КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 11 • ноябрь 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
развитие механизма налогообложения организаций участников электронной коммерции как критерий повышения эффективности налогового администрирования россии (Часть 1)
Осокина И.В. 1
1 Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются вопросы по определению электронной коммерции и ее места в формировании налоговой базы как отрасли экономики, модели электронной коммерции, с определением их особенностей. На основании классификации основных видов электронной коммерции определены модели получения доходов. С точки зрения налогообложения в рассмотренных моделях электронной коммерции определены характерные особенности, отличающие ее от обычной торговли, обозначены объективные условия превращения незначительного по объему выручки вида экономической деятельности в один из магистральных секторов экономики, способных стать как существенным источником налоговых поступлений в государственную казну в будущем, так и угрозой фискальным интересам государств.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронная коммерция, налоговый потенциал, налоговая база, налоговые поступления, бухгалтерская и налоговая отчетность, международный опыт анализа, каналы распределения, виртуальные товары и услуги, глобализация, финансово-хозяйственная деятельность, электронная торговля, электронные транзакции, электронный маркетинг, электронный банкинг, электронный обмен информацией.
Developing a mechanism of taxation of e-Commerce participating organization as a criterion for increase of efficiency of tax administration in Russia
Osokina I.V. 1
1 Department of tax policy and customs tariff regulation «Financial University under the Government of the Russian Federation», Russia
введение
Под влиянием стремительного распространения информационных и телекоммуникационных технологий произошли глобальные изменения в способах ведения экономической деятельности, коренным образом повлиявшие на традиционное экономическое пространство и
обусловившие переход ведущих стран от индустриальной к постиндустриальной экономике. Глобальные изменения претерпела и социально-экономическая среда, в которой осуществляется экономическая деятельность.
Появилось постиндустриальное (информационное или электронно-цифровое) общество, развитие которого тесно взаимосвязано с формированием единого мирового информационно-экономического пространства, проникновением процессов информатизации и виртуализации во все сферы экономики, становлением международного электронного рынка. Появилась так называемая «новая экономика», характеризующаяся распространением на рынке электронных товаров и услуг, электронных форм их обмена и появлением новых видов предпринимательской деятельности.
На смену традиционным организациям, использующим производственные, торговые и офисные помещения для ведения своей экономической деятельности, приходят виртуальные организации. Главное их отличие от традиционных организаций заключается в полной или частичной автоматизации и виртуализации бизнес-процессов, сбыте продукции с использованием сети Интернет. Появление виртуальных организаций придало мощный импульс международной торговле, благодаря которому невероятно расширился круг лиц, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность, а сами виртуальные организации в начале XXI в. становятся ее важнейшим инструментом.
I ABSTRACT:_
The article considers the issues of the definition of "electronic Commerce" and its place in creation of tax base as a sector of the economy, a model of e-Commerce with the definition of their characteristics. On the basis of the classification of the main types of e-Commerce we identify income-generating models. From the point of view of taxation in considered model of e-Commerce we've identified the characteristics that distinguish it from normal trade. We point out the objective conditions for turning an insignificant revenue of economic activity in one of the main sectors of the economy, that can become a significant source of tax revenue to government treasury in the future or threat to the fiscal interests of the States.
KEYWORDS:e-Commerce, tax potential, tax base, tax revenues, accounting and tax reporting, international experience of analysis, distribution channels, virtual goods and services, globalization, financial and economic activity, electronic Commerce, electronic transactions, electronic marketing, electronic banking, electronic information exchange
JEL Classification: H20, H29, 000 Received: 09.11.2017 / Published: 30.11.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Osokina I.V. (kafedra.nalogi20mail.ru)
CITATION:_
Osokina I.V. (2017) Razvitie mekhanizma nalogooblozheniya organizatsiy uchastnikov elektronnoy kommertsii kak kriteriy povysheniya effektivnosti nalogovogo administrirovaniya Rossii (Chast 1) [Developing a mechanism of taxation of e-Commerce participating organization as a criterion for increase of efficiency of tax administration in Russia]. Kreativnaya ekonomika. 11. (11). - 1241-1254. doi: 10.18334/ce.1 1.1 1.38497
Необходимость расширения рынков сбыта, стремление получить дополнительную прибыль и доступ к новым ресурсам, технологиям и производственным факторам приводят к тому, что предпринимательская деятельность перерастает границы одного государства и выходит на международную арену. В результате коммерческие организации становятся мультинациональными и у них возникают мультинациональ-ные доходы - доходы, извлекаемые организацией, созданной в одном государстве, от источников, расположенных в другом государстве. Другими словами, если лицо, являющееся налоговым резидентом одного государства, получает доход от источников, расположенных на территории другого государства, то указанный доход приобретает мультинациональный характер.
