Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении понятий «Сфера услуг», «Непроизводственная сфера», «Социальная сфера», «Сфера обслуживания» и «Сфера сервиса»'

К вопросу о соотношении понятий «Сфера услуг», «Непроизводственная сфера», «Социальная сфера», «Сфера обслуживания» и «Сфера сервиса» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2321
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / СФЕРА УСЛУГ / НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ / СФЕРА СЕРВИСА / SERVICE / DIVISION OF LABOR / SERVICE SPHERE / NON-PRODUCTIVE SPHERE / SOCIAL SPHERE / SERVICES INDUSTRY / SERVICE SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев Вадим Аркадьевич

Увеличение роли сферы услуг в экономике Российской Федерации не вызывает сомнений. По данным Всемирного банка, по итогам 2014 года она обеспечила производство 53,5% валового внутреннего продукта страны. С каждым годом растет количество научных исследований в этой сфере. Появляются новые методики и подходы к изучению сферы услуг. Несмотря на это в научной литературе до сих пор отсутствует единое понимание того, чем она является, какие виды экономической деятельности к ней относятся. В статье приводится обзор существующих в трудах отечественных и зарубежных ученых трактовок понятия «сфера услуг». На основе их анализа делается вывод о том, что близкие по содержанию, но разнохарактерные понятия «сфера услуг», «социальная сфера», «непроизводственная сфера», «сфера обслуживания», «сфера сервиса» часто употребляются как синонимы. Путаница понятий затрудняет исследование сферы услуг. В статье на основе исследования эволюции представленных понятий в отечественной и зарубежной литературе предложен авторский подход к их разграничению. Он базируется на рассмотрении сферы услуг как элемента частного разделения труда и как самостоятельного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Service sphere», «non-productive sphere», «social sphere», «services industry», «service sector»: interpretation and delimitation

The role of the service sphere in the economy of Russian Federation has increased dramatically over the XXth century. According to the World Bank, on the basis of 2014 it secured the production of 53,5% of Russian gross domestic product. Service sphere is one of the most important objects of scientific research. New articles are published every year. But in the scientific literature there is still no common understanding of what service sphere is, what kinds of economic activities related to it. The concept of «service sphere», «non-productive sphere», «social sphere», «services industry», «service sector» are often used synonymously. The article describes the authors’ approaches to the delimitation of presented concepts. Service sphere is considered as part of the division of labor and as an independent sector of the economy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении понятий «Сфера услуг», «Непроизводственная сфера», «Социальная сфера», «Сфера обслуживания» и «Сфера сервиса»»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/vol8-6.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/53EVN616.pdf

Статья опубликована 16.01.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Лазарев В.А. К вопросу о соотношении понятий «сфера услуг», «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «сфера обслуживания» и «сфера сервиса» // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/53EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.46

Лазарев Вадим Аркадьевич

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Россия, Екатеринбург1

Научный сотрудник Доктор экономических наук, профессор Почетный работник высшего образования РФ E-mail: lazarev.33@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=538540

К вопросу о соотношении понятий «сфера услуг», «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «сфера обслуживания» и «сфера сервиса»

Аннотация. Увеличение роли сферы услуг в экономике Российской Федерации не вызывает сомнений. По данным Всемирного банка, по итогам 2014 года она обеспечила производство 53,5% валового внутреннего продукта страны.

С каждым годом растет количество научных исследований в этой сфере. Появляются новые методики и подходы к изучению сферы услуг. Несмотря на это в научной литературе до сих пор отсутствует единое понимание того, чем она является, какие виды экономической деятельности к ней относятся. В статье приводится обзор существующих в трудах отечественных и зарубежных ученых трактовок понятия «сфера услуг». На основе их анализа делается вывод о том, что близкие по содержанию, но разнохарактерные понятия «сфера услуг», «социальная сфера», «непроизводственная сфера», «сфера обслуживания», «сфера сервиса» часто употребляются как синонимы. Путаница понятий затрудняет исследование сферы услуг.

В статье на основе исследования эволюции представленных понятий в отечественной и зарубежной литературе предложен авторский подход к их разграничению. Он базируется на рассмотрении сферы услуг как элемента частного разделения труда и как самостоятельного сектора экономики.

