Научная статья на тему 'Рыночная трансформация в Украине в контексте мирового опыта'

Рыночная трансформация в Украине в контексте мирового опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / регион / экономика / экономические отношения / управление / план – контракт / мировой опыт

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В Н. Тисунова

Исследуются вопросы рыночной трансформации в разных странах, в том числе ключевые моменты, определяющие выбор стратегии социально-экономического развития того или иного государства. Отмечается объективная необходимость управления экономикой Украины на основе план контрактной модели, характерной для ряда Европейских стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET TRANSFORMATION IN UKRAINE WITHIN THE SCOPE OF WORLD EXPERIENCE

The questions of market transformation in different countries, including key moments determining a choice of strategy of socio economic development of one or another state are investigated. The objective necessity of economy management in Ukraine on the basis of the plan contract model, characteristic for a number of European countries is marked

Текст научной работы на тему «Рыночная трансформация в Украине в контексте мирового опыта»

Посилання на статтю_

Тисунова В.Н. Рыночная трансформация в Украине в контексте мирового опыта / В.Н. Тисунова // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. -Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2003. - № 3(7).- ^95-101._

УДК 330.322 (477.61)

В.Н. Тисунова

РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА

Исследуются вопросы рыночной трансформации в разных странах, в том числе ключевые моменты, определяющие выбор стратегии социально-экономического развития того или иного государства. Отмечается объективная необходимость управления экономикой Украины на основе план -контрактной модели, характерной для ряда Европейских стран. Ист. 7.

Ключевые слова: государство; регион; экономика; экономические отношения; управление; план - контракт, мировой опыт.

В.М. Трунова

РИНКОВА ТРАНСФОРМАЦ1Я В УКРА1Н1 В КОНТЕКСТ! СВ1ТОВОГО ДОСВ1ДУ

Дослщжуються питання ринковоТ трансформацп у рiзних краТнах, у тому чи^ ключовi моменти, яю визначають вибiр стратеги соцiально-економiчного розвитку ^е'Т чи ЫшоТ держави. Пщкреслюеться об'ективна необхщнють управлЫня економкою УкраТни на основi план-контрактноТ моделi, характерно' для ряду Свропейських краТн. Дж. 7.

V.N. Tisunova

MARKET TRANSFORMATION IN UKRAINE WITHIN THE SCOPE OF WORLD EXPERIENCE

The questions of market transformation in different countries, including key moments determining a choice of strategy of socio economic development of one or another state are investigated. The objective necessity of economy management in Ukraine on the basis of the plan - contract model, characteristic for a number of European countries is marked.

Постановка проблемы и анализ последних исследований. Вхождение Украины в новое столетие усложнено негативными результатами экономического развития и не столько постсоветскими, сколько рыночно-реформаторскими, последствия которых можно было бы избежать или уменьшить, если бы учитывался мировой опыт. Рыночные реформы в Украине имеют много просчетов. Так, новые модели реформирования собственности оказались неэффективными, а многочисленные советы - или некомпетентными, или продиктованными интересами зарубежных стран к Украине.

Следствием доверия к такому роду советов явилась ускоренная приватизация. Поскольку она не способствовала повышению эффективности экономики, то возникла необходимость поиска эффективного собственника. При этом не рассматривали в качестве объекта эффективного управления ни

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

1

государственную, ни коллективную форму собственности. К тому моменту уже было известно, что в странах с высокоразвитой экономикой значительная часть объектов сохраняется за государственной, коллективной (корпоративной) и коммунальной собственностью.

При реформировании собственности не учли и не осознали ни положительного, ни, тем более, отрицательного опыта реформ, происходящих в других странах. Верхи этого не желали, поскольку «купились» на многочисленные соблазны, связанные с рецептами МВФ, а низы, естественно, не могли.

Украина пошла радикально-монетаристским путем, а, как известно, такой отрицательный опыт реформирования экономики был в латиноамериканских странах. При этом 80-е годы - период тех реформ - уже назвали «утерянным десятилетием». Хотя, ни для кого не было открытием, что успеха достигают только те страны, которые творчески подходят к стандартным, в том числе и монетаристским схемам. Поэтому исследование проблем социально-экономического развития экономики Украины в контексте мирового опыта является бесспорно актуальным.

