ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
М. В. СТАРЦЕВ
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «бизнес-процесс», приводится классификация бизнес процессов, рассматривается электронная коммерция как форма бизнес-процессов, объекты и субъекты электронной коммерции, типы систем электронной коммерции, изучаются достоинства и недостатки электронной коммерции для интенсификации бизнес-процессов и конечных потребителей.
Ключевые слова: бизнес-процесс, электронная коммерция, системы электронной коммерции, электронный бизнес.
Впервые понятие «бизнес-процесса» (БП) вводят Майкл Хаммер и Джеймс Чампи в своем труде «Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе».
Сами авторы понятия (М. Хаммер, Дж. Чампи) определяют бизнес-процесс как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [6].
В работе Ericsson Quality Institute предложено такое определение: «бизнес-процесс - это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних и внешних потребителей» [7].
Поскольку любой бизнес-процесс, согласно определению, имеет внутреннего или внешнего потребителя, то можно все действия внутри предприятия рассматривать как бизнес-процесс, либо его часть.
Исходя из представленных определений можно отметить, что каждый бизнес-процесс:
1) имеет своего владельца;
2) имеет конечного потребителя (другого бизнес-процесса или конечного потребителя);
3) имеет свои границы [5].
Рассмотрим несколько подходов к классификации БП.
Самый распространенный подход - это рассматривать БП совместно с его влиянием на ценность оказываемой услуги или продукта.
Согласно этому подходу выделяют 4 основные группы БП:
1. Основные БП непосредственно добавляют ценность к производимым предприятием продуктам и услугам. Например, БП, за которые клиенты готовы доплачивать добавленную стоимость, или БП, целью которых становится генерирование доходов.
К основным БП можно отнести БП закупок, заказов, поставки технического обслуживания, производства.
2. Вспомогательные БП оказывают влияние на стоимость продуктов и услуг, увеличивая ее не напрямую, а через мероприятия маркетинговых отделов, административно-хозяйственных и др.
3. БП управления включают в себя управление финансами предприятия, оперативное и стратегическое управление.
4. БП развития представляют собой, по сути, проекты, которые выполняются один раз и имеют уникальный результат. Например, разработка новых продуктов и услуг или внедрение новых технологий в производство.
Еще один подход - простой и более прикладной - был предложен в результате выполнения норвежского проекта TOPP по сравнительному бенчмаркингу1. В результате была предложена структурная схема БП, в которой все процессы были поделены на первичные и вспомогательные [1].
1 Бенчмаркинг - (англ. Benchmarking) - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.
Первичные процессы были названы собственно бизнес-процессами. Они были разбиты на 4 подгруппы основных процессов:
1. Разработка продукции (исследование продукции, разработка продукции и процесса, технологическая подготовка производства).
2. Требования потребителей (развитие рынка, организация маркетинга и продаж, тендерное размещение заказов).
3. Выполнение заказов (материально-
техническое снабжение, планирование и управление производством, производство и сборка продукции, обслуживание договора).
4. Обслуживание потребителя (послепродажное обслуживание, возврат продукции).
Вспомогательные процессы были поделены на 2 группы:
1. Процессы поддержки (финансовый менеджмент, управление кадрами, текущий ремонт и обслуживание оборудования, техника безопасности).
2. Процессы развития (усовершенствование текущего процесса, повышение квалификации персонала, расширение базы материально-технического оснащения, стратегическое планирование).
Таким образом, можно сказать, определение бизнес-процессов компании, их описание, анализ и оптимизация - это не самоцель, это в первую очередь работа по организации эффективной деятельности компании, по повышению конкурентоспособности компании.
Одной из эффективных форм осуществления бизнеса, охватывающей как первичные, так и вспомогательные бизнес-процессы, выступает электронная коммерция. Электронная коммерция -это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным образом.
