развитии является первым, но самым важным шагом на пути становления информационного рынка и информационной экономики в целом.
Литература
1. Гребнев Л.С. Философия экономики (старые истины и новое мышление). -М., 1991.
2. Ельмеев B.C. Воспроизводство общества и человека. - М, 2000.
3. История и философия экономики: Учебное пособие для аспирантов под ред. д.э.н., проф. М.В. Конотопова. - М.: Кнорус, 2006.
4. Новая технократическая волна на Западе. - М. : Прогресс, 1986.
5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Просвещение. 1991.
6. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. - М.: Издательство МГУ, 2003.
7. Родионов И.И. Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран». - М: Международный центр научной и технической информации, 1990.
8. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. - М. : Издательство АН СССР, 1991.
9. Compain В. Issues in new information technology. Greenwood Publishing Group Inc. Westport. CT. USA. 1988.
10. Vinken P. Information economy. government and society. Adlibs Proceedings, 1982.
11. The program of Information Resources Policy. Harvard University. Center for Information Policy Research. Cambridge, 2001
Экономическое развитие личности
Вершинин В. П.
Прогност-маркетинг в сфере инновационной энергетики высокотемпературных сверхпроводников, обладающих потенциалом снижения потерь при генерации и передаче электроэнергии
По мнению одного из разработчиков этого проекта И.В. Арескина (2010), проект базируется на общей информации о сетях муниципального уличного освещения в России, где основными ингредиентами являются: неотъемлемая часть изношенной инженерной электроинфраструктуры любого города (поселка); затраты на электроэнергию в сетях уличного освещения в населенных пунктах до 30% от всех затрат на освещение в данном муниципальном образовании. Последнее сопряжено с такими основными проблемами в сетях уличного освещения, как:
- централизованный мониторинг оборудования и управления режимами работы;
- отсутствие режимов энергосбережения;
- эксплуатация морально устаревшего и изношенного оборудования;
- неэффективный учет электроэнергии;
- высокий уровень эксплуатационных затрат;
- распределение шкафов управления по большой территории;
- возможность несанкционированного вмешательства в процесс управления из-за доступности оборудования шкафов управления для посторонних лиц;
- экологические проблемы, возникающие при утилизации вышедших из строя ртутных ламп». Вместе с тем, другой разработчик вышеуказанного проекта Н.П. Горбунова (2010) пишет, что «основные функции и преимущества энергоэффективной системы управления уличным освещением могут выражаться как следующие составляющие конкретной маркетинговой программы в сфере энергосбережения, куда входят:
- адресное управление светильниками;
- автоматическая диагностика системы освещения;
- передача сигналов управления светильникам по сети электроснабжения с использованием модуляции основной гармоники напряжения сети (авторская
технология);
- централизованный коммерческий учет электроэнергии;
- невысокие затраты на внедрение системы;
- экономия потребляемой электроэнергии за счет применения энергосберегающих натриевых ламп с возможностью регулировки их светового потока;
- существенное снижение эксплуатационных затрат;
- отсутствие затрат на прокладку дополнительных проводов управления.
При этом, ожидается следующий маркетинговый результат: повышение
эффективности работы уличного освещения за счет внедрения современных и энергоресурсосберегающих технологий в системе управления, фактическая экономия затрат на муниципальное освещение от 20 до 40%». Как указывает Д. А. Василенко (2010, «основными преградами для массовой реализации вышеназванных энергосберегающих проектов в России являются следующие условия маркетинговой среды):
1. Недостаточное осознание значения энергоэффективности.
2. Недостаточность статистических данных и низкий уровень осведомленности.
3. Отсутствие подзаконных актов, стимулирующих внедрение технологий (проектов).
4. Отсутствие возможности допуска в сети при развитии альтернативных видов генерации. Отсутствие конкуренции.
5. Отсутствие должной компетенции в управлении проектами в области энергоэффективности и их внедрении, а также ответственности за результат.
Вместе с тем, механизмами преодоления вышеперечисленных административных и психологических преград на отечественном рынке энергосбережения могут являться следующие:
- принятие нормативов (стандартов) энергоэффективности с дифференцированной тарифной сеткой.
