Научная статья на тему 'Ключевые особенности сопровождения персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы'

Ключевые особенности сопровождения персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персонализация профориентации школьников / персонализированная профориентационная работа / цифровая профориентационная среда школы / personalizing students' career guidance / personalized career guidance work / digital career guidance environment of schools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деркачев Игорь Сергеевич

Цель исследования выявление основных особенностей сопровождения персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы. В статье представлены понятия цифровой профориентационной среды, персонализированной профориентационной работы, уточнены отличительные особенности персонализированной профориентационной работы, выделены задачи организации такого формата работы в цифровой профориентационной среде школы, а также представлено подробное описание действий всех участников данного процесса в соответствии с выбранными формами и методами профориентационной работы. В статье описана возможность реализации персонализированной профориентационной работы в школе современными способами, а именно с помощью информационно-коммуникационных технологий. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем обоснована возможность организации не просто традиционной профориентационной работы в школе, а ее персонализации с использованием современных цифровых технологий, которая достигается за счет ориентации реализуемого фронта работа на выделенные сущностные характеристики понятия «цифровая профориентационная среда», а также на отличительные особенности персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы. В результате исследования было установлено, что сопровождение персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы обладает спецификой, которая заключается в следовании этапам реализации профориентационной работы (мотивационно-когнитивный, диагностико-ознакомительный, практико-деятельностный и актуализирующий), в соответствии с деятельностью участников данного процесса (педагоги и психологи в основном занимаются сопровождением учащихся в процессе профориентационной работы, а учащиеся ведут активную познавательную и практическую деятельность в цифровой среде путем изучения информации и участия в профориентационных мероприятиях).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деркачев Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key features of supporting personalized career guidance work in the digital career guidance environment of schools

The aim of the research is to identify the key features of supporting personalized career guidance work in the digital career guidance environment of schools. The article introduces the concepts of a digital career guidance environment, personalized career guidance work; clarifies the distinctive features of personalized career guidance work; outlines the tasks of organizing such work format in the digital career guidance environment of schools. It provides a detailed description of the actions of all participants in this process according to the selected forms and methods of career guidance work. The article describes the possibility of implementing personalized career guidance work in schools using modern methods, specifically through information and communication technologies. The scientific novelty of the research lies in the justification of not just organizing traditional career guidance work in schools but in personalizing it using modern digital technologies, achieved by orienting the implemented work around the essential characteristics of the concept of "digital career guidance environment" and the distinctive features of personalized career guidance work in the digital career guidance environment of schools. The study established that supporting personalized career guidance work in the digital career guidance environment of schools has its specifics, involving following the stages of implementing career guidance work (motivational-cognitive, diagnostic-informative, practical-activity, and actualizing), based on the activities of participants in this process (teachers and psychologists mainly support schoolchildren during the career guidance work process, while schoolchildren engage in active cognitive and practical activities in the digital environment by studying information and participating in career guidance events).

Текст научной работы на тему «Ключевые особенности сопровождения персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы»

ИЗДДТЕЛЬСТ

$ гратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2024. Том 9. Выпуск 3 | 2024. Volume 9. Issue 3

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Ключевые особенности сопровождения персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы

Деркачев И. С.

Аннотация. Цель исследования - выявление основных особенностей сопровождения персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы. В статье представлены понятия цифровой профориентационной среды, персонализированной профориентационной работы, уточнены отличительные особенности персонализированной профориентационной работы, выделены задачи организации такого формата работы в цифровой профориентационной среде школы, а также представлено подробное описание действий всех участников данного процесса в соответствии с выбранными формами и методами профориентационной работы. В статье описана возможность реализации персонализированной профориентационной работы в школе современными способами, а именно с помощью информационно-коммуникационных технологий. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем обоснована возможность организации не просто традиционной профориентационной работы в школе, а ее персонализации с использованием современных цифровых технологий, которая достигается за счет ориентации реализуемого фронта работа на выделенные сущностные характеристики понятия «цифровая профориентационная среда», а также на отличительные особенности персонализированной профориентационной работы в цифровой про-фориентационной среде школы. В результате исследования было установлено, что сопровождение персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы обладает спецификой, которая заключается в следовании этапам реализации профориентационной работы (мотивационно-когнитивный, диагностико-ознакомительный, практико-деятельностный и актуализирующий), в соответствии с деятельностью участников данного процесса (педагоги и психологи в основном занимаются сопровождением учащихся в процессе профориентационной работы, а учащиеся ведут активную познавательную и практическую деятельность в цифровой среде путем изучения информации и участия в профориентационных мероприятиях).

