Научная статья на тему 'Рыночные преимущества и недостатки маркетинговых программ и базовых теоретических воззрений современных научных школ на проблему энергоэффективности и энергосбережения в различных отраслях хозяйствования'

Рыночные преимущества и недостатки маркетинговых программ и базовых теоретических воззрений современных научных школ на проблему энергоэффективности и энергосбережения в различных отраслях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинин В.П.

Авторский критический анализ недостатков данных маркетинговых программ энергосбережения позволяет выделить следующие из них: а) недостаточно проработанную правовую поддержку потребительских преференций от использования энергосберегающих технологий при зарубежных продажах электроэнергии; б) такой негативный фактор маркетинговой среды на российском сегменте рынка, когда введенные энергетические паспорта и топливно-энергетические балансы предприятий регулируются лишь частично и только подзаконными нормативными правовыми актами; в) завышенную инвестиционную составляющую развития современного российского рынка топливно-энергетических ресурсов вследствие слабого взаимодействия региональной и федеральной систем энергоснабжения, в т.ч. при использовании имеющихся у федералов сетевых избыточных энергомощностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыночные преимущества и недостатки маркетинговых программ и базовых теоретических воззрений современных научных школ на проблему энергоэффективности и энергосбережения в различных отраслях хозяйствования»

чрезмерное энергопотребление с выделением части санкций в адрес управляющей компании для стимулирования выявления таких случаев;

- введение жестких штрафных санкций за самовольное подключение к общедомовым системам энергоснабжения третьих лиц (палатки, гаражи и т.д.)».

Литература

1. Докучаева, Ф.Г. Маркетинговый инструментарий в рамках использования методик анализа статистической отчетности.// Маркетинговый прогноз.-2009.- №1.- 9-12 с.

2. Долгих, Т. А. Маркетинговая практика проведения энергоаудита.// Блокнот практического маркетолога.- 2010.- №3.- 17-20 с.

3. Домникова, В.П. О порядке применения статей закона «Об энергосбережении».// Юридическая практика.- 2009.- №5.- 34 с.

4. Конивец, А.Н. Достоверные показатели энергопотребления как ингредиент маркетинговых программ на рынке топливно-энергетических ресурсов.// Неправительственный вестник.- 2009.- №3.- 45-47 с.

5. Нехайчик, А.Г. Маркетинговый аудит жилых зданий.// Маркетинговый вестник ЖКХ России.- 2010.- №1.- 42-44 с.

6. Рантин, Е.В. Терминология на рынке эксплуатационных услуг в сфере ЖКХ./ / Твой дом.- 2010.- №5.- 96-99 с.

7. Ригерт, М.М. Совместные маркетинговые программы строительных организаций и управляющих компаний ЖКХ.// Маркетолог Сибири.- 2009.-№6.- 73-78 с.

8. Филевский, О.Г. Эффективное управление рынком вторичного жилья.// Услуги жилищно-коммунальной сферы.- 2010.- №2.- 80-83 с.

8. Чуйкова, Р.Г. Стандарты энергоэффективности в России и за рубежом.//

Энергоменеджмент.- 2010.- №1.- 76-82 с. 10. Шапаренко, Н.А. Специфика энергоменеджмента предприятия.// Маркетинговый престиж.- 2010.- №4.- 96-97 с.

Вершинин В. П.

Рыночные преимущества и недостатки маркетинговых программ и базовых теоретических воззрений современных научных школ на проблему энергоэффективности и энергосбережения в различных отраслях хозяйствования

Системный контент-анализ тематических (официальных и литературных) источников позволил идентифицировать различия в современных и ретроспективных научных подходах к реструктуризации бизнеса в сфере энергосбережения в рамках существующего понятийного аппарата по разработке и внедрению концепции маркетинга в механизм государственного или

