1УДК 372.874 ББК 74.268.51
УЧЕБНАЯ ПОСТАНОВКА ПО ЖИВОПИСИ: НАТЮРМОРТ, ПОРТРЕТ, ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА
М. Л. Макарова, Е. В. Воронина, Н. А. Кирсанов
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы организации и значения учебной постановки по живописи для студентов художественно-графических факультетов. Определяются основные принципы и правила создания учебной постановки, обозначены ее цели и задачи. От умения правильно организовать натюрморт, портрет или фигуру человека в аудитории или на пленэре зависит конечный результат всего учебного процесса по данной дисциплине. Хорошо организованные учебные постановки способствуют приобретению студентами и развитию у них умений и навыков, необходимых им для дальнейшей профессионально-художественной и творческой деятельности. Статья адресована студентам педучилищ, педвузов, художникам-педагогам и читателям, интересующимся вопросами живописи.
Ключевые слова: живопись, педагогика, учебная постановка.
EDUCATIONAL SETTING IN PAINTING: STILL LIFE, PORTRAIT, HUMAN FIGURE
M. L. Makarova, E. V. Voronina, N. A. Kirsanov
Abstract. The article deals with theoretical and practical issues of organizing educational setting in painting and its importance for students of art-graphic faculties. The final result of the studying process of this subject depends on the skill to arrange still life, portrait, and human figure correctly in a classroom or in the open air. Well-organized educational settings help students to obtain and develop the skills necessary for further professional artistic and creative activity. The article defines the main principles and rules for the preparation of the training setting, as well as its goals and objectives. The article is for students of pedagogical schools, pedagogical universities, art teachers and readers interested in art.
Keywords: painting, pedagogy, educational setting.
Ведущим методом учебной и творческой работы будущих бакалавров художественно-педагогических вузов является рисование и письмо с натуры. Окружающая действительность служит нескончаемым источником вдохновения как для художника-профессионала, так и для начинающего живописца. Работа с натуры формирует реалистическое мировоззрение. Познание будущими бакалаврами объективных зако-
нов природы и жизни помогает им накапливать компетенции, специальные знания и навыки для дальнейшей творческой деятельности и проявления индивидуальности. Важно, чтобы в процессе обучения живописи студенты учились видеть окружающую жизнь глубоко и всесторонне, открывать в ней источник вдохновения.
Д. Н. Кардовский писал: «Методика преподавания должна быть построена на следующих
принципиальных положениях: обучение рисунку и живописи от начала и до конца должно вестись только по натуре» [1, с. 49]. Также художник придерживался точки зрения, что моделью может быть нечто, привлекающее внимание: натюрморт, красивая женская или мужская голова, интересно одетая или обнаженная фигура человека.
В современной образовательной ситуации учебные постановки рассматриваются как комплекс заданий в рамках определенных программ. Они являются основой обучения живописи с натуры, главным методом изучения изобразительной грамоты и формирования творческих способностей, компетенций будущих бакалавров. Искусству организации натурной постановки под живопись всегда уделяется большое профессиональное внимание.
Методология обучения живописи с натуры в вузе связана с выполнением обучающимися упражнений и работой над учебными заданиями. Теоретические вопросы, касающиеся постановок по живописи, отражены в научных трудах известных ученых, художников-педагогов - Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Е. В. Шоро-хова, С. П. Ломова, А. А. Унковского и др. Основываясь на своем опыте преподавания, авторы данной статьи считают необходимым раскрыть общее понимание постановочных задач, которые в целом проявляются в жанре натюрморта, портрета или изображения фигуры человека.
Исходя из профессиональных компетенций, обозначенных в разделе педагогической деятельности федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, мы рассматриваем обучение живописи натюрморта, портрета или фигуры человека с точки зрения выделения однотипных живописных задач «для достижения личностных, мета-предметных и предметных результатов в обучении» [2, с. 7].
Использование единых закономерностей в обучении при составлении натурных постановок как натюрморта, так и портрета будет способствовать становлению профессионального восприятия натуры студентами бакалавриата и усвоению ими сущности создания живописного изображения. Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, когда необходимо добиться высоких результатов, а количество ча-
сов на подготовку профессионалов по предмету «Живопись» весьма ограничено.
