Посилання на статтю_
Тисунова В.Н. О необходимости формирования корпоративных интересов в Украине / В.Н. Тисунова // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. -Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2003. - № 1(6)^.126-135._
УДК 330.322
В.Н. Тисунова
О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В УКРАИНЕ
Исследуются вопросы формирования корпоративных интересов, характерные для различных корпоративных структур, в том числе и для региональной экономики. Отмечается объективная необходимость развития и реализации корпоративных интересов при создании национальных и транснациональных структур. Ист. 12.
Ключевые слова: корпоративные интересы; государственные интересы; регион; экономика; экономические отношения.
В.М. Трунова
ПРО НЕОБХ1ДН1СТЬ ФОРМУВАННЯ КОРПОРАТИВНИХ 1НТЕРЕС1В В УКРА1Н1
Дослщжуються питання формування корпоративних штереав, яю характеры для рiзних корпоративних структур, у тому чи^ i для релонально!' економки. Зазначаеться необхщнють розвитку та реалiзацiï корпоративних штереав при створены нацюнальних i транснацюнальних корпорацм. Дж.12.
V.N. Tisunova
ABOUT NECESSITY OF CORPORATE INTERESTS FORMATION IN UKRAINE
Subject matters related to corporate interests formation, which are common to the various corporate structures, including regional economy are stated. The objective necessity of corporate interests development and realization at national and transnational structures being created is noticed.
Постановка и обзор проблемы. На данном этапе развития экономики в украинском обществе происходят процессы, которые способствуют дальнейшему преобразованию общества, формированию новых социально-экономических отношений в государстве. Организационные, экономические и региональные процессы, происходящие в обществе, предопределены соответствующими интересами как проявлением общественных отношений между людьми.
Интересы, в зависимости от количества субъектов, бывают индивидуальными, корпоративными, государственными (представленными соответствующими институтами власти). Проблема формирования государственности основывается на концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности с учетом согласования интересов предпринимательских структур и интересов всех социальных групп.
Проблеме согласованности интересов в Украине между властными структурами страны, территориальными структурами, корпорациями и
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
1
домохозяйствами уделялось достаточное внимание. Эти вопросы исследуются в работах Л.А.Савельева, Э.И. Головахе, А.А. Галкина, В.В.Цветкова, Н. Г. Чумаченко, В. К. Мамутова, Б. Я. Панасюка, А. П. Голикова, И. Г. Адирима, Т.В. Калашниковой, Г. Д. Заставного, В.П. Дубищева и др. В исследованиях ученых теоретические проблемы рассматриваются на различных уровнях обобщения экономического поведения.
Исследование экономических интересов является важным моментом в развитии экономики Украины. Системный подход к изучению экономического поведения на сегодняшний день является актуальным в связи с проведением административной реформы, объединением юридических лиц, выработкой правового статуса «региона» и «региональной экономики».
Интерес (от лат. interest - имеет значение важно) - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе посредством побуждений - мотивов, идей и т.д., участвующих в них индивидуумов, социальных групп, классов [1]. Как утверждают классики, «На земле интерес есть всесильным волшебником, изменяющим в глазах всех существ вид всякого предмета» [2].
Интересы проявляются в различных сферах: экономической, политической, социально-культурной, мы же в данном исследовании будем уделять основное внимание экономическим. Интересы в экономической сфере обозначают линию поведения субъекта хозяйствования, его отношение к современным институтам и процессам, в соответствии с которыми он воспринимает ситуацию и выбирает способ действий с целью удовлетворения своих потребностей.
Любой интерес реализуется в понимании того, что происходит, поэтому задача любого субъекта состоит в том, чтобы правильно оценить, что происходит и сделать соответствующие выводы.
Особенностью интереса является его способность к формированию и реализации экономических процессов. Такую точку зрения высказывает Э.И. Головаха и А.А. Галкин [3, 4 ]. В жизни каждого коллектива формирование и реализация интересов - это непрерывный процесс, отсюда изменение одних отношений перед другими.
