Научная статья на тему 'Особенности налогового регулирования электронной коммерции в РФ'

Особенности налогового регулирования электронной коммерции в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2458
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ТОВАРООБОРОТ / ФИСКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК / ELECTRONIC MARKET / INFORMATION SPACE / INTERNET / ELECTRONIC COMMERCE / TAXATION / FISCAL REGULATION / COMMODITY TURNOVER / VALUE ADDED TAX / CUSTOMS TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Надежда Олеговна

Введение. Определено, что в современных условиях мирового экономического кризиса, дефицита бюджета РФ, низких прогнозных темпов развития валового внутреннего продукта обостряется необходимость создания эффективного механизма налогообложения субъектов быстро развивающегося рынка электронной коммерции, учитывающего уникальные особенности ведения бизнеса, задействованного в реализации товаров, работ и услуг средствами информационных ресурсов. Установлено, что отсутствие эффективного правового регулирования приводит к негативным последствиям, прежде всего связанных с уклонением от уплаты налогов, что непосредственно ведет к неисполнению плана по доходам бюджета. Материалы и методы. Осуществлено изучение феномена электронной коммерции с точки зрения налогового администрирования. Рассмотрены специфические характеристики электронной коммерции, проблемы налогового регулирования данного вида деятельности, а также тенденции совершенствования налогового администрирования для субъектов, использующих в своей предпринимательской деятельности интернет ресурсы. Результаты. На примере двух предприятий обоснована уместность выбора конкретной системы налогообложения исходя из видов деятельности. Обсуждения. Рассмотрены особенности функционирования рынка электронной коммерции, ограничивающие возможность использования традиционных подходов налогового регулирования коммерческой деятельности в РФ и в мире. Заключение. В настоящее время законодательная база и система налогового регулирования еще не сформированы до конца не в одной стране мира. Мировые государства скорее еще экспериментируют с выбором конкретных подходов к регулированию субъектов электронного рынка, придерживаясь в большинстве позиции невмешательства, нежели сдерживания. Их опыт в дальнейшем может явиться основой для разработки методического инструментария национальной системы фискального регулирования деятельности предприятий электронной коммерции, причем, как резидентов, так и нерезидентов, реализующих товары и услуги российским потребителям. В идеале решение по налоговому регулированию должно быть выработано на международном уровне, с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAX REGULATION OF ELECTRONIC COMMERCE IN RUSSIA

Introduction. The article defined that in modern conditions of a world economic crisis, budget deficit of the Russian Federation, low expected rates of development of gross domestic product, is necessary to create the effective mechanism of the taxation of subjects of quickly emerging market of electronic commerce. This mechanism must be formed considering the unique features of the business involved in realization of goods, works and services as means of information resources. Here is established that the lack of effective legal regulation leads to negative consequences, first of all connected with evasion of taxes that directly leads to non-execution of the plan for budget revenues. Materials and methods. The study of a phenomenon of electronic commerce from the point of view of tax administration is realized in the text. Specific characteristics of electronic commerce, problem of tax regulation of this type of activity and also tendency of enhancement of tax administration for the subjects using in the business activity the Internet resources are considered. Results. On the example of two enterprises the relevance of the choice of concrete system of the taxation proceeding from kinds of activity is proved. Discussions. The features of functioning of the market of electronic commerce limiting a possibility of use of traditional approaches of tax regulation of commercial activity in the Russian Federation and in the world are considered in this topic. Conclusions. The legislative base and the system of tax regulation aren't created up to the end not in one country of the world till now. Different countries in the world rather still experiment with the choice of concrete approaches to regulation of subjects of the electronic market, adhering in the majority of a position of non-interference, than control. Their experience can be further a basis for development of methodical tools of national system of fiscal regulation of activity of the enterprises of electronic commerce, and, both residents, and the nonresidents realizing goods and services to the Russian consumers. In ideal the decision on tax regulation has to be developed at the international level, taking into account the interests of all interested parties.

Текст научной работы на тему «Особенности налогового регулирования электронной коммерции в РФ»

my nauchniy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. No. 101. 2014. pp. 480-495.

20. Medvedeva N. A. Issledovanie potrebleniya produktov pitaniya naseleniem regiona (A study of food consumption by the population of the region),

Voprosi territorial'nogo razvitiya. No. 6 (6). 2013. pp. 3.

21. Vilenskiy I. L., Minaev B. D. Normi potrebleniya produktov pitaniya v Rossiyskoy Federatsii kak indikator kachestva zhizni (Consumption of food products in the Russian Federation as an indicator of quality

of life), Problemi gigienicheskoy bezopasnosti i uprav-leniya faktorami riska dlya zdorov'ya naseleniya. 2015. pp.87-92.

