Научная статья на тему 'О предпринимательской деятельности в общественном секторе экономики'

О предпринимательской деятельности в общественном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доробоаюк Татьяна Борисовна

В статье рассмотрен общественный сектор экономики — образование. Данный сектор функционирует в зонах изъянов рынка, то есть законы товарного рынка здесь не действуют. Поэтому если перевести данное общественное благо на частную основу (приватизировать), то оно станет привилегией немногочисленных социальных групп. Также в статье отмечены особенности умственного труда преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О предпринимательской деятельности в общественном секторе экономики»

4. развитие мобильной коммерции. Электронная коммерция является одним из самых модных течений во всех отраслях бизнеса. Она открывает новые возможности в любой сфере, независимо от того, ориентируетесь ли вы на конечного покупателя или работаете с деловыми партнерами. У такой торговли гораздо больше преимуществ, чем недостатков, к их числу также относится возможность более тщательно ознакомиться с характеристиками товара с помощью подробного описания. Как только люди начинают совершать онлайновые покупки, они тут же получают возможность оценить все их удобство.

Библиографический список

1. Письмо Минфина РФ по налогам и сборам от 11.05.00 г. № ВГ-6-02/361 (о порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет).

2. Федеральная целевая программа и Электронная Россия» на 2002-2010годы.

ОСТРИНСКАЯ Любовь Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной информатики в экономике.

ДОРОБОЛЮК Татьяна Борисовна, аспирант кафедры конструкционных материалов и специальных технологий.

УДК 33? Т. Б. ДОРОБОЛЮК

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ_

В статье рассмотрен общественный сектор экономики — образование. Данный сектор функционирует в зонах изъянов рынка, то есть законы товарного рынка здесь не действуют. Поэтому если перевести данное общественное благо на частную основу (приватизировать), то оно станет привилегией немногочисленных социальных групп. Также в статье отмечены особенности умственного труда преподавателя.

В последнее время сфера образования не только за рубежом, но и в России стала предметом пристального внимания политиков, экономистов, социологов и т.д. Стало очевидно, что фактор научно-технического прогресса, отражающий научные достижения в области научной мысли и образовательных технологий, является потенциально неисчерпаемым источником экономического развития, мало связанным с естественным базисом развития государства (размер территории, численность населения, наличие природных и трудовых ресурсов) и общественной формой производства. В связи с этим изменилась точка зрения на роль образования, и в первую очередь, высшего профессионального, так как практически доказано, что серьезных изменений в обществе невозможно достичь без предварительной трансформации в сфере образования. Предпринимаемые попытки реформирования образования, структурные изменения в управлении, объединение вузов с точки зрения теории больших систем могут привести к нарушению целостности вуза.

Поэтому революционные изменения во всех областях жизнедеятельности человека сегодня заставляют задуматься о месте и роли образования как непроизводственной сферы в экономике современной России.

В статье будут затронуты две проблемы.

1. Особенности экономики труда в сфере образования

Известно, что одной из важнейших категорий экономики является рынок, рыночное хозяйство с прису-

щими ему механизмами и особенностями. Критерием зрелости или развитости рыночных систем является степень реализации экономической и гражданской свободы, которая имеет естественно закономерную природу. Именно поэтому в мировой практике, закрепленной институтами международного права, страны мира дифференцируются по степени экономической свободы хозяйственной системы. В соответствии с этим все государства делятся на три группы:

— страны с развитой рыночной экономикой;

— страны с развивающейся рыночной экономикой;

— страны с нерыночной экономикой [ 1 ].

Сегодня общепризнанно, что рынок, как неотъемлемый атрибут товарно-денежного производства и обращения, со всеми ему присущими закономерностями и противоречиями, существует в той или иной форме в различных общественных системах. Очевидно, что Россию можно причислить к странам с развивающейся рыночной экономикой.

Рабочая сила в поисках предложения своих способностей выходит на так называемый «рынок труда», который в сложившейся современной рыночной экономике функционирует при следующих условиях:

— работа оплачивается эквивалентно образованию, квалификации, качеству;

— минимальная полновременная зарплата обеспечивает уровень жизни выше прожиточного минимума;

— рабочие места отвечают элементарным требованиям техники безопасности и экономическим нормативам;

— имеется доступный по ценам рынок жилья, состоящий из квартир и индивидуальных домов (3-10% постоянного свободного резерва);

— существует система, как правило, бесплатной высококвалифицированной подготовки и переподготовки кадров по актуальным профессиям;

— работодатель и работник равны перед законом;

— национальный рынок является звеном международного рынка труда.

Очевидно, что подобного рынка труда в России еще практически нет, и этим во многом определяется положение трудовых ресурсов.