Проблеме выбора стратегии социально-экономического развития всегда уделялось достаточно внимания. Эти вопросы исследуются в работах Л.А.Савельева, Я. Жалило, Т И. Заславской, Ю. Пахомова, Н. Г. Чумаченко, В. К. Мамутова, Б. Я. Панасюка, Г. Д. Заставного, В.П. Дубищева и др. В исследованиях ученых теоретические проблемы рассматриваются на различных уровнях обобщения экономического поведения.

Поэтому целью работы является исследование рыночной трансформации в Украине на примере мирового опыта и определение стратегии социально-экономического развития. Для достижения поставленной цели исследования определены теоретические и практические задачи:

1) исследовать причины, которые определяют социально-экономическое развитие Украины;

2) рассмотреть особенности трансформационных процессов, характерные странам дальнего и ближнего зарубежья;

3) обосновать объективную необходимость стратегического планирования, где бы согласовывались интересы регионов и государства в целом.

Основная часть. Среди причин, которые нужно учитывать при выборе социально-экономического развития Украины, Ю. Пахомов выделяет два момента [1]:

Первый - относится к природе процессов, которые реформируются, особенно такое обстоятельство, что одни изменения требуют скорости, а другие - постепенности.

Второй - объемов, систематичности и полноте реформаторских замыслов и соответствующих рыночных реалий. В ходе квазиреформ с четырех (как минимум) главных заданий - институциональных, структурных реформ, а также либерализации и стабилизации - реализована лишь либерализация.

На наш взгляд, следует также учитывать такой момент, как гармоничное взаимодействие между областными и районными советами и районными администрациями, с одной стороны, и государством - с другой.

Остановимся на природе процессов, которые считаются недостаточно быстрыми и радикальными в Украине. На наш взгляд, дело не в промедлении и не в радикализме, а в том, что их перепутали. Провозглашая себя рыночниками, реформаторы на самом деле действовали по-большевистски, не считаясь с эволюционной природой рыночных процессов. Они были радикальными и

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

безоглядными там, где нужно было взвешенно и постепенно подходить к трансформационным процессам.

Реформаторы не учитывали природу процессов, которые реформируются, а именно - то обстоятельство, что одни изменения требуют скорости, а другие -постепенности. Хотя уже тогда было известно, что успеха в реформах достигали лишь те страны, которые творчески подходили к стандартным, в том числе и монетаристским схемам. В результате этого экономика Украины имеет тяжелые последствия реформирования, более половины приватизированных предприятий не работает.

И, наоборот, в Украине бездействовали там, где нужна была скорость и решительность, где надо было использовать стартовый (еще не разворованный) потенциал. Речь идет об индустриальной возможности предприятия, содействии мелкому бизнесу, формированию украинских транснациональных корпораций на здоровой основе, перегруппировке рабочих мест, формировании рыночных институтов, осуществлении рациональных структурных сдвигов и др.

Рассмотрим это на примере других стран. Целесообразно, по нашему мнению, было бы учесть опыт Польши, которая лишь присягалась на верность монетаризму, а на самом деле делала все, что считала нужным. Польша не бросала госсектор на произвол судьбы, не ломала его сразу, в отличие от России и Украины. Она несколько лет успешно его укрепляла, делала более конкурентоспособным за счет финансовой поддержки и умело проведенной коммерциализации. Что же касается приватизации, то Польша ее начала не по сигналу из вне, а продуманно, через обретение госсектором большей конкурентоспособности.

Реформы в Китае, в отличие от латиноамериканских стран, были несравненно поверхностными и менее радикальными, чем в России или у нас, и все же они - успешные.

Полезным мог бы быть для нас и опыт многих стран с переходной экономикой относительно решения проблем полярности между богатыми и бедными. Успешно реформированные страны - Чехия, Польша, Китай или Вьетнам, как правило, не допускали большого, чем у нас, разрыва в уровнях доходов. И именно это создавало возможность поддержки высокого массового спроса на продукцию, то есть оказывало содействие действенности механизмов возрастания.