Ключевые слова: услуга; общественное разделение труда; сфера услуг; непроизводственная сфера; социальная сфера; сфера обслуживания; сфера сервиса

1 620144, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62, к. 370

Введение

Сфера услуг - понятие, широко используемое в научных и учебных публикациях.

Теория и методология исследования сферы услуг в современных условиях представлена в работах зарубежных ученых Г. Ассель, Д. Белл, Ф. Котлер, К. Лавлок, Р. Рассел, К. Хаксевер и др. В России большой вклад в разработку теоретических и практических подходов к изучению сферы услуг внесли Л.И. Абалкин, С.А. Ковалев, Л.Ш. Лозовский, В.Б Супян, А.П. Челенков и др.

Несмотря на наличие огромного массива работ, посвященных проблематике сферы услуг, в настоящее время в науке не сформировалось единого понимания сущности понятия «сфера услуг», что подтверждается отождествлением его с рядом других -«непроизводственная сфера», «социальная сфера», «сфера обслуживания» и «сфера сервиса». Существующая путаница в понятиях приводит к определенным трудностям в исследовании сферы услуг. Поэтому автор считает необходимым уточнить содержание понятия «сфера услуг» и разграничить его со смежными.

Сущность понятия «услуга»

Остановимся сначала на характеристике того, чем является услуга. В работах отечественных ученых советского периода услуги практически не рассматривались. Считалось, что процесс производства услуг не сопровождается созданием стоимости, а обеспечивает лишь потребление части национального дохода. Переход к рыночной экономике изменил существовавшие взгляды на значение услуг в жизни общества. Сегодня они рассматриваются как альтернативная основа для развития не только центральных, но и периферийных территорий (см. подробнее [11, 12]).

Сформировавшиеся подходы к рассмотрению понятия «услуга» представлены на рисунке 1.

Уточним, что следует понимать под «сферой». Происхождение слова свидетельствует о его значении как области действия, пределов распространения чего-либо; общественного окружения, среды, обстановки [22. С. 42].

Рисунок 1. Классификация подходов к трактовке понятия «услуга»2

Применимо к нашему исследованию под «сферой» может пониматься «область действия, распространения отраслей, предприятий и работников этих предприятий, оказывающих в своей совокупности разнообразные, востребованные обществом услуги» [15. С. 42].

Следовательно, сфера услуг представляет собой «совокупность отраслей, предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на предоставление разнообразных услуг, удовлетворяющих общественные и индивидуальные потребности» [15. С. 47]. Сферу услуг можно рассматривать как элемент частного разделения труда (таблица 1). В частности, В.Ф. Уколов отмечает, что она является «уникальной в своем роде сферой труда, «производящей свободное время», оказывающей прямое или косвенное воздействие на организацию жизнедеятельности, создание необходимых условий для воспроизводства человека» [17].

Таблица 1

Сфера услуг в структуре общественного разделения труда [14. С. 67-68]

Тип Масштаб Вид Организационно-экономические формы

Общее Государство Промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др. Специализация, кооперирование, комбинирование

Территория Внутригосударственное Специализация территорий, территориально-производственный комплекс, наукограды и др.

Межгосударственное Зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз

Частное Отрасли Добывающая Угольная, нефтегазодобыча, руды, сельскохозяйственное сырье, лесозаготовки, ловля рыбы и др.

Перерабатывающая Металлургия, металлообработка, строительство, производство потребительских товаров и др.

Сфера услуг Наука, образование, здравоохранение, культура, жилищно- коммунальное хозяйство, торговля, транспорт и др.

Единичное Внутрифирменное Функциональное Руководители, специалисты, инженерно-технические работники, служащие, основные и вспомогательные рабочие и др.

Технологическое Цехи, участки, рабочие места; операционное, подетальное, предметное и др.

