Посилання на статтю_
Тисунова В.Н. Современнные тенденции и перспективы развития промышленности Луганской области / В.Н. Тисунова // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006 - №1 (17). - С. 96-106._
УДК 330.322(477.61)
В.Н. Тисунова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследованы тенденции регионального развития промышленности (на примере Луганской области), где осуществлен анализ производственных факторов, влияющих на развитие конкретных субъектов экономики - состояние производственного потенциала, оценка перспективных направлений его развития и возможностей привлечения, необходимых для региональной трансформации инвестиций. Выявлены основные механизмы стимулирования экономического роста в регионе. Табл. 2, ист. 14.
Ключевые слова: регион, промышленность, трансформация, производственный потенциал, инвестиции, природные ресурсы.
В.М. Трунова
СУЧАСН1 ТЕНДЕНЦП I ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ПРОМИСЛОВОСТ1 ЛУГАНСЬКО1 ОБЛАСТ1
Дослщжено тенденцп регюнального розвитку промисловост (на прикладi ЛуганськоТ области), де здмснено аналiз виробничих фаю^в, що впливають на розвиток конкретних суб'екпв економлки: стан виробничого потен^алу, оцшка перспективних напрямгав його розвитку i можливостей залучення, необхщних для регiональноТ трансформацiТ швестицм. Виявленi основнi механiзми стимулювання економiчного росту в регiонi. Табл. 1, дж. 14.
V.N. Tisunova
MODERN LINES AND PROSPECTS OF INDUSTRY DEVELOPMENT IN LUGANSK REGION
Tendencies of regional industry development (on the example of Lugansk region) are searched, the analysis of the production factors influencing definite subjects of economy development such as condition of industrial potentials, estimation of its perspective development directions and opportunities of attraction necessary investments for regional transformation are investigated is made. The basic mechanisms of stimulation the economic growth in the region are revealed.
Постановка проблемы в общем виде. Необходимость трансформации промышленности Украины диктуется объективными экономическими законами переходной экономики. Понимания неотложности решения задач реструктуризации производственных предприятий, отраслей и комплексов руководителями и специалистами всех управленческих уровней, начиная с государственного и заканчивая отдельной фирмой, переводят эту проблему в практическую плотность. В Украине недостаточно используются потенциальные
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
1
возможности развития ее экономики. Это, конечно, в большой степени относится к проблеме организации управления как экономики в целом, так и ее регионами.
Анализ последних исследований и публикаций, где заложены основы решения данной проблемы. Актуальность проблемы структурной трансформации промышленности привлекала внимание многих отечественных и зарубежных ученых. Эти вопросы исследуются в работах О.А. Бурбело О.А., В.А.Вайсмана, А.Г. Гранберга, В.И. Захарченко, Б.Г. Клияненко, В.К. Мамутова, Н.Н. Некрасова, Н.Л. Недодаевой, Л.А. Савельева, Н.Д. Прокопенко, Н.Г. Чумаченко др. В исследованиях ученых теоретические проблемы рассматриваются на различных уровнях обобщения региональных явлений.
Выделение ранее нерешенной части общей проблемы, которой посвящается данная статья. Вместе с тем, имеющийся опыт структурной трансформации промышленности сложно реализовать без серьезных доработок. До сих пор в проблематике структурных изменений в промышленности преобладают, с одной стороны, - отраслевые аспекты исследования, с другой, -сугубо макроэкономический аспект, не учитывающий особенностей регионов, а ведь именно формирование долгосрочных проектов развития промышленности в регионах Украины в новом столетии позволит более системно осуществлять мероприятия региональной политики.
Исходя из этого, целью статьи является рассмотрение последствий структурных изменений в промышленности Луганской области и определение основных направлений совершенствования этого процесса.