Целью исследования является исследование различных социальных интересов, ценностей субъектов хозяйствования и определение их линии общественного поведения в условиях трансформации экономики. Для достижения поставленной цели исследования определены теоретические и практические задачи:
- исследовать тенденции общественного развития;
- выявить возможности повышения жизненного уровня населения в аспекте реализации интересов;
- уточнить сущность основных категорий «корпоративное право», «корпоративное управление»;
- рассмотреть особенности корпоративного управления, характерного для различных организационно-правовых форм;
- обосновать объективную необходимость развития и реализации корпоративных интересов при создании национальных и транснациональных корпораций.
Основная часть исследования. Тенденции общественного развития непосредственно связаны с историческими преобразованиями общества. Сейчас идет трансформация от директивной экономики - к смешанной, от полной государственной собственности на средства производства - к частной. В независимой Украине преобразования осуществляются на основе сосуществования методов и форм рыночного и государственного регулирования и взаимодополняющего взаимодействия.
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
Тенденции, происходящие в обществе, формируют экономические интересы и отношения. Анализ трансформационных процессов, происходящих в украинском обществе, свидетельствует о необходимости «диагностики» режима функционирования общества и принятия решений по нему с целью выявления незаблокированных механизмов самоорганизации и саморегулирования, которые способны вывести экономику Украины на путь действительного развития.
Эффект действительной самоорганизации и саморегулирования достигается только тогда, когда на всех трех уровнях интересов (индивидуальных, корпоративных, групповых) субъекты характеризуются зрелостью и общностью своих интересов.
Зрелость интересов на уровне социальных общностей зависит от уровня определенности и согласованности интересов в экономической, политической и социально-культурной сферах. Из изложенного выше можно сделать вывод, что выбор направлений деятельности или определения стратегии субъектов для активизации самоорганизации и саморегулирования процессов в обществе должен осуществляться на основе согласования интересов властных структур страны, территориальных структур, корпораций и домохозяйств. Реализация интереса индивидуума недостаточна для формирования общности, а лишь только корпоративные интересы могут послужить основанием улучшения жизненного уровня населения.
Для реализации стратегии эффективного развития экономики государство должно создать соответствующие условия формирования интересов определенных общностей, которые бы выражали прогрессивное направление общественного развития, при этом бы интересы индивидуумов согласовывались с действиями других субъектов.
Проблема формирования и реализации интересов определяет степень влияния государства на общественные процессы.
Общество тем больше нуждается в государственном вмешательстве, чем меньше в нем уровень саморегулирования и чем меньше согласованы интересы участников общественных отношений. Эта закономерность просматривается на всех уровнях общественной организации - от личностных до общенациональных. Чем меньше спор в интересах, тем меньше потребность в государственном вмешательстве; чем сильнее конфликт, тем более государственное вмешательство необходимо. От правильного определения интересов современных социальных групп общества, достижения их баланса и адекватного отображения политической и экономической жизни будет формироваться динамика в обществе.
В настоящее время в мире такова ситуация, когда главной силой рыночной экономики выступает корпоративный сектор. Формирование корпоративных отношений в обществе - это непрерывный процесс, поскольку каждый субъект имеет много разных потребностей, однако его положение в системе экономических отношений не всегда удовлетворяет. В такой ситуации субъект отдает преимущество одним субъектам перед другими. Возникает необходимость актуализации потребности с учетом объективных возможностей и тенденций экономического развития.
Термины «корпоративное право», «корпоративные права» широко вошли в нашу правообразованность. Эти термины встречаются в разнообразных значениях, которые регулируют отношения собственности, деятельности юридических лиц, классификацию юридических лиц, порядок реорганизации, ликвидации, законодательство о ценных бумагах, неплатежеспособность и банкротство компаний. Особенно это относится к юридическим документам
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
3
разнообразной юридической силы, которые касаются права на дивиденды, доли в уставном фонде юридического лица и др.