Весь процесс обучения студентов построен на выполнении ими системы специальных натурных постановок. Удачно составить их довольно не просто. От умения правильно организовать натюрморт, портрет или фигуру человека зависит конечный результат всего учебного процесса по живописи. Создание интересной постановки требует от педагога творческого подхода. Каждый преподаватель вуза организует ее по-своему. На характер учебной постановки влияет отношение преподавателя к действительности, при этом проявляются его художественный вкус, склонности, жизненный и творческий опыт.
Особенность работы над натюрмортом, портретом или фигурой человека состоит в том, что их можно ставить и писать в различных условиях: при естественном освещении и искусственном, в аудитории и на пленэре. Можно разнообразить композиции через комбинации объектов, драпировок, точек наблюдения.
Для успешного решения учебно-творческих задач по живописи желательно организовать натурную постановку таким образом, чтобы она была композиционно интересной и методически правильно сформированной.
Создание постановки начинается с четкого определения учебной задачи, затем обдумывает-ся ее содержание, сюжет и только потом приступают к составлению самой постановки. Тему или сюжет может подсказать какой-либо привлекательный предмет, объект, ассоциация или увиденное яркое событие. Интересные для постановки предметы, сюжеты находятся повсюду. Это и яркие цветы на лугу, и первые грибы в лесу. Поездка на море может вдохновить создать композицию в стиле марина, а отдых на даче - написать фигуру на пленэре. Ужин в тесном семейном кругу на кухне навевает образ чайного или кофейного натюрморта либо постановок на тему: «Завтрак», «Обед», «Ужин». Богатейший материал для всевозможных живописных решений дадут наблюдения при уборке урожая.
Для того чтобы постановка получилась гармоничной и привлекательной, преподаватель должен обладать чувством меры и иметь оригинальный эстетический вкус. Менять и перемещать предметы, драпировки, натуру и осве-
щение нужно до тех пор, пока композиционное, световое и цветотоновое решения полностью не устроят педагога.
Особенности составления учебной постановки заключаются в следующем.
Предметы для натурных постановок необходимо подбирать по смыслу. Каждый предмет в жизни имеет свою «среду обитания и функциональное предназначение». Помещенный в неподходящие условия натюрморт или портрет может звучать диссонансом среди других. Поэтому нужно стараться подбирать и группировать предметы в постановке таким образом, чтобы каждый выглядел естественно. Нежелательно совмещать предметы, которые не отвечают единству среды, тематике, действию, например чайник и скрипку, рюмку и кастрюлю и т. п.
В сюжетной и тематической постановке внимание привлекает главный объект, который и несет основную смысловую и визуальную нагрузку, то есть составляет композиционный центр, хорошо читается. Обычно он находится на втором плане, привлекает к себе внимание цветом, ритмом, освещенностью, является камертоном активности цвета, света, контрастов, характерен проработкой деталей, что всесторонне проявляется в живописи. Другие объекты постановки, фон и драпировки, как правило, менее активны и потому второстепенны.
Размещать натуру и предметы нужно просто, естественно. При составлении учебных постановок желательно стремиться к поиску таких композиционных группировок предметов, которые способна «сочинить сама жизнь». Не стоит располагать объекты в ряд, ставить их слишком близко или очень далеко друг от друга. Художественный подход заключается в том, чтобы постараться создать плановость и таким образом показать глубину натюрмортного пространства. Часто учебные постановки, особенно натюрморты, организуются по принципу подчинения какой-нибудь общей по обзору геометрической форме, то есть располагаются так, чтобы они визуально вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат или круг. Этот способ построения композиции известен художникам давно.
Для нахождения композиционного равновесия важно в постановке сбалансировать правую и левую стороны по массе, цвету и тону. На-
пример, если главный предмет или группа предметов смещены вправо, то с левой стороны нужно увеличить свободное пространство и в противовес поставить несколько более мелких предметов или разместить активные складки, драпировки. Маленький темный объект способен уравновесить большой, но более светлый по тону предмет. Большое, но менее насыщенное по цвету пятно может сбалансировать маленькое, но яркое изображение.
Организация статичных и динамичных постановок развивает у студентов чувство движения и глубины пространства.
