ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ТОВАРОВ И УСЛУГ
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
ТАТАРИНЦЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: a_tatar@mail.ru
ЛОСКУТОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lmv_lock@mail.ru
Современное развитие экономических отношений, их глобальный характер с одной стороны, и развитие информационно-коммуникационных технологий, с другой, обусловили появление специфической формы этих отношений - электронного бизнеса и электронной коммерции. Субъекты рынка быстро осваивают новые возможности организации бизнес-коммуникаций и активно включаются в электронную бизнес-среду. Это приводит к тому, что доступ к информационным технологиям становится не просто конкурентным преимуществом, а необходимым условием функционирования субъектов рынка. Однако, несмотря на бурное развитие электронных бизнес-коммуникаций существует большое количество проблем, сдерживающих интеграцию национальной экономики в мировое экономическое электронное пространство. Крупные российские корпорации, имеющие значительные объемы экспорта и обширные внешнеэкономические связи, просто не могут позволить себе остаться вне пространства современного мирового рынка, в котором все большая доля начинает приходиться на его электронную часть. Большие объемы продаж позволяют, даже в случае реализации на первых этапах незначительной части производимой продукции, обеспечивать экономическую эффективность своих электронных площадок. На сегодняшний день в Российской Федерации сегменты электронной коммерции - business-to-business (B2B) и business-to-consumer (B2C) являются наиболее освоенными и представляют собой соответственно сферу заключения электронных предпринимательских сделок между хозяйствующими субъектами. В статье рассматриваются причины, по которым потенциал электронной коммерции в России не полностью реализован и основные факторы роста Интернет-торговли в нашей стране.
Ключевые слова: e-commerce, отечественный рынок электронной коммерции, Интернет-предприятие, электронный бизнес, потребительский сектор (B2C).
С развитием экономических, политических, социально-культурных связей между различными странами все большее значение приобретает электронизация бизнеса, являющаяся одним из факторов формирования «новой экономики». Ее главным отличием от предшествующего этапа мирового экономического развития является информатизация и появление качественно новых электронных возможностей передачи и обработки информации внутри субъекта и между субъектами хозяйствования. Поскольку в само содержание большинства экономических операций (особенно финансовых) заложена возможность замещения реального физического объекта информацией о нем, прогресс в сфере информационных технологий обеспечил возможность и выступил катализатором развития данных операций в мировых
масштабах, инициируя и активизируя глобализацию мировой экономики в целом и отдельных ее сфер.
Техническими предпосылками информатизации бизнес-процессов являются постоянно совершенствующаяся вычислительная техника, телекоммуникационное оборудование и инфраструктура, возрастающая скорость образования, обработки и перемещения информационных потоков, распространения знаний в процессе научного или других видов интеллектуального обмена.
Электронная коммерция является важнейшим составным элементом e-бизнеса. Под электронной коммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей [1].
Бурный рост сетей Internet в 1990-е гг., свя-
занный с появлением Web-технологий, заставил многих представителей бизнеса обратить пристальное внимание на его возможности. Появился новый тип бизнеса - розничная торговля через Internet. В 1997 г. появился стандарт «Open Buying on the Internet» (OBI). В нем излагались принципы, которым должно соответствовать программное обеспечение для электронной коммерции, поддерживающее открытые Internet-стандарты. Стандарт OBI затрагивает большой класс вопросов стандартизации всех форм взаимодействия между организациями, вовлеченными в полный цикл «Поставки - Продажи - Покупки» («Supply - Selling - Buying») [2].
В электронную коммерцию вовлекается все больше продавцов и покупателей. Обороты онлайновой торговли исчисляются к настоящему времени миллиардами долларов [3].