Эта тенденция развития мирового хозяйства особенно ярко проявляется с появлением информационных и телекоммуникационных технологий, одним из воплощений которых является глобальная компьютерная есть Интернет, объединяющая миллионы хозяйствующих субъектов, физически расположенных в разных точках земного шара, и являющаяся фундаментом для развития электронной коммерции (называемой также «электронная торговля»).
Электронная коммерция демонстрирует галопирующие темпы развития, приобретает массовый характер и постепенно аккумулирует огромный налоговый потенциал, который государство просто обязано использовать для фискальных целей. По мере роста числа отечественных пользователей сети Интернет увеличивается количество иностранных участников электронной коммерции, реализующих свою продукцию на отечественном рынке, растет их совокупный товарооборот. Данный факт позволяет утверждать, что развитие механизма налогообложения организаций участников электронной коммерции является одним из важных вопросов, тесно связанных с повышением эффективности налогового администрирования в налоговой системе конкретной страны.
Существует множество дефиниций понятия «электронная коммерция». В современной экономической литературе часто используется определение электронной коммерции, данное ОЭСР1: под понятием «электронная коммерция» понимаются все
1 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
ОБ АВТОРЕ:_
Осокина Ирина Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент (kafedra.nalogi20mail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Осокина И.В. Развитие механизма налогообложения организаций участников электронной коммерции как критерий повышения эффективности налогового администрирования России (Часть 1) // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 11. - С. 1241-1254. doi: 10.18334/се.11.11.38497
Таблица
Статистические сведения о рынках в сети Интернет в Российской Федерации
в 2013-2014 гг.
Наименование показателя Показатель
Число пользователей Интернет 68,7 млн чел.* (59%)
из них пользуются постоянно (хотя бы 1 раз в сутки) 56,3 млн чел.* (48%)
Ожидаемое число пользователей к 2020 г. 96 млн чел.* (82%)
Количество лиц, совершающих покупки через сеть 30 млн чел**
Количество интернет магазинов, всего 200 тыс.**
Количество интернет магазинов, имеющих более 20 покупателей 80 тыс.**
Число сайтов в зонах .ги, ей и .рф 4 млн**
Число коммерческих сайтов в зонах .ги, ви и .рф 1,2 млн**
Объем рынка Рунета 563 млрд руб.*
Средняя стоимость покупок за год на одного покупателя 17 600 руб.**
из них товары 12 500 руб.**
из них иные покупки 5 100 руб.**
Продажи товаров через интернет магазины 368 млрд руб.* (2013 г.)
Общий экспорт услуг из России (телекоммуникационные, компьютерные, информационные) 3 494 млн долл. США (2012 г.)***
Плата за пользование интеллектуальной собственностью (экспорт) 664 млн долл. США (2012 г.)***
Общий импорт услуг в Россию (телекоммуникационные, компьютерные, информационные) 5 169 млн долл. США (2012 г.)***
Плата за пользование интеллектуальной собственностью (импорт) 7 629 млн долл. США (2012 г.)***
Объем рынка маркетинга и рекламы (без учета разработки сайтов и поисковой оптимизации) в России 96 млрд руб.* (2013 г.)
Объем рынка разработки сайтов и поисковой оптимизации 33 млрд руб.* (2013 г.)
Объем рынка услуг в Интернет (услуги по обработке данных (БааБ, хостинг, регистрация доменов) в России 33 млрд руб.* (2013 г.)
