Научная статья на тему 'РУССКИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДИКАТЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ БЕЗ ПРИСТАВОК, В «ЗЕРКАЛЕ» КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА'

РУССКИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДИКАТЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ БЕЗ ПРИСТАВОК, В «ЗЕРКАЛЕ» КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
описательный предикат / лингводидактика / русский язык / китайский язык / изучение иностранного языка / глаголы движения / descriptive predicate / linguodidactics / Russian language / Chinese language / foreign language learning / verbs of motion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Ю. Дементьева, Чжан Синь

В статье рассматриваются русские описательные предикаты, представленные сочетанием глагола движения без приставки и отглагольного существительного, в сравнении с их смысловыми эквивалентами и структурно-семантическими аналогами в китайском языке. Глаголы движения в составе русских описательных предикатов делексикализованы в разной степени; они утрачивают свойства, характерные для глаголов движения в прямых значениях. Описываются структурно-семантические типы русских описательных предикатов, анализируется взаимосвязь глагола в их составе и семантики предиката. Описательные предикаты с бесприставочными глаголами движения вызывают трудности у китайских студентов в процессе изучения русского языка на разных этапах обучения. На основе сопоставительного анализа выявлены как случаи структурно-семантического сходства, так и отличия русских описательных предикатов от их китайских эквивалентов, раскрываются причины трудностей, с которыми сталкиваются китайские учащиеся при восприятии, переводе и употреблении в речи русских описательных предикатов с глаголами движения без приставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN DESCRIPTIVE PREDICATES, CONTAINING VERBS OF MOTION WITHOUT PREFIXES, IN THE “MIRROR” OF THE CHINESE LANGUAGE

The article examines Russian descriptive predicates, represented by a combination of a verb of motion without a prefix and a verbal noun, in comparison with their semantic equivalents and structural-semantic analogues in the Chinese language. Verbs of motion as part of Russian descriptive predicates are delexicalized to varying degrees; they lose the characteristic of verbs of motion in direct meanings. The structural and semantic types of Russian descriptive predicates are described, the relationship between the verb in their composition and the semantics of the predicate is analyzed. Descriptive predicates involving verbs of motion without prefixes cause difficulties for Chinese students in the process of learning the Russian language at different stages of learning. Based on a comparative analysis, both cases of structural and semantic similarity and differences between Russian descriptive predicates and their Chinese equivalents are identified, and the reasons for the difficulties that Chinese students encounter when perceiving, translating and using in speech Russian descriptive predicates involving verbs of motion without a prefix are revealed.

Текст научной работы на тему «РУССКИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДИКАТЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ БЕЗ ПРИСТАВОК, В «ЗЕРКАЛЕ» КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА»

различными способами (см. табл. 2). Китайские учащиеся далеко не всегда понимают смысловые различия между ОП, включающими один и тот же ГД. В случае, когда при переводе ОП с экспликатором нести на китайский язык используется словосочетание с полнознаменательным глаголом, учащиеся часто используют неправильный глагол и переводят, например, ОП нести наказание не как «терпеть наказание» а как «взять на себя наказание» МШйЯ При этом даже правильный перевод часто не передает всех смысловых нюансов русского ОП, т. к. перевод ОП нести наказание как «терпеть наказание» смещает акцент с факта наказания на состояние наказанного человека, что не полностью соответствует значению русского ОП. Перевод ОП нести обязанности как chengdan yiwu (брать на себя обязанности) тоже нельзя считать точным, поскольку русский ОП подразумевает не только факт выполнения обязанностей, но и отношение к ним.

Таким образом, нами были выявлены и описаны русские ОП с глаголами движения без приставок в русском языке; были проанализированы их структурно-семантические типы и грамматические особенности; было произведено сравнение русских ОП с соотносительными единицами в китайском языке, описаны

Библиографический список

их сходства и различия; были выявлены трудности, с которыми сталкиваются китайские студенты при восприятии, употреблении в речи и переводе данных единиц. Русские описательные предикаты, имеющие в своем составе семантически ослабленный глагол движения без приставки, весьма многочисленны, разнообразны по семантике и частотны. Русские ОП не имеют точных эквивалентов в китайском языке. Наиболее близки в структурно-семантическом отношении русские ОП с экспликаторами идти, вести и структуры с делексикализованным глаголом jinxing Я^г в китайском языке. ОП с экспликаторами нести, носить, водить не имеют структурных соответствий и переводятся на китайский язык либо одним полнозначным глаголом, либо сочетанием полнозначного глагола и имени.

Результаты проведенного исследования русских описательных предикатов, включающих в свой состав глаголы движения без приставок, в сопоставлении с их смысловыми эквивалентами и структурно-семантическими аналогами в китайском языке должны учитываться при лингводидактическом описании данного фрагмента русской языковой системы в целях обучения китайских студентов русскому языку.

1. Всеволодова М.В., Кузьменкова В.А. Описательные предикаты как фрагмент русской синтаксической системы. Вестник Московского университета. 2003; № 5: 7-29.

2. Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории. Москва, 1972.

3. МАС. Словарь русского языка: в 4 т. Москва, 1988.

4. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент фундаментальной прикладной (педагогической) модели языка. Москва: УРСС, 2017.

5. Кузьменкова В.А. Типология описательных предикатов и их аналогов в современном русском языке. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2000.

