Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);
аспирант Бутина Анастасия Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития художественного восприятия у студентов художественных специальностей на занятиях пленэром. Художественное восприятие авторы исследования рассматривают как первоначальную составляющую структуры творческого процесса и профессиональную компетенцию, обуславливающую успешное становление художника. Анализ и обобщение теоретических и эмпирических данных по теме исследования позволил разработать методическую модель развития художественного восприятия у студентов на занятиях пленэром, основанную на контекстном и деятельностном подходах к обучению. Интеграция данных концептуальных подходов при разработке педагогических технологий развития профессиональной компетенции позволила моделировать учебный процесс студентов, совмещая оптимально достаточный объем учебной информации в изменяющихся условиях осуществления деятельности специалиста. Учет специфики деятельности и профессиональных задач художника стал основой разработки авторских методов развития и определения наиболее эффективных приемов обучения студентов художественных специальностей на начальных этапах освоения профессиональных компетенций в учебном процессе вуза.
Ключевые слова: художественное восприятие, профессиональная компетентность, педагогический процесс, принципы обучения, методы обучения, методическая модель.
Annotation. The article is devoted to the problem of the development of artistic perception among students of artistic specialties in the open-air lessons. Artistic perception is considered by the authors as the initial component of the structure of the creative process and professional competence, leading to the successful formation of the artist. Analysis and synthesis of theoretical and empirical data on the research topic allowed developing a methodological model for the development of artistic perception among students in open-air lessons, based on contextual and activity-based approaches to learning. The integration of these conceptual approaches in the development of pedagogical technologies for the development of professional competence made it possible to simulate the educational process of students, combining optimally sufficient amount of educational information in the context of the implementation of elements of a specialist's activity. Taking into account the specifics of the activities and professional tasks of the artist became the basis for developing author's methods of development and determining the most effective methods of teaching students of artistic specialties at the initial stages of mastering professional competencies in the educational process of a university.
Keywords: artistic perception, professional competence, pedagogical process, principles of teaching, teaching methods, methodical model.
Введение. С развитием технического прогресса увеличивается обязательный к усвоению объем информации. И традиционная дидактическая система художественного образования, ориентированная на приобщение и запоминание обобщенного систематизированного опыта человечества в определенных областях знаний лишь отчасти соответствует современным требованиям, предъявляемым к профессиональному становлению специалистов. Данный факт обусловил переход отечественного образования от знаниевой образовательной парадигмы к компетентностной образовательной политики -смещению ориентиров высшего образования с обеспечения усвоения знаний учащихся на умение их применять в профессиональных сферах и успешную адаптацию молодого специалиста к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
Следует отметить, что решение приоритетных задач современной образовательной политики возможно лишь при условии целостного подхода к модернизации учебного процесса - внедрении инновационных образовательных технологий и освоении учащимися оптимального объема знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности специалиста. С целью решения данной проблемы в области подготовки художественных кадров авторами исследования разработана методическая модель, призванная обеспечить развитие ключевых компетенций, предопределяющих эффективность профессионального становления художника в учебном процессе вуза.
К ключевым, профессиональным компетенциям авторы исследования относят художественное восприятие - первоначальную составляющую структуры специальных способностей художника, востребованную специалистом на всех этапах создания произведения искусства, а также способность, обуславливающую успешное становление художника, в целом и, в учебном процессе, в частности.
Различные аспекты феномена «художественное восприятие» рассматривались в художественной педагогике (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Леонардо да Винчи, Б.В. Раушенбах, Н.Н. Ростовцев, ПЛ. Чистяков), психологии искусства (В.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Т. Липпс, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон), в эстетике (Р. Арнхейм, Б.М. Борев, И.В. Гете, М.С. Каган, С.Х. Раппопорт) и в других областях знаний. Но художественному восприятию как ключевой профессиональной компетенции, обуславливающей успешное становление художника в учебном процессе пленэра студентов художественных специальностей не уделялось внимания.
Цель статьи: раскрыть понятие «художественное восприятие», описать структуру авторской методической модели развития художественного восприятия студентов художественных специальностей, дать краткую характеристику компонентов ее содержания.
Изложение основного материала статьи. Посредством зрения художник воспринимает и формирует визуальные образы окружающего мира. При необходимости образ воспроизводится им в сознании и в процессе перцептивных актов получает дальнейшее развитие и преобразование. Качество сформированного
образа обуславливает творческий процесс художника и художественную выразительность произведения, созданного на его основе.