Что касается второго подхода Ю. Пахомова относительно объема, системности и полноты реформаторских замыслов, происходивших в Украине, можно отметить следующее. В ходе реформ с четырех (как минимум) главных задач - институциональных, структурных реформ, а также либерализации и стабилизации - реализована лишь либерализация. Стабилизация же сводилась к подавлению денежной массы и покупательного спроса, то есть к тому, что позднее Дж. Сакс назвал «смирительной рубашкой».

Тем временем исследования Мирового банка доказали, что успех реформирования переходных экономик несравненно больше зависит от первоочередного проведения институциональных и структурных преобразований, чем от либерализации, которая, как правило, есть вторичной. Именно факт проведения либерализации, без поддержания институциональных реформ и без создания конкурентной среды дал Дж. Соросу повод заявить, что «радикальная либерализация настолько же опасная для открытого общества, как и коммунизм».

Институциональные преобразования создают условия рыночным реформам, что обеспечивает прозрачность и гибкость системы управления хозяйственной деятельности. Структурные изменения должны проходить с

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

3

учетом особенностей развития тех или иных отраслей промышленности. Ведь ни для кого не секрет, что основной упор в бывшем СССР делали на развитие военной промышленности. Сейчас этот перекос нужно ликвидировать. По мнению ученых А.И. Мартынова, Т.И. Заславской, Ю.В. Яременко и др. [2,3], однобокая реформа - худшее, чем отсутствие реформ. Из экономики, которая структурно деградирует, и в которой отсутствуют институциональные регуляторы и скрепы, легко выводятся финансовые потоки. Такая экономика обречена на безденежье и разрушение. Если же говорить об опыте структурных сдвигов и технологическом прогрессе, то здесь очень полезен опыт Японии.

Опыт Японии в осуществлении рыночных трансформаций в послевоенный период и в управлении рыночной экономикой сегодня достаточно интересен для Украины историческими особенностями. В то же время нельзя забывать, что между Японией конца 40-х и Украиной середины 90-х есть ряд принципиальных различий. Среди них - наличие сформированного класса предпринимателей, незначительный срок существования командной системы (всего десять лет), наличие политической стабильности, отсутствие этнических проблем, обеспеченность природными ресурсами, наличие управленческих кадров, организованность финансовой системы и инфраструктуры, социальная мобильность, уровень образованности кадров и т.д.

Опыт Японии показывает [4,5], что в условиях восстановления экономики и формирования рыночной среды чрезвычайный вес приобретает промышленная политика по развитию избранных приоритетных отраслей. Очевидно, поиск указанных отраслей в Украине должен быть осуществлен на основе всестороннего изучения возможностей и потребностей экономики. Необходимыми частями промышленной политики является предоставление значительных льготных кредитов, льгот как налоговых, так и амортизационных.

В связи с этим стоит вспомнить, что либерализации цен в Японии предшествовали три года их жесткого ограничения, а ценовое регулирование товаров «стабилизационной номенклатуры» продолжалось значительно дольше. Следовательно, средствами уменьшения инфляции в данных условиях являются рациональное размещение кредитов, жесткий ценовой контроль и финансовое регулирование.

Представляется эффективным принцип сочетания самоокупаемости и текущей самостоятельности государственных предприятий - с их стратегическим подчинением интересам государства-собственника. Стоит отметить, что количество таких предприятий в Японии было максимальным именно в период быстрого роста, и приватизация началась лишь тогда, когда был достигнут определенный уровень развития экономики.

В связи со сказанным выше, одним из главных уроков, которые Украина может извлечь из опыта Японии, является необходимость разработки и проведения жесткой и эффективной экономической политики. Эффективность экономической политики зависит как от правильного выбора ее направлений и средств, так и от жесткости их применения. С этой целью важным является создание сети совещательных органов по различным экономическим вопросам и общего плана, который бы охватывал интересы различных уровней, объединял бы экономическую науку с практикой, общенациональные и ведомственные (региональные) интересы. Одним из примеров создания такой сети может быть ценовая политика Японии 60-х - 70-х годов [4].

Таким образом, несмотря на указанные различия двух стран, японский опыт государственного регулирования экономики достаточно важен для Украины сегодня и требует всестороннего изучения.

