Научная статья на тему 'Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей'

Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5563
1998
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ / АУТСОРСИНГ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / E-COMMRCE / INTERNET COMMERCE / E-TRADE / INTERNET / GLOGALIZATION / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Кирилл Юрьевич

В статье приведены основные выводы исследования, посвященного анализу сущности электронной коммерций в системе международных торговых отношений в сегменте b2b иb2c. Проведен подробный анализ зарубежных и отечественных подходов к понятию электронной коммерции, интернет торговли и электронной торговли. Электронная коммерция рассматривается автором как многогранная и сложная категория. В статье приведены основные факторы и предпосылки развития электронной коммерции в числе которых углубление экономических связей между хозяйствующим субъектами на международном рынке в купе с развитием информационных технологий, а также усиливающаяся индивидуализация потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence of e-commerce in the system of international trade relationships

The paper deals with the main results of research devoting to analysis of e-commerce idea and essence in the system of b2b and b2c international trade relationships. Detailed analysis of foreign and national approaches to e-commerce, e-trade, internet trade was performed. Author’s considering e-commerce as many-sided and difficult economic category. The paper deals with the main factors and preconditions of the development of e-commerce, such as deeper integration of economic relationships between different business entities with active development of IT-technologies at the same time and also strengthening of customers needs individualization.

Текст научной работы на тему «Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей»

Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей

К. Ю. Воробьев

УДК 339.5 ББК 65.428 В-751

Электронная коммерция как совокупность экономических отношений между субъектами различных национальных хозяйств по поводу обмена, распределения и перераспределения благ посредством использования в первую очередь компьютерных технологий как инструмента информационного обмена, становится закономерным следствием научно-технического прогресса, а также глубоких изменений в структуре глобального потребления.

Ключевое влияние на развитие электронной коммерции оказали два фактора. Во-первых, использование глобальных электронных сетей для передачи и обмена данными при проведении деловых операций. Оно стало нормой уже в конце 60-х гг. XX в. Появление и распространение Интернета коренным образом повлияло на бизнес в целом, позволив расширить диапазон коммерческих отношений через Интернет. С этого момента электронная коммерция стала частью повседневных отношений между физическими и юридическими лицами различных национальных юрисдикций. Применительно к сфере международной коммерции, в частности, глобальные информационные технологии и формирующиеся на их основе электронные сети высокоскоростной передачи данных, образуют новые формы общественных отношений между производителями, посредниками и потребителями товаров и услуг на международной арене. Так, электронная коммерция позволяет компаниям более эффективно и гибко осуществлять трансграничные операции, плотнее взаимодействовать с глобальными поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора поставщиков независимо от их географических и политических границ, а также возможность выхода со своими товарами и услугами на глобальный рынок. Современная стадия развития международного разделения труда, характеризуется формированием единого геоэкономического пространства, в котором «отдельные части национальных экономик становятся звеньями разных мировых производственных циклов. Границы

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

таких глобальных циклов (цепочек) перекрывают и пересекают национальные границы, существуя в геоэкономическом пространстве».1

Развитие Интернета коренным образом модернизировало методы работы миллионов компаний во всем мире - заметнее всего тех, которые функционируют в области высоких технологий. Интернет дал возможность ТНК значительно снизить расходы путем построения цепочек, «сочленяющих» корпоративное регулирование спроса и предложения, обслуживать глобальных заказчиков на более высоком, чем это было раньше, уровне, внедриться на ранее недоступные по географическим причинам товарные рынки, создавать новые рынки труда и капитала, порождать новые потоки доходов и, наконец, пересматривать сам характер своей международной деятельности.

Во-вторых, у потребительской массы в условиях единого глобального экономического пространства сформировались новые, повышенные ожидания относительно предлагаемых им товаров в форме как материального продукта (вещественных товаров), так и услуг, т.н. индивидуализированные потребности. Каждый отдельный потребитель в растущей мере предъявляет спрос только на такую продукцию, которая:

□ адаптирована и сконфигурирована таким образом, чтобы удовлетворять определенные потребности данного потребителя (индивидуализация потребности);

□ поставляется способом, наиболее подходящим для потребителя (индивидуализация сервиса);

□ поставляется только тогда, когда потребитель хочет ее получить (индивидуализация времени удовлетворения потребности).

Таким образом, отношения между потребителями и производителями на международной арене претерпели существенное изменение в сторону индивидуализации запросов. Если раньше важнейшими критериями «реализуемости» товара и спроса на него были главным образом, если не исключительно, цена и качество, то сейчас все большее значение приобретают выделенные выше факторы. Речь идет об усложнении отношений на глобальном уровне, с одной стороны, и, с другой, - об индивидуализации как одной из форм усиления разнообразия внешней рыночной среды, в которой функционирует ТНК.

