Научная статья на тему 'Деловая среда малого и среднего предпринимательства города Омска: анализ с применением компонентов авторской модели'

Деловая среда малого и среднего предпринимательства города Омска: анализ с применением компонентов авторской модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / BUSINESS ENVIRONMENT / LEGISLATIVE BASE / NATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дороболюк Татьяна Борисовна

В статье проведен анализ деловой среды омского бизнеса с использованием разработанной авторской модели, представить изменения, происходящие в сфере малого и среднего бизнеса Омска и Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дороболюк Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ENVIRONMENT OF SMALL AND MIDDLE ENTERPRISE IN OMSK CITY: ANALYSIS WITH THE USE OF COMPONENTS OF AUTHOR''S MODEL

The article describes the analysis of business environment and changes that occur in small and medium-sized enterprises in Omsk region. The author presents his own model.

Текст научной работы на тему «Деловая среда малого и среднего предпринимательства города Омска: анализ с применением компонентов авторской модели»

УДК 338.242.346.26

ДЕЛОВАЯ СРЕДА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДА ОМСКА: АНАЛИЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПОНЕНТОВ АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ

BUSINESS ENVIRONMENT OF SMALL AND MIDDLE ENTERPRISE IN OMSK CITY: ANALYSIS WITH THE USE OF COMPONENTS OF AUTHOR'S MODEL

Т.Б. Дороболюк T.B. Dorobolyuk

Администрация города Омска

В статье проведен анализ деловой среды омского бизнеса с использованием разработанной авторской модели, представить изменения, происходящие в сфере малого и среднего бизнеса Омска и Омской области.

The article describes the analysis of business environment and changes that occur in small and medium-sized enterprises in Omsk region. The author presents his own model.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, деловая среда, законодательная база, национальные ценности.

Key words: small and medium-sized enterprises, business environment, legislative base, national values.

Экономическое и социальное развитие является результатом управления.

Можно сказать без лишнего упрощения, что не существует «слаборазвитых стран». Есть только «слабо управляемые страны».

Вгыекег, 1974

Анализ статистических данных. Данные официальной статистики за последний год свидетельствуют об отрицательной динамике ряда показателей по малому и среднему бизнесу. Так, на 1 января 2011 г. количество индивидуальных предпринимателей, не являющихся юридическими лицами (далее - индивидуальные предприниматели), учтенных в составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов, по Омску составило 47 035 единиц, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года 92,4 % (всего по Омской области -63 923 и 94,5 % соответственно).

На 1 июля 2011 г. количество индивидуальных предпринимателей, учтенных в составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов, по Омску составило 44 431 единицу, по отношению к аналогичному периоду пре-

дыдущего года 92,3 % (всего по Омской области - 60 868 и 95,2 % соответственно).

Таким образом, как по Омской области, так и по Омску наблюдается снижение количества индивидуальных предпринимателей. За первое полугодие 2011 г. по Омску количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 2604 единицы, по Омской области -на 3055 (таблица 1).

При этом предпринимательская активность в Омске выше, чем в районах области, почти вдвое. Это хорошо заметно по общепризнанному для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления показателю «число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения» [1]. Расчет для индивидуальных предпринимателей по данному показателю представлен в таблице 1.

Для сравнения. Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в Новосибирской области на 1 января 2011 г. - 70 472, число индивидуальных предпринимателей на 10 тыс. человек населения - 263.

Таблица 1

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей

Кол-во зарегистрированных ИП На 1 января 2011 г. На 1 июля 2011 г.

Всего На 10 тыс. чел. населения Всего На 10 тыс. чел. населения

По Омску 47035 40S 44431 3S5

По районам Омской области 1б888 205 1б437 200

По Российской Федерации 277 274

© Т.Б. Дороболюк, 2012

Внимание к индивидуальным предпринимателям не случайно, так как рост субъектов малого и среднего предпринимательства (этот показатель рассчитывается с учетом индивидуальных предпринимателей) является одним из основных индикаторов развития экономики.

Сокращение числа индивидуальных предпринимателей (как в Омске, так и в районах области) - общероссийская тенденция. Каковы ее причины? Попробуем разобраться в этом вопросе.

По нашему мнению, происходит стабилизация числа действующих индивидуальных предпринимателей.