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

Эффективная экономика, сформированное правовое государство достигаются путем обеспечения четкого общественного хозяйственного порядка на всех уровнях развития экономики. Обеспечить объединение свободы и порядка в экономике - означает отказаться в экономической политике от идеологии рыночного фундаментализма, радикального либерализма и заменить ее на идеологию обеспечения социально-экономического возрастания путем умного объединения рыночного саморегулирования и государственного регулирования. Судя по научной литературе и выступлениях государственных деятелей, в последнее время к такому выводу пришло большинство тех, кто причастен к формированию экономической политики. Вопрос в том, как именно можно обеспечить такое объединение?

Разрабатывая стратегические планы планирования можно обеспечить такое объединение. Это третий момент, который необходимо учитывать в развитии экономики любой страны. Уроки реформ показывают, что невозможно достичь успеха и выйти на уровень европейских стран с развитой экономикой, не имея хорошо продуманной системы планирования социально-экономического развития страны, где бы согласовывались интересы регионов и государства в целом. Прежде всего планирования стратегического. В стратегическом планировании самое главное - это определить цель.

В ряде статей Конституции (ст. 85, 116, 119, 143) речь идет о необходимости планирования социально-экономического развития на всех уровнях [6]. В марте 2000 г. принят Закон «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины». Это шаг вперед. Но немало вопросов, которые касаются обеспечения сбалансированности отраслевых и региональных программ, их реальной рабочей роли и реализации, до сих пор не решены. Поэтому невозможно утверждать, что Украина уже имеет систему планирования, в частности стратегического. Тем не менее, такое планирование есть в других государствах. Поэтому, не имея собственных стратегических планов социально-экономического развития, мы оказываемся в незавидном положении.

Таким образом, Украине для того, чтобы достичь уровня развития европейских государств, необходимы продуманные планы и стабильные «правила игры» в экономике, где будут задействованы эффективно все собственные ресурсы страны. При этом не следует рассчитывать на кредиты МВФ, которые никакой пользы для модернизации экономики не принесли, а лишь обусловили огромные долги страны.

Стратегические планы должны быть положены, прежде всего, в основу внутренней политики социально-экономического развития, причем важно, чтобы они подкреплялись и развивались отраслевыми и региональными программами. Вместе с тем, необходимо, чтобы стратегические планы направляли и внешнеэкономическую деятельность, предусматривая активное участие правительства как в разработке, так и в осуществлении соответствующей политики.

У нас почему-то стали бояться самого понятия «планирование». Якобы, оно нерыночное. Это ошибочная мысль. Планирование есть во всех странах с развитой экономикой. Поэтому она у них и развитая, что работают они по стратегическим планам, а не наугад. Международная ассоциация стратегического планирования издает журнал, который пользуется спросом на всех континентах. Для нас в особенности интересно было бы изучить опыт планирования во Франции, Японии, Южной Кореи, КНР и Тайване, который базируется на контракт-планах, заключенных между государством и регионами. (Термин «контракт-план» был использован во Франции в декрете от 23 декабря

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

5

1970 г. № 70 -1221 для ассоциирования политики инвестиций государства и местных агломераций. Однако дискуссии по отношению принудительного характера этих инвестиций еще не рассматривались).

В качестве примера прогрессивной модели управления региональным развитием следует признать контрактную систему «Центр - Регион» в Польше и Франции.

Контракты планирования во Франции. Изучение французского опыта [7] показывает, что из принятия закона в 1982 г. планы регионального развития превратились в контрактные соглашения, которые заключались на несколько лет между государством и региональными администрациями. Они были определены как административное, правовое и финансовое отображения заинтересованности государственной власти оказывать содействие развитию страны в среднесрочной перспективе. Эти планы стали одним из средств оптимизации распределения ответственности за региональное планирование между разными органами государственной власти в связи с повышением роли регионального уровня как важного партнера. Регионы стали автономными в подготовке собственных планов. Автономия касается как самой концепции и методологии, так и анализа хода выполнения этих планов.

Контракты планирования дают возможность достичь согласованности в планировании и, что чрезвычайно важно, создать синергизм в условиях глобальной конкуренции и ограниченных государственных расходах. В таких контрактах роль регионов в разработке и реализации планов развития становится преобладающей. Оформление отношений между правительством и региональной администрацией в виде контракта свидетельствует о переходе взаимоотношений Регион - Центр от отношений подчиненности к взаимодействию, к добровольному партнерскому принятию стратегий устойчивого развития региона Донбасс.