Электронная коммерция как раз и представляет собой средство осуществления и поддержки таких изменений в глобальном масштабе. Она позволяет ТНК эффективно и гибко осуществлять как внутренние, так и внешние операции, плотнее взаимодействовать с глобальными поставщиками и быстрее реагировать на

1 Сапир Е.В., Взаимосвязь этики и экономики в общественном развитии: геоэкономический синтез // Вестник Ярославского Государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия гуманитарные науки, № 4, 2012, с. 170

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

107 ^

запросы и ожидания потребителей. ТНК получают возможность выбора лучших поставщиков независимо от географического расположения, а также возможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами.

Для понимания сущности электронной коммерции обратимся к анализу существующих дефиниций. В настоящее время среди ученых и практикующих специалистов нет единого мнения о том, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная торговля». Так, О.Кобелев под электронной коммерцией понимает «технологии совершенствования коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными».2 Таким образом, данный автор фокусирует исследование на информационно-технологической стороне электронной коммерции, в то время как сам признает, что в словосочетании «электронная коммерция» ключевым является второе слово.

По нашему мнению, сущность «электронной торговли» следует непосредственно связывать с конечной целью этого процесса, то есть с продажей товара или услуги с целью извлечения прибыли, иными словами, с общественно (социально)-экономической стороной электронной торговли. Информационно-технологическая же сторона выступает лишь как средство (инструмент) реализации данной цели, нередко облегчая ее достижение, что особенно отчетливо выражается в более высокой норме прибыли (рентабельности) по сравнению с теми случаями, когда применяются традиционные коммерческие технологии.

Иную позицию занимает, к примеру, И.Т. Балабанов, предложивший следующее определение: «Электронная торговля, именуемая за рубежом «e-commerce», - это торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца товара»3. Его мнение разделяет, в частности, и А.А.Залогин, отмечающий, что электронная коммерция - «это такой вид бизнеса, при котором взаимодействие между участниками коммерческих (торговых) сделок происходит посредством Интернета».4 Таким образом, оба автора отождествляют электронную коммерцию с торговлей через Интернет. Такая точка зрения представляется правомерной. Ее можно квалифицировать как толкование понятия «электронная торговля» («электронная коммерция») в узком смысле.

Более широкое определение данной категории дает Д.В.Разуваев, подчеркивая, что «электронная торговля и интернет-торговля - это разные вещи. Электронная торговля - это любая сделка, совершенна посредством сети связанных между собой компьютеров (хотя бы и не подключенных к Интернету), по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным

2 Кобелев О. Особенности развития маркетинга в среде Интернет. // Маркетинг 2002, № 2, с. 23-24

3 Балабанов И.Т. Электронная коммерция СПб, Питер, 2001, с. 189

4 Залогин A.A. Место и роль новых видов услуг в телекоммуникационном секторе мирового хозяйства. Автореф. дисс. к.э.н.: 08.00.14. М., 2005, с.20.

^ 108

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

товаром или услугой».5 Точка зрения Д.В.Разуваева также представляется правомерной. Ее можно квалифицировать как толкование понятия «электронная торговля» («электронная коммерция») в широком смысле. Вместе с тем она нуждается в некотором уточнении. Дело в том, что к электронной коммерции относится еще несколько аспектов (каналов или средств ее реализации).

Если рассматривать электронную коммерцию во всем ее многогранном содержании, то можно выделить пять основных каналов (инструментов) ее реализации:

□ Интернет (включая электронную почту);

□ Телефон и факс (при этом в последнее время все более активно используется технология 1Р-телефонии);

□ Интерактивное телевидение;

□ Системы электронных платежей и переводов денежных средств;

□ Электронный обмен данными (EDI, Electronic Data Interchange).

Стоит отметить, что в научной литературе при употреблении термина «электронная торговля» («электронная коммерция») чаще всего имеется в виду лишь использование Интернета и прочих сетевых технологий. Именно так трактуют электронную торговлю авторы доклада ЮНКТАД об электронной торговле и развитии совместно с коллегами из ОЭСР в обзоре информационных технологий 2004 г. С их позиций электронная коммерция - это "автоматизированные бизнес-процессы (внутри- и межфирменные) на базе подключенных к достижимым сетям компьютеров".6 Тем не менее, такие инструменты, как телефон, факс и телевидение, давно и с успехом используются для коммерческих транзакций, особенно в промышленно развитых странах. Однако именно появление Интернета открывает принципиально новые возможности.

