Научная статья на тему 'Продвижение товаров и услуг средствами электронной коммерции'

Продвижение товаров и услуг средствами электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1177
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная коммерция / монетизация / бизнес-модель / инфраструктура сервиса / маркетплейс / тендерная платформа. / e-Commerce / monetization / business model / service infrastructure / marketplace / tender platform.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р В. Корнеева

В статье рассмотрены различные стратегии по продвижению товаров в отрасли электронной коммерции в зависимости от категории бизнеса; исследованы ключевые признаки классификации бизнес–моделей в сфере электронной коммерции и проведен анализ основных форматов их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF GOODS AND SERVICES BY MEANS OF ELECTRONIC COMMERCE

The article discusses various strategies to promote products in the e-commerce industry, depending on the category of business; The key features of the classification of business models in the field of e-commerce are investigated and the main formats of their interaction are analyzed.

Текст научной работы на тему «Продвижение товаров и услуг средствами электронной коммерции»

ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОЙ

КОММЕРЦИИ

Р.В. Корнеева, старший преподаватель

Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10629

Аннотация. В статье рассмотрены различные стратегии по продвижению товаров в отрасли электронной коммерции в зависимости от категории бизнеса; исследованы ключевые признаки классификации бизнес-моделей в сфере электронной коммерции и проведен анализ основных форматов их взаимодействия.

Ключевые слова: электронная коммерция, монетизация, бизнес-модель, инфраструктура сервиса, маркетплейс, тендерная платформа.

Развитие информационных технологий затронуло различные сферы человеческой деятельности. И традиционная торговля подверглась существенному влиянию электронной среды. Применение современных информационных технологий позволяет любой компании получить ряд преимуществ: «повысить качество обслуживания клиентов, получить новые каналы сбыта, увеличить гибкость потребительского сервиса, повысить конкурентоспособность, открыть новые рынки и потребителей» [1, с. 45]. Очевидны такие преимущества применения информационных технологий в сфере электронной коммерции, как: «существенное расширение рынка (в России для продаж могут быть доступны сразу все регионы страны, а также другие страны мира); ускорение времени реакции на изменения рынка; участие в поставках продукции крупным организациям» [2, с. 28].

Однако, существует ряд причин, которые препятствуют активному развитию электронного сектора экономики. Среди них общее развитие экономики в государстве, уровень жизни населения, недоверие к новым - электронным - формам экономических отношений, недостаток специалистов в данной сфере, неразвитая нормативно-правовая база электронных видов деятельности. В отечественной юридической литературе до сих пор не разработано единое определение данного понятия.

В настоящее время инструменты интернет-маркетинга позволяют сформировать различные стратегии по продвижению товаров в зависимости от категории бизне-сов в отрасли электронной коммерции. Разработанные стратегии, используемые в одном виде бизнеса, не могут применяться к другому из-за достаточно существенных различий моделей взаимодействия.

Аналитическое описание типологий компаний в сфере электронной коммерции, как и в другом бизнесе, определяется комплексом множества факторов: вариант монетизации, целевая аудитория, форма взаимодействия с пользователем, предмет продажи, основные достоинства и другие немаловажные факторы.

На сегодняшний день в сфере электронной коммерции классификация бизнес-моделей разработана недостаточно ввиду отсутствия единых, четких признаков классификации, применяемых в электронной торговле. Компании в этой сфере имеют определенную специфику, анализ которой позволяет выполнить классификацию по следующим основным признакам: целевая аудитория, модель монетизации и инфраструктура сервиса.

Целевые клиенты в основном определяют формат бизнеса, его сервисные параметры и маркетинг. По отношению к целевой аудитории можно выделить 4 главных вида деятельности компаний в интернет-среде.

Формат B2C (бизнес - потребитель). Традиционный интернет-магазин в привычном обыденном понимании и представляет этот один из самых распространенных форматов взаимодействия. В этом формате экономические отношения организуются между бизнесом и физическим лицом. В данном случае в значительной степени имеется ввиду розничная торговля или небольшие поставки для конечных потребителей. В настоящее время рынок интернет-торговли в данной сфере насыщен изобилием предложений массового спроса: электронные товары и мобильные телефоны, бытовая техника, одежда, мебель, автозапчасти.

Формат B2B (бизнес - бизнес). В этом случае формат взаимодействия достаточно прост: компания работает с другой компанией. Проведение закупок и других необходимых коммерческих операций сегодня в значительной степени можно упростить, используя современные маркетплейсы и тендерные платформы для контрагентов. Благодаря этому процессы коммерческой торговли реализуются более оперативно и прозрачно. В этом формате могут выполняться разнообразные взаимодействия: начиная от размещения заказа на поставку товара заканчивая выполнением услуги.

Формат C2C (потребитель - потребитель). Если экономические отношения необходимо описать между двумя лицами, которые не являются предпринимателями, то используют данный формат взаимодействия. В этой схеме маркетплейсы и электронные площадки, которые зарабатывают на размещении рекламы на сайте, за определенную комиссию являются регулятором и гарантом, обеспечивающим прозрачность и честность условий сделки. Массовость спроса и предложения с разных сторон является главным преимуществом такой системы, так как зачастую это позволяет поддерживать возможность гибкого ценообразования, обеспечивать потенциальное наличие уникального товара [3, с. 176].