в том числе обработка данных и использование программ 4,3 млрд руб.*
в том числе хостинг 4,9 млрд руб.*
в том числе регистрация доменов 2,5 млрд руб.*
Объем рынка контента в России 41 млрд руб. (2013 г.)*
в том числе игры 35 млрд руб.*
в том числе музыка, книги, видео 6 млрд руб.*
Прогноз роста рынка 15% в год*
Объем рынка расчетов в Интернет (между компаниями и покупателями, включая комиссии) 340 млрд руб.* (2013 г.)
Объем рынка онлайн бронирования с целью туризма и путешествий (гостиницы и билеты) 195 млрд руб.* (2013 г.)
Перечень источников данных:
* - РАЭК «Экономика Рунета 2013-2014»
** - Data insight «Электронная торговля в России»
*** - Росстат «Торговля России 2013»
формы коммерческой деятельности организаций или физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации». В широком смысле электронная коммерция может быть определена как производство, реклама и сбыт товаров и услуг посредством электронных средств коммуникации.
В соответствии с таблицей, среди индикаторов, количественно характеризующих число потенциальных участников электронной коммерции, выделяются такие показатели, как: число пользователей сети Интернет (Интернет-аудитория), доля населения, пользующегося сетью Интернет, доля организаций, имеющих доступ в сеть Интернет, и др.
При этом количественное измерение электронной коммерции и ее прогнозирование осложняется отсутствием на сегодняшний день общепризнанного статистического аппарата и методологии измерения масштабов электронной коммерции, что существенно осложняет работу по ее анализу и выработке направлений и рекомендаций в отношении политики по данному вопросу. Различные организации предлагают различные методики и способы измерения сети Интернет и электронной коммерции, публикуют многочисленные отчеты о динамике их развития. Несмотря на это, большинство отчетов о развитии электронной коммерции как в масштабах России, так и во всем мире сходится к единому представлению о его взрывном характере, беспрецедентно высоких темпах роста нового сектора экономики.
В зависимости от участников электронная коммерция подразделяется на следующие виды (рис.):
Рисунок. Модели электронной коммерции
B2B (от англ. business to business, бизнес - бизнес) - схема взаимодействия между юридическими лицами, организациями;
В2С (от англ. business to customer, бизнес - потребитель) - схема взаимодействия между юридическими и физическими лицами;
B2G (от англ. business to government, бизнес - правительство) - схема взаимодействия между юридическими лицами и государственными организациями;
С2С (от англ. customer to customer, потребитель - потребитель) - схема взаимодействия между физическими лицами;
G2C (от англ. government to customer, правительство - потребитель) - сектор взаимодействия между государственными организациями и физическими лицами.
Другие схемы: С2В, G2G, C2G, G2B, включая тех же участников, отличаются только характером их взаимодействия.
В2С (Business-to-Customer). В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (с физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли - традиционные интернет магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров.
В2В (Business to Business) - это схема, при которой две компании проводят бизнес-транзакции с помощью сети Интернет. Пример сделки B2B - продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов. Этот вид деятельности в сети Интернет является наиболее перспективным для российских компаний. Он позволяет построить на новом уровне коммерческие связи между производителями и создает благоприятную почву для партнерских отношений между ними. Рынок становится более открытым и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости импорта материалов и оборудования из-за рубежа или продолжительного поиска делового партнёра. В международном смысле электронная коммерция дает компании больше шансов для высокой активности на глобальном рынке. Система B2B может быть как открытой, которую могут видеть и посещать обычные пользователи или другие возможные партнёры, так и закрытой - существующей только для определённых партнёров или рабочих групп или исполняющей только определённые технологические функции.
Электронная коммерция типа B2B породила целый спектр моделей, присущий только данному виду электронной коммерции. По функциональным возможностям среди сайтов B2B можно выделить следующие модели электронной коммерции (e-com):
• модель агрегации;
• модель торгового концентратора;
• модель доски объявлений;
• модель аукционов;
• модель полностью автоматической биржи.