Изложение основного материала исследования. Специфика регионального развития промышленности определяется целым набором объективных и субъективных условий. И, в первую очередь, это состояние производственного потенциала, оценка перспективных направлений его развития и возможностей привлечения, необходимых для региональной трансформации инвестиций. Это позволяет определить приоритетные отрасли и наиболее общую модель будущей экономики региона.
Развивая теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо, американский экономист Л.С. Туров подчеркивает, что источниками богатства отдельных индивидов, предприятий, регионов, государств всегда считались четыре фактора: обеспеченность значительными запасами природных ресурсов; владение большими капиталами (оборудованием и механизмами) на душу населения; использование передовых технологий; наличие квалифицированной рабочей силы. Соединение этих четырех факторов в определенном соотношении при участии рационального менеджмента является источником успеха [14, с. 41]. Если эти факторы соотнести с потенциалом Луганской области, то обнаруживается значительный недостаток преимуществ: из четырех факторов только один - наличие относительно квалифицированной рабочей силы можно еще рассматривать как потенциально позитивный, что характерно для подавляющего числа украинских регионов. Поэтому для теоретического обоснования возможностей роста и предложений для реализации необходимы новые подходы, которые использовались в мировой практике.
В политике территориальных органов власти главной должна стать широкая «антрепренерская» (предпринимательская) политика. Необходима ориентация не на бизнес как таковой, а на приток экономических ресурсов. Основным принципом хозяйственного развития должно стать воздействие на экономические ресурсы развития бизнеса, которые и являются основой экономического роста региона [7, 65-66].
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
В экономике Луганской области за последние два десятилетия накопились значительные проблемы. В то же время перспективы региональной трансформации остаются значительными по ряду причин: сохраненный в основном производственный потенциал в промышленности; наличие отраслей, имеющих перспективы долгосрочного развития и представляющих интерес для инвесторов; близость развитого рынка сбыта товаров широкого потребления; наличие высококвалифицированной рабочей силы и другие. Главными барьерами на пути эффективной региональной трансформации являются: ограниченность собственными энерго-сырьевыми ресурсами; дефецит внутренних финансовых ресурсов; высокая энерго- и материалоемкость производства и его инфраструктуры; невысокий в среднем уровень производственного менеджмента. Управление процессом региональной трансформации должно быть направлено на преодоление этих барьеров и создание благоприятных условий для формирования социально-ориентированной рыночной экономики региона.
Луганская область обладает минеральными, земельными, водными, рекреационными, флоры и фауны природными ресурсами. Основное место принадлежит минеральным ресурсам. Согласно данным Луганской областной администрации «на территории области насчитывается 6б5 месторождений разнообразных полезных ископаемых, из которых 236 объектов (197 месторождений) эксплуатируются. Минерально-сырьевая база области более чем на 50 % состоит из топливно-энергетического сырья (каменный уголь, свободный газ, газ угольных месторождений, конденсат). Остальные полезные ископаемые - это, в основном, минеральное сырье для производства строительных материалов. В области сосредоточено более половины (53,9%) всех меловых запасов Украины» [10] три месторождения облицовочных материалов. Однако ни одно из месторождений облицовочных материалов не разрабатывается.
«На данный момент производство строительных материалов отстает от потребностей промышленности. Исправить такое положение возможно за счет роста мощности действующих предприятий, привлечение в эксплуатацию новых месторождений и расширение сырьевой базы путем разведки перспективных участков.
Луганская область - единственна в Украине, ресурсы которой позволяют наращивать мощности по добыче коксового и энергетического угля, а также метану угольных месторождений. Уголь области конкурентоспособный среди других украинских и заграничных бассейнов» [10]. Сложные геологические условия добычи угля являются одним из факторов нерентабельности шахт в регионе.
Земельные ресурсы области - это черноземы на 63%. При этом земельный фонд характеризуется повышенной эрозированностью земель и повышенным содержанием легкорастворимых солей, а также большим количеством оврагов и балок, приводящих к уменьшению площади сельхозугодий.