22. Gar'kaviy V. V. Nekotorie problemi monitoringa prodovol'stvennogo obespecheniya Rossiyskoy Federatsii (Some of the problems of monitoring food security of the Russian Federation), Vestnik agrarnoy nauki dona. Tom 1. No. 37-1. 2017. pp. 17-34.

Дата поступления статьи в редакцию 19.06.2017, принята к публикации 24.08.2017.

08.00.05 УДК 336.025

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РФ

© 2017

Старкова Надежда Олеговна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, Краснодар (Россия)

Аннотация

Введение. Определено, что в современных условиях мирового экономического кризиса, дефицита бюджета РФ, низких прогнозных темпов развития валового внутреннего продукта обостряется необходимость создания эффективного механизма налогообложения субъектов быстро развивающегося рынка электронной коммерции, учитывающего уникальные особенности ведения бизнеса, задействованного в реализации товаров, работ и услуг средствами информационных ресурсов. Установлено, что отсутствие эффективного правового регулирования приводит к негативным последствиям, прежде всего связанных с уклонением от уплаты налогов, что непосредственно ведет к неисполнению плана по доходам бюджета.

Материалы и методы. Осуществлено изучение феномена электронной коммерции с точки зрения налогового администрирования. Рассмотрены специфические характеристики электронной коммерции, проблемы налогового регулирования данного вида деятельности, а также тенденции совершенствования налогового администрирования для субъектов, использующих в своей предпринимательской деятельности интернет ресурсы.

Результаты. На примере двух предприятий обоснована уместность выбора конкретной системы налогообложения исходя из видов деятельности.

Обсуждения. Рассмотрены особенности функционирования рынка электронной коммерции, ограничивающие возможность использования традиционных подходов налогового регулирования коммерческой деятельности в РФ и в мире.

Заключение. В настоящее время законодательная база и система налогового регулирования еще не сформированы до конца не в одной стране мира. Мировые государства скорее еще экспериментируют с выбором конкретных подходов к регулированию субъектов электронного рынка, придерживаясь в большинстве позиции невмешательства, нежели сдерживания. Их опыт в дальнейшем может явиться основой для разработки методического инструментария национальной системы фискального регулирования деятельности предприятий электронной коммерции, причем, как резидентов, так и нерезидентов, реализующих товары и услуги российским потребителям. В идеале решение по налоговому регулированию должно быть выработано на международном уровне, с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Ключевые слова: Интернет, информационное пространство, налог на добавленную стоимость, налогообложение, таможенная пошлина, товарооборот, фискальное регулирование, электронная коммерция, электронный рынок.

Для цитирования: Старкова Н. О. Особенности налогового регулирования электронной коммерции в РФ // Вестник НГИЭИ. 2017. № 9 (76). С. 118-125.

FEATURES OF TAX REGULATION OF ELECTRONIC COMMERCE IN RUSSIA

© 2017

Starkova Nadezhda Olegovna, the candidate of economical sciences, The associate professor of the chair «International economics and management»

Kuban State University, Krasnodar (Russia)

Abstract

Introduction. The article defined that in modern conditions of a world economic crisis, budget deficit of the Russian Federation, low expected rates of development of gross domestic product, is necessary to create the effective mechanism of the taxation of subjects of quickly emerging market of electronic commerce. This mechanism must be formed considering the unique features of the business involved in realization of goods, works and services as means of information resources. Here is established that the lack of effective legal regulation leads to negative consequences, first of all connected with evasion of taxes that directly leads to non-execution of the plan for budget revenues.

Materials and methods. The study of a phenomenon of electronic commerce from the point of view of tax administration is realized in the text. Specific characteristics of electronic commerce, problem of tax regulation of this type of activity and also tendency of enhancement of tax administration for the subjects using in the business activity the Internet resources are considered.

Results. On the example of two enterprises the relevance of the choice of concrete system of the taxation proceeding from kinds of activity is proved.

Discussions. The features of functioning of the market of electronic commerce limiting a possibility of use of traditional approaches of tax regulation of commercial activity in the Russian Federation and in the world are considered in this topic.

Conclusions. The legislative base and the system of tax regulation aren't created up to the end not in one country of the world till now. Different countries in the world rather still experiment with the choice of concrete approaches to regulation of subjects of the electronic market, adhering in the majority of a position of non-interference, than control. Their experience can be further a basis for development of methodical tools of national system of fiscal regulation of activity of the enterprises of electronic commerce, and, both residents, and the nonresidents realizing goods and services to the Russian consumers. In ideal the decision on tax regulation has to be developed at the international level, taking into account the interests of all interested parties.