Крупные российские корпорации, имеющие значительные объемы экспорта и обширные внешнеэкономические связи, просто не могут позволить себе остаться вне пространства современного мирового рынка, в котором все большая доля начинает приходиться на его электронную часть. Поэтому они должны быть технически и информационно готовы, если не к созданию собственных отраслевых электронных бирж, то, во всяком случае, к активному участию в деятельности уже существующих. Большие объемы продаж позволяют, даже в случае реализации на первых этапах незначительной части производимой продукции, обеспечивать экономическую эффективность своих электронных площадок.
В России в качестве «локомотива» развития электронного бизнеса могут выступить, прежде всего крупные российские компании, такие как РАО «ЕЭС», ОАО «Газпром», НК «ЛУКОЙЛ», «Роснефть». Как уже отмечалось, для этого они имеют объективные предпосылки:
- современную компьютерную технику и средства связи;
- корпоративные информационные системы с высоким уровнем интеграции;
- выходы в сеть Интернет, опыт использования Web-технологий и наличие соответствующих специалистов;
- финансовые возможности привлечения к развитию электронного бизнеса ведущих консалтинговых, компьютерных компаний, а также компаний, специализирующихся на разработке информационных технологий.
Одним из преимуществ крупных корпораций при освоении электронного бизнеса в условиях России является возможность подключения к ор-
ганизации расчетов и платежей дружественных российских финансовых учреждений, пользующихся доверием у населения и предпринимателей. И, наконец, «раскрученность» торговых марок крупнейших российских структур делает возможным их успех при развитии электронной коммерции типа В2С. Известность и доверие, которыми пользуются эти торговые марки, могут в данной ситуации рассматриваться как важнейший коммерческий ресурс, который приобретается другими компаниями за много лет при значительных затратах на рекламу. Для крупных компаний целесообразна следующая последовательность вхождения в электронную коммерцию:
- электронная торговля непрофильной продукцией, включая продукцию дочерних и совместных предприятий;
- электронная закупка сырья и комплектующих, проведение электронных тендеров на поставку материалов;
- электронная торговля основной продукцией.
За последние годы электронная торговля стала фактором глобального значения. Наблюдается стремительный ее рост в мире. В России в сети Интернет функционирует более 1500 электронных магазинов и торговых площадок [4]. Наиболее популярны магазины, торгующие книгами, компакт-дисками, программными продуктами, компьютерной техникой. Создаются отраслевые торговые площадки (металл, ценные бумаги). Появились холдинги, объединяющие ряд Интернет-магазинов и декларирующие ежегодный доход в несколько млн долл. США.
Принято выделять четыре направления электронной коммерции:
- бизнес-бизнес (business-to-business, B2B);
- бизнес-потребитель (business-to-consumer, B2C);
- бизнес-администрация (business-to-administration, B2A);
- потребитель-администрация (consumer-to-administration, C2A).
На сегодняшний день первые два сегмента являются наиболее освоенными и представляют собой соответственно сферу заключения электронных предпринимательских сделок между хозяйствующими субъектами. В основном - это заключение договоров купли-продажи, поставки, контрактации, продажи недвижимости - сегмент В2В, и осуществления предпринимателем (индивидуальным предпринимателем либо организацией) электронной розничной реализации потребителям товаров, работ либо услуг - сегмент В2С.
Направление бизнес-бизнес включает себя все уровни информационного взаимодействия между компаниями. При этом используются специальные технологии и стандарты электронного обмена данными, такие как EDI (Electronic Data Interchange).
Выгоды от подобного сотрудничества трудно переоценить. Например, дилер получает возможность самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщика и таким образом получая необходимую информацию о запасах продукции на складах. Так же и поставщик, имея подключение к складским базам, может оперативно отслеживать запасы партнера, своевременно их пополняя. И подобные примеры можно найти в любой сфере взаимодействия между компаниями.
Направление «бизнес-потребитель» представляется наиболее перспективным с коммерческой точки зрения. Его основу составляет электронная розничная торговля. В сети Интернет работает большое число электронных магазинов, предлагающих широкий спектр товаров и услуг. Именно на этот сектор электронного бизнеса будет сделан аспект в курсовой работе.
