Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности товаров как основа стратегии развития предприятий пищевой промышленности'

Повышение конкурентоспособности товаров как основа стратегии развития предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1853
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / COMPETITIVENESS OF GOODS / FOOD SECURITY / FOOD INDUSTRY / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексашкина А. А., Белокурова Е. С., Зыбин Олег Сергеевич

Статья посвящена проблеме повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой отечественными пищевыми предприятиями. Особое значение эта проблема приобретает в условиях вступления нашей страны в ВТО и окончательного открытия отечественного рынка для зарубежных поставщиков. При этом конкурентоспособность отечественной продукции важна не только для выживания российских предприятий пищевой промышленности, но и для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны. В качестве инструментария повышения конкурентоспособности предложено улучшение качественных характеристик товара и придание ему эмоциональной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER COMPETITIVENESS OF PRODUCTS AS A BASIS OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF FOOD INDUSTRY COMPANIES

This article is dedicated to the problem of competitiveness of products of the Russian food industry. This problem is very important as after the integration of Russia into the WTO the local market became completely open for foreign suppliers. We also highlight that competitiveness of local food products is crucial not only for sur Vival of Russian food producers but also for food security of Russia. High level of competitiveness can be reached through increase of quality and emotional value of products.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности товаров как основа стратегии развития предприятий пищевой промышленности»

УДК 658.009.12 ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Алексашкина А. А., Белокурова Е. С., Зыбин О. С.

Статья посвящена проблеме повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой отечественными пищевыми предприятиями. Особое значение эта проблема приобретает в условиях вступления нашей страны в ВТО и окончательного открытия отечественного рынка для зарубежных поставщиков. При этом конкурентоспособность отечественной продукции важна не только для выживания российских предприятий пищевой промышленности, но и для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны. В качестве инструментария повышения конкурентоспособности предложено улучшение качественных характеристик товара и придание ему эмоциональной ценности.

Ключевые слова: конкурентоспособность товара, продовольственная безопасность, пищевая промышленность, рыночная экономика.

HIGHER COMPETITIVENESS OF PRODUCTS AS A BASIS OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF FOOD INSUSTRY COMPANIES

Aleksashkina A. A., Belokurova E. S., Zybin O. S.

This article is dedicated to the problem of competitiveness of products of the Russian food industry. This problem is very important as after the integration of Russia into the WTO the local market became completely open for foreign suppliers. We also highlight that competitiveness of local food products is crucial not only for sur-

vival of Russian food producers but also for food security of Russia. High level of competitiveness can be reached through increase of quality and emotional value of products.

Keywords: competitiveness of goods, food security, food industry, market economy.

В настоящее время, благодаря вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), можно ожидать прихода иностранных компаний на отечественный потребительский рынок, что приведет к усилению конкуренции во всех отраслях экономики. Это может привести к снижению уровня цен на рынке и увеличению расходов на маркетинговую деятельность отечественных компаний для сохранения устойчивого положения на рынке. В совокупности эти факторы отрицательно скажутся на рентабельности работы российских компаний, и могут, вместо обеспечения их устойчивого развития, напротив, создать угрозу для их существования.

Сегодня, по прогнозам специалистов, многие отечественные компании не готовы к конкурентной борьбе, могут не выдержать конкуренции и уйти с рынка, что приведёт к потере рабочих мест и социальной напряженности в обществе. Поэтому отечественным производителям и торговым организациям необходимо заняться повышением своей конкурентоспособности. Не все предприятия готовы к этому шагу, они не придают достаточного значения конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой ими продукции в условиях глобализованной рыночной экономики [1], удовлетворяясь поддержанием его внутри-страновой конкурентоспособности. Дело в том, что товар, даже при наличии более качественных аналогов, выпускаемых в других странах, может быть конкурентоспособным в условиях закрытой экономики (например, при наличии высоких ввозных пошлин - которые делают эти более качественные аналоги непривлекательными для локальных потребителей). Он может быть конкурентоспособным и в открытой экономике - при условии, например, что импортный

продукт непривлекателен для потребителей из-за своей слишком высокой цены (предпочтение отдается местным продуктам, которые, хотя и обладают невысоким качеством, однако стоят существенно дешевле) или по причине несоответствия культурным предпочтения локальных потребителей. Однако если устранить таможенные пошлины в условиях, когда уровень доходов и запросов, а также тип культурных предпочтений местных потребителей в целом несильно отличаются от мировых, есть риск того, что часть национальных производителей, не успевших нарастить качества своего товара до мирового уровня, будет вынуждена уйти с рынка.

В нашей стране системно и профессионально проблемами конкурентоспособности не занимались по той причине, что не было необходимости (из-за монополизации производителей и продавцов продукции). В Советском Союзе существовала государственная форма собственности, при которой производство и потребление товаров регулировалось административно-командными методами. В таких условиях проблема конкурентоспособности реализуемой продукции практически отсутствовала.