В области есть минеральные источники, состав вод которых близок к источникам известных водолечебных курортов. В то же время сброс в сточные воды жидких отходов промышленного производства не позволяет их использовать по назначению.
Таким образом, рассматривая виды природных ресурсов, можно определить как положительные тенденции их использования, так отрицательные для экономики Луганской области, что дает основания утверждать, что область обладает недостаточной базой природных ресурсов для экономической самостоятельности регионального развития.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
3
Для любого региона необходимым источником богатства является наличие квалифицированной рабочей силы. Если проанализировать состояние трудовых ресурсов, то на 1 декабря 2004 года численность населения области составила 2444 тыс. человек. Для населения области характерна тенденция к сокращению населения [12, 103]. Так, за 2 года с 2002 по 2004 год население области уменьшилось на 76 тыс. чел (за 2001г. на 24726 тыс. чел; за 2002 г. на 24131 тыс. чел; за 2003 г. на 27143 тыс. чел.) [13, 138].
«Численность экономическо-активного населения в 2004 году по области составляла 1122,9 тыс. лиц, в том числе работоспособного возраста - 1040,6 тыс. лиц, и увеличилось сравнительно с 2003 годом на 44,5 тыс. лиц. Количество занятого населения увеличилось на 41,1 тыс. лиц» [10]. При этом занятость населения возросла за счет количества лиц, имеющих собственное подсобное хозяйство, раньше такие лица в расчет не брались.
Улучшается структура качества трудовых ресурсов. «Высшее образование представлено 42 высшими учебными заведениями, где учится 102,9 тыс. студентов, среди них 2 - частные и 40 - государственных заведений. Общий прием студентов по всем формам и источникам обучения составил 33,6 тыс. лиц ( в 2004 г. - 28,9 тыс. лиц). Отмечается тенденция роста численности студентов. Общий выпуск специалистов составил 24,5 тыс. лиц» [10].
Многие зарубежные экономисты считают, что именно «ценность» региона в его кадрах, а такие факторы как географическое положение; развитость транспортной и рыночной инфраструктур, являются второстепенными. Они полагают, что для региональной власти выгодней создать не новое предприятие, которое сразу обеспечит занятость тысячам людей, а несколько небольших исследовательских лабораторий, занимающихся проблемами передовых технологий, которые в конечном итоге создадут рабочие места, повысят конкурентоспособность и обеспечат стабильность развития территории. По нашему мнению, данная точка зрения не лишена смысла, хотя рассмотренные выше факторы предоставляют дополнительные возможности в развитии определенной территории.
К концу столетия в результате трансформации собственности в Украине сформировался негосударственный сектор экономики области, в котором производится большая часть товарной продукции. Приватизация в Украине продолжается уже четырнадцать лет (с 1992 года). По состоянию на 1 января 2005 количество объектов ЕГРПОУ в Луганской области всего 37443, из них объектов государственной формы собственности - 1198 (3,2 %), коммунальных
- 2144 (5,7%), политических партий, общественных организаций, структурных подразделений других форм собственности - 6223 (16,6%), остальные объекты других форм собственности составляют 27878 (74,4%) [12, с. 103]. Вышерассмотренные факты свидетельствуют, что приватизация предприятий и последующее развитие структуры экономики за время реформ не привели к непрогнозируемым изменениям в структуре промышленного производства.
Однако приватизация предприятий не способствовала становлению эффективности производства [2]. Значительное количество предприятий оказались в кризисном и предкризисном состоянии. Так, в 1993г. убыточным было каждое двенадцатое предприятие, в 1994 г. - каждое девятое, в 1995г. -каждое пятое, 1996 г. - каждое третье, у 1997-1998 гг. - каждый второй субъект предпринимательской деятельности работал убыточно. В 1999г -56%, а в 2000 г.