Keywords: electronic market, information space, Internet, electronic commerce, taxation, fiscal regulation, commodity turnover, value added tax, customs tax.

На сегодняшний день количество подключенных пользователей к сети интернет растет из года в год. По официальным статистическим данным, число пользователей интернета в мире сегодня составляет 3,5 миллиарда человек [18], из них 87 миллионов человек составляют россияне. К началу 2017 года уровень проникновения интернета достиг отметки 71 % населения РФ. Создание «всемирной паутины» повлияло на все сферы общественной жизни, в том числе и на развитие предпринимательской активности по реализации товаров, работ и услуг с использованием сети интернет. Электронная коммерция возросла и благодаря росту электронных устройств, позволяющих совершать покупки из любой точки мира. В 2016-м году объем интернет торговли в России составил 1 трлн. рублей. Темпы роста мирового электронного рынка в последние годы составляют в среднем от 25 до 30 %. Эксперты подчеркивают наличие несомненных преимуществ электронной торговли, обосновывающих такой рост

Введение

[6; 8; 15; 17; 20], однако также отмечают то, что быстрые темпы развития связаны с проблемами обеспечения финансового контроля [1; 21; 23], что накладывает определенные требования к организации эффективной системы налогообложения данного вида бизнеса. Налоговая система Российской Федерации столкнулась с тем, что некоторые начинающие предприниматели наивно полагают, что если их бизнес ведётся в интернет-пространстве, то в реальном мире они никому ничего не должны. Однако интернет является лишь способом коммуникации между продавцом и покупателем, который никак не отменяет налоговые обязанности, возникающие в результате сделок между ними. В сложившихся обстоятельствах возникает острая необходимость рассмотрения вопросов функционирования электронной коммерции в контексте ее участия в формировании налоговых поступлений, пополняющих бюджет РФ, а также исследования механизма формирования действенного фискального механизма, регулирующего электронный бизнес.

Материалы и методы

В настоящее время Российское законодательство налогообложения электронной коммерции основывается на общих принципах и не учитывает особенности данного вида деятельности. Использование общих подходов к взысканию налогов в данной сфере неизбежно приводит к выводу средств из-под налогообложения, позволяет занижать показатели налогооблагаемой базы и приводит к неисполнению бюджета. В целях проведения системного исследования механизмов фискального регулирования электронного рынка необходимо прежде всего рассмотреть специфические характеристики электронной коммерции, выявить проблемы налогового регулирования данного вида деятельности, исследовать тенденции совершенствования налогового администрирования для субъектов, использующих в своей предпринимательской деятельности интернет ресурсы.

Рассматривая вопросы фискального регулирования необходимо также обратить внимание на то, что если электронная коммерция предполагает реализацию всех коммерческих процедур электронным способом, то онлайн торговля предусматривает возможность осуществления некоторых коммерческих операций без применения интернет-технологий. Так, например, расчет между продавцом и покупателем может осуществляться лично при доставке и получении товара или же оказании услуги. Следовательно, интернет торговля может выступать как дополнительным каналом дистрибуции для предприятия, так и основной торговой площадкой. В последнем случае речь идет о создании интернет-магазина как наиболее эффективного метода организации онлайн торговли.

Уровень развития электронного бизнеса за рубежом уже не оставляет сомнения в эффективности данного формата торговой площадки, более того уже практически все крупные игроки коммерческой сферы вышли на просторы интернет, открыв собственные интернет ресурсы [11; 14; 19; 25]. Такая же тенденция наблюдается и в нашей стране, большинство крупных отечественных коммерческих компаний уже прочно обосновались на электронном рынке, размеры и границы которого стремительно расширяются. Активное нежелание остаться на обочине современного бизнеса постепенно вовлекло в систему электронной коммерции и более мелкие фирмы, реально оценивающие, что недооценка потенциала электронного бизнеса и электронной торговли, может повлечь за собой утрату рыночных позиций под натиском более спо-

собных к адаптации к новым рыночным условиям конкурентов [9; 22].

С точки зрения потребления, основным стимулом, способствующим развитию электронного рынка, является рост пользователей высокоскоростного интернета и активное использование в повседневной жизни банковских карт, а также несомненные преимущества интернет-магазинов перед форматом традиционной торговли [2; 19; 20; 24]:

- широкий ассортимент товаров, неограниченный складской и торговой площадью одного магазина, круглосуточный режим обслуживания покупателей и приема заказов;

- широкий охват целевой аудитории;

-экономия времени покупателей, т. к. покупка

может осуществляться из дома, с ПК, мобильного телефона, планшета и т. д.;

- экономия на издержках, отсутствие потребности в аренде торговых площадей и большом штате персонала, что позволяет поддерживать конкурентные цены.