- заключение контрактов на поставку энергоресурсов (тепло и электричество) с близлежащими потребителями. Строительство активных локальных сетей.
- создание энергосервисных компаний».
Как указывает один из российских идеологов экономического обоснования энергоэффективности предприятий И.Н. Гридинский (2009), «расчетные формулы для оценки эффективности энергосберегающих мероприятий можно вывести, исходя из эффективности вариантов энергообеспечения, сопоставляя с одной стороны - затраты на добычу, производство и транспорт топлива, производство энергии и транспорт её до потребителей; с другой стороны - затраты на сбережение такого же объёма энергии и топлива у потребителей. Применительно для развивающейся энергосистемы эффект от энергосберегающих мероприятий и технологий будет складываться из затрат на развитие и функционирование генерирующих мощностей и электрических сетей с учетом предотвращенного ущерба от экологического загрязнения окружающей среды и повышения надежности энергоснабжения. Применительно для теплоснабжающей системы в эффект теплосбережения входят затраты во все элементы этой системы с учетом природоохранных мероприятий и мероприятий по обеспечению надежности теплоснабжения. Для топливоснабжающей системы (затраты на топливо в электро- и теплоснабжающих системах также присутствуют) эффект от энергосберегающих мероприятий определяется с учетом затрат, связанных с освоением новых топливных баз, переработкой и производством топлива, развитием систем транспорта топлива с учетом природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий». Обсуждая проблему рыночных преимуществ использования авторского маркетингового инструментария, надлежит адресоваться к таблице 1. Вместе с тем, Н.П. Соловьева (2010) пишет, что «показатели энергопотребления следует устанавливать на уровне субъектов РФ его высшим исполнительным органом государственной власти, а лимиты для организаций, финансируемых из федерального бюджета, должны устанавливаться Правительством РФ, государственным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и соответствующими органами местного самоуправления. В целях предотвращения возможности злоупотребления со стороны органов государственной власти субъектов РФ, поскольку очевидно, что речь идет о косвенном ограничении прав потребителей на использование энергии, необходимо установить исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых обязательно соблюдение показателей энергопотребления». Наряду с этим,
столичный маркетолог А. А. Липсвиц (2009) считает, что «вместе с обязательными требованиями по ограничению потребления энергетических ресурсов следует установить право уполномоченных в сфере энергосбережения органов государственной власти в субъектах РФ, органов местного самоуправления и самих организаций самостоятельно устанавливать добровольные для соблюдения субъектами правоотношений по энергосбережению требования в области энергосбережения. Введение вышеописанных мер является необходимым, поскольку действующее законодательство позволяет лишь прекратить или ограничить подачу потребителям энергии для предотвращения или ликвидации аварии (ч. 3 ст. 546 Гражданского кодекса РФ), однако возможно заранее снизить степень возникновения аварийной ситуации путем установления обязанности потребителей самостоятельно ограничивать количество потребляемых энергоресурсов за счет соблюдения установленных показателей энергопотребления и лимитов». По свидетельству Т. А. Долгих (2010), следует учесть такой факт: «поскольку в регионах уже сложилась практика проведения энергоаудита, логично будет не ломать сложившуюся структуру и законодательно закрепить за субъектами РФ право принимать решения о проведении подобных маркетинговых мероприятий. Следовательно, необходимо юридически закрепить, что энергоаудит может быть обязательным (решения субъектов РФ) и добровольным (по решению самих организаций), и установить на федеральном уровне общие требования к порядку проведения маркетингового контроля в виде энергоаудита, а также исчерпывающий перечень юридических фактов, при наступлении которых проведение энергоаудита является обязательным. В остальных вопросах необходимо предоставить субъектам РФ право самостоятельно регулировать вопросы проведения энергоаудита. Необходимо установить на уровне местного законотворчества периодичность проведения энергоаудита (предложение - 1 раз в 3 года для крупных объектов) и обязательность энергоаудита для бюджетных организаций». В свою очередь, известный маркетолог из Санкт-Петербурга Ф.