Модель агрегации (электронная торговая площадка - e-marketplace). Универсальное место для закупки материально-технического обеспечения для компании. В едином месте и в едином формате представляются каталоги многих поставщиков.
Информация о группах и категориях продуктов отображается в реальном масштабе времени и может содержать сотни тысяч наименований.
Модель торгового концентратора. При использовании данной модели на сайте организуются «торговые содружества» продавцов и покупателей. Продавцам выделяются специальные места для рекламы своих товаров, а покупателям предоставляется возможность взаимодействовать с ними с целью получения новостей, спецификаций и описаний продуктов и т.д. Торговые концентраторы могут быть как горизонтальными, т.е. поддерживать всех продавцов и покупателей из многих отраслей промышленности, так и диагональными, т.е. поддерживать определенные категории продавцов и покупателей или определенные категории продуктов для многих отраслей промышленности. В рамках модели торгового концентратора могут проводиться аукционы по продаже больших партий редких товаров либо аукционы по комплексному снабжению небольших компаний.
Модель доски объявлений. Данная модель представляет собой достаточно сложную доску объявлений, где продавцы и покупатели могут вывешивать нечто, что может вызвать интерес у продавцов или покупателей.
После «встречи» стороны начинают переговоры и в дальнейшем взаимодействуют друг с другом. Интернет предоставляет возможность продавцам и покупателям со всего мира взаимодействовать друг с другом. Данная модель представляет собой идеальный механизм для сильно фрагментированных рынков, на которых представлена нестандартная продукция, поскольку все контракты очень сильно отличаются друг от друга и требуют двусторонних переговоров. Цель рынков данного типа - подвигнуть промышленность к более стандартизованным контрактам, после чего появляется возможность полной автоматизации процесса заключения сделок.
Модель аукционов. Данная модель представляет собой новый вариант ценообразования для многих рынков, где многочисленные продавцы и покупатели выставляют конкурирующие заявки на заключение контрактов. Это идеальная модель для ликвидации излишков по наилучшей цене, поскольку потенциальные покупатели могут выставлять конкурентоспособные (повышающиеся) предложения на покупку товаров по рыночной цене. Существуют разнообразные виды аукционов. По направлению роста или убывания ставок аукционы делятся на обычные и обратные. Обычные аукционы - это аукционы, инициируемые продавцами. Продавец публикует список продаваемых лотов, а многочисленные покупатели, участвующие в аукционе, предлагают повышающуюся цену на товар или услугу. В процессе проведения аукциона цена лота постоянно повышается, а сам аукцион завершается по истечении заранее указанного временного интервала. Модель обычного аукциона выгодна для продавца, поскольку позволяет ему получить максимальную цену за товар или услугу. Интернет только усиливает эту выгоду, поскольку позволяет привлечь к участию в аукционе максимально возможную аудиторию покупателей. В результате проведения аукци-
она наиболее эффективно определяется рыночная цена лота. Модель обычного аукциона менее выгодна для покупателей, поскольку отсутствует сама возможность проведения переговоров между покупателем и продавцом - есть только конкуренция между всеми покупателями. Обратные аукционы диаметрально отличаются от обычных аукционов: покупатель указывает товар, который он хотел бы купить, а многочисленные продавцы конкурируют друг с другом, постепенно уменьшая цену на этот товар. Такой подход выгоден покупателю, особенно если необходимый товар предлагается многими продавцами: покупатель в итоге заплатит минимальную цену. При проведении обратных аукционов цена постоянно падает вплоть до его закрытия.
Модель полностью автоматической биржи. Данная модель предназначена для стандартизованного рынка стандартизованных товаров (товаров широкого потребления). В рамках данной модели предполагается наличие предложений на покупку и продажу с автоматическим сопоставлением заявок. В результате создается эффективный механизм онлайнового рыночного ценообразования.
Бизнес для Потребителя (B2C) является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи для потребителя. Один из самых крупных примеров B2C - это www.amazon. com, американский книготорговый сайт, услугами которого пользуются более 30 миллионов клиентов по всему миру. Именно он сумел подорвать обычный букинистический рынок США в течение нескольких лет. При решенных проблемах с доступом в Интернет в регионах, надежной работой платежных систем и служб доставки B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. В2С создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс B2C - прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников в идеале дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту прибыли.