Учитывая достаточно высокий уровень развития Интернета в нашей стране и принимая во внимание наличие огромной территории с труднодоступными районами, стоит предположить, что РФ, пожалуй, является одной из наиболее перспективных для формирования и развития прогрессивного рынка электронной коммерции. Однако прогрессивность должна подразумевать и наличие эффективных рычагов регулирования, в том числе фискальных, устанавливающих взаимосвязь между уровнем развития бизнеса и размером пополнений государственного бюджета.

В Налоговом Кодексе РФ предусмотрена общая (далее - ОСНО) и упрощенная система (далее -УСН) налогообложения для субъектов торговли, осуществляющих свою деятельность с помощью электронных ресурсов. Выбор того или иного способа налогообложения зависит от средней численности работников, остаточной стоимости основных средств, предельного размера доходов за год, участия других организаций в уставном капитале. Если субъект налогового контроля не может выполнить условия ограничений, то он обязан применять общую систему налогообложения. УСН предполагает два варианта: налогообложения доходов по ставке 6 % или налогообложение доходов, уменьшенных на величину расходов по ставке 15 %. На примере предприятия «А», занимающегося реализацией услуг, и предприятия «В», осуществляющего реализацию товара, рассмотрим налоговую нагрузку при выборе того или иного способа налогообложения.

Таблица 1 - Налоговая нагрузка и расчетные показатели юридических лиц за отчетный период, тыс. руб.

№ Наименование показателя ОСНО УСН, «доходы» УСН, «доходы минус расходы»

«А» «В» «А» «В» «А» «В»

1 Выручка от реализации (без НДС) 8 475 8 475 10 000 10 000 10 000 10 000

2 НДС с выручки от реализации, 18 % 1 525 1 525

3 Фонд оплаты труда 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000 3 000

4 Товары (без НДС) 3 390 4 000 4 000

5 НДС по приобретенным товарам 18 % 610

Расчет налогов:

6 Начислен НДС в бюджет (2-5) 1 525 915 0 0 0 0

7 Страховые взносы с ФОТ,30 % 900 900 900 900 900 900

8 Налог на прибыль, 20 % ((1-3-4>20%) 915 237 0 0 0 0

9 Налог УСН 0 0 600 600 1 050 450

10 Уменьшение УСН на сумму страховых взносов (не более 50 %) 0 0 300 300 525 225

11 Итого налогов и страховых взносов в бюджет 3 340 2 052 1 200 1 200 1 425 1 125

12 Налоги и взносы в % к выручке с НДС 33 21 12 12 14 11

Результаты

Исходя из данных, приведенных в таблице 1, можно однозначно рекомендовать предприятиям торговли использовать УСН «доходы минус расходы», а приятиям сферы услуг - УСН «доходы».

Приведенные системы налогообложения касаются только предприятий, имеющих регистрацию в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации. Сегодня нерезиденты могут продавать в Россию товары через интернет без налогов и пошлин, тем самым осуществляя демпинг цен и обеспечивая себе конкурентное преимущество [12]. Иностранные ритейлеры создают большие препятствия для развития российской онлайн-торговли, что приводит к уменьшению бюджетных сборов в нашей стране [5; 13]. Специалисты Ассоциации компаний интернет-торговли (далее - АКИТ) подсчитали, что к 2020 году трансграничная торговля бытовой техникой и электроникой займет 26 % от всех продаж этого товара на российском рынке. В сегменте одежды аналогичный вид торговли вырастет до 20 %, в обуви - до 17 %. В 2016 году объем трансграничных розничных продаж товаров и услуг (включая цифровые товары, контент, игры и социальные сети) из России в другие страны вырос на 32 % по сравнению с 2015 годом и превысил 2 миллиарда долларов. При этом внутренний рынок электронной торговли теми же товарами и услугами в России составил в 2016 году более 20 миллиардов долларов. Таким образом, статистические данные свидетельствуют, что рынок розничного интернет-экспорта товаров и услуг из России растет почти вдвое быстрее домашнего рынка [16].

