Научная статья на тему 'Модели электронного бизнеса и их развитие в омском регионе'

Модели электронного бизнеса и их развитие в омском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остринская Любовь Ивановна, Дороболюк Татьяна Борисовна

В статье показано, что насущной необходимостью сегодняшнего дня становится использование сети Интернет. В частности, особенности ее внедрения в области электронной коммерции. В индустриально развитых странах данный вид деятельности уже доказал свою исключительную эффективность и прибыльность. Что же происходит в России и в Омской области в этой сфере! Какие факторы препятствуют работе данной области экономики?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Остринская Любовь Ивановна, Дороболюк Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели электронного бизнеса и их развитие в омском регионе»

жения связан с комплексным анализом ресурсоем-кости товаров, сопоставлением ресурсоемкости с жизненным циклом продукции и определением резервов снижения затрат трудовых, материальных, энергетических и финансовых ресурсов на различных стадиях ЖЦП.

2. Фатхутдинов Р А Стратегический менеджмент: Учебник. -5-е изд., испр.и доп. М.: Дело, 2002. — С. 448.

3. Шафранский В.В., Зак Е.И. Моделирование стратегий ресурсосбережения в машиностроении. — М, 1988. — С. 27.

Библиографический список

1. Учет, контроль и анализ в системе ресурсосбережения / Под ред. М.Я. Розенберга, 3. Паучика. - М.: Финансы и статистика, 1989. - С. 239.

НАИМУШИНА Елена Анатольевна, аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства.

удк 6813 06 П. И. ОСТРИНСКАЯ

Т. Б. ДОРОБОЛЮК

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА И ИХ РАЗВИТИЕ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ

В статье показано, что насущной необходимостью сегодняшнего дня становится использование сети Интернет. В частности, особенности ее внедрения в области электронной коммерции. В индустриально развитых странах данный вид деятельности уже доказал свою исключительную эффективность и прибыльность. Что же происходит в России и в Омской области в этой сфере! Какие факторы препятствуют работе данной области экономики?

Современный этап научно-технической революции внес существенные новые моменты в экономическое развитие индустриальных стран. В них наблюдается бурный рост комплекса наукоёмких отраслей промышленности, вызванный нуждами широкомасштабной модернизации всего производственного аппарата в народном хозяйстве.

Одним.из важнейших факторов развития экономики становится активное функционирование информационного пространства страны. Ключевую позицию начинают занимать компании «высоких технологий», определяющие информационную культуру общества, тенденции роста и развития экономической системы, её вливание в сетевую экономику страны и всего мирового пространства.

Процессы развития глобальных информационно-коммуникационных технологий очень динамичны в настоящее время, а их возможности для общества и экономики еще только начинают масштабно использоваться. Наиболее широко Интернет находит свое применение в области электронной коммерции.

Электронная коммерция - это та же коммерция, тот же обмен товарами и деньгами, только этот обмен происходит посредством компьютера. Похожее определение предлагается нам и в проекте Федерального закона «Об электронной торговле (№ 11081-3 ко второму чтению)»: Электронная коммерция - это деятельность физических или юридических лиц, осуществляемая путем обмена электронными сообщениями и направленная на совершение сделок и иных действий с предпринимательской или потребительской целью [1].

Вопросы развития электронной коммерции (ЭК) в России занимают все большее внимание государства и региональных правительств в Российской Федерации. Это связано с теми возможностями, которые дает сеть Интернет как средство глобального информационного взаимодействия продавцов и покупателей. Интерес правительства к этой сфере вполне обоснован, т.к. именно правительство должно заниматься продвижением электронных проектов, а также выступать в роли регулятора и координатора.

Итак, сфера приложений электронного бизнеса постоянно растет, появляются все новые, подчас неожиданные области применения. Тем не менее на сегодня можно говорить о нескольких крупных окончательно сформировавшихся моделях электронного бизнеса.

Схематично эта классификация представлена на рисунке 1.

Существует множество классификаций моделей Интернет-бизнеса. Рассмотрим основные из них:

• По категориям (видам) контрагентов.

• По категориям услуг.

На рис. 1. основной классификацией является разделение моделей на основе видов контрагентов, вовлечённых в процесс Интернет-торговли:

Бизнес - Бизнес (В2В - ЬиБтеББЧо-Ьизтезз);

Бизнес - Потребитель (В2С - ЬиэтеББ-Ю-сопзит-

ег);

Потребитель - Потребитель (С2С - сопвитегЧо-сопБишег);

Потребитель - Бизнес (С2В - сопвишег-Ю-Ьив!-пеэБ);

Модели И-бизнеса

По категориям контрагентов По категориям

услуг

i Web-витрины 8

.. ля» >

Магазины

тттает ''УМ-'";-—!: .i ...i. У«..