Необходимо также подчеркнуть, что термины «электронная коммерция» и «электронная торговля» следует считать синонимами, поскольку семантически это одно и то же, хотя некоторые авторы по-разному трактуют указанные термины. Отметим также, что электронную торговлю называют и «безбумажной торговлей», что также следует рассматривать как синоним, который, однако, в отличие от электронной торговли и электронной коммерции не является научной категорией.7

Вместе с тем, с нашей точки зрения, необходимо различать понятия «электронная торговля» («электронная коммерция») и «электронный бизнес», который можно рассматривать как сферу деловых операций, включающую

5 Разуваев Д.В. Международная электронная торговля, проблемы и перспективы развития. Дисс. к.э.н.: 08.00.14. М., 2004, с.12-13.

6 UNCTAD. E-Commerce and Development Report 2004. United Nations. N. Y. and Geneva, 2004, p.26. OECD Information Technology Outlook, 2004, France p. 19

7 Подробнее см.: Дрожжинов В., Фролов В. Электронные госзакупки и коммерция в АТЭС // http://www.pcweek.ru/?ID=623594, 02.02.2015.

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

109 Q

электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю. Таким образом, электронный бизнес как сфера международной деятельности охватывает электронную торговлю, а также другие бизнес-операции между компаниями главным образом через Интернет, а также другие электронные средства массовых коммуникаций.

Как известно, современный бизнес характеризуется постоянным ростом возможностей международных компаний - глобальных производителей и поставщиков, а также не прекращающимся расширением межфирменной кооперации и глобальной конкуренции, а также повышением уровня требований заказчиков. Реагируя на эти изменения, предприятия во всем мире меняют способы организации и управления своим бизнесом. Происходит отказ от старой иерархической структуры в сторону сетевой. Упрощается взаимодействие между компанией, ее заказчиками и поставщиками. Бизнес-процессы перестраиваются и выходят за старые рамки. Можно найти множество примеров таких процессов, в которые вовлекается не только вся компания, но и ее международные подразделения, заказчики и поставщики.8 Именно поэтому социально-экономическая сущность электронной торговли неразрывно связана с глобализацией (мировой) экономики. При этом данная связь становится все более тесной, что сопровождается повышением роли электронной торговли в дальнейшем развертывании процесса глобализации.

Принимая во внимание изученные подходы и определения автором предлагается следующее определения данной экономической категории: электронная торговля или электронная коммерция - это сфера глобальной реализации товаров в форме материального продукта и (или) услуги главным образом посредством Интернета, а также при помощи ряда других информационно-телекоммуникационных средств и технологий.

При этом электронная торговля обладает рядом имманентных ей характерных черт (атрибутов), в которых выражается ее социально-экономическая сущность. При этом указанная категория многогранна и может характеризоваться в разных ипостасях: и как совокупность экономических субъектов, и как инфраструктура, и как тип рынка, и как институциональная форма. Выделим следующие ее характеристики:

1. Электронная торговля является по своей сути частью «электронной экономики», являющейся одним из направлений формирования и одним из важнейших элементов так называемой новой экономики. Электронная экономика включает следующие аспекты:

8 Пискулов Ю.В., Посысаев Ю.Ю., Савинов Ю.А. Концептуальные черты современной межфирменной производственной кооперации // Российский внешнеэкономический вестник № 11, 2014, с.42

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

0 электронные торговые системы (ядро электронной торговли) - электронные торговые площадки и средства коммуникаций между продавцами и покупателями, в т.ч. интернет-аукционы.9

0 электронные платежные системы;

0 электронные системы доставки вещественных товаров и услуг;

0 арбитраж на основе электронных технологий;

0 электронный рынок капиталов;

0 электронные международные биржи (товарные, фондовые, валютные).

Помимо этого, в «новую экономику» входят, по меньшей мере, также НИОКР и производство в сфере инновационных технологий, собственно, и составляющие фундамент, или основание (базу) такого рода экономики. Именно благодаря разработке и изготовлению инновационных технологий и опирающихся на последние технических средств и зародилась электронная торговля как элемент электронной и новой экономики. 10

2. Электронная торговля воплощает в себе особый, сформированный на основе информационных технологий, тип инфраструктуры рынка товаров в форме материального продукта и услуг.

