Научная статья на тему 'РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЕ'

РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегический альянс / рыночный потенциал / развитие стратегических альянсов / партнерства / отрасль / strategic alliance / market potential / development of strategic alliances / partnerships / industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.В. Пушкин, Е.В. Сумина

В данной статье рассматривается понятие рыночного потенциала и особенности его определения в процессе формирования международного стратегического альянса. Определяются формы международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET POTENTIAL OF THE STRATEGIC ALLIANCE IN THE INTERNATIONAL ENVIRONMENT

This article examines the concept of market potential and the specifics of its definition in the process of forming an international strategic alliance. The forms of international cooperation are determined.

Текст научной работы на тему «РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЕ»

УДК 339.94

РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЕ

И. В. Пушкин Научный руководитель - Е. В. Сумина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ilya.pushkin98@mail.ru

В данной статье рассматривается понятие рыночного потенциала и особенности его определения в процессе формирования международного стратегического альянса. Определяются формы международного сотрудничества

Ключевые слова: стратегический альянс, рыночный потенциал, развитие стратегических альянсов, партнерства, отрасль.

MARKET POTENTIAL OF THE STRATEGIC ALLIANCE IN THE INTERNATIONAL

ENVIRONMENT

I. V. Pushkin Scientific supervisor -E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ilya.pushkin98@mail.ru

This article examines the concept of market potential and the specifics of its definition in the process of forming an international strategic alliance. The forms of international cooperation are determined.

Keywords: strategic alliance, market potential, development of strategic alliances, partnerships, industry.

Под давлением растущей конкуренции на международном рынке и усложнением условий международной среды компании вынуждены искать пути расширения своих рыночных возможностей, чтобы добиться экономии за счет масштаба и доступа к новым рынкам. Они делают это за счет органического роста и новых проектных предприятий, но этот процесс идет медленнее, чем участие в них. Различные формы корпоративных сделок с другими фирмами, такие как слияния и поглощения, совместные предприятия и альянсы. В частности, через альянсы две или более фирмы соглашаются делиться ресурсами в поисках взаимной прибыли или сокращения затрат, но они остаются конкурентами на рынке продуктов или услуг и могут самостоятельно принимать решения на этом рынке. С другой стороны, сложность фирмы, высокие транзакционные издержки или необходимость контроля могут способствовать объединению всех ресурсов в общую собственность двух или более объединенных фирм или посредством приобретения одной или нескольких фирм другой фирмой. Стратегические союзы - мощный механизм объединения конкуренции и сотрудничество были общей стратегией роста бизнеса в течение последних трех

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

десятилетий, в том числе в таких областях, как НИОКР, производство и маркетинг. Например, союзы с несколькими авиакомпаниями в отрасли авиаперевозок позволяют фирмам использовать преимущества сетевых эффектов, которые стали возможными благодаря глобальной системе узловых аэропортов, строительство которых любой отдельной фирме было бы непозволительно в финансовом отношении. Точно так же совместные исследования в области определенных базовых технологий позволяют компаниям в автомобильной промышленности использовать эффект масштаба, недоступный ни одному партнеру. Большинство исследовательских статей о стратегических альянсах носят эмпирический характер и сосредоточены на анализе крупных компаний, в том числе в секторе авиаперевозок, автомобильной промышленности, фармацевтике и биотехнологии [1].

Альянсы и партнерства - ключевой элемент бизнес-стратегий больших и малых организаций. Многие партнерства начинаются с больших видений и устремлений, не все союзы оказываются стратегическими. Рыночный потенциал стратегического альянса определяется целями рыночной экспансии компании в международной среде. Говоря об этом понятии, мы раскрываем маркетинговые цели создания стратегического альянса как взаимовыгодного сотрудничество в долгосрочной перспективе, позволяющего проникнуть на зарубежные рынки. Без капитала связей, например на китайский рынок, без реализации принципа «гуанси» не проникнуть [3].

Причинами формирования стратегических альянсов являются: поиск и разработка новых глобальных технологий, возможность конкурирования на рынке, разделение рисков между несколькими участниками альянса, доступ к новым рыночным нишам, а также объединение усилий и ресурсов компаний.