6. Балуева А.О. Русские глаголы движения во вторичной семантической функции в составе описательных предикатов: лингводидактический аспект. Тезисы докладов международной конференции. Казань: КФУ, 2017; № 2: 24-28.

7. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Основы фразеологии. Москва: ФЛИНТА, 2019.

8. Русская грамматика. Москва: Наука, 1982; Т. I.

9. Люй Ш. Восемьсот слов на современном китайском. Пекин: Коммерческая пресса, 1999.

10. Ся Ю. Эволюция фиктивных глаголов в китайском переводе на основе диахронического корпуса - на примере «jinxing». Преподавание и исследование иностранных языков. 2022; T. 54, № 2: 265-321.

11. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии. Парадигматика. Москва: Языки славянских культур. 2009; Т. I.

12. Балуева А.О. Русские описательные предикаты с экспликатором вести: лингводидактический аспект. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020; № 7 (150): 73-77.

13. Чжан Ц. Исследование китайских делексикализованных глаголов на основе модели расширенных смысловых единиц - на примере «zuochu». Преподавание и исследование иностранных языков. 2018; T. 5, № 1: 34-44.

14. Современный китайский словарь. Пекин: Коммерческая пресса, 2016.

References

1. Vsevolodova M.V., Kuz'menkova V.A. Opisatel'nye predikaty kak fragment russkoj sintaksicheskoj sistemy. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2003; № 5: 7-29.

2. Lomtev T. P. Predlozhenie i ego grammaticheskie kategorii. Moskva, 1972.

3. MAS. Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. Moskva, 1988.

4. Vsevolodova M.V. Teoriya funkcional'no-kommunikativnogo sintaksisa: Fragment fundamental'nol prikladnol(pedagogichesko) modeli yazyka. Moskva: URSS, 2017.

5. Kuz'menkova V.A. Tipologiya opisatel'nyh predikatov i ih analogov v sovremennomrusskom yazyke. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2000.

6. Balueva A.O. Russkie glagoly dvizheniya vo vtorichnoj semanticheskoj funkcii v sostave opisatel'nyh predikatov: lingvodidakticheskij aspekt. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj konferencii. Kazan': KFU, 2017; № 2: 24-28.

7. Baranov A.N., Dobrovol'skij D.O. Osnovy frazeologii. Moskva: FLINTA, 2019.

8. Russkaya grammatika. Moskva: Nauka, 1982; T. I.

9. Lyuj Sh. Vosem'sot slov na sovremennom kitajskom. Pekin: Kommercheskaya pressa, 1999.

10. Sya Yu. 'Evolyuciya fiktivnyh glagolov v kitajskom perevode na osnove diahronicheskogo korpusa - na primere «jinxing». Prepodavanie iissledovanie inostrannyh yazykov. 2022; T. 54, № 2: 265-321.

11. Apresyan Yu.D. Issledovaniya po semantike i leksikografii. Paradigmatika. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur. 2009; T. I.

12. Balueva A.O. Russkie opisatel'nye predikaty s 'eksplikatorom vesti: lingvodidakticheskij aspekt. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 7 (150): 73-77.

13. Chzhan C. Issledovanie kitajskih deleksikalizovannyh glagolov na osnove modeli rasshirennyh smyslovyh edinic - na primere «zuochu». Prepodavanie i issledovanie inostrannyh yazykov. 2018; T. 5, № 1: 34-44.

14. Sovremennyj kitajskij slovar'. Pekin: Kommercheskaya pressa, 2016.

Статья поступила в редакцию 03.02.24

УДК 37.014

Derkachev I.S., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: derkachevigor1997@mail.ru

Tarlavsky V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Technological and Natural Sciences, Voronezh State Pedagogical University

(Voronezh, Russia), E-mail: tvi0910@mail.ru

PERSONALIZATION OF SCHOOL CAREER GUIDANCE BY MEANS OF DIGITALIZATION: DEVELOPMENT PROSPECTS. The article deals with a problem of personalization of school career guidance by means of digitalization. At the same time, the phenomena of personalization of career guidance and digitalization of career guidance in this work are considered both as separate independent elements and as components of one phenomenon, namely, the personalization of school career guidance by means of digitalization. In accordance with the distinctive features of personalized career guidance highlighted in the article, the means of personalization of career guidance are specified and their characteristics are indicated. One of the most promising means for personalizing career guidance is the means of digitalizing career guidance, among which the digital career guidance profile of a student has the greatest effectiveness, the advantages, features and prospects of using which are described in this study. The article also describes the possible functionality of a student's digital career guidance profile in accordance with the modern realities of the development of the education system in relation to the digital space. The summary of this study indicates not only how effective a student's digital career guidance profile is, but also where it can be used as an effective means of personalizing career guidance.