По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат), в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов на 1 января 2010 г. состояло на учете в Омской области 67,7 тыс. индивидуальных предпринимателей, из них по итогам федерального статистического выборочного обследова-

Таким образом, снижение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей не является тенденцией отрицательной. Если перейти к категориям диалектики и всеобщему закону развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления, то можно говорить о законе перехода количественных изменений в качественные применительно к данному случаю. Направленность происходящих изменений прогрессивна в связи с тем, что возникает предпринимательское сообщество более высокого качества: недействующий бизнес (в том числе лжепредприни-мательство - это создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды и т. д.) перестает существовать, Омскстат перестает учитывать так называемые фирмы-«однодневки».

Основная причина сокращения числа индивидуальных предпринимателей - это изменение законодательства на федеральном уровне (Федеральный закон от 24 июля 2009 г.

ния в 2009 г. 45,7 тыс. человек осуществляли предпринимательскую деятельность. То есть фактически осуществляли деятельность только

67,5 % индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, снижение количества индивидуальных предпринимателей - это объективная ситуация, вызванная тем, что предприниматели, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, вынуждены сниматься с регистрационного учета.

В результате изменяется качественный состав действующих индивидуальных предпринимателей: в случае, если бизнес не приносит желаемой прибыли, предприниматели закрывают свое дело. Некоторые предприниматели проводят реорганизацию действующего бизнеса, объединяясь в одно юридическое лицо. Конкурентоспособные предприниматели продолжают работать.

При этом в Омске растет общее число малых и микропредприятий - юридических лиц (см. таблицу 2).

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»), в частности, увеличение ставки страховых взносов во внебюджетные фонды до 34 %.

Для индивидуальных предпринимателей, даже неосуществляющих предпринимательскую деятельность, стоимость страхового года (фиксированная сумма, которую каждый индивидуальный предприниматель обязан заплатить в течение года в Пенсионный фонд РФ, Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования независимо от того, ведет ли он какую-либо деятельность или нет, приносит она ему доход или нет) изменялась следующим образом:

- до 2007 г. фиксированный платеж уплачивался индивидуальным предпринимателем в минимальном размере - 150 рублей, так как рассчитанный на месяц размер фиксированного платежа за 2002-2006 гг. не превышал минимального размера фиксированного платежа,

Т аблица 2

Динамика количества организаций малого предпринимательства Омска

Кол-во организаций, ед. На 1 января 2011 г. На 1 июля 2011 г.

Малые предприятия 2614 2663

Микропредприятия 27 998 28 497

ИТОГО 30 612 31 160

установленного ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»:

- в 2007 г. - 1848,0 руб.;

- в 2008 г. - 3864,0 руб.;

- в 2009 г. - 7274,0 руб.;

- в 2010 г. - 12 002,76 руб.;

- в 2011 г. - 16 159,56 руб.

В сложившейся ситуации уместно упомянуть о кривой Лаффера. Американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства.

В результате повышения ставки страховых взносов многие компании, особенно малые и микропредприятия, переходят на выплату части заработной платы «в конверте», что приводит к негативным последствиям. Бюджеты различных уровней не получают огромные суммы доходов, а работники теряют свои социальные гарантии.

Предположение о значительном влиянии действующего законодательства на изменение количества индивидуальных предпринимателей подтверждается комплексным исследованием состояния и тенденций развития малого и среднего предпринимательства на территории Омска, проведенным в 2011 г. в рамках мероприятий долгосрочной целевой программы Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010-2015 годы». Выборочная совокупность - 200 человек (руководители организаций малого и среднего бизнеса и индивидуальные предприниматели).

По результатам анкетирования выявлены факторы, оказавшие наибольшее негативное воздействие на результаты деятельности организаций малого и среднего бизнеса Омска (по приоритетности для всех типов предприятий):

- увеличилась налоговая нагрузка -

56.5 %;

- усилилась конкуренция в вашей сфере -

46.5 %;

- повысились энерготарифы - 43,5 %;

- стало сложнее найти квалифицированные кадры по приемлемой цене - 39 %;

- повысились тарифы на перевозки, ухудшилась транспортная инфраструктура -

34.5 %;

- спрос на рынке снизился, снизилась покупательная способность - 26,5 %;

- повысились ставки по кредитам - 13,5 %.