Использование компьютеров, объединенных в сети для бизнес-сделок связанных с продажами, началось еще в 1970-е гг., в то время как первые продажи через Интернет были зафиксированы в 1995 г. Именно в это время был открыт один из первых Интернет-магазинов - Amazon. В настоящее время электронный бизнес во многих странах вошел в стадию нормального функционирования. Тем не менее, трансформация понятий в области электронной коммерции окончательно не завершена. На сегодня в различных источниках можно встретить несколько определений этого феномена.
Электронная коммерция - это вид хозяйственной деятельности по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю через компьютерные сети.
Электронная коммерция (e-commerce) - термин, используемый для обозначения коммерческой активности в сети Интернет. Обеспечивает возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий путем использования компьютерных сетей.
Электронная коммерция (в широком смысле) -это предпринимательская деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными.
Объектами электронной коммерции является то, на что направлена деятельность систем электронной коммерции. К ним можно отнести различные товары, услуги и информацию.
По объектам и субъектам деятельности выделяют следующие типы систем электронной коммерции: B2B (бизнес-бизнес), B2G (бизнес-
государство), B2C (бизнес-клиент), C2C (клиент-клиент), G2B (государство-бизнес), G2C (государство-клиент), C2G (клиент-государство).
На сегодняшний день наиболее распространены системы классов B2B и B2C.
Модель B2C является наиболее популярной формой электронной коммерции и охватывает розничную торговлю в Интернет. К системам B2C относятся, например:
- web-витрины, которые представляют, размещенные в сети каталоги продукции или товаров компании, имеющие минимальные средства оформления заказа;
- интернет-магазины, содержащие кроме витрины всю необходимую бизнес-инфраструктуру для управления процессом электронной торговли через интернет - так называемый backoffice. Организация торговли с помощью интернет-магазина позволяет контролировать весь процесс электронной торговли и уменьшить операционные издержки компании;
- торговые интернет-системы (ТИС), представляющие собой интернет-магазины, которые полностью интегрированы с торговыми бизнес-процессами компании.
К системам B2B относятся решения, включающие все уровни электронного взаимодействия на уровне компаний с использованием специальных технологий и стандартов электронного обмена данными. Модели B2B реализуются следующими схемами:
- электронные торговые площадки (торговые концентраторы, e-marketplace);
- электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, e-procurement).
Основными элементами систем электронной коммерции являются:
1. Субъекты электронной коммерции - участники и клиенты систем электронной коммерции. Это финансовые институты, бизнес-организации (коммерческие предприятия) и потребители.
2. Системы электронной коммерции: торговые, платежные, арбитражные и системы доставки.
3. Процессы в электронной коммерции:
- исследование рынка;
- продажа товаров, услуг, информации;
- выполнение заказов;
- расчеты по сделкам;
- поддержка коммерческой деятельности.
4. Сети электронной коммерции: глобальная сеть Интернет, коммерческие и корпоративные сети.
Масштабное развитие такого явления как электронная коммерция связано с теми преимуществами, которые она предоставляет как бизнесу, так и клиентам. Отметим главные из них.
Первое - это глобальное присутствие. Рамки электронной коммерции определяются не национальными границами, а распространением сети Интернет в мире. Это позволяет даже мелким компаниям заниматься бизнесом в мировом масштабе.
Во-вторых, это увеличение конкурентоспособности. Компании используют технологии электронной коммерции для «приближения к заказчику». Они предлагают расширенную предпродажную и послепродажную поддержку, быстро могут реагировать на претензии клиентов.
В-третьих, персонализация продаж. С помощью средств электронной коммерции компании могут получать информацию о запросах и требованиях каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять товары и услуги, соответствующие их требованиям.
К тому же зарекомендовавшие себя методы кибернетического анализа и моделирования, аппарат искусственных нейронных сетей предоставляет электронному бизнесу ценную возможность мониторинга и анализа данных о рынке и потребителях в режиме реального времени [2; 3]. Из чего вытекает еще одно преимущество - это быстрая реакция компаний на спрос. Компании приспосабливаются к требованиям потребителей, могут быстро реагировать на их запросы и осуществлять «обратную связь».
