Основной задачей формирования системы оценки рисков в процессе бюджетирования выступает достижение поставленных целей предприятия за счет повышения качества и обоснованности управленческих решений, что предусматривает формализацию процедуры оценки рисков.
На первом этапе формирования системы осуществляется качественная характеристика основных последствий проявления факторов риска и оцениваются размеры потерь, возникающих в результате наступления каждого из последствий при максимальной интенсивности проявления факторов риска. Для упрощения процедуры расчета уровня риска нами предлагается все возможные последствия риска объединить в две группы: последствие снижение дохода- и/или последствие ¿увеличение расходной части бюджета- .
На втором этапе оценивается ожидаемая интенсивность проявления каждого из отобранных рисковых событий путем экспертной оценки дискретного вероятностного распределения интенсивности и последующего вычисления ее математического ожидания. Отбор наиболее существенных рисков, оказывающих наибольшее влияние на величину материальных последствий, осуществляется с помощью матрицы сопоставления. В этом
случае все риски сравниваются между собой попарно — по величине воздействия. В результате формируются три группы факторов: с высокой, средней и низкой тяжестью последствий.
Натретьем этапе осуществляется попарное сравнение факторов риска на основе шкалы предпочтений.
Содержанием четвертого этапа является оценка потерь как количественной меры риска. При этом необходимо учитывать, что размер потерь зависит не только от интенсивности проявления факторов, но и степени их влияния — весомости.
На пятом этапе разрабатывается комплекс антирисковых мероприятий и определяется эффективность управления риском. Значение бюджетирования как инструмента управления предприятием и результаты оценки рисков позволили обосновать в качестве основного механизма снижения потерь — метод локализации риска, заключающийся в выделении экономически наиболее опасных видов деятельности в системе бюджетирования и разработки управляющих воздействий — антирисковых мероприятий, снижающих уровень риска до приемлемого.
Выявление наиболее существенных рисков и исследование причин их возникновения свидетельствуют о целесообразности регламентации данных видов деятельности.
Литература
1. Чеснокова С.Ю. Процессно-ориентированное управление как основа эффективной деятельности. — Астрахань: Изд-во АГТУ, 2007.
2. Кандинская O.A. Управление финансовыми рисками. Поиск оптимальной стратегии. — М.: Консалтбанкир, 2001. — 272 с.
3. Ларионов Г.В. Управление предпринимательскими рисками в бизнес-структурах // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2010. — №3.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
И.Ш. Хисаева,
аспирант кафедры управления и экономики предпринимательства Уфимской государственной академии экономики и сервиса
khisaeva@mail.ru
В статье рассмотрены модели электронного бизнеса, тенденции развития сферы электронной коммерции в России. Для ранжирования субъектов РФ по степени готовности к электронному бизнесу предложен интегральный индекс электронной готовности. Показаны преимущества системы электронной коммерции перед традиционной торговлей.
Ключевые слова: электронный бизнес, электронные предпринимательские структуры, Интернет-технологии, электронная готовность, электронная коммерция.
УДК 339:004.738.5; ББК 65.290 с51
Инновационный характер развития современной экономики охватывает все сферы производственно-экономической деятельности, включая и область предпринимательства, в которой происходит активное использование последних достижений информационно-коммуникационных технологий в качестве основы прогрессивного метода ведения бизнеса, получившего название ¿электронный бизнес-.
Впервые термин ¿электронный бизнес (e-business)> был применен корпорацией IBM в 1997 г. как ¿безопасный, гибкий и комплексный подход к обеспечению потребителя дифференцированной потребительской ценностью посредством объединения систем и процессов, лежащих в основе важнейших функций бизнеса, с простотой и охватом, обеспечиваемыми Internet-технологиями- [5].
Согласно методике ООН в электронном бизнесе, в отличие от традиционного, минимум две составляющие из четырех (производство, маркетинг, доставка и оплата) осуществляются через Интернет.