- 38% всех предприятий работали убыточно. Валовые убытки в промышленности в 2001г. были зарегистрированы в объеме 1,046 млрд. грн. Такое значение убытков повлияло на уменьшение (7-8% валового производства), а также тот факт, что на промышленных предприятиях постоянно
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
отсутствует прибыль, что согласно рыночным законом считалось бы сигналом глубокого кризиса и высокой степени уязвимости промышленной базы региона [8]. Однако на практике это не выражалось в конкретных административных мерах, направленных на преодоление кризиса.
На начало 2006 года ситуация улучшилась. Согласно анализу Областной Луганской администрации «19 предприятий области являются неплатежеспособными, из них 3 - в стадии ликвидации, на 14 внедрена процедура санации. Среди них такие мощные предприятия, как: ГП "Луганский станкостроительный завод", ОАО "Северодонецький приборостроительный завод", ЗАО "Луганский завод коленчатых валов", ОАО "Ивановский станкостроительный завод" и другие. Проведение санации на значительном большинстве из них является неэффективным, что вызвано отсутствием инвесторов» [10].
Не все предприятия являются убыточными. Определенно существует группа предприятий, работающих в различных отраслях промышленности, которые достигли некоторого коммерческого успеха и имеют потенциал развития. В рамках существующих сводных данных они не выделены в отдельную группу, однако могут составить значительную часть всех усилий по возрождению промышленности.
Значение промышленности для интересов любого государства и ее регионов бесспорно [6, с. 79]. Луганская область попадает в шестерку наиболее развитых промышленных регионов, в которую входят Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Полтавская, Харьковская области и г. Киев, в том числе и Луганская область [11]. На ее территории проживает 5,3 % населения Украины, 4,5 % всего работающего населения, 8% населения, занятого в промышленности. Кроме этого, область производит 13 % валовой добавочной стоимости (ВДС) [5]. Однако экономические показатели региона свидетельствуют о значительных трудностях. Несмотря на достигнутый в 2004 году прогресс, который нашел свое отражение в снижении уровня безработицы и дальнейшем росте количества зарегистрированных предприятий, очевидно, что серьезные структурные проблемы экономики все еще остаются нерешенными.
С1990 по 1999 гг. в Луганской области катастрофически нарастал спад производства. В табл. 1. представлены темпы снижения общего объема промышленного производства в процентах к предыдущему году. Начиная с 1999 года, в области продолжается стабильная и эффективная работа промышленного комплекса [1, 10]. «В 2005 году темпы роста объемов промышленного производства области в сравнении с предыдущими годами несколько замедлились. За 9 месяцев 2005 года темп роста выпуска промышленного производства составлял 103,0 % к соответствующему периоду 2004 года (по Украине - 103,2 %)», т.е. показатели были ниже (на 0,2%), чем по Украине в целом [10]. Самые высокие показатели темпов выпуска промышленного производства были зафиксированы в 2000 г. (на 130,4%) и 2001г. (на 130,3%) (см. табл 1.).
Таблица 1
Темпы снижения общего объема промышленного производства в процентах к
предыдущему году
Годы 1990 1991 1995 1996 1999 2000 2001 2002 2003 2004 За 9 мес. 1995
Всего по 98,0 92,5 74,2 82,8 108,2 130,4 130,3 104,2 111,8 110,8 103
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17) 5
¡области |
Предшествующий спад выпуска промышленной продукции до 2000 г. был неодинаков среди различных видов производства (табл. 2.):
Таблица 2
Сокращение объемов выпуска продукции, %
Группы продуктов 1990 - 1999
Уголь - 40
1 Первичная очистка нефти || - 23 |
Сталь - 36
Готовый прокат || - 28 |
Металлорежущие станки - 95
Синтетический аммиак - 13
Согласно таблице в наиболее худшем положении оказались такие отрасли, как добывающая промышленность (- 40 %), металлургия и обработка металла (54 %), машиностроение и металлорежущие станки (- 95 %), химическая и нефтехимическая (- 36 %).
