Научная статья на тему 'Роль общественного сектора сферы услуг как структурного элемента государственной экономической системы'

Роль общественного сектора сферы услуг как структурного элемента государственной экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР / СФЕРА УСЛУГ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INDUSTRY CULTURE / INNOVATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шориков Алексей Юрьевич

В статье оценивается роль общественного сектора сферы услуг как структурного элемента государственной экономической системы. Обосновано утверждение, что данный сектор представляется главным инструментом реализации интересов государства в области социальной политики в условиях рыночной экономики. Автор показывает, что конечной целью определения эффективности функционирования общественного сектора должна стать оценка рыночных механизмов, создаваемых в общественном секторе при активном государственном вмешательстве и поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль общественного сектора сферы услуг как структурного элемента государственной экономической системы»

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА СФЕРЫ УСЛУГ КАК СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

THE PUBLIC SECTOR OF THE SERVICES SPHERE

AS A STRUCTURAL ELEMENT OF THE STATE ECONOMIC SYSTEM

УДК 338.46 : 332.012.33

Аннотация.

В статье оценивается роль общественного сектора сферы услуг как структурного элемента государственной экономической системы. Обосновано утверждение, что данный сектор представляется главным инструментом реализации интересов государства в области социальной политики в условиях рыночной экономики. Автор показывает, что конечной целью определения эффективности функционирования общественного сектора должна стать оценка рыночных механизмов, создаваемых в общественном секторе при активном государственном вмешательстве и поддержке.

Ключевые слова: общественный сектор, сфера услуг, оценка, эффективность, социальное пространство.

Abstract.

In this article the role of public sector of a services as structural element of the state economic system is estimated. The statement that this sector is represented the main instrument of realization of interests of the state in the field of social policy in the conditions of market economy is proved. The author shows that the assessment of the market mechanisms created in public sector at active state intervention and support should become an ultimate goal of determination of efficiency of functioning of public sector.

Key words: public sector, services sphere, assessment, efficiency, social space.

В настоящее время экономика России на- ональные реформы, новые управленческие

ходится на том этапе своего развития, на ко- парадигмы и ориентиры долгосрочного раз-

тором структурные изменения, институци- вития страны следует разрабатывать и реали-

зовывать на принципиально более высоком качественном уровне. Все это вызвано необходимостью элиминирования последствий мирового экономического кризиса конца первого десятилетия XXI века. Несмотря на то, что любые кризисные явления, с которыми сталкиваются народнохозяйственные комплексы в процессе своего развития, имеют свою предельную глубину и длительность, они никогда не приводят к полному разрушению всей макроэкономической системы, которая остается целостной, лишь частично модифицируя основополагающие принципы организации народного хозяйства. Положительные последствия экономического кризиса состоят обычно в том, что он ликвидирует неэффективные элементы устаревших подходов к управлению национальной экономикой, тем самым создавая условия развития прогрессивных элементов.

В условиях провозглашенного Президентом Российской Федерации перехода страны к инновационной модели, ориентированной на развитие в России экономики знаний и формирование человеческого капитала, роль и значимость социальной сферы, которая в значительной степени зависима от государственных воздействий управленческого и регулирующего характера, значительно возрастает. Помимо этого, существенный комплекс задач развития связан с формированием в Российской Федерации социального капитала, понимаемого в современной экономической науке как система определенных правил и механизмов, действующих на различном уровне - от групп людей до масштабов всей страны.

Проблема обеспечения эффективного управления в социально значимых и серьезно зависящих от государственного воздействия секторах экономики приобретает особенную актуальность на этапе посткризисного восстановления российской экономической системы. Необходимость повышения эффективности деятельности структурных составляющих общественного сектора сферы услуг продиктована в том числе такими актуальными в настоящее время общеэкономическими предпосылками, как возможность повторения экономического кризиса и рост бюджетного дефицита.

Значительное расширение государственного сектора российской экономики в результа-

те выкупа государством долей в стратегически важных предприятиях в 2008-2009 годах, повлекло за собой ряд специфических проблем, связанных с обеспечением эффективности деятельности многочисленных предприятий с государственным участием. В результате приватизации в настоящее время значительная часть предприятий как с государственным участием, так и полностью принадлежащих государству, осуществляет свою деятельность в области социальной сферы, производя общественные блага и услуги. Развитие рассматриваемого сектора экономики на условиях достаточности бюджетного финансирования для обеспечения расширенного воспроизводства социальных благ и услуг является безусловным приоритетом государственного управления в условиях перехода к постиндустриальной модели развития страны, основанной на человеческом капитале как базовой ценности [2].