Обсуждения

В целях поддержки отечественных предприятий, осуществляющих свой бизнес в интернет-пространстве, и создания справедливой конкурентной среды АКИТ разработала и вынесла на рассмотрение Правительства РФ технологию налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) товаров зарубежных интернет-магазинов. Предложенный метод предполагает регистрацию иностранных продавцов в налоговых органах с последующим извещением Почтой России о совершенной сделке купли-продажи Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) Российской Федерации. По прогнозам АКИТ, взимание НДС с иностранных интернет-магазинов, реализующих свои товары в РФ поможет пополнить бюджет на 300 млрд рублей за первые три года действия. Также предполагается снижение порога беспошлинной торговли с нынешних 1 000 евро в месяц до 500 евро в 2018 г., а потом уже до 200 евро в 2019 г. [7], что по оценкам экспертов может увеличить сборы в Бюджет России на 20 млрд рублей ежегодно [16].

Действующим Налоговым Кодексом РФ предусмотрен налоговый контроль посредством проведения выездных и камеральных налоговых проверок, осуществления налогового мониторинга, получения пояснений с налогоплательщика, проверка данных учета и отчетности, осмотры помещений и территорий, используемых для извлечения дохода. Однако все эти методы совершенно бесполезны в отношении иностранных интернет-площадок и механизма, предлагаемому АКИТ. В

связи с этим возникает вопрос о том, каким образом будут применятся меры воздействия к тем иностранным интернет площадкам, которые не будут регистрироваться в ФНС. Как налоговые органы будут взыскивать налог с интернет магазина даже при наличии информации об объеме продаж? Кроме того, по-прежнему не понятно сколько затрат будет нести Российское государство на налоговое администрирование данного налога и не превысят ли затраты планируемые доходы.

В соответствии с п. 1 ст. 174.2 НК РФ с 1 января 2017 года в РФ начал взиматься так называемый «налог на Google». Под закон попали такие он-лайн-магазины, которые оказывают услуги через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», автоматизировано с использованием информационных технологий. Такие продажи сейчас облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 15,25 %. Для этого иностранные компании обязаны становится на налоговый учет. Налоговым Кодексом оговорено, что местом реализации признается территория Российской Федерации. Местом реализации работ (услуг) считается Российская Федерация, если:

- место жительства покупателя - Российская Федерация;

- место нахождения банка или оператора электронных денежных средств, через которого оплачиваются услуги, Российская Федерация;

- сетевой адрес покупателя зарегистрирован в Российской Федерации;

- международный код страны телефонного номера присвоен Российской Федерации.

Вопросы по определению места реализации «налога на Google» возникают и к данному положению. Каким образом интернет-магазин должен определить местоположение покупателя. Сетевой адрес покупателя также не дает однозначного ответа на вопрос о местоположении - прокси-сервер позволяет пропустить трафик через другую страну по выбору пользователя и адрес именно этой страны увидит продавец электронных услуг. В связи с тем, что многие интернет-покупки осуществляются через электронные кошельки, определить нахождение банка или оператора электронных средств проблематично, особенно учитывая то, что при покупках в зарубежных магазинах указание телефонного номера покупателя не является обязательным условием.

Заключение

Таким образом, в настоящий момент стоит признать отсутствие эффективного и действенного механизма налогового регулирования рынка элек-

тронной коммерции. При этом проблема государственного регулирования интернет-экономики и сборов налогов остро стоит не только в России. Разные страны подходят к решению данных проблем по-разному. Например, в США и Канаде введен мораторий на введение налогообложение субъектов электронной торговли [3; 20]. Компании, занимающиеся продажей товаров через глобальную сеть по каталогу, отнесены к льготной категории. Бельгийские эксперты предлагают взимать налог за объем переданной информации по интернет-трафику. В Германии предлагают взыскивать разовый платеж -налог на использование сети. Китай, Афганистан, Иран, Куба осуществляет только информационный контроль, а не экономический [4; 25]. Любому государству невыгодно упускать возможности для пополнения бюджета. Еврокомиссия рассматривает вопрос запрета на регистрацию и уплату налогов 1Т-компаниями в странах, предоставляющих льготное налогообложения по продажи товаров, работ (услуг) на интернет-площадках.

На сегодняшний день законодательная база электронной коммерции только формируется. Необходим комплексный подход для регулирования экономики электронного сегмента рынка. Решение по налоговому регулированию должно быть выработано на международном уровне, с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилова З. А., Жамьянова Ю. Б. Социальная безопасность региона: оценка регулирующего воздействия государства // Научное обозрение. 2016. № 5. С. 87-90.

2. Дробышевская Л. Н., Бекирова С. З. Теоретико-методические вопросы реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 63-68.

3. Дудин С. Г., Толстова А. З., Суровцева Е. С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49.