Бизнес-администрация. Взаимодействие бизнеса и администрации включает деловые связи коммерческих структур с правительственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациям.
К примеру, в последнее время налицо стремление правительств развитых стран и руководства международных организаций активно использовать Интернет для проведения закупок товаров и услуг путем публикации объявлений и результатов заключенных сделок. Нередко коммерческие структуры имеют и возможность направлять свои предложения в электронном виде.
Потребитель-администрация. Это направление наименее развито, однако имеет весьма высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия правительства и потребителя, особенно в социальной и налоговой сфере.
Таким образом, современное развитие экономических отношений, их глобальный характер с одной стороны, и развитие информационно-коммуникационных технологий, с другой, обусловили появление специфической формы этих отношений - электронного бизнеса и электронной коммерции. Субъекты рынка быстро осваивают новые возможности организации бизнес-коммуникаций и активно включаются в электронную бизнес-среду. Это приводит к тому, что до-
ступ к информационным технологиям становится не просто конкурентным преимуществом, а необходимым условием функционирования субъектов рынка.
Далеко не секрет, что сегодня запад намного опережает Россию в плане развития интернет-торговли. К примеру, отдача от западного интернет-магазина при одинаковом количестве целевого трафика может быть в 5-10 раз выше. Этому способствовали несколько факторов [5]:
1. На западе раньше началась компьютеризация населения и происходила она более быстрыми темпами, нежели в России. Для российских людей компьютеры в то время можно сказать, что были роскошью. Цены на них были высокими, а там они были подешевле, да и уровень жизни в развитых западных странах повыше - в итоге компьютерами люди там обзаводились гораздо быстрее.
2. Второй момент, который сыграл свою роль в отставании - это интернетизация. Когда в России еще почти везде был низкоскоростной модемный интернет - на западе уже применялись такие технологии, как «волокно в дом», и такие технологии там применяли еще в 2000 г.
3. На западе гораздо раньше начали вводить в пользование банковские пластиковые карты и там гораздо раньше появились электронные платежные системы. Ну и как результат - там люди гораздо раньше, чем у нас начали осваивать покупку товаров через интернет.
4. Английский - можно уже считать международным языком, на котором говорят во многих странах мира. За счет этого в англоязычном секторе интернета гораздо больше трафика, чем в русскоязычном.
Электронная коммерция в начале XXI в. переживала период некоторого спада. Однако большинство аналитиков сходилось на том, что спад этот вовсе не являлся доказательством бесперспективности бизнеса в Интернете, причина его - всего лишь обычные циклические рыночные тенденции.
Строящаяся система электронных торгов для государственных нужд может позаимствовать и другие программные компоненты из арсенала электронной коммерции. Однако основная масса применяемого здесь программного обеспечения весьма специфична из-за серьезных ограничений, накладываемых либо жесткими временными рамками (онлайновые биржи, аукционы), либо чрезвычайно широким кругом потенциальных участников сделок (электронные магазины). Поэтому нельзя всерьез рассчитывать на то, что некоторый
готовый программный продукт, обслуживающий соседний сектор электронной коммерции, покроет заметную часть потребностей электронных торгов для государственных нужд.
По оценкам ведущих экспертов международных организаций, компаний и агентств обострение конкурентной борьбы происходит не только на североамериканском, но и на западноевропейском рынке электронной коммерции [6]. Основной причиной является его финансовая привлекательность, которая, в первую очередь, определяется высокой платежеспособностью основной части населения, наличием современной инфоком-муникационной инфраструктуры, а также разветвленной сетью сервисных служб.
В условиях быстрорастущего рынка электронной коммерции в борьбе за него участвуют три основные группы: традиционные европейские компании; европейские Интернет-компании; североамериканские Интернет-компании.
