Научная статья на тему 'Рынок электронной коммерции и деловая среда: теоретический аспект'

Рынок электронной коммерции и деловая среда: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market – these are not only the general economic category, inherent to one degree or another in all development stages of civilization, public production, but this simultaneously complex socialphilosophical concept. In this article on the basis of institutional approach the factors, necessary for the formation and the valuable functioning of the market for the electronic commerce are studied.

Текст научной работы на тему «Рынок электронной коммерции и деловая среда: теоретический аспект»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 1. С. 44-47 © Т.Б. Дороболюк, 2006

УДК 338.46

РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ДЕЛОВАЯ СРЕДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Т.Б. Дороболюк

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Market - these are not only the general economic category, inherent to one degree or another in all development stages of civilization, public production, but this simultaneously complex social- philosophical concept. In this article on the basis of institutional approach the factors, necessary for the formation and the valuable functioning of the market for the electronic commerce are studied.

Момент начала смены политического режима и экономических отношений застал врасплох ученые круги. Теории социалистической экономики не рассматривали альтернативного пути развития, экономисты до перестройки были лишены возможности достаточно исследовать рынок по идеологическим причинам.

Переход России от командно-бюрократических отношений к смешанной экономической системе происходит в рамках не эволюционной, а «шоковой» модели. Данная модель, разработанная в среде международных финансовых организаций и американского экономического истеблишмента, примененная в постсоциалистической России, оказалась совершенно неадекватной запланированным результатам.

Преобразования в экономике не могут иметь быстрого эффекта, так как затрагивают не только политику, право, но и социально-психологический аспект. Люди, воспитанные в социально-политической среде, основанной на страхе и обмане, не могут адаптироваться к изменяющимся условиям. Для этого потребуется большое количество времени.

Следует отметить, что рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, общественного производства, но одновременно сложное социально-философское понятие. Его воздействие не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человечества рынок обязательно испытывает влияние со стороны национальных, культурных, нравственных, религиозных, психологических особенностей развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах.

«Ныне в экономике нашей страны осуществляются реформы рыночного характера. Специфика заключается в том, что по сравнению с развитыми странами у нас относительно низкий уровень развития производительных сил, ослаблены международные связи, сохраняются в значительной мере командно-бюрократические методы хозяйствования. Кроме того, отмечается незначительность сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе по объему производимой продукции, непопулярность, отчужденность государственной власти, отсутствие единого экономического пространства. Отношение к формированию рыночных механизмов в нашей стране носит противоречивый характер» [4, с. 121-122].

Исследуем факторы, необходимые для формирования и полноценного функционирования рынка и деловой среды общества, основываясь на институциональном подходе.

Экономическая социология рассматривает общество как социокультурную систему. Т. Парсонс (1902-1979), представитель американского функционализма, сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы (по [3, с. 56]):

1. Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

2. Оно должно быть целеориентированным, способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения.

3. Оно должно обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

4. Оно должно иметь способность к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе.

Таким образом, Т. Парсонс выделил четыре основные функции общества как саморегулирующейся, самовоспроизводящейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства

структуры. Эти функции социальной системы обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры - подсистема верований, морали, органы социализации, включая семью и институты образования.

Системный подход к объяснению общественной жизни предполагает, что все функции одинаково важны и только полнота их набора (целостность) и выполнение каждой функцией своего предназначения является основой стабильности общества. Умаление или возвышение любой из функций чревато негативными последствиями для общества. Недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений. Гипертрофирование, разбухание политических институтов способно привести к установлению тоталитарной системы, которая придавит все формы свободного волеизъявления личности и объединений, размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов, ведет к социальной энтропии.

Может возникнуть вопрос о том, что один из факторов является доминирующим и все остальные находятся в строгом подчинении по отношении к нему. Однако при построении модели деловой среды мы исходим из того, что четыре главных фактора равноправны, необходимы и достаточны по отношению друг к другу. Данная мысль подтверждается словами М. Гельвановского: «Эту сложность многие исследователи склонны недооценивать и часто сводят проблему к какой-то одной стороне - социальной, политической, а чаще всего экономической. По нашему мнению, недоучет хотя бы одной из составляющих этой комбинации заведомо обрекает всю систему разрабатываемых мер на провал» [1].