Key features of supporting personalized career guidance work in the digital career guidance environment of schools

Derkachev I. S.

Abstract. The aim of the research is to identify the key features of supporting personalized career guidance work in the digital career guidance environment of schools. The article introduces the concepts of a digital career guidance environment, personalized career guidance work; clarifies the distinctive features of personalized career guidance work; outlines the tasks of organizing such work format in the digital career guidance environment of schools. It provides a detailed description of the actions of all participants in this process according to the selected forms and methods of career guidance work. The article describes the possibility of implementing personalized career guidance work in schools using modern methods, specifically through information and communication technologies. The scientific novelty of the research lies in the justification of not just organizing traditional career guidance work in schools but in personalizing it using modern digital technologies, achieved by orienting the implemented work around the essential characteristics of the concept of "digital career guidance environment" and the distinctive features of personalized career guidance work in the digital career guidance environment of schools. The study established that supporting personalized career guidance work in the digital career guidance environment of schools has its specifics, involving following the stages of implementing career guidance work (motivational-cognitive, diagnostic-informative, practical-activity, and actualizing), based on the activities of participants in this process (teachers and psychologists mainly support schoolchildren during the career guidance work process, while schoolchildren engage in active cognitive and practical activities in the digital environment by studying information and participating in career guidance events).

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20240034

© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена современными тенденциями внедрения в образовательную систему информационно-коммуникационных технологий, которые используются во многих аспектах реализации учебного процесса. Кроме того, в настоящее время идет ориентация образовательного процесса на его персонализацию, что является главным фактором для организации исследования по феномену персонализации относительно профессиональной ориентации, так как она выступает одним из важнейших аспектов современной образовательной системы.

Для достижения вышеуказанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- уточнить и сформулировать ключевые понятия исследования: «персонализация профориентации», «цифровая профориентационная среда» - посредством выделения их особенностей и сущностных характеристик;

- выявить отличительные особенности персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы;

- в соответствии с выделенными этапами организации персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы описать действия всех участников профориентационной работы, которые необходимы для ее эффективной персонализации.

Теоретическую базу исследования составляют работы в области персонализации профориентации (Мельник, Нестеренко, 2020; Тарлавский, Деркачев, 2023), а также публикации ученых, посвященные изучению цифровизации образовательного процесса (Коротенков, 2012; Лапенок, 2015; Смирнова, Артемова, 2022).

Для решения указанных задач в статье применяются следующие методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по проблемам цифровизации профориентации и персонализации профориентации -для систематизации теоретических и эмпирических данных по теме исследования; описательный метод -для изложения основных особенностей персонализированной профориентационной работы в цифровой профо-риентационной среде школы; метод классификации - для выделения деятельности участников профориентаци-онной работы в соответствии с ее формами и методами; метод прогнозирования - для формулировки дальнейших перспектив исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, которые в нем представлены (отличительные особенности персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы и действия участников данной работы, ее формы и методы, реализуемые на каждом из этапов), могут быть использованы в качестве методологической основы для организации персонализированной профориен-тационной работы в той или иной цифровой профориентационной среде многими общеобразовательными организациями, которые хотят усовершенствовать процесс профессиональной ориентации обучающихся.

Обсуждение и результаты

Современная профориентационная работа во многих общеобразовательных организациях на протяжении последних лет организуется с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Помимо традиционного формата, профориентационная работа реализуется также в цифровой среде. Феномен персонализированной профориентационной работы является относительно новым, но при этом в современной отечественной научно-педагогической литературе рассматривался в трудах различных ученых (Мельник, Нестеренко, 2020, с. 143-150; Тарлавский, Деркачев, 2023, с. 179-181).