Общий объем отечественного рынка электронной коммерции по мировым меркам достаточно невелик. Например, за 2006 г. в России от коммерческого использования Интернет было получено всего 250 млн долл.
Главный доход электронной коммерции в России по-прежнему обеспечивается услугами доступа к Интернету. По мнению Кеннета Гриф-фина, заместителя генерального директора компании «ТелеРосс», ключевой компании холдинга «Голден Телеком», одного из крупнейших инвесторов на российском Интернет-рынке, в России доступ к Интернету обеспечивает 80 % доходов провайдеров, затем идет реклама, и лишь затем идут услуги «предприятие-предприятие» и «предприятие-потребитель».
В России, в отличие от развитых зарубежных стран, электронный бизнес, связанный с рекламой, не вышел на сколько-нибудь заметный уровень в сравнении с традиционной рекламой. Многие руководители предприятий еще не осознали перспективность продвижения и использования возможностей Интернета для рекламы производимой продукции и услуг, предоставляемых их предприятиями. К сожалению, существует недооценка экономического потенциала рекламы при помощи Интернета со стороны определяющих состояние этого сегмента рынка крупных рекламодателей, которые часто относят Глобальную сеть к неэффективным средствам массовой информации и объясняют свое осторожное поведение недостаточным охватом потребителей в Рунет (так в последнее время принято называть российский сегмент Интернет).
При развитии услуг «предприятие-предприятие» приходится преодолевать определенный психологический барьер, поскольку отечественные предприниматели и руководители предприятий зачастую предпочитают готовить документы исключительно в бумажном виде, ограничиваются факсом и не проявляют желания к освоению даже электронной почты.
Тем не менее, всеми аналитиками отмечается постоянный рост аудитории пользователей Рунет, которые, собственно говоря, и представляют собой резерв для устойчивого развития электронного бизнеса в России. В качестве одного из факторов, сдерживающих темпы развития электронной коммерции в России, зарубежные и отечественные эксперты называют низкую платежеспособность пользователей Рунет.
При вложении капитала в российские проекты, связанные с электронной коммерцией в 2008 г. со стороны инвесторов была проявлена определенная сдержанность, а суммы сделок были сравнительно небольшими и наиболее крупные из них исчислялись несколькими миллионами долларов. По сравнению, например, с рынками Индии или Бразилии, где 2-3 года назад уровень развития Интернет был примерно таким же, как сейчас в России, уровень отечественных затрат на развертывание электронной коммерции по прежнему остается низким, но имеет устойчивую тенденцию к росту.
Электронная коммерция в России в 2011 г. получила заметный импульс для своего развития. Президент и Правительство убрали целый ряд барьеров, препятствующих ее развитию, что открывает огромные перспективы. В результате принятых мер электронная коммерция в России продемонстрировала мощный рост за последние три года, даже кризис не смог ему помешать. Теперь в России появилась возможность полномасштабной реализации интернет-проектов.
Однако, несмотря на статистические показатели, рынок интернет-торговли в России не так развит, как в странах Западной Европы или Северной Америки.
Очевидно, что Россия с ее достаточно представительным интеллектуальным потенциалом не должна оказаться на обочине цивилизации. Однако по объективным причинам нашей стране не подходит «слепое» копирование американского, европейского или азиатского способов преобразований в экономике и технико-технологическом перевооружении производственных структур и индустрии услуг. Поэтому, не отклоняясь от магистрального пути всемирного развития электронной коммерции, целесообразно привносить в
него национальные черты построения новой экономики России.
