Научная статья на тему 'Электронная коммерция как форма ведения бизнеса'

Электронная коммерция как форма ведения бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1455
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ИНТЕРНЕТ / E-COMMERCE / TRADE / ONLINE STORE / INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Анна Сергеевна, Бальтанова Гульмира Жумабековна

В настоящее время электронная коммерция использует разнообразные коммуникативные технологии. С каждым днем все больше и больше товаров реализуются через сети интернет и прочие информационно-телекоммуникационные сети, такие как факс, электронная почта. Известно, что идея электронной коммерции появилась еще до изобретения интернета. В наше время общество быстро развивается и в связи с этим экономика начинает приобретать виртуальный характер. Онлайн-магазины, библиотеки, банки, биржилюди считают удобным пользоваться услугами через интернет, не выходя из дома. В связи с этим возникла потребность в электронной коммерции. В статье представлены научные подходы определения понятия «электронная торговля», рассматриваются виды электронной коммерции, а также формы факторов развития электронной коммерции. Торговля через Интернет это почти абсолютная необходимость в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-Commerce as a Form of Business

Сurrently, e-commerce uses a variety of communication technologies. Every day more and more goods are sold through the Internet and other information and telecommunication networks, such as fax, e-mail. It is known that the idea of e-commerce appeared before the invention of the Internet. In our time, society is developing rapidly and in connection with this the economy begins to acquire a virtual character. Online shops, libraries, banks, stock exchanges-people find it convenient to use services online, without leaving home. In this regard, there was a need for e-commerce. The article reveals scientific approaches to the definition of the concept of "electronic commerce", examines the types of e-commerce, as well as the types of forms of development factors of electronic commerce. Trade via the Internet is almost an absolute necessity in modern society.

Текст научной работы на тему «Электронная коммерция как форма ведения бизнеса»

Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал

Омского

Ефимова А.С., Бальтанова Г.Ж. Электронная коммерция как форма ведения бизнеса // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№3 (14) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/3/00605.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 347.711

Ефимова Анна Сергеевна

Студентка

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск as.efimova1504@omgau.org

Бальтанова Гульмира Жумабековна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск gzh.baltanova@omgau.org

Электронная коммерция как форма ведения бизнеса

Аннотация: в настоящее время электронная коммерция использует разнообразные коммуникативные технологии. С каждым днем все больше и больше товаров реализуются через сети интернет и прочие информационно -телекоммуникационные сети, такие как факс, электронная почта. Известно, что идея электронной коммерции появилась еще до изобретения интернета. В наше время общество быстро развивается и в связи с этим экономика начинает приобретать виртуальный характер. Онлайн-магазины, библиотеки, банки, биржи- люди считают удобным пользоваться услугами через интернет, не выходя из дома. В связи с этим возникла потребность в электронной коммерции. В статье представлены научные подходы определения понятия «электронная торговля», рассматриваются виды электронной коммерции, а также формы факторов развития электронной коммерции. Торговля через Интернет - это почти абсолютная необходимость в современном обществе.

Ключевые слова: электронная коммерция, торговля, интернет-магазин, Интернет

Электронная торговля — это финансовые операции и сделки, исполняемые посредством Интернета и других сетей связи, благодаря которым совершаются покупки и продажи продуктов, товаров и услуг, а так же производят переводы денежных средств[1].

Идея электронной коммерции возникла ещё вплоть до изобретения интернета. В сороковых годах 21 века крупные американские торговые системы были объединены телеграфной сетью, по ней передавалась информация в различные точки государства о стоимости товаров на рынках. Первоначальные примеры электронной торговли идут корнями в банковские операции и процессы, приобретавшие название «телеграфные переводы». Благодаря изобретению Интернета стало возможным руководить счётом в банке, давать заявки на покупку и продажу товара, и т. д. С развитием электроники финансовые учреждения приобрели возможность разработки стремительных, неопасных, недорогих и надёжных средств расчета.

Современное общество пребывает на такой ступени развития, когда совершается стремительное распространение новых информационных технологий и модификаций. Мировая экономика приобретает всё более виртуальный характер — виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи — всё это уже действительность дня.

Доступ к рынкам в режиме реального времени — существенная необходимость. Рыночная экономика становится наиболее гибкой, своевременной и одновременно всемирной, включает все области земного шара. Появление глобальных сетей связи, и в главную очередь — сети Интернет, повергло к настоящей революции в сфере организации и ведения коммерческой деятельности [2].