4. Егорова Л. И., Солтан К. Д., Егорова Е. М. Ориентиры инновационного развития внешнеторговой деятельности России в современных условиях // Экономика устойчивого развития. 2016. № 3 (27). С. 189-195.

5. Зенченко С. В., Кобрянов С. В. Формирование стратегии конкурентоспособного развития экономики региона // Экономика: теория и практика. 2015. № 1(37). С. 14-20.

6. Игнатьев С. В. Российская экономика в контексте мировой динамики развития // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 3-9.

7. Кизим А. А., Рудевец Ж. И. Развитие процессов международного товарообмена в рамках экономической интеграции стран ЕАЭС: основные проблемы и перспективы // Экономика устойчивого развития. 2017. № 1 (29). С. 34-42.

8. Кизим А. А., Алехин А. А. Факторы, условия и инструменты обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования // Экономика устойчивого развития. 2017. № 2 (30). С. 300-307.

9. Козырь Н. С., Гуварьян К. А., Гаврило-ва О. М. Совершенствование рынка интернет-маркетинга в России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75-3). С. 1145-1153.

10. Крохичева Г. Е., Щекотихина Е. А., Витя-зева Т. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения обеспечения его экономической безопасности // Научное обозрение. 2016.№ 3. С. 156-159.

11. Минигалеева К. И. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в современных условиях // Международный научно-исследовательский журнал. № 7-1. 2017. С. 22-24.

12. Мухаметшина Ф. А., Шипшова О. А. Конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики // Научное обозрение. 2015. № 10-2. С. 223-226.

13. Невская Н. А. Концепция индикативного планирования как основа достижения конкурентоспособности отечественной экономики // Приднепровский научный вестник. 2017. Т. 2. № 4. С. 92-94.

14. Сибиряев А. С. Проблемы реализации инновационной политики в РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 11. С. 77-83.

15. Пахомова А. И., Буряков С. А. Современные информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности сервисных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-2 (69-2). С. 568-571.

16. Объем трансграничных online-продаж из России в 2016 году превысит $2 млрд // РИА Новости/Прайм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20161005/1478596814.html

17. Поддубная М. Н. Выгоды и перспективы развития РФ в рамках участия в мегарегиональных торгово-экономических союзах // Иннов: электронный научный журнал. 2016. № 2 (27). С. 5.

18. Развитие Интернета и его значение // Интернет в России и в мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bizhit.ru/

19. Рзун И. Г., Бондаренко А. Б. Проблемы становления национальной платежной системы // Аспирант и соискатель. 2014. № 5 (83). С. 34-38.

20. Рзун И. Г., Калипов С. А. Эффективность использования электронного бизнеса // Актуальные проблемы современной науки. 2015. № 3 (82). С. 97-101.

21. Руденко О. Н., Величко О. Б. Нефинансовая отчетность как инструмент реализации концепции социально ответственного бизнеса // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 19 (739). С. 1124-1143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Шевченко И. В., Коробейникова М. С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика // Экономика: теория и практика. 2014. № 3 (35). С. 13-21.

23. Шевченко И. В., Коробейникова М. С. Новая концепция развития национального рынка и внешнеэкономическая деятельность России в рамках содружества ЕАЭС // Экономика: теория и практика. 2017. № 2 (46). С. 3-15.

24. Galimulina F. F., Zhukovskaya I. V., Komissarova I. P., Shinkevich A. I., Mayorova A. N., Astafyeva I. A., Klimova N. V., Nabiullina K. R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia's Economy // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. P. 163-168.

25. Osipov V. S., Skryl T. V., Nevskaya N. A., Shavina E. V. The territories of the priority development: genesis of the institutes // International Business Management. 2016. Т. 10. № 9. P. 1649-1657.

REFERENCES

1. Danilova Z. A., Zham'yanova Yu. B. Sotsi-al'naya bezopasnost' regiona: otsenka reguliruyushche-go vozdeistviya gosudarstva (Social security region: regulatory impact assessment States), Nauchnoe oboz-renie. 2016. No. 5. pp. 87-90

2. Drobyshevskaya L. N., Bekirova S. Z. Te-oretiko-metodicheskie voprosy reinzhiniringa biznes-protsessov na predpriyatiyakh (Theoretical and methodological issues of reengineering of business processes in enterprises), Ekonomika: teoriya i praktika. 2015. No. 2 (38). pp. 63-68.

3. Dudin S. G., Tolstova A. Z., Surovtseva E. S. Doverie v makroekonomike (Trust in macroeconomics), Ekonomika: teoriya i praktika. 2015. No. 2 (38). pp. 44-49.