Центральным творческим элементом рыночной системы является «экономический человек», со свойственными ему рациональным поведением, личными интересами, активным стремлением к личностной реализации, предприимчивости, готовности рисковать и нести ответственность. Именно поэтому в структуре экономических исследований важнейшим направлением является анализ роли и места рабочей силы человека.

В рамках традиционного подхода различные авторы используют определение рабочей силы, данное в «Капитале» К. Марксом: «Под рабочей силой, или способностью к труду мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [2].

Традиционный подход все чаще рассматривает рабочую силу как товар.

Если же в поле нашего внимания оказывается непроизводственная сфера - образование, то можно сказать, что рабочая сила преподавателя — его способности к труду, а именно, профессиональная культура, знания и информация — это и есть товар.

Как известно, товар — это продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена. Культура преподавателя, его гражданская позиция, возможности самореализации, знания, информация, которыми он владеет, — все это носители некой духовной составляющей, не поддающейся количественным измерениям. Эти знания после передачи студентам остаются у него в голове. Следовательно, способности, которыми владеет преподаватель как носитель рабочей силы, нельзя однозначно назвать товаром.

Термин «непроизводственная сфера» не в полной мере соответствует содержанию и результатам труда работников учреждений бюджетной сферы, в частности образования. Он возник из марксистской теории, утверждающей, что стоимость продукта создается лишь трудом производительных рабочих. А учителя, преподаватели ... непосредственного участия в производстве продукта не принимают, Между тем в стоимости продукта труда производственных рабочих содержится цена рабочей силы, применяемой при его изготовлении, в формировании которой участвуют работники, занятые в непроизводственной сфере. В практике это не учитывалось. Как результат, в России сложился остаточный принцип в финансировании учреждений бюджетной сферы, который способствует «утечке мозгов» в более высокооплачиваемые отрасли или за рубеж.

В действительности же, две трети прироста производительности труда обеспечивают вложения в образование, культуру и здравоохранение [3].

Представляется, что рабочая сила не просто товар в традиционном понимании, а «товар особого рода», имеющий исторический, моральный и духовные элементы. В этом смысле нельзя сводить всю богатую

гамму сущностных производительных сил человека лишь к характеристике его как наемного работника. Это прежде всего сознательный субъект, который в целесообразной форме в соответствии со своими личными интересами применяет свои способности к труду.

Данную мысль можно подтвердить одним из принципов Международной организациии труда, который гласит: «в социально-нравственном понимании труд не является товаром».

Другая особенность, которая отличает работника умственного труда от работника физического груда состоит в том, что работник умственного труда является собственником своих средств производства. Как пишет «отец менеджмента» Питер Друкер: « Работники физического труда не владеют средствами производства. Работники умственного труда владеют своими средствами производства, т.е. теми знаниями, которые хранятсяу них в голове. Это абсолютно «портативный» и чрезвычайно емкий вид основного капитала. Поскольку работники умственного труда владеют своими средствами производства, они очень мобильны. В подавляющем большинстве случаев взаимоотношения работников интеллектуального труда с организацией, обеспечивающей их работой, характеризуются тем, что они заинтересованы друг в друге в равной степени» |4].

Известно, что именно экономисты проводят очень четкую грань между физическим и умственным трудом. Если модель структуры производительности физического труда (построенная Тейлором) строго де-терминированна, постоянна в пространстве и времени и характерна для массового производства, то структура умственного труда представляет собой структурно-логическую функцию с соответствующими социальными параметрами, которые практически не изучены и не поддаются описанию, так как объектом здесь становится сознание человека. В отличие от других типов производственных структур основные действующие лица образовательного процесса — преподаватели — не просто выполняют четко заданный и определенный набор функций, они просто обязаны быть творческими личностями (в применении к высшему образованию — заниматься научной работой). Творческий же процесс — нечто на сегодняшний день не понятое, не объяснимое и практически не поддающееся управлению. Здесь роль субъекта деятельности, его психологический настрой будет определяться различными мотивацион-ными аспектами и, как следствие качественными и количественными характеристиками его трудовой деятельности.

2. Особенности отношений собственности в образовательной сфере

Работы по экономике социальной сферы зарубежных и отечественных авторов (Дж. Стиглиц, E.H. Жильцов, Л.И. Якобсон и др.) рассматривают образование, здравоохранение, оборону страны и т.д. как общественное благо.

Общественные блага обладают двумя фундаментальными свойствами. Во-первых, это неисключа-емость. т.е. доступ к данному конкретному благу практически не ограничен для желающих его получить (или им воспользоваться). Во-вторых, это несоперничество в потреблении, т.е. увеличение круга потребителей данного блага не вызывает снижения полезности, которую получает каждый из потребителей, и не несет за собой дополнительных издержек при предоставлении данного блага. Здесь мы сталки-

ваемся с явлением, когда увеличение числа потребителей лишь увеличивает общественную полезность конкретного блага. Свойства, характерные д*я общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности. Важно подчеркнуть, что если доступ ограничивается, общественное благо в той или иной мере трансформируется в «пучок» частных, что, в свою очередь, ставит под вопрос несоперничество. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называют чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо.

