Научная статья на тему 'Системная парадигма деловой среды: модель-объект'

Системная парадигма деловой среды: модель-объект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕЛОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дороболюк Татьяна Борисовна

В статье представлено исследование деловой среды качественной характеристики сферы бизнеса, которая может быть охарактеризована комплексом компонентов. Выявлены важнейшие компоненты деловой среды: «законодательная база» и «национальные ценности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная парадигма деловой среды: модель-объект»

СФ по промышленный политике.- Челябинск: Социум, 2004. - С. 208-212.

5. Дьяконов Е. В. Механизмы активизации инновационно-предпринимательской деятельности в российской экономике. - 2012. - №3. - С. 112.

6. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвиденья. Избранные труды. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.- 2-е

изд.

8. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года- Электрон. дан., 2012. - Режим доступа http://www.mintrans.ru/documents/detail.php7ELEMEN T_ID=13008, свободный. - Загл. с экрана.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

N. G. Gavrilenko

Recommendations on the development of transport complex of Russia taking into account the purposes and the tasks designated in Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 are presented in the article.

Гавриленко Наталья Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление предприятиями» СибАДИ. Основное направление научных исследований - управление циклическим развитием транспортного комплекса. Общее количество публикаций- 25. gng1978@mail.ru

УДК 339

СИСТЕМНАЯ ПАРАДИГМА ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ: МОДЕЛЬ-ОБЪЕКТ

Т. Б. Дороболюк

Аннотация. В статье представлено исследование деловой среды - качественной характеристики сферы бизнеса, которая может быть охарактеризована комплексом компонентов. Выявлены важнейшие компоненты деловой среды: «законодательная база» и «национальные ценности».

Ключевые слова: предпринимательство, деловая среда.

Введение

В условиях трансформации российской экономической системы весьма актуальными становятся вопросы исследования внешних условий развития предпринимательства - деловой среды, поиска социально приемлемых и экономически оправданных путей, способствующих повышению конкурентоспособности предпринимательства и его переходу на траекторию устойчивого развития.

Деловая среда является одной из важнейших составляющих информационного общества; недооценка ее особенностей, а также недостаточное изучение происходящих в ней процессов, приводят к снижению эффективности предпринимательской деятельности. Не случайно, что современный американский менеджмент основан на системном и ситуационном подходах к управлению предпринимательской деятельностью, этим вопросам теперь уделяется особое внимание и в России. Деловая организация рассматривается, прежде всего, как открытая система. Главные

предпосылки успеха ее деятельности отыскиваются не только внутри, но и вне ее, т.е. успех связывается с тем вектором экономической политики, которое проводит государство в отношении предпринимателей, создавая стимулы и формируя вознаграждения благодаря действующему законодательству и другим институтам.

Выявление действительного значения переживаемых ныне Россией экономических и социальных трансформаций, научная оценка их последствий для деловой среды, должны учитываться в модели, способной поместить предпринимателя в общую картину эволюции экономических отношений и оценить взаимное влияние предпринимателя и деловой среды.

Деловая среда

Деловая среда - это сложное, многогранное понятие.

Исследование экономической литературы свидетельствует об осознании все большим числом ученых роли деловой среды в разви-

тии экономической системы. «Деловая среда» не является моносемичным понятием, в научной экономической литературе нет однозначного подхода к данной категории и составляющих ее компонентов. Наблюдается тенденция употребления таких понятий как «хозяйственная среда», «экономическая среда», «деловая среда», «предпринимательская среда» в качестве синонимов. Однако данные термины (за исключением «деловая среда» и «предпринимательская среда») следует различать. Хозяйственная среда - это наиболее комплексное из перечисленных понятий, которое описывает жизнеустройство общества во всей его полноте. Деловая или предпринимательская среда является в свою очередь составляющей экономической среды, так как предприниматель - субъект рыночных отношений. Однако на деятельность предпринимателя влияют и факторы нерыночной природы.

Таким образом, экономическое содержание понятия «деловая среда» включает совокупность внешних условий, влияющих на предпринимателя в его инициативной, самостоятельной, особо рисковой, инновационной экономической деятельности. Деловая среда - это качественная характеристика сферы бизнеса, система которой может быть охарактеризована комплексом компонентов.