Итак, в основу построения идеальной модели деловой среды положены четыре главных компонента - это политика, право, экономика и социальная сфера. Данные компоненты находятся в определенной зависимости друг с другом и образуют среду своего функционирования и развития. На рисунке компоненты представлены в виде четырех больших пересекающихся множеств, которые образуют сложную композицию.

Архитектура деловой среды представлена интегральными и узловыми компонентами. Точки пересечения и образованные сегменты полей пронумерованы (начиная с середины по часовой стрелке) от 1 до 28, тем самым формируя совершенное множество (замкнутое множество, не имеющее изолированных точек), имеющее совершенные делители - 1, 2, 4, 7, 14 - главные компоненты, которые определяют развитие рынка и деловой среды в обществе.

Компоненты деловой среды

1) качество;

2) предложение;

3) цена;

4) спрос;

5) конкуренция;

6) информация;

7) стабильность политического режима;

8) уровень платежеспособности населения;

9) образовательный уровень нации;

10) инновация;

11) национальные традиции, обычаи;

12) доверие в системе;

13) уровень профессиональной подготовки рабочей силы;

14) степень развития инфраструктуры;

15) степень развития экономической свободы;

16) безопасность;

17) ПРАВО;

18) СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР;

19) ЭКОНОМИКА;

20) ПОЛИТИКА;

21) законодательная база;

22) национальные ценности;

23) потребности;

24) налоги;

25) правовая культура;

26) культура духовная;

27) культура материальная;

28) экологическая культура

Деловая среда рассматривается как сложная большая эргатическая система, обладающая специфическими особыми свойствами:

1. Системность. Логико-семантическая структурная модель отвечает всем требованиям теории систем в части функционирования всех двадцати восьми факторов на конечный результат (состояние) в триаде «качество-движение-экология».

2. Симметричность. Архитектура и конструкция деловой среды не противоречит фундаментальному закону симметрии и сохранения в природе. Законы сохранения выражают тот факт, что при всевозможных сложных явлениях физических объектов какие-то величины остаются постоянными.

3. Синергия. Деловая среда как система представляет собой единое целое, где совместные действия индивидов в пространстве и времени направлены на достижение желаемого результата. Пространство выражает сосуществование, структурность и протяженность любых взаимодействующих объектов. Из общих свойств пространства и времени необходимо указать на их объективность от человеческого сознания, неразрывную связь друг с другом и с движением.

Пересечением главных компонентов образуется область, фокусирующая действия субъектов предпринимательства - система взаимодействия участников (рынок). По словам Л. фон Мизеса, «рынок - это фокус, в котором сходятся деятельность индивидуумов, центр, из которого расходится деятельность индивидуумов» [2, с. 244]. Главные и определяющие компоненты взаимодействия в системе «продавец - покупатель»: качество (1), предложение (2), цена (3), спрос (4).

Спрос - это форма платежеспособной потребности, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары. Он находится под воздействием таких рыночных факторов, как доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, цена на данный товар и его качество (имеется в виду технико-экономическое понятие «качество» как «совокупность характеристик объекта, имеющих отношение к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» [5, с. 308]).

Предложение товаров на рынке - способность производить и предлагать к продаже товары, стимулируя их приобретение рыночными ценами.

Ценообразование в рыночной экономике - процесс установления конкурентной равновесной цены в соответствии со спросом и предложением товаров на рынке.

Объектом рыночного обмена выступает товар. Он обладает двумя свойствами: удовлетворять потребность людей и обмениваться. С развитием рыночных отношений из всего многообразия товаров выделяется особый товар - деньги. Деньги, обладая способностью конвертироваться во все другие виды товара при необязательной возможности обратной конвертации, становятся товаром более высокого по сравнению со всеми другими товарами уровня, ранга.