Еще исторически в основу образования корпоративного права был положен критерий партнерства и наличие складочного капитала. По мнению российского ученого Т.В. Калашниковой, корпоративное право - это система внутриорганизационных правил организации, которая основана на членстве и объединении капиталов [5]. Такое же отношение к понятию «корпоративное» и у зарубежных ученых. По мнению Комир Маэра, корпоративное управление - это договор организации, согласно которому компания представляет и обслуживает интересы своих инвесторов [6]. Этот договор может охватывать все отношения от начала создания - до ее ликвидации.
Первый ярус представляет систему отношений между участниками компании по поводу формирования, пользования и доверительного распоряжения собственностью инвесторов (институт корпоративной собственности).
Второй ярус представлен системой управления процессом производства, реализацией товарной продукции и получением прибыли. Корпоративное управление реализуется на уровне акционерных корпораций.
Данное утверждение регламентирует внутреннее положение организации, оно является управленческим. Анализируя такой подход к обозначению понятия корпоративного права, не следует забывать и о правах наемных работников, трудового коллектива и об возникновении правоотношений, которые регулируются трудовым правом и по своей правовой природе тяготеют к административным отношениям.
Стержнем всех корпоративных прав есть правовая связь, которая возникает между учредителями и образованными субъектами. Специфика корпоративного права проявляется, в частности, в том, что оно, в свою очередь, возникает с перечня прав, каждое их которых можно назвать корпоративным правом (право на получение дивидендов, право на управление, право на получение части прибыли и т.д.).
В украинском законодательстве понятие «корпоративное право» определено в нормативно-правовом акте - Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия». Согласно п.1.8 указанного закона это права собственности на уставный фонд (капитал) юридического лица или его доли (пая), включая права на управление, получение соответствующей части прибыли от деятельности такого юридического лица, а также на активы при ликвидации согласно действующего законодательства. Эти положения действуют независимо от того, как образовано такое юридическое лицо в форме хозяйственного общества, предприятия, основанного на собственности одного юридического или физического лица, или в иных организационно-правовых формах.
Определение корпоративного права противоречит и не согласуется с понятием права собственности как совокупности прав по владению, пользованию и распоряжению имуществом. В действующем законодательстве определение понятия «уставный фонд» дано только в «Положении об организации бухгалтерского учета и отчетности», утвержденное Кабинетом Министров Украины. Согласно положению уставный фонд - это совокупность взносов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при образовании предприятия для обеспечения его деятельности. Ст. 10 Закона Украины «О предприятиях в Украине» определяет взнос в уставной фонд как источник формирования имущества. Взносы участников образуют общества (кроме случаев, когда взнос есть право пользоваться всем имуществом),
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
поэтому участники не могут пользоваться всем имуществом. Они являются собственниками источника формирования имущества, а не имущества в целом. Таким образом, в словосочетании права собственности на уставный фонд (капитал) отсутствует логика. Кроме того, собственник по отношению к своему имуществу поступает по своему усмотрению. Права собственности на имущество в обществе не включают в себя право на управление юридическим лицом, как его собственник.
Некоммерческие юридические лица могут вообще не формировать уставный фонд. Возникает вопрос, откуда у них тогда возникнет право собственности на уставный фонд, хотя и для таких отношений будут характерны корпоративные права.
Внесенные деньги или имущество в уставный фонд (капитал) юридического лица переходит в собственность юридического лица, а учредители (акционеры) приобретают корпоративные права, которые эмитированы этим лицом.