Художественное восприятие - высшая форма визуального восприятия художника. Художественное восприятие относится к категории специальных способностей, развивающихся на основе общих способностей (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.).
Трансформация обыденного восприятия в художественное (профессиональное) восприятие протекает поэтапно: от знакомства с объектом - к формированию образа воспринятого - преобразование образа воспринятого в художественный образ. В процесс перцепции, помимо мыслительных актов, включаются чувства, обусловленные мотивами человека, а также эмоций и понятия. В художественной практике восприятие не сводится к распознанию вещей, оно выступает посредником трансформации образа из плана визуального узнавания в план смыслового значения [6; 3, с. 55]. Следовательно, без осознания и логического мышления творческая деятельность художника невозможна.
Художественное восприятие, согласно теории развития способностей (В.И. Киреенко, Н.Н. Волков, В.С. Кузин, А.Г. Ковалев), развивается в изобразительной деятельности и более эффективно в процессе рисования с натуры - ведущего метода художественного познания действительности и способа построения системы личного опыта. И в этом контексте пленэр, как практика изображения с натуры живописно-пространственного, свето-воздушного, колористического богатства действительности в изменяющихся природных условиях при активной роли света и воздуха является наиболее эффективной формой развития художественного восприятия.
Анализ источников по теме исследования, учебных программ пленэра и личный художественно-педагогический опыт авторов статьи позволил разработать методическую модель (ММ) развития художественного восприятия у студентов художественных специальностей на занятиях пленэром (таблица 1). Структура ММ включает в себя: стратегические цели и задачи, дидактические принципы, формы, условия организации, методы, средства обучения, а также критерии оценки и индикаторы уровня развития художественного восприятия.
Таблица 1
Методическая модель развития художественного восприятия у студентов художественных специальностей на занятиях пленэром
Цель, задачи, содержание заданий и упражнений
по развитие художественного восприятия у студентов
Дидактические принципы:
системность, научность, наглядность, сознательность и активность
Формы и условия организации обучения Методы обучения:
проблемного изложения, сравнения (метод работы отношениями, цветовыми, пропорциональными, и др.), работы от общего к частному, наглядные методы, стимулирования и мотивации к художественной
_деятельности, метод работы в один прием, метод многослойной живописи_
Средства обучения: наглядные и дидактические Критерии оценки и индикаторы уровня развития художественного восприятия Результат: развитие художественного восприятия
Апробация результатов исследования и пытно-экспериментальная работа авторов статьи позволила доказать целесообразность и валидность методической модели развития художественного восприятия у студентов художественных специальностей на занятиях пленэром.
Цель обучения: развитие художественного восприятия у студентов художественных специальностей на занятиях пленэром - ключевой компетенции становления специалиста в учебном процессе вуза.
Совокупность дидактических принципов ММ обуславливает системность и требований к содержанию обучения, к организации и методике реализации - необходимые педагогические условия достижения поставленной цели. Принцип научности призван объяснить сущность, свойства взаимосвязей и явлений окружающей действительности и способы их воплощения в произведении искусства. Принцип наглядности, базируется на восприятии предмета, процессе и результате его изображения, а также применении оптимально необходимого дидактического сопровождения учебного процесса - визуальной учебной информации (композиционных схемах, методических этапах выполнения произведения в художественном материале и др.). Принцип сознательности и активности обеспечивает соблюдение психологических закономерностей усвоения знаний учащимися в деятельном освоения ими опыта на теоретическом и эмпирическом, объективном и субъективном, чувственном и всеобщем уровнях познания.
Формы и условия организации обучения. Пленэр уже сам по себе и форма организации и условие осуществления учебного процесса. Изменчивое освещение, ограничение времени на выполнение работы мобилизует художественный потенциал студента [5]. В изобразительной практике личный художественный опыт студента обогащается потребностью выражения в работах жизненной и художественной правды [9, с. 4]. В пленэре первоисточником эстетической, учебно-познавательной и художественной информации выступает натура - природа во всем богатстве проявлений. К примеру, задача определения особенностей передачи пространства в изображении в условиях студии достаточно сложна для начинающего художника, но с легкостью решаема в процессе непосредственного восприятия пейзажа.