Таким образом, предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны нулю, а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-улучшение. Следовательно, несоперничество Порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром [5].

«Общественное благо представляет собой альтернативу частному благу. Наглядным примером этому является образование, где ребенок посещает либо государственную школу, либо частную» [6].

Итак, в отношении многих благ, пригодных для совместного потребления в широких, однако конечных пределах, возникает проблема выбора: либо предоставлять их в качестве общественных, открывая свободный доступ для всех желающих, либо вводить стабильные, усредненные цены, не позволяющие поддерживать оптимальную нагрузку, либо, наконец, идти на увеличение трансакционных издержек, добиваясь строгого соответствия цен колеблющемуся спросу при предложении, фиксированном на уровне границ несоперничества. Все три варианта чреваты потерями эффективности, и вопрос о том, какой из них обеспечивает наилучшую аллокацию ресурсов, может решаться лишь применительно к конкретным обстоятельствам. Отсюда вытекает, что законы обмена, по которым функционирует товарное производство, перестают действовать в данной сфере, здесь рыночный механизм не работает. Фундаментальные свойства данных благ делают невозможным их производство и функционирование в частном секторе экономики, т.е. частная форма собственности не в состоянии обеспечить их предоставление (предоставление благ такого рода, как правило, просто невыгодно для частного собственника), поскольку издержки не покрываются прибылью. Если же такая возможность и изыскивается, то круг потребителей, имеющих возможность приобретения такого блага, достаточно узок, следовательно, можно говорить о явлении подобного рода скорее как об исключении, чем как о правиле.

К тому же в данном случае отсутствует четкий и непротиворечивый критерий различия качества предоставления такого рода услуг в частном секторе (например, образование или услуги врача на платной основе) и в общественном секторе (бесплатное образование или услуги врача такого же профиля).

Большинство экономистов, признавая допустимость частного сектора в экономике нашей страны, высказываются против передачи в сферу частной собственности предприятий транспорта, связи, энергетики, военно-промышленного комплекса и ряда других отраслей. Хозяйственно-финансовая деятельность государства, по их мнению, должна быть скон-

центрирована на непроизводственной сфере — образовании, культуре, здравоохранении, фундаментальной науке, обороне. Нетрудно заметить, что перечисленные отрасли народного хозяйства — поставщики общественных благ, которые, если их перевести на частную основу (приватизировать), попросту перестанут быть общественными, они станут частными благами, привилегией немногочисленных социальных групп.

Главная проблема, связанная с преобразованиями отношений собственности, состоит в сочетании объективного процесса роста числа и уровней форм собственности, представленных в государственном вузе, с сохранением единства системы, ее целостности. Если эту проблему не удастся решить, неизбежны распад учебного заведения как административно-экономического целого, потеря им управляемости и в конечном счете деградация его основы — образовательной и научной деятельности.

Положение усугубляется тем, что нарушение единства собственности приводит к нарушению единства финансовой системы, разбазариванию финансовых ресурсов и потере реального контроля над движением денежных потоков в системе учебного заведения. Именно сознательное, целенаправленное, а не стихийное формирование отношений и форм собственности, включая и их правовой статус, позволит сохранить как целостность самого вуза, так и целостность системы его управления, в том числе и финансовых аспектов вузовского менеджмента. Без решения этой проблемы не исключен организационный распад вуза за счет полного экономического и юридического обособления подразделений, способных реально функционировать без бюджетной подпитки. Следует иметь в виду, что в условиях сокращающегося бюджетного финансирования «уход» подразделений, которые могут отчислять часть своих доходов в общевузовскую казну, сделает реализацию ведущей цели вуза трудно осуществимой.

Возникновение потребности в общественных благах в первую очередь связывается с так называемыми «провалами рынка» (в литературе в качестве синонимов встречаются термины «ошибки рынка», «неэффективность рынка», «изъяны рынка»). Именно в этих зонах и призван функционировать общественный сектор как основной поставщик общественных благ [7].

Изъянами рынка называют ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. Общественный сектор призван функционировать только в зонах изъянов рынка.

Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение. При этом изъяны рынка необходимо сопоставлять с возможными изъянами (провалами) государства. Дело в том, что действия государства, направленные на преодоление изъянов рынка, подчас в свою очередь оборачиваются неоправданными потерями.

Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции (очень часто в последнее время пишут о конкуренции между высшими учебными заведениями. Однако правомерна ли такая постановка вопроса, если после окончания вуза выпускники получают стандартный диплом государственного образца?), внешних эффектов и неполноты информации.