По мнению автора, экономическая культура как составляющая культуры материальной является важной составляющей деловой среды. Культурные традиции и ценности - фундамент правил и норм поведения, принятых в обществе и определяющих его институциональное устройство, которое влияет на деловую среду и предпринимательство. Это положение учтено при построении модели деловой среды путем введения следующих компонентов: материальная культура, духовная культура, правовая культура, экологическая культура. То есть культура выступает как интегрирующее начало деловой среды.

Изменяя экономические институты и деловую среду в рамках рыночного типа хозяйствования, государственным органам недостаточно создать свод законодательных актов для предпринимателей, нужно учитывать уровень развития самого общества (общую культуру, правовую культуру, экономическую и др.). По мнению Куликова Л.В. [1] культура выстраивает адекватные себе экономику и политику.

По аналогии сформулировано следующее положение: культура сообщества выстраивает адекватную себе деловую среду.

Российская деловая среда имеет специфические отличия. Согласно исследованию О. Э. Бессоновой [2] «...на протяжении длительного исторического периода действовали институты раздаточной экономики, перераспределяющие блага через особые государственные, правовые, экономические и социальные механизмы. Однако одновременно зарождались и существовали рыночные институты, только в компенсаторной форме». Следовательно, для построения рыночных отношений необходимо изменение неформальных и формальных норм и правил поведения не только предпринимателей, но и других субъектов деловой среды. Лишь экономические агенты, принявшие принципы развития и «взявшие на вооружение определенные зна-ниевые инновационные стратегии» [3], могут обеспечить изменение деловой среды и гарантировать развитие полноценных предпринимательских отношений.

Рассмотрение каждой модели для понимания целого необходимо вести через анализ составляющих ее частей, что восходит к античной философии (Платон, Аристотель).

Деловая среда является системой. Авторская модель системы представлена четырьмя факторами: политика, право, экономика и социальный фактор.

Все факторы одинаково важны и только их полнота набора (целостность) и выполнение каждым своих функций является законом эффективности функционирования предпринимательства. Умаление или возвышение любой из функций чревато негативными последствиями. Недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений, что связано с ограничением предпринимательской деятельности. Гипертрофирование, разбухание политических институтов способно привести к установлению тоталитарной системы, которая подавит все формы свободного волеизъявления личности предпринимателя, иных объединений, приведет к социальной энтропии.

Предложенная модель деловой среды строится на геометрии тел Платона и совершенных чисел Эйлера. Целостное восприятие модели объекта «деловая среда» рассматривается в триаде: «модель-объект» (рассматривается в данной статье), «модель-субъект» и «модель-исследователь». Предлагается рассматривать модель в горизонтальной плоскости. При этом считается, что вертикальной составляющей можно пренебречь.

Модель-объект (рисунок 1) представлена в горизонтальной плоскости «прямоугольника

с дыркой» (тор). Рассматривая в горизонтальной плоскости проекцию винтовой непрерывной последовательности, видно, что она представлена в виде винтовой линии с фиксированным числовым рядом: 0, 1, 2.28. Модель определена 28 различными компонентами. Это второй ряд совершенных чисел, который формирует симметричные области,

полученные как точки пересечения четвертого порядка. Второй ряд совершенных чисел древние математики представляли как: 28 = 22- (23 - 1) = 4 7, где применительно к данной модели 4 - это число факторов модели, 7 - сумма делителей числа 4 (1, 2, 4). Во втором ряде совершенных чисел ядро Леуви-лля будет определяться (4*6)+4 = 28.

Политический фактор

Социальный фактор

Рис. 1. Модель деловой среды

Каждый компонент можно представить в виде: «число», «имя» «объем», последний определен триадой «материя - энергия -информация».

В модели деловой среды 12 совершенных точек (узлов): 1, 2, 3, 4, 13, 14, 15, 16, 21, 22, 23, 24. Другие точки бинарной деловой среды определены натуральными числами, представленными интегральными областями. Так, например, для компоненты № 10, имя которой «инновации» ее область определена компонентами № 1, № 14, № 24.

