Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал
Омского
Ефимова А.С., Бальтанова Г.Ж. Электронная коммерция как форма ведения бизнеса // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№3 (14) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/3/00605.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 347.711
Ефимова Анна Сергеевна
Студентка
ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Бальтанова Гульмира Жумабековна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Электронная коммерция как форма ведения бизнеса
Аннотация: в настоящее время электронная коммерция использует разнообразные коммуникативные технологии. С каждым днем все больше и больше товаров реализуются через сети интернет и прочие информационно -телекоммуникационные сети, такие как факс, электронная почта. Известно, что идея электронной коммерции появилась еще до изобретения интернета. В наше время общество быстро развивается и в связи с этим экономика начинает приобретать виртуальный характер. Онлайн-магазины, библиотеки, банки, биржи- люди считают удобным пользоваться услугами через интернет, не выходя из дома. В связи с этим возникла потребность в электронной коммерции. В статье представлены научные подходы определения понятия «электронная торговля», рассматриваются виды электронной коммерции, а также формы факторов развития электронной коммерции. Торговля через Интернет - это почти абсолютная необходимость в современном обществе.
Ключевые слова: электронная коммерция, торговля, интернет-магазин, Интернет
Электронная торговля — это финансовые операции и сделки, исполняемые посредством Интернета и других сетей связи, благодаря которым совершаются покупки и продажи продуктов, товаров и услуг, а так же производят переводы денежных средств[1].
Идея электронной коммерции возникла ещё вплоть до изобретения интернета. В сороковых годах 21 века крупные американские торговые системы были объединены телеграфной сетью, по ней передавалась информация в различные точки государства о стоимости товаров на рынках. Первоначальные примеры электронной торговли идут корнями в банковские операции и процессы, приобретавшие название «телеграфные переводы». Благодаря изобретению Интернета стало возможным руководить счётом в банке, давать заявки на покупку и продажу товара, и т. д. С развитием электроники финансовые учреждения приобрели возможность разработки стремительных, неопасных, недорогих и надёжных средств расчета.
Современное общество пребывает на такой ступени развития, когда совершается стремительное распространение новых информационных технологий и модификаций. Мировая экономика приобретает всё более виртуальный характер — виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи — всё это уже действительность дня.
Доступ к рынкам в режиме реального времени — существенная необходимость. Рыночная экономика становится наиболее гибкой, своевременной и одновременно всемирной, включает все области земного шара. Появление глобальных сетей связи, и в главную очередь — сети Интернет, повергло к настоящей революции в сфере организации и ведения коммерческой деятельности [2].
Торговая деятельность — эта такая активная сфера экономики, в которой регулярно совершаются значительные перемены, обновления. Так, например, через сети Интернета в стране ежедневно совершаются сотни миллионов покупок, и любая дистанционная покупка или продажа — это чья-то удовлетворенная потребность. Требования потребителей различны, однако их связывает стремление совершить покупку без лишней потери времени и сил, с наибольшими удобствами [4].
Если сказать об электронной торговле как о понятии, то следует отметить, что некоторые авторы под электронной торговлей подразумевают рекламу и обмен товарами, которые осуществляются между физическими и юридическими лицами с помощью коммуникационных сетей. В данном случае речь идет об узком понимании электронной торговли [3].
Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле в ст. 1 показывает, что термин "торговля" необходимо объяснять обширнее, включая все отношения торгового характера, как договорные, так и недоговорные. Отношения торгового характера охватывают: различные торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; коммерческое представительство и агентские отношения; дистрибьюторские соглашения; лизинг; факторинг; строительство промышленных объектов; инжиниринг; куплю-продажу лицензий; консалтинг; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества. В данном случае электронная торговля не сводится лишь к купле-продаже товаров и услуг посредством электронной сети [5].
Также имеются точки зрения, в соответствии с которыми электронная торговля трактуется еще наиболее обширно — как электронное управление бизнесом. Хочется отметить, что электронная торговля не только бросает вызов традиционным бизнес-методам, но и оказывает огромное влияние на привычки потребителей.