Не всегда это так, но можно в отдельных случаях говорить и о снижении издержек. Заключение сделки электронным путем уменьшает затраты на обслуживание. Это влечет за собой снижение цен для заказчиков.
Клиентам системы электронной коммерции могут предоставить следующие преимущества:
1. Глобальный выбор. Заказчики получают возможность выбора товаров и услуг из всех представленных мировых поставщиков.
2. Возможность быстрого сравнения предложений и обмена информацией с другими пользователями.
3. Удобство осуществления операций. Возможность заказывать товары и осуществлять сделки в удобное для клиентов время.
Глобальная сеть сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Интернет позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам.
Отметим, что, несмотря на то, что www является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту. На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги (digital cash), электронные чеки.
Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и прочее.
Говоря о тех преимуществах, которые обеспечивают технологии электронной коммерции бизнесу и потребителям его товаров и услуг, стоит задуматься и о факторах, сдерживающих развитие этого процесса. Прежде всего, к ним относится проблема обеспечения экономической безопасности бизнеса и его клиентов.
Обеспечение экономической безопасности электронной коммерции в первую очередь связано с защитой информационных технологий, применяемых в ней. Среди основных требований к проведению коммерческих операций - конфиденциальность, целостность, авторизация, аутентификация, сохранность тайны сделки.
Ключевые проблемы в области безопасности электронного бизнеса включают: защиту информации при ее передаче по каналам связи; защиту компьютерных систем, баз данных и электронного документооборота; обеспечение долгосрочного
хранения информации в электронном виде; обеспечение безопасности транзакций, секретность коммерческой информации [4].
Обеспечение безопасности является не только необходимым условием успешного ведения электронного бизнеса, но и фундаментом для доверительных отношений между контрагентами.
В России электронная коммерция пока еще не получила достаточного развития. К числу факторов, сдерживающих развитие этого процесса в России (кроме уже отмеченных проблем информационной безопасности), можно отнести недостаточно развитую сетевую и информационную инфраструктуру, а также неудовлетворительную информационную подготовку и информационную культуру российского общества, слабую осведомленность о возможностях информационных технологий. Не способствует развитию электронной коммерции и традиционная закрытость крупного и среднего бизнеса в России.
Степень развития электронной коммерции можно воспринимать как своего рода индикатор экономического благосостояния граждан страны и уровня их образования. По мере роста этих факторов, а также повышения уровня защищенности электронных операций, электронная коммерция обещает стать мощным инструментом осуществления бизнес-процессов, взаимовыгодным для всех сторон этих процессов.
Литература
1. Бьерн А. Бизнес-процессы: инструменты совершенствования. М., 2003.
2. Козадаев А. С. Методика определения качества обучающей выборки для искусственных нейронных
сетей в задачах прогнозирования временных рядов // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2008. Вып. 2.
3. Козадаев А. С. Техническая реализация искусственного нейрона и искусственной нейронной сети // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 1.
4. Меркулова Е. Ю. Проблема обеспечения надежности функционирования производственных систем // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2006. Вып. 3.
5. Старцев М. В., Верещагина П. Ю., Козадаев А. С. Бизнес-процессы: определение и классификация: сб. науч. трудов каф. мат. модел. бизнес-процессов. Тамбов, 2011.
6. Хаммер M., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб., 2000.
7. Ericsson Quality Institute. Business Process Management. Ericsson, Gothenburg Sweden, 1993.
* * *
ELECTRONIC COMMERCE AS THE WAY OF
THE INTENSIFICATION OF BUSINESS PROCESSES
M. V. Startsev
In the article approaches to definition of concept «business process» are considered, classification business of processes is resulted, electronic commerce as the form of business processes, objects and subjects of electronic commerce, types of systems of electronic commerce is considered, merits and demerits of electronic commerce for an intensification of business processes and end users are studied.
Key words: business process, electronic commerce, systems of electronic commerce, electronic business.