4. Egorova L. I., Soltan K. D., Egorova E. M. Orientiry innovatsionnogo razvitiya vneshnetorgovoi deyatel'nosti Rossii v sovremennykh usloviyakh (Reference points of innovative development of foreign trade activities of Russia in modern conditions), Ekonomika ustoichivogo razvitiya. 2016. No. 3 (27). pp. 189-195.

5. Zenchenko S. V., Kobryanov S. V. Formiro-vanie strategii konkurentosposobnogo razvitiya ekonomiki regiona (Forming a strategy of competitive

development of regional economy), Ekonomika: teoriya ipraktika. 2015. No. 1 (37). pp. 14-20.

6. Ignat'ev S. V. Rossiiskaya ekonomika v kontekste mirovoi dinamiki razvitiya (The Russian economy in the context of world development dynamics), Ekonomika: teoriya ipraktika. 2016. No. 1 (41). pp. 3-9.

7. Kizim A. A., Rudevets Zh. I. Razvitie protsessov mezhdunarodnogo tovaroobmena v ramkakh ekonomicheskoi integratsii stran EAES: osnovnye prob-lemy i perspektivy (The development of international trade in the framework of the economic integration of the countries of the EAEU: problems and perspectives), Ekonomika ustoichivogo razvitiya. 2017. No. 1 (29). pp.34-42.

8. Kizim A. A., Alekhin A. A. Faktory, usloviya i instrumenty obespecheniya ekonomicheskoi bezopas-nosti sub"ektov khozyaistvovaniya (Factors, conditions and tools to ensure the economic security of business entities), Ekonomika ustoichivogo razvitiya. 2017. No. 2 (30). pp. 300-307.

9. Kozyr' N. S., Guvar'yan K. A., Gavrilova O. M. Sovershenstvovanie rynka internet-marketinga v Rossii (Improving the market of Internet marketing in Russia), Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. No. 10-3 (75-3). pp.1145-1153.

10. Krokhicheva G. E., Shchekotikhina E. A., Vityazeva T. A. Analiz finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti predpriyatiya s tochki zreniya obespeche-niya ego ekonomicheskoi bezopasnosti (Analysis of financial and economic activity of the enterprise from the point of view of ensuring its economic security), Nauchnoe obozrenie. 2016. No. 3. pp. 156-159.

11. Minigaleeva K .I. Upravlenie konkuren-tosposobnost'yu predprinimatel'skikh struktur v sov-remennykh usloviyakh (Managing competitiveness of business structures in modern conditions), Mezhdu-narodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. No. 7-1. 2017. pp. 22-24.

12. Mukhametshina F. A., Shipshova O. A. Konkurentnye preimushchestva khozyaistvuyushchikh sub"ektov v usloviyakh globalizatsii ekonomiki (Competitive advantages of economic entities in the conditions of globalization of economy), Nauchnoe obozrenie. 2015. No. 10-2. pp. 223-226.

13. Nevskaya N. A. Kontseptsiya indikativnogo planirovaniya kak osnova dostizheniya konkuren-tosposobnosti otechestvennoi ekonomiki (The concept of indicative planning as a basis of competitiveness of the domestic economy), Pridneprovskii nauchnyi vest-nik. 2017. T. 2. No. 4. pp. 92-94.

14. Sibiryaev A. S. Problemi realizatsii inno-vatsionnoy politiki v RF (Problems of realization of innovative policy in Russia), Vestnik Universiteta

(Gosudarstvenniy universitet upravleniya). 2011. No. 11. pp. 77-83.

15. Pahomova A. I., Buryakov S. A. Sovremen-nie informatsionnie tehnologii v sisteme povisheniya effektivnosti deyatel'nosti servisnih predpriyatiy (Modern information technologies in the system of increase of efficiency of activity of service enterprises), Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. No. 4-2 (69-2). pp. 568-571.

16. Ob"em transgranichnykh online-prodazh iz Rossii v 2016 godu prevysit $ 2 mlrd // RIA Novosti/Praim [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: https://ria.ru/economy/20161005/1478596814.html

17. Poddubnaya M. N. Vygody i perspektivy razvitiya RF v ramkakh uchastiya v megaregional'nykh torgovo-ekonomicheskikh soyuzakh (Benefits and prospects of development of the Russian Federation in the framework of participation in mega regional trade and ec onomic unions), Innov: elektronnyi nauchnyi zhurnal.

2016. No. 2 (27). pp. 5.

18. Razvitie Interneta i ego znachenie // Internet v Rossii i v mire [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.bizhit.ru/

19. Rzun I. G., Bondarenko A. B. Problemy stanovleniya natsional'noi platezhnoi sistemy (Problems of formation of national payment system), Aspirant i soiskatel'. 2014. No. 5 (83). pp. 34-38.