Видов электронной коммерции много, их можно классифицировать по участникам коммерческих отношений и природе проводимых операций (табл.1) [1]:
Таблица 1
Модели электронной коммерции__
Правительство Бизнес Потребитель
Правительство в2в координация/снижение издержек в2Б информация/снижение издержек в2С информация/снижение издержек
Бизнес Б2в электронная торговля/государственные закупки(поставки) Б2Б электронная торговля/торговые сделки между предприятиями, биржами Б2С электронная торговля/розничная торговля
Потребитель С2в налогообложение/информация/сниж ение издержек С2Б электронная торговля/торговые сделки между отдельными потребителями и предприятиями С2Сэлектронная торговля/аукционы
Характеристика групп электронной коммерции:
В2В - к ним относят электронные рынки и внутриорганизационные системы. В них Интернет используется для организации взаимодействия между подразделениями одного предприятия.
В2С - это электронные магазины, электронные банковские услуги, заказ билетов, туристические услуги.
С2С - это операции на сайте объявлений, оказание услуг по рекламе в сети Интернет, а также консультационные услуги.
С2В- потребителем является коммерческая организация, а продавцом товара/услуги является частное лицо.
B2G- сделки осуществляются в форме государственных закупок между коммерческим предприятием и правительственной организацией.
G2B - используется для обмена информацией и для снижения расходов. Группа находится на стадии зарождения, но имеет перспективы быстрого развития.
C2G - одним участником группы является правительственная структура, другим -частное лицо.
G2C- группа связана с выплатами социального назначения, но пока только на теоретическом уровне.
G2G- программные приложения для обмена информацией и снижение издержек, сделки между бюджетными организациями, цель которых- снижение затрат.
Модели В2В и В2С являются сегодня основными в электронной коммерции, так как именно они обеспечивают большую часть трансакций с сети Интернет.
Так же существует несколько видов факторов развития электронной коммерции [3]:
1)позитивный побочный эффект сетей.
Данный фактор является мотивирующим в сети Интернет. Граждане и бизнес находят много преимуществ от использования Интернета.
2)комплементарные отношения между компонентами интернет-технологий
Данный фактор выражает зависимость между использованием компонентов
информационных технологий.
3)низкие операционные издержки
Данный фактор сказывается на росте экономической эффективности.
Растущее значение электронной коммерции и распространение Интернета, с глубокими изменениями почти во всех аспектах нашего общества и жизни, призывает к разработке новых правовых документов, как на глобальном, так и на европейском уровне. Очевидно, что ни одно правительство или страна не могут полностью регулировать Интернет или прочие информационно-телекоммуникационные сети. Сотрудничество между государствами и международными организациями необходимы для гармонизации существующих правил и предоставления деловой активности, возникающей в сети.
Электронная коммерция - это почти абсолютная необходимость в современном обществе. По оценкам, семьдесят процентов малых и средних предприятий используют Интернет, а в Европе 57% компаний имеют собственный сайт. Происходит быстрый рост как в количестве людей, использующих Интернет, различные сайты, так и рост количества людей, использующих коммерческие приложения. Это стимулируется технологическими инновациями и их распространением. По моему мнению, данные факторы снизили стоимость и улучшили качество Internet.
Сегодня Интернет, и в частности «электронная коммерция», является основой для всего бизнеса. Это позволяет компаниям установить связи, которое имеет первостепенное значение и важность для относительно небольших и вновь созданных организаций, которые хотят участвовать в коммерческой торговле. Он предлагает конкурентные преимущества в отношении традиционных методов. Компании стали открывать собственные веб-сайты с
уверенностью в увеличении и расширении своего бизнеса и его эффективности. Электронная коммерция может быть одной из самых больших экономических развитий этого века. Виртуальные магазины работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Многие виртуальные розничные продавцы представляют собой одну компанию.