Торговая деятельность — эта такая активная сфера экономики, в которой регулярно совершаются значительные перемены, обновления. Так, например, через сети Интернета в стране ежедневно совершаются сотни миллионов покупок, и любая дистанционная покупка или продажа — это чья-то удовлетворенная потребность. Требования потребителей различны, однако их связывает стремление совершить покупку без лишней потери времени и сил, с наибольшими удобствами [4].

Если сказать об электронной торговле как о понятии, то следует отметить, что некоторые авторы под электронной торговлей подразумевают рекламу и обмен товарами, которые осуществляются между физическими и юридическими лицами с помощью коммуникационных сетей. В данном случае речь идет об узком понимании электронной торговли [3].

Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле в ст. 1 показывает, что термин "торговля" необходимо объяснять обширнее, включая все отношения торгового характера, как договорные, так и недоговорные. Отношения торгового характера охватывают: различные торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; коммерческое представительство и агентские отношения; дистрибьюторские соглашения; лизинг; факторинг; строительство промышленных объектов; инжиниринг; куплю-продажу лицензий; консалтинг; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества. В данном случае электронная торговля не сводится лишь к купле-продаже товаров и услуг посредством электронной сети [5].

Также имеются точки зрения, в соответствии с которыми электронная торговля трактуется еще наиболее обширно — как электронное управление бизнесом. Хочется отметить, что электронная торговля не только бросает вызов традиционным бизнес-методам, но и оказывает огромное влияние на привычки потребителей.

Видов электронной коммерции много, их можно классифицировать по участникам коммерческих отношений и природе проводимых операций (табл.1) [1]:

Таблица 1

Модели электронной коммерции__

Правительство Бизнес Потребитель

Правительство в2в координация/снижение издержек в2Б информация/снижение издержек в2С информация/снижение издержек

Бизнес Б2в электронная торговля/государственные закупки(поставки) Б2Б электронная торговля/торговые сделки между предприятиями, биржами Б2С электронная торговля/розничная торговля

Потребитель С2в налогообложение/информация/сниж ение издержек С2Б электронная торговля/торговые сделки между отдельными потребителями и предприятиями С2Сэлектронная торговля/аукционы

Характеристика групп электронной коммерции:

В2В - к ним относят электронные рынки и внутриорганизационные системы. В них Интернет используется для организации взаимодействия между подразделениями одного предприятия.

В2С - это электронные магазины, электронные банковские услуги, заказ билетов, туристические услуги.

С2С - это операции на сайте объявлений, оказание услуг по рекламе в сети Интернет, а также консультационные услуги.

С2В- потребителем является коммерческая организация, а продавцом товара/услуги является частное лицо.

B2G- сделки осуществляются в форме государственных закупок между коммерческим предприятием и правительственной организацией.

G2B - используется для обмена информацией и для снижения расходов. Группа находится на стадии зарождения, но имеет перспективы быстрого развития.

C2G - одним участником группы является правительственная структура, другим -частное лицо.

G2C- группа связана с выплатами социального назначения, но пока только на теоретическом уровне.

G2G- программные приложения для обмена информацией и снижение издержек, сделки между бюджетными организациями, цель которых- снижение затрат.

Модели В2В и В2С являются сегодня основными в электронной коммерции, так как именно они обеспечивают большую часть трансакций с сети Интернет.

Так же существует несколько видов факторов развития электронной коммерции [3]:

1)позитивный побочный эффект сетей.

Данный фактор является мотивирующим в сети Интернет. Граждане и бизнес находят много преимуществ от использования Интернета.

2)комплементарные отношения между компонентами интернет-технологий

Данный фактор выражает зависимость между использованием компонентов

информационных технологий.

3)низкие операционные издержки

Данный фактор сказывается на росте экономической эффективности.

Растущее значение электронной коммерции и распространение Интернета, с глубокими изменениями почти во всех аспектах нашего общества и жизни, призывает к разработке новых правовых документов, как на глобальном, так и на европейском уровне. Очевидно, что ни одно правительство или страна не могут полностью регулировать Интернет или прочие информационно-телекоммуникационные сети. Сотрудничество между государствами и международными организациями необходимы для гармонизации существующих правил и предоставления деловой активности, возникающей в сети.

Электронная коммерция - это почти абсолютная необходимость в современном обществе. По оценкам, семьдесят процентов малых и средних предприятий используют Интернет, а в Европе 57% компаний имеют собственный сайт. Происходит быстрый рост как в количестве людей, использующих Интернет, различные сайты, так и рост количества людей, использующих коммерческие приложения. Это стимулируется технологическими инновациями и их распространением. По моему мнению, данные факторы снизили стоимость и улучшили качество Internet.