Товары, продаваемые на внутреннем рынке, часто были неконкурентоспособными на мировом уровне (хотя были и исключения из этой тенденции), а так как большинство производимых товаров были в дефиците, то в любом случае хорошо продавались в магазинах. Низким качеством отличалась не только готовая продукция, зачастую неконкурентоспособными были и сами предприятия. Всё это привело к тому, что в 1998 году по оценке Всемирного экономического форума по уровню конкурентоспособности своих товаров и услуг Россия находилась на 127 месте среди 180 оцениваемых стран.

Более высокого качества были экспортируемые товары, потому что они реализовывались на внешнем рынке, и там сталкивались с конкуренцией.

В настоящий момент вопросы конкурентоспособности актуальны для производителей, которые экспортируют свою продукцию. Поставляя продукцию на внешний рынок, они сравнивают отечественные и зарубежные товары

по шкале цена-качество и стремятся к повышению качества и уменьшению издержек при их производстве, а соответственно и снижению цены. Среди пищевых предприятий таких производителей немного. По данным Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности конкурентоспособную продукцию выпускают кондитерские фабрики, предприятия безалкогольной промышленности и пивоваренные предприятия. Эти производители экспортируют свою продукцию, но пока доля экспорта их продукции в общем объёме экспорта продовольствия из России невелика, по итогам 2009 года основную долю экспорта составляло продовольственное зерно.

Ещё рано делать прогнозы, но можно констатировать, что небывалая засуха в средних и южных областях России в этом году привела к низким урожаям зерновых культур, поэтому в 2012 году доля экспорта продовольственного зерна ожидается ниже обычной.

В последние годы отечественный потребительский рынок претерпел значительные изменения; в нашу страну стали поступать товары импортного производства в больших количествах. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Многие товары отечественных производителей не выдерживают в конкурентной борьбе с импортными товарами-аналогами, так как продукция импортного производства более высокого качества и поэтому пользуется большим спросом. В некоторых случаях поступают и продаются импортные товары невысокого качества, но они значительно дешевле, чем наши и поэтому конкурентоспособнее.

Если рассмотреть продукцию предприятий пищевой промышленности, то мы видим, что в настоящее время большое количество сырья и готовой продукции закупается в зарубежных странах. Среди поставляемого в Россию продовольствия есть такие виды продукции, которые в нашей стране не произрастают и всегда ввозились из-за рубежа: кофе, какао-бобы, чай. Нужно отметить, что чай выращивается в Краснодарском крае, но доля его в общем количестве реализуемого в России чая невелика. По различным видам плодоовощных консер-

вов доля продукции импортного производства представленной на отечественном рынке составляет более 80 %. И по другим видам продовольственных товаров большое количество сырья или вспомогательных ингредиентов, используемых в пищевой промышленности, импортного производства.

По данным, представленным Департаментом пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза России, внутренний рынок нашей страны характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта, который формирует более 40% ресурсов, а это уже представляет угрозу продовольственной и экономической безопасности России [3].

Жители страны ежемесячно тратят примерно 50% зарплаты на продукты питания. А учитывая, что около 60% продуктов - импортного производства, получается, что основные денежные потоки уходят за границу, увеличивается отток капитала из страны, что грозит экономической безопасности России. Так как большая доля импортных продовольственных товаров определяет степень продовольственной зависимости от стран-поставщиков, то это является рычагом политического давления на страну [1].

В настоящее время одна из основных задач - это увеличение доли продовольственных товаров отечественного производства на российском потребительском рынке. Одним из узких мест в решении данного вопроса является развитие отечественной сырьевой базы. Для увеличения производства отечественного сырья Правительством РФ принимаются неотложные меры по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы, принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года за № 446. Приоритетными задачами государственной программы являются: обеспечение ускоренного развития значимых отраслей сельского хозяйства, совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение ме-

ханизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле до 70%.

Следующим шагом по обеспечению продовольственной безопасности России стал Указ Президента РФ № 120 от 30 января 2010 г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности», которая включает в себя цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны.

Очевидно, что задача обеспечения продовольственной безопасности тесно связана с необходимостью наращивать конкурентоспособность отечественных продуктов питания - ведь в том случае, если товары российского производства будут уступать импортным по соотношению «цена-качество», очевидно, что потребители будут отдавать предпочтение зарубежной продукции. В этих условиях развитие российского пищепрома будет невозможно.

Одними из первых в пищевой отрасли с проблемами конкурентоспособности столкнулись предприятия пивоваренной промышленности. Они достигли успехов в улучшении качества и повышении конкурентоспособности своей продукции, благодаря чему в настоящее время продукция пивоварения экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Но у этих предприятий существуют определенные проблемы. Так, хмель - один из востребованных видов сырья, используемого в данной отрасли, в настоящее время применяется в основном импортного производства.

Каждая страна стремится защитить свои экономические интересы и в случае низких урожаев своей продукции имеет право вводить квоты, повышать таможенные пошлины на вывоз своей продукции. Поэтому может возникнуть ситуация, когда хмеля или продуктов его переработки не будет хватать для нужд отечественного пивоварения.