Однако должно быть доверие у потребителей при осуществлении электронной торговли, легкий доступ к политике конфиденциальности, информации о гарантии и информации о поддержке помогает повысить доверие клиентов. Также предоставление клиентам опции для шифрования их связи с поставщиком электронной коммерции поможет увеличить доверие. А надежная системы для аккредитации электронных покупателей и электронных продавцов будут способствовать уверенности в их способности поставлять продукцию, качество и оплату.
В настоящее время, люди стали намного чаще отдавать предпочтение электронным магазинам, чем торговым центрам, различным магазинам. Это обусловлено тем, что можно совершать покупки в перерывах между работой, в транспорте, не выходя из дома. Люди могут оставлять свои отзывы к товарам, а также читать о других, тем самым выбирая наиболее качественный из всех предложенных.
По данным на 2017 г., рынок электронной коммерции России занимал 9 строчку в Европе, после Кореи и Канады(рис 1.).
160 140 120 100 80 60 40 20 0
^ ^ ^ ¿Г ^ ^ ¿Г #
л?
о.'
* ^ а«*
^ .,»«< „о-
Рис.1.Страны-лидеры рынка электронной коммерции Если рассматривать на примере России ситуацию на рынке электронной коммерции, то лидирующим городом интернет-покупок является Москва, далее Санкт-Петербург. На последнем месте - Уфа (рис.2).
Новгород Дону
Рис 2. Города-лидеры по покупательской интернет-активности Данную ситуацию можно объяснить тем, что чем больше город, его населенность, тем больше активность в интернет-магазинах. Некоторые люди, живущие в малых городах или селах, никогда не использовали подобные сайты. В Москве или же Санкт -Петербурге ситуация совсем иная. В этих городах люди очень активно пользуются онлайн-сервисами. Они считают удобным покупать одежду, бытовые технику в интернет-магазинах. В последнее время также увеличивается количество людей, заказывающих продукты питания через интернет.
Таким образом, электронная коммерция- это осуществление торговли в двадцать первом веке. Нынешнее поколение не может представить жизнь без компьютеров, телефонов, Интернета. В связи с этим в торговле постоянно происходят существенные изменения и обновления. В настоящее время большое количество людей стали пользоваться интернет-магазинами. Благодаря ним в стране ежедневно совершаются миллионы покупок. Хоть и у покупателей различные доходы и запросы, но цель одна - желание купить товар с наименьшими затратами времени, по меньшей стоимости и хорошего качества. Хочется отметить, что потребители не предпочитают сайты, которые состоят из большого количества всплывающих окон с рекламой, обязательной загрузкой, которая мешает покупке. Отдают предпочтения сайтам, интернет-магазинам, где продавцы поощряют повторные посещения, предлагают различные купоны и хорошие цены.
Ссылки на источники:
1. Айман, Т. О. Правоведение.Учеб. пособие. - 5-е изд. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2013. - 144 с
2.Букреева Ю.А. Правовое регулирование электронной торговли в России. Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XV междунар. науч. -практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2013.
3.Дашков Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2012
4.Диянова С.Н. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебное пособие / С.Н. Диянова, Н.И. Денисова. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 384 с.
5. Cristiano Rizzi. E-Commerce: ts regulatory legal framework and the law governing electronic transactions - The situation in Italy, 2017.
Anna Efimova
Student
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Gulmira Baltanova
Senior lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
E-Commerce as a Form of Business
Abstract: Сurrently, e-commerce uses a variety of communication technologies. Every day more and more goods are sold through the Internet and other information and telecommunication networks, such as fax, e-mail. It is known that the idea of e-commerce appeared before the invention of the Internet. In our time, society is developing rapidly and in connection with this the economy begins to acquire a virtual character. Online shops, libraries, banks, stock exchanges-people find it convenient to use services online, without leaving home. In this regard, there was a need for e-commerce. The article reveals scientific approaches to the definition of the concept of "electronic commerce", examines the types of e-commerce, as well as the types of forms of development factors of electronic commerce. Trade via the Internet is almost an absolute necessity in modern society.
Keywords: e-commerce, trade, online store, Internet.