Г. Докучаева (2009) считает обязательным маркетинговым инструментарием особую методику аналитики статистической отчетности, включая «регулярное и достоверное обобщение данных о количестве потребляемых энергетических ресурсов на территории РФ и в отдельных регионах, что необходимо, прежде всего, для четкого представления ситуации в сфере энергопотребления на сегодняшний день и маркетингового прогноза возможного энергодефицита в будущем. Имеющиеся статистические данные используются при подготовке энергосберегающей политики России, ее регионов, при расчете наличия или отсутствия признаков доминирующего положения того или иного субъекта в сфере снабжения ТЭР и в ряде других случаев, поэтому недооценивать важность статистических данных нельзя». Одновременно В.П. Домникова (2009) указывает, что «в настоящее время в ст. 12 ФЗ «Об энергосбережении» закреплено следующее: федеральный орган исполнитель ной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством РФ, осуществляет сбор данных в сфере энергосбережения. Порядок не установлен,
Таб.1. Доказательные характеристики экономических преимуществ использования авторской системы маркетингового компаудирования как инструментария поиска рыночных ниш в сфере энергосбережения(собственные исследования)
Маркетинговая идентификация соотношения уровня экономических затрат энергосервисных компаний и энергоэффективности их современной сбытовой политики в РФ Компаудирование (рыночный анализ составляющих маркетинговой среды) на рынке энергосберегающих технологий в контексте экономических результатов баз исследования*)
1. Рыночный интегральный эффект доходности по А.Ф.Шкрет (2003) юридических лиц: т 1 1=0 (1+^г) где Т-горизонт расчета; ^номер шага расчета; ^-результаты, достигаемые на ^ом шаге; '^-затраты, связанные с реализацией мероприятий по энергосбережению на 1:-ом шаге; Егнорма дисконта на 1:-ом шаге. *) 279 юридических лиц - предприятий различной правовой формы собственности, сопровождавших по предложенным нами технологиям в период 2006-2011 годов маркетинговую функцию своего продукта (р<0,05)
Интегральный эффект доходности (тах=1,0)
2006 (усл. единиц) 2011 (усл. единиц)
у 24,7% Эин= 0,6-0,7 у 51,2% Эин= 0,2-0,5 у 24,1% Эин= убыточны у 69,5% Эи„=0,8-0,9 у 30,5% Эи„=0,6-0,7 убыточных юр. лиц нет
2. Результаты маркетингового тестирования потребителей (п=279, р<0,05) 2.1. удовлетворен энерготарифами; 2.2. подключен к источникам когенерации электроэнергии, теплоресурсов и кондиционирования помещений; 2.3. удовлетворен (в целом) качеством обслуживания энергосбытовых фирм и качеством подачи электроэнергии. 2006 2011
46,2% нет 48,1% 58,4% 24,1% 61,2%
и статистическая отчетность за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием (в большинстве субъектов РФ) отсутствует на достоверном уровне. На практике статистика собирается регионами только по потреблению энергоресурсов бюджетными учреждениями. Целесообразно законодательно установить, что порядок и перечень представляемой информации субъектами правоотношений в сфере энергосбережения устанавливается федеральным органом исполнительной власти по статистике, установить общие требования к порядку взаимодействия указанного государственного органа с уполномоченными органами в сфере энергосбережения в субъектах РФ (например, путем заключения соглашения о сотрудничестве, создания единой информационной базы и т.п.)». Анализируя результаты исследования изложенные таблице 1, необходимо сослаться на доказательные характеристики экономических преимуществ использования авторской системы маркетингового компаудирования как инструментария поиска рыночных ниш в сфере энергосбережения. В этом
качестве выступала предложенная нами маркетинговая идентификация соотношения уровня экономических затрат энергосервисных компаний и энергоэффективности их современной сбытовой политики в РФ. Последнее вычислялось как рыночный интегральный эффект доходности по А.Ф Шкрет (2003) юридических лиц по формуле:
