Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ГЕЙМИФИКАЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ГЕЙМИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильное приложение / английский язык / пользователь / разработка / метод геймификации / опрос / респонденты / белый медведь / Арктика / mobile application / English / user / development / gamification method / survey / respondents / polar bear / Arctic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.Р. Корякина, А.А. Сидорова, О.Н. Дмитриева

В статье рассматриваются доступные мобильные приложения, используемые при изучении английского языка, выделены их особенности и преимущества, определена целевая аудитория. Для определения эффективности использования мобильных приложений в изучении английского языка был проведен опрос среди учащихся школ Якутии с 5 по 11 класс. Данный опрос был создан на платформе Google Forms и направлен на выявление частотности использования языковых мобильных приложений, их преимуществ и недостатков. Также была проверена актуальность нового мобильного приложения с элементами геймификации для изучения английского языка, который разрабатывается в рамках проекта программы «Сириус.Лето: начни свой проект. Сезон 2023/2024». Результаты опроса помогут в создании мобильного приложения, с помощью которого можно изучить английский язык. Приложение будет сделано на основе сказки о белом медведе собственного сочинения, тем самым акцентируется внимание на исчезновении редких животных, проблемы глобального потепления и его воздействии на Арктику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING ENGLISH USING MOBILE APPS WITH GAMIFICATION ELEMENTS

The article examines the available mobile applications used in learning English, highlights their features and advantages, and defines the target audience. To determine the effectiveness of using mobile applications in learning English, a survey is conducted among students of schools in Yakutia from 5th to 11th grade. This survey is performed on the Google Forms platform and is aimed at identifying the frequency of use of language-based mobile applications, the advantages and disadvantages of such applications. The relevance of a new mobile application with gamification elements for learning English, which is being developed as part of the Sirius program project “Sirius.Summer: Start your project. Season 2023/2024”. The practical significance of the work lies in the fact that the survey results will help in creating a mobile application with which you can learn English. The application will be based on a tale about a polar bear of his own composition, thereby focusing on the disappearance of rare animals and on the problems of global warming and its impact on the Arctic.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ГЕЙМИФИКАЦИИ»

структуры, тех задач, которые он решает и непосредственно результатов, достижение которых, на наш взгляд, гарантирует эффективную персонализированную профориентационную работы.

Таким образом, мы предлагаем персонализировать профориентационную работу с обучающимися с целью повышения ее общей эффективности и соответствия современным тенденциям развития образовательной системы. А такое средство, как цифровой профориентационный профиль школьника, мы предлагаем к использованию для персонализации профориентации, так как считаем, что имеется ряд обстоятельств, которые указывают на повышение уровня профориентационной работы в общем и целом, если она будет персонализирована именно таким образом. Использование цифрового профориентационного профиля школьника может осуществляться учреждениями основного общего

Библиографический список

образования (школы, лицеи, гимназии и т. д.) образовательными организациями среднего профессионального образования (техникумы, колледжи и т. д.) и учреждениями дополнительного образования (автономные образовательные организации, структурные подразделения, филиалы других образовательных организаций и т. д.) с целью организации персонализированной профориентационной работы в рамках своего образовательного пространства в цифровой среде.

В статье представлены понятия персонализации, персонализации профориентации, цифровизации, уточнены средства персонализации профориентации, определено понятие цифрового профориентационного профиля школьника как одного из наиболее эффективных средств цифровизации профориентации, определены его сущность, задачи, структура и намечены результаты, которые должны быть достигнуты для персонализации профориентации.

1. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся. Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. 2017; Т. 16, № 2.

2. Мельник М.Н., Нестеренко В.М. Персонализированная профессиональная ориентация школьника: конструирование самореализации в деятельности. Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия. Москва, 2020: 43-50.

3. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю. и др. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: МГПУ, 2020.

4. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. Вопросы психологии. 1981; № 2: 40-46.

5. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: монография. Екатеринбург, 2021.

6. Швецова Н.В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе. Молодой ученый. 2021; № 44 (386): 202-205.

7. Соснина А.А., Стерхова Н.С., Разливинских И.Н., Милованова Л.А. Характеристика средств профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ. Научное обозрение. Педагогические науки. 2022; № 5: 30-35.

8. Белоусов А.А. Средства и формы профориентационной работы в предметной области «Технология». Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; Т. 44: 275-277.

9. Доброногова Н.В. Формы профессионального информирования обучающихся образовательных организаций. Образование. Карьера. Общество. 2008; № 4 (59): 45-46.

10. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г, Жажоян А.С. Цифровизация в образовании. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021; Т. 4-1 (74): 112-115.

11. Громова Е.М., Беркутова Е.И., Горшкова Т. А. Цифровые сервисы профориентации: возможности и риски. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021; № 4 (44): 128-136.

12. Лукин В.В., Дикарев В.А. Профориентация и цифровизация - звенья одной проблемы. Современные тенденции в психологии. Вестник университета. 2018; № 8: 135-138.

13. Сергеев И.С., Махотин Д.А., Пронькин В.Н., Родичев Н.Ф. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации. Научные сообщения. 2021; Т. 85; № 7: 5-19.

14. Семенова И.Ю., Анисимова А.А. Профориентационная работа в условиях цифровой трансформации системы образования: сборник трудов конференции. Цифровое образование: новая реальность: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Чебоксары: ИД «Среда», 2020: 59-62.

15. Тарлавский В.И. Цифровизация профориентации: региональный профориентационный интернет-портал «Регион - Профессия - Личность». 2021.

16. Деркачев И.С. Цифровые профориентационные платформы: формирование понятия. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2023.

17. Шарифуллина З.А., Ярмиев И.З., Вахитова Л.И. Использование цифровых образовательных платформ. Современные проблемы науки и образования. Москва, 2022; № 4.

18. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2008.

19. Панаева Т.В., Дяглюк П.Н., Матвеева Е.З. Портфель индивидуальных достижений, обучающихся: раздел «Личностные достижения». Школьная педагогика. 2018; № 2 (12): 19-23.

References

1. Nechaev M.P., Frolova S.L. Sovremennoe osmyslenie problem proforientacii obuchayuschihsya. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2017; T. 16, № 2.

2. Mel'nik M.N., Nesterenko V.M. Personalizirovannaya professional'naya orientaciya shkol'nika: konstruirovanie samorealizacii v deyatel'nosti. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filosofiya. Moskva, 2020: 43-50.

3. Bilenko P.N., Blinov V.l., Dulinov M.V., Esenina E.Yu. i dr. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. Moskva: MGPU, 2020.

4. Petrovskij V.A. K ponimaniyu lichnosti v psihologii. Voprosy psihologii. 1981; № 2: 40-46.

5. Zeer 'E.F., Trefyakova V.S. Personalizirovannoe obrazovanie v proekciiprofessional'nogo buduschego: metodologiya, prognozirovanie, realizaciya: monografiya. Ekaterinburg, 2021.

6. Shvecova N.V. Sovremennye metody i tehnologii soprovozhdeniya proforientacii v shkole. Molodojuchenyj. 2021; № 44 (386): 202-205.

7. Sosnina A.A., Sterhova N.S., Razlivinskih I.N., Milovanova L.A. Harakteristika sredstv proforientacionnoj raboty s uchaschimisya mladshih klassov obscheobrazovatel'nyh shkol. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2022; № 5: 30-35.

8. Belousov A.A. Sredstva i formy proforientacionnoj raboty v predmetnoj oblasti «Tehnologiya». Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. 2017; T. 44: 275-277.

9. Dobronogova N.V. Formy professional'nogo informirovaniya obuchayuschihsya obrazovatel'nyh organizacij. Obrazovanie. Kar'era. Obschestvo. 2008; № 4 (59): 45-46.

10. Gordeeva E.V., Muradyan Sh.G., Zhazhoyan A.S. Cifrovizaciya v obrazovanii. 'Ekonomika i biznes: teoriya ipraktika. 2021; T. 4-1 (74): 112-115.

11. Gromova E.M., Berkutova E.I., Gorshkova T.A. Cifrovye servisy proforientacii: vozmozhnosti i riski. Professional'noeobrazovanie vRossiiizarubezhom. 2021; № 4 (44): 128-136.

12. Lukin V.V., Dikarev V.A. Proforientaciya i cifrovizaciya - zven'ya odnoj problemy. Sovremennye tendencii v psihologii. Vestnik universiteta. 2018; № 8: 135-138.

13. Sergeev I.S., Mahotin D.A., Pron'kin V.N., Rodichev N.F. Prognoz razvitiya sistemy professional'noj orientacii v usloviyah cifrovoj transformacii. Nauchnye soobscheniya. 2021; T. 85; № 7: 5-19.

14. Semenova I.Yu., Anisimova A.A. Proforientacionnaya rabota v usloviyah cifrovoj transformacii sistemy obrazovaniya: sbornik trudov konferencii. Cifrovoe obrazovanie: novaya real'nost': materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Cheboksary: ID «Sreda», 2020: 59-62.

15. Tarlavskij V.l. Cifrovizaciya proforientacii: regional'nyjproforientacionnyj internet-portal «Region - Professiya - Lichnost'». 2021.

16. Derkachev I.S. Cifrovye proforientacionnye platformy: formirovanie ponyatiya. Petrozavodsk: MCNP «Novaya nauka», 2023.

17. Sharifullina Z.A., Yarmiev I.Z., Vahitova L.l. Ispol'zovanie cifrovyh obrazovatel'nyh platform. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Moskva, 2022; № 4.

18. Zagvyazinskij V.l., Zakirova A.F. Pedagogicheskijslovar'. Moskva: Akademiya, 2008.

19. Panaeva T.V., Dyaglyuk P.N., Matveeva E.Z. Portfel' individual'nyh dostizhenij, obuchayuschihsya: razdel «Lichnostnye dostizheniya». Shkol'naya pedagogika. 2018; № 2 (12): 19-23.

Статья поступила в редакцию 06.02.24

УДК 372.881.111.1

Koriakina K.R., 11th grade student, Specialized Educational and Scientific Center, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: korakinakarina550@gmail.com

Sidorova A.A., student, Institute of Foreign Philology and Regional Studies, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: aita6813@gmail.com

Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: oksanadm2006@mail.ru

LEARNING ENGLISH USING MOBILE APPS WITH GAMIFICATION ELEMENTS. The article examines the available mobile applications used in learning English, highlights their features and advantages, and defines the target audience. To determine the effectiveness of using mobile applications in learning English, a survey is conducted among students of schools in Yakutia from 5th to 11th grade. This survey is performed on the Google Forms platform and is aimed at identifying

the frequency of use of language-based mobile applications, the advantages and disadvantages of such applications. The relevance of a new mobile application with gamification elements for learning English, which is being developed as part of the Sirius program project "Sirius.Summer: Start your project. Season 2023/2024". The practical significance of the work lies in the fact that the survey results will help in creating a mobile application with which you can learn English. The application will be based on a tale about a polar bear of his own composition, thereby focusing on the disappearance of rare animals and on the problems of global warming and its impact on the Arctic.

Key words: mobile application, English, user, development, gamification method, survey, respondents, polar bear, Arctic

К.Р. Корякина, ученица 11 класса Специализированного учебно-научного центра - Университетского лицея Северо-Восточного федерального

университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: korakinakarina550@gmail.com

А.А. Сидорова, студент, Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,

г. Якутск, E-mail: aita6813@gmail.com

О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: oksanadm2006@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ГЕЙМИФИКАЦИИ

В статье рассматриваются доступные мобильные приложения, используемые при изучении английского языка, выделены их особенности и преимущества, определена целевая аудитория. Для определения эффективности использования мобильных приложений в изучении английского языка был проведен опрос среди учащихся школ Якутии с 5 по 11 класс. Данный опрос был создан на платформе Google Forms и направлен на выявление частотности использования языковых мобильных приложений, их преимуществ и недостатков. Также была проверена актуальность нового мобильного приложения с элементами геймификации для изучения английского языка, который разрабатывается в рамках проекта программы «Сириус.Лето: начни свой проект. Сезон 2023/2024». Результаты опроса помогут в создании мобильного приложения, с помощью которого можно изучить английский язык. Приложение будет сделано на основе сказки о белом медведе собственного сочинения, тем самым акцентируется внимание на исчезновении редких животных, проблемы глобального потепления и его воздействии на Арктику.

Ключевые слова: мобильное приложение, английский язык, пользователь, разработка, метод геймификации, опрос, респонденты, белый медведь, Арктика

Информационные технологии прочно утвердились в нашей жизни, а мобильный телефон стал неотъемлемым спутником человека. Благодаря развитию таких технологий и расширению границ использования Интернета произошел прорыв в глобализации человечества. На сегодняшний день люди по всему миру связаны друг с другом намного теснее, чем когда-либо. Знание иностранных языков и других культур стало необходимым современному пользователю мобильных устройств. В связи с этим перед образовательными организациями стоит задача обеспечить обучающихся всем необходимым материалом для успешной реализации коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Однако не всегда у обучающихся бывает достаточно материала, получаемого от образовательной организации. И в таких случаях мотивированные на изучение иностранного языка ученики начинают заниматься самостоятельно. Они могут воспользоваться услугами репетиторов, заниматься по учебникам различной направленности, а также воспользоваться интернет-ресурсами и мобильными приложениями. Именно по этой причине стала актуальной разработка целого спектра мобильных приложений для изучения иностранных языков, которые завоевывают популярность среди пользователей мобильных устройств.

Следует предположить, что мобильные приложения, направленные на изучение английского языка, оказывают положительное влияние на тех, кто пользуется ими. Благодаря преимуществам мобильных приложений, таким как удобность, доступность и наличие игровых элементов, процесс обучения убыстряется и становится более интересным. Кроме того, языковые мобильные приложения могут быть направлены не только на изучение самого языка, но и на лингвостра-новедческий аспект обучения.

Цель данного исследования: выявить эффективность использования мобильных приложений в изучении английского языка, проведя опрос среди обучающихся школ Республики Саха (Якутия).

Задачи:

1. Определить, что такое «мобильное приложение», рассмотреть его разновидности и особенности;

2. Изучить геймификационный подход в обучении иностранным языкам.

3. Провести опрос среди обучающихся школ Республики Саха (Якутия).

4. Провести анализ полученных данных и сделать выводы.

В рамках данного исследования был проведен опрос учеников с 5 по 11 классы г. Якутска и районов республики на выявление эффективности и частотности использования приложений для изучения иностранного языка. Проведение такого исследования стало необходимым в связи с разработкой мобильного приложения в рамках всероссийской образовательной инициативы по поиску и реализации научно-технологических проектов «Сириус.Лето: начни свой проект. Сезон 2023/2024». Практическая значимость работы заключается в том, что результаты опроса помогут в создании языкового мобильного приложения на основе сказок про особенности северной экологии. Поэтому было крайне важно выявить эффективность и актуальность такого способа обучения иностранным языкам среди обучающихся школ республики, т. е. у целевой аудитории будущего приложения. Новизной работы является сказка собственного сочинения о белой медведице, на основе которой создается это мобильное приложение. Тема Арктики, затронутая в сказке, актуальна как в Республике Саха (Якутия), так и по всему миру. Тем самым приложение будет направлено не только на повышение уровня английского языка, но и на проблему изменения климатических условий

районов Арктики и исчезновения арктических животных, т. е. данное приложение имеет междисциплинарный подход в обучении языкам.

При исследовании были использованы следующие методы: описание, анализ, опрос и обобщение.

Мобильное приложение (Mobile Application) - это программное обеспечение, предназначенное для работы на мобильных устройствах (смартфонах, планшетах и др.). В образовательных целях используются также обучающие мобильные приложения (Learning Mobile Application), с помощью которых можно овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Опираясь на информацию из международного научного журнала «Синергия наук», можно выделить основные виды мобильных приложений:

1. Нативные приложения. Такие приложения создаются под определенную платформу iOS либо Android. Язык и программа должны подойти именно для этих платформ, поэтому такие приложения лучше всех работают.

2. Веб-приложения. Данные приложения используют веб-технологии HTML5, JavaScript и CSS. Они могут работать без установки приложения, что является их преимуществом, но имеются некоторые ограничения в их использовании, такие как безопасность хранения данных, доступ к камере и т. д.

3. Гибридные приложения. Такие приложения комбинируют как нативные, так и веб-приложения. Обновление, один и тот же код, доступ ко всем функциям устройства - вот основные преимущества данного приложения. Примером служит приложение Duolingo, у которого есть и нативное приложение, и веб-приложение. Такие приложения дают выбор пользователям при их использовании.

Таким образом, каждое приложение имеет свои преимущества и недостатки. Приведем самые популярные приложения из статьи Дергаевой С.С. и Плут-никовой А.Н.

1. Приложение Memrise подходит для закрепления лексики. Приложение просит через определенное время повторить словарный запас. Каждая тема представлена в виде цветка, при поливании которого он расцветает. Такая визуализация лексики помогает более прочному закреплению новых слов.

2. Приложение Lingualeo подходит для изучения грамматики. Приложение просит перевести песни, тексты сериалов, фильмов, при этом акцент делается на знание и закрепление грамматики.

3. Приложение Hello Talk Language Exchange представлено в виде социальной сети. Особенность приложения заключается в живом общении пользователей. Обмениваясь новостями и фотографиями, пользователи на практике применяют свои навыки, умения и знания по изучаемому языку [1].

В настоящее время мобильные устройства есть практически у всех, это удобный инструмент для получения любой информации. Таким образом, каждый имеет возможность скачать нужное приложение, которое удовлетворит его потребности. Те, кто желает самостоятельно изучить языки, легко и просто могут установить нужную программу и приступить к их изучению. Сейчас существует множество приложений, направленных на разные аспекты языка (грамматика, лексика, говорение, аудирование, письмо и т. д.).

Геймификация обучения иностранным языкам

Мотивация обучающихся является одной из важных составляющих образовательного процесса. При высокой мотивации результаты обучения соответственно положительны и говорят об успешном усвоении знаний учениками. Преподавателями созданы и практикуются различные методы обучения. Многие

методы обучения претерпели изменения со временем. Например, игровой метод обучения.

Игровым методом считается совокупность разнообразных средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогичкскю игр. Игровой метод обучения активно исследовался такими отечественными исследователями, как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, А.С.Макоркнко.О.З. Лв( онтьев, Д.Б. Эльконин, а также их зарубежными коллегами - Я.А. Кокмрсокм, Дж. Локком, Жан-Жак Руссо и др. Однако с развитием IT-технологий последователи игрового метода обучения разработали метод геймификмции.

Геймификация (геймизация, или игрофикация) как термин принадлежит американским педагогам М. Поренски (2008) и К. Капп (2012). Геймификацоя -это «внедрение игровых технологий в неигровые процессы, в том числе в образование», а также «использование игровой механики, эытвтики и кыуовзго мышления для вовлечения людей в обучение и решения различных задаыв.ло повышения их мотивации» [2].

Однако, как концепция геймификация появилась за год до моногурфки К. Каппа. Она была сформулирована в статье Б. Махни и С. Детеринга «Realityis Broken: Why Games Make Us Betterand How They Can Change the WoИс1» (2011). В своем исследовании Н.П. Станкевич дает такое пояснение: «...игра в данном контексте определяется как система, в которой игроки сталкиваются друг с другом в искусственном конфликте. Элементами игры являются характеристики, составляющие игру, такие как очки, уровни, награды, рейтинговые списки или индикаторы прогресса». Также в его статье указано, что геймификация как подход в изучении иностранных языков обладает рядом преимуществ, которые находят отражение в повышенной мотивации обучающегося, не только внешней, но и внутренней, возможности совместного обучения, легкое и быстрое запоминание информации [3].

Также было отмечено, что при подаче учебного материала с помощью элементов геймификации запоминание происходит с высокой эффективностью, которая оценивается в 75-90%. Такой же результат можно получить только при применении новых знаний на практике или же от использования их в реальной жизни [4]. Обучающимся дается автономия в обучении, что может положительно влиять на мотивацию, и у них исчезает боязнь наказания при совершенных ошибках.

Однако недостатками такого подхода выступают большая зависимость от оснащенности процесса обучения технологиями, требования доступа к цифровым ресурсам, большая зависимость результативности от качества игрового дизайна и разработанности учебной программы. Кроме того, стоит оиметить увеличение времяпрепровождения учащихся перед экраном компьютера или мобильных приложений, также потерю лингвострановедческого и разговорного аспекта обучения иностранным языкам.

Следует различать игру от геймификации. Игра представляет собой деятельность с определенными правилами и целями с участием нескольк ихргроков (спортивные игры, настольные игры, видеоигры и т. д.). Во время игры у обучающихся есть определенные роли, которые они воплощают икпведрленноВсиро-ации, вне реальности. Геймификация не заставляет обучающегося теряткодяпо с реальностью, но пытается полностью завладеть его вниманием на длительное время. Следовательно, геймификация является соединением образовательного процесса и процесса игры и направлена на достижение определенных образовательных и профессиональных целей.

К. Капп разделяет геймификацию на два вида: структурный и содержательный. Структурная геймификация позволяет использование нескольких различных игровых элементов, где реализуется соревновательный дух обучения [5]. Например, подсчет очков, раздачу медалей или призов, наличие таблицы успеваемости или доски почета, прохождение квестов или же достижение определенных уровней. Содержательная геймификация предполагает наличие игрового сюжета и установленных правил. Такой вид геймификации встречается в компьютерных и мобильных образовательных играх.

Образовательные мобильные приложения с элементами геймификации популярны, что доказывается количеством установок пользователями мобильных устройств. Самыми часто установленными мобильными приложениями для изучения английского языка (более 10+ млн скачиваний) являются Duolingo, Ewa, Wlingua, BBC LearningEnglish, Memrise, Busuu и др.

Популярность таких приложений объясняется способностью этих приложений вовлекать в долгосрочное обучение языку, за успехи в котором пользователь получает награды и достижения, тем самым приложение влияет на эмоциональную составляющую обучающегося. Также могут встретиться приложения с элементами нарратива и персонализированными аватарами. Кроме того, можно предположить, что в ближайшем будущем благодаря нынешней тенденции активного пользования детьми мобильными устройствами с ранних лет внедрение геймификации в процесс обучения будет продолжаться и увеличиваться, т. к. способы восприятия информации обучающимися будут отличаться от предыдущих поколений.

В целом геймификация является довольно современным подходом в обучении иностранным языкам. Внедрение в образовательный процесс игровых элементов обладает большим количеством преимуществ. Например, повышается мотивация обучающихся благодаря разнообразию деятельности и отходу от традиционного способа преподавания, удобству и доступности изучаемого мато-риала, а также отсутствию страха ошибиться и быть наказанным. Это и влияет на

популярность языковых мобильных приложений, в которых реализуется подход геймификации.

Проведение опроса среди учащихся школ Республики Саха (Якутия)

Дле определения эффективном™ использования мобильных пркиожений при изучении и нескданеого изыта бы л про ледьдкдрпьд^д дулеониов с.ео^ ыксс и Хд'^сга с районкв«еспуйлиии. Дaипырвррoн был на пнатЫормн Иоом1еЫйгти. Всего онськтоял кз 10 нопходов.нотоеые Кьти нопхмвмениол выявление частотности использования языковых мобильных приложений опро-шeаеымл,пнхoмощecцв м мeцвдтетвoи таких приложений, также была проверена актуальность разрабатываемого нового мобильного приложения для изучения aoлlнаcкoгoязыка л ремимх нрммкта прогььдмы «СплипоФеио номни свой пмнц ект. Сезон 2023/2024».

Неиоионые волиосы кдигдасссь вкиуоммом онвене pecлoйаeдто, о нсмоим-до1е ннeбoв«оииaолep»yтнга.иaвге присутсмвовсвы^стледадз иосвспькмп радиантом, птeдлoнeн«ыxзoc«aьпяющиманпцao

Учкдтое м нпрдсе аа«ндли 14 школ РецааОшклСахы (Ямусли). П алновнoм это были школы ГО «Якутск», Горного улуса, Усть-Майского улуса и Сунтарско-го «опти. «него опрос прошли 102 человека. Количество 9-классников (26%) и 10-классников (27%) преобладает.

УЧАЩИЕСЯ ■ 5 класс аб класс ■ 7 класс 18 класс 19 класс 110 класс 111 класс

У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Распределение респондентов по классам обучения

Результаты анкетирования показали, что 65,7% опрошенных пользовались или пользуются приложениями для изучения иностранного языка. Кроме того, удалосьвыя снить самыеп опулярные платформыдлясмартфонов средиреспон-дентов. Ими оказались Duolingo с большим разрывом (56,9%), Cake (11, 8%) и Quizlet (8, 8%).

Рис.2.Языковыемобильны еприложения, которыми пользовались респонденты

Также был задан вопрос о том, с какой частотой опрошенные использо-валибиыковые приложения. Ежромевто песьзуютсррсшьВ,8%оесоонденвсв; несколько раз в неделю - 11,8%; несколько раз в месяц - 16,7%. В то же время 40,0% певпбовлеисьбоиложлииимвоченьнедко,т. е.в лилии всего несколькв раз за все время. Также 21,6% опрошенных никогда не пользовались приложе-евем и.

Среди преимуществ такого способа изучения иностранного языка участни-кбопьяие пыоллили еакие оункты, как:

1. Доступность. Мобильное приложение всегда под рукой, можно зани-маззоя глеекоипоо воcoбcтвeьнлвлгeофозy.Kиеме того, материал в них бесплатный.

2. Геймифицированная подача материала. В приложении информация преподносится более интересно и интерактивно, материал проще усваивается благодаря многочисленным несложным тестам и повторениям.

3. Меньший стресс в обучении. Ответственность за процесс обучения передана на самого пользователя, что снимает стресс у обучающего. Т»ыкеость возможность для самопроверки и исправления ошибок.

Респонденты указали на недостатки языковых мобильных приложений, основываясь на своем опыте:

1. Отсутствие контакта с преподавателем. Цифровое обучение не может заменить реального контакта с носителем/преподавателем языка. Для разрешения трудных моментов обучающемуся необходимо обратиться к другому источнику информации.

2. Непонятная программа обучения. Не всегда программа обучения, предлагаемая мобильным приложением, удобна и понятна. Например, можно столкнуться с ограниченным материалом по лексике, с отсутствием практики письма и говорения.

3. Самостоятельность изучения. Не всегда получается равномерно и полноценно изучать язык, т. к. обучающийся самостоятельно следит за процессом своего обучения.

Подводя итоги, можно сказать, что мобильные приложения являются доступным и интересным средством изучения иностранного языка благодаря игровым элементам. Однако пользователей может оттолкнуть отсутствие контакта с преподавателем, плохо разработанная программа обучения и требование самостоятельности от обучающихся.

Важными являются результаты прямого вопроса об эффективности изучения иностранного языка при помощи мобильного приложения. Большинство респондентов (56,1%) абсолютно уверены в эффективности использования приложения в качестве средства изучения иностранного языка. Они подмечают, что мобильные технологии дополняют и обогащают давно устоявшиеся методы обучения, которые применяют в школах, делают обучение более доступным и гибким, повышают автономию обучающегося. Следовательно, анкетируемые считают, что мобильные приложения помогают повысить эффективность обучения и интерес к иностранному языку.

Следует отметить, что 32,6% опрошенных высказались весьма категорично о таком методе изучения иностранного языка. Респонденты отмечают, чт оциф-ровые средства не обещают успешное освоение языка за счет того, что процесс изучения контролирует сам ученик, без вмешательства преподавателя. Кроме того, отсутствует систематичность обучения, также относительно малое количество доступного материала. Нет гарантии, что над разработкой мобильного приложения трудились грамотные педагоги, а не люди, едва знакомые с языком. В силу этого треть анкетируемых придерживается мнения, что данный метод обучения не совсем эффективен.

Также 15,3% респондентов не смогли дать конкретного ответа и отметили, что они не совсем уверены.

Эффективно ли самостоятельное изучение языка с помощью мобильного приложения?

■ Да, полностью эффективно «Нет, неэффективно «Не уверен/уверена ■

Рис. 3. Эффективность изучения иностранного языка с помощью мобильных приложений

Данное исследование направлено на выявление эффективности обучения яаыку черезмабильаое приложение.атобы вдальнейшам, основываась нанем, было разработано реальное приложение для изучения английского языка, ос-неванаыые нлсманаахйпаыроде Севдра. Оноыепрпылено не тоаькпаыдо.ылобы шкальниррмоелиызпаатьанеоийееийазыкы неизеезошамиоос кылымыпйржтз-анз Мыееры, Поэтому о епоопа йьы до-аалоц выпросьЫ пытеалыр лети аазылДалыь ваемопа ^мло^мН^/^ьыогмы^ ложавдя. Большинвпвыднло полажитаььныыярвет

Библиографическийсписок

(ыЮ%)МД-Л, чт0 мпжыт говуpытьoбоныepоcуаeыовыЫaааиыoуиик такого приложению.

Респоод-нкь, хотели бы выреть в гачааВднс^ыпоы^^^н^иврм^'^ныо лаконичный интерфейс, интересные сказки, в которых будет захватывающий и зеымк^^^т:^риФы еюаыт, ннлиыие интираттывныых игр ц оа-випалщих ков, возможность проходить тесты, чтобы закрепить материал, пополнять свой словарный запас и следить за повышением своего уровня владения языком.

Вызовет ли у Вас интерес мобильное приложение, в котором английский язык изучается с

помощью сказок?

102 ответа

• да • Нет

Рис. 4. Актуальность разрабатываемого мобильного приложения у целевой аудитории

Из вышесказанного можно сделать вывод, что школьники Республики Саха (Якутия) имеют опыт использования языковых мобильных приложений в целях улучшения владения иностранным языком.

Респондентами были указаны преимущества такого способа изучения иностранного языка: доступность, геймифицированность и минимальный уровень саресса, испытывыемпм пав обоыфоыи; ытдюкы неатстат^1^,васетс^па1^т- ко^то^теа преподавателем, возможность работы с некачественно разработанной программой обучения и требование высокой самостоятельности от обучающихся.

Половина респондентов (56,1%) была уверена в эффективности такого способа изучения иностранного языка. Меньшая часть опрошенных (32,6%) засомневалась в результативности такого подхода.

Кроме того, вопросы об актуальности разрабатываемого приложения среди целевой аудитории дали положительный результат. Большая часть опрошенных (58,8%) выразила интерес к такому приложению и свои пожелания.

Таким образом, мы пришли к выводу, что мобильные приложения могут делиться на нативные, веб-приложения и гибридные, при этом осуществляться в разных целях. Обучающие мобильные приложения включают себя элементы геймификации. Такой подход обладает большим количеством преимуществ. Например, повышается мотивация обучающихся благодаря разнообразию деятельности и отхода от традиционного способа преподавания, удобству и доступности изучаемого материала, а также отсутствию страха ошибиться и быть наказанным. Однако стоит помнить и недостатки этого подхода, такие как увеличение экранного времени пользователей, отсутствие направленности на развитие иностранной речи, зависимость результатов обучения от качества самого приложение и т. д.

Мобильные приложения можно считать эффективными, так как они являются доступным, понятным и интересным средством для изучения иностранного языка. Однако языковые приложения подходят обучающимся, которые желают заниматься самостоятельно. Причиной этому является то, что мобильные приложения не могут дать гарантий обучения. У них нет ответственности перед обучающимся в отличие от образовательных организаций и преподавателей, которые спе циализируются на предоставлении знаний и контролируют процесс обучения. Все зaваcнрпт сам ого обучающегося, его мотивации, самодисциплины и способности усвоить м териал через цифровые технологии.

Такой способ обучения не подойдет учащимся, предпочитающим занимать-аявтрадиционнейфо^е спдеподавателем, который владеет определенным уровнем знания языка и который может помочь им в затруднительные моменты.

аро медого, была получена необходимая информация для разрабатываемого языкового мобильного приложения в рамках проекта по поиску и реализа-ци иыеечн о-технал огических проектов «Сириус.Лето: начни свой проект. Сезон 20;ппТсЛ2Л», Приложение будет сделано на основе сказки о белом медведе соб-тпстыыпгт -ычипынпя, тлм я»мыл цкцентируется внимание на исчезновении ред-кипыкечатвд1х, проблемы глобального потепления и его воздействии на Арктику.

1. Дергаева С.С., Плутикова А.Н. Исследование эффективности использования мобильных приложений для изучения английского языка. Новые технологии, инновации, изобретения: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2018: 19-22.

2. Титова С.В., Чикризова К.В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал. Педагогика и психология образования. 2019;№1:135-152.

3. Станкевич Н.П. Геймификация: игровой метод при обучении иностранному языку. Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации: сборник научных статей участников IV Международной научно-практической конференции. Минск: Академия управления при Президенте РеспубликиБеларусь,2023:292-297.

4. Denny P. The effect of virtual achievements on student engagement. CHI'13. Changing perspectives: Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2013: 763-772.

5. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction. John Wiley & Sons, 2012.

References

1. Dergaeva S.S., Plutikova A.N. Issledovanie 'effektivnosti ispol'zovaniya mobil'nyh prilozhenij dlya izucheniya anglijskogo yazyka. Novye tehnologii, innovacii, izobreteniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «A'eterna», 2018: 19-22.

2. Titova S.V., Chikrizova K.V. Gejmifikaciya v obuchenii inostrannym yazykam: psihologo-didakticheskij i metodicheskij potencial. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2019; № 1: 135-152.

3. Stankevich N.P. Gejmifikaciya: igrovoj metod pri obuchenii inostrannomu yazyku. Professional'no orientirovannyj inostrannyj yazyk: ot obucheniya k 'effektivnoj kommunikacii: sbornik nauchnyh statej uchastnikov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk: Akademiya upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus', 2023: 292-297.

4. Denny P. The effect of virtual achievements on student engagement. CHI'13. Changing perspectives: Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2013: 763-772.

5. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction. John Wiley & Sons, 2012.

Статья поступила в редакцию 20.02.24

УДК 372.881.1

Zubkov A.D., senior teacher, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: zubkov_nstu@mail.ru

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES IN DESIGNING INDIVIDUAL TRAJECTORY OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING IN UNIVERSITY. With the advent of personalized learning approaches, designing individualized foreign language learning trajectories tailored to each student's psychological profile is vital for optimizing engagement and proficiency outcomes. This conceptual article analyzes the relationship between university foreign language learners' psychological features and effective individualized trajectory design. A review of literature identifies motivations, cognitive styles, personality traits, and other affective factors that shape language learning processes and preferences. An examination of how these psychological peculiarities interact with personalized instruction provides insights into adapting trajectories for different profiles. Recommendations are presented on approaches for aligning learning goals, activities, materials, and assessments to students' motivational dispositions, learning styles, and personality tendencies. The analysis establishes guidance on psychologically-attuned individualized trajectory design, though further research is needed on measurement frameworks and adaptive instructional technologies. This contributes new perspectives to scholarship on personalized education and learner psychology.

Key words: individualized learning, learning trajectories, learner psychology, motivations, cognitive styles, foreign language education

АД. Зубков, ст. преп., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, E-mail: zubkov_nstu@mail.ru

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

С появлением подходов к персонализированному обучению проектирование индивидуальных траекторий изучения иностранного языка с учетом психологических особенностей каждого студента становится жизненно важной для оптимизации вовлеченности и результатов владения языком. В этой концептуальной статье анализируется взаимосвязь между психологическими особенностями студентов, изучающих иностранные языки, и эффективным проектированием индивидуальных траекторий. Обзор литературы позволяет выявить мотивацию, когнитивные стили, личностные особенности и другие аффективные факторы, определяющие процессы и предпочтения в изучении языка. Изучение того, как эти психологические особенности взаимодействуют с персонализированным обучением, позволяет понять, как адаптировать траектории для разных студентов. Представлены рекомендации по подходу к согласованию целей обучения, видов деятельности, материалов и оценок с мотивационными склонностями, стилями обучения и личностными тенденциями учащихся. Проведенный анализ позволяет сформулировать рекомендации по разработке индивидуальной траектории с учетом психологических особенностей, хотя необходимы дальнейшие исследования в области систем измерения и адаптивных технологий обучения. Данная работа открывает новые перспективы для исследований в области персонализированного образования и психологии обучающихся.

Ключевые слова: индивидуализированное обучение, образовательные траектории, психология обучающихся, мотивация, когнитивные стили, обучение иностранным языкам

In today's educational landscape, there is a growing emphasis on personalized and individualized learning approaches that cater to each student's unique needs and preferences [1; 2]. This represents a shift away from the traditional "one-size-fits-all" model of education, toward more tailored and adaptive learning trajectories. Within foreign language education at the university level, designing individualized learning paths for students is an especially pertinent issue [3]. The psychological peculiarities of learners, including their motivations, cognitive styles, and personality traits, have been shown to play a key role in language acquisition outcomes. Therefore, considering these individual psychological factors is crucial when developing individualized foreign language learning trajectories for students.

The scope of this theoretical analysis is to explore the relationship between the psychological features of learners and the effective design of individualized foreign language learning paths in a university setting. By reviewing existing literature, key psychological factors that impact personalized language learning will be identified. The analysis will also derive recommendations for how the design of individualized learning trajectories can be adapted to optimally align with different psychological profiles. Crucially, this will provide guidance on how the psychological uniqueness of each learner should inform the tailoring of their optimal individualized learning program. The relevance is determined by the fact that investigating how to optimize individualized foreign language learning trajectories based on learner psychology is highly relevant given the growing focus on personalized education. Understanding this relationship can inform better practices. The aim is to explore the intersection between learner psychology (motivations, styles, traits) and effective design of individualized foreign language learning paths in university contexts. The objectives are: 1) to identify key psychological factors that impact individualized language learning; 2) to analyze how these psychological features interact with personalized learning effectiveness; 3) to derive recommendations for adapting learning trajectories to student psychological

profiles. The subject of the study is the relationship between psychological characteristics of learners and individualized foreign language learning trajectory design. The object is the psychological features (motivations, cognitive styles, personality traits) of university foreign language learners and their implications for developing optimized individualized learning trajectories tailored to each learner.

Several key concepts are important to define at the outset. "Individualized learning" refers to educational approaches that allow learning objectives, content, methodology and pace to be customized for each learner's strengths, needs and interests. "Learning trajectories" encompass the designed sequence of teaching objectives, activities and materials used to guide a learner from their current state towards a desired goal. Finally, "psychological peculiarities" encompass the distinctive set of motivations, cognitive abilities, personality traits and other psychological characteristics of an individual that shape their learning processes and preferences. With these concepts defined, the analysis will delve into examining the intersection between the psychology of learners and the design of individualized foreign language learning trajectories that can optimize outcomes.

The concept of individualized learning is founded on the understanding that each student has unique learning needs, interests, and preferences [4; 5]. Rather than following a standardized curriculum, individualized approaches aim to customize educational experiences for optimum learning and development. In foreign language education, this translates to designing tailored language learning trajectories for each student.

These individualized trajectories involve determining appropriate learning objectives, content, activities, materials, and assessments based on the student's current proficiency, motivations, learning pace and style [6; 7]. Key features of effective individualized trajectory design include ongoing dynamic assessment to gauge the learner's needs, flexibility in the path taken, and strategies to nurture the learner's autonomy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.