Свойства модели деловой среды как системы

Функциональная целостность (эмер-джентность) - свойства целого не сводятся к

суммарным свойствам частей. Модель подчиняется закону возрастания эмерджентности: чем больше компонентов в системе, тем большую долю от всей содержащейся в ней информации составляет системная информация. Произведен расчет коэффициента эмерджентности Хартли для трех случаев по формуле:

M

Log 2 2 с; W

1 <--—

Log2W Log2W '

где W - количество элементов (мощность состояний объекта управления);

M - максимальный уровень сложности смешанных состояний объекта управления;

Ст

ш - сочетания «по т» классических состояний;

отражает уровень системности объекта и изменяется от 1 (системность отсутствует) до W/Log2W (системность максимальна).

При W = М = 12, 16, 28.

1) W = М = 12, 1 < 3,347 < 3,58;

2) W = М = 16; 1 < 3,347 < 3,58;

3) W = М = 28, 1 < 5,289 < 5,29.

Числитель формулы отражает ситуационный подход к структуре модели деловой среды, в знаменателе представлен системный подход. В зависимости от возможного количества компонентов (12; 16; 28) структура коэффициента колеблется от 3,58 до 5,29. Коэффициент эмерджентности при максимальном значении М=28 принимает значение равное 5,29, что свидетельствует о полном описании всех возможных состояний системы деловой среды. При возрастании количества компонентов в системе коэффициент эмерджентно-сти возрастает, что показывает различное состояние данной системы и содержащейся информации в каждом компоненте.

Сложность и связность системы. Сложность системы определяется числом элементов и числом связей между ними. Число различных состояний данной системы составляет 2756. Кроме наличия связей между элементами для системы характерно наличие целенаправленного взаимодействия между ними. В этом случае можно сказать, что система способна реализовать определенную функцию.

Симметричность. Архитектура и конструкция деловой среды не противоречит закону симметрии. Изменение (деформация) отдельных элементов может привести к потере эффективности деловой среды и сужению рынка. Модель деловой среды построена с учетом правила «золотого сечения» (деление отрезка в крайнем и среднем отношении). Следует отметить, что американские экономисты используют правило «золотого сечения» при прогнозировании.

Представленная в модели симметрия и ее архитектура сродни симметрии в природе, которая представлена в рамках ромашково-грибковой симметрии.

Делимость. Деловая среда состоит из четырех подсистем (факторов), наделенных специфическими признаками, отвечающим конкретным целям и общим задачам в части повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Разработанная авторская модель не противоречит следующему требованию: сумма всех делителей совершенных чисел (N=12) разлагается на множители: 1, 2, 3, 4, 6, 12. Сумма этих чисел дает нам число 28. Впервые доказательная база представлена Джоном Валлисом в 1658 году.

Иерархичность системы и ее парадокс. В социально-экономических системах, к которым относится деловая среда, коэффициент иерархии достигает - единицы (5±2), в технических системах данный коэффициент может достигать нескольких тысяч. Парадокс иерархичности заключен в том, что задача описания данной системы возможна лишь при наличии описания другой системы, в которую входит данная система. В свою очередь описание системы как элемента другой системы возможно только при описании ее как системы. Таким образом, парадокс иерархичности представляет собой взаимную обусловленность решения двух задач: описание системы как таковой; описания системы как элемента более широкой системы.

Синергия. Деловая среда как система представляет собой единое целое, где совместные действия индивидов в пространстве и времени направлены на достижение желаемого результата.

Таким образом, деловая среда - это с одной стороны - упорядоченная система, которая учитывает объективность экономических законов и подчиняется свойствам теории систем (эмерджентность, структура, сложность и связность, делимость, иерархичность, синергия), с другой стороны - деловая среда выступает условием совершенствования процесса предпринимательской деятельности.

Изучение модели деловой среды связано с построением матричной информационной модели (метод впервые разработан и использован ЦЭМИ АН СССР в 60-х гг. XX в.). Данный метод широко используется в практике ведущими российскими экономистами: З.В. Алферовой, Е. В. Луценко и другими учеными.