Статичная композиция натюрморта создается прямыми горизонтальными или слегка наклонными предметами, драпировками, складками. В портретных постановках композиция воспринимается без движения, если модель посажена или поставлена в фас, отсутствуют наклон головы, пластика тела. Такие постановки создают впечатление покоя. Состояние равновесия, умиротворения характерно и для симметричных композиций. В них в некоторой степени одна часть похожа на другую, а композиционный центр почти совпадает с геометрическим. Постановки с подобной композиционной схемой часто бывают скучны и для студентов. Статичные постановки иногда используются на первоначальных этапах обучения, когда обучающимся еще не надо решать сложные пространственные задачи.
Более интересными считаются динамичные постановки с ясно выраженным движением в композиции. Движение в постановке натюрморта создают диагональный ритм, вглубь расположенные складки, драпировки, диагонально размещенные предметы. При организации динамичной постановки портрета или фигуры человека желательно использовать небольшой наклон головы, поворот корпуса, выбирать интересное и естественное положение для рук и ног.
В постановке необходимо совмещать объекты, разные по материалу, форме, размеру, цвету, тону и фактуре. Чем разнообразнее будут свойства объектов, тем интереснее получится постановка. Однако прибегать к резким контрастам, например рядом с крупными вещами ставить очень мелкие, нежелательно. Уравновесить такие предметы можно, добавив какие-то промежуточные по размеру объекты.
Прием контрастного сопоставления светлого и темного, цветного и монохромного, блестящего и матового, высокого и низкого, круглого и прямоугольного используется также и для лучшего выявления материальности предметов.
При создании учебной постановки необходимо гармонизировать по массе, цвету и тону не только саму натуру, предметы, но и промежутки между ними, а также часть окружающего пространства.
Для учебных постановок широко используются не яркие и сложные по форме и цвету предметы, а, напротив, строгие и простые. Красоту формы и цвета надо искать в обычных вещах, таких как посуда и предметы домашнего обихода, инструменты, разнообразные овощи и фрукты, цветы. Обучающимся нужно раскрывать смысл того, что настоящая красота находится рядом и окружает нас каждый день. Для длительных постановок берутся преимущественно предметы, которые не портятся при долгом хранении. В настоящее время натуральные продукты часто заменяют муляжами. Но, как показывает опыт преподавания, желательно все же использовать в постановках свежие фрукты, овощи, цветы, хлеб, оказывающие на пишущего и зрителя большее эмоциональное воздействие, чем их муляжи. Натуральный хлеб и на картине будет выглядеть натуральным, материальным. Быстро портящиеся продукты (ягоды, живую рыбу) лучше использовать в коротких постановках, при написании одно-двух-сеансных этюдов.
Для начинающих художников трудны постановки со следующими предметами:
1) бликующей керамикой, поскольку из-за обилия рефлексов сложно целостно написать объемную форму этих предметов;
2) матовыми, неглазурованными вещами, потому что их сложно вписать в среду из-за слабо видимых рефлексов;
3) изделиями из прозрачного светлого стекла, так как его сложно писать обобщенно.
Первые натюрморты должны быть простыми, состоящими из двух-трех предметов, размещенных на нейтральном фоне, лучше всего трехплановыми. Основная трудность для обучающихся состоит в передаче пространства, глубины. Помощь студентам в этом могут оказать грамотно составленные учебные поста-
новки. Например, ближними воспринимаются предметы теплого цвета, яркие, контрастные и детально проработанные. Дальними, уходящими в глубину кажутся предметы холодного цвета и обобщенно прописанные, поэтому на первом плане желательно разместить предметы яркие, контрастные, мелкие, такие как овощи и фрукты, на фоне однотонной драпировки без складок. На втором плане, который обычно является композиционным центром, размещаются главные крупные предметы, а также объекты средней величины. Лучше, если они будут однотонными. В учебной постановке фон не должен быть активнее предметов.
Важную роль в восприятии обучающимися постановки играет освещение. Самым востребованным для живописи является дневное освещение: оно создает мягкие тени и при нем более отчетливо видны разнообразные цвето-тоновые оттенки. Но такое освещение непостоянно, поэтому приходится использовать и электрическое. Освещение повышает выразительность постановки и способствует выявлению формы. Чем четче разграничение светотени на объекте, тем лучше читается форма. Для учебных постановок следует использовать боковое освещение. Если не получается осветить постановку сбоку, можно воспользоваться верхним освещением. При освещении объектов в фас сложнее передать их объем и цвет. Редко ставятся постановки против света. Освещением также можно моделировать пространство в постановке, по-разному освещая передний, средний или дальний план.