Key words: personalization, career guidance, digitalization, digital profile, digitalization tools, digital career guidance platforms

И.С. Деркачее, аспирант, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж, E-mail: derkachevigor1997@mail.ru

В.И. Тарлаеский, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж, E-mail: tvi0910@mail.ru

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается проблема персонализации школьной профориентации средствами цифровизации. При этом феномены персонализации профориентации и цифровизации профориентации в данной работе выделяются и как отдельные самостоятельные элементы, и как составляющие одного явления, а именно - персонализации школьной профориентации средствами цифровизации. В соответствии с выделяемыми в статье отличительными особенностями персонализированной профориентации уточняются средства персонализации профориентации, и указывается их характеристика. Одним из наиболее перспективных средств для персонализации профориентации являются средства цифровизации профориентации, среди которых наибольшей эффективностью обладает цифровой профориентационный профиль школьника, преимущества, особенности и перспективы использования которого описываются в данном исследовании. Также в статье рассмотрен возможный функционал цифрового профориентационного профиля школьника в соответствии с современными реалиями развития системы образования относительно цифрового пространства. В подводимых итогах данного исследования указывается не только то, какой эффективностью обладает цифровой профориентационный профиль школьника, но и то, где он может быть использован в качестве эффективного средства персонализации профориентации.

Ключевые слова: персонализация, профориентация, цифровизация, цифровой профиль, средства цифровизации, цифровые профориента-ционные платформы

Статья выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках выполнения государственного задания в сфере науки (номер темы QRPK-2024-0016)

Актуальность исследования определяется тем, что персонализация профориентации в актуальных условиях развития образования является необходимым шагом к построению современной профориентационной работы с обучающимися. Для этого могут применяться различные средства организации профориента-ционной работы, такие как, например, средства цифровизации. При этом данная проблема широкого изучения в отечественной научно-педагогической литературе не получила, в связи с чем мы считаем актуальным исследование персонали-зации школьной профориентации средствами цифровизации.

Цель исследования: рассмотреть персонализацию школьной профориентации средствами цифровизации и предложить механизмы ее развития.

Объект исследования: профориентационная работа, реализованная в цифровой среде.

Задачи исследования:

1) провести анализ научно-педагогической литературы в областях персона-лизации и цифровизации профориентации, выделить отличительные особенности персонализированной профориентационной работы;

2) уточнить средства персонализации профориентации, определить понятие «цифровой профориентационный профиль школьника»;

3) выявить сущность цифрового профориентационного профиля школьника как одного из наиболее эффективных средств персонализации профориентации;

4) наметить результаты, которые должны быть достигнуты при персонали-зации профориентационной работы в школе, посредством цифрового профори-ентационного профиля школьника.

Научная новизна состоит в том, что в современных реалиях развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в системе образования, позволяет организовать многие образовательные процессы в онлайн-фор-мате. Профориентационная работа не является исключением. Существует достаточное количество разнообразных интернет-ресурсов профориентацион-ной тематики (цифровые образовательные платформы, веб-сайты и т. п.). Новизна же нашего исследования и предлагаемой нами идеи, заключается в том, что:

- в данном исследовании для персонализации профориентации мы предлагаем к использованию такое средство цифровизации, как цифровой профо-риентационный профиль школьника, отличительной особенностью которого (от других похожих ресурсов) является ориентация на тесное цифровое взаимодействие всех субъектов профориентации (обучающиеся, родители, психологи, педагоги и т. д.) данной платформы между собой;

- цифровой профориентационный профиль школьника является платформой, которая может быть ориентирована на персонализацию профориентации, особенности реализации которой в данном контексте будут рассмотрены ниже.

Теоретическая значимость: материал данной работы направлен на раскрытие ключевых аспектов персонализации профориентации с помощью средств цифровизации (цифровой профориентационный профиль школьника).

Практическая значимость состоит в том, что цифровой профориентационный профиль школьника может быть использован и как средство персона-лизации профориентации, и как основная платформа для организации многих аспектов профориентационной работы в формате онлайн, а также может быть применен многими образовательными организациями.

В контексте настоящего исследования мы прибегаем к использованию таких теоретических методов исследования, как анализ, синтез, обобщение и индукция для решения поставленных задач.

Система профориентационной работы с обучающимися в современной образовательной системе претерпевает как качественные, так и количественные изменения, которые проявляются как в разнообразии форм и технологий профо-риентационной деятельности, так и в повышении уровня ее реализации. Сегодня современная профориентационная работа, как и образовательная система в целом, берет курс на персонализацию, которая ориентирована на каждого обучающегося, в зависимости от его личностных качеств, знаний, умений и навыков.

Стремительная цифровизация образования и профориентации актуализирует проблему реализации персонализированной профориентационной работы с обучающимися средствами цифровизации.

Одной из современных тенденций в этой сфере является ориентация не на профессию как таковую, а на профессиональную область, то есть когда обучающемуся предлагается целый веер профессий смежных или сходных по каким-либо признакам. Следующей важной тенденцией является то, что старшекласснику предлагают профессии, наиболее полно удовлетворяющие его запросы и потребности на данный момент его жизни. При этом подчеркивается, что профессиональное развитие не останавливается, человек постоянно совершенствуется, перед ним открываются новые профессиональные горизонты, а значит, возникает необходимость учиться и, возможно, приобретать новые компетенции. Такая установка снижает чрезмерную значимость выбора профессии (по типу «Выбор профессии - выбор судьбы») и, как правило, связанную с этим тревожность. Педагог помогает создать у старшеклассника ориентацию на непрерывное образование в течение жизни, обусловленное изменениями в мире профессий и в нем самом (Нечаев М.П., Фролова С.Л. [1]).