С2С (customer to customer). Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в несколько более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах. Хорошо известный пример компании типа C2C - eBay. eBay представляет собой «виртуальное торговое сообщество потребителей», где каждый человек может покупать и продавать вещи. Из российских компаний таковыми являются molotok.ru и baraholka.ru. Таким образом, аукционы
eBay, www.molotok.ru и www.baraholka.ru являются прекрасным примером проведения сделок типа C2C посредством Интернета.
Потребитель для Бизнеса (C2B). Предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать стоимость для различных товаров и услуг, предлагаемых компаниями. Этот вид электронной коммерции является наименее развитым по сравнению с остальными. В качестве примера можно привести американскую компанию www.priceline.com, которая дает возможность своему покупателю назвать цену, за которую он хотел бы купить товар или услугу. Таким образом, формируется спрос, который не означает, что совершится продажа по запрошенной цене. Продавец, пользуясь данными текущего спроса, принимает окончательное решение. Сайт C2B выступает в роли посредника-брокера в попытке найти продавца за сформированную предложениями покупателей цену.
Схема B2G ничем не отличается от электронной коммерции типа B2B, за исключением того, что в качестве одной из компаний выступает государство. Бизнес есть бизнес, независимо от того, кто его ведет: физическое лицо, юридическое лицо или государственный (отраслевой, региональный и т.д.) чиновник. Общеизвестно, что государство является самым крупным заказчиком и покупателем в стране. Именно этому обязана своим рождением электронная коммерция типа B2G.
Схема электронной коммерции E2E появилась после возникновения и широкого распространения Интернет-бирж. Партнерство и кооперация Интернет-бирж возникают как тривиальное следствие того факта, что на одной Интернет-бирже невозможно представить всю мыслимую совокупность товаров и услуг. В связи с этим потребитель должен принимать участие в деятельности нескольких бирж, что во многих случаях просто неудобно. Гораздо привлекательнее выглядит модель, когда потребитель зарегистрирован на одной бирже и посылает заявку на товар и/ или услугу на «свою» биржу. Если на данной бирже заявка не может быть удовлетворена, то она автоматически передается на другую биржу. Если и там требуемого товара и/или услуги нет, то она передается дальше до тех пор, пока не будет удовлетворена.
Модели электронного бизнеса - C2G, G2G и C2C - охватывают сферу бизнес-отношений государства с гражданами, а также граждан и государственных органов между собой. Они призваны сделать правительство доступным для населения страны и обеспечить граждан совершенными средствами доступа к государственным документам и выбранным представителям в органах управления. В то же время федеральные служащие получили возможность отслеживать настроения избирателей. Модели электронного бизнеса C2G, G2G и C2C могут содержать элементы электронной коммерции, например, для сбора налогов, регистрации транспортных средств, регистрации патентов, выдачи необходимой информации и т.д. В результате сокращается объем бумажной работы, а проведение необходимых процедур значительно ускорится. То, что раньше требовало от граждан долгого стояния в очередях, общения с правительст-
венным чиновником и производства и перемещения большого количества бумажных документов, теперь происходит в течение нескольких минут.
На основании классификации основных видов электронной коммерции можно определить следующие модели получения доходов:
• модель доходов, основанная на сделках. Продавец взимает плату за каждую совершённую сделку на электронном рынке. Эта оплата может быть фиксированной или являться процентом от сделки. Она может взиматься с продавца, с покупателя или с обоих участников сделки.
• модель дохода от аукциона. Это вариант предыдущей модели. Владелец электронного аукциона предлагает товары различных продавцов на основе аукционной продажи. С участников взимается плата в виде процента от сделки или фиксированной суммы. Отличие в том, что платежи взимаются только с продавцов, причём в большинстве случаев оплата взимается только в случае совершения сделки.