Помимо практических занятий нужно проводить установочные лекции, в которых следует раскрывать суть предстоящих задач, при необходимости, давать методические и технологические рекомендации к их решению.
Методы обучения: программированные, интерактивные и проблемные выступают средством формирования познавательной активности студентов.
Программированное обучение основано на алгоритме действий по достижению запланированного результата (Н.Ф. Талызина, Г.Я. Гальперин, А.М. Матюшкин и др.). В зависимости от задач учебный процесс подразделяют на последовательные этапы. К примеру, в начальный период обучения педагог выступает организатором процесса с приоритетом индивидуального подхода, позже упор делается на самоорганизацию и самостоятельность решения художественных задач самими учащимися.
Интерактивность в обучении основана на психологии взаимодействия группы учащихся в целях активизации друг друга и здорового соперничества в решении художественных задач. В учебном процессе студенты сопоставляют пленэрные работы, анализируют их на предмет соответствия поставленным задачам, определяют художественные способы и приемы достижения результата. Как правило, учащиеся экспериментальных групп в визуальном сопоставлении отдавали предпочтение работам, выполненным методов пропорциональных отношений цветотона, отмечали целесообразность применения художественного метода работы от общего к частному, доказательно обосновывали необходимость выбора метода работы алла прима или тектонического изображения (многослойной живописи) и т.д.
При достижении учащимися определенного уровня знаний и умений в учебном процессе уместно применять метод проблемного обучения с приоритетом самостоятельного приобретения знаний учащимися путем поиска решения поставленной художественной задачи.
Средства обучения - преимущественно наглядные (натурный материал, наглядно-методические пособия, композиционные схемы, визуализация методических этапов построения произведения в художественном материале и др.) и дидактические (комплекс логически обоснованных методических упражнений и заданий различного уровня сложности).
Критерии оценки и индикаторы уровня развития художественного восприятия. Развитие - процесс направленных, закономерных, необратимых изменений, приводящий к количественным, качественным и структурным преобразованиям поведения и психики человека. Способности и качества личности проявляются и развиваются в деятельности, для осуществления которой они необходимы. Следовательно, художественное восприятие, его качественные, количественные и структурные изменения проявляется в процессе и в результатах изобразительной деятельности.
В целях объективности анализа эмпирических данных, а также промежуточного контроля и своевременного внесения корректировок в процесс развития художественного восприятия рекомендуем применять трех уровневую градацию оценки:
1. репродуктивный (низкий) уровень, характеризуется умением усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по заданному педагогом образцу; при этом количественные, качественные и структурные изменения не проявляются, деятельность осуществляется в рамках репродуктивно-подражательной активности студента;
2. репродуктивно-творческий (средний) уровень, характеризуется умением на основе частичного заимствования и осмысления знаний, образцов деятельности, приемов работы решать художественную задачу; при этом количественные, качественные и структурные изменения наблюдаются; активность студента носит посково-исполнительский характер;
3. творческий (высокий) уровень, характеризуется умением самостоятельно создавать новое, оригинальное; при этом положительные количественные, качественные и структурные изменения признаются максимально возможными; активность студента носит посково-эвристический характер.
Критерии оценки, основанные на художественных задачах пленэра, выступают инструментом в определении уровня/степени развитости художественного восприятия. Эффективными критериями уровня развития в данном случае являются: эмоциональность произведения, его образная выразительность, ассоциативность, эмоционально-смысловая нагрузка в изображении и оригинальность замысла.
К техническим и методическим критериям оценки художественного восприятия относятся: выбор мотива и композиционный замысел произведения в соответствии с художественной задачей; выбор формата и размера изобразительной плоскости в соответствии с художественной задачей; правильный выбор композиционного строя изображения в формате картинной плоскости; передача состояния в пейзаже; «умение выделять главное, а не второстепенное, использовать при этом все возможности средств живописи и композиции» [2, с. 115]; колористическая гармония; цельность и единство изображения.
Выводы. С целью решения проблемы освоения учащимися оптимального объема знаний, умений и развития ключевых компетенций, предопределяющих эффективность профессионального становления художника учебный процесс студентов художественных специальностей необходимо строить в соответствии со структурой и содержанием методической модели разработанной на основе контекстного и деятельного подходов к обучению. Методическая модель развития художественного восприятия у студентов на занятиях пленэром представляет собой комплекс целевых задач, дидактических принципов, форм и условий организации, методов и средств обучения, а также критериев оценки и индикаторов уровня развития художественного восприятия.