коммерческого хозяйствования, что изложено в таблице 1. Обсуждая данные таблицы 1, следует указать, что существующие сегодня концептуальные подходы к формированию маркетинговых мероприятий в общей системе экономического развития государства вызывают достаточно обоснованные критические суждения о рыночных преимуществах и недостатках базовых теоретических воззрений современных (российских и зарубежных) научных школ на проблему управления энергоэффективностью научно обоснованных хозяйственных решений. В этой связи, следует адресоваться к отечествен-ному опыту ОАО «ВНИПИэнергопром» (В. И. Поливанов и соавт., 2008), где еще в начале 21 века предложили ряд рыночно перспективных способов стимулирования энергосбережения на уровне субъектов РФ. Несмотря на обилие подобных способов, они объединялись одной целью, которой являлось снижение высоких эксплуатационных энергоиздержек путем развития технически совершенной системы регионального электро- и теплоснабжения в общей инженерной инфраструктуре муниципальных образований. Названные авторы предлагаемого прогност-маркетингового метода экономического планирования считали, что «ключевым звеном данного метода должен стать обязательный для исполнения энергетиче-ский план развития конкретного региона или муниципального образования, содержащий не только различные способы увеличения мощности энергосистем, но и схемы снижения энергопотребления, как в существующем секторе потребления, так и в секторе планируе-мого нового строительства». При этом, экономико - правовое поле для подобных суждений составлял Федеральный Закон 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Эффективным маркетинговым инструментарием в этом случае служили: 1) сбор и анализ маркетинговых данных по основным показателям существующего состояния и среднесрочного развития муниципального образования; 2) энергетический маркетинговых аудит городских и районных систем теплоснабжения с определением их фактических резервов. Вышеприведенная концепция маркетингового аудита (в т.ч. сопутствующих сбытовых услуг на рынке топливно-энергетических ресурсов) требует дополнительной научной расшифровки, поскольку базируется на пункте 6 статьи 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 30.12.2001 года), который гласит, что «под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг: а) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов, включая сферу энергосбережения; б) проведение маркетинговых исследований; в) проведение научно-исследовательских и эксперименталь-ных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях». Последнее дает возможность позитивно оценить прикладную значимость маркетинговой программы, предложенной ОАО «ВНИПИэнергопром» (В.И.Поливанов и соавт, 2008), что определяется разработкой «Электронной модели» ресурсосберегающих систем теплоснабжения с использованием низкоэнергозатратных гидравлических

режимов работы. Недостатками предлагаемого маркетингового метода следует признать его высокозатратную инвестиционную составляющую вследствие Таблица 1. Собственные критические суждения о рыночных преимуществах и недостатках базовых теоретических воззрений современных (российских и зарубежных) научных школ на проблему энергоэффективности и энергосбережения в различных отраслях хозяйствования Ингредиенты единой концептуальной составляющей маркетинговых мероприятий в системе экономического развития государства

Прогност-марк-етинговый метод планирования среднесрочного энергетического развития регионов и муниципальных образований. Концепция ОАО «ВНИПИэнергопром» (В.И. Поливанов и соавт., 2008) Концептуальная сущность: способ стимулирования энергосбережения на уровне субъектов РФ. Цель: снижение высоких эксплуатационных энергоиздержек путем развития технически совершенной системы регионального электро- и теплоснабжения в общей инженерной инфраструктуре муниципальных образований. Экономико-правовое поле: Федеральный Закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Предлагаемый маркетинговый инструментарий: 1) сбор и анализ маркетинговых данных по основным показателям существующего состояния и среднесрочного развития муниципального образования; 2) энергетический маркетинговый аудит городских и районных систем электро- и теплоснабжения с определением их фактических резервов. Прикладная значимость маркетинговой программы: разработка «Электронной модели» ресурсосберегающих систем теплоснабжения с использованием низкоэнергозатратных гидравлических режимов работы. Недостатки предлагаемого маркетингового метода: завышенная инвестиционная составляющая вследствие слабого взаимодействия региональной и федеральной систем энергоснабжения, в т.ч. при использовании имеющихся у федералов сетевых избыточных энергомощностей.