Выводы

1. В России пока не сложились экономические и социальные условия для нормального функционирования рынка труда.

2. Рабочая сила не просто товар в традиционном понимании, а «товар особого рода», имеющий исторический, моральный и духовные элементы.

3. Работники умственного труда владеют своими средствами производства, т.е. теми знаниями, которые хранятся у них в голове.

4. Структура умственного труда представляет собой структурно-логическую функцию с соответствующими социальными параметрами, которые практически не изучены и не поддаются описанию, так как объектом здесь становится сознание человека.

5. В стоимости продукта труда производственных рабочих содержится цена рабочей силы, применяемой при его изготовлении, в формировании которой участвуют работники, занятые в непроизводственной сфере. В практике это не учитывалось. Как результат, в России сложился остаточный принцип в финансировании учреждений бюджетной сферы.

6. Образование с экономической точки зрения является частью общественного сектора, цель которого — предоставление общественного блага. Если суть любого промышленного производства — получение прибыли, то образование как непроизводственная сфера несет высшую миссию подготовки молодого поколения к профессиональной деятельности, стержнем которой должны быть нравственные ценности.

7. Общественный сектор функционирует в зонах изъянов рынка. Законы товарного рынка в данном секторе экономики не действуют.

8. Если образование как общественное благо перевести на частную основу (приватизировать), то оно попросту перестанет быть общественным, оно станет частным благом, привилегией немногочисленных социальных групп.

9. Особого внимания со стороны экономистов, исследующих теоретические основы анализа данной

сферы, требует труд, создающий общественные блага. Это труд учителя, преподавателя, его знания, возможности участвовать в создании общественного продукта.

10. Вышеперечисленные вопросы требуют непосредственного грамотного вмешательства государства как полноправного участника экономической деятельности. «Нет рецепта, указывающего, как страна создает такую культуру (знаний)... Но у правительства есть своя роль — роль в образовании, в поощрении такой творческой деятельности и взятии на себя риска, как научное предпринимательство в создании институтов, которые способствуют практической реализации идей, развитию нормативной базы и налогового режима, которые поощряют такой виддеятельности (Джозеф Е. Стиглиц, речь в связи с присуждением Нобелевской премии, 2001 г.»).

Библиографический список

1. ДятловС.А.Рабочаясилавсистемерыночныхотношений. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1992. — 116с., с. 21.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - с.178.

3. ЕловиковЛ.А. Экономика труда. — Омск — 2000, 335с., с. 263-264.

4. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: Уч. Пос. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. - 272 е., с. 199.

5. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник. — М.: Наука, 1995. 276 с, с. 30.

6. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник/ Пер. с англ. Под ред. Л.Л.Любимова. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 832с., с.23.

7. КоузР. Фирма, рынок, право. М.: Дело, 1993. с. 158.

ДОРОБОАЮК Татьяна Борисовна, аспирант кафедры конструкционных материалов и специальных технологий.

Книжная полка

Брейли Р. Принципы корпоративных финансов. 7-е издание. - М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2004. - 1008 с.

Перед вами общепризнанный и ценимый специалистами учебник но теории и практике финансов в современной экономике: вот уже более десяти лет, от издания к изданию, он остается непревзойденным учебным и практическим руководством по финансовому менеджменту в США, а с некоторых пор — ив объединенной Европе. В нашей стране это 2-е издание (перевод с 7-го международного издания). По сравнению с предыдущим новое издание радикально изменено и обновлено как по содержанию, так и по структуре подачи материала.

Учебник содержит полную концептуальную базу финансов, включая такие фундаментальные понятия, как денежный поток, приведенная стоимость, затраты на привлечение капитала, риск (с описанием смысловых и количественных связей между ними, методов расчета соответствующих показателей, моделей стоимостной оценки). Кроме того, здесь подробно изложены принципы и механизм функционирования финансовых рынков (внутренних и международных), а также представлены разного рода инвестиционные инструменты, в том числе производные (опционы, варранты, конвертируемые бумаги).

Одно из главных достоинств учебника — последовательное и наглядное приложение современных теорий к повседневной финансовой практике: оценке текущей деятельности, анализу инвестиционных проектов, выбору источников финансирования, бюджетному планированию, управлению рисками, определению краткосрочной потребности в деньгах, принятию финансовых решений в условиях перемен. Материал построен таким образом, чтобы практикующий финансовый менеджер мог воспользоваться книгой как справочным пособием для решения конкретных задач. Человеку с недостатком практического опыта книга позволяет обрести основы навыков финансового менеджмента благодаря обилию вспомогательных иллюстративных примеров и наличию заданий для самопроверки.

Книга предназначена для студентов и преподавателей финансовых дисциплин, для финансовых менеджеров в любой сфере и на любом уровне бизнеса, а также для всех тех, кто занимается финансами в госучреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.