5. Козловский В.А. Производственный менеджмент: Учеб. пособие. М., 2006.
6. Кокшотт В.П., Коттрелл А. К новому социализму. Чешское издание // http:// left. rn/2006/7/tns.phtml
7. Комов Н.И. Модели программно-целевого управления. М., 1981.
8. Королева В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. М., 2005.
9. КосминН.П. Стратегическое и оптимальное планирование проектного инвестирования в регионе // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2005. № 3(15).
10. Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. М., 1980.
11. Ореховский П.А. Планирование как форма административного рынка. Особенности инноваций в экономике России. / Текст доклада на международной научно-практической конференции "В кризисе ли планирование?" (26.05.2005-28.05.2005, Болгария, г. Свиштов). Лаборатория экономического анализа.
12. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 1992. ш
13. Райзберг Б.А.Курс экономики: Учеб. пособие. М., 2006. ^
14. РайзбергБ.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: Учеб. посо- о бие. М., 2002. X
15. Рябухин С.Н. Целевые программы в стратегии развития регионов России. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 2(195).
16. Управление социально-экономическими процессами региона / Под ред. А.С. Новосёлова.
М., 2000. о
17. ФрадковМ. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в
2004-2006 годах // Российская бизнес-газета. 13.08.2004. |\
□
ПОГОРЕЛОВА О.Г.
ö I—
ф
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ а
РОССИИ
С началом рыночных преобразований государство выступает в качестве специфического субъекта экономического пространства. В данном качестве оно предстает в поле зрения не
ф
I
>
0
1 I
ф
со
только и не столько как система политической организации общества, сколько в качестве хо- о
зяйствующего общества [8, с. 9], специфического сектора экономики - общественного секто- о
ра, в рамках которого рыночные механизмы не функционируют эффективно. Особенностью >
данного сектора является производство, распределение, обмен и потребление общественных £5
благ, а также широкое использование методов государственного регулирования в целях до- 2
стижения экономического равновесия между спросом и предложением данных благ. ^
Институализация общества и экономики, развитие гражданского общества усложнили §
структуру общественного сектора. Исходя из функциональной направленности производи- о
мых общественных благ, наиболее обосновано выделение в его составе трех подсекторов: ^
государственного, добровольно-общественного и смешанного. В системе национальных |
счетов на основании различий в экономическом поведении выделяют указанные сектора, в о
том числе сектор «общегосударственное управление» и сектор «негосударственные неком- т
мерческие организации» [6, с. 25-29]. Сектор «общегосударственное управление» включает государственные учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании и предоставляющие нерыночные услуги для коллективного (совместного) потребления. К данному сектору относятся фонды социального обеспечения и социального страхования, б
I
государственные финансовые учреждения, в том числе центральный банк. Сектор «негосу- о дарственные некоммерческие организации» объединяет организации, занятые оказанием 0)
нерыночных услуг личного характера для населения, преимущественно в сфере образования, здравоохранения, культуры, искусства и т.д.
Организационно-правовой формой деятельности в общественном секторе являются некоммерческие организации, или неприбыльные организации, т.е. юридические лица, которые не ставят перед собой цель извлечения прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. В зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат выделяют рыночные и нерыночные некоммерческие организации. Рыночными некоммерческими организациями считаются организации, реализующие свои товары и услуги по рыночным ценам. Подобного рода организации относятся к смешанному подсектору общественного сектора. Некоммерческими организациями, занятые нерыночным производством, являются организации, предоставляющие товары и услуги другим институциональным единицам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными [6, с. 26, 28].
роль общественного сектора всецело раскрывается его функциями, которые проявляют-Ш ся через преодоление изъянов рынка; производство общественных благ; перераспределение ¡5 доходов; защита общества от внешних эффектов рыночной деятельности, прежде всего защи-
0 та природной среды, воздушной и водной среды. Преодоление изъянов рынка заключается в X регулировании производства в отраслях, где возникают условия естественной монополии: ^ производство и распределение электроэнергии; телекоммуникаций, транспорт, связь и т.п. ^ Значение функции производства общественных благ сводится к тому, что ядром функционирования общественного сектора в хозяйствующей системе выступают блага обществен-
^ ного и коллективного пользования [7, с. 111, 114]. Общественный сектор производит такие □ экономические блага, которые частный сектор либо не производит вообще, либо неэффективен при их создании. К данным благам относится обеспечение коллективной безопаснос-N ти членов общества: оборона от внешних посягательств, внутренняя безопасность; решение д проблемы экологической безопасности; обеспечение равных возможностей реализации прав Ш личности на образование, охрана здоровья, занятость, социальное обеспечение. .л, Распределительная функция заключается в осуществлении перераспределительных процессов с целью снижения доходно-имущественной дифференциации и социально-экономи-£ ческого неравенства. Основными каналами перераспределения доходов населения являются ё прогрессивное налогообложение личных доходов, имущества и система социальных транс-о. фертных платежей.
