УДК 338.45:621
Е. А. НАЙМУШИНЛ
Омский государственный технический университет
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИМИ ПРОЦЕССАМИ (СУРП)_
Статья посвящена исследованию элементов системы управления ресурсосберегающими процессами (СУРП) на предприятиях на примере диагностики ресурсоемкости производства и моделирования стратегий ресурсосбережения в машиностроении.
Общая задача ресурсосбережения — минимизация суммы затрат ресурсов на всех стадиях Ж1ДП (жизненного цикла продукции) при условии обеспечения народного хозяйства продукцией с нужными потребительскими свойствами. Следует отметить, что в условиях противозатратного механизма функционирования экономики имеет место следующая тенденция: увеличение ресурсозатрат на стадиях от исследования до изготовления приводит к повышению потребительских свойств продукции и тем самым к экономии ресурсов на стадиях эксплуатации и ремонта.
Анализ ресурсосбережения (РСБ) предполагает:
1. Анализ трудовых ресурсов: изучение использования средств труда, роста эффективности применения их в производстве и обращении товаров, своевременности замены, что оказывает влияние в системе РСБ на рациональное использование предметов труда. Объектом при этом являются использованные на предприятии трудовые ресурсы.
2. Исследование себестоимости продукции производственных предприятий, а также издержек обращения.
3. Анализ эффективности использования собственных и привлеченных финансовых ресурсов [ 1 ].
Удобно представить структуру затрат ресурсов в виде матрицы, каждый элемент которой определяет уровень расхода соответствующего ресурса на конкретном этапе ЖЦП. [3]
1. Определяется задача многоматериальной оптимизации с целевыми функциями:
Eiei —*■ min, Eigi —► min, Sifi —*■ min, Eihi —+ min
2. Формируется система ограничений в виде функциональных соотношений на затраты ресурсов
F[e(x),g(x),f(x),h(x),x] = О
3. Определяется система заданий по выпуску продукции
G(x)ib,
I гдеЬ — задания по выпуску продукции,
х — вектор выпуска продукции, е = (el...e6)T — вектор энергозатрат, g = (gl...g6)T — вектор трудозатрат, f = (fl...f6)T — вектор фондозатрат, h= (hl...h6)T — вектор материалозатрат.
Предлагается: а) обобщить затраты ресурсов, производимые на стадиях, предшествующих основному производству и представить в виде одного фонда — развития технологии и ресурсосбережения (ФРТ и РС); б) учитывать затраты ресурсов, производимые на стадиях, следующих за основным производством через потребительские свойства продукции.
Таким образом, формируется схема входных информационных потоков для системы моделирования стратегий ресурсосбережений в машиностроении (рис. 1).
Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов стратегического менеджмента, так как, во-первых, ресурсоёмкость является второй стороной товара (первая — качество), во-вторых, Российская Федерация по эффективности использования ресурсов значительно отстает от промышленно развитых стран. Например, эффективность использования электроэнергии в Российской Федерации примерно в 4 раза ниже, чем в США, коэффициент использования металлов в машиностроительной промышленности США составляет порядка 0,92, ав Российской Федерации — 0,70. Российская Федерация значительно отстает от промышленно развитых стран по коэффициенту извлечения из недр полезных ископаемых, использования технологического оборудования и машин, основных и оборотных средств, трудовых ресурсов и т. д . И как следствие, из-за отсутствия средств на качественное воспроизводство всех составляющих потенциала страны растет удельный вес изношенных основных фондов, экологически опасных объектов, снижается доля конкурентоспособной промышленной продукции (в 2000 г. она составляла примерно 0,5%), средняя продолжительность жизни населения и т. д. [3|.
Ресурс / Стадия ЖЦП Исследование Проектирование Подготовка производства Изготовление Эксплуатация Ремонт
Энергия Е1 Е2 ЕЗ Е4 Е5 Е6
Труд С1 С2 СЗ С5 С6
Производственная мощность Р2 РЗ Р4 Р5 Р6
Материалы Н1 Н2 НЗ Н4 Н5 Н6
Рис. 1. Схема информационных потоков для системы моделирования стратегий ресурсосбережения в машиностроении.
Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны) либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.
Принципы ресурсосбережения в рамках страны:
• совершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увеличения удельного веса экологически чистых и эффективных видов ресурсов;
• повышение коэффициентов извлечения из недр полезных ископаемых;
• увеличение доли ресурсосберегающих технологий;
• анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла объектов;
• развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирования улучшения использования ресурсов;
• применение при разработке проблем ресурсосбережения научных подходов менеджмента.