Обозначив основные объективные тенденции изменения количественного и качественного состава субъектов малого и среднего пред-

принимательства Омска, обратимся к иным категориям, представленным в сфере бизнеса.

Дать объективную картину качественного состава субъектов малого и среднего предпринимательства невозможно без характеристики малых, микропредприятий и предприятий среднего бизнеса на территории Омска и Омской области.

Расчеты, проведенные на основе информации Омскстата, показывают, что по итогам первого полугодия 2011 г. темпы роста основных показателей деятельности малых предприятий Омска превышают темпы роста аналогичных показателей по Омской области в целом (см. таблицу 3).

Стабильные темпы развития малого и среднего предпринимательства Омской области обусловлены темпами развития малого и среднего предпринимательства Омска, поскольку в городе действует около 90 % (88,7 %) от общей численности малых предприятий Омской области.

10 % предприятий, зарегистрированных в муниципальных районах, не могут оказать существенного влияния на показатели статистики Омской области по малому предпринимательству.

Таким образом, несмотря на снижение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, малый бизнес Омска демонстрирует положительную динамику основных экономических показателей.

Анализ деловой среды Омска на основе компонентов авторской модели. Цель дальнейшего исследования - провести анализ деловой среды омского бизнеса с использованием некоторых компонентов авторской модели [2], обосновать изменения, происходящие в сфере малого и среднего бизнеса Омска и Омской области.

Проведенный анализ показал, что деловая среда является составляющей взаимодействия четырех факторов (см. рис. 1): политика, право, экономика и социальный фактор. Обоснование выбора данных факторов дается по Т. Парсонсу, который определял, что функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры - подсистема верований, морали, органы социализации, включая семью и институты образования. Функциональный подход к объяснению предпринимательской структуры как части общества и его деловой среды предполагает, что все функции одинаково важны и только их полнота набора (целостность) и выполнение

каждой функцией своего предназначения является законом стабильности функционирования предпринимательства как структуры общества. Умаление или возвышение любой из функций чревато негативными последствиями.

Например, недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений, что связано с ограничением предпринимательской активности.

Таблица 3

Основные показатели деятельности организаций малого предпринимательства

(без микропредприятий)

Область, город Январь -июнь 2010 г. Январь -июнь 2011 г. В % январь -июнь 2011 г. к январю -июню 2010 г.

Число организаций, единиц

Омская область 2 892 3 003 103,8

Омск 2 421 2 663 110,0

Число работников списочного состава (без внешних совместителей)

Омская область 82 820 85 182 102,9

Омск 65 311 70 456 107,9

Фонд начисленной заработной платы, млн руб.

Омская область 7 995 9 163 114,6

Омск 6 673 8 028 120,3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб.

Омская область 16 090 17 928 111,4

Омск 17 029 18 989 111,5

Оборот организаций, млн рублей

Омская область 41 486 49 676 119,7

Омск 35 332 44 864 127,0

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг (без НДС и акцизов), млн руб.

Омская область 20 866 23 056 110,5

Омск 17 578 20 622 117,3

Объем платных услуг населению (с учетом НДС, акцизов и других аналогичных платежей), млн руб.

Омская область 2 330 2 817 120,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Омск 1 950 2 499 128,1

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Омская область 561 918 163,6

Омск 467 814 174,5

Авторская модель деловой среды (рис. 1), в центре которой расположен «рынок», представлена графически с использованием знаковой непрерывной числовой последовательности, построенной на втором ряде совершенных чисел: 28 = 22 х (23 - 1) = 4 х 7, где 4 -число факторов модели деловой среды (политика, экономика, право и социальный фактор), а 7 - число параметров среды. Компоненты модели деловой среды с учетом свойств совершенных чисел можно представить тождеством: 1 + 2 + 7 + 14 = 28. Последнее французский математик Лиувилль записал в виде: (4 х 6) + 4 = 28, применительно к модели деловой среды предпринимательства (4 х 6) - материальное ядро модели (инвариант недревесно-

сти), 4 - кора модели деловой среды, определяется компонентами культуры (инвариант древесности).