Создание юридического лица изначально предполагает корпоративную природу отношений между учредителями. Функции по осуществлению эффективной деятельности выполняют органы управления юридического лица. Такими функциями наделяется физическое лицо или физические лица, которые выполняют обязанности юридического лица [7]. Юридическое лицо - это юридическая конструкция, которая наделяется правом для предоставления возможности формировать и отражать волю юридического лица и отстаивать его интересы. Этот орган следует рассматривать как законного представителя юридического лица. Особенность его деятельности состоит в том, что законодатель устанавливает не только законные возможности, а и необходимость формирования полных органов, их состав, порядок образования и компетенцию [8]. Таким образом, органы управления юридического лица должны действовать от имени юридического лица и в его интересах.
Корпоративные отношения характерны для разных организационно-правовых форм: частное предприятие; хозяйственное общество; хозяйственные объединения. При создании новые субъекты права могут преследовать разнообразные цели: прямое или косвенное получение прибыли; объединение своих усилий, например, в области закупки сырья, проведения исследований и.т.д.
Для такой организационно-правовой формы, как частное предприятие, характерно, что оно образуется на собственности одного физического лица. При создании частного предприятия нужно отличать понятия «собственник имущества» и «учредитель предприятия». Учредителем предприятия выступает лицо, которое определено в учредительных документах такой организационно-правовой формы. Собственником имущества частного предприятия будет выступать семья на основе совместной собственности.
Собственник (учредитель) частного предприятия может сам управлять имуществом, а может свое имущество передать в управление наемному директору. В этом случае необходимо устное или письменное согласие от супруга-собственника. Если такое согласие получено, то учредитель предприятия утрачивает право собственности на переданное имущество, зато набирает силу корпоративное право. Таким образом, в семье учредитель предприятия имеет корпоративные права, а другой из семьи является совместным собственником корпоративных прав.
Корпоративное право регулирует отношения и в хозяйственных обществах, таких как акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, коммандитное общество, полное общество. Корпоративные отношения в обществах образуются между его
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
5
участниками, органами и самим хозяйственным обществом по инициативе субъектов права [9].
Корпоративные отношения характерны и для хозяйственных объединений, как уже отмечалось выше. Юридические лица могут создавать хозяйственные объединения в целях наиболее эффективного использования производственного, финансового, научного, информационного и другого потенциала. Такие объединения отражают коллективные, региональные, общегосударственные интересы. Как известно, одним из признаков хозяйственного объединения является то, что с момента регистрации возникает новый субъект права, наделенный правами юридического лица. Учредители нового образования наделяются корпоративными правами.
Хозяйственные объединения можно поделить от характера взаимодействия между объединением и его членами на структуры координационного и субординационного типа. Первые занимаются координацией основной хозяйственной деятельности членов объединения и могут выполнять одну или несколько производственно-хозяйственных и управленческих функций по отношению к ним (ассоциация, корпорация и другие объединения с координационным характером связей). Вторые специализируются на управлении предприятиями, входящими в состав объединения (концерны, государственные объединения и др.) [10]. Интересы хозяйственного объединения как совокупности хозяйствующих субъектов представляет хозяйственная организация, которая создается учредителями.
Корпоративные отношения могут проявляться и на уровне экономики региона. Экономика региона - это система, в которую входит множество субъектов предпринимательской деятельности, где создаются блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Как известно, активизация экономики региона способствует расширению системы воспроизводства экономики территории, а также экономики государства в целом. Это является основной целью политики государства.
Можно вполне согласиться с доктором экономических наук Л.А. Савельевым, что экономику региона можно трактовать как совокупность юридических и физических лиц, объединенных общим региональным экономическим интересом ради получения прибыли, воспроизводства собственных корпоративных интересов, труда, капитала, системы корпоративных отношений [11].
Таким образом, на региональном уровне также возникают корпоративные отношения, которые отражают региональные интересы. Они создаются на основе регионального управления экономикой, поэтому необходимо обязательно учитывать региональные интересы с целью избежания централизации и бюрократизации экономической жизни страны. Во взаимоотношениях между центром и регионом, регионом и корпоративными структурами должна прослеживаться прямая и обратная связь, которая будет способствовать саморегуляции и самовоспроизводству на территории отдельного региона.