Воеводские контракты в Польше. Институционное оформление контрактной системы взаимоотношений между регионами и центральным правительством осуществлен через Закон «О принципах поддержки регионального развития», принятого в Польше 12 мая 2000 г. после десятилетней апробации нового административно-территориального устройства (начата трехуровневая система территориального деления государства: 16 воеводств, 380 уездов и 2500 гмин).

Региональное самоуправление имеет довольно высокую автономию. Введенный механизм предусматривает предшествующую разработку стратегий развития воеводств и государственной стратегии регионального развития.

Создан Государственный Совет региональной политики, который есть экспертно-совещательным органом для поддержки регионального развития.

Среди главных особенностей воеводского контракта следует отметить:

- определение в нем как мероприятий центральных органов, поддерживаемых регионом, так и мероприятий, которые реализуются региональными органами и поддерживаются правительством;

- равноправие сторон, которые заключают контракт;

- гарантирование доступа к любой информации центральных органов исполнительной власти и органов регионального самоуправления, которое касается предмета заключения контракта;

- финансовая ответственность сторон за невыполнение условий контракта.

Созданная законодательная база относительно поддержки регионального

развития дает возможность правительству Польши стимулировать повышение конкурентоспособности регионов и оказывать содействие выравниванию отличий в развитии отдельных территорий страны, а также выровнять шансы

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

граждан независимо от местожительства, преодоления отсталости слаборазвитых территорий с наименее выгодными условиями развития.

Таким образом, практика проведения рыночных реформ в Украине свидетельствует о необходимости перейти от отдельных фрагментарных, противоречивых мероприятий к системным трансформациям, которые бы проводилось с учетом передового мирового опыта. Выводы.

1. Для разработки стратегических планов в Украине необходимо прежде всего проанализировать мировой опыт стратегического планирования. Уроки реформ показывают, что невозможно достичь успеха и выйти на уровень европейских стран с развитой экономикой, не имея хорошо продуманной системы планирования социально-экономического развития страны, прежде всего планирования стратегического. При этом обязательно следует учитывать специфические условия развития экономики Украины.

2. При планировании социально-экономического развития нужно учитывать сбалансированность внешней и внутренней политики, отраслевых и региональных программ, их реальной рабочей роли в реализации.

3. Государство может обеспечивать социально-экономическое развитие, координацию деятельности участников экономических отношений, лишь распоряжаясь значительными материальными и денежными ресурсами, имея право собственности на них и организовывая на этой основе большой государственный рынок.

4. Необходимо продолжать эволюционное развитие Украины путем проведения институциональных и структурных преобразований. В условиях восстановления экономики и формирования рыночной среды чрезвычайный вес приобретает промышленная политика по развитию избранных приоритетных отраслей. Поэтому поиск указанных отраслей в Украине должен быть осуществлен на основе всестороннего изучения возможностей и потребностей экономики.

5. Необходимо создавать сеть совещательных органов по принятию различных экономических вопросов и разработке общего плана, который бы охватывал интересы различных уровней, объединял бы экономическую науку с практикой, общенациональные и ведомственные (региональные) интересы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пахомов Ю. Риню^ трансформацп в УкраТн у контекст св^ового досвщу // Вюник НАН УкраТни. - 2001. - №3. - С. 11-14.

2. Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены. - 1996. - № 1.

3. Мартынов А.В. Структурная трансформация российской экономики: проблема политических решений. - М.: Эдиториал УрсС, 1999. - 248 с.

4. Жалило Я. Японский опыт государственного регулирования экономики // Экономика Украины. - 1995. - №3. - С. 72-75.

5. Окимото Д. Японский опыт государственного вмешательства в функционирование рынка. - М., Б.Г., 47 с.

6. Конститу^я УкраТни. - К.: ЮрЫком, 1996.

7. Карпенко В. Досвщ репонального планування у Францп (приклад з репону Луари) // Вюник УАДУ. - 2000. - №1. - С. 289-294.

Стаття надмшла до редакцп 10.06.2003 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.