Исследуемые качественные (нечисловые) факторы характеризуются тем, что над ними нельзя выполнять арифметические операции. Соответственно, возникает потребность в методах, обеспечивающих совместную сопоставимую обработку разнородных числовых данных и данных нечисловой природы. Таким образом, цель дальнейшего исследования - с использованием статистических методов -создание модели взаимодействия компонентов деловой среды. Для указания взаимодействия компонентов принята матрица размером 28+1 строк и столбцов.

Проанализированы результаты итоговой

строки и столбца, полученные суперпозицией те

единиц матрицы в них с помощью методов т

статистики. 2)

Таблица 1 - Показатели интервалов на «входе»

Распределение числа компонентов по интервалам приведено таблицах 1, 2. Результаты таблицы 2 представлены графически (рис. 2).

Величина интервала (шаг = 2,5) Количество компонентов в интервале Номер компонента в интервалах по строкам Вес интервала

2,0<Х<4,5 4 1,4,23,25 4+2+4+4=14

4,5<Х<7,0 8 2,3,5,14,19,24,26,27 5+5+5+5+6+6+6+5=43

7,0<Х<9,5 4 8,12,15,16 9+9+9+7=34

9,5<Х<12,0 4 10,13,17,20 10+10+10+10=40

12,0<Х<14,5 5 6,9,18,21,28 12+13+12+12+13=62

14,5<Х<17,0 3 7,11,22 16+15+15=46

Таблица 2 - Показатели интервалов на «выходе»

Величина интервала Количество компо- Номер компонента в ин- Вес интервала

(шаг = 3,0) нентов в интервале тервалах по столбцам

2,0<Х<5,0 4 6,7,11,22 3+4+3+2=12

5,0<Х<8,0 7 2,9,12,13,17,24,28, 7+5+5+6+6+5+7=41

8,0<Х<11,0 9 1,3,10,14,15,18,21,25,26 9+9+8+9+9+8+9+10+9=80

11,0<Х<14,0 5 4,5,8,20,23 11+12+12+11=46

14,0<Х<17,0 2 16,27 14+14=28

17,0<Х<20,0 1 19 20

10 8 6 4 2 0

♦ Ряд1

— Полиномиальн ый (Ряд1)

у = -0,15х5 + 2,75х4 - 18,583х3 + 55,75х2 - 70,767х + 35

6 8 R2 = 1

интервал

0

2

4

Рис. 2. Функция деловой среды на выходе по количеству компонентов в интервале (28 компонентов)

Несмотря на то, что размах вариационного ряда был разный и соответственно равен: К =2,5; К =3,0, на входе и выходе мы получили одинаковое количество - 6 интервалов (таблицы 1, 2). Во втором интервале на входе, включающем максимальное количество компонентов, и во втором интервале на выходе встречаются такие компоненты как «предложение» (№ 2) и «налоги» (№ 24) (таблицы 1, 2). Это говорит о том, что функция, полученная нами на выходе (рис. 2.), учитывает природу экономического процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 2 показана функция распределения частот компонентов по интервалам, линия тренда, полиномиальное уравнение. Значение коэффициента К2 =1 свидетельствует, что закон распределения вероятностей отражает объективность предложенной модели.

Проведенные расчеты позволяют перейти к описанию результатов исследования матрицы инцидентности модели деловой среды.

Функция деловой среды (рисунок 2) наглядно показывает характер распределения компонентов по интервалам на выходе. Мак-

симальное количество - 9 компонентов вхо- фективного функционирования деловой сре-дит в третий интервал, который указывает ды (рисунок 3). значимые компоненты, необходимые для эф-

Образовательный уровень(9)

Информация(б) -

Качество жизни( 18)

Законодательная база(21)

Экологическая культура(28)

ДС

Качество(1)

Цена(3)

Инновация(10)

Степень развития инфраструктуры( 14)

Степень развития экономической свободы(15

Качество жизни(18)

Законодательная база(21)

Правовая культура(25)

Культура духовная(26)

Рис. 3. Взаимодействие компонентов деловой среды (28 компонентов)

Далее построена матрица смежности (12 компонентов). Выявлены важнейшие компоненты деловой среды - «законодательная база» и «национальные ценности». Они проецируют условия, необходимые для полноценного функционирования деловой среды и расширения рынка. То есть традиции и ценности, поддерживаемые в обществе и имеющие рыночную направленность, порождают категории, необходимые рыночной среде и предпринимателю как субъекту рыночных отношений. Разрыв же российских культурных деловых традиций является тормозом введения правил рыночных взаимоотношений.