20. Rzun I. G., Kalipov S. A. Effektivnost' ispol'zovaniya elektronnogo biznesa (The effectiveness of the use of e-business), Aktual'nye problemy sov-remennoi nauki. 2015. No. 3 (82). pp. 97-101.

21. Rudenko O. N., Velichko O. B. Ne-finansovaya otchetnost' kak instrument realizatsii kontseptsii sotsial'no otvetstvennogo biznesa (Sustaina-bility reporting as a tool for implementing the concept of socially responsible business), Finansy i kredit.

2017. T. 23. No. 19 (739). pp. 1124-1143.

22. Shevchenko I. V., Korobeinikova M. S. No-vye integrirovannye struktury kak innovatsionnye formy razvitiya rossiiskoi ekonomiki: teoriya i praktika (The new integrated structure innovative development of the Russian economy: theory and practice), Ekonomika: teoriya i praktika. 2014. No. 3 (35). pp. 13-21.

23. Shevchenko I. V., Korobeinikova M. S. No-vaya kontseptsiya razvitiya natsional'nogo rynka i vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' Rossii v ramkakh sodruzhestva EAES (The new concept of development of the domestic market and foreign trade activities of Russia within the CIS, the EAEU), Ekonomika: teoriya i praktika. 2017. No. 2 (46). pp.3-15.

24. Galimulina F. F., Zhukovskaya I. V., Komissarova I. P., Shinkevich A. I., Mayorova A. N., Astafyeva I. A., Klimova N. V., Nabiullina K. R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia's Economy, International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. T. 6. No. 1. pp. 163-168.

25. Osipov V. S., Skryl T. V., Nevskaya N. A., Shavina E. V. The territories of the priority development: genesis of the institutes, International Business Management. 2016. T. 10. No. 9. pp. 1649-1657.

Дата поступления статьи в редакцию 19.06.2017, принята к публикации 17.08.2017.

08.00.05 УДК 63.637

ПРЕДПОСЫЛКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

© 2017

Груздев Георгий Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Сервис и экономика сферы услуг» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Кирилова Татьяна Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение. Российская Федерация - самая большая по территории страна на планете. С одной стороны, огромная территория, богатая полезными ископаемыми, позволяет занимать лидирующие позиции по многим производственным показателям, с другой - требует создания и поддержания высокого уровня безопасности.

Материалы и методы. Основными статистическими материалами для исследования послужили данные ФЗ от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», «Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.», а также данные Федеральной службы государственной статистики.

Результаты. Перспективы развития сельского хозяйства страны связаны с множеством разнообразных факторов, влияющих в той или иной мере на него. Однако на ряду с перспективами в данной отрасли существует немало проблем. В целях преодоления негативных тенденций, складывающихся в агропромышленном комплексе, был принят Федеральный Закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В данном нормативно-правовом акте отмечены основные приоритеты и установлены цели развития сельского хозяйства.

Обсуждение. Определена методика эффективности производства и реализации молока на основе расчета интегрального показателя, мультипликативно зависящего от трех частных показателей, описывающих эффективность работы производственного, сбытового секторов молокопроизводящей организации и эффективности руководящих органов.

Заключение. В результате реализации политики импортозамещения наша страна не будет зависеть от поставок импортных продуктов и товаров, что существенно повысит уровень экономической безопасности в сфере продовольствия, что является не только огромным плюсом для нашей страны, но и открывает возможности для выхода высококачественной отечественной продукции на зарубежные рынки.

Ключевые слова: господдержка, государственные программы, молоко, производство молока, инвестиции, инновации, коровы молочного направления, материально-техническая база, перспективы, поголовье крупного рогатого скота, проблемы, развитие, субсидирование, технологии, эффективность.

Для цитирования: Груздев Г. В., Кирилова Т. Е. Предпосылки импортозамещения молочной продукции. Оценка факторов, оказывающих влияние на эффективность производства молока // Вестник НГИЭИ. 2017. № 9 (76). С. 125-134.

BACKGROUND OF THE IMPORT SUBSTITUTION OF DAIRY PRODUCTS ASSESSMENT OF FACTORS INFLUENCING THE EFFICIENCY OF MILK PRODUCTION

© 2017

Gruzdev Georgy Vasilyevich, doctor of economic Sciences, Professor of the Department of «Service and economy services» Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia) Kirilova Tatiana Evgenievna, the senior lecturer of the chair «Economics and automatization of business processes» Nizhny Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.