Из практики живописи известно, что расстояние от обучающегося до натуры должно равняться двум-трем величинам постановки. Первые постановки фигуры и портрета человека ставятся таким образом, чтобы линия горизонта воспринималась на уровне глаз. Для натюрморта линия горизонта обычно располагается чуть ниже. Когда у студентов прибавится опыта, подойдут постановки с высокой или заметно низкой линией горизонта.
При написании головы человека студент сталкивается с более сложными формами и цветотоновыми отношениями, чем при написании натюрморта. Передача индивидуального сходства портретируемого требует развитого глазомера. Цвет человеческого тела заметно
отличается от цвета окружающих нас предметов. Его оттенки очень разнообразны. Каждый человек имеет свой неповторимый оттенок кожи, цвета лица. Эти отличия надо постараться увидеть и передать в работе. В учебных постановках головы фон нужно подбирать спокойный, без лишних складок, чтобы ничто не отвлекало внимание от главного - лица портретируемого. Фон чаще всего бывает одноцветный, например серый. Желательно, чтобы он был темнее освещенных мест натуры, но светлее ее теневых участков. Освещают голову обычно сбоку и немного сверху таким образом, чтобы хорошо читались объем и форма головы, ее детали: глаза, нос, рот, уши и т. д.
На первых занятиях по портрету желательно, чтобы позировали мужчины среднего и пожилого возраста с четко выраженным характером формы головы и ее деталей, индивидуальным характерным цветом кожи, без усов и бороды. Мужская модель более ясно выражена в живописном и пластическом отношении по сравнению с женской. И наоборот, форма женской головы не имеет такой четкой лепки, мускулистости, которая характерна для мужчин, особенно худощавых и пожилых. Цветовые отношения женского лица более тонкие, а переходы цвета более мягкие.
Сложность учебных постановок портрета должна нарастать постепенно. На первых занятиях постановки направлены на изучение характерности формы головы, ее конструкции, цветотоновых особенностей. Далее можно создать постановку с наклоном головы, с более сложными тонально-цветовыми отношениями, посадить модель в интерьере, придать ей ти-пажность.
Учебные постановки фигуры человека необходимо разнообразить по возрасту модели, ее полу, профессии. Ставить постановки нужно как с одетой моделью, так и с обнаженной. Написание обнаженной фигуры считается вершиной живописного мастерства. Для постановки обнаженной фигуры часто используется мужская модель с развитым телосложением. Женская модель выглядит живописнее, если она, так сказать, «в теле», слегка полноватая, с выраженными формами. Для постановки обнаженной фигуры надо подбирать модель незагорелую, с богатыми нежными оттенками кожи.
Переходя при обучении студентов к постановкам одетой натуры, нужно учитывать, чтобы одежда модели не была слишком яркой и пестрой, иначе это будет отвлекать от главного -лица и рук. Одежду модели лучше подбирать в спокойных тонах. Так, студентам будет легче сгармонизировать изображение и выделить главное. Одежда не должна затруднять выявление форм модели. Первые живописные фигурные постановки лучше писать со стоящей моделью. Поза, движение головы, торса, рук, ног должны быть простыми и выразительными, а главное, естественными. Сидящая модель требует более внимательного отношения к построению формы, а лежащая еще и умения передавать пространственное сокращение фигуры или ее частей. В начале обучения предпочтительнее ставить постановку с мужской моделью, поскольку она более понятна в пластическом отношении.
Фон следует подобрать спокойный, неяркий, чтобы он не подавлял колорит фигуры, особенно обнаженной, так как обнаженное тело должно читаться со всеми его индивидуальными особенностями цвета и пластики форм. Для этого отбирают драпировки или интерьер, в который модель будет помещена, нейтральных тонов. Окружение фигуры и освещение должны подчеркивать колорит модели, ее большую форму. Не нужно перегружать учебную постановку драпировками или предметами интерьера, чтобы передать бытовую обстановку или профессиональную принадлежность.
Значительное внимание уделяется подбору позы фигуры, с тем чтобы она была наиболее естественной и выразительной. Многие художники и поэты отмечали, что внутреннее состояние человека проявляется не столько в лице, сколько в позе. Конечно, нельзя забывать и о выражении лица, «зеркале души», и о руках, которые принято считать «вторым лицом» человека. Их форма, размер, цвет, жестикуляция могут многое рассказать о человеке.