Феномен персонализации профориентации является практически не исследованным, а единственные исследования в данной области (Мельник Н.М. и Нестеренко В.М. [2, с. 43]) посвящены аспектам самореализации обучающихся в процессе профессионального самоопределения. Само понятие «персонализа-ция» встречается в научно-педагогические литературе (П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина [3], Петровский В.А. [4, с. 40-46], Зеер Э.Ф., Третьякова В.С. [5]) в психолого-педагогическом контексте и контексте системы образования. Сущность персонализации в педагогике заключается в том, что она направлена на формирование процесса обучения, который выстраивается педагогом для конкретного обучающегося не только с учетом индивидуальных особенностей и способностей его личности, но и с учетом влияния последнего на сам этот процесс и на свой индивидуальный путь развития в той или иной области.

При этом под персонализацией профориентации мы будем понимать процесс, направленный на построение такой профориентационной работы, которая выстраивается с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и при которой он на основании полученной профориентационной помощи пробует свои силы в наиболее подходящих ему профессиональных деятельностях, проявляет инициативность и сам выбирает для себя дальнейший путь своего профессионального развития. А итогом такого процесса является персонализированная профориентация, которая, на наш взгляд, представляет собой специфический вид профориентации, который направлен не только на оказание профориента-ционной помощи, но и на углубление в личность обучающегося, на воспитание обучающегося в соответствии с профессиональными качествами, знаниями, умениями и навыками, самостоятельно сделавшего ответственный, осознанный выбор своего дальнейшего профессионального пути и готового к освоению выбранной им профессии.

Таким образом, персонализированная профориентация имеет ключевые особенности:

- инициативность и самостоятельность обучающегося;

- углубленное изучение личности обучающегося с целью выявления его профессиональных склонностей, особенностей, потребностей и интересов;

- формирование максимально подробного и достоверного профессионального портрета личности обучающегося;

- организация профориентационной работы, уникальной для каждого конкретного обучающегося;

- формирование профессионально компетентной личности обучающегося, который самостоятельно сделал осознанный выбор своего будущего профессионального пути;

- профориентационная работа не становится дополнительным учебным процессом, который добавляет учебную нагрузку на обучающегося (что приводит

к снижению мотивации), а предоставляет обучающемуся все возможности для самоорганизации (педагоги, психологи и специалисты лишь задают направление профориентационной работы и корректируют его в случае строгой необходимости) своей профориентационной деятельности (обучающийся сам выбирает время для нее, то, в какой последовательности участвовать в тех или иных формах и методах профориентационной работы, строит свой персональный путь развития), что позволяет персонализировать профориентацию настолько, насколько это в принципе является возможным в соответствии с профессиональными качествами личности обучающегося.

Педагогам важно подобрать наиболее эффективные педагогические средства, которые обеспечат профориентационную работу с обучающимся, соответствующую вышеупомянутым отличительным особенностям, что позволит сделать ее персонализированной.

Проблема организации профориентационной работы с помощью различных педагогических средств рассматривалась отечественными учеными (Шевцова Н.В. [6, с. 202-205]; Соснина А.А., Стерхова Н.С., Разливинских И.Н. и Мило-ванова Л.А. [7, с. 30-35]; Белоусов А.А. [8, с. 275-277]) не так часто и подробно, как проблема реализации методов и форм профориентационной работы, что подчеркивает актуальность исследования и необходимость уточнения средств персонализации профориентации.

Таблица 1

Средства цифровизации профориентации

Средства Характеристика

Диагностические средства Педагогическая и психологическая диагностики посредством своей реализации позволят определить профессиональные склонности, особенности и интересы личности обучающегося. Учитывая многообразие диагностических материалов в психолого-педагогической сфере, для каждого обучающегося может быть подобран свой перечень педагогических и психологических диагностик, что соответствует персонализации профориентации

Информационно-справочные средства Разнообразие таких средств (различные учебные пособия, средства массовой информации, информационные стенды, презентации, записи профориентационных мероприятий и т. д.) позволяет не только подобрать наиболее подходящие из них для конкретного обучающегося, но и предоставляет ему возможность самостоятельно определить перечень наиболее удобных из них, лично для себя. Для того чтобы школьники могли построить образовательно-профессиональную траекторию, они должны владеть информацией о своих способностях, возможностях, интересах, требованиях выбранной профессии, о востребованности профессии [9, с. 45]

Практико-деятель-ностные средства Так как педагогическим средством может быть разнообразная деятельность, в которую может включаться обучающийся, то различные формы профориентаци-онной деятельности (профессиональные игры, квесты, экскурсии, пробы и т. д.) являются эффективным педагогическим средством персонализации профориентации

Средства цифрови-зации профориентации Средства цифровизации, которые могут быть использованы для организации профориентации, имеют достаточно широкое многообразие и в общем и целом являются общеизвестными. Мы считаем, что для пер-сонализации профориентации применимы следующие средства цифровизации образования: цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), цифровые образовательные платформы (ЦОП), виртуальные тренажеры, виртуальные экскурсии, видеохостинги, социальные сети, поисковые системы, цифровые профориентационные платформы (ЦПП) и другие средства, которые могут быть использованы как инструменты реализации про-фориентационного процесса

В соответствии с тематикой данного исследования мы считаем целесообразным более подробно акцентировать свое внимание на средствах цифрови-зации профориентации.

Цифровизация является неотъемлемым процессом как развития общества и его жизнедеятельности, так и развития системы образования. Учитывая опыт последних лет, цифровизация образования стала одним из наиболее приоритетных средств организации учебного процесса и остается им в настоящий момент.