Структура модели включает компоненты различной природы. Это не случайно, так как предпринимательство представляет собой важнейшую часть не только политической, социальной, экономической жизни, но и скрепляется разнообразными нормами, правилами, нравственными обязательствами, которые в совокупности и формируют конкретную деловую среду.

Изучение модели деловой среды связано с построением матричной информационной модели (метод впервые разработан и использован ЦЭМИ АН СССР в 1960-х гг.).

Политический фактор

Социальный фактор

Рис. 1. Модель деловой среды

Исследуемые качественные (нечисловые) факторы характеризуются тем, что над ними нельзя выполнять арифметические операции. Соответственно, возникает потребность в методах, обеспечивающих совместную сопоставимую обработку разнородных числовых данных и данных нечисловой природы. Таким образом, цель дальнейшего исследования - с использованием статистических методов создание модели взаимодействия компонентов деловой среды. Для указания взаимодействия компонентов принята матрица размером 28 + 1 строк и столбцов, на пересечении которых символом (*) отображена связь его входного интерфейса с выходами других компонентов. Наименования компонентов первого столбца отображают их вход, а наименование этих же компонентов, записанных в первой строке, отображают их выход.

Абстрактное описание объекта модели деловой среды (объектом модели выступает избранный элемент реальности - «деловая среда» как совокупность внешних условий, влияю-

щих на предпринимателя в его инициативной, самостоятельной, особо рисковой, инновационной экономической деятельности) проведено методом «черного ящика», который используют в случаях, когда структура исследуемой системы имеет сложную иерархию, а системные свойства в целом невозможно вывести из свойств отдельных подсистем.

На рис. 2 по оси абсцисс отложены номера интервалов, по оси ординат - число компонентов, попавших в интервалы значений дискретного вариационного ряда.

Несмотря на то, что размах вариационного ряда был разный и соответственно равен Кп = 2,5; Ив = 3,0, на входе и выходе мы получили одинаковое количество - 6 интервалов. Во втором интервале на входе, включающем максимальное количество компонентов, и во втором интервале на выходе встречаются такие компоненты, как «предложение» (№ 2) и «налоги» (№ 24). Это свидетельствует о том, что функция, полученная нами на выходе (рис. 2), учитывает природу экономического процесса.

Анализ важнейших компонентов деловой среды с использованием метода «черного ящика» [2] на входе позволил выявить два важнейших компонента деловой среды: «законодательная база» (№ 21) и «национальные ценности» (№ 22) (имеется в виду господство традиционалистских ценностей, в которых существует приоритет предписанных норм и правил поведения субъектов (традиционных дей-

ствий) по сравнению с возможностями инновационных действий. Другой тип образуют западные общества, в которых приоритет отдается либеральным ценностям, или свободам и ответственности людей, возможностям для целерациональных инновационных действий), которые влияют на компоненты деловой среды на выходе (рис. 3).

Рис. 2. Функция деловой среды на выходе по количеству компонентов в интервале

Можно заключить, что законодательная база и национальные ценности формируют условия, представленные формальными и неформальными институтами, необходимыми для полноценного функционирования деловой среды предпринимательства и расширения рынка.

Законодательная база (21)

Национальные ценности (22)

ДС

— Предложение (2)

— Цена (3)

— Спрос (4)

— Степень развития инфраструктуры (14)

— Степень развития экономической свободы (15)

— Потребность (23)

Рис. 3. Взаимодействие компонентов деловой среды

Остановимся подробнее на двух компонентах модели деловой среды - «законодательная база» (№ 21) и «национальные ценности» (№ 22).

Учитывая тот факт, что каждому имени модели присвоено число от 1 до 28, применим свойства некоторых групп натуральных чисел для описания компонентов модели деловой среды. В данном случае применимы треугольники Тартальи - равенства единственные, каждое в своем роде, т. е. ни одного из этих равенств

нельзя начинать ни с какого другого натурального числа, отличного от первого числа соответствующего табличного равенства:

32 + 42 = 52;

102 + 112 + 122 = 132 + 142;

212 + 222 + 232 + 242 = 252 + 262 + 272.

Последнее равенство представляет для нас наибольший интерес, так как учитывает компоненты деловой среды предпринимательства и показывает следующие зависимости, отражающие гармонию модели деловой среды: «законо-

дательная база» (№ 21), «национальные ценности» (№ 22), «потребности» (№ 23) и «налоги» (№ 24) зависят от «правовой культуры» (№ 25), «культуры духовной» (№ 26) и «культуры материальной» (№ 27).