• модель экономии затрат. Эта модель используется в том случае, если сокращение затрат можно оценить количественно. Владелец рыночной площадки взимает за свои услуги процент от сокращения затрат участников сделки. Хотя данный приём в основном используется как маркетинговый стимул привлечения участников рынка, его можно считать правомерной моделью получения дохода. В этой модели есть несколько проблем. Большая часть экономии издержек приходится на первый год работы на рынке. Также на уровень экономии издержек влияют различные тенденции ценообразования, на которые электронный рынок не имеет влияния.
• модель доходов от подписки. Обычно эта оплата пересматривается ежемесячно, поквартально или ежегодно. Подписная цена может основываться на некотором обязательном числе подписчиков или на использовании данной организацией электронного рынка. Оплата может взиматься с покупателя, с продавца или с обоих. Модель привлекательна тем, что обеспечивает предсказуемый доход. Обычно эта модель не является единственной для компании, поскольку представляет собой барьер для накопления критической массы участников рынка. Кроме того, для увеличения дохода компания вынуждена увеличивать либо число подписчиков, либо цену.
• модель доходов от рекламы. Доход от продажи сайтов, линков с другими сайтами, баннерной рекламы, контекстной или других видов интернет-рекламы. Хотя доходы электронного В2В рынка от рекламы значительны, в будущем предсказывают снижение их величины по двум причинам: целью большинства площадок является создание общей платформы для участников данной отрасли и привлечение критической массы участников, для этого важно привлечь участников с разными товарами, а рынок должен оставаться нейтральным, тогда как продажа рекламы противоречит этой нейтральной позиции рынка. Вторая
причина - реклама ухудшает качество рынка, его навигацию, пользовательские характеристики и быстродействие.
• модель доходов от лицензирования рекламных продуктов. Эта модель является основной для участников, занятых производством программных приложений. Она гарантирует как начальный лицензионный платёж, так и последующие выплаты за обновление, обслуживание и поддержку лицензионного продукта. Эта модель имеет ряд ограничений. Выплаты обычно приходятся на последний месяц квартала, что уменьшает предсказуемость дохода. Кроме того, такие платежи могут оттолкнуть мелкие компании от использования электронной площадки. Поэтому производители программных продуктов большое их количество предоставляют пользователям бесплатно, что может существенно уменьшить привлекательность данной модели получения доходов.
• консалтинг и обучение. Это управление, консультации по информационным системам и технологиям, интеграции систем, индивидуализации программных продуктов и т.д.
• маркетинговые услуги. Посредники на электронном рынке накапливают базы данных о покупателях, продавцах и рыночных тенденциях. Посредники могут получать доход, предлагая различные обзоры рынка. Информация помогает продавцам целенаправленно проводить свои программы и принимать более обоснованные решения.
Заключение
Нашей целью явилось рассмотрение наиболее часто встречающейся модели электронной коммерции и спроецированного на нее действия традиционного механизма налогообложения доходов иностранных организаций. С этой точки зрения нами, в первую очередь, рассматриваются модели В2В и В2С, при которых совершаются сделки, где продавцом (поставщиком) выступает иностранная организация, а покупателем (заказчиком) - российская организация или физическое лицо, т.е. ситуация, в которой иностранная организация извлекает доход из российского источника и должна, по сути, уплачивать налог с этого дохода в российский бюджет.
Окончание следует
ИСТОЧНИКИ:
1. Гражданский кодекс РФ. Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http//
www.consultant.ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации Части первая и вторая. Система консуль-
тант. [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения
прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»
4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и
на плановый период 2017 и 2018 годов. Система консультант. [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru.
5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н.
Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
6. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции
системы планирования выездных налоговых проверок». Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: hppt://www.consultant.ru.
7. Директива № 2000/31/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС о некоторых пра-
вовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности, об электронной коммерции (директива об электронной коммерции). Система консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
8. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.economy.gov.ru.
9. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
10. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gost.ru.
11. Международный валютный фонд. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org.
12. Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru .
13. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru.
14. Организация экономического сотрудничества и развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org .
15. Проект Doing Business. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russian. doingbusiness.org.
16. Исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.datainsight.ru/.
17. Doemberg Richard L., Hinnekens L., Hellerstein W,, Li J. Electronic Commerce and Multijurisdictional Taxation. - The Hague.: Kluwer Law International, 2001. - 610 p.