Цифровизация - повсеместный процесс распространения и внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни общества: экономику культуру, образование и т. д. [10, с. 112-115].

Так, в системе образования цифровизация используется не только для организации учебного процесса, но и для сопутствующей ему деятельности (электронные журналы, веб-сайты образовательных организаций, страницы образовательных организаций в социальных сетях и т. д.). При этом цифровизация очевидно не представляет из себя замену традиционным форматам организации образовательного процесса, но тем не менее может являться эффективной альтернативой, которая не только призвана разнообразить реализацию ключевых аспектов образования, но и повысить их эффективность.

Проблема цифровизации профориентации в современной отечественной литературе рассматривается различными учеными (Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. [11]; Лукин В.В., Дикарев В.А. [12]; Сергеев И.С., Махотин Д.А., Пронькин В.Н., Родичев Н.Ф. [13]; Семенова И.Ю., Анисимова А.А. [14]; Тарлав-ский В.И. [15]) как возможность переноса профориентационной работы в цифровое пространство, что имеет под собой теоретико-практическое обоснование за счет развития современных информационно-коммуникационных технологий.

При этом использование таких технологий может детерминировать многие из них как не только эффективные средства цифровизации, но и как эффективные средства, которые могут быть использованы для персонализации профори-ентационной работы. В представленной выше таблице мы уточнили некоторые из средств цифровизации, которые, на наш взгляд, являются наиболее подходящими для профориентационной работы. При этом, если говорить о персонализа-ции, то максимально эффективным мы считаем использование такого средства, как цифровые профориентационные платформы (ЦПП).

«Цифровые профориентационные платформы - это вид цифровых образовательных платформ (ЦОП), который представляет собой информационное пространство для организации профориентационной работы с обучающимися посредством организации различных мероприятий, проб, диагностик, консультаций, предоставления информации, формирования персонального профессионального портрета, обучающегося и других форм и методов профориента-ционной работы в формате онлайн, в процессе которой организуется тесное профориентационное взаимодействие всех ее участников» [16, с. 108-112].

В подавляющем большинстве случаев в качестве цифровых профориента-ционных платформ могут выступать различные профориентационные сервисы, порталы и веб-сайты («Мой путь 36», «Атлас профессий» и т. д.). При этом мы наиболее подходящим для персонализации профориентации считаем организовать профориентационную работу посредством цифрового профориентационно-го профиля школьника (ЦППШ).

Под цифровым профориентационным профилем школьника (далее - профиль школьника) мы понимаем комплексную систему профориентационной помощи обучающемуся, которая организована и структурирована в тесной взаимосвязи ее компонентов, при этом она реализована в цифровом виде в качестве цифровой профориентационной платформы (ЦПП).

Использование цифрового профориентационного профиля школьника как основного эффективного цифрового средства персонализации профориентации обусловлено:

- актуальными тенденциями развития образовательной системы;

- постепенным, но в достаточной степени стремительным переходом профориентации в цифровое русло;

- удобством реализации основных направлений профориентационной деятельности для персонализации;

- возможностями информационно-коммуникационных технологий для организации персонализированной профориентационной работы с обучающимися;

- цифровизациией современной общественности (в том числе и обучающихся школ);

- назревшей необходимостью повышения эффективности профориента-ционной работы с обучающимися.

Так как основной целью профиля школьника, на наш взгляд, является пер-сонализация профориентации, то целесообразным представляется выделение его сущности, задач, которые он должен решать для достижения эффективной персонализации профориентации, структуры в виде его компонентов, и тех результатов, которые будут достигнуты в ходе персонализации профориентации.

«Основная суть цифровых образовательных платформ заключается в облегчении процесса обучения и предоставлении обучающимся возможности чувствовать себя комфортно при использовании привычных для них средств технологического обучения» (Шарифуллина З.А. [17]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из перспектив развития персонализированной школьной профориентации является создание цифровых профориентационных платформ (ЦПП) или цифрового профориентационного профиля школьника. Но тем не менее, на наш взгляд, сущность профиля школьника немного глубже, чем кажется. Поэтому мы считаем, что сущность цифрового профориентационного профиля школьника заключается в облегчение разных аспектов профориентационной работы, за счет переноса ее в удобную, структурированную и понятную цифровую среду, и углубленное изучение личности обучающегося для организации максимально эффективной профориентационной работы с ним, с целью ее персонализации.

Для эффективной персонализации профориентации, цифровой профори-ентационный профиль школьника должен решать ряд следующих задач:

1. Выстраивание эффективной системы «Взаимодействие - Возможности - Сопровождение». Данную систему мы представляем в трех одноименных

этапах. В рамках этапа взаимодействия осуществляется сбор информации об обучающемся на платформе, на которой предусмотрены необходимые для этого возможности (онлайн-диагностирование, элементы социальной сети, личный профиль обучающегося и т. д.). На втором этапе идет актуализация и систематизация полученного комплекта разнообразной информации об обучающемся и представление обучающемуся тех возможностей профориентационной работы, которые являются для него наиболее подходящими в соответствии с его профессиональными качествами личности, которые были выявлены в ходе углубленного диагностирования. На последнем этапе сопровождения обучающиеся, основываясь на полученном персональном опыте профориентации, принимают выбор, который задает их дальнейший путь профессионального развития (выстраивается при сопровождении педагога) и их профессиональное самоопределение, которые не заканчиваются на этапе профориентации, а продолжаются дальше.