Ж: Аукционы щ

тмш*ш*иют1, .» . у» W

Торговые Интернет-системы чУ

WWWHW г ¿ «гул ш

г-

Инфопосредники г*

" "51^" Ч"" .....< лЛ.

Торговые площади

жтт/жтятжл' л» Ч

Контент- продавцы т

Рис. 1. Классификация моделей Интернет-бизнеса.

Правительство - Бизнес (А2В - а<1тт1з1га1юп-[о-ЬиБтеэз);

Правительство — Население (А2С — а(}пнгш1.га-[юпЧо-сопэитег),

Названия этих моделей говорят сами за себя, — системы В2В отвечают за взаимодействие компаний между собой, В2С - за взаимодействия компаний со своими покупателями, С2С - призвана обеспечить продажу товаров или услуг между потребителями, а С2В обеспечивает обратную связь потребителей и компанией. Кроме того, в развитии находятся системы А2В и А2С, обеспечивающие транзакции между правительственными организациями и компаниями и правительством и населением соответственно.

Именно эта классификация является общепринятой и встречается повсеместно в отечественной и зарубежной литературе.

Как изображено на рис. 1, все элементы схемы взаимосвязаны, т.е. каждая модель В2В, В2С, С2С или С2В может использовать какую-то из представленных в другой классификации систем или их сочетание, добиваясь, таким образом, гибкости и вариативности, максимальным образом используя имеющиеся инструменты и технологии.

При рассмотрении вопроса социально-экономических проблем сферы ЭК необходимо рассмотреть две составляющие, которые требуют комплексного подхода в их изучении и решении:

1. экономические проблемы, где будут решены вопросы, связанные с конкретными экономическими программами в этой области;

2. социальные проблемы, в которых должна быть дана чёткая оценка состояния ЭК с учётом развития

| и продвижения социальных программ регионов. | При определении этих проблем на первый план * выносятся вопросы, связанные с определением го-| товности конкретного региона использовать модели А ЭК, при этом рассматриваются следующие показа-$ тели:

— интернет-аудитория (её качественный состав I и численность, активность и готовность к воспри-о ятию и ведению Интернет-бизнеса, платёжеспособ-^ ность и Интернет-грамотность);

I — уровень информационной инфраструктуры ЕШ1 (развитость коммуникаций, телефонных сетей, сер-

висных услуг провайдеров, обеспеченность предприятий и населения телефонами и др. каналами связи, обеспеченность предприятий и населения компьютерной техникой);

— развитость складской сети с привязкой к перевозчикам и экспедиторам (наличие системы складов, имеющих доступ к основным транспортным узлам и магистралям региона, перевозчики и экспедиторы, которые способны перевезти нужный товар в определённое место и срок);

— банковская система (способность банков обеспечить процесс купли-продажи в Интернете);

— развитие федеральных и региональных программ поддержки электронного бизнеса для предприятий;

— инвестиции в Интернет-проекты и системы электронной коммерции.

Рассмотрим вышеперечисленные показатели для Омского региона.

Омская Интернет-аудитория на сегодняшний день насчитывает примерно 150 тыс. человек, что составляет 10 % от общей численности населения, из них активными пользователями являются лишь 3540 тыс. При этом расширению числа пользователей мешает низкая платёжеспособность населения, это обуславливает невозможность покупки компьютера. В целом же для пользователей Интернета характерно отсутствие культуры покупокчерез Сеть (низкая Интернет-грамотность) и предвзятое отношение к онлайновым покупкам; многим трудно представить, как можно совершить покупку, не увидев и не потрогав товар.

В Омске и области наблюдается острая нехватка в новых цифровых АТС, что также является своеобразным тормозом в расширении Интернет аудитории, т.к. услуги доступа в сеть Интернетчерез мобильные телефоны лишь начали своё внедрение в Омске (23 декабря 2002 года данную услугу для своих абонентов предоставила компания «Вымпел-Ком»), подключение же к выделенным сетям на данный момент является достаточно дорогим решением для рядового пользователя. Что же касается предприятий, то большая их часть подключается к Интернету либо через телефонные, либо через выделенные линии (последнее характерно для предприятий, работающих в сфе-

ре информационных и компьютерных технологий). Малая скорость и ненадежность телефонных соединений практически не позволяют устойчиво вести Интернет-бизнес, сеть же выделенных линий почти полностью отсутствует; пользование ими для частного лица скорее относится к экзотике, чем к привычной общепринятой практике.