В государственном секторе экономики можно выделить четыре основные проблемы: реализация институциональных изменений, основанных на окончательном переходе страны к постиндустриальной модели рыночной экономики; стратегическое, учитывающее риски и неопределенность, управление конкурентоспособностью комплексов отраслей, производящих социальные блага; разработка концепции, методологии и методологических основ оценки эффективности производства социальных благ, учитывающих динамику изменения всей совокупности факторов, детерминирующих поведение экономических субъектов сферы услуг как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; обеспечение общественного контроля деятельности секторов экономики, производящих социальные услуги, включая альтернативную оценку качества и эффективности их производства, основанную на основных принципах демократических свобод.

Оценивая роль государственного сектора сферы услуг как структурного элемента государственной экономической системы, автор статьи приходит к выводу, что данный сектор представляется главным инструментом реализации интересов государства в области социальной политики в условиях рыночной экономики. Сам факт существования в усло-

виях рыночной экономики сектора, деятельность которого тем или иным образом контролируется и регулируется государством, с точки зрения экономической теории, обусловлен необходимостью государственного вмешательства в рыночную экономику.

Государственный сектор сферы услуг является проводником специфических интересов государства в части формирования человеческого капитала.

Очевидно, устойчивость и эффективность функционирования общественного сектора в странах с переходной экономикой напрямую зависит от эффективности мер, предпринимаемых государством по защите самого феномена саморегуляции рынков.

Учитывая все вышеизложенное, можно дать следующее определение: в странах с переходной экономикой общественный сектор сферы услуг - динамично изменяющаяся совокупность производителей нематериальных социальных благ, то есть товаров и услуг, вместе либо по отдельности обладающих свойством неконкурентности и несоперничества в потреблении, распределение которых в обществе носит нерыночный характер. Сформулированное определение позволяет учесть в составе современного общественного сектора экономики государственный сектор, представленный совокупностью юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации, производящие социальные, то есть необходимые всему обществу блага. Некоммерческий сектор представлен автономными предприятиями с заданной миссией по производству подобных благ, направляющих полученную прибыль на собственное развитие. Согласно определению, к ним можно отнести учебные заведения, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профиля, симфонические оркестры, музеи, религиозные организации, благотворительные фонды. Общественный сектор сферы услуг Российской Федерации -это непроизводственный сектор экономики, где осуществляет деятельность по производству работ и оказанию услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занято-

сти населения, физической культуры и спорта следующая совокупность институтов: государственные и муниципальные учреждения, организованные в форме различных типов некоммерческих организаций.

Различия в организационно-правовых формах и сферах деятельности формируют проблему разработки универсальных управленческих и административных воздействий по повышению эффективности общественного сектора сферы услуг.

Разработка методологических подходов к повышению эффективности функционирования общественного сектора сферы услуг является одним из ключевых инструментов повышения конкурентоспособности национальной экономики. Конечными целями определения эффективности функционирования общественного сектора должны стать как объективная оценка целесообразности отнесения к государственному сектору тех или иных видов экономической деятельности в сфере услуг, так и динамическая оценка эффективности рыночных механизмов, создаваемых в общественном секторе при активном государственном вмешательстве и поддержке.

Детализируя формирование комплекса мер по повышению эффективности функционирования общественного сектора народнохозяйственного комплекса, следует отметить, что управленческие процессы текущего, среднесрочного и долгосрочного характера в общественном секторе необходимо осуществлять таким образом, чтобы они подчинялись единой целевой ориентации воздействий государства на социально-экономический комплекс страны, то есть как на организации общественного сектора, так и на рыночный компонент экономической системы.

В ситуации, которая сложилась в российской экономике после глобального финансово-экономического кризиса 2008-2010 г., регулирование и корректировка рыночных процессов в общественном секторе являются необходимостью, продиктованной в первую очередь низкой эффективностью основных финансовых и правовых институтов. В условиях, когда в стране меры по снижению доли общественного сектора в экономике (например, приватизация) не дают заметного эффекта, необходимо

вести речь об оптимизации управления государственным сектором в сфере услуг [3].

Отметим, что в ряде трудов экономисты полагают целесообразным снижение доли государственного сектора в экономике в целях стимулирования экономического роста. Однако, по мнению автора, снижению доли государственного сектора в экономике России, в том числе в сфере услуг, препятствует сочетание двух факторов: слабость базовых рыночных институтов, к которым следует отнести конкуренцию, право собственности и обеспечение выполнения контрактов, и высокий показатель относительной бедности населения (то есть обладание доходом, который обеспечивает потребление необходимого минимума благ, но существенно меньше доминирующего в стране, что вызывает социальный дискомфорт и напряжение в обществе [1]. Вместе с высоким показателем поляризации доходов указанные факторы не позволяют говорить о перспективности активизации рыночных отношений в тех отраслях, которые заведомо проблематичны в плане эффективности рынка. Тем более опасны в долгосрочной перспективе схожие по отдаленным экономическим последствиям предложения о целесообразности отмены дотирования государством ряда социально значимых отраслей. В условиях переходной экономики комплекс мероприятий по совершенствованию функционирования общественного сектора сферы услуг прежде всего должен содержать в себе регулирующие меры.