2. Предоставление обучающимся возможности самостоятельно выбирать интересующий их контент на платформе.

3. Формирование удобной системы учета личных достижений обучающихся через их профиль.

4. Организация уникального личного профиля для каждого обучающегося.

5. Удобная организация профориентационной помощи обучающемуся в соответствии с профессиональным портретом его личности, полученным посредством организации профориентационной деятельности на платформе.

При этом стоит отметить, что организация цифрового профориентацион-ного профиля школьника в соответствии с теми задачами, которые он должен решать, зависит от двух аспектов: от методологического (учет особенностей реализации профиля школьника с педагогической точки зрения) и от практического (реализация профиля школьника на программном уровне всеми необходимым специалистами). Кроме того, также необходимо учитывать, что сам цифровой профориентационный профиль школьника представляет собой по большей части перенос профориентационной работы с обучающимися в цифровое русло.

Немало важным в соответствии с поставленными задачами является выделение структуры цифрового профориентационного профиля школьника.

«В стандартном понимании структура того или иного явления представляет собой совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающих целостность объекта, сохранение его основных свойств при внешних воздействиях и изменениях ситуации» (Загвязинский В.И. [18]).

Мы же, в свою очередь, под структурой цифрового профориентационного профиля школьника понимаем совокупность его основных элементов, которые в тесной взаимосвязи образуют функционирующую систему, которая направлена на то, чтобы персонализировать профориентационную работу. Таким образом, основными структурными компонентами цифрового профориентационного профиля школьника являются личный профиль, диагностирование, профессиональная характеристика, достижения, контент платформы.

В представленной нами структуре центральное место занимает сам личный профиль школьника (личный кабинет), так как именно от него зависит про-фориентационная работа, и в нем указывается вся та информация об обучающемся, которая поступает при взаимодействии с другими элементами структуры.

Первостепенным элементом, который оказывает влияние на профиль, является диагностирование. Диагностирование в профориентационной работе в первую очередь направлено на выявление профессиональных особенностей личности обучающегося, его интересов и склонностей к тому или иному виду профессиональной деятельности. При использовании цифрового профориента-ционного профиля школьника диагностические материалы реализованы на самой платформе в тестовой системе (если она предусмотрена) или в виде ссылок на сторонние ресурсы, где сами диагностики реализованы. Результаты обучающихся анализирует педагог-психолог и на их основе составляет характеристику обучающегося (профессиональный портрет обучающегося).

Профессиональная характеристика обучающегося является неотъемлемой частью его профиля, так как составляется в зависимости не только от результатов диагностирования, но и от других элементов профиля, как, например, достижения обучающегося. При этом характеристику (профессиональный портрет) составляет педагог или педагог-психолог, опираясь на результаты диагностирования обучающегося.

Достижения обучающихся в рамках цифрового профориентационного профиля школьника представляют собой портфолио, реализованное в цифровом виде, куда школьник может загрузить свои личные достижения в соответствии с той или иной категорией (если наличие категорий достижений предусмотрено на платформе). Портфолио обучающегося позволяет учитывать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой, социальной и др.) и является одним из средств практико-ориен-тированного, деятельностного подхода к образованию [19, с. 19-23].

В рамках реализации цифрового профориентационного профиля школьника его портфолио достижений позволяет психологам и педагогам также составлять профессиональный портрет личности на основе выявленных ими профессиональных особенностей личности в результате анализа загруженных достижений.

Таким образом, на основе загруженных достижений обучающегося, их анализа и составления его профессиональной характеристики формируется его цифровой профиль, на основе которого организуется взаимодействие обучающе-

гося с контентом платформы, содержание которого зависит от потребностей пользователей, целей и задач платформы.

Во-первых, контент платформы, может содержать информационную базу о методах, формах, средствах профориентационной работы (новостная лента, календарь мероприятий и проб, список консультаций со специалистами), которые предлагаются обучающемуся и которые он может самостоятельно отбирать в соответствии со своей характеристикой или личными предпочтениями.

Во-вторых, в контент цифрового профориентационного профиля школьника обязательно должен входить элемент социального взаимодействия. В качестве такого элемента может выступать социальная сеть, реализованная внутри платформы, или элементы социальной сети (чаты, комментарии, возможность писать отзывы и т. д.). Элемент социального взаимодействия является главной отличительной чертой цифрового профориентационного профиля школьника от других профориентационных платформ. Так, элемент социального взаимодействия позволяет не только обмениваться сообщениями между пользователями платформы, но и, например, позволяет психологам и педагогам поддерживать связь с каждым обучающимся, организовывать персональные консультации в онлайн-формате на самой платформе. Или же обучающимся может быть предоставлена возможность оставлять отзывы на профессиональные пробы или экскурсии, где они указывают на то, что понравилось, что не понравилось, и что он планирует развивать в себе после того или иного посещенного мероприятия. Все это, как следствие, также позволяет персонализировать профориентационную работу с обучающимися.

В-третьих, контент платформы должен быть предназначен не только для обучающихся, но и для педагогов, родителей, психологов, специалистов, потенциальных работодателей и т. д., для которых так или иначе будет свой функционал на платформе. Например, педагоги и психологи могут заполнять характеристику об обучающемся, связываться ним, проверять результаты диагностик и т. д. Это также, в свою очередь, повышает уровень персонализации за счет возможности ориентации внимания на каждого обучающегося.

