нормам», «результативность», «добросовестное отношение к работе», «активная жизненная позиция».
На основе исследования можно сделать вывод, что для работодателей принципиальными моментами в вопросе, прини-
Библиографический список
мать или не принимать молодого специалиста на работу, являются, помимо специальных знаний, личностные качества потенциального работника (восприимчивость, динамичность, готовность учиться, готовность начинать с малого).
1. Довыдова М.В., Кузнецов Р.М. Структурно-функциональная модель индивидуально-образовательных маршрутов в системе подготовки педагога профессионального обучения. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 82 - 85.
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Москва: Академия, 2005.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Академический Проект; фонд «Мир», 2005.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
5. Сотникова С.И. Управление карьерой. Москва: ИНФРА-М, 2001.
6. Шабалина Е.П., Довыдова М.В. Проектирование фонда оценочных средств уровней сформированности компетенций прикладного бакалавриата. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 134 - 136.
References
1. Dovydova M.V., Kuznecov R.M. Strukturno-funkcional'naya model' individual'no-obrazovatel'nyh marshrutov v sisteme podgotovki pedagoga professional'nogo obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 82 - 85.
2. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Psihologiya truda ichelovecheskogo dostoinstva. Moskva: Akademiya, 2005.
3. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij Proekt; fond «Mir», 2005.
4. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
5. Sotnikova S.I. Upravlenie kar'eroj. Moskva: INFRA-M, 2001.
6. Shabalina E.P., Dovydova M.V. Proektirovanie fonda ocenochnyh sredstv urovnej sformirovannosti kompetencij prikladnogo bakalavriata. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 134 - 136.
Статья поступила в редакцию 24.01.16
УДК 379.8.091
Kim O.M., senior teacher, Foreign Languages Professional Communication Department, NGPY n.a. K. Minin, director
of NOU "Lingva Academy" (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: o.kim@bk.ru
THE SPECIFIC FEATURES OF CROSS-CULTURAL BUSINESS ENVIRONMENT: THE ASPEST OF DIDACTICS. The author defines the notion "cross-cultural business environment" as the selection of criterion for the supplementary foreign languages education contents and gives details to how the notion of "Business English" should be understood through a cross-cultural component, which contains negotiability advantages and the competence of cross-cultural business dispute management. The work shows the cross-cultural business environment as a basis for training dialogue technologies, in which cross-cultural conflict is treated as a type of dialogue. The author identifies national enterprising specific features as cross-cultural business environment particular traits, which influence cross-cultural interaction. The research helps to classify cultural, cross-cultural and professional business environment contradictions and conflicts and generalizes barriers for effective cross-cultural communication. The author pays attention to potential conflict types of cross-cultural interaction and to types of arguments and defines their role and importance in cross-cultural business environment. The paper classifies a new content component of Business English "Cross-cultural business dispute management", where such theoretical and practical aspects of international and Russian entrepreneur are studied: linguistic cultural studies, ethnic and cross-cultural psychology, conflict studies and mediation within the frames of competence of cross-cultural business dispute management.
Key words: supplementary foreign languages education, Business English, cross-cultural business environment, competence of cross-cultural business dispute management.
О.М. Ким, ст. преп. каф. иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина, директор НОУ "Лингва
Академия", г. Нижний Новгород, E-mail: o.kim@bk.ru
ОСОБЕННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ: АСПЕКТ ДИДАКТИКИ
Автор характеризует явление «межкультурная деловая среда» как критерий отбора содержания дополнительного иноязычного образования. Исследование конкретизирует содержание направления «деловой английский язык», который формирует ценности договороспособности и умения управлять межкультурными деловыми спорами. Автор определяет межкультурную деловую среду предпринимателя как основу проектирования обучающих диалоговых технологий, где межкультурный конфликт рассматривается как вид диалога. В ходе работы были выявлены национальные особенности ведения бизнеса в качестве особенности межкультурной деловой среды, оказывающие влияние на межкультурное взаимодействие. Работа систематизирует культурные, межкультурные и профессиональные противоречия деловой среды предпринимателя, обобщает культурные, коммуникативные и лингвистические барьеры эффективной межкультурной коммуникации и раскрывает потенциально конфликтные формы межкультурного взаимодействия. Особый акцент автор делает на видах споров и раскрывает их роль и место в межкультурной деловой среде. В исследовании систематизируется новый содержательный компонент делового английского языка «Управление межкультурными деловыми спорами», в котором интегрируются теоретическая и практическая проблематика международного бизнеса, отечественного предпринимательства, лингвокультурологии, этнической и кросс-культурной психологии, конфликтологии и медиации относительно компетенции управления межкультурными деловыми спорами.