Корпоративное право в субъектном понятии - это права лица объединить усилия и капитал, стать участником хозяйственного объединения (юридического лица). Все другие субъективные права участников нового субъекта права, которые вытекают из его членства в той или иной организации, есть исходными правами и раскрывают значение понятия «корпоративное право».
Так, например, среди корпоративных прав можно определить согласно Закону Украины «О хозяйственных обществах»:
6
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
- право принимать участие в решении вопросов деятельности предприятия; оно реализуется в принятии управленческих решений пропорционально размеру части в уставный капитал путем голосования на общих сборах акционеров, общих сборах участников;
- право быть выбранным в органы акционерного общества. Акционер может быть избранным в состав исполнительного органа (правления), наблюдательный совет, ревизионную комиссию, мандатную, счетную комиссию, которые образуются обществом;
- право на часть прибыли общества, которая распределяется между акционерами и приходится на акцию (дивиденды);
- право на часть имущества, приходящаяся на акции, которыми владеет акционер в случае ликвидации предприятия. В случае прекращения предпринимательской деятельности или ликвидации предприятия, все имущество, которое остается от юридического лица, подлежит распределению между собственниками-акционерами пропорционально части каждого акционера в уставном капитале, который им принадлежит;
- право на отчуждение акций (открытое акционерное общество). Акционер как собственник акций имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, то есть может их продать, обменять, подарить или оставить в наследство.
Таким образом, Закон Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" от 4.03.1992г.; Закон Украины "О приватизации небольших государственных предприятий, (малой приватизации) от 4.03.1992г.; Закон Украины "О приватизационных бумагах" от 6.03.1992г. дали возможность провести реформирование отношений собственности в Украине и образовать корпоративный сектор экономики.
К корпоративным отношениям относится управление корпоративными организациями. В систему управления корпоративными правами могут входить разные физические и юридические лица, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями. Разделение функций в корпоративных организациях дает почву для конфликтов, которые связаны с распределением собственности и управлением, а также связи с разницей интересов между разными группами участников корпорации. Здесь затрагиваются интересы больших и малых собственников, собственников и менеджеров предприятия, собственников предприятия и работников предприятия, собственников и заинтересованных лиц.
Разнообразные конфликты между органами управления корпоративными правами возникают в случае: перехода корпоративных прав к другим лицам без их согласия (тайная скупка акций, обращение взыскания на корпоративные права); прекращения деятельности юридических лиц (не защищены права кредиторов).
Анализируя особенности развития корпоративных отношений, следует прежде всего отметить, что модель корпоративного управления непосредственно связана со спецификой отношений собственности, что обусловливает направления формирования стратегии эффективного развития экономики, создает необходимые условия для дальнейшей концентрации капитала.
Ни для кого не секрет, что в управлении корпоративными структурами возникают противоречия, поэтому возрастает роль государства в регулировании экономических процессов. Деятельность государства должна быть направлена как на выявление и удовлетворение потребностей корпоративных структур, так и на формирование и реализацию интересов субъектов экономических отношений.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
7
В нынешних условиях выход из кризиса, преодоление общественно-экономических неприятностей возможны при условии объединения авторитета власти, общественных инициатив и энергии каждого дееспособного члена общества. Наиболее оптимальной формой объединения различных интересов субъектов хозяйствования в нынешних условиях являются крупные корпоративные структуры.
Объективная необходимость формирования корпоративного сектора обусловлена:
- наличием сложностей по самостоятельному (одиночному) выходу предприятий Украины на внешние рынки;
- потерей значительной доли внутреннего товарного рынка из-за появления на нем крупных зарубежных компаний;
- системным структурным и финансово-инвестиционным кризисом экономики;
- потребностью создания новой системы инвестирования отраслей народного хозяйства при отсутствии возможностей государственного бюджета финансировать широкомасштабные инвестиционные проекты;
- потребностью в укреплении уже сложившихся технологических кооперационных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их обновления на иной основе.