Практические механизмы маркетинговых программ регионального энергосбережения на примере закона «Об энергосбережении в г. Москве» (руководитель группы разработчиков маркетинговой программы: Н.В. Шамшева, 2007). Сущностные маркетинговые отличия названного закона субъекта РФ от Федерального Закона «Об энергосбережении»: законодательным органом г.Москвы не только установлены требования в области энергосбережения, но и введена объективно оцененная потребительская норма, которая позволяет осуществлять контроль за ее выполнением, а именно - введено положение об уполномоченном органе в сфере энергосбережения, который осуществляет и несет всю полноту ответственности за реализацию политики энергосбережения, включая полномочия по контролю и надзору одновременно. Маркетинговое сопровождение: введены энергетические декларации, которые позволяют регулярно оценивать и детализировать сведения о величине и эффективности потребления энергетических ресурсов; для организаций, финансируемых из бюджета города, их составление является обязательным. Недостатки маркетинговых программ: введенные энергетические паспорта и топливно-энергетические балансы предприятий в настоящее время регулируются лишь частично и только подзаконными нормативными правовыми актами.

Мировая практика моделирования энергосберегающих договорных маркетинговых конструкций (H.E. Krugman, 2006 в модификации P.J. Lav-racas, 2008). Маркетинговое наполнение концепции: энергосервисная деятельность генерирующих и передающих неправительственных энергокомпаний. Сфера приложения усилий маркетологов: формирование оптимального (ресурсосберегающего) режима энергопотребления в рамках достижения тарифного консенсуса между производителем и потребителем электро-энергии. Маркетинговый инструментарий: энергоменеджемент в сфере климатизации зданий. Маркетинговый мониторинг недостатков данных концептуальных программ: недостаточно проработанная правовая поддержка потребительских преференций от использования энергосберега-ющих технологий при зарубежных продажах электроэнергии.

слабого взаимодействия региональной и федеральной систем энергоснабжения, в т.ч. при использовании имеющихся у федералов сетевых избыточных энергомощностей. Обсуждая единую концептуальную составляющую проблемы энергосбережения в различных отраслях хозяйствования, следует адресоваться к практическим механизмам реализации маркетинговых программ регионального энергосбережения, что на примере закона «Об энергосбережении в г. Москве» наглядно демонстрируется прогрессивной концепцией, выдвинутой Н.В. Шамшевой и соавт. (2007). Эти практические механизмы оттеняются сущностными экономическими отличиями названного закона субъекта РФ, т.е. г.Москвы, поскольку в нем «не только установлены требования в сфере энергосбережения, но и введена норма, которая позволяет осуществлять контроль за их выполнением, а именно: введено «Положение об уполномоченном органе в сфере энергосбережения», который осуществляет и несет всю полноту ответственности за реализацию политики энергосбережения, включая полномочия по контролю и надзору одновременно». Особо удачным следует признать маркетинговое сопровождение названной энергосберегающей программы, так как в рамках ее осуществления введены энергетические декларации, которые позволяют регулярно оценивать и детализировать сведения о величине и эффективности потребления энергетических ресурсов. Для организаций, финансируемых из бюджета города, их составление является обязательным. Вместе с тем, наши собственные критические суждения о рыночных недостатках вышеуказанной маркетинговой программы следующие: введенные энергетические паспорта и топливно-энергетические балансы предприятий в настоящее время регулируются лишь частично и только подзаконными нормативными правовыми актами. Говоря о мировой практике моделирования программ энергоэффективности и энергосбережения, необходимо адресоваться к фундаментальным теоретическим исследованиям известных зарубежных маркетологов H.E. Krugman (2006) и РХ Lavracas (2008), которые активно пропагандируют преимущества договорных маркетинговых конструкций в виде энергосервисных контрактов, заключаемых между субъектами изучаемого рынка, когда в качестве сбытового приоритета выступает взаимосогласованный порядок определения экономии электроэнергии, что повышает объемы потребительских преференций для физических и юридических лиц, активно внедряющих в повседневной практике энергосберегающие (бытовые и производственные) технологии. В этой связи, маркетинговое наполнение вышеназванной концепции определяет следующую сферу приложения усилий маркетологов: формирование оптимального (ресурсосберегающего) режима энергопотребления в рамках достижения тарифного консенсуса между производителем и потребителем электроэнергии, причем, наиболее действенным маркетинговым инструментарием этого процесса выступает энергоменеджмент в сфере климатизации зданий. Вместе с тем, наш собственный маркетинговый мониторинг недостатков вышеуказанной программы моделирования энергосберегающих договорных маркетинговых конструкций (в рамках договора