Складская и транспортная сеть в Омском регионе находится на хорошем уровне, но экспедиторские услуги ещё не достигли того уровня, когда они способны обеспечить полный контроль за процессом передвижения и оперативную доставку информации в торговую Интернет-систему. Тем не менее сейчас многие экспедиторские компании понимают необходимость внедрения новых технологий в свои бизнес-процессы и согласны сотрудничать с новыми проектами в области Интернет-торговли («ЖелДор экспедиция», «Сибирская транспортная компания», «Новаятранспортная компания»). Можно отметить серьезные затруднения для Интернет-продавцов в доставке продаваемых товаров потребителю; если книгу или компакт-диск можно переслать по почте, то доставка крупногабаритного или довольно тяжелого предмета составляет существенную проблему. Существенную проблему представляет неразвитость сервисной сети послепродажного обслуживания. Так, приобретенные через Интернет-магазины (большая часть которых находится в Москве или Санкт-Петербурге) сложные объекты (например, компьютерная техника) подлежат гарантийному ремонту в Москве и Санкт-Петербурге, что практически делает их приобретение в других городах бессмысленным.

Сегодня все Омские банки могут обеспечить взаимодействие покупателей и продавцов в рамках торговой Интернет-системы (для этого им требуется собственная электронная цифровая подпись и доступ к торговой системе), но лишь 4 предлагают банковские карточки для расчётов в Интернете населению. В Омске существует два варианта использования банковских карточек в сети Интернет. Первый из них предполагает возможность расчетов в интернет-магазинах при помощи обычных пластиковых карт (МЕНАТЕП-СПб, Омскпромстройбанки Сибирское ОВК), а второй - эмиссию виртуальных карт, существующих исключительно в электронном виде (Альфа-Банк и УралСиб). Тем не менее существует не так много людей, имеющих кредитные карты (строго говоря, системы именно кредитных карт почти нет, предлагаются лишь дебетовые карты, многие из которых имеют только региональное хождение). А владельцы кредитных карт большей частью боятся воспользоваться услугами электронных магазинов.

Слабо развита (и зачастую просто неизвестна гражданам) система электронных платежей, например, Web-money. Уровень защищенности в этой системе, по мнению авторов, довольно низок, в основном из-за неразвитости законодательства об электронных платежных системах.

На сегодняшний день в Омске не существует региональных программ поддержки развития направлений электронного бизнеса для предприятий, что ведёт к их убыточности на начальных этапах развития (мировые показатели говорят о 50% проектов как о работающих в убыток, для Омска этот показатель находится в рамках 100% убыточности и это лишний раз подтверждает необходимость вмешательства региональных властей).

Для создания или интеграции бизнеса в Интернет нужны достаточно большие инвестиции, немногие

предприятия Омского региона могут найти средства для интересных Интернет-проектов. В связи с этим необходимо отметить, что если ещё 2 года назад в омском Интернете работали несколько полноценных Интернет-магазинов, то на сегодняшний день они ликвидированы, т.к. изначально были убыточными и работали на перспективу, но со временем ситуация не только не улучшилась, а даже наоборот, исчезла перспектива подобных проектов. И это несмотря на то, что в 2000-2002 году был принят ряд законов, способствующих развитию российского Интернета, и ЭК в частности.

Большую проблему представляет неразвитость законодательной базы в сфере электронной коммерции. Эта неразвитость приводит к практической незащищенности покупателя от недобросовестности продавца и различного рода мошенничества.

В принятой в 2002 году федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002-2010 годы» [2] заложен чёткий экономический фундамент подраз-личные целевые направления этой области (ресурсное обеспечение программы составляет 77179 млн руб. в ценах 2001 г.). А дальнейшее продвижение мероприятий на регионы даёт возможность каждому региону определить своё место в этой программе, что обуславливается активностью регионов в проектах и конкурсах, объявляемых в рамках этой целевой программы.

Однако «движение » в этой области лишь начинается, и анализ этого рынка позволяет сказать, что в городе сформирована инфраструктура, способная поддержать технологии электронной коммерции и развить существующие модели Интернет-бизнеса для предприятий оптовой и розничной торговли. Основными направлениями развития ЭК в Омской области могут быть:

1. развитие коллективных электронных каталогов, которые способствовали бы привлечению внимания к электронным предприятиям и в целом к Интернету;

2. развитие оптовой торговли. При этом крупные предприятия должны выйти на отраслевые торговые площадки России и оптимизировать для этого свои внутренние бизнес-процессы. Особенно это касается:

— нефтеперерабатывающей отрасли;

— рынка алкогольной продукции;

— топливно-энергетического комплекса;

— машиностроения;

— лёгкой промышленности;

Другим шагом по развитию оптовой торговли является создание региональных универсальных торговых площадок. При этом возможно как создание межотраслевых, так и отраслевых площадок, учитывающих специфические особенности коммерческой деятельности конкретного рынка.