На сегодня проблема повышения конкурентоспособности отечественной продукции стала одной из основных задач деятельности как производственных,

так и торговых предприятий. Если в 90-х годов ХХ века - основная политика производителей была направлена на увеличение количества выпускаемой продукции, то в настоящее время направление развития изменилось в сторону улучшения качества и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. В современных экономических условиях главным направлением развития финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегий отечественного производителя стало повышение конкурентоспособности выпускаемого товара, что необходимо для устойчивого закрепления производителя на рынке [2].

В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной на рынке, требуются новые подходы к организации производства и сбыта товаров. И, прежде всего, новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения инноваций и современных технологий. Наиболее актуальны эти вопросы в настоящее время, когда Россия вступает в ВТО. Конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в новых условиях хозяйствования. При этом фирма имеет возможность достичь такого уровня конкурентоспособности, который помог бы ей выживать достаточно длительное время.

В связи с этим перед организацией встает проблема стратегического и тактического развития, способности предприятия управлять и выживать в изменяющихся рыночных условиях. Управление конкурентоспособностью предполагает использование действенных мер по совершенствованию качества выпускаемых товаров, постоянному поиску новых каналов сбыта и действующих покупателей, улучшению сервисного обслуживания - иными словами, каждый элемент сформированного компанией комплекса маркетинга [4] должен лучше соответствовать ожиданиям и предпочтениям ее целевой аудитории, чем аналогичный элемент комплекса маркетинга ее конкурентов. За счет этого компания сможет максимизировать свой доход и нарастить стоимость бренда благодаря возможности привлекать больше покупателей, которые, к тому же, будут гото-

вы выплачивать дополнительную ценовую премию (связанную с лучшим соответствием компании запросам потребителей) [5].

Очевидно, что товар в этом комплексе маркетинга играет ключевую роль, поскольку именно за ним клиент обращается в компанию, и именно продажа товара является источником дохода для компании (и именно при приобретении товара происходит выплата упомянутой выше ценовой премии). Остальные элементы комплекса маркетинга способны дополнить удовлетворение, получаемое клиентом от товара, но не заменить его. Именно по этой причине компании необходимо наращивать конкурентоспособность своего товара - как за счет улучшения его физических характеристик, так и путем придания ему эмоциональной ценности. В противном случае компания рискует оказаться вытесненной с рынка.

Список литературы

1. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Высшее образование, 2007.

2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.

3. Колончин К. В. Состояние и перспективы развития отраслей пищевой промышленности // Пиво и напитки. 2009. № 1. С. 4-5.

4. Котляров И. Д. Комплекс маркетинга: попытка критического анализа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №4. ЦКЬ: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/kotliarov.pdf (дата обращения 30.05.2012).

5. Котляров И. Д. Оценка стоимости бренда и классификация брендов // Практический маркетинг. 2011. № 7. С. 11-17.

References

1. Lifits I. N. Konkurentosposobnost tovarov i uslug [Competitiveness of Products and Services]. M.: Vysshee obrazovanie, 2007.

2. Porter M. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasley i konkurentov [Concurrent Strategy: A Method of Analysis of Industries and Concurrents]. M.: Alpina Bizness Buks, 2005.

3. Kolonchin K. V. Pivo i napitki [Beer and beverages], no. 1 (2009): 4-5.

4. Kotliarov I. D. Sovremennye issledovaniya socialnykh problem [Modern

Research of Social Problems], no. 4 (2012). http://sisp.nkras.ru/e-

ru/issues/2012/4/kotliarov.pdf (accessed May З0, 2012).

5. Kotliarov I. D. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], no. 7 (2011):

11-17.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Алексашкина А. А., аспирант, кафедра внешнеэкономической деятельности и торгового дела

Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет Россия, 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская д. 50 E-mail: ved@ice.spb.ru

Белокурова Е.С., аспирант, кафедра внешнеэкономической деятельности и торгового дела

Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет Россия, 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская д. 50 E-mail: ved@ice.spb.ru

Зыбин Олег Сергеевич, кандидат экономических наук, профессор, кафедра внешнеэкономической деятельности и торгового дела

Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет Россия, 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская д. 50 E-mail: ved@ice.spb.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Aleksashkina A. A., Ph. D. Student, Chair of Commerce and International Trade

St. Petersburg State University of Trade and Economics 50, Novorossiyskaya Str., St. Petersburg 194021 Russia E-mail: ved@ice.spb.ru

Belokurova E. S., Ph. D. Student, Chair of Commerce and International Trade

St. Petersburg State University of Trade and Economics 50, Novorossiyskaya Str., St. Petersburg 194021 Russia E-mail: ved@ice.spb.ru

Zybin Oleg Sergeevich, Ph. D., Professor, Chair of Commerce and International Trade

St. Petersburg State University of Trade and Economics 50, Novorossiyskaya Str., St. Petersburg 194021 Russia E-mail: ved@ice.spb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.