Создание крупных корпоративных структур могло бы стать одним из основных инструментов для выхода экономики Украины из кризиса. Исходя из объективной необходимости, важнейшими задачами создания корпоративных структур в постсоветском пространстве являются:
- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики в условиях ограниченных инвестиционных возможностей государственных бюджетов;
- обеспечение финансовыми ресурсами сферы промышленности;
- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции местных предприятий;
- содействие демонополизации рынков продукции;
- осуществление прогрессивных структурных изменений в народном хозяйстве;
- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.
В создании крупных корпоративных структур исключительно важную роль должно сыграть государство.
Экономической основой создания крупных корпоративных структур является так называемая "мягкая" форма управления — система участия, которая позволяет объединять под эгидой головной компании значительное число фирм путем участия в их акционерном капитале. Суть ее заключается в том, что для контроля над акционерным обществом достаточно владеть определенной долей его акций.
В состав корпорации входят участники. Основной целью их объединения является укрепление своих позиций на внутреннем и мировом рынке, повышение устойчивости, эффективности и конкурентоспособности всех участников объединения.
Корпоративные структуры в форме корпораций могут быть как национальные (в масштабах одного государства), так и транснациональные (в масштабах нескольких государств).
Понятие транснациональные корпорации "ТНК" и представляет собой хозяйственное звено, функционирующее на среднем уровне между
8
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
правительственными структурами и конкретными производителями. Транснациональной корпорацией признается совокупность юридических лиц, ведущих на основе объединения активов и договорных отношений совместную хозяйственную деятельность в целях реализации их приоритетных социально-экономических интересов.
Эксперты ООН выделяют в транснациональных корпорациях такие особенности, как годовой оборот, превышающий 100 млн. дол. и наличие активов за рубежом более 25%. Наибольшие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн «Роял Датч/Шелл», а также четыре фирмы США: «Форд», «Дженерал Моторс», «Экссон» и «IBM». Приведем пример: в банковской сфере из 300 крупнейших банков около 100 - транснациональные. Примерно 2/3 операций они ведут в своих государствах и около 1/3 - за границей, в основном в развитых странах [12].
Таким образом, скелетом мировой экономики, кровью и плотью являются национальные и транснациональные корпорации, которые включают в себя средние и малые фирмы. Важно и другое — законы свободного рынка, действующие в глобальном масштабе, не работают внутри корпораций, где фактически реализуется плановое хозяйство, устанавливаются внутренние цены, определяемые стратегией корпорации, а не рынком. Сегодня размеры корпоративного сектора таковы, что только четвертая часть мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, а три четверти - по плановой корпоративной системе [12]. Таким образом, можно утверждать о том, что современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны корпораций и государств. Такой подход представляется принципиально более правильным, чем выделение только двух сторон современного хозяйственного механизма - рынка и государства без корпоративного сектора.
Выводы и перспективы развития. Для Украины очень важно на основе указанного принципа создать модель корпоративной экономики в указанном треугольнике: государство, корпорации, рынок, что приведет к обузданию рыночной стихии и создаст условия для планового управления экономикой: страны, региона, отдельных корпораций.
Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие методологические выводы:
- корпоративный сектор экономики является третьей главной силой рыночной экономики, наряду с рыночным механизмом хозяйствования и системой государственного регулирования, при этом корпоративный сектор имеет отличительные особенности в формировании своей системы управления;
- развитие корпоративного сектора в развитых странах способствует снижению рисков неплатежей и создает возможности для вовлечения внутренних инвестиционных ресурсов корпорации;
- на современном этапе глобализации хозяйственной жизни наибольшими преимуществами пользуются транснациональные корпорации, которые посредством деятельности своих дочерних компаний получают доступ к более дешевым ресурсам — капиталам, рабочей силе, налоговым льготам, а также новым рынкам сбыта своей продукции, поэтому тенденция увеличения доли активов ТНК за рубежом сохраняется;
- в то же время следует разделять проблему привлечения иностранных инвестиций в страну и проблему размещения активов ТНК за рубежом и по-разному оценивать их социально-экономические последствия, использовать различные инструменты государственного регулирования.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
9
Для этого нужно легальное создание крупных корпоративных структур, таких как ТНК. Создание ТНК окажет разностороннее положительное влияние на развитие экономик стран, с которыми будут заключены соглашения. Результатами этого влияния, при условии массового характера создания ТНК, могут стать:
- стабилизация производства;
- усиление конкурентного характера экономической среды;
- ускорение научно-технического развития;
- улучшение инвестиционной обстановки;
- структурные сдвиги;
- финансовая стабилизация;
- укрепление социальной базы экономических реформ.
В то же время индивидуальный рациональный подход к созданию ТНК позволит вовремя предусмотреть появление негативных тенденций:
- создание объединений без появления реальных собственников экономической заинтересованности в общих производственных и финансовых результатах деятельности;
- дополнительное изъятие капитала из промышленности в сферу более выгодных краткосрочных операций;
- усиление монополизации производственной, финансовой, торговой деятельности, завышение цен на конечную продукцию ТНК и др.
Устранению этих, а также других возможных негативных моментов должны способствовать как объективная экспертиза проектов ТНК, так и систематический анализ их деятельности, а также проведение специальных регулирующих мер (договорные соглашения между участниками ТНК, присутствие представителей государства в совете директоров корпораций).
Таким образом, создание условий для развития корпоративных интересов в Украине будет способствовать:
- обеспечению функционирования механизма саморегуляции и самоорганизации - выработки эффективной государственной корпоративной политики, которая бы воздействовала на реализацию интересов страны, регионов, самих корпораций;
- согласованию региональных интересов в процессе создания структур корпоративного типа;
- корпоративный сектор является главной движущей силой рыночной экономики наряду с самим рынком и системой государственного протекционизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 3 - е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - С.495.
2. Гельвецкий К.А. О буме. - М., 1938. - С. 34.
3. Головаха С. I. Сусптьство, що трансформуеться: Досвщ соцюлопчного мошторингу в УкраМ - К., 1997. - С. 131.
4. Галкин А.А. Стабильность и изменение сквозь призму культуры // Полис. - 1998. - №5. - С.114.
5. Калашникова Т.В. Некоторые проблемы теории юридических лиц и их прикладное значение (классификация корпоративного права)) // Предпринимательство, хозяйство и право. - 1998. - №10. - С. 17.
6. Комир Маэр. Корпоративное управление в рыночных и переходных экономиках / В поисках лучшего директора. - К.: Основы, 1996. - С.13.
7. Богданов Е.В. Правовое положение органа юридического лица// Журнал российского права. - 2001. - №3. - С.111.
8. Борисов В.1. Органи юридичноТ особи // Право законности. - 2001. - №53. - С.36. 10 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
9. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. - 3-е изд. - М.: Международные отношения, 1993. - С. 32-33.
10. Хозяйственное право: Учебник / В.К. Мамутов, Г.Л. Знаменский, К.С. Хахулин и др.; под ред. Мамутова В.К. - К.: Юринком Интер. 2002. - С.361.
11. Савельев Л.А. Региональная экономика в системе региональных отношений и интересов/ Современные проблемы социально-экономического развития регионов Украины // Материалы Всеукраинской научно-практической конференции 9-10 сентября 2002 г. Т.2. - Донецк; Львов, 2002.- С.23.
12. Ленский Е.В. Транснационализация капитала / Е.В. Ленский; Под ред. О.Н.Сосковца. -Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2001. - С.17-19.
Стаття надмшла до редакцп 07.04.2003 р.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
11