Ключевые слова: дополнительное иноязычное образование, деловой английский язык, межкультурная деловая среда, компетенция управления межкультурными деловыми спорами.
Проектирование дополнительных программ профессионального образования базируется на требовании максимального учёта актуальных образовательных потребностей обучающихся. Очевидно, что при всём многообразии запросов наиболее востребованными будут те предложения на рынке образовательных услуг дополнительного образования, которые характеризуются
целостностью и возможностью оказывать масштабное развивающее воздействие на личность профессионала. Такие дополнительные программы содержат дидактический потенциал для разрешения актуальных проблем взаимодействия со всеми компонентами профессиональной среды: субъекты, объекты, новые виды деятельности и т. п.
Основанием для разработки востребованных программ дополнительного иноязычного образования для предпринимателей (дополнение и конкретизация направления «Деловой английский язык») может стать, по нашему мнению, феномен «межкультурная деловая среда», поскольку в нём объединены и систематизированы все элементы предпринимательской деятельности и условия, влияющие на ее реализацию.
Межкультурный аспект деловой среды конкретизирует субъектов международного бизнеса, их цели, содержание, виды и формы межкультурного взаимодействия. Специфика данного аспекта деловой среды предпринимателя состоит в объективно повышенной конфликтности. Прежде всего, это конкуренция как социальный и экономический процесс. «Из четырех типов взаимодействия - конкуренция, конфликт, аккомодация и ассимиляция - конкуренция является элементарной, универсальной и фундаментальной формой. ... Конкуренция принимает форму конфликта или соперничества, когда конкурирующие стороны идентифицируют друг друга как соперника. . И только в периоды кризисов люди прилагают новые и осмысленные усилия проконтролировать условия их совместной жизни; тогда силы, с которыми они конкурируют, идентифицируются с личностями, и конкуренция превращается в конфликт» [1, с. 64].
Экономическое равновесие достигается в процессе аккомодации (приспособления) к сложившейся рыночной ситуации. Ценности договоренностей, добровольно принятых ограничений в конкурентных действиях как качества эффективного предпринимателя должны стать основой определения обновленной номенклатуры педагогических целей обучения деловому английскому языку.
Деловая среда предпринимательства характеризуется сложной структурой противоречий, отражающей связи между её элементами. Культуре предпринимательского сообщества свойственны следующие противоречия: противоречия между культурой отдельных субъектов предпринимательства, их интегрированных образований (по отраслевому, этническому, территориальному и др. признакам) и культурой предпринимательского сообщества государства национальной экономики; противоречия между отдельными элементами культуры; противоречия между культурой предпринимательского сообщества и институтами, регламентирующими предпринимательскую активность; противоречия между традиционными и новаторскими составляющими культуры и др. [2, с. 11 - 12]. Конфликты деловой среды предпринимателей представляют собой предельный случай обострения данных противоречий. Современный предприниматель должен быть подготовлен к практике урегулирования споров между предпринимателями, между предпринимателем и гражданином, не являющимся предпринимателем (потребитель и др.), между предпринимателем и публичным образованием [3].
Помимо конкуренции и её естественных конфликтов, межкультурная деловая среда предпринимательства осложняется национальными особенностями её субъектов. Данные особенности определяют объективность существования противоречий, которые при определенных условиях обостряются до различных форм межкультурного конфликта. Отметим, что внимание к конфликтному потенциалу межкультурной деловой среды вполне соответствует научному подходу изучения культуры как социокультурного феномена, согласно которому культура - это «текучий процесс, обусловленный конфликтующими ценностями и нормами феномен» [4, с. 3].