По мнению М. Скрипниченко и Т. Приходько, в работе "Пщсумки ринкових перетворень та прогноз розвитку економки Украши до 2005 року" можно сделать вывод, что на протяжении 1993-1999 гг, в стране существовали три основные причины, послужившие становлению кризиса в экономике. Первой из них является снижение ВВП и эффективности производства, что характеризовалось ухудшением состояния основных фондов, неразвитостью рынка трудовых ресурсов, значительным снижением продуктивности труда в официальном секторе экономики, а также ростом структурных и ценовых диспропорций в производстве товаров и услуг, усилением несбалансированности восстановительных процессов. Второй немаловажной причиной является снижение совокупного спроса, который был ключевым фактором спада производства и сворачивания инвестиционной деятельности за ретроспективный период. Эта проблема возникла, главным образом, из-за постепенного увеличение потребления в секторе общегосударственного управления, снижения реальных валовых инвестиций, значительного уменьшения части смены запасов материальных оборотных ценностей. И ещё одна немаловажная причина - это отсутствие эффективного продвижения в направлении обеспечения необходимых институциональных превращений и создание рыночной среды, которая характеризовалось дестабилизирующим влиянием инфляционных процессов, недостатками действующей налоговой системы, несбалансированностью доходов и затрат бюджета, ограничением кредитных ресурсов, неэффективным регулированием экономики и недостаточной результативностью официальной деятельности во всех сферах и отраслях экономики, отсутствием гибкой политики НБУ в курсовой деятельности, а также потерей традиционных рынков сбыта [9, с. 30].
Все перечисленные проблемы, безусловно, повлекли за собой кризисную ситуацию в экономике, но очевидным является то, что сам по себе кризис выступил инструментом развития инновационно-усовершенствованных систем экономических отношений и Украина путём «проб» и «ошибок» смогла достичь заметных сдвигов в экономике.
Несмотря на реальное положение промышленных предприятий Луганской области, они продолжают представлять собой важное национальное достояние.
6
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
Например, промышленность Луганской области характеризуется относительно высокой долей экспорта.
«На область приходилось в 1995 г. 5,8 % общегосударственного экспорта и 1,5 % - импорта, что позволяет занимать соответственно 5 и 13 места среди регионов. В текущем году 314 субъектов хозяйствования области осуществляли экспортные операции и 317 - импортные. Внешнеэкономические отношения осуществлялись с 105 странами мира.
В структуре экспорта преобладают металлы - 33,5% от общего объема экспорта области (в т.ч. черные металлы - 29,6%.), а также энергетические материалы, нефть и продукты ее перегонки - 30,8%, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности - 17,3%. В структуре импорта продукции наибольший удельный вес приходится на минеральные продукты (энергетические материалы, нефть и продукты ее перегонки) - 76,2 %» [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что в экспорте Луганской области доминируют металлы. Данная тенденция имеет отрицательные последствия для Украины, т.к. интеграция экономики нашего государства в глобализированную экономическую систему, ведет к неэквивалентному обмену товарами, когда за достижение экономики знаний Украина рассчитывается доходами, полученными от природной ренты, и таким образом попадает в технологическую зависимость от высокоразвитых стран.
Изменение структуры промышленности в Луганской области непосредственно отразилось на занятости региона. В сложившейся ситуации в основном была распространена неполная занятость: значительная часть работников находилась или в отпуске (не по собственному желанию) или работала на неполной ставке.
В Луганской области наблюдаются те же тенденции, что и во всей Украине по характеру изменений структуры и количества предприятий. Так, в области отмечается значительный рост малого бизнеса и мелких предпринимателей. Эти преобразования отражают политику и поддержку областной администрации и смену характера занятости в сторону самозанятости. Почти половина (46%) малого бизнеса приходится на торговлю (розничную и оптовую) и 16% - на промышленность [12, с. 101].