Наиболее приемлемый способ выхода на оптовую модель ведения бизнеса посредством этих моделей может быть вариант открытия своих представительств на крупнейших центральных Российских торговых площадках, что позволит обеспечить быстрое вхождение на электронный рынок с минимальными начальными затратами;

3. развитие розничной торговли. При этом особо хочется отметить такие мероприятия, как аренда места для торговых оффлайновых предприятий на омских торговых Интернет-системах. Данная форма нуждается в поддержке со стороны администрации города и области, т.к. сегодня нетни одной подобной системы;

4. развитие мобильной коммерции. Электронная коммерция является одним из самых модных течений во всех отраслях бизнеса. Она открывает новые возможности в любой сфере, независимо от того, ориентируетесь ли вы на конечного покупателя или работаете с деловыми партнерами. У такой торговли гораздо больше преимуществ, чем недостатков, к их числу также относится возможность более тщательно ознакомиться с характеристиками товара с помощью подробного описания. Как только люди начинают совершать онлайновые покупки, они тут же получают возможность оценить все их удобство.

Библиографический список

1. Письмо Минфина РФ по налогам и сборам от 11.05.00 г. № ВГ-6-02/361 (о порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет).

2. Федеральная целевая программа и Электронная Россия» на 2002-2010годы.

ОСТРИНСКАЯ Любовь Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной информатики в экономике.

ДОРОБОЛЮК Татьяна Борисовна, аспирант кафедры конструкционных материалов и специальных технологий.

УДК 33? Т. Б. ДОРОБОЛЮК

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ_

В статье рассмотрен общественный сектор экономики — образование. Данный сектор функционирует в зонах изъянов рынка, то есть законы товарного рынка здесь не действуют. Поэтому если перевести данное общественное благо на частную основу (приватизировать), то оно станет привилегией немногочисленных социальных групп. Также в статье отмечены особенности умственного труда преподавателя.

В последнее время сфера образования не только за рубежом, но и в России стала предметом пристального внимания политиков, экономистов, социологов и т.д. Стало очевидно, что фактор научно-технического прогресса, отражающий научные достижения в области научной мысли и образовательных технологий, является потенциально неисчерпаемым источником экономического развития, мало связанным с естественным базисом развития государства (размер территории, численность населения, наличие природных и трудовых ресурсов) и общественной формой производства. В связи с этим изменилась точка зрения на роль образования, и в первую очередь, высшего профессионального, так как практически доказано, что серьезных изменений в обществе невозможно достичь без предварительной трансформации в сфере образования. Предпринимаемые попытки реформирования образования, структурные изменения в управлении, объединение вузов с точки зрения теории больших систем могут привести к нарушению целостности вуза.

Поэтому революционные изменения во всех областях жизнедеятельности человека сегодня заставляют задуматься о месте и роли образования как непроизводственной сферы в экономике современной России.

В статье будут затронуты две проблемы.

1. Особенности экономики труда в сфере образования

Известно, что одной из важнейших категорий экономики является рынок, рыночное хозяйство с прису-

щими ему механизмами и особенностями. Критерием зрелости или развитости рыночных систем является степень реализации экономической и гражданской свободы, которая имеет естественно закономерную природу. Именно поэтому в мировой практике, закрепленной институтами международного права, страны мира дифференцируются по степени экономической свободы хозяйственной системы. В соответствии с этим все государства делятся на три группы:

— страны с развитой рыночной экономикой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— страны с развивающейся рыночной экономикой;

— страны с нерыночной экономикой [ 1 ].

Сегодня общепризнанно, что рынок, как неотъемлемый атрибут товарно-денежного производства и обращения, со всеми ему присущими закономерностями и противоречиями, существует в той или иной форме в различных общественных системах. Очевидно, что Россию можно причислить к странам с развивающейся рыночной экономикой.

Рабочая сила в поисках предложения своих способностей выходит на так называемый «рынок труда», который в сложившейся современной рыночной экономике функционирует при следующих условиях:

— работа оплачивается эквивалентно образованию, квалификации, качеству;

— минимальная полновременная зарплата обеспечивает уровень жизни выше прожиточного минимума;

— рабочие места отвечают элементарным требованиям техники безопасности и экономическим нормативам;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.