Таким образом, все составляющие контента платформы направлены на удобство самой платформы, удобство взаимодействия ее участников, предоставление максимально возможного разнообразия контента и, как следствие, персонализации профориентации.

Основным и главным результатом, который должен отражать эффективность цифрового профориентационного профиля, является персонализированная профориентация. При этом показателями самой персонализированной профориентации с помощью цифрового профориентационного профиля школьника, на наш взгляд, будут являться следующие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2

Показатели персонализированной профориентации

Результат Содержание результата

Профессиональное В процессе активной деятельности обучающегося самоопределение в своем цифровом профориентационном профиле обучающегося результатом успешной персонализации профориен-

тации будет являться выбор обучающимся той специальности, которую он планирует осваивать, и того образовательного учреждения, в которое он планирует поступать

Персонализация профориентационной работы с обучающемуся направлена на развитие его профессиональной компетентности. Обучающийся получит сведения о разных профессиях, о специальностях, об их особенностях и о том, насколько его знания, умения и навыки подходят к ним Так как одним из основных аспектов персонализации профориентации посредством цифрового профори-ентационного профиля школьника является взаимодействие участников платформы между собой, обучающийся не только общается в данной цифровой среде, но и может консультироваться со специалистами, педагогами и психологами, учится оставлять грамотно оформленные отзывы и т. д. Это, в свою очередь, в совокупности позитивно сказывается на его навыках цифрового взаимодействия

При этом стоит отметить, что профиль школьника является многокомплексной структурой и может дорабатываться и совершенствоваться, чтобы предлагать обучающимся наиболее качественный и эффективный опыт персонализированной профориентации. А так как цифровой профориентационный профиль, как мы отмечали ранее, является цифровой профориентационной платформой, то его потенциал не ограничен.

Подводя итоги, мы подчеркиваем потенциальную эффективность цифрового профориентационного профиля школьника как современного инструмента персонализации профориентации. Эффективным он будет являться за счет его

Профессиональная компетентность обучающегося

Развитие навыков цифрового взаимодействия

структуры, тех задач, которые он решает и непосредственно результатов, достижение которых, на наш взгляд, гарантирует эффективную персонализированную профориентационную работы.

Таким образом, мы предлагаем персонализировать профориентацион-ную работу с обучающимися с целью повышения ее общей эффективности и соответствия современным тенденциям развития образовательной системы. А такое средство, как цифровой профориентационный профиль школьника, мы предлагаем к использованию для персонализации профориентации, так как считаем, что имеется ряд обстоятельств, которые указывают на повышение уровня профориентационной работы в общем и целом, если она будет персонализирована именно таким образом. Использование цифрового профориентационного профиля школьника может осуществляться учреждениями основного общего

Библиографический список

образования (школы, лицеи, гимназии и т. д.) образовательными организациями среднего профессионального образования (техникумы, колледжи и т. д.) и учреждениями дополнительного образования (автономные образовательные организации, структурные подразделения, филиалы других образовательных организаций и т. д.) с целью организации персонализированной профориентационной работы в рамках своего образовательного пространства в цифровой среде.

В статье представлены понятия персонализации, персонализации профориентации, цифровизации, уточнены средства персонализации профориентации, определено понятие цифрового профориентационного профиля школьника как одного из наиболее эффективных средств цифровизации профориентации, определены его сущность, задачи, структура и намечены результаты, которые должны быть достигнуты для персонализации профориентации.

1. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся. Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. 2017; Т. 16, № 2.

2. Мельник М.Н., Нестеренко В.М. Персонализированная профессиональная ориентация школьника: конструирование самореализации в деятельности. Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия. Москва, 2020: 43-50.

3. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю. и др. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: МГПУ, 2020.

4. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. Вопросы психологии. 1981; № 2: 40-46.

5. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: монография. Екатеринбург, 2021.

6. Швецова Н.В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе. Молодой ученый. 2021; № 44 (386): 202-205.

7. Соснина А.А., Стерхова Н.С., Разливинских И.Н., Милованова Л.А. Характеристика средств профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ. Научное обозрение. Педагогические науки. 2022; № 5: 30-35.

8. Белоусов А.А. Средства и формы профориентационной работы в предметной области «Технология». Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; Т. 44: 275-277.

9. Доброногова Н.В. Формы профессионального информирования обучающихся образовательных организаций. Образование. Карьера. Общество. 2008; № 4 (59): 45-46.

10. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г, Жажоян А.С. Цифровизация в образовании. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021; Т. 4-1 (74): 112-115.

11. Громова Е.М., Беркутова Е.И., Горшкова Т. А. Цифровые сервисы профориентации: возможности и риски. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021; № 4 (44): 128-136.

12. Лукин В.В., Дикарев В.А. Профориентация и цифровизация - звенья одной проблемы. Современные тенденции в психологии. Вестник университета. 2018; № 8: 135-138.

13. Сергеев И.С., Махотин Д.А., Пронькин В.Н., Родичев Н.Ф. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации. Научные сообщения. 2021; Т. 85; № 7: 5-19.

14. Семенова И.Ю., Анисимова А.А. Профориентационная работа в условиях цифровой трансформации системы образования: сборник трудов конференции. Цифровое образование: новая реальность: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Чебоксары: ИД «Среда», 2020: 59-62.

15. Тарлавский В.И. Цифровизация профориентации: региональный профориентационный интернет-портал «Регион - Профессия - Личность». 2021.

16. Деркачев И.С. Цифровые профориентационные платформы: формирование понятия. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2023.

17. Шарифуллина З.А., Ярмиев И.З., Вахитова Л.И. Использование цифровых образовательных платформ. Современные проблемы науки и образования. Москва, 2022; № 4.

18. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2008.

19. Панаева Т.В., Дяглюк П.Н., Матвеева Е.З. Портфель индивидуальных достижений, обучающихся: раздел «Личностные достижения». Школьная педагогика. 2018; № 2 (12): 19-23.

References

1. Nechaev M.P., Frolova S.L. Sovremennoe osmyslenie problem proforientacii obuchayuschihsya. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2017; T. 16, № 2.

2. Mel'nik M.N., Nesterenko V.M. Personalizirovannaya professional'naya orientaciya shkol'nika: konstruirovanie samorealizacii v deyatel'nosti. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filosofiya. Moskva, 2020: 43-50.

3. Bilenko P.N., Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu. i dr. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. Moskva: MGPU, 2020.

4. Petrovskij V.A. K ponimaniyu lichnosti v psihologii. Voprosy psihologii. 1981; № 2: 40-46.

5. Zeer 'E.F., Trefyakova V.S. Personalizirovannoe obrazovanie v proekciiprofessional'nogo buduschego: metodologiya, prognozirovanie, realizaciya: monografiya. Ekaterinburg, 2021.

6. Shvecova N.V. Sovremennye metody i tehnologii soprovozhdeniya proforientacii v shkole. Molodojuchenyj. 2021; № 44 (386): 202-205.

7. Sosnina A.A., Sterhova N.S., Razlivinskih I.N., Milovanova L.A. Harakteristika sredstv proforientacionnoj raboty s uchaschimisya mladshih klassov obscheobrazovatel'nyh shkol. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2022; № 5: 30-35.

8. Belousov A.A. Sredstva i formy proforientacionnoj raboty v predmetnoj oblasti «Tehnologiya». Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. 2017; T. 44: 275-277.

9. Dobronogova N.V. Formy professional'nogo informirovaniya obuchayuschihsya obrazovatel'nyh organizacij. Obrazovanie. Kar'era. Obschestvo. 2008; № 4 (59): 45-46.

10. Gordeeva E.V., Muradyan Sh.G., Zhazhoyan A.S. Cifrovizaciya v obrazovanii. 'Ekonomika i biznes: teoriya ipraktika. 2021; T. 4-1 (74): 112-115.

11. Gromova E.M., Berkutova E.I., Gorshkova T.A. Cifrovye servisy proforientacii: vozmozhnosti i riski. Professional'noe obrazovanie v Rossiiiza rubezhom. 2021; № 4 (44): 128-136.

12. Lukin V.V., Dikarev V.A. Proforientaciya i cifrovizaciya - zven'ya odnoj problemy. Sovremennye tendencii v psihologii. Vestnik universiteta. 2018; № 8: 135-138.

13. Sergeev I.S., Mahotin D.A., Pron'kin V.N., Rodichev N.F. Prognoz razvitiya sistemy professional'noj orientacii v usloviyah cifrovoj transformacii. Nauchnye soobscheniya. 2021; T. 85; № 7: 5-19.

14. Semenova I.Yu., Anisimova A.A. Proforientacionnaya rabota v usloviyah cifrovoj transformacii sistemy obrazovaniya: sbornik trudov konferencii. Cifrovoe obrazovanie: novaya real'nost': materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Cheboksary: ID «Sreda», 2020: 59-62.

15. Tarlavskij V.I. Cifrovizaciya proforientacii: regional'nyjproforientacionnyj internet-portal «Region - Professiya - Lichnost'». 2021.

16. Derkachev I.S. Cifrovye proforientacionnye platformy: formirovanie ponyatiya. Petrozavodsk: MCNP «Novaya nauka», 2023.

17. Sharifullina Z.A., Yarmiev I.Z., Vahitova L.I. Ispol'zovanie cifrovyh obrazovatel'nyh platform. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Moskva, 2022; № 4.

18. Zagvyazinskij V.I., Zakirova A.F. Pedagogicheskijslovar'. Moskva: Akademiya, 2008.

19. Panaeva T.V., Dyaglyuk P.N., Matveeva E.Z. Portfel' individual'nyh dostizhenij, obuchayuschihsya: razdel «Lichnostnye dostizheniya». Shkol'naya pedagogika. 2018; № 2 (12): 19-23.

Статья поступила в редакцию 06.02.24

УДК 372.881.111.1

Koriakina K.R., 11th grade student, Specialized Educational and Scientific Center, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: korakinakarina550@gmail.com

Sidorova A.A., student, Institute of Foreign Philology and Regional Studies, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: aita6813@gmail.com

Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: oksanadm2006@mail.ru

LEARNING ENGLISH USING MOBILE APPS WITH GAMIFICATION ELEMENTS. The article examines the available mobile applications used in learning English, highlights their features and advantages, and defines the target audience. To determine the effectiveness of using mobile applications in learning English, a survey is conducted among students of schools in Yakutia from 5th to 11th grade. This survey is performed on the Google Forms platform and is aimed at identifying

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.