В процессе разработки управленческих воздействий должны быть использованы прогрессивные методы и способы регулирования, носящие, в основном, административный, социально-экономический, финансовый и организационный характер. Также в процессе воздействия актуальными представляются: балансовый метод (стремление субъекта сформировать межобъектовый и межотраслевой баланс в общественном секторе сферы услуг); программно-целевой метод, основанный на имеющихся или находящихся в разработке программах целевого развития организаций и отраслей общественного сектора сферы услуг; нормативный метод, основанный на использовании универсальных и

специфических нормативов в процессе потребления различных ресурсов субъектами хозяйствования общественного сектора сферы услуг.

Также целесообразно использование методов обоснования экономической динамики, прогнозов и программ повышения эффективности деятельности сгруппированных по определенному признаку (в том числе и отраслевому) объектов управления общественного сектора; государственное управление инвестиционными процессами в рассматриваемой структурной составляющей народнохозяйственного комплекса; деятельность научно-технической направленности в производственном сегменте общественного сектора; регулирующие воздействия со стороны государственной власти на рынок труда в данном элементе экономики страны.

Отметим, что в процессе формирования кредитно-финансовой политики государства в общественном секторе налогово-бюджетное регулирование данной экономической подсистемы также должно быть целенаправленно и интегрировано в комплекс мер и стратегию развития народного хозяйства в целом.

Формирование действенного комплекса мер не представляется возможным без обратной связи с объектами управления, в роли которых выступают субъекты хозяйствования и отраслевые компоненты общественного сектора сферы услуг, представленной, в основном, в виде актуальной информации об их состоянии. В этой связи представляются необходимыми разработка и внедрение как механизмов формирования, так и самой информационной базы о состоянии элементов общественного сектора сферы услуг для повышения эффективности использования ресурсов рассматриваемого сегмента экономической системы страны.

При разработке и внедрении комплекса мероприятий в общественном секторе следует четко ориентировать использование стратегических ресурсов данного элемента экономики в соответствии с целевой направленностью развития всего общества, даже в ущерб некоторым показателям текущего характера. Соблюдение данного принципа стратегической ориен-

тации развития компонентов общественного сектора должно быть приоритетной задачей государства. Для рационализации процессов управления развитием общественного сектора, его структурных составляющих, необходимо сформировать комплекс управленческих воздействий на основе разработки индивидуальных показателей оценки экономической эффективности различных групп предприятий общественного сектора сферы услуг. Общий экономический эффект от планируемых мер по повышению эффективности функционирования общественного сектора допустимо определить как разность между затратами на осуществление управленческих воздействий в общественном секторе и социально-экономическим эффектом, полученным населением страны в результате их реализации.

Таким образом, значимость государственного сектора в экономике переходного периода заключается в активном использовании субъектами хозяйствования государственных инвестиций для обеспечения воспроизводства национальной экономики. Значительная роль при этом уделяется тем структурным составляющим государственного сектора экономики, которые обеспечивают расширенное материальное или нематериальное производство в стратегически значимых отраслях народнохозяйственного комплекса. В первую очередь к ним относятся: оборонная отрасль, которая применительно к России является одновременно ключевым поставщиком инновационных технологий в промышленность, отрасли инфраструктуры (транспорт, связь); а также социально значимые отрасли (образование, здравоохранение, сфера культуры). При этом, согласно ключевым законам рынка, деятельность хозяйствующих субъектов общественного сектора должна быть экономи-

чески эффективной, в том числе и особенно в тех отраслях, которые производят социальные услуги. В настоящее время для российской экономики приобретает актуальность проблема концептуальной смены модели экономического роста страны. Смена модели экономического роста поднимает на принципиальный уровень проблему обеспечения эффективности государственного сектора экономики как ведущего сектора в условиях системных кризисов. В целях повышения эффективности функционирования общественного сектора необходимо расширить круг экономических подзадач на макроэкономическом уровне, включив в них институционализацию тех отраслей общественного сектора, которые включают в себя производство стратегически значимых социальных благ и услуг. В первую очередь формирование социальных институтов посредством повышения эффективности общественного сектора должно быть направлено на создание в стране единого социального пространства. Социальное пространство, формирование которого возлагается в первую очередь на субъекты хозяйствования общественного сектора, представляет из себя многослойный ареал действия социальных нормативов и норм, отражающих важнейшие потребности населения в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах в области здравоохранения, образования, культуры и т.п., гарантирующих соответствующий уровень их потребления для поддержания и повышения качества человеческого капитала. В связи с этим стратегическое планирование развития общественного сектора, включая подходы к его финансированию, должно быть нацелено на повышение эффективности деятельности указанной отрасли народнохозяйственного комплекса.

Список литературы

1. Журавлев С., Ивантер А., Фадеев А. Жить стало лучше. Но не веселее // Эксперт. 2011. № 14 (748).

2. Послание Президента Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://президент.рф

3. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.