3. Электронная торговля выступает как особая социально-экономическая форма рынка, для которой характерны:

□ Работа товаропроизводителей на более известный и предсказуемый для них глобальный рынок по сравнению с традиционными рынками товаров массового спроса, что смягчает негативные последствия спонтанных колебаний спроса и предложения, исконно присущих частнокапиталистической рыночной экономике, и содействует приданию последней большей социально-экономической устойчивости.

□ Специфический рынок совершенной («чистой») конкуренции на основе информационных технологий, более транспарентный с точки зрения потребительной стоимости, чем традиционный массовый рынок вещественных товаров и услуг, предлагаемых мелкими и средними производителями (поставщиками, продавцами).

□ Особый рынок несовершенной (олигополистической, монополистической) конкуренции, предполагающей дифференциацию продукта и сегментацию рынка - также на основе использования информационных технологий - по сравнительно сложным с точки зрения потребительной стоимости, относительно дорогим вещественным товарам и услугам, предлагаемым крупными глобальными производителями (поставщиками, продавцами), особенно ТНК мирового класса. Подобный

9 Подробнее см.: Савинов Ю.А., Алымов М.О. Интернет-аукционы в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник № 4, 2010, с.33

10 Зуев А., Мясникова Л. Электронный рынок и «новая экономика» // Вопросы экономики. 2004, № 2, с.55.

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

111 ^

рынок формируется также в связи с тем, что Интернет облегчает ценовой сговор между крупными поставщиками на глобальном уровне. Поэтому, как это ни странно на первый взгляд, олигополистические структуры с доминированием немногих продавцов сложились и на рынках сравнительно простых и наиболее ходовых в электронной торговле товаров - книг, видео- и аудионосителей. На этих рынках доля четырех крупнейших зарубежных Интернет-магазинов превзошла 90%.п

4. Электронная торговля как особая разновидность рыночных институтов (институциональных форм), включающих в себя в первую очередь следующие моменты:

□ совокупность рыночных субъектов на международном уровне, связанных между собой на основе информационных технологий уже до заключения сделок по поводу обмена (сделок купли-продажи) и независимо от заключения такого рода сделок;

□ совокупность правил, на основе которых взаимодействуют рыночные субъекты с использованием информационных технологий.

Электронную торговлю в настоящее время общепринято классифицировать -под углом зрения состава ее участников (субъектов) - на ряд направлений (секторов). Основными из них обычно считаются:12

□ бизнес - бизнес (business-to-business, В2В);

□ бизнес - потребитель (business-to-consumer или business-to-client В2С);

□ потребитель - потребитель (consumer-to-consumer С2С или peer-to-peer Р2Р).

Нередко рассматривают также взаимоотношения бизнеса и потребителей с государственными и иными органами, регулирующими электронную торговлю:

□ бизнес - администрация (business-to-administration, В2А);

□ потребитель - администрация (consumer-to-administration С2А).

В ракурсе приведенной выше структуры описываются и более сложные цепочки, включающие, например, деятельность Интернет-провайдера:

□ бизнес (производитель товара/услуги) - бизнес (провайдер) - потребитель (business - business - consumer, В2В2С) и т.д.

Среди приведенных выше направлений (секторов) электронной торговли превалирующую роль по доле в стоимостном объеме (обороте) электронной торговли играют два из них - В2В и В2С (при этом в стоимостном отношении В2В многократно превосходит В2С):

0 Межкорпоративная Интернет-торговля (В2В). Субъектами отношений может выступать любая пара участников из глобальной торгово-сбытовой цепи, а именно: «международный производитель - оптовик», «глобальный оптовик - роз-

11 Кириченко Э.В. М., Социально-экономическая эффективность: опыт США. Ориентир на глобализацию.-М.; Наука, 2002, 145с.

12 Подробнее см.: Гренков В.Ю. Современное состояние и перспективы электронной коммерции (маркетинговый подход) // Маркетинг в России и за рубежом, № 6., 2003, 82 с.

^ 112

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

ничный торговец» или «международный производитель - розничный торговец». В общем случае она относится к двум международным хозяйствующим субъектам (фирмам, компаниям, организациям), совершающим торговые сделки через Интернет. 13

0 Розничная Интернет-торговля (В2С). В этих отношениях участвуют продавец и конечный потребитель, который приобретает товары или услуги в Интернет-магазине продавца для потребления или домашнего использования. Таким образом, розничная онлайновая торговля является по своему функциональному назначению аналогом традиционной розничной торговли, доставляющей вещественные и невещественные (услуги) товары потребителю.