Профессионально-квалификационное Категории работников, разряды рабочих и других форм разделения и градации

Сфере услуг в разделении труда присущи определенные особенности. Во-первых, она «представлена интеллектуальным трудом (образование, консалтинг, аудит, культура и др.), не использующим специальное оборудование и сложные технические средства, а также отраслями и производствами, где они находят применение (ателье, ремонт, химчистка, транспорт и др.). Во-вторых, в сфере услуг профессионально-квалификационное разделение труда характеризуется высокой степенью разнообразия по различным видам услуг» [15. С. 29]. Помимо этого, услуги не имеют территориального разделения и не так жестко привязаны к природно-климатическим особенностям региона, муниципального образования. Хотя развитие

2 Составлено по [1. С. 337; 16. С. 9; 18. С. 748; 23. С. 119; 24. С. 125; 25. С. 66; 26. С. 877; 28. Р. 46].

рынка услуг находится под влиянием различных факторов (см. подробнее [8, 9]). Отдельные территории могут быть активными участниками обмена услугами.

По данным Всемирной торговой организации за 2015 год объем мирового импорта услуг составил 4 729 460 млн. долл. США, экспорта - 4 826 030 млн. долл. США. Для России значения показателей составили 50 984 млн. долл. США и 86 868 млн. долл. США соответственно3. Следует отметить, что несмотря на развитие межрегионального и межнационального обмена услугами в этой сфере в отличие от импорта/экспорта рабочей силы, товаров, капитала, не создается зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков, экономических союзов.

Развитие общественного разделения труда привело к выделению сферы услуг и превращению ее в самостоятельный сектор экономики. По итогам 2014 года 74,6% занятых в мире работало в сфере услуг. Для России значение показателя составило 66,9%. По данным Всемирного банка в 2014 году сфера услуг обеспечивала производство 68,5% мирового ВВП, 73,4% ВВП Европейского Союза, 64,3% ВВП США и 53,5% ВВП России4.

Многообразие потребностей людей, их нужд, запросов определяет многообразие отраслей сферы услуг и видов трудовой деятельности по оказанию услуг. Это приводит к сложной структуре сферы услуг и вызывает разногласия по поводу ее отраслевого состава.

Так, Е.А. Разомасова при характеристике сферы услуг в России включает в ее состав оптовую и розничную торговлю, бытовое обслуживание, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовую деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренду, управление, образование, здравоохранение, прочие услуги [21].

Своеобразный подход к структуризации сферы услуг можно увидеть у Д. Норта, который предложил выделять в экономике, как целом, трансформационный сектор (изменение физических характеристик экономических благ) и трансакционный сектор (изменение чисто социальных характеристик - принадлежности экономических благ кому-либо). При таком подходе часть сферы услуг входит в трансформационный сектор (транспорт, образование), а часть - в трансакционный (торговля, управление, финансы) [6].

Некоторые ученые указывают на то, что «со сферой услуг в современном экономическом пространстве связаны практически все виды деятельности, причем услуги оказывают не только традиционно сервисные, но и промышленные предприятия, осуществляющие гарантийное и постгарантийное обслуживание производимого продукта, транспортные услуги, информационную поддержку и т.п.» [20. С. 249].

Мы считаем возможным включить в состав сферы услуг медицину и здравоохранение, науку и образование, транспорт и ЖКХ, спорт и туризм и т.д.

Соотношение понятий «сфера услуг», «непроизводственная сфера», «социальная сфера»,

«сфера обслуживания» и «сфера сервиса»

Непроизводственная сфера - понятие, утвердившееся и широко использовавшееся в отечественной литературе советского периода. Большой энциклопедический словарь предлагает следующее определение: «условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают форму услуг; социальная инфраструктура общества» [5]. В соответствии с общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства в состав

3 Всемирная торговая организация: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/.

4 Всемирный банк: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/.

непроизводственной сферы включались «виды деятельности, в процессе которых не создаются материальные блага (жилищно-коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания населения; здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; народное образование; культура и искусство; финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение; управление; общественные объединения)»5.

Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратновский указывают на то, что в настоящее время термин «непроизводственная сфера» изымается из научного употребления и заменяется понятием «социальная или социально-культурная сфера» [16. C. 799].

Социальная сфера может рассматриваться как «сфера общественных отношений, охватывающая интересы классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга» [2. C. 152].