Комплекс критериев оценки и содержание уровней развития художественного восприятия явились достаточно эффективным инструментом мониторинга профессионального становления специалиста в учебном процессе вуза.
Важно, чтобы художественная деятельность студентов на занятиях пленэром носила преимущественно деятельностный, творческий характер, осуществлялась на оптимальном уровне сложности, обеспечивала положительный эмоциональный настрой и мотивацию достижения успеха, при этом студент осознавал суть художественных задач и осуществлял целенаправленный и самостоятельный поиск их решения.
Литература:
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.
3. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
4. Есипов Б.П. Методы обучения. М., 1954.
5. Павленкович О.Б. Пленэр в системе подготовки специалиста // Новые идеи нового века - 2009: материалы IX международной научной конференции ИАС ТОГУ. Хабаровск: ТОГУ, 2009.
6. Павленкович О.Б. Художественный образ в пейзажной живописи. Этапы ведения работы / О.Б. Павленкович, А.А. Павленкович // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса: материалы региональной науч.-практич конференции. Хабаровск: ТОГУ, 2006.
7. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2006. 135 с.
8. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. 328 с.
9. Яшухин А.П. Живопись. Этюд с натуры. Ростов н/Д: РГПИ, 1987. 80 с.
Педагогика
УДК: 374.
кандидат педагогических наук Панина Светлана Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Квашина Светлана Юрьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ДВИЖЕНИЕ JUNIOR SKILLS КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос организации ранней профориентации, как определенный вызов современного общества. Затрагивается профориентационный потенциал движения Junior Skills на примере организации данного чемпиаоната школьников Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: ранняя профориентация, Junior Skills, формы профориентационной работы.
Annotation. The article considers the issue of organizing early vocational guidance, as a specific challenge of modern society. The career guidance potential of the Junior Skills movement is affected by the example of the organization of this schoolchildren championship of the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords: early career guidance, Junior Skills, career guidance forms.
Введение. Профессиональная ориентация и приоритеты государственной политики чётко отражены в Национальном проекте «Образование» в федеральных проектах «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Успех каждого ребёнка», «Современная школа», «Социальная активность»; в мероприятиях по Программам «Кадры» и «Цифровая экономика» и др.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 отмечено, что «школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить. Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху» [7].
Профессиональная ориентация в образовательной организации выстраивается как система, основанная на взаимосвязи ее компонентов: профпросвещения, информирования о профессиональном образовании и трудоустройстве, профдиагностика, профконсультирование, профориентированная деятельность, подбор профессий, которая обеспечит решение определенных задач, связанных с профессиональным самоопределением личности.
Цель данного исследования заключается в определении эффективности движения Junior Skills в ранней профориентации, так как учет возрастных изменений личности выступает основой дальнейшего ее успеха в профессиональном пути.
Изложение основного материала статьи. Ранняя профориентация призвана дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности [3, с. 19]. Проблема выбора будущей профессии еще не стоит так остро, но уже имеет подтекст активизации школьников к труду. Психологи утверждают, что в этот период школьники с большим интересом познают всё, что связано с миром взрослых с их профессиональным опытом.
Само понятие «ранней профориентации» в контексте раннего выбора на практике актуализирует риски, как: психологические (отсутствие объективных психологических предпосылок для самостоятельного профессионально-образовательного выбора у школьников ранних возрастов; мотивы выбора выступают ситуативными); этические (распространение манипулятивных технологий профориентации).
Как справедливо отмечают В.И. Блинов, С.И. Сергеев, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова и др., что ранняя профориентация может пониматься, как пропедевтическая профориентационная работа со школьниками в целом; обеспечение раннего профессионального выбора (в старшем или младшем подростковом возрасте); особый этап сопровождения личностно-профессионального самоопределения обучающихся дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов [1-5, 8-10].
Под ранней профориентацией понимается процесс, при котором происходит первоначальное знакомство детей с профессиями; подготовка ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности; перспективный для развития современной практики профессиональной ориентации.
Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает формирование уважительного отношения к труду и трудовой деятельности в целом, так и подготовку к вступлению в самостоятельную жизнь и выбору своего пути профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В общеообразовательной организации происходит, непосредственно, самоопределение личности ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Основной целью ранней профориентацией выступает постепенное формирование готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный маршрут.