Исходя из данных определений, электронный бизнес — это инновационная предпринимательская деятельность, осуществляемая с применением Интернет-технологий в целях обеспечения более высокой экономической эффективности. Понятие электронного бизнеса достаточно широкое и включает разные виды деятельности: интернет-банкинг, электронное брокерство, электронная коммерция, электронный франчайзинг, дистанционное обучение, электронное казино, электронное страхование.
Электронная коммерция, как важнейший составляющий элемент электронного бизнеса, представляет собой комплекс современных инфокоммуникационных технологий, обеспечивающий совершение коммерческих операций с применением электронных средств обмена данными. Согласно материалам Информационно-консалтингового центра по электронному бизнесу, электронная коммерция включает внутренние процессы предпринимательства (например, производство, складирование), атакже процессы межфирменного взаимодействия (например, логистика, ведение переговоров, ценообразование).
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА G2G
Г осударственные її муниципальные органы
G2C
C2G
І Іні ернет- банышг
G2B
B2G
Рис. 1. Модели электронного бизнеса
В зависимости от категории участников электронных взаимоотношений выделяются следующие основные схемы электронного бизнеса (рис.1):
• Бизнес-бизнес (Business-to-Business) или В2В:
• Бизнес-потребитель (Business-to-Consumer) или В2С:
• Потребитель-бизнес (Consumer-to-Business) или С2В:
• Потребитель-потребител^СопБитеИо-СопБитег) или С2С:
• Бизнес-Государство (Business-to-Government) или B2G:
• Потребитель-Государство (Consumer-to- Government) или
C2G:
• Государство-Государство (Government -to- Government) или G2G.
При определении параметров развития сферы электронного бизнеса особую сложность представляет процедура сбора статистической информации. Существующие аналитические материалы следует считать представительными лишь условно. Тем не менее, можно с уверенностью говорить, что во всех исследованиях отмечается значительный рост электронного предпринимательства, как в количественном, так и в качественном выражении (рис.2.).
Качественный скачок в развитии рынка B2G в России произошел в 2003-2004 гг. Объемы продаж выросли с 141 млн долл. в 2003 г. до 2,13 млрд долл. в 2004 г. Этот шестнадцатикратный рост был обеспечен, прежде всего, государственными закупками в рамках начавшей активно разворачиваться Федеральной целевой программы ¿Электронная Россия (2002-2010 гг.)». Оборот в сегменте В2В достигал в 2004 г. лишь 441,9 млн долл., что составляло 14% от объема российского рынка электронной торговли в целом. В 2005 г. объем продаж в сегменте В2В практически утроился и составил 1,3 млрд долл. 62% рынка В2В (806 млн долл.) пришлось на компании топливно-энергетического комплекса.
В 2008 г. на 31% вырос оборот в сегменте B2G, что обусловлено, прежде всего, совершенствованием законодательной базы. В частности, значительно был расширен перечень товаров, разрешенных для закупок на электронных аукционах.
Поданным аналитического центра ¿Step by Step-, в 2000-х гг. по темпам роста российский рынок онлайн-торговли опережал западный. Так, в середине десятилетия в России этот показатель составлял 40%, в то время как на западе не превышал 25%. По данным компании ¿Оборот.ру-, в период 2005-2008 гг. в России
Рис. 2. Объемы и удельные показатели электронного оборота по секторам в России в 2002-2009 гг. (млн долл.) [4]
/
отмечался устойчивый ежегодный рост в 40-45%. Однако следует отметить, что в последние годы темпы снизились примерно до 20%. Для сравнения в Германии ежегодные темпы роста в 2003-2009 гг. составили около 20%, в Великобритании — 25%, а во Франции — около 40%.