«На начало 2005 года количество малых предприятий в регионе составило 10267 единиц, предпринимателей - физических лиц - 74937, фермерских хозяйств - 1501. Темпы прироста количества субъектов малого предпринимательства к 2004 году составили: малых предприятий - 101,0 %, физических лиц - 107,2 %, фермерских хозяйств - 96,7 %» [10].
Общая картина структуры предприятий показывает, что в Луганской области меньше предприятий, что соответствовало бы количеству населения (на фоне всей Украины), и размеры предприятий выше среднего, что отражает последствия (наследие) тяжелой и угольной промышленности. Поэтому очевидно из сравнения с общегосударственными показателями, что Луганская область имеет потенциал для дальнейшего расширения мелких и малых предприятий. Проведенные исследования, разрешают рекомендовать следующие организационно-структурные и производственно-технические направления развития малых предприятий в промышленных регионах Украины, в частности, в Луганской области:
- стремление к заключению контрактов с предприятиями крупного бизнеса, характерными для отраслевой структуры экономики данного региона;
- закрепление за собой тех сегментов и ниш рынка, которые по тем или другим причинам невыгодные крупным фирмам;
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
7
- объединение малых предприятий в ассоциации с сохранением права юридического лица, такие организации должны проводить организационно-методическую, информационную и финансовую работу для обеспечения нормальных условий функционирования малого бизнеса на конкретной территории региона;
- упрощение и улучшение режима налогообложения, что представляет собой наиболее заметную экономическую тенденцию в последние годы.
Политика поддержки со стороны администрации области и районов может усилить устойчивость этой тенденции. Таким образом, наряду с крупными предприятиями, холдингами и ПФГ, в экономике региона существует своя ниша и для предприятий малого бизнеса.
Эффективная работа реального сектору экономики в последние годы (см. табл. 1) способствовала сохранению тенденции роста объемов поступлений в бюджеты. Это позволило увеличить объемы финансирования государственных и региональных программ, обеспечить ресурсами в полном объеме затраты по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, расчеты за энергоносители, обеспечить финансирование текущих выплат пенсий. Своевременно проведены расчеты по всем социальным трансфертам населения.
Согласно данным Луганской областной администрации «номинальная среднемесячная заработная плата одного штатного работника за I полугодие т. г. составила 729,32 грн. и увеличилась по сравнению с I полугодием 2004 года на 33,4%. (по Программе - на 30,0%). Она превышает уровень минимальной заработной платы (290 грн.) в 2,5 раза и прожиточный минимум для трудоспособного населения (453 грн.) в1,6 раза.
Задолженность по заработной плате составляла на 01.08.2005 г. 133,3 млн. грн. и снизилась в течение июля на 5,6 млн. грн. или на 4,0%. Однако по сравнению с показателем на 01.01.2005 г. рост составлял 16,7 %.
Задолженность по заработной плате по предприятиям городов и районов области на 29.08.2005 г., по данным мониторинга, составляет 116,8 млн. грн. По сравнению с показателем на 01.01.05 долг сократился на 17,5 млн. грн., или на 12,7%» [8].
Однако повышение заработной платы не привело к серьезному повышению реальных доходов людей. Главные причины отсутствия тесной указанной взаимосвязи состоит в том, что украинский рынок до сих пор не включил механизмы стимулирования конкуренции за качественные трудовые ресурсы и их воспроизводства, а также обеспечения адекватного роста доходов трудящихся по сравнению с ростом цен.
Последующее повышение уровня жизни населения непосредственно связано со стабильной и эффективной работой хозяйственного комплекса области, что будет способствовать росту денежных доходов и, прежде всего, заработной платы, а также увеличения потребительского спроса и, как следствие, повышения объемов производства.
С целью стимулирования развития промышленности ученые выделяют два механизма экономического роста в регионах. Первый путь - задействовать в полном объеме все факторы производства путем привлечения бюджетных инвестиций, в результате использования которых возникают мультипликационный эффект - запускается производство, увеличивается занятость, растет платежеспособность населения и в итоге рост валового национального продукта (Дж.М. Кейнс). И второй путь - инновационный, требующий внедрения прогрессивных финансовых технологий и формирования организационной системы управления, направленной на положительные
8
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
изменения структуры экономики региона, а также создания взаимовыгодного механизма для внедрения инновационных разработок на неиспользуемых производственных мощностях. На практике внутри региона могут быть задействованы оба подхода.