§ На макроэкономическом уровне общественный сектор призван решать вопросы по оз> доровлению и поддержанию отраслей, которые обеспечивают наиболее общие условия про-2 изводственно-хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, отрасли производственно-
1 хозяйственной инфраструктуры: энергетика, связь, транспорт, фундаментальные научные $ исследования и разработки, военная промышленность в целом, авиакосмическая и атомная о промышленности.
о Таким образом, общественный сектор необходим для формирования и воспроизводства > благоприятных условий устойчивого экономического и социального развития страны, ее на-
2 циональной безопасности. Он призван быть одним из рычагов государственного регулирова-2 ния национального рыночного хозяйствования. Внешнеэкономической целью функциониро-^ вания и развития общественного сектора является обеспечение конкурентных преимуществ о национальных отраслей и предприятий; внутренняя цель - рост уровня и качества жизни о населения страны.
^ Масштабы общественного сектора экономики определяются экономической, производс-| твенной, политической и социальной целесообразностью. Границы общественного сектора о подвижны, так как не исключено постепенное ослабление государственного контроля над т отдельными объектами по мере их подготовки к чисто рыночному режиму функционирова-5 ния, возможна продажа их частному капиталу [1, с. 4-6]. Существуют два основных способа ^ выявления оптимального размера общественного сектора, во-первых, определение социаль-Е ных видов деятельности, которыми должны заниматься государственные предприятия без о наложения на них каких-либо количественных ограничений, во-вторых, четкое ограничение о количества предприятий, которые признаются государственными вне зависимости от вида 00 их деятельности.
Определяя показатели эффективности функционирования общественного сектора, необходимо рассматривать влияние социальных факторов и индикаторов социального состояния и развития при выработке программ экономических преобразований. Это предполагает соизмерение обеспеченности общества экономическими благами и измерение реальных условий жизни людей, уровня обеспеченности общественными благами. социальные индикаторы рассматриваются как изменения представлений о благосостоянии и накоплении социального капитала, потенциала и социальной инфраструктуры экономики.
Экономическое благосостояние оценивается показателями валового внутреннего продукта. В 60-е годы XX века Д.Белл начал разработку так называемой системы социальных счетов. Он считает, что даже сам системный анализ таких собираемых правительственными агентами показателей, как преступность, заболеваемость, число брошенных детей и т.д. может вызвать излечивающий для общества эффект [3, с. 112-116].
Применяются системы индексов, например, индекс развития человеческого потенциала, индекс нищеты населения. Индекс развития человеческого потенциала используется для из- ш мерения достигнутого страной общего уровня по трем основным аспектам развития челове- ¡с ческого потенциала: долголетие и здоровье, знание и достойный уровень жизни. В целом по о стране за 2000-2006 гг. индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) вырос с 0,781 в X 2000 г. до 0, 797 в 2004 г. Между тем в России за 15-20 лет объективные показатели и прово- ^ димые учеными исследования показывают ухудшение качества человеческого потенциала ^ по многим параметрам - от уровня образования и квалификации до состояния здоровья и продолжительности жизни населения (у женщин этот показатель составляет 72,0 года, а у ^ мужчин - 58,9 лет) [5]. Это не только само по себе означает снижение качества жизни наших о граждан, но и ухудшает перспективы экономического развития, которое должно стать основой решения социальных проблем. N Индекс нищеты населения характеризует масштабы существующих лишений, отражаю- д щихся на развитии человека. В 2006 г. соотношение 20% самых богатых к 20% самых бедных Ш составило 7,6% (2004 г. - 12,2%); доля населения, имеющего меньше 50% среднего дохода со- .