Е.В. Горшенина включает в состав социальной сферы совокупность отраслей, деятельность которых определяет не только уровень жизни людей, но и образ их жизни: образование; культура и искусство; здравоохранение; туризм, отдых; физическая культура и спорт; жилищно-коммунальное хозяйство; транспорт, связь; бытовые услуги; правовые услуги; банковские услуги [7. C. 53].

Е.Н. Жильцов выделяет в рамках социальной сферы ряд секторов: сектор социально-культурных услуг, ведущими отраслями которого являются образование, культура и здравоохранение, физкультура; сектор материально-бытовых услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, услуги торговли и общественного питания); сектор рекреационных услуг (туризм, гостиничное хозяйство, спорт, отдых и другие виды досуговой деятельности); а также пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения [10. C. 5].

Социальная сфера объединяет производство разнообразных услуг для населения, исключая хозяйствующие субъекты. Исходя из этого, мы считаем, что к отраслям социальной сферы относятся те, которые оказывают непосредственное воздействие на человека, условия его проживания, окружающую среду (медицина, образование, культура и т.д.).

Услуги социальной сферы обладают своей спецификой. Л.Н. Якобсон указывает на то, что услуги отраслей социальной сферы:

1. «должны обладать свойствами несоперничества и неисключаемости, т.е. относиться к категории общественных услуг;

2. должны относиться к благам, обладающим особыми достоинствами, т.е. к тем, потребление которых общество желало бы сделать обязательным для всех своих членов на основе принудительной мобилизации средств под эгидой государства, в связи с чем следует выделить чистые общественные и смешанные общественные блага» [27. C. 57];

3. направлены на личность потребителя, а не на условия его жизни, удовлетворяя социальные и бытовые потребности;

4. удовлетворяют не все потребности, а лишь общественно признанные;

5 Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6198/.

5. регулируются в рамках социальной политики государства, регионов, муниципальных образований через нормативно-правовые, налоговые и другие регуляторы;

6. рынок услуг социальной сферы должен предполагать целенаправленное регулирующее воздействие субъектов социальной политики с помощью правовых норм, налогов и государственных расходов.

Отличительной чертой социальной сферы является многоканальное финансирование ряда ее отраслей (прежде всего, за счет средств бюджетов различных уровней), что ограничивает действие рыночных механизмов.

Специфика услуг социальной сферы, их оказание только населению, источники финансирования отраслей позволяют говорить о том, что понятие «социальная сфера» значительно уже понятия «сфера услуг».

Использование понятия «сфера обслуживания» в научной и учебной литературе также требует внести в него определенную ясность.

Само определение «сфера обслуживания» относится «как к населению, так и к техническим средствам, в отношении которых речь не идет об услугах, а о регламентных работах, осмотре, мелком ремонте оборудования, станков и др., задействованных на промышленных предприятиях» [15. С. 37]. В СССР к сфере обслуживания населения относились «отрасли, оказывающие населению потребительские услуги (народное образование; культура и средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание; торговля и общественное питание; транспорт, связь» [19. С. 272].

Современные исследователи при характеристике сферы обслуживания указывают на то, что она «сохраняя за собой основной отраслевой костяк непроизводственной сферы, оставляет за своими рамками государственное управление, науку и научное обслуживание, деятельность общественных объединений, экстерриториальных организаций и органов, но дополнительно включает отрасли, не входящие в непроизводственную сферу: розничную торговлю, общественное питание, производственные виды бытового обслуживания, услуги пассажирского транспорта, связи (в части обслуживания населения), услуги, предоставляемые непосредственно населению органами финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения, организациями, осуществляющими операции с недвижимым имуществом и коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка» [3. С. 16-17].

Общим для всех представленных трактовок является то, что сфера обслуживания «удовлетворяет потребности населения в материальных благах и услугах. Таким образом, в этом отношении считаем возможным употребление понятий «сфера услуг» и «сфера обслуживания» как синонимов, имея при этом в виду, что такие виды услуг как транспортные (перевозка грузов), коммунальные и др. предоставляются предприятиями всех отраслей народного хозяйства» [15. С. 40].