Таким образом, «спрос» - «предложение», «цена» - «качество» в реальном ситуационном окружении определяют возможности активности рыночных отношений с учетом политических и макроэкономических факторов, с одной стороны, и нормальным социальным поведением и системой законодательства (с участием структур, обеспечивающих выполнение законов), с другой стороны.

Успешное функционирование деловой среды общества определяют два основных фактора. Первый - опора на право, законодательство, адекватно отражающие происходящие в обществе процессы. Второй фактор - информация (6) и системный подход к принятию управленческих решений в

организации общества. В этом направлении важным аспектом является развитие инфраструктуры (14) и политика государства в этой области (20). Последняя, как показывает анализ матрицы деловой среды, взаимосвязана с более чем 24 компонентами. Требуется выявление данных взаимосвязей и закономерностей, что позволит объективно подойти к анализу работы хозяйственного механизма общества, функционирующего с элементами рынка. Это позволит создать новую юридическую базу, опережающую и направляющую расширение рыночных отношений.

Необходимо отметить, что оба этих фактора существенно зависят от массовой психологии, господствующей в данном обществе. Из этого следует, что любые законы не действуют автоматически (подобно законам природы), их действие обусловлено зачастую неосознанным желанием или нежеланием граждан их выполнять. В то же время само предназначение принимаемых законов состоит в постепенном изменении психологии общества в желаемом направлении.

При кризисной ситуации в любом из основных компонентов показанной структуры, например в экономике, множество, обозначающее на модели данный фактор (19), сужается (см. рис.), тем самым сжимается или перестает вообще функционировать рынок. Отсутствие рынка в советский период можно пояснить поглощением целого своей частью - право, экономика, социальный фактор были поглощены политической подсистемой.

В качестве примера приложения предлагаемой модели рассмотрим состояние одной из современных отраслей торговли - электронного бизнеса в Омске и Омской области.

Слабо развита (и зачастую просто неизвестна гражданам) система электронных платежей, например, Web-money. Уровень защищенности в этой системе довольно низок, в основном из -за неразвитости законодательства об электронных платежных системах. То есть сужение множества правового фактора на описываемой модели приводит к снижению возможностей рынка электронной коммерции.

На сегодняшний день в Омске не существует региональных программ поддержки развития направлений электронного бизнеса для предприятий, что ведет к их убыточности на начальных этапах развития (мировые показатели говорят о 50 % проектов как о работающих в убыток, для Омска этот показатель находится в рамках 100 % убыточности, и это лишний раз подтверждает необходимость вмешательства региональных властей).

Для создания или интеграции бизнеса в Интернет нужны достаточно большие инвестиции, немногие предприятия Омского региона могут найти средства для интересных Интернет-проектов. В связи с этим необходимо отметить, что если еще 2 года назад в Омском Интернете работали несколько полноценных Интернет-магазинов, то на сегодняшний день они ликвидированы, так как изначально были убыточными и работали на перспективу. Со временем ситуация не только не улучшилась, а даже наоборот - исчезла перспектива подобных проектов. И это несмотря на то, что в 2000-2002 гг. был принят ряд законов, способствующих развитию российского Интернета и электронной коммерции в частности.

Вывод. В статье затронуты вопросы о нормальном функционировании деловой среды и ее фокуса - рыночных отношений. Стабильность деятельности предпринимательской среды возможна при полноценном функционировании политики, права, социального фактора и экономики. Предложенная модель деловой среды носит универсальный характер и может быть использована для любого отраслевого рынка.

1. Гельвановский М. Социальные конфликты и предпринимательская деятельность // Реформа: Бюллетень. 1996. № 3. С. 20.

2. Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Пер. А.В. Куряева. Челябинск: Социум, 2005. 878 с.

3. РадугинА.А., Радугин К.А. Социология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Центр, 2000. 244 с.

4. СамсинА.И. Основы философии экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 271 с.

5. Стандартизация и управление качеством продукции / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Куп-ряков и др.; Под ред. проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 487 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.