В условиях дефицита инвестиционных ресурсов государству проблемно собственными усилиями восстановить производство. Поэтому важнейшей задачей становится гармонизация инвестиционных интересов государства и частных монополий в целях проведения активной и сбалансированной структурной политики.
Основным источником реальных инвестиций являются собственные средства предприятий. На настоящий момент (2003-2004гг.) доля собственных средств предприятия в общем объеме капиталовложений снижается. Отсюда проблема, от решения которой зависит тенденция развития экономики нашей страны в целом и регионов. Это проблема управления ресурсным потенциалом предприятий. Предприятиям нужны средства, прежде всего, для капитальных вложений в модернизацию их оборудования.
Прямая зависимость между рентабельностью предприятий, их прибылью и инвестициями в расширение производства находит проявление и в динамике этих показателей. Снижение рентабельности предприятий сузило источники финансирования, что и сказалось на уменьшении инвестиций.
Уменьшение инвестиций, по логике цепной реакции, обусловило отрицательные процессы и в инновационной деятельности. Доля предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью, в их общем количестве также имеет тенденцию к снижению.
«Когда речь идет об инновациях, то чаще всего имеется в виду механизм государственного финансирования этого процесса. Но в рыночной экономике должны существовать собственные, построенные на сугубо рыночных принципах, механизмы и институции, которые бы обеспечивали инвестирование в инновационную сферу в целях получения прибыли» [4, 46]. Речь идет сегодня о становлении в Украине принципиально новой дееспособной национальной инновационной системы, которая бы функционировала на рыночных основах, на принципах самовоспроизводства.
Согласно статистическим данным по Луганской области «В течение января -сентября 2005 года инновационную деятельность осуществляло 35 промышленных предприятия или 5,6 % общего их количества (за январь -сентябрь 2004 года - 36 промышленных предприятия, или 5,8 % их общего количества)» [10]. Данное количество предприятий является безусловно недостаточное для экономики области.
Следует заметить, что основы экономики региона составляют технологии, созданные 30-40 лет назад. Для них характерно избыточное потреблении энергии, топлива, материалов и труда. Поэтому важной задачей нынешнего этапа является внедрение наукоемких производств на основе рационального использования ресурсов и за счет этого увеличения объемов выпуска конкурентоспособной продукции в Луганской области.
Таким образом, учитывая уровень сегодняшних инвестиций, проблемы задолженности, динамику развития экономики, перспективы получения ресурсов в необходимых объемах для региона выглядят фантастическими и нереальными. Внутренний потенциал области недостаточен для изыскания таких ресурсов. Но и анализ динамики внешних инвестиций показывает, что они также не смогут кардинально разрешить возникающие проблемы в развитии экономики региона. Поэтому особое место в стимулировании инвестиционного потока должно отводиться государственным и местным органам власти,
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
9
действия которых должны быть направлены на формирование благоприятного политического, правового и экономического климата.
В заключение статьи можно сделать следующие выводы. Структура экономики области сложилась в середине прошлого века под воздействием многих факторов, в том числе и планово-директивных, и остается достаточно консервативной. В целом региональная структура экономики в среднесрочной перспективе останется достаточно стабильной: прогнозируемые изменения внутри отраслей будут существеннее, чем межотраслевые.