Писать учебные постановки следует преимущественно в условиях комнатного освещения, но также и на улице, пленэре. Под открытым небом, в световой среде, отличной от интерьера, постановки приобретают иной смысл и содержание, а студентам приходится решать другие
многочисленные и разнообразные живописные задачи. На природе в живописи натюрморта, портрета, фигуры исчезают нейтральные тона, цвет становится особенно звучным и ярким, появляются многочисленные рефлексы, тени становятся прозрачнее и холоднее. В целом все объекты постановки объединяются общим цветом освещения, взаимными рефлексами, общей воздушной средой. Пейзаж всегда дополняет постановку и стаффаж.
Учебные работы студентов, выполненные под открытым небом, должны быть меньше по размеру, чем работы, написанные в аудитории. Освещение и погода в природе быстро меняются, поэтому нужно постараться закончить живопись за один сеанс, иначе, чтобы дописать работу, придется ожидать такого же состояния в природе.
В условиях пленэра, под открытым небом, на белых поверхностях объектов особенно хорошо виден теплый или холодный цвет солнечных лучей, а также живописный оттенок рефлексов от окружающей среды: кустов, деревьев, земли, травы и неба. Поэтому в первоначальных постановках желательно вводить предметы и одежду на моделях белого цвета.
При выполнении живописных работ на пленэре успех во многом зависит от правильной организации рабочего места каждого студента. Писать лучше под солнцезащитным зонтом. Он защищает работу от попадания прямых солнечных лучей, рефлексов от неба и близлежащих предметов. Одежда студентов должна быть преимущественно темных или темно-серых тонов, поскольку они поглощают много света и дают значительно более слабые рефлексы по сравнению с белой или цветной одеждой. Все это поможет обучающимся избежать ошибок в подборе цветотоновых отношений на палитре.
Одни и те же постановки обучающимися могут писаться с одного места, но при разном освещении, состоянии погоды или времени суток. И каждый раз цветовое и колористическое решение работы будет разным, так как всякий раз будут решаться отличающиеся друг от друга учебные задачи в плане передачи пространства и общей освещенности.
Овладеть живописью разных жанров - натюрморта, портрета - в пейзажной среде довольно сложно. Первые постановки желательно
начинать писать в пасмурный день, поскольку такая погода позволяет писать дольше, до четырех часов за один сеанс. Благодаря мягкому ровному свету в хмурый день можно детально рассмотреть и определить характер и особенности собственного цвета натуры. При этом предметный цвет наиболее виден на освещенных поверхностях, тогда как в теневых частях он обусловлен влиянием рефлексов. В сумрачный день нет контрастных светотеневых отношений.
Совершенно другая ситуация складывается в условиях яркого солнечного освещения, влияющего на цветовую окрашенность натуры. Отношение света к тени достигает большого контраста. До полудня и после него в постановке часто присутствуют более яркие, насыщенные и контрастные цвета, чем в полдень. Вечерние и утренние часы требуют острой наблюдательности, натренированного восприятия и определенного опыта работы с натуры. Успех в работе над такими этюдами во многом зависит от возможности сохранения и удержания студентами в памяти первого впечатления от цветового напряжения красок.
Серьезной проблемой представляется кратковременность сеансов, поскольку все вокруг - состояние освещенности, характер теней, их длина, расположение, форма, цвет -очень быстро меняется. Меняется и само настроение пейзажа. Для натренированного взгляда художника становится очевидным, насколько цветовые и тональные отношения в конце работы отличаются от тех, что были в ее начале. Поэтому подобного вида учебные задания лучше проводить, когда обучающиеся уже приобрели определенные навыки передачи солнечного и пасмурного дня. Самыми сложными на пленэре считаются постановки, помещенные в солнечный день против света, контражур или находящиеся в тени, так как падающие на натуру со всех сторон рефлексы мешают выявлению объема и уменьшают контраст между светом и тенью.
Учебные постановки различаются:
• по времени исполнения: краткосрочные (этюд) и многочасовые;
• по колориту: теплой и холодной гаммы;
• по цвету: сближенные, контрастные;
• по освещенности: прямое освещение, боковое, верхнее, снизу, против света;
• по месту расположения: постановка в интерьере, пейзаже.