Электронный рынок еще довольно слаб в сравнении с традиционными рынками, потенциал электронной коммерции не полностью реализован по ряду причин:
1) отсутствие или недостаточное развитие нормативной и законодательной базы, откуда вытекает проблема защиты прав интеллектуальной собственности на товары, реализуемые в рамках электронной коммерции, а также договорные и финансовые проблемы. Следствием всего этого является недоверие со стороны инвесторов, потенциальных покупателей, снижение темпов развития;
2) наличие проблем, связанных с глобальной концепцией электронной коммерции, включающих неуверенность в реальном существовании компании-партнера в другой части света и предлагаемого ею товара или услуги, различие традиций и правил ведения бизнеса у этих компаний;
3) наличие угроз безопасности в электронной коммерции, которые могут быть сведены к минимуму при наличии эффективных и надежных механизмов, гарантирующих конфиденциальность, идентификацию и авторизацию;
4) необходимость универсальных стандартов взаимодействия и совместимости сетей, чтобы, например, все участники электронной коммерции имели возможность доступа к сайтам компаний независимо от их географического расположения или особенностей сетей, с которыми они связаны;
5) сложность вовлечения новых участников, связанная с отсутствием опытных менеджеров по продажам, логистов, маркетологов, квалифицированных специалистов обслуживания, вследствие чего внимание уделяется непосредственно Интернету (дизайну проекта), а не реальной торговле как таковой, и бизнес теряет потенциальных покупателей.
Тем не менее можно говорить о серьезности и значимости рынка электронной коммерции в нашей стране, сравнивая российские данные с данными европейских стран. Проникновение электронной торговли в России уже находится примерно на одном уровне со многими членами ЕС (из его южной и восточной частей) - Испанией, Италией, Грецией, Польшей, Чехией, прибалтийскими странами. Правда, от Франции, Германии, Великобритании, Скандинавии отставание весьма существенное, в 3-4 раза, что показывает большой потенциал для роста российского рынка.
Основные тренды последних лет в России, связанные с электронной коммерцией [7]:
- рост количества офлайновых ритейлеров, серьезно вкладывающихся в онлайн;
- приток крупных инвестиций в e-commerce;
- расширение географии доставки в регионы;
- рост количества онлайн-покупок за границей.
2012 год показал, что российский рынок электронной коммерции еще далек до стадии насыщения. В 2013 г. количество онлайн-покупателей выросло на 25 %, объем онлайн-продаж увеличился на 22 % - до 380 млрд руб. [2].
По мнению российских ученых, можно выделить три основных фактора экономического роста интернет-экономики и электронной коммерции [8]:
1) позитивный побочный эффект сетей, который является мотивирующим фактором в Интернете, когда покупатели и бизнесы находят все больше и больше преимуществ от использования Интернета и вовлекают друг друга в процессы электронной коммерции;
2) комплиментарные отношения между компонентами интернет-технологий, выражающиеся в том, что ценность использования одних компонентов ИТ непременно повышает ценность других (например, рост широкополосного Интернета и распространение широкополосных технологий вынуждает производителей приложений разрабатывать для них мощные мультимедийные приложения);
3) низкие операционные издержки (осуществление внутренних и внешних связей компании и обмен и управление знаниями внутри нее сказываются на росте экономической эффек-тив-ности).
Таким образом, доля электронной коммерции в российской экономике с течением времени будет увеличиваться, а, значит, будет возрастать и ее положительное воздействие на экономику государства и уровень жизни общества, появятся новые выгодные возможности:
- глобальное присутствие и глобальный выбор;
- персонализация продаж;
- быстрая реакция на спрос;
- снижение издержек;
- новые возможности ведения бизнеса;
- дальнейшее развитие конкурентной среды.
Таким образом, успех электронного бизнеса
во многом зависит от внедрения инновационных методов и проектов, основанных на применении инструментария электронной коммерции, который сегодня рассматривается не только как самостоятельное направление в маркетинге, но и в качестве мощного ресурса, способного совершить революцию в информационной экономике.
Литература
1. Алексунин В. А., Родигина В. В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.
2. Электронная коммерция: учеб. пособие / под ред. Л. Д. Рейтмана. М.: НТЦ «ФРИОД-ИНФО», 2002.