Если на начальном этапе бурному развитию этой области в первую очередь способствовало распространение в России Интернета, то в последние годы в немалой степени — кризис. В изменившихся экономических условиях покупатели устремились в Сеть в поисках более выгодных предложений. Объем Интернет-торговли в сегменте В2С вырос по итогам 2009 г. на 17%, в то время как общий оборот розничной торговли в РФ сократился на 5,5 % [2].
Примечательно, что пропорции российского рынка электронной торговли резко контрастируют со структурой мирового рынка, где доля В2В-сегмента составляет около 70%. Однако если, следуя логике некоторых аналитиков, считать объем электронных продаж В20 также продажами ¿бизнеса для бизнеса», доля сектора В2В в этом случае составит 60-70%, что соответствует мировой практике.
В ряде стран, в число которых входит и Россия, электронные государственные закупки рассматриваются в качестве одного из важнейших способов борьбы с коррупцией. Со времени вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ <0 размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», коррупционные схемы в области размещения госзаказа эволюционируют ускоренными темпами.
Коррупционную составляющую госзакупок сложно оценить в цифрах, но можно предположить, что с увеличением транспарентности процесса потенциальная взяткоемкость и коррупци-
онность значительно сокращаются. По данным Федеральной антимонопольной службы, в результате применения электронных торгов планируется экономия не менее 15% от стартовых цен аукционов. При этом от 10 до 20% всех заказов будут размещены у малых предприятий, что составит около 200 млрд руб. в год [1].
Тем не менее, электронный бизнес в России еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Число полностью виртуальных компаний не превышает 1,5%. У 3% компаний доля электронных заказов составляет от 30 до 70%. Примерно у такого же числа фирм бизнес на треть состоит из Интернет-заказов, и около 14% компаний обрабатывают менее 10% заказов. Для Москвы соответствующие показатели в 1,5-2 раза выше [6].
Одной из причин относительно низкого уровня развития электронной коммерции в России и в ряде других стран можно назвать низкую степень автоматизации управления предприятием. Введение системы электронной коммерции требует определенного уровня технологического развития не только коммуникационной инфраструктуры, но и внедрения интегрированных информационных систем управления предприятием, оптимизирующих принятие управленческих решений — MRP, MRP II, ERP, SCM, CRM, где: SCM — Supply Chain Management — системы управления цепочками поставок: e-procurement — системы электронного снабжения: ERP — Enterprise Resources Planning — планирование ресурсов корпорации: MRP — Manufactory Resource Planning — планирование производственных ресурсов: CRM — Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентом.
На рис. 3 представлена функциональная система управления предприятием, работающим по технологии электронной коммерции.
н
«
«
3
-
ж
о
SS
И"
К
И
ь
3 5
а і о п
И
е? к
I
а
н
G
3
8
4 й
Рис. 3. Схема электронной предпринимательской структуры
К числу важных факторов развития электронной коммерции относят также уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, наличие доступа в Интернет, ууеЬ-сайтов предприятий и т.д.[3]. Основываясь на совокупности данных факторов, с целью ранжирования субъектов РФ по степени готовности к электронному бизнесу можно использовать интегральный индекс электронной готовности:
/ — 1пкл х IПА X I пс X 1то
9
где /ию, — индикатор развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, учитывающий индексы количества организаций, имеющих персональные компьютеры, доступ к сети Интернет, собственные веб-сайты, использующих Интернет для связи с поставщиками и с потребителями:
1ПА — индикатор уровня потребительской активности в среде Интернет, включающий индекс численности населения с высшим образованием, индекс количества пользователей ПК с
Анализ моделей традициош
доступом в Интернет, индекс количества населения с доходами выше прожиточного минимума, индекс количества Интернет-пользователей с опытом покупки через Интернет-магазины:
1ПС — индикатор уровня развития платежных систем, основанный на индексах количества банков, предоставляющих услуги Интернет-банкинга, количества терминалов пополнения электронных кошельков:
1ТС — индикатор потенциальной возможности своевременной доставки товаров и услуг до потребителя, базирующийся на индексах величины грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности, густоты автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, количества организаций, имеющих собственную курьерскую службу.