Анализ модели показал, что предположение о значимости институтов для деловой среды (под которыми понимаются правила и нормы поведения, принятые в обществе и которые зависят от культурных ценностей) ока-

зывается верным. То есть для существования эффективной деловой среды необходимы сложившиеся и устоявшиеся неформальные правила и нормы поведения, которые при полноценном функционировании правового, политического, социального и экономического факторов (подсистем) частично находят свое отражение в формальных правилах (законах и

др.).

Дальнейшее изучение матрицы смежности (12 компонентов) позволило выявить значимые компоненты деловой среды на выходе (рис. 4). Это компоненты, имеющие наибольший вес - «предложение» (№ 2), «цена» (№ 3), «спрос» (№ 4), «степень развития инфраструктуры» (№ 14), «степень развития экономической свободы» (№ 15), «потребности» (№ 23).

Законодательная база

Национальные ценности

ВХОД ДС

Предложение(2)

Цена(3)

Спрос(4)

Степень развития инфраструктуры( 14)

Степень развития экономической свободы(15)

Потребность(23)

Рис. 4. Взаимодействие компонентов деловой среды (12 компонентов)

Таким образом, предпринимательская деятельность представляет собой важнейшую часть не только экономической, но и социальной жизни и скрепляется разнообразными нормами, правилами, нравственными обязательствами и другими обычаями, которые в совокупности и формируют конкретную деловую среду (ДС).

Доверие (компонент № 12) оказывается неким показателем степени согласованности

формальных и неформальных институтов, определяющих рыночные отношения и как следствие возможности предпринимателя.

Приведем данные опросов (таблица 3), проведенных в 2008 году общественной организацией «Опора России» и Интернет-журналом «Капитал страны» при финансовой поддержке Министерства экономического развития РФ [4].

Таблица 3 - Если оценивать практику делового взаимодействия, то в какой степени Вы доверяете экономическим агентам?, %

Вариант ответа Тип экономического агента

Представители бизнеса Представители власти Сотрудники компании

Полностью доверяю 9,4 6,6 46,9

Скорее доверяю, чем не дове- 48,9 30,1 40,2

ряю

Скорее не доверяю, чем дове- 23,1 33,4 5,5

ряю

Совсем не доверяю 9,7 19,7 3,0

Затрудняюсь ответить 8,9 10,2 4,3

Индекс доверия 52,4 43,1 75,4

Низкий уровень доверия позволяет взаимодействовать предпринимателям лишь в рамках системы формальных правил и положений, которые нужно постоянно вырабатывать, согласовывать, отстаивать в суде. Все эти приводит к росту трансакционных издержек.

Проведенный анализ позволяет заключить: правовая подсистема деловой среды, критерием которой служит компонент «законодательная база» (№ 21) несовершенна и сужает поле деятельности современного предпринимателя. Если предложенная модель деловой среды предполагала важность и полноценность функционирования каждой из четырех подсистем (факторов), образующих деловую среду, то невыполнение правовой подсистемой своих функций (через институты) в России приводит к сужению не только правовой подсистемы, но и ограничению рыночных отношений, субъектом которых является предприниматель. Возможности российского предпринимателя, особенно представителей малого бизнеса ограничены несовершенными правовыми условиями, отсутствием согласованности формальных и неформальных правил в защите процессов обмена, что объясняется отсутствием рыночной культуры как образа жизни и определенного типа мышления. Стабильность деятельности предпринимательской среды возможна при полноценном функционировании политики, права, социального фактора и экономики._

Заключение

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Предложено понятие «деловая среда» -совокупность внешних условий, влияющих на предпринимателя в его инициативной, самостоятельной, особо рисковой, инновационной экономической деятельности.