«При этом следует подчеркнуть двойственное значение слова «обслуживание»:

1) обслуживание населения и хозяйствующих субъектов в форме предоставления услуг;

2) обслуживание оборудования, технических средств и т.п. как специфическая производственная деятельность, осуществляемая, в частности, в ходе гарантийных обслуживания и ремонта» [14. С. 74].

Особое внимание стоит уделить соотношению понятий «сфера услуг» и «сфера сервиса», которые в одних источниках (например, Советский энциклопедический словарь) употребляются как синонимы, а в других (например, Большой энциклопедический словарь) -противопоставляются друг другу.

Анализ различных трактовок понятия «сервис», приведенных в таблице 2, позволил нам выделить несколько основных подходов к его рассмотрению.

Таблица 2

Толкования понятия «сервис» в различных источниках [13. C. 16, 18]

Автор Трактовка понятия

Долан Э.Д. Service (услуги) - действия, направленные непосредственно на потребителя

Блуа К. Сервис - это деятельность, предлагаемая для продажи, которая приносит выгоды и удовлетворения без того, чтобы вести к физическому изменению в форме товаров

Лехтинен Я. Сервис - есть деятельность или ряд действий, которые происходят во взаимодействиях с контактным персоналом или физическим оборудованием и которые обеспечивают удовлетворение потребителя

Романович Ж.А. Калачев Л.С. Сервисная деятельность - вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг

Карнаухова В.К. Краковская Т.А. Сервис - это обслуживание населения или предоставление услуг. Реализация сервиса осуществляется через сферу услуг с ее наиболее развитым компонентом - сферой обслуживания. Вполне можно принять, что понятие «услуга» и «сервис» имеют одинаковый смысл, хотя используется и такое словосочетание, как «сервисная услуга» (современный тип обслуживания)

Аванесова Г.А. Сервис - разновидность экономической активности на создание общественных благ, оказание услуг, производство сервисных продуктов в рамках рыночных отношений и на базе профессиональной подготовки работников

Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Сервис (англ. service - служба) - обслуживание как в широком смысле этого слова, так и применительно к ремонту и наладке технических средств, бытовой аппаратуры, электронной техники

Акулич И.А. Герчиков И.З. Сервис - система обслуживания покупателей, позволяющая выбрать наилучший товар и обеспечить его оптимальное потребление в течение все

Семин В.А. Сервис - работы по оказанию услуг, т.е. удовлетворение чьих-либо потребностей

В рамках первого подхода (В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская) под сервисом понимаются услуги, обслуживание.

Сторонники второго подхода (Л.Ш. Лозовский, Б.А. Ройзенберг) рассматривают сервис с позиций предприятий-производителей. Они выделяют сервис предпродажный, послепродажный и гарантийный.

Д.А. Карх указывает, что основной функцией сервиса является «доведение до потребителя материальных и нематериальных благ в соответствии с индивидуальными вкусами и запросами людей путем предоставления, соответствующего потребностям обслуживания,

создания условий для быта, отдыха и досуга; содействие увеличению свободного времени и его рационального использования» [13. C. 15].

Мы придерживаемся точки зрения, что «сервис - это деятельность, связанная с поддержанием, сохранением, восстановлением потребительных свойств товара, выражающаяся в предпродажном и послепродажном его обслуживании продавцом в интересах потребителя как средство повышения их заинтересованности в приобретении товара и изготовителя (создание сервисных центров), что в совокупности способствует ускорению оборачиваемости товарной массы, реализации в торговле» [15. C. 45]. В данном случае речь идет, прежде всего, о потребительских товарах и работе предприятий розничной торговли. Стоит отметить, что гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт могут являться элементами сервиса. Сам сервис представляет собой специфические услуги, объектом которых является не человек-потребитель, а товар. Таким образом, понятие «сфера сервиса» применимо к той части сферы услуг, которая связана с производством, оказывающим нематериальные услуги.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что сущность и содержания понятий «сфера услуг», «сфера обслуживания», «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «сфера сервиса» по -прежнему остаются дискуссионными вопросами и требуют проведения дополнительных исследований.