Тождество 212 + 222 + 232 + 242 = 252 + + 262 + 272 позволяет говорить о том, что сумма квадратов четырех последовательных натуральных чисел равна сумме квадратов следующих трех натуральных чисел. Тогда должно существовать равенство:

п2 + (п + 1)2 + (п + 2)2 + (п + 3)2 = (п + 4)2 + (п + 5)2 + (п + 6)2.

Трехчлен п2 - 18п - 63 = 0 обращается в нуль только при единственном натуральном значении п, именно п = 21 (в модели деловой среды - «законодательная база»).

Компонент № 21 является числом, которое по Гауссу можно представить в виде:

212 = (2п - 1)2 = п + (п + 1) + (п + 2) + ... + (3п - 2).

При п = 11 числовая последовательность выглядит следующим образом:

212 = 11 + 12 + 13 + 14 + + 28 + 29 + 30

+ 31.

Таким образом, выполнение арифметических действий над компонентами модели деловой среды, имеющими имя и число, приводит нас к возникновению дополнительных компонентов: «собственность» № 29, «участие» № 30, «ограничение» № 31.

Данные компоненты будут учитываться при проведении дальнейших исследований при решении сопряженной задачи «деловая среда» - «общественная среда».

Тот факт, что компонент «законодательная база» (№ 21) «порождает» новые связи в системе не случаен. Новые компоненты («собственность» № 29, «участие» № 30, «ограничение» № 31) являются основными принципами теории демократического капитализма Л. Келсо [3, с. 18]. Родоначальник теории демократического капитализма Л. Келсо утверждал, что без эффективного собственника невозможно создать общество подлинной демократии, так как отсутствует ее важный компонент - демократия экономическая.

Принципы демократического капитализма должны быть заложены в законодательной базе, регулирующей деятельность субъектов предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство по сей день не обладает правами полноценного собственника. Равенство прав подразумевает как минимум три составляющие: законодательное его закрепление, практику правоприменения, действенные ин-

струменты восстановления нарушенного права. Неразвитость любого из этих элементов приводит к потенциальному неравенству участников транзакций, неравноценности обменов и, следовательно, разрушению рыночных отношений.

Глобальное исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2011 году» [4] также подтверждает влияние законодательной базы на деловую среду предпринимательства и определило 123 место для России из 183 стран в рейтинге (за минувший год Россия опустилась в данном рейтинге на семь позиций). Существует девять индикаторов регулирования предпринимательской деятельности:

1. Регистрация предприятий.

2. Получение разрешений на строительство.

3. Регистрация собственности.

4. Кредитование.

5. Защита инвесторов.

6. Налогообложение.

7. Международная торговля.

8. Обеспечение исполнения контрактов.

9. Ликвидация предприятий.

При изучении деловой среды следует обратить особое внимание на индикатор «налогообложение», который является непосредственным отражением эффективности законодательной базы. По уровню налогообложения Россия в вышеназванном рейтинге занимает 105 место; уровень налоговой нагрузки в России составляет 46,5 % от дохода компании, а составление отчетности занимает 320 часов.

Приведенные данные подтверждают, что необходимо планомерное изменение формальных институтов, регулирующих на федеральном уровне деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства (полномочия региональной и муниципальной власти, особенно в части налогового регулирования, имеют значительные ограничения).

Вывод. Формирование эффективных рыночных институтов, развитие малого и среднего предпринимательства (в том числе в Омске) и благоприятных условий для его развития - деловой среды возможно при условии целенаправленного управления. Изменения формальных институтов - законодательной базы должны быть частью реализуемого проекта и быть согласованы с неформальными институтами - с определенными традиционными общественными и этическими нормами, правилами поведения современного общества.

1. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффек-

тивности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

2. Дороболюк Т. Б. Деловая среда предпринимательства в России: компонентно-системный подход : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Омск, 2006. - 22 с.

3. Келсо Л. О., Келсо П. Х. Демократия и экономическая власть. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 320 с.

4. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2011 г. - ИКЬ : http://gtmarket.ru/ news/state/2010/11/05/2720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.