л, ставляет 18,8% (2004 г. - 19,4%.) (по материалам [4, с. 295, 296, 335]). По материалам Доклада о развитии человеческого потенциала в РФ за 2006/2007 гг. уровень бедности в стране со- £ кратился почти вдвое, но неравенство по доходу усилилось. Так в г. Москве денежные доходы ё 20% наиболее обеспеченных жителей превышают доходы 20% самых бедных более чем в 20 о. раз. Это следствие низкого качества экономического роста и неравномерного распределения § создаваемых благ [4, с. 295, 296, 335]. > Переход к рыночным отношениям с целью реализации экономического и человеческого £5 потенциала на деле обернулся растратой того и другого. Распад социального организма в ^ нашей стране очевиден в оценке индикаторов девиантного поведения: роста преступнос- $ ти, увеличения производства и потребления асоциальных благ, криминализации, коррупции, о роста неформальной экономики чиновников. Декларированное в правительственных доку- о ментах выравнивание стартовых условий обернулось небывалым расслоением и закрепле- > нием неравенства. £5 Развитие общественного сектора как динамично изменяющийся процесс, включает в себя 2 постоянное возникновение и решение противоречий. В основе всякого противоречия в об- ^ щественном секторе лежат отношения собственности, которые выражаются в противоречии § интересов на разных уровнях системы экономических отношений. Противоречия развития о общественного сектора можно разделить на 3 уровня, где действуют объективные внутрен- ^ ние закономерности: первый уровень - интересов субъектов управления; второй - функ- | ционирования общественного сектора, уровень поведения субъектов; третий - получение о конечного результата. Эти уровни взаимосвязаны, обусловливают и дополняют друг друга. т На уровне интересов субъектов можно выделить группы противоречий: а) между госу- 5 дарством и крупными собственниками; б) между законодательной властью (интересы поли- ^ тиков) и исполнительной властью (интересы чиновников); в) между профессиональными Е менеджерами (управляющими) и работниками общественного сектора. о Важнейшим ресурсом общественного сектора являются государственные финансы. В о этой связи на уровне функционирования общественного сектора возникают противоречия: 0)
а) между наполняемостью бюджетов различных уровней и снижением налогового бремени хозяйствующих субъектов; б) между доходной и расходной частями бюджета; в) между формированием федерального бюджета и региональных (территориальных) бюджетов.
На уровне получения конечного результата проявляются противоречия: а) между величиной общественных расходов на социальные нужды и благосостоянием населения; б) между инвестиционной составляющей общественных расходов и темпами экономического роста и т. д.
Разрешение противоречий требует поиска адекватных механизмов согласования интересов субъектов управления, разработки современных методов в области государственного и муниципального управления, переориентация социальной политики, развития бюджетного федерализма, внедрения информационных технологий в управлении общественным сектором. Для решения поставленных задач необходимы научно обоснованные и во многом инновационные подходы к реформированию общественного сектора россии.
для современной россии оценка институционализации экономических интересов опре-Ш деляется: 1) превращением в социально-ориентированное государство; 2) необходимостью ¡5 обеспечения безопасности - как основного интереса государства; 3) уважением прав лич-ü ности; 4) гуманизацией государства как социального института; 5) повышением эффектив-X ности функционирования государства как социального института. Следует принять ряд нор-^ мативно-правовых актов для формирования целостной системы регулирования российского ^ общественного сектора [2, с. 65-66].
Целесообразно осуществление комплекса мер по дальнейшей трансформации обществен-^ ного сектора отечественной экономики. Во-первых, в ряде отраслей - энергетике, железен нодорожном транспорте, связи, судостроении, авиаиндустрии, ВПК - необходимо сохранить ^ высокую долю собственности государства, концентрировать стратегически важные отрасли в N общественном секторе. Во всех остальных отраслях его доля может быть небольшой или во-q обще отсутствовать. Особого подхода требуют отрасли социальной сферы (медицина, образо-Ш вание, наука, культура), при развитии которых, наряду с мировыми тенденциями, необходимо .л, учитывать национальные особенности и традиции.
Во-вторых, участие государства в коммерческой работе предприятий частного сектора £ должно строиться по принципу вложения средств в наиболее рентабельные производствен-s ные объекты.
а В-третьих, в целях упорядочения системы управления общественным сектором нужно § провести разграничение его предприятий по критерию субъекта управления - федеральный
> уровень и уровень субъектов Федерации. Каждый тип предприятий должен управляться представителем соответствующей ветви власти, вмешательство других ее ветвей нежелательно.