2. Построена модель деловой среды, представленная вторым рядом совершенных чисел и состоящая из 28 компонентов. Описаны свойства модели как системы.

3. Для формализации отношений между компонентами использована технология матричной информационной модели, которая позволила качественные показатели взаимосвязей компонентов перевести в числовые данные.

4. Приведена функция деловой среды по 28 компонентам, выраженная полиномом пятой степени с коэффициентом корреляции К2 =1,00, что свидетельствует о тесноте связей между экспериментальными и теоретическими данными. Дана оценка модели в части структурности, организованности ее компонентов, коэффициент эмерджентности Хартли, рассчитанный по 28 компонентам модели, составил 5,29.

5. Анализ полученных гистограмм по входу и выходу (28 компонентов) показывает повторяемость параметров в одном интервале (налоги и предложение). Это подтверждает связь в части зависимости налоговых поступлений и ставки налогов, а также значит, что

функция, полученная нами на выходе, среди прочих содержит кривую Лаффера.

6. Исследования взаимосвязи 28 компонентов модели по входу позволили заключить, что все компоненты разделяются на две подсистемы - рыночной и нерыночной природы. Несмотря на то, что предприниматель является субъектом рыночных отношений, на его деятельность влияют факторы нерыночной природы, к которым относятся экономическая политика государства в области инноваций, политика в сфере науки и образования и др.

7. Матрица смежности относительно 12 узловых компонентов модели и построенные на ее основе функции по входу позволили выделить минимальное количество важнейших компонентов деловой среды - это «законодательная база» (№ 21) и «национальные ценности» (№ 22); а по выходу такими компонентами являются «предложение» (№ 2), «цена» (№ 3), «спрос» (№ 4), «степень развития инфраструктуры» (№ 14), «степень развития экономической свободы» (№ 15), «потребности» (№ 23). Таким образом, получены шесть главных «рыночных» компонентов, подчиняющихся объективным экономическим законам. Данные компоненты действуют на всех без исключения рынках.

Библиографический список

1. Куликов Л. В. Капитализм и российская цивилизация // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 1999. № 4, с. 154155.

2. Бессонова О. Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Монография. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. 72 с., с. 38.

3. Щедровицкий П. Г. Понятие рынка в систе-момыследеятельностном подходе // «Программирование культурного развития: региональные аспекты», Вып. II, 1993, с. 20-58.

4. Рынок доверия и национальные модели корпоративного сектора экономики // http://kapital-rus. ru/articl es/arti cl e/174021.

5. В. В. Бирюков Особенности предпринимательской деятельности в инновационной экономике// Вестник СибАДИ № 4 (18) . С. 89 - 94.

SYSTEM PARADIGM OF BUSINESS ENVIRONMENT: MODEL-OBJECT

T. B. Dorobolyuk

The paper presents a study of the business environment - the qualitative characteristics of businesses, which can be characterized by complex components. Identified key components of the business environment, "legislation" and "national values".

Дороболюк Татьяна Борисовна - кандидат экономических наук. Начальник отдела развития предпринимательства управления развития предпринимательства и потребительского рынка департамента городской экономической политики Администрации города Омска. Основные направление научных исследований: предпринимательство, факторы влияющие на его развитие. Общее количество публикаций: 52. e-mail: dor1974@mail.ru.

УДК 65.05; 711,424

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

В. Ю. Кирничный

Аннотация. Рассмотрены вопросы совершенствования технологий и методов строительного производства, а также формирования механизмов активизации данных процессов в условиях создания инновационного строительного кластера.

Ключевые слова: строительство, технологические изменения, методы строительства, инновации, модернизация, строительный кластер.

Введение

В современных условиях возрастает уровень конкурентной борьбы, меняется ее природа и границы, усиливается неопределенность тенденций научно-технического прогресса строительных организаций и усложня-

ются организационные формы их взаимодействия. В настоящее время повышается значимость активизации региональных резервов технологического развития и использования инновационного потенциала строительного производства, который должен выступать ди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.