Для уровня фирм перечисленные принципы должны адаптироваться к конкретным объектам, технологиям, возможностям, стандартам.
Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом.
Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например методы по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономические и другие методы менеджмента.
Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения должна разрабатываться на длительную перспективу на основе рассмотренных выше принципов.
Стратегиями ресурсосбережения на фирме могут быть следующие:
1. Упрощение кинематической схемы (структуры принципа действия) товара;
2. Межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара;
3. Совершенствование технологичности конструкции товара;
4. Организационно-техническое развитие производства;
5. Расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса;
6. Реализация факторов ресурсосбережения.
Уровень развития общества определяется эффективностью использования природных ресурсов, труда и капитала. Ресурсоемкость товара является важнейшим фактором достижения его конкурентоспособности. Показатели ресурсоемкости отдельных видов товара подразделяются на следующие типы: абсолютные, структурные, относительные, удельные. [2]
Эти показатели ресурсоемкости должны прогнозироваться и анализироваться как в стратегическом, так и в производственном менеджменте.
К абсолютный показателям ресурсоемкости товара относятся показатели по стадиям ЖЦТ (жизненного цикла товара):
• затраты на маркетинг (на единицу товара)
• затраты на НИОКР (на единицу товара)
• затраты на организационно-технологическую подготовку производства нового товара
• затраты на производство товара
• затраты на подготовку товара к функционированию
• затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара
• затраты на восстановление (ремонт) товара
• затраты (экономия) на утилизацию товара.
К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара или за весь его жизненный цикл:
• структура затратно стадиям жизненного цикла товара, %
• сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии ЖЦТ)
• комплектующие покупные изделия или запасные части (в % от полных затрат)
• топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выражении и в % от полных затрат)
• заработная плата персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат)
• амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии (в%).
К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса на единицу параметра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, расход конкретного вида угля на выработку 1 кВт'ч электрической энергии, процент усушки при транспортировании сельскохозяйственной продукции, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии ЖЦ, коэффициент использования конкретного вида ресурса и др.
К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии ЖЦТ на единицу его полезного эффекта.
Например, удельная материалоемкость создания товара определяется по формуле:
М
уде.
м + м + м
м ннокр ОТПП
Ы'П
го эффекта товара; М ч — затраты на маркетинговые исследования по данной группе товара соответственно в натуральном или денежном выражении; М Н11()1ф -затраты на проведение НИОКР по данной группе товара соответственно в натуральном или денежном выражении; М1ШШ — затраты на организационно-технологическую подготовку нового товара соответственно в натуральном или денежном выражении; N - предполагаемое количество товара, которое будет выпущено по данной конструкторской (технологической) документации, ед.; Пс — суммарный полезный эффект использования единиц товара за его нормативный срок службы, единица полезного эффекта (в натуральном, денежном выражении или в баллах)
Удельная материалоемкость эксплуатаиии и техни ческого обслуживания товара за его нормативный срок службы определяется по формуле
Т„
£(м„ + м0,)
М уд.э.О
Пс
где Т— нормативный срок службы товара, лет; М.,, — расход материалов на эксплуатацию товара в году I в натуральном либо стоимостном выражении; Ми, — расход материалов на техническое обслуживание в году!.
Удельная материалоемкость восстановления (ремонтов) товара за его срок службы определяется по формуле
М
где Мр,— расход материалов на восстановление (ремонт) товара в году I в натуральном либо стоимостном выражении.
Удельная материалоемкость товара за его жизненный цикл определяется по формуле:
М+М +М М+М
. . и НИОКР ОТПП "Р 11ШГ
М = --——- + ——^--+
УУ- П
П
где М — удельная материалоемкость создания товара, кг/единица полезного эффекта или денежное выражение материальных затрат / единица полезно-
| ¿(м,, + мог + мр,) Пс
По аналогичным формулам определяются удельные показатели по расходу остальных элементов структуры ресурсоемкости товара:
• удельная энергоемкость (по стадиям жизненного цикла в натуральном выражении по видам энергии и в стоимостном выражении);
• удельная зарплатоемкость (трудоемкость);
• удельная фондоемкость (отношение амортизации основных производственных фондов, приходящихся на единицу товара, к его полезному эффекту).