Обзор существующих трактовок позволил автору провести грань между этими близкими понятиями. В статье показано, что понятие «сфера услуг» является более широким, чем «непроизводственная сфера», «сфера сервиса» и «социальная сфера». Понятия «сфера услуг» и «сфера обслуживания» можно употреблять как синонимы.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Баранова Л.Я., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление. М.: Экономика, 1988.

3. Бижанова М.И., Магомедова П.И. К вопросу о трактовке понятия социальной инфраструктуры // Transport business in Russia. 2006. №12-1. С. 16-18.

4. Бирюкова О.В. Участие сектора услуг в развитии глобальных цепочек создания стоимости // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. №3 (65). С. 115-125.

5. Большой энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. М.: Большая российская энциклопедия, 1998.

6. Булатов А.С. Экономика. М.: ЭкономистЪ, 2005.

7. Горшенина Е.В. Система основных социально-экономических индикаторов для уровня жизни в регионе // Вопросы статистики. 1996. №4. С. 47-55.

8. Дворядкина Е.Б. Локальный потребительский рынок товаров и услуг: теоретические аспекты исследования // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. №6 (38). С. 98-104.

9. Дворядкина Е.Б. Факторы спроса на локальном потребительском рынке товаров и услуг // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. №1 (51). С. 43-48.

10. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: МГУ, 1991.

11. Ижгузина Н.Р. Влияние крупных городских агломераций на пространственную трансформацию экономики региона (на примере Свердловской области) // Управленец. 2016. №3 (61). С. 62-71.

12. Кайбичева Е.И. Эволюция социально-экономического развития периферийных территорий Свердловской области // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов LI Между-нар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: [Издательство ЦРНС], 2016. - С. 87-91.

13. Карх Д.А. Услуги розничной торговли на потребительском рынке. Екатеринбург: изд-во АМБ, 2009.

14. Карх Д.А., Лазарев В.А., Якушев Д.С. Управление и методика планирования товарно-транспортных потоков в локальных розничных сетях. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2016.

15. Лазарев В.А. Туризм в системе общественного разделения труда: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург, 2012.

16. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.

17. Менеджмент в сфере услуг / под ред В.Ф. Уколова. М.: Луч, 1995.

18. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. 2-е изд. М.-СПб.: Вильямс, 1999.

19. Планирование экономического и социального развития СССР / под ред. А.Г. Завьялкова, С.П. Белько и др. Минск: Высшая школа, 1987.

20. Предводителева М.Д., Балаева О.Н. Основные тенденции развития российской сферы услуг // Маркетинг услуг. 2008. №4 (16). С. 248-256.

21. Разомасова Е.А. Сфера услуг: теория, состояние и развитие. Новосибирск, 2011.

22. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

23. Челенков А.П. Маркетинг услуг: продукт // Маркетинг. 1998. №1. С. 116-120.

24. Экономика США / под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.

25. Экономика: Толковый словарь: Англо-русский. М: ИНФРА-М, Весь мир, 2000.

26. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.

27. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. М.: Аспект Пресс, 1996.

28. Gronroos C. Service's Management and Marketing. West Sussex, 2000.

Lazarev Vadim Arkad'evich

Ural state university of economics, Russia, Yekaterinburg

E-mail: lazarev.33@mail.ru

«Service sphere», «non-productive sphere», «social sphere», «services industry», «service sector»: interpretation and delimitation

Abstract. The role of the service sphere in the economy of Russian Federation has increased dramatically over the XXth century. According to the World Bank, on the basis of 2014 it secured the production of 53,5% of Russian gross domestic product.

Service sphere is one of the most important objects of scientific research. New articles are published every year. But in the scientific literature there is still no common understanding of what service sphere is, what kinds of economic activities related to it. The concept of «service sphere», «non-productive sphere», «social sphere», «services industry», «service sector» are often used synonymously.

The article describes the authors' approaches to the delimitation of presented concepts. Service sphere is considered as part of the division of labor and as an independent sector of the economy.

Keywords: service; division of labor; service sphere; non-productive sphere; social sphere; services industry; service sector; service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.