«Энергопроизводитель - энергопередающая компания - потребитель») выявляет слабо проработанную правовую поддержку потребительских преференций от использования энергосберегающих технологий при зарубежных продажах электроэнергии. Последнее заставляет изыскивать сущностные отличия в использовании прогрессивного методического и методологического маркетингового инструментария в общей производственной цепочке генерации и потребления электроэнергии, что представлено в таблице 2.

Таблица 2. Сущностные отличия в использовании прогрессивного методического и методологического инструментария стратегического или операционного управления маркетингом в общей производственной цепочке генерации, передачи и потребления энергоресурсов

Научные приемы стратегического управления маркетингом Научные приемы операционного управления маркетингом

Ординарные формы маркетинговой стратегии на рынке топливно-энергетических ресурсов: 1) средне-и долгосрочное (примерно, до 2020 года) законодательное планирование на федеральном уровне и в рамках конкретных субъектов РФ государственной политики в сфере энергосбережения, включая: рассмотрение вопросов государственно-частного маркетингового партнерства при учреждении и функционировании (в виде госкорпорации, ОАО и т. д.) энергогенерирующих и энергоснабжающих организаций; 2) идентификация стратегических маркетинговых (федеральных и региональных) направлений по энергоэффективности научно обоснованных отраслевых хозяйственных решений. Традиционные ингредиенты маркетинговых программ: 1) пропаганда энергосберегающего поведения в производственной и бытовой среде: щитовая реклама, красочные буклеты, плакаты, листовки, призывающие различные слои населения к экономии электроэнергии и пресечению теплопотерь в жилых и производственных помещениях; 2) административное нормирование энерго- и теплопотребления: принятие законодательными и исполнительными ветвями власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ограничительных механизмов (верхнего порога норм) бытового и производственного расходования электроэнергии, горячего водоснабжения и отопления по минималь-ным тарифам и дополнительным размерам оплаты за превышение установленных лимитов.

Авторская коррекция стратегической маркетинговой функции энергоснабжающих организаций, исходя из: а) мировой глобализации высокотехнологичного рынка энергосберегающих систем; б) конкретных рекомендаций Правительства РФ по трансформации Единой российской энергопередающей системы, развитие которой предусмотрено целевой федеральной программой «Энергетическая стратегия России»; в) стратегического планирования российских маркетинговых программ с использованием зарубежных аналогов «sustainable building», т.е. энергосберегающих технологий, обеспечивающих (при сохранности естественной окружающей среды) оптимальное потребление возобновляемых источников энергии. Авторские маркетинговые инновации операционного повышения энергетической эффективности хозяйственных решений: а) поквартальное расширение границ энерголимитов (по предельно низким отпускным ценам) предприятиям и организациям, не превышающим ежемесячную норму производственного энергопотребления; б) включение в маркетинговые программы региональных энергоснабжающих организаций Положений о возможности предоставления тарифных бонусов предприятиям, регулярно обновляющим свое технологическое (энергосберегающее) оборудование; в) включение в энергосервисные контракты с физическими лицами маркетинговых программ установки датчиков, самостоятельно оптимизирующих качество жилища, включая снижение бытового расхода электроэнергии кондиционерами воздуха и кухонной техникой.

