 99,9 34,1 (ОАО «Бурят-хлебпром») 99,9 37,1 (ОАО «Бурят-хлебпром»)
ЗАО «Амта» занимает доминирующее положение в кондитерской промышленности Республики Бурятия, выпуская широкий ассортимент продукции и поставляя ее в другие регионы России и Монголию. Доля предприятия на рынке в 2008 г. составляла 36,4%. На рынке кондитерских изделий присутствует также продукция компаний «Сластена», «Сударушка» и др.
На развитие рынка продовольствия в Бурятии оказывает влияние состояние конкурентной среды, которая в значительной степени зависит от уровня развития внешнеэкономической деятельности.
ОАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика» поставляет готовую продукцию в семь регионов Российской Федерации и на экспорт. Доля вывоза в общем объеме производства составила 63,3% в 2008 г. против 70,0% в 2007 г.
Анализируя ситуацию с продвижением местной продукции на рынке, можно выделить несколько серьезных препятствий с точки зрения условий торговли: отсрочка платежа со стороны оптовых и розничных предприятий торговли на срок более ме-
сяца, так называемые «входные бонусы», плата за размещение и выкладку товаров в магазинах.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на конкурентоспособность продукции Бурятии, является сложившийся диспаритет цен в промышленности и сельском хозяйстве. В целом сельскохозяйственное сырье и продукция по отношению к промышленным товарам дешевле почти в 3 раза. Постоянный рост цен на топливо, различные виды энергии, высокие цены на сельхозтехнику препятствуют стабилизации финансово-экономического положения предприятий-сельхозтоваропро-изводителей.
Наиболее конкурентоспособными на внутреннем и внешних рынках Республики Бурятия являются местные производители кондитерских, хлебобулочных, макаронных, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов.
Таким образом, комплексная оценка состояния конкурентной среды рынка продовольствия Бурятии показывает, что целый ряд факторов оказывает негативное влияние на рыночную ситуацию в республике.