3. Ежегодный отчет о состоянии электронной торговли //Сайт Национальной ассоциации участников электронной торговли. URL: http://www.nauet.ru/ static. php?sub=18
4. Электронная торговля в России // Сайт sostav.ru. URL:: http://www.sostav.ru/ articles/2007/ 08/24/ko1/
5. Экономическая информатика / под ред. П. В. Конюховского, Д. Н. Колесова. СПб.: Питер, 2000.
6. E-Marketer и IDC: перспективы развития В2С сектора электронной коммерции // Сайт издания о высоких технологиях. URL: http://cnews.ru
7. Information // Сайт E-Trade. URL: https:// us.etrade.com/e/t/welcome/whychooseetrade
8. Кобелев О. Электронная коммерция: учеб. пособие. М: Дашков и К., 2006.
References
1. Aleksunin V. А., Rodigina V. V. Elektronnaya kommertsiya i marketing v Internete [Electronic commerce
and marketing on the Internet]: ucheb. posobiye. M.: Iz-datel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K°», 2008.
2. Elektronnaya kommertsiya [Electronic commerce]: ucheb. posobiye / pod red. L. D. Rejtmana. M.: NTTS «FRIOD-INFO», 2002.
3. Ezhegodnyj otchet o sostoyanii elektronnoj torgovli [Annual report on a condition of electronic trading] // Sajt Natsional'noj assotsiatsii uchastnikov elektronnoj torgovli. URL: http://www.nauet.ru/ static. php?sub=18
4. Elektronnaya torgovlya v Rossii [Electronic trading in Russia] // Sajt sostav.ru. URL:: http://www.sostav.ru/ articles/2007/ 08/24/ko1/
5. Ekonomicheskaya informatika [Economic informatics] / pod red. P. V. Konyukhovskogo, D. N. Kolesova. SPb.: Piter, 2000.
6. E-Marketer i IDC: perspektivy razvitiya V2S sektora elektronnoj kommertsii [E-Marketer and IDC: prospects of development of B2C of sector of electronic commerce] // Sajt izdaniya o vysokikh tekhnologiyakh. URL: http://cnews.ru
7. Information // Sajt E-Trade. URL: https:// usETRADE.com/e/t/welcome/whychooseetrade
8. Kobelev O. Elektronnaya kommertsiya [Electronic commerce]: ucheb. posobiye. M: Dashkov i K., 2006.
* * *
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE INTERNET ENTERPRISES INTERACTION WITH CONSUMERS OF GOODS AND SERVICES IN NATIONAL ECONOMY
TATARINTSEV ALEKSEY NIKOLAEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: a_tatar@mail.ru
LOSKUTOVA MARINA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lmv_lock@mail.ru
Modern development of the economic relations, their global character on the one hand, and development of information and communication technologies, on the other, caused emergence of a specific form of these relations -electronic business and electronic commerce. Subjects of the market quickly master new opportunities of the organization of business communications and actively join in an electronic business environment. It leads to that access to information technologies does not become simply competitive advantage, but a necessary condition of functioning of subjects of the market. However, despite rapid development of electronic business communications there is a large number of the problems constraining integration of national economy into world economic electronic space. The large Russian corporations having considerable volumes of export and extensive foreign economic relations simply aren't able to afford to remain out of space of the modern world market in which the increasing share starts falling on its electronic part. Large volumes of sales allow, even in case of realization at the first stages of insignificant part of the made production, to provide economic efficiency of the electronic platforms. Today in the Russian Federation segments of electronic commerce - business-to-business, B2B and business-to-consumer, B2C are the most mastered and respectively represent the sphere of the conclusion of electronic enterprise transactions between economic entities. In article authors considered the reasons for which the potential of electronic commerce in Russia doesn't completely realize also major factors of growth of Internet trade in our country.
Key words: e-commerce, domestic market of electronic commerce, Internet enterprise, electronic business, consumer sector (B2C).