В силу этого, как для страны в целом, так и для Луганской области в частности важно:
- поддержать и в дальнейшем на основе имеющихся тенденций опережающий рост капиталовложений, в том числе и в обрабатывающую промышленность;
- поддержать капиталоемкий путь развития, используя внутренний рынок и рынок стран-соседей, переживающих аналогичный процесс;
- использовать основные ресурсы высокотехнологичного и интеллектуального, прежде всего, просвещенческого развития, которые уже были сформированы при прежней экономической системе;
провести экспансию на внешние рынки высокотехнологичной продукции с высоким удельным весом валовой добавленной стоимости в целях дальнейшей равноправной интеграции в мировую хозяйственную систему;
«содействовать формированию крупных корпоративных структур, интегрирующих финансовый капитал, торгово-сбытовой сети, производственный и научно-технический потенциал» [3, 106].
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении
1. На территории Луганской области сосредоточены предприятия угольной и металлургической промышленности, химии и энергетики, машиностроения и строительных материалов. Кроме того, в области имеются уникальные природные богатства, ее отличает очень выгодное географическое положение, здесь живут и трудятся миллионы людей, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом.
2. На сегодня воспроизведенная структура региональной экономики является деформированной: неустанно возрастает доля сектора первичной переработки сырья и промежуточного продукта, сокращается доля потребительского и инвестиционно-инновационного секторов, продолжается старение основного капитала, который предопределяет диспропорции в стоимостной структуре производства.
3. Для устойчивого регионального развития методами государственного регулирования необходимо обеспечить следующие институциональные условия: прогрессивную структуру собственности, когда большая часть предприятий находится под контролем эффективного собственника, заинтересованного в развитии предприятия; приток средств крупных стратегических инвесторов в производственный сектор; систему перераспределения ресурсов в перспективные производства; достаточный платежеспособный спрос на продукцию промышленности на внутренних и внешних рынках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ итогов социально-экономического развития Луганской области в 1996 году/ Под общ. Ред. Нач. обл. упр., Силкина И.М. - Луганск,1997. - 95с.
2. Бурбело О.А., Тисунова В.Н., Недодаева Н.Л. Преобразование отношений собственности в Украине. Монография - Луганск: РИО ЛИВД МВД Украины,1998. -162 с.
10 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
3. Вайсман В Современная региональная экономика /Вайсман В.А., Захарченко В.И., Молинина Е.В./; Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований; -Одесса: Наука и техника, 2004. - 160 с.
4. Гаман Н. Государственная поддержка финансирования инноваций //Экономика Украины. - 2004. - №8. - С.44-49.
5. Государственный комитет статистики Украини. - http:// www.ukrstat.gov.ua.
6. Государственная программа развития промышленности, одобренная постановлением КМУ от 28.07.2003 г. №11 // Офщмний вюник УкраТни. - 2004. - №31. - Ст.16-28.
7. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. - М.: "Финансы и статистика". - 2001. - 230 с.
8. Луганская областная администрация http:// www.loga.gov.ua.
9. Приходько Т., Скрипниченко М. Пщсумки ринкових перетворень та прогноз розвитку економки Укра'ни до 2005 року //Економют. - 2001. - №1. - С. 26-36.
10. Программа экономического и социального развития Луганской области на 2006 год, принятая на Сессии областного совета 25.01.2006 г. - сайт Луганской областной администрации http:// www.loga.gov.ua.
11. Проект Государственной стратегии регионального развития Украины до 2013 г. КМУ http:// www.kmu.gov.ua.
12. Со^альне та економiчне становище Лугансько''' област за 2004 р. /Статистичний бюлетень за 2004 р Державний комтет статистики Укра'ни, Луганське обласне управлЫня статистики. - Луганськ, 2005. - 126 с.
13. Со^альне та економiчне становище Лугансько' област за 2002 р./Статистичний бюлетень за 2002 р. Державний комтет статистики Укра'ни, Луганське обласне управлЫня статистики. - Луганськ, 2003. - 158 с.
14. Lester C. Thurow. Head to head: the coming economic battle asmong Japan. Europe and America - New York:Wamer Books td. 1993., Р.39-55.
Стаття надмшла до редакцп 20.02.2006 р.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
11