В контексте данного исследования целесообразным будет при уточнении понятия «персонализация профориентации» опираться на предыдущую работу автора статьи (Тарлавский, Деркачев, 2023). Под персонали-зацией профориентации мы будем понимать оказание профориентационной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей личности (Тарлавский, Дерка-чев, 2023, с. 179), вследствие чего выстраиваемая персонализированная профориентационная работа предоставляет обучающемуся неповторимый опыт активной профориентационной деятельности в соответствии с выбранной им специальностью.

Так как феномен профориентации является в достаточной степени проработанным в отечественной педагогической литературе, мы, опираясь на опыт многих ученых (Блонских, 1921, с. 299; Выготский, 1931, с. 504; Крупская, 1936, с. 195-202; Макаренко, 1984, с. 396; Шацкий, 1980, с. 340), которые еще в советский период внесли значительный вклад в систему профориентационной работы, и на уточненное понятие «персонализация профориентации», считаем, что для организации эффективной персонализированной профориентационной работы она должна представлять собой систему профориентационных мероприятий (мероприятия понимаются как совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей (Толковый словарь Ожегова. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/105982)), направленных на формирование профессиональной грамотности обучающегося, на развитие его профессиональной индивидуальности, самостоятельности и инициативности в выборе профессии и на его сопровождение при построении такого пути профессионального развития и профессионального самоопределения, который будет уникальным конкретно для данного обучающегося.

Персонализированная профориентационная работа может быть реализована как в традиционном формате (офлайн-мероприятия), так и в более инновационном (онлайн-мероприятия). Так, например, фронт про-фориентационных работ может быть полноценно и эффективно организован с помощью тех или иных информационно-коммуникационных технологий.

Переход различных элементов современной образовательной системы в цифровое русло происходит достаточно долгое время. Это в какой-то мере касается и профориентационной работы во всех ее проявлениях, в том числе и при ее персонализации. На наш взгляд, такой формат организации профессиональной ориентации является привлекательным для современных обучающихся и в определенной степени эффективным за счет нескольких причин. К таким причинам мы относим следующие:

- цифровизация профориентационной работы предоставляет широкий спектр возможностей и удобств для профессионального диагностирования обучающихся;

- универсальность онлайн-формата профориентационного информирования;

- возможность организации персонального формата профориентационной работы в режиме онлайн;

- возможность реализации в удобном формате профориентационного портфолио обучающегося (в педагогической практике портфолио рассматривают как собрание (коллекцию) работ учащегося, которое демонстрирует его усилия, достижения и прогресс в обучении за определенный отрезок времени (Коджаспирова, Коджаспиров, 2000, с. 176));

- возможность организации тесного цифрового взаимодействия между всеми участниками профориен-тационного процесса в формате онлайн.

При этом мы дополнительно отмечаем, что использование информационно-коммуникационных технологий во всех видах образовательной деятельности, в том числе и в рамках профориентации, позволяет:

- расширить мировоззрение и кругозор обучающихся;

- в значительной степени упростить многие аспекты образовательного процесса (например, заполнение журналов);

- пробудить дополнительный интерес учащихся к процессу обучения за счет уже сформированной у них высокой заинтересованности в информационно-коммуникационных технологиях, что особенно актуально в настоящее время;

- постепенно и наиболее эффективно формировать у обучающихся цифровую грамотность.

Таким образом, цифровизация многих образовательных аспектов, в том числе и профориентационной работы, на наш взгляд, является в достаточной степени обоснованной. Конкретно для персонализированной профориентационной работы цифровая профориентационная среда, по нашему мнению, - это один из наиболее перспективных вариантов реализации такой работы.

Определение термина «цифровая профориентационная среда» в современной научно-педагогической литературе не рассматривалось. Ближайшим к данному понятию по своей сущности является понятие «цифровая образовательная среда», оно уже было более широко изучено современными учеными, большинство из которых определяют данное понятие, в общем используя одинаковые тезисы. Такими тезисами являются:

- системно-организованное цифровое пространство;

- наличие методологического обеспечения для организации образовательной деятельности в цифровом пространстве;

- совокупность информационно-коммуникационных средств и инструментов, необходимых для построения эффективного образовательного процесса;

- ориентация на образовательные потребности индивида (обучающегося).