Международная сфера бизнеса только увеличивает количество деловых споров, поскольку увеличивается число крос-скультурных различий, оказывающих влияние на эффективность предпринимательства. К числу таких различий относят многочисленные кросскультурные факторы (от 6 до 18), в том числе среди них есть признаваемые большинством учёных: низко или высоко контекстуализированное общение (степень зависимости реальности содержания и смысла общения от окружающего контекста или обстоятельств), низкая или высокая дистанци-рованность от власти (особенности восприятия людьми неравномерного распределения властных полномочий в общества), индивидуализм и коллективизм (насколько культура поощряет
Библиографический список
1.
2.
3.
индивидуальные достижения члена общества или его межличностные отношения), неприятие неопределённости (отношение к стабильности и однозначности, что определяет степень устойчивости к ситуации неопределённости и неоднозначности), краткосрочная и долгосрочная ориентированность (культурная особенность, сформированная на ценностях, рассчитанных на далекое будущее, а не краткосрочную перспективу) [5, с. 506 - 511]. Знание культурных различий даёт возможность понять интересы сторон в межкультурных деловых спорах, причины разногласий, найти адекватные речевые средства воздействия на оппонентов с целью достижения договоренности с взаимоприемлемым решением.
Потенциальная конфликтность межкультурной деловой среды находит своё выражение в формах делового общения, где среди деловой беседы, деловых переговоров, делового совещания, равнозначно присутствуют спор, дискуссия, полемика. Острые формы интолерантного общения выражаются в ситуациях «огорчения», «отказа», «обвинения», «оскорбления» [6]. Подобные ситуации межкультурного делового общения на иностранном языке вызываются барьерами коммуникации в межкультурной среде, под которыми понимаются коммуникативные проблемы, затрудняющие интеракцию и препятствующие обмену информацией. Проблемы лингвистического характера (выражение мысли, семантические ошибки, понимание партнера - представителя других культур) осложняются отсутствием умений вести предметный спор, участвовать в дискуссии, отстаивать свои интересы.
Межкультурный подход к обучению делового иностранного языка (Г.В. Елизарова, И.Л. Плужник, В.П. Фурманова, И.И. Хале-ева) традиционного ориентирует преподавателя на вычленение поведенческих особенностей и речекоммуникативной деятельности в ситуациях делового межкультурного взаимодействия. Обращение к методологии конфликтологии, медиации в межкультурном аспекте позволяет удовлетворить образовательные потребности слушателей курсов дополнительного иноязычного образования в овладении умениями диалоговой коммуникации в её острых формах спора (конфликта) на основе технологии управления межкультурными конфликтами. Учебные материалы занятий, направленные на овладение данной коммуникативной технологией, должны включать образцы речевой коммуникации, сопровождающей реальный межкультурный деловой спор на этапах возникновения, развития и завершения. Критерием отбора материалы выступает содержание понятия «управление конфликтом»: сознательная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтами включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют также пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта [7, с. 399]. В целях формирования опыта речевого поведения в ситуациях международного делового спора и его видов полезно моделировать имитационную среду с различными этапами управления.
Таким образом, потенциальная конфликтность межкультурной деловой среды, состоящая в объектных противоречиях конкуренции, культурных различиях бизнес-партнеров, национальных особенностях ведения бизнеса, барьеров межкультурной коммуникации, требует постановки педагогической цели сформировать компетенцию управления межкультурными спорами, которая обеспечить способность вести деловые споры и добиваться взаимоприемлемого результата посредством умений доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, участвовать в дискуссиях, прениях, дебатах - т. е. во всех острых формах деловой коммуникации на английском языке. Межкультурная деловая среда в аспекте дидактики - это интеграция теоретической и практической проблематики международного бизнеса, отечественного предпринимательства, лингвокультурологии, этнической и кросс-культурной психологии, конфликтологии и медиации относительно компетенции управления межкультурными деловыми спорами.
Парк Р Конкуренция и конфликт. Вопросы социологии. 1994; Вып. 5: 62 - 70.
Данова Н.Ю. Культура в системе предпринимательских отношений современной российской экономики. Диссертация ... кандидата экономических наук. Казань, 2015.
Добролюбова Е.А. Медиация в системе способов защиты прав предпринимателей: Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. Москва, 2012.