Удельные показатели по совокупности ресурсов определяются аналогично.
По сложным товарам рекомендуется анализировать структуру затрат на каждой стадии жизненного цикла по ведущим блокам (агрегатам) товара с применением метода функционально-стоимостного анализа.
Анализ частных показателей ресурсоемкости товара позволяет найти узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако окончательное решение может быть принято только по комплексному показателю ресурсоемкости либо его обратному значению — эффективности товара.
В итоге следует отметить, что моделирование и выбор наиболее оптимальной стратегии ресурсосбере-
жения связан с комплексным анализом ресурсоем-кости товаров, сопоставлением ресурсоемкости с жизненным циклом продукции и определением резервов снижения затрат трудовых, материальных, энергетических и финансовых ресурсов на различных стадиях ЖЦП.
2. Фатхутдинов Р А Стратегический менеджмент: Учебник. -5-е изд., испр.и доп. М.: Дело, 2002. — С. 448.
3. Шафранский В.В., Зак Е.И. Моделирование стратегий ресурсосбережения в машиностроении. — М, 1988. — С. 27.
Библиографический список
1. Учет, контроль и анализ в системе ресурсосбережения / Под ред. М.Я. Розенберга, 3. Паучика. - М.: Финансы и статистика, 1989. - С. 239.
НАИМУШИНА Елена Анатольевна, аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства.
удк 6813 06 П. И. ОСТРИНСКАЯ
Т. Б. ДОРОБОЛЮК
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА И ИХ РАЗВИТИЕ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ
В статье показано, что насущной необходимостью сегодняшнего дня становится использование сети Интернет. В частности, особенности ее внедрения в области электронной коммерции. В индустриально развитых странах данный вид деятельности уже доказал свою исключительную эффективность и прибыльность. Что же происходит в России и в Омской области в этой сфере! Какие факторы препятствуют работе данной области экономики?
Современный этап научно-технической революции внес существенные новые моменты в экономическое развитие индустриальных стран. В них наблюдается бурный рост комплекса наукоёмких отраслей промышленности, вызванный нуждами широкомасштабной модернизации всего производственного аппарата в народном хозяйстве.
Одним.из важнейших факторов развития экономики становится активное функционирование информационного пространства страны. Ключевую позицию начинают занимать компании «высоких технологий», определяющие информационную культуру общества, тенденции роста и развития экономической системы, её вливание в сетевую экономику страны и всего мирового пространства.
Процессы развития глобальных информационно-коммуникационных технологий очень динамичны в настоящее время, а их возможности для общества и экономики еще только начинают масштабно использоваться. Наиболее широко Интернет находит свое применение в области электронной коммерции.
Электронная коммерция - это та же коммерция, тот же обмен товарами и деньгами, только этот обмен происходит посредством компьютера. Похожее определение предлагается нам и в проекте Федерального закона «Об электронной торговле (№ 11081-3 ко второму чтению)»: Электронная коммерция - это деятельность физических или юридических лиц, осуществляемая путем обмена электронными сообщениями и направленная на совершение сделок и иных действий с предпринимательской или потребительской целью [1].
Вопросы развития электронной коммерции (ЭК) в России занимают все большее внимание государства и региональных правительств в Российской Федерации. Это связано с теми возможностями, которые дает сеть Интернет как средство глобального информационного взаимодействия продавцов и покупателей. Интерес правительства к этой сфере вполне обоснован, т.к. именно правительство должно заниматься продвижением электронных проектов, а также выступать в роли регулятора и координатора.
Итак, сфера приложений электронного бизнеса постоянно растет, появляются все новые, подчас неожиданные области применения. Тем не менее на сегодня можно говорить о нескольких крупных окончательно сформировавшихся моделях электронного бизнеса.
Схематично эта классификация представлена на рисунке 1.
Существует множество классификаций моделей Интернет-бизнеса. Рассмотрим основные из них:
• По категориям (видам) контрагентов.
• По категориям услуг.
На рис. 1. основной классификацией является разделение моделей на основе видов контрагентов, вовлечённых в процесс Интернет-торговли:
Бизнес - Бизнес (В2В - ЬиБтеББЧо-Ьизтезз);
Бизнес - Потребитель (В2С - ЬиэтеББ-Ю-сопзит-
ег);
Потребитель - Потребитель (С2С - сопвитегЧо-сопБишег);
Потребитель - Бизнес (С2В - сопвишег-Ю-Ьив!-пеэБ);