Обоснованность применения предприятиями Интернет-технологий и несомненные преимущества электронной торговли подтверждает сопоставимый анализ достоинств и недостатков традиционной торговли и электронной коммерции (табл. 1).
Таблица 1
й и электронной коммерции
Модель традиционной торговли Модель электронной коммерции
П реи му щества Недостатки Преимущества Недостатки
Отсутствие проблем с обеспечением сохранности денег у покупателей Сложность и значительная стоимость распространения информации о товарах и услугах Отсутствие значительных трудностей в распространении информации Проблема обеспечения безопасности электронных платежных систем
Возможность ¿потрогать руками» Самоокупаемость в течение одного-двух лет Самоокупаемость в течение нескольких месяцев Отсутствие личного общения и физического контакта
Развитая законодательная база Временные и транспортные затраты на посещение магазина Возможность оперативного посещения магазина Неразвитость законодательной базы
Использование для оплаты товаров и услуг наличных денег или банковских карт Использование для оплаты товаров и услуг электронных денег
Существенные трансакционные издержки на проведение и оформление сделки Снижение трансакционных издержек благодаря электронному документообороту
Относительная сложность выхода на рынок Относительная легкость выхода на рынок
Значительные издержки ¿меню» Гибкая система цен
Сложность выхода на глобальный рынок Возможность заниматься бизнесом в глобальном масштабе
Интенсивное использование человеческого ресурса Уменьшение зависимости бизнеса от человеческого фактора
Экономическая эффективность применения электронной коммерции обеспечивается сокращением трансакционных издержек, ускорением оборачиваемости средств, снижением потребности в человеческих ресурсах и сокращением административных расходов в результате перехода на систему электронного офиса.
Однако высокая экономическая результативность ограничивается факторами, сдерживающими развитие электронной коммерческой деятельности:
— необходимость обеспечения безопасности электронных платежных систем:
— психологическое неприятие и неготовность населения к совершению покупок через Интернет:
— неразвитость законодательной базы оформления и сопровождения электронных сделок.
Между тем, уровень развития электронного бизнеса— индикатор конкурентоспособности в условиях неизбежной глобализации, конвергенции знаний и культур, ускорения технического прогресса. ¿Электронная торговля помогаетускоритьтемпы экономической торговой глобализации путем расширения возможностей деловой активности, сокращения издержек, повышения эффективности и содействия в мировой торговле», — отмечается в принятом в 2006 г. на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества плане действий.
От развития инфокоммуникационных технологий, степени их проникновения во все сферы хозяйственной деятельности зависит не только инвестиционная привлекательность региона, государства и отдельно взятого предприятия, но и улучшение качества жизни населения и даже искоренение бедности, что сформулировано в документах Саммита тысячелетия ООН.
Литература
1. Дегтярев А., Маликов Р. Потенциальные риски в процессе модернизации деловой среды российского бизнеса//Экономика и управление. — 2010. — №5. — С. 62-69.
2. Интернет в России // Аналитический бюллетень. — 2010. — Вып.ЗО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fom. ги/ргс^ейБ/гз.Мт (дата обращения: 04.12.2010).
3. Исаева И.В. Развитие систем электронной коммерции в России // Фундаментальные исследования. — 2007. — №12. — С. 344345.
4. По материалам Национальной ассоциации участников электронной торговли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nauet.ru (дата обращения: 04.12.2010).
5. Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах: Материалы VII междунар. науч. конф. / Под ред. Б.Н. Паньши-на. - Мн.: Б ГУ, 2006. - 254 с.
6. Электронные платежи в Рунете: магазины // Информационный бюллетень компании ¿Яндекс». — 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://download.yandex.ru/company/yandex_on_emoney_autumn_2009.pdf (дата обращения: 04.12.2010).