Особый интерес с точки зрения перспектив инновационно-технологического развития представляет формирование международных стратегических технологических альянсов.

Основные причины, заставляющие промышленные фирмы привлекать партнеров к проведению совместных научных исследований и разработок, объясняются существованием многочисленных и труднопредсказуемых рисков, связанных с получением нового знания и его коммерциализацией. В последние два десятилетия эти риски еще более возросли в силу роста темпов технологического развития и усиления его междисциплинарной природы. Стратегические альянсы могут принимать самые разные формы, но они часто делятся на три категории: Совместное предприятие - это дочерняя компания двух материнских компаний. Он поддерживается за счет разделения ресурсов и справедливости с обязательным соглашением. Независимо от того, создано ли совместное предприятие для конкретной цели или для реализации текущей стратегии, у совместного предприятия есть четкая цель, а прибыль распределяется между двумя компаниями.

В 2016 году материнская компания Google Alphabet объявила о создании совместного предприятия с GlaxoSmithKline для исследования лечения заболеваний с помощью электрических сигналов. Совместное предприятие Galvani Bioelectronics продолжало расти, привлекая новых партнеров для создания устройств и проведения дальнейших исследований в развивающейся области биоэлектроники.

Стратегический альянс долевого участия возникает, когда одна компания покупает долю в другом бизнесе (частичное приобретение), или когда каждый бизнес покупает акции друг друга (операции с перекрестными акциями).

Примером стратегического альянса акций являются компании Tesla с Panasonic. Их партнерство началось с инвестиций Panasonic в размере 30 миллионов долларов в развитие аккумуляторных технологий для электромобилей и расширились до строительства завода по производству литий-ионных аккумуляторов в Неваде. Стратегический альянс, не связан только с совместной собственностью. В стратегическом альянсе, не связанном с акционерным капиталом, организации заключают соглашение о совместном использовании

ресурсов без создания отдельной организации или совместного использования капитала.

Исключение доли участия в капитале может стать стратегическим преимуществом в исследованиях и разработках, производстве, продажах и маркетинге. В ранее упомянутом примере Galvani Bioelectronics существует множество неакционерных стратегических альянсов, которые выросли из первоначального совместного предприятия через Project Baseline. Это взаимосвязанная экосистема организаций, которые все вместе работают над созданием «более полной и точной карты здоровья человека».

Каждый из этих типов альянсов выбирается исходя из объема и потребностей поставленной цели. Точно так же, как выбор партнерских организаций является критически важным, выбор правильного типа партнерства может означать успех или неудачу проекта. Успешный стратегический альянс: способствует реализации миссии международной компании; поддерживает основную компетенцию и обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество на зарубежном рынке; поддерживает стратегический выбор для фирмы; снижает значительный риск для бизнеса [2].

Стратегический альянс снижает риски проникновения на зарубежные рынки, повышает рыночные возможности компании за счет снижения издержек, получения новых знаний и возможностей технологического развития компании, усиления конкурентных преимуществ и других синергетических эффектов.

Компания может сформировать стратегическое партнерство в целях разработки инновационных продуктов, вхождения в новую отрасль и повышения конкурентоспособности на перспективных рынках [4].

Библиографические ссылки

1. Асланов Д.И., Ларионова А.А. Международные стратегические альянсы // Символ науки. 2016. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-strategicheskie-alyansy (дата обращения: 08.04.2021).

2. Клочко О. А. Интегрированная модель создания и функционирования международных стратегических альянсов (окончание) // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integri rovannaya-model-sozdaniya-ifunktsionirovaniya-mezhdunarodnyh-strategicheskih-alyansov-okonchanie (дата обращения: 08.04.2021)

3. Маркова В.Д., Трапезников И.С. Современные формы партнерства в бизнесе // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-formy-partnerstva-v-biznese (дата обращения: 08.04.2021).

4. Сумина Е. В. МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА РЕШЕТНЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы XXIV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева: в 2 частях. 2020. С. 757-758.

© Пушкин И.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.