Формат B2G и G2B (взаимодействие бизнеса и государства). Данный формат используется для описания взаимодействия в специфических случаях, ввиду чего

он не является столь распространенным как предыдущие. Использование этого формата значительно облегчает работу. В процессе экономических отношений с государством, бизнес может оперативно и прозрачно выполнять ряд функций: более четко осуществлять регулятивный контроль, уплату налогов, своевременно оплачивать штрафы и оформлять требуемые документы. Государство, в свою очередь, может разыгрывать тендеры, размещать заказы на выполнение проектов, оповещать о планируемых проверках и т.п.

В настоящее время характеризуется значительным насыщением рынков и более умеренным развитием отрасли. Крупные игроки принимают стратегические решения, позволяющие консолидировать активы в целях увеличения доли рынка, экономить на уровне сервиса для клиентов. Мелкие игроки становится неконкурентоспособными с крупными компаниями. Поэтому малый бизнес вынужден функционировать на узких нишах, либо осваивать новые неизвестные рынки и продвигать инновационные продукты и сервисы.

Второй критерий классификации компаний в сфере электронной торговли - это модель монетизации. Этот метод преимущественно основан на определении природы товара, разработанной инфраструктуры и бизнес-процессов. Специфика продаваемого товара, как один из факторов по реализации стратегии, является основой формирования модели.

Существует 3 основных типа монетизации в электронной коммерции: разовая оплата; периодическая оплата;брокерские отчисления [4, с. 52].

Во всех сегментах чаще всего используется разовая оплата. Этот формат является самым привычным и распространенным.

Периодическая оплата является одним из самых популярных форматов, который подразумевает регулярные выплаты по заказу услуг, подписке, права на использование сервиса или арендным отчислениям. Подписочные приложения и арендуемое программное обеспечение представляют значительную составляющую SAAS (Software-As-A-Service) сервисов, которые яв-

ляются ярким примером использования формата периодических выплат.

В понятие брокерские отчисления входит использование процента от сделок, либо продажа мест для размещения предложений от пользователей. Данный формат особенно распространен в сфере крупных маркетплейсов, вроде Avito или Яндекс. Маркет.

Сервисная инфраструктура - это третий немаловажный фактор классификации бизнес-моделей. Сервисная инфраструктура предполагает учет не только функциональной составляющей, но и степень автоматизации торгово-технологических процессов. Очевидно, что компания станет более успешной и популярной у клиентов, чем более продуманным будет интерфейс сайта с удобными сценариями заказа и наглядно понятной навигацией.

В настоящее время можно выделить следующие проектные типы:

1. Интернет-магазин - автоматизированная система, работающая на базе основ электронной коммерции и реализующая сервисные и коммерческие функции, присущие магазинам с традиционными формами обслуживания.

2. Маркетплейс (B2C, B2B) - автоматизированная система, реализующая принципы объединения продавцов и покупателей, в некоторых случаях коммерческие сделки могут принимать вид аукционной торговли.

3. Доска объявлений (C2C, C2B) - фор-

го рынка товаров, продающихся по стандартным образцам.

4. Тендерная платформа (G2B, C2B) -электронный посредник для заключения коммерческих сделок, либо выполнения работ разного рода и проведению финансово-торговых транзакций.

5. Социальная коммерция (C2C, B2C) -электронный интернет-каталог с товаров или услуг, реализуемых через социальные сети, кроме непосредственно функций по проведению финансово-торговых транзакций. Обычно заявки обрабатываются в пакетном режиме менеджерами.

6. Фриланс сайты (C2B, C2G) - платформа, которая для выполнения разного рода работ, объединяет заказчиков и подрядчиков с возможной двусторонней коммуникацией и выступает в роли регулятора отношений и гаранта надежности и качества выполняемых работ.

Таким образом, в настоящее время для маркетинга предоставляются большие возможности за счет реализации разнообразных моделей ведения бизнеса, использования инфраструктуры интернет-продаж. Выполненное аналитическое описание различных типологий компаний по основным признакам классификации, дает возможность формирования различных стратегий по продвижению товаров. Сегодня маркетинговая активность выходит в онлайн-сфере на более высокий уровень, накапливая практический опыт и развивая рекламные интернет-технологии.

мат регулярно действующего электронно-

Библиографический список

1. Тедеев А. А. Электронные банковские услуги: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2017. - 272 с.

2. Варданян И.С. Развитие малого и среднего бизнеса в России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №1- С. 28-35.

3. Банковские информационные системы / Под ред. Под ред. В.В. Дика. - Маркет ДС, 2017. - 816 с.

4. Кубкина Ю.С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // Terraeconomicus. - 2016. - Т. 10. №2. Ч. 2. - С. 52.

PROMOTION OF GOODS AND SERVICES BY MEANS OF ELECTRONIC

COMMERCE

R.V. Korneeva, senior lecturer

Kaluga branch of the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Russia, Kaluga)

Abstract. The article discusses various strategies to promote products in the e-commerce industry, depending on the category of business; The key features of the classification of business models in the field of e-commerce are investigated and the main formats of their interaction are analyzed.

Keywords: e-Commerce, monetization, business model, service infrastructure, marketplace, tender platform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.