Комментируя данные таблицы 2, следует указать, что предложенный нами инструментарий позволил выделить сущностные отличия авторских и традиционных ингредиентов стратегического или операционного управления маркетингом в общей производственной цепочке генерации, передачи и потребления энергоресурсов. В частности, предлагаемые нами приемы стратегического управления маркетингом энергоснабжающих организаций кардинально отличались от массово используемых ординарных форм маркетинговой стратегии на рынке топливно-энергетических ресурсов. Подобные традиционные маркетинговые приемы включали в себя: 1) средне- и долгосрочное (примерно, до 2020 года) законодательное планирование на федеральном уровне и в рамках конкретных субъектов Российской Федерации государственной политики в сфере энергосбережения, включая: рассмотрение вопросов государственно-частного маркетингового партнерства при учреждении и функционировании (в виде госкорпорации, ОАО и т. д.) энергогенерирующих и энергоснабжающих организаций; 2) идентификацию стратегических маркетинговых (федеральных и региональных) направлений по энергоэффективности научно обоснованных отраслевых хозяйственных решений. В отличие от вышеизложенной маркетинговой политики нами была предложена и внедрена на базах исследования (в период 2006-2011 годов) следующая авторская коррекция стратегической маркетинговой функции энерго-снабжающих организаций, исходя из: а) мировой глобализации высокотехнологичного рынка энергосберегающих систем; б) конкретных рекомендаций Правительства Российской Федерации по трансформации Единой российской энергопередающей системы, развитие которой предусмотрено целевой федеральной программой «Энергетическая стратегия России»; в) стратегического планирования российских маркетинговых программ с использованием зарубежных аналогов «sustainable building», т.е. энергосберегающих технологий, обеспечивающих (при сохранности естественной окружающей среды) оптимальное потребление возобновляемых источников энергии. Подобные приемы стратегического управления маркетингом энергоснабжающих предприятий взаимосочетались с разработанными нами приемами операционного управления маркетингом в сфере энергосбережения. Обсуждая сущностные отличия в использовании вышеназванных управленческих приемов, следует акцентировать внимание на наличие следующих традиционных ингредиентов маркетинговых программ, среди которых, в первую очередь, выделялась обычная пропаганда энергосберегающего поведения в производственной и бытовой среде: щитовая реклама, красочные буклеты, плакаты, листовки, призывающие различные слои населения к экономии электро-энергии и пресечению теплопотерь в жилых и производственных помещениях. Вторым ингредиентом традиционных маркетинговых программ в алгоритме операционного управления маркетингом являлось административное нормирование энерго- и теплопотреб-ления: принятие законодательными и исполнительными ветвями власти субъектов РФ и муниципальных образований ограничительных механизмов (верхнего порога норм) бытового и производственного расходования

электроэнергии, горячего водоснабжения и отопления по минимальным тарифам и дополнительным размерам оплаты за превышение установленных лимитов. В свою очередь, авторские маркетинговые инновации операцион-ного повышения энергетической эффективности хозяйственных решений предусматривали следующий алгоритм управленческих действий: а) поквартальное расширение границ энерголимитов (по предельно низким отпускным ценам) предприятиям и организациям, не превышающим ежемесячную норму производственного энергопотребления; б) включение в маркетинговые программы региональных энергоснабжающих организаций «Положений о возможности предоставления тарифных бонусов предприятиям, регулярно обновляющим свое технологическое (энергосберегающее) оборудование»; в) включение в энергосервисные контракты с физическими лицами маркетинговых программ установки датчиков, самостоя-тельно оптимизирующих качество жилища, включая снижение бытового расхода электро-энергии кондиционерами воздуха, холодильниками и иной кухонной техникой.

Литература

1. Шамшева, Н.В. и соавт. Практические механизмы маркетинговых программ регионального энергосбережения на примере закона «Об энергосбережении в г.Москве». Методические рекомендации.- М., 2007.- 102 с.

2. Разгуляев, З.Н. Вузовские проблемы среднего класса.// Социум .-2007.-№2.-73-76 с.

3. Поливанов, В.И. и соавт. Прогност-маркетинговый метод планирования среднесрочного энергетического развития регионов и муниципальных образований. Методические рекомен-дации.- М., 2008.- 97 с.

4. Krugman, H. E. Pints of View: Measuring Marketing.- Internet. 2006.

5. Lavracas, P. J., Telephone Survey Methods (Newbury Park, Calif. : Sage Publications, 2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.