В-четвертых, чтобы проводить активную государственную политику в отношении сме-$ шенных предприятий общественного сектора, нужно определить орган, курирующий их де-о ятельность, а также механизм принятия и согласования решений между разными ветвями
ö власти. <
> В-пятых, разработать механизм управления смешенными предприятиями общественного
2 сектора и институционально закрепить его в нормативно-правовых актах. Внести поправки
2 в закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз-
g вития РФ в части основных понятий, касающихся государственного, муниципального и час-
о тного секторов. i—
£ ЛИТЕРАТУРА
Ü 1. АбалкинЛ.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //
0 Вопросы экономики. 1997. № 6.
m 2. БалацкийЕ. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // s Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1.
^ 3. БеллД.С. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования.
1 М.: Academia, 1999.
о 4. Доклад о развитии человека за 2006 год. Подготовлен Программой развития ООН // http:// о www.un.org/russian/esa/hdr/2006/hdr2006_tbl_17_31.pdf
ÖÖ 5. Доклад ПРООН "Экономический рост должен способствовать развитию человеческого по-
тенциала во всех регионах России". 16.05.2007 // http://www.undp.ш/mdex.phtml?iso=R U&lid=2&cmd=news&id=389
6. ЖилъцовЕ.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1996.
7. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. В 2-х кн. / Международная ассоциация акад. наук, РАН; Под ред. К.И. Микульского. М.: Экономика, 2005.
8. ЯкобсонЛ.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ - ВШЭ, 2000.
ПОЛЯКОВА И.А.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В £
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ О --X
СП
Степень развития рыночных отношений, активность государства в регулировании со- ^ циально-трудовых отношений определяет динамику развития национального рынка труда в
любой стране. Очевидно, что специфика развития конкретной страны накладывает отпечаток ^
на процессы формирования и функционирования рынка труда. Как экономическое явление о он не возникает сам по себе в силу наличия рыночных отношений в экономике и достижения
определенного уровня развития этих отношений. Полноценный национальный рынок труда N
формируется под влиянием ряда факторов, обеспечивающих единство как экономики страны д
в целом, так и отдельных ее подсистем. Ш
Рынок труда представляет собой базовый элемент рыночной экономики. В его рамках .л, реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства - рабочей силы.
Исходя из этого, рынок труда определяет эффективность использования труда наемных ра- £
ботников. Отношения в сфере труда являются основополагающими в экономической системе ё
любой страны, что обусловлено огромной ролью труда в жизнедеятельности, как отдельного а
человека, так и общества в целом. §
Большинство российских авторов не подвергают сомнению положения теории К. Маркса >
о сущности рабочей силы и труда, о товарности именно рабочей силы, но одновременно отда- £5
ют предпочтение термину «рынок труда». При этом подразумевается, что главным товаром, ^
который обращается на данном рынке, является рабочая сила, способствующая включению $
человека в трудовую деятельность в форме либо самозанятости, либо наемного труда. о
В современной российской экономической науке в целом сформировался взгляд на ры- о
нок труда как на систему социально-экономических (общественных) отношений между его >
субъектами. Например, А. Кашепов определяет рынок труда как систему общественных от- £5
ношений, социальных (в том числе юридических) норм и институтов, обеспечивающих на 2
основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека воспроизводство, обмен по цене, ^
зависящей от соотношения спроса и предложения, и использование труда [2, с. 89]. В. Бу- §
ланов определяет рынок труда как товарно-денежные отношения, связанные со спросом о
на рабочую силу, с использованием и вознаграждением работника, отработанным рабочим ^
временем [1, с. 46]. Некоторые авторы (В. Буланов, С. Карташов) вводят в оборот понятия |
«рынок трудовых ресурсов», «рынок рабочей силы», обосновывая необходимость расшире- о
ния терминологической базы сложностью и многогранностью отношений, формирующихся т
в рамках социально-трудовой сферы, а также различиями в содержании терминов «труд», 5
«рабочая сила», «трудовые ресурсы». ^
Нередко встречаются и другие определения рынка труда, базирующиеся на анализе его Е
составных компонентов. Например, А. Котляр трактует рынок труда как совокупный спрос и о
предложение рабочей силы, взаимодействие которых обеспечивает размещение экономичес- о
ки активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, секторальном, 0)