Сегодня Интернет, и в частности «электронная коммерция», является основой для всего бизнеса. Это позволяет компаниям установить связи, которое имеет первостепенное значение и важность для относительно небольших и вновь созданных организаций, которые хотят участвовать в коммерческой торговле. Он предлагает конкурентные преимущества в отношении традиционных методов. Компании стали открывать собственные веб-сайты с

уверенностью в увеличении и расширении своего бизнеса и его эффективности. Электронная коммерция может быть одной из самых больших экономических развитий этого века. Виртуальные магазины работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Многие виртуальные розничные продавцы представляют собой одну компанию.

Однако должно быть доверие у потребителей при осуществлении электронной торговли, легкий доступ к политике конфиденциальности, информации о гарантии и информации о поддержке помогает повысить доверие клиентов. Также предоставление клиентам опции для шифрования их связи с поставщиком электронной коммерции поможет увеличить доверие. А надежная системы для аккредитации электронных покупателей и электронных продавцов будут способствовать уверенности в их способности поставлять продукцию, качество и оплату.

В настоящее время, люди стали намного чаще отдавать предпочтение электронным магазинам, чем торговым центрам, различным магазинам. Это обусловлено тем, что можно совершать покупки в перерывах между работой, в транспорте, не выходя из дома. Люди могут оставлять свои отзывы к товарам, а также читать о других, тем самым выбирая наиболее качественный из всех предложенных.

По данным на 2017 г., рынок электронной коммерции России занимал 9 строчку в Европе, после Кореи и Канады(рис 1.).

160 140 120 100 80 60 40 20 0

^ ^ ^ ¿Г ^ ^ ¿Г #

л?

о.'

* ^ а«*

^ .,»«< „о-

Рис.1.Страны-лидеры рынка электронной коммерции Если рассматривать на примере России ситуацию на рынке электронной коммерции, то лидирующим городом интернет-покупок является Москва, далее Санкт-Петербург. На последнем месте - Уфа (рис.2).

Новгород Дону

Рис 2. Города-лидеры по покупательской интернет-активности Данную ситуацию можно объяснить тем, что чем больше город, его населенность, тем больше активность в интернет-магазинах. Некоторые люди, живущие в малых городах или селах, никогда не использовали подобные сайты. В Москве или же Санкт -Петербурге ситуация совсем иная. В этих городах люди очень активно пользуются онлайн-сервисами. Они считают удобным покупать одежду, бытовые технику в интернет-магазинах. В последнее время также увеличивается количество людей, заказывающих продукты питания через интернет.

Таким образом, электронная коммерция- это осуществление торговли в двадцать первом веке. Нынешнее поколение не может представить жизнь без компьютеров, телефонов, Интернета. В связи с этим в торговле постоянно происходят существенные изменения и обновления. В настоящее время большое количество людей стали пользоваться интернет-магазинами. Благодаря ним в стране ежедневно совершаются миллионы покупок. Хоть и у покупателей различные доходы и запросы, но цель одна - желание купить товар с наименьшими затратами времени, по меньшей стоимости и хорошего качества. Хочется отметить, что потребители не предпочитают сайты, которые состоят из большого количества всплывающих окон с рекламой, обязательной загрузкой, которая мешает покупке. Отдают предпочтения сайтам, интернет-магазинам, где продавцы поощряют повторные посещения, предлагают различные купоны и хорошие цены.

Ссылки на источники:

1. Айман, Т. О. Правоведение.Учеб. пособие. - 5-е изд. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2013. - 144 с

2.Букреева Ю.А. Правовое регулирование электронной торговли в России. Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XV междунар. науч. -практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2013.

3.Дашков Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2012

4.Диянова С.Н. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебное пособие / С.Н. Диянова, Н.И. Денисова. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 384 с.

5. Cristiano Rizzi. E-Commerce: ts regulatory legal framework and the law governing electronic transactions - The situation in Italy, 2017.

Anna Efimova

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Gulmira Baltanova

Senior lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

E-Commerce as a Form of Business

Abstract: Сurrently, e-commerce uses a variety of communication technologies. Every day more and more goods are sold through the Internet and other information and telecommunication networks, such as fax, e-mail. It is known that the idea of e-commerce appeared before the invention of the Internet. In our time, society is developing rapidly and in connection with this the economy begins to acquire a virtual character. Online shops, libraries, banks, stock exchanges-people find it convenient to use services online, without leaving home. In this regard, there was a need for e-commerce. The article reveals scientific approaches to the definition of the concept of "electronic commerce", examines the types of e-commerce, as well as the types of forms of development factors of electronic commerce. Trade via the Internet is almost an absolute necessity in modern society.

Keywords: e-commerce, trade, online store, Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.