Подводя основной итог статьи, отметим, что электронная торговля - один из новейших феноменов в мировой экономике, получившее активный импульс в развитии на рубеже столетий, на стыке сформировавшихся глобальных информационных систем и технологий, а также изменений в общественном и экономическом сознании, изменении и трансформации приоритетов глобальных потребностей потребителя. Являясь инновационным коммуникативным средством современной коммерции, электронная торговля выводит на принципиально новый уровень отношения между потребителем и поставщиком на глобальном уровне, не взирая на политические или географические границы.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Сапир Е.В., Взаимосвязь этики и экономики в общественном развитии: геоэкономический синтез // Вестник Ярославского Государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия гуманитарные науки № 4, 2012, 211 с. (Sapir E.V., Vzaimosvyaz etiki i ekonomiki v obschestvennom razvitii: geoekonomicheskiy sintez // Vestnik Yaroslavskogo Gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya gumanitarnyie nauki №4, 2012, 211 s.)

Кобелев О. Особенности развития маркетинга в среде Интернет. // Маркетинг 2002, № 2, 88 с. (Kobelev O. Osobennosti razvitiya marketinga v srede Internet. // Marketing 2002, №2, 88 s.)

Балабанов И.Т. Электронная коммерция СПб, Питер, 2001, 336 с. (Balabanov I.T. Elek-tronnaya kommertsiya SPb, Piter, 2001, 336 s.)

Залогин A.A. Место и роль новых видов услуг в телекоммуникационном секторе мирового хозяйства. Автореф. дисс. к.э.н.: 08.00.14. М., 2005, 38 с. (Zalogin A.A. Mesto i rol novy-ih vidov uslug v telekommunikatsionnom sektore mirovogo hozyaystva. Avtoref. diss. k.e.n.: 08.00.14. M., 2005, 38 s.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разуваев Д.В. Международная электронная торговля, проблемы и перспективы развития. Дисс. к.э.н.: 08.00.14. М., 2004, 172 с. (Razuvaev D.V Mezhdunarodnaya elektronnaya torgovlya, problemyi i perspektivyi razvitiya. Diss. k.e.n.: 08.00.14. M., 2004, 172 s.)

13 Об этом свидетельствуют следующие данные: подробнее см.: Конявский В., Росс Г., Лихтенштейн В. Электронная торговля: специфика российская и глобальная // IKS-online. 2006. № 2, с.73-82

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

113 Q

UNCTAD. E-Commerce and Development Report 2004. United Nations. N. Y. and Geneva, 2004, 276 p.

OECD Information Technology Outlook, 2004, France 378 p.

Дрожжинов В., Фролов В. Электронные госзакупки и коммерция в АТЭС //http://www. pcweek.ru/?ID=623594, 02.02.2015 (Drozhzhinov V., Frolov V Elektronnyie goszakupki i kom-mertsiya v ATES //http://www.pcweek.ru/?ID=623594, 02.02.2015)

Пискулов Ю.В., Посысаев Ю.Ю., Савинов Ю.А. Концептуальные черты современной межфирменной производственной кооперации // Российский внешнеэкономический Вестник № 11, 2014, 124 с. (Yu.V Piskulov, Yu.Yu. Posyisaev, Yu.A. Savinov, Kontseptualnyie chertyi sovremennoy mezhfirmennoy proizvodstvennoy kooperatsii // Rossiyskiy vneshneeko-nomicheskiy Vestnik №11, 2014, 124 s.)

Савинов Ю.А., Алымов М.О. Интернет-аукционы в международной торговле // Российский внешнеэкономический Вестник № 4, 2010, 70 с. (Yu.A. Savinov, M.O. Alyimov, Internet-auktsionyi v mezhdunarodnoy torgovle // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy Vestnik №4, 2010, 70 s.)

Кириченко Э.В. М., Социально-экономическая эффективность: опыт США. Ориентир на глобализацию.-М.; Наука, 2002, 145 с. (Kirichenko E.V. M., Sotsialno-ekonomicheskaya effektivnost: opyit SShA. Orientir na globalizatsiyu.-M.; Nauka, 2002, 145 s.)

Гренков В.Ю. Современное состояние и перспективы электронной коммерции (маркетинговый подход) // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 6., 160 с. (Grenkov V.Yu. Sovremennoe sostoyanie i perspektivyi elektronnoy kommertsii (marketingovyiy podhod) // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2003. №6., 160 s.)

Конявский В., Росс Г., Лихтенштейн В. Электронная торговля: специфика российская и глобальная // IKS-online,№ 2, 2006, с.173 (Konyavskiy V, Ross G., Lihtenshteyn V Elektron-naya torgovlya: spetsifika rossiyskaya i globalnaya // IKS-online, №2, 2006, 173 s.)

^ 114

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.