где T - горизонт расчета; t - номер шага расчета; Rt - результаты, достигаемые на t-ом шаге; Зt - затраты, связанные с реализацией мероприятий по энергосбережению на t-ом шаге; Et - норма дисконта на t-ом шаге. При этом, интегральный эффект доходности 279 юридических лиц - предприятий различной правовой формы собственности, сопровождавших по предложенным нами технологиям в период 2006-2011 годов маркетинговую функцию своего продукта (p<0,05), в итоге оказался у 69,5% по завершению нашего экономического эксперимента равен 0,8-0,9 условных единиц (при max=1,0), тогда как подобного уровня в 2006 году не достигалось ни одной из баз исследования, а 24,1% из них в этот же период были убыточны. Кроме того, результаты маркетингового тестирования потребителей (n=279, p<0,05) подтвердили итоговый рост потребительской удовлетворенности (в целом) качеством обслуживания энергосбытовых фирм и энерготарифами, что во многом обусловливалось фактом подключения к 2011 году 24,1% баз исследования и индивидуальных потребителей к источникам когенерации, т.е. одновременного производства электроэнергии, теплоресурсов и холода для помещений. Целесообразность рекомендации повсеместного внедрения на территориях субъектов РФ предложенных технологий обусловлена идентифицированной автором маркетинговой сущностью наших программ экономического стимулирования участников (юридических и физических лиц) российского сегмента рынка энергосбережения, что включает: 1) разработку и реализацию отечественных аналогов маркетинговых программ Ehergy Star с престижным российским логотипом на различных категориях товара (технических устройств) со средним энергопотреблением на 20-30% ниже стандартных образцов; 2) добровольную маркировку товаров, осуществляемую производителем в рамках маркетингового контроля за процессом энергосбережения с обязательным информированием потребителя: о величине энергоресурсов, которые возможно сэкономить в результате покупки инновационного оборудования; об уровне затрат электроэнергии на производство 1 усл.ед. продукта.
Литература
1. Горбунова Н.П. Основные маркетинговые функции предприятий, разрабатывающих энергоэффективные системы управления уличным освещением.// Адресный свет. - 2010. - №2. - С.38-39.
2. Соловьева Н.П. Маркетинговые программы прогнозирования уровня энергопотребления в России.// Промышленность. - 2010. - №1. - С.79-82.
Веселова Т.Е.
Медиа - инструментарий в реализации маркетинга поликлинических и санаторных услуг с их оплатой через систему эквайринга
Актуальность проблемы сосредоточена в существующей сегодня слабой системе маркетинговых услуг в сфере здравоохранения и курортов, в т.ч. по формированию новой системы оплаты программ добровольного медицинского страхования граждан. Наши маркетинговые исследования, проведенные в 20062011 годах, позволяют констатировать низкий процент (менее 1% из 300 опрошенных посетителей поликлинических и санаторных учреждений) оплаты медицинских услуг непосредственно пластиковыми картами. Этот процесс во всем мире достаточно популярен и носит термин «эквайринг». Известный столичный маркетолог О.И.Воронцов (2010), представляющий московское агентство финансовой информации «МЗ-медиа» отмечает, что после «открытия кредитной линии клиенту банка выдается пластиковая карта, которая обладает определенным кредитным лимитом, то есть при расчетах за покупку ее владелец может пользоваться не только своими средствами, но и «брать в долг» у банка в пределах установленной суммы. Получение кредитной карты свидетельствует о доверии Банка своему клиенту и является подтверждением стабильности финансового положения владельца карты. Кредитные карты служат гарантом платежеспособности владельца: они принимаются при бронировании отелей, заказе автомобилей и авиабилетов. Кредитные карты повсеместно принимаются для оплаты покупок в сети Интернет. С помощью кредитных карт можно снимать наличные в банкоматах, расплачиваться в местах торговли и сервиса по всему миру. Иногда они принимаются к оплате без электронной авторизации, т.е. без запроса подтверждения из банка. Кредитные банковские карты бывают нескольких видов: Classic, Business, Gold и Platinum. Каждая карта имеет свой кредитный лимит (т.е. сумму, которую можно потратить, если на карточном счету закончились средства). Наиболее престижные кредитные карты Platinum предоставляют их владельцу множество преимуществ - от VIP-статуса в любой точке мира до посещения элитарных закрытых клубов и скидок в отелях и компаниях по прокату автомобилей. При использовании кредитной банковской карты необходимо вносить определенную договором между банком, предоставляющим кредит, и его клиентом сумму, так называемый, минимальный платеж каждый месяц. Полное погашение кредита производится по собственному желанию владельца кредитной карты либо по требованию Банка, например, в случае невыполнения Клиентом своих обязательств. Дебетовые банковские карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупки