Научная статья на тему 'Движение Junior Skills как инновационная форма ранней профориентации школьников'

Движение Junior Skills как инновационная форма ранней профориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / JUNIOR SKILLS / ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / EARLY CAREER GUIDANCE / CAREER GUIDANCE FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Квашина Светлана Юрьевн

В статье рассмотрен вопрос организации ранней профориентации, как определенный вызов современного общества. Затрагивается профориентационный потенциал движения Junior Skills на примере организации данного чемпиаоната школьников Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE JUNIOR MOVEMENT SKILLS AS AN INNOVATIVE FORM OF EARLY VOCATIONAL GUIDANCE OF PUPILS

The article considers the issue of organizing early vocational guidance, as a specific challenge of modern society. The career guidance potential of the Junior Skills movement is affected by the example of the organization of this schoolchildren championship of the Republic of Sakha (Yakutia)

Текст научной работы на тему «Движение Junior Skills как инновационная форма ранней профориентации школьников»

5. Павленкович О.Б. Пленэр в системе подготовки специалиста // Новые идеи нового века - 2009: материалы IX международной научной конференции ИАС ТОГУ. Хабаровск: ТОГУ, 2009.

6. Павленкович О.Б. Художественный образ в пейзажной живописи. Этапы ведения работы / О.Б. Павленкович, А.А. Павленкович // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса: материалы региональной науч.-практич конференции. Хабаровск: ТОГУ, 2006.

7. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2006. 135 с.

8. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. 328 с.

9. Яшухин А.П. Живопись. Этюд с натуры. Ростов н/Д: РГПИ, 1987. 80 с.

Педагогика

УДК: 374.

кандидат педагогических наук Панина Светлана Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Квашина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДВИЖЕНИЕ JUNIOR SKILLS КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос организации ранней профориентации, как определенный вызов современного общества. Затрагивается профориентационный потенциал движения Junior Skills на примере организации данного чемпиаоната школьников Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: ранняя профориентация, Junior Skills, формы профориентационной работы.

Annotation. The article considers the issue of organizing early vocational guidance, as a specific challenge of modern society. The career guidance potential of the Junior Skills movement is affected by the example of the organization of this schoolchildren championship of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: early career guidance, Junior Skills, career guidance forms.

Введение. Профессиональная ориентация и приоритеты государственной политики чётко отражены в Национальном проекте «Образование» в федеральных проектах «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Успех каждого ребёнка», «Современная школа», «Социальная активность»; в мероприятиях по Программам «Кадры» и «Цифровая экономика» и др.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 отмечено, что «школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить. Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху» [7].

Профессиональная ориентация в образовательной организации выстраивается как система, основанная на взаимосвязи ее компонентов: профпросвещения, информирования о профессиональном образовании и трудоустройстве, профдиагностика, профконсультирование, профориентированная деятельность, подбор профессий, которая обеспечит решение определенных задач, связанных с профессиональным самоопределением личности.

Цель данного исследования заключается в определении эффективности движения Junior Skills в ранней профориентации, так как учет возрастных изменений личности выступает основой дальнейшего ее успеха в профессиональном пути.

Изложение основного материала статьи. Ранняя профориентация призвана дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности [3, с. 19]. Проблема выбора будущей профессии еще не стоит так остро, но уже имеет подтекст активизации школьников к труду. Психологи утверждают, что в этот период школьники с большим интересом познают всё, что связано с миром взрослых с их профессиональным опытом.

Само понятие «ранней профориентации» в контексте раннего выбора на практике актуализирует риски, как: психологические (отсутствие объективных психологических предпосылок для самостоятельного профессионально-образовательного выбора у школьников ранних возрастов; мотивы выбора выступают ситуативными); этические (распространение манипулятивных технологий профориентации).

Как справедливо отмечают В.И. Блинов, С.И. Сергеев, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова и др., что ранняя профориентация может пониматься, как пропедевтическая профориентационная работа со школьниками в целом; обеспечение раннего профессионального выбора (в старшем или младшем подростковом возрасте); особый этап сопровождения личностно-профессионального самоопределения обучающихся дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов [1-5, 8-10].

Под ранней профориентацией понимается процесс, при котором происходит первоначальное знакомство детей с профессиями; подготовка ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности; перспективный для развития современной практики профессиональной ориентации.

Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает формирование уважительного отношения к труду и трудовой деятельности в целом, так и подготовку к вступлению в самостоятельную жизнь и выбору своего пути профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В общеообразовательной организации происходит, непосредственно, самоопределение личности ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Основной целью ранней профориентацией выступает постепенное формирование готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный маршрут.

Опыт проведения профориентационных занятий с современными школьниками и выпускниками показывает, что их знания в области профориентационной деятельности недостаточно развиты. И начинать эту работу нужно в более раннем возрасте, и целесообразнее делать это в начальном звене для того, чтобы сформировать интерес к проблеме выбора профессии. Работа по профориентации в начальной школе очень специфична, она отличается от работы с обучающимися средних и старших классов. Особенность в том, что в начальной школе не ставится цели подвести детей к выбору определенной профессии.

В настоящее время Открытый региональный чемпионат Junior Skills являясь одним из приоритетных направлений профориентации в России, позволяет моделировать профориентационную работу в школе, дает школьникам возможность пройти профессиональные пробы, принять участие в мастер-классах на площадках проведения компетенций чемпионата. Принимают участие конкурсанты от 12 до 16 лет. Так за последние годы в Республике Саха (Якутия) наблюдается повышенный интерес со стороны органов власти к организации профессиональной ориентации молодежи. Впервые конкурс в РС (Я) состоялся в 2016 году, соревнования проводились по 13 компетенциям и создал новые возможности для профориентации и освоения современных и будущих профессиональных компетенций. В 2017 году основной целью чемпионата было создание модели ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников; развитие у обучающихся навыков практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях и работы с техническими устройствами; развитие профессионального мышления. Школьники соревновались по 18 компетенциям в двух возрастных группах: 10-13 лет и 14-17 лет. В 2018 году на чемпионат съехались 409 школьников из 18 улусов по 22 компетенциям, в том числе из города Якутска, что в два раза больше, чем в предыдущем году.

В 2019 региональный этап Junior Skills объединил более тысячи участников по 55 компетенциям. Введены новые компетенции, которые до этого проводились только в чемпионатах WorldSkills («Агрономия», «Администрирование отеля», «Коммуникабельность», «Фитнес», «Преподавание в младших классах»).

Таблица № 1

Динамика участников чемпионата Junior Skills в РС (Я)

№ Год количество участников количество компетенций

1. 2016 146 13

2. 2017 242 18

3. 2018 409 22

4. 2019 1002 55

Самые востребованные компетенции в региональном чемпионате: «Мобильная робототехника», «Прототипирование», «Электроника», «Инженерный дизайн», «Аэрокосмическая инженерия», «Электромонтажные работы», «Сетевое и системное администрирование», «Лабораторный химический анализ», «Кулинарное дело», «Ландшафтный дизайн», «Декоративные и отделочные работы», «Токарные работы на станках», «Фрезерные работы на станках».

Если обратится конкурсу Junior Skills г.Якутске, то большая часть школьников принимают участие в следующих компетенциях: «Мобильная робототехника», «Прототипирование», «Инженерный дизайн CAD», «Интернет вещей», «Гончарное дело», «Ювелирное дело», «Технология моды», «Столярное дело», «Мультимедийная журналистика», «Электромонтажные работы», «Графический дизайн, «Технология моды», «Кровельные работы», «Национальная кухня».

Таблица № 2

Динамика участников чемпионата Junior Skills в г. Якутске

№ Год количество участников количество компетенций

1. 2016 161 8

2. 2017 255 21

3. 2018 267 21

4. 2019 460 55

К примеру, остановимся на самой малочисленной площадке конкурса в г. Якутске как «Администрирование отеля». Рассмотрев свои возрастные рамки в сторону юниоров, данная компетенция стала одной из самых сложных для подростков, хотя вызвала высокий интерес. Это обосновано важной ролью туристической отрасли, в которых гостиницы разных типов и размеров, обеспечивают проживание и услуги. Ключевой фигурой при создании любого отеля является портье, так находясь в зоне отдела приема и размещения, гость отеля получает первое впечатление о гостинице. Так, 19.12.2018 года Управление образования Окружной администрации города Якутска, Детский (подростковый) Центр ГО «город Якутск» совместно с ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический колледж сервиса» впервые провели отборочные соревнования в компетенции «Администрирование отеля» для возрастных групп: школьники 12-13 лет; школьники 14-15 лет. Наименование представленной компетенции соответствовало названию из общедоступного перечня компетенций (WSI) E57J «Hotel receptioning». Было дано домашнее задание: разработка VIP-тура. Так, школьник должен был знать: достопримечательности г. Якутска, расписание транспортных средств передвижения, городские рестораны и кафе, информацию об исторических местах, уметь разработать развлекательную программу, учитывая возраст, интересы, время, которым располагает гость. Расчет экономических показателей не требовался.

Республиканский чемпионат 2019 года по компетенции «Администрирование отеля» объединил юниоров и молодых профессионалов на одной конкурсной площадке. Задание для обеих возрастных групп было одинаковым и представляло собой модульную структуру, каждый модуль состоял из определенного количества заданий, которые, в свою очередь, скомпонованы таким образом, чтобы максимально

приближенно и естественно смоделировать рабочий день администратора. Для юниоров также были введены модули на английском языке.

Таким образом, модель ранней профориентации и профильной школьников в рамках данного движения, выступает новаторским решением проблем, связанных с обучением будущих профессионалов ставит перед собой следующие цели: получение школьниками знаний, необходимых для их будущей экономической активности; создание новых возможностей для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций с опорой на передовой отечественный и международный опыт.

Содержание образования в рамках Junior Skills является практико-ориентированным, трудовым, игровым, состязательным и событийным, стимулирует личностный рост школьника. Данное движение охватывают и «трудных детей», которые не смогли проявить себя в традиционном образовании, но получают возможность получить профессию и стать специалистами в той или иной области.

В настоящее время набирает особый интерес компетенция Junior Soft Skills, так как она состоит из таких социальных навыков, как умение убеждать, лидировать, умения межличностного общения, работать в команде, управление временем и др. Заметим, перечисленные умения и навыки могут пригодится не только в будущей профессиональной деятельности, но и в жизнедеятельности в целом.

С помощью методики «Матрица выбора профессии», нами повторно опрошено 49 участников чемпионата в возрасте 11-16 лет. Так 69% участников набрали 21-30 баллов, что показало высокую мотивацию в профессиональном ориентировании, целеустремленность и уверенность в будущем выборе профессии; 31 % школьников набрали от 11до 20 баллов, что свидетельствует об активном самообразовании, заботу о своем будущем. Но его еще недостаточно для правильного выбора профессии.

Проведен опрос 48 учителей школ и педагогов дополнительного образования и 12 наставников-компатриотов чемпионата Junior Skills г.Якутска. Педагоги подчеркнули, что участие в чемпионате Junior Skills дает школьникам уверенность, помогает понять свои внутренние интересы, направляет в мир профессионального выбора и является одним из наиболее интересных, насыщенных в вопросах профориентирования обучающихся.

Особую роль в ранней профориентационной работе играет участие родителей. Стаановится традиционным мероприятие «Карьерный навигатор: масштаб города» с участием родителей, добившихся определенных успехов в своей профессиональной биографии. Также в феврале 2019 года организован круглый стол на тему: «Современная профориентация; ресурсы школы и возможности города» с участием педагогов школ, представителей учебных заведений СПО, предприятий и организаций. Обсуждены доклады как «Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья», «NEXT-профориентация, профессии инноваций», «Партнерство: ресурсы города и возможности образования» и др.

В качестве рекомендации педагогам, занимающимся профессиональной ориентацией школьников на раннем этапе, как знакомить обучающихся с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе и в данном регионе; активизировать деятельность школьников, развитие интересов, склонностей и возможностей (в кружках и секциях, во внеурочной деятельности); использовать традиционные и инновационные формы профориентации (проекты «Творческая мастерская», «Моя будущая профессия», «Билет в будущее», Junior Skills, профориентационные мастерские и др.); проходить курсы повышения квалификации педагогов - компатриотов; проводить «эксперименты» по новым профессиям в партнерстве с технологическими компаниями; внедрять профпробы по новым профессиям; расширять и внедрять новые форматы профориентации школьников с учетом зарубежной практики (стажировки, волонтерство, работа с ментором, создание тематических парков и др.).

Выводы. Анализ психолого-педагогической литературы и профориентационной практики позволил рассмотреть понятие «ранняя профориентация», как процесс подготовки ребенка к вступлению в самостоятельную жизнь и выбора своего пути профессиональной деятельности.

Изучение опыта по организации ранней профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия), свидетельствует о применении широкого спектра форм и технологий профориентации, как и традиционных (опросники, анкеты, профпробы и профигры и др.), так и инновационных («ПроеКТОрия», «Билет в будущее», движение Junior Skills и др.).

Эффективность профориентационной работы обеспечивается осознанным выбором педагогом личностно-ориентированных педагогических технологий, характеризующихся гуманистической и психотерапевтической направленностью, вариативностью, индивидуальным и дифференцированным подходом. Движение Junior Skills, является весьма востребованным, школьник получает возможность найти свое призвание и приобрести определенные умения и навыки.

Литература:

1. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 93-96.

2. Блинов В.И., Сергеев И.С., Куртеева Л.Н., Есенина Е.Ю., Дулаева З.К., Организация профессиональной ориентации школьников. 2018. - 100 с.

3. Горбачёва Е.Ю. Особенности предпрофильной подготовки как компонента профильного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть I. Новосибирск, 2011. С. 19-29.

4. Комаров Р.В., Шаповалов И.В. Тренды, тенденции и модели развития профориентации. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология.№ 2 (44). 2018. С. 18-30.

5. Олейникова О.Н. Становление современных систем профессиональной ориентации в странах Европы. Мировой опыт. Европейская политика в области профориентации // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. С. 38-41.

6. Перечень поручений по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству / Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/page/14

7. Послание Президента Федеральному Собранию / Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/56957

8. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задач и упражнения: методическое пособие. М.: ИЦ «Академия». 2014. С. 36-43.

9. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза. // Профессиональное образование и рынок труда. № 3. 2018. С. 39-50.

10. Чистякова С.Н. Оценка становления и тенденции развития проблемы профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональная ориентация и занятость молодежи. Научно-методический журнал. № 1. 2017. С. 5-8.

Педагогика

УДК:378.2

ассистент Пегова Хэнэ Раилевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Виноградов Владислав Львович Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Талышева Ирина Анатольевна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ КОММУНИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы организации персонализированного образовательного процесса. В работе актуализируется необходимость использования коммуникативного взаимодействия на примере преодоления коммуникативных барьеров как средства учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Ключевые слова: персонализация обучения, учет индивидуальных особенностей, одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети.

Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of organizing a personalized educational process. The work actualizes the need to use communicative interaction on the example of overcoming communicative barriers as a means of taking into account the individual characteristics of students.

Keywords: personalization of education, consideration of individual characteristics, gifted children, children with disabilities, gifted children.

Введение. С учетом изменения подходов к организации образовательного процесса, вызванного глобализацией и информатизацией современного общества, многие ученые и преподаватели-практики обращаются к персонализации образования как к эффективному методу, способствующему включению всех категорий учащихся в педагогическое взаимодействие.

Персонализация обучения как педагогическая категория, рассматривается в научных трудах, таких исследователей как: С.Ю. Головина, Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевского, А.С. Воронина, Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова и др. Многозначность данного термина, в первую очередь, связана с той ролью, которую индивидуальные особенности человека играют в его социализации в современном постиндустриальном обществе, как некоторая призма, через которую воспринимаются реальные события. Нужно отметить, что персонализация, в данном контексте, рассматривается в виде процесса, направленного на обретение субъектом общественно значимых, индивидуально неповторимых свойств и качеств, способствующих оригинальному выполнению определённой социальной роли [10], умению превращать внешние побуждения и требования в элементы системы собственной личности [12], способствующий получению идеальной представленности в жизнедеятельности других субъектов и выступить в общественной жизни как личность [4].

Определение персонализации в контексте построения образовательной траектории и создание соответствующей среды сводится к следующим определениям. Согласно Л.В. Байбородовой, персонализация - это педагогическая система, характеризующаяся корректно определенной педагогической задачей (ключевая составляющая - способности личности) и технологией, направленной на решение данной задачи [1]. А.Б. Кондратенко считает, что персонализация - это организация учебного процесса, направленная на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося посредством учета доминантных специальных способностей, обучающихся [5]. Ю.В. Крупнов определяет персонализацию как определенное межличностное пространство, в рамках которого возможно педагогическое воздействие, направленное на преобразование личности, в том числе и самопреобразование субъекта [6].

Анализируя вышеприведенные определения, можно сделать вывод о том, что основная цель персонализации образования заключается в создании определенных педагогических условий, в рамках которых будет осуществлено построение перспективной индивидуальной образовательной траектории, направленной на включение обучающегося в социально-культурное пространство современного мира.

Изложение основного материала статьи. Необходимо отметить, что реализация концепции персонализации образования на практике, в первую очередь связана с необходимостью корректировки базовых стандартных технологических карт уроков к условиям конкретного класса и особенностям обучающихся, находящихся в этом классе. Стремление к унификации процесса обучения посредством использования готовых конструктов и шаблонов как следствие приводит к достаточно распространенным ошибкам в рамках конкретного занятия, и негативно сказывается на качестве образования в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт, Профессиональный стандарт педагога, как и многие другие нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность школьного учителя, указывают что, проведение уроков должно осуществляться с учетом множественных особенностей обучающихся, среди которых наиболее часто указываются особенности, связанные с социальной уязвимостью детей, с ограниченными возможностями здоровья, особенности, связанные с одаренностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.