18. Frieden K. The Taxation of E-Commerce. , 2000. - 585 p.
19. McLure Charles E. Jr., Globalisation, Tax Rules and National Sovereignty, 55 Bull. Int5l Fiscal Doc. 2001. P. 328, 340-41
20. Steven Millward "Here are all the must-see numbers on Alibaba ahead of record-breaking IPO". Tech In Asia, 2014
21. Qin, Z., Li, S., Chang, Y. and Li, F. E-Commerce Strategy. - Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2014
22. Lamersdorf W., Tschammer V., Amarger S. Building the E-Service Society. - Boston, MA: Springer US, 2004.
23. Laudon, K. and Traver, C. E-commerce: Business, Technology, Society, 10th ed. -Pearson Education, 2014
24. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. - М.: ДИС, 1997.
25. Осокина И.В., Косов М. Е. Налоговый контроль в налоговом процессе. / Учебник.
- М.: Магистр: ИНФА-М, 2011. - 480 с.
26. Облачинский И. Электронная коммерция // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 19.
27. Осипова Е.С. Методологические и практические аспекты оценки налогового потенциала Налоговый потенциал в системе налоговых отношений // Налоги. - 2006.
- № 3. - с. 6-11.
28. Ротова В.Н. Анализ оценки налогового потенциала. , 2001.
29. Савельев А.И. Законодательство о локализации данных и его влияние на рынок электронной коммерции в России // Закон. - 2014. - № 9. - с. 51-68.
30. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. - М .: Статут, 2014. - 543 с.
31. Усатова Л.В. Методология налогового анализа затрат в учетно-аналитическом пространстве // Управленческий учет. - 2008. - № 12.
32. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. - М.: Горячая линия - Телеком, 2008. - 480 с.
I REFERENCES:
Doemberg Richard L., Hinnekens L., Hellerstein W,, Li J. (2001). Electronic Commerce
and Multijurisdictional Taxation The Hague: Kluwer Law International. Frieden K. (2000). The Taxation of E-Commerce CCI.
Lamersdorf W., Tschammer V., Amarger S. (2004). Building the E-Service
Society Boston, MA: Springer US. Oblachinskiy I. (2014). Elektronnaya kommertsiya [E-commerce]. EZH-Yurist. (19). (in Russian).
Osipova E.S. (2006). Metodologicheskie i prakticheskie aspekty otsenki nalogovogo potentsiala Nalogovyy potentsial v sisteme nalogovyh otnosheniy [Methodological and practical aspects of tax potential assessin. Tax potential in the system of tax relations]. Taxes (Nalogi). (3). 6-11. (in Russian). Osokina I.V., Kosov M. E. (2011). Nalogovyy kontrol v nalogovom protsesse [Tax
control in the tax process] M.: Magistr: INFA-M. (in Russian). Rotova V.N. (2001). Analiz otsenki nalogovogo potentsiala [Analysis of tax potential
assessment] M.. (in Russian). Savelev A.I. (2014). Zakonodatelstvo o lokalizatsii dannyh i ego vliyanie na rynok elektronnoy kommertsii v Rossii [Legislation on data localization and its impact on the e-commerce market in Russia]. Law (zakon). (9). 51-68. (in Russian). Savelev A.I. (2014). Elektronnaya kommertsiya v Rossii i za rubezhom: pravovoe regulirovanie [E-commerce in Russia and abroad: legal regulation] M.: Statut. (in Russian).
Usatova L.V. (2008). Metodologiya nalogovogo analiza zatrat v uchetno-analiticheskom prostranstve [The methodology of tax analysis of costs in the accounting and analytical space]. Management accounting. (12). (in Russian).
Yurasov A.V. (2008). Osnovy elektronnoy kommertsii [The basics of e-commerce] M.: Goryachaya liniya - Telekom. (in Russian).
Zamkov O.O., Tolstopyatenko A.V., Cheremnyh Yu.N. (1997). Matematicheskie metody v ekonomike[Mathematical methods in economics] M.: DIS. (in Russian).