4. Безуглова Н.П. Межкультурное взаимодействие в сфере экономических отношений: опыт культурфилософского анализа. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Москва, 2012.
5. Абрамсон Г.И. Сопровождение сторон в процедуре медиации. Руководство для адвокатов и консультирующих юристов. Москва: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2015.
6. Денисова А.А. Oбщегyманитарные и этнокультурные проблемы профессионально-деловой коммуникации на русском языке: инновационный подход: учебное пособие. Москва: РУДН, 2008.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ, 1999.
References
1. Park R. Konkurenciya i konflikt. Voprosy sociologii. 1994; Vyp. 5: 62 - 70.
2. Danova N.Yu. Kul'tura vsistemepredprinimatel'skih otnoshenijsovremennojrossijskoj'ekonomiki. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Kazan', 2015.
3. Dobrolyubova E.A. Mediaciya v sisteme sposobov zaschity prav predprinimatelej: Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. Moskva, 2012.
4. Bezuglova N.P. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie vsfere 'ekonomicheskih otnoshenij: opytkurturfilosofskogo analiza. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 2012.
5. Abramson G.I. Soprovozhdenie storon vprocedure mediacii. Rukovodstvo dlya advokatovi konsul'tiruyuschih yuristov. Moskva: Izdatel'stvo OOO «Mezhregional'nyj centr upravlencheskogo i politicheskogo konsul'tirovaniya», 2015.
6. Denisova A.A. Obschegumanitarnye i 'etnokul'turnye problemy professional'no-delovoj kommunikacii na russkom yazyke: innovacionnyj podhod: uchebnoe posobie. Moskva: RUDN, 2008.
7. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI, 1999.
Статья поступила в редакцию 16.12.15
УДК 377
Aliyeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru
Aliyeva S.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru
Zakaryayeva S.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru
Aliyeva M.M., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru
PROBLEMS OF REFLECTION OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN MODERN EDUCATIONAL SPACE. The
article studies topical problems of military-patriotic education of students in modern educational space. This problem has been poorly researched in modern academic works and requires further research in education and pedagogy. Therefore, the researchers of the paper note that in the contents of the military-patriotic education a legal basis should be included. The patriotic education should act as a foundation, on which a real policy of our state, uniform educational standards relations between peoples and the rules of behavior of people of different nationalities, races and denominations can be built.
Key words: military-patriotic education, military-patriotic education of students, legal basis of military-patriotic education, federal law, Russian Constitution.
С.А. Алиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru
С.Т. Алиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru
С.З. Закарьяева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru
М.М. Алиева, ст. преподав. каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ ОТРАЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Настоящая статья посвящена актуальным проблемам военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в современном образовательном пространстве. Данная проблема является малоизученной на современном этапе и требует дальнейших исследований в педагогической науке. Поэтому, как считают исследователи, в содержание военно-патриотического воспитания должны быть включены также правовые основы, закреплённые в законодательных актах и выступающие в качестве фундамента, на котором строится реальная политика нашего государства, единые общеобразовательные нормы взаимоотношения народов и правила поведения людей разных национальностей, рас и конфессий.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание учащихся, правовые основы военно-патриотического воспитания, федеральный закон, Конституция РФ.
Весь мир давно уже понял, что победить Россию военной силой невозможно. Поэтому против неё стали использовать идеологические, экономические санкции и другие военные и невоенные методы борьбы.
С распадом СССР и организации Варшавского договора «холодная война» против России со стороны Запада не закончились. Теперь его прагматичной целью стал распад Российской Федерации, получение беспрепятственного доступа к её богатейшим природным ресурсам, превращающие территории страны в свалку для радиоактивных и других видов отходов, а
население - в источник дешёвой рабочей силы, находящейся в полной зависимости от «подачек» со стороны Запада.
Для достижения этой цели необходима не только военная сила, нужны агенты, влияние СМИ, оболванивающие народ, нужны олигархи, грабящие страну, нужны алкоголь и наркотики, превращающие людей в послушных животных. Особые надежды возлагаются на разжигание внутренних противоречий (национальных, религиозных, имущественных и др.) рост преступности, децентрализация государственного управления. Однако ни в одном учебнике по ОБЖ нет материала о том, как