Учебные постановки условно можно поделить на простые, средние и сложные. К простым постановкам относятся те, в которых содержится небольшое количество предметов, несложных по форме, присутствуют однотонные драпировки с минимальным количеством складок, объекты и фоны постановки довольно понятны и контрастны по тону и цвету, а пространство заметно ограничено по глубине. Такие постановки используются на первоначальном этапе обучения. Средние по сложности постановки состоят из достаточного количества предметов, усложненных по форме и цвету. В них присутствуют драпировки с нечетким узором, цветотоновые решения построены на нюансах, пространство воспринимается более глубоко. Эти постановки применяются на средних и старших курсах обучения. Сложными можно назвать постановки с большим количеством предметов, непростых по форме, фактуре и цвету, расположенных на разных уровнях: например, некоторые предметы лежат на столе и стуле или подвесной полке, драпировки имеют четкий рисунок (клетка, восточный орнамент и т. п.). Цветотоновые отношения натуры являются сложными, сближенными. Именно такие постановки применяются на завершающем этапе обучения, и они трактуются как пробный вариант творческой работы.
Учебные постановки могут выполняться различными живописными материалами. Самыми удобными для обучения живописи являются масляные краски, которые в процессе высыхания не меняют свой тон и цвет. Акварельные, гуашевые и акриловые краски, хотя и высыхают на живописной работе быстрее, чем масляные, подвержены цветотональным изменениям. Акварель - самая яркая и насыщенная из художественных красок. Однако написанные ею работы под воздействием прямых солнечных лучей с годами выцветают. К выполненным акварельными красками работам нужно относиться очень бережно, хранить их в папках или под стеклом.
Учебная постановка по живописи строится таким образом, чтобы студенты испытывали чувство удовлетворения при виде результатов своего труда. Каждая новая постановка по сво-
ему характеру и содержанию должна быть направлена на познание студентами законов природы и искусства живописи, развивать художественное и живописное мастерство, способствовать обретению культуры зрительного восприятия. Навыки и умения, полученные студентами в процессе написания учебных постановок, в дальнейшем найдут применение при выполнении ими творческих задач.
Независимо от жанра, использование общего комплексного подхода при обучении живописи сводится к развитию композиционного мышления, умению передавать освещение, объем натуры, ее материальность, контрасты, колорит, цветотоновые отношения, движение, пропорции, конструктивное строение, характерные качества натуры. Все это будет создавать условия для передачи труднодостижимой целостности живописного изображения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ростовцев Н. Н. Рисунок, живопись, композиция. - М.: Просвещение, 1989. - 204 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 - педагогическое образование (уровень бакалавриата). - URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 25.04.2018).
3. Ломов С. П. Живопись. - М.: АГАР, 2008. -232 с.
4. Макарова М. Л. Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2009. - 217 с.
5. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Альянс, 2014. - 256 с.
6. Унковский А. А. Живопись фигуры: пособие для студентов-заочников худ.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1968. - 64 с.
REFERENCSES
1. Rostovtsev N. N. Risunok, zhivopis, kompoz-itsiya. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 204 p.
2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu pod-gotovki 44.03.01 - pedagogicheskoe obrazovanie (uroven bakalavriata). Available at: http://fgosvo. ru/news/8/1583 (accessed: 25.04.2018).
3. Lomov S. P. Zhivopis. Moscow: AGAR, 2008. 232 p.
4. Makarova M. L. Razvitie chuvstva tselostnosti u studentov 4-5 kursov khudozhestvenno-gra-ficheskikh fakultetov na zanyatiyakh zhivopi-syu. PhD dissertation (Education). Moscow, 2009. 217 p.
5. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izo-brazitelnogo iskusstva v shkole. Moscow: Aly-ans, 2014. 256 p.
6. Unkovskiy A. A. Zhivopis figury: posobie dlya studentov-zaochnikov khud.-graf. fak. ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1968. 64 p.
Макарова Мария Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры живописи Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета
e-mail: ml.makarova@mpgu.edu
Makarova Maria L., PhD in Education, associate professor, Painting Department, Arts and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: ml.makarova@mpgu.edu
Воронина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры живописи Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета
e-mail: voronina_e74@list.ru
Voronina Elena V., PhD in Education, Associate professor, Painting Department, Arts and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: voronina_e74@list.ru
Кирсанов Николай Алексеевич, доцент Кафедры живописи Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета e-mail: na.kirsanov@mpgu.edu
Kirsanov Nikolay A., Associate Professor, Painting Department, Arts and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
e-mail: na.kirsanov@mpgu.edu