Таким образом, анализ трудов отечественных ученых (Ильченко, 2002, с. 22; Коротенков, 2012, с. 152; Ла-пенок, 2015, с. 77-81; Смирнова, Артемова, 2022, с. 16-19) в отношении определения понятия «цифровая образовательная среда» подводит к тому, что мы можем уточнить дефиницию данного понятия. Под ним мы будем понимать организованную образовательную цифровую систему, выстроенную с помощью различных информационно-коммуникационных средств и инструментов с учетом методологических рекомендаций и включающую в себя образовательный контент (пособия, видеоуроки, тесты и т. д.), который направлен на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся.

Аналогично можно охарактеризовать и цифровую профориентационную среду, учитывая специфику профессиональной ориентации. Таким образом, опираясь на определение понятия «цифровая образовательная среда», мы формируем понятие «цифровая профориентационная среда». Под цифровой профориентационной средой мы будем понимать систему, содержащую наполнение темами или иным профориентационным контентом, реализованную и представленную с помощью тех или иных информационно-коммуникационных технологий, которые направлены на осуществление педагогического сопровождения обучающегося в процессе его профессионального самоопределения.

Также мы считаем необходимым выделить сущностные характеристики понятия «цифровая профориен-тационная среда» (см. Табл. 1).

Таким образом, можно говорить о том, что цифровая профориентационная среда по своей сути предоставляет пласт возможностей для организации профориентационной работы с обучающимися во всех ее проявлениях, с использованием средств, инструментов современных информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с чем мы утверждаем, что цифровая профориентационная среда является эффективной основой для построения персонализированной профориентационной работы с обучающимися.

Таблица 1. Сущностные характеристики понятия «цифровая профориентационная среда»

Сущностная характеристика Описание

1. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент реализации профориентационной работы Цифровая профориентационная среда является не только ресурсом (веб-сайт, страница, информационный портал и т. д.), но и использует возможности информационно-коммуникационных технологий для организации профориентационной работы. Примером может послужить реализация онлайн-системы профессионального диагностирования личности обучающегося внутри самой цифровой профориентационной среды. Данный аспект является одним из важнейших в профориентационной практике, так как оперативная диагностическая помощь в выборе оптимальной профессиональной сферы с учетом индивидуальных способностей, возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда предполагает объединение усилий всех субъектов образовательного пространства и представителей социальной среды, целью которого является развитие у учащихся способности к осознанному, самостоятельному и ответственному выбору профессии, умения проектировать образ профессионального будущего, осознавать свои профессиональные, учебные и личностные возможности, необходимые для практической реализации выбора и определения путей профессионального роста с помощью развития рефлексии (Попович, 2011, с. 64-70).

2. Цифровое взаимодействие всех пользователей цифровой профориентационной среды Цифровая профориентационная среда должна быть структурно организована таким образом, чтобы в процессе профориентационной работы все ее участники взаимодействовали друг с другом. Например, на основе результатов профессионального диагностирования педагог-психолог организовывает онлайн-консультацию с тем или иным обучающимся в рамках используемой им цифровой профориентационной среды.

3. В рамках цифровой профори-ентационной среды присутствует возможность педагогического сопровождения обучающегося в процессе его профессионального самоопределения Цифровая профориентационная среда, вне зависимости от того, что она собой представляет на практике (платформа, веб-сайт, портал, сервис и т. д.), должна предоставлять педагогам и психологам инструменты или средства педагогического сопровождения обучающегося в формате онлайн (чаты, мессенджеры, системы отзывов и т. д.), с помощью которых они на постоянной основе смогут оказывать профо-риентационную помощь обучающемуся, при этом оставляя за ним право на формирование собственного пути профессионального развития.

4. Системность цифровой профориентационной среды Цифровая профориентационная среда должна быть реализована и представлена в соответствии с потребностями обучающихся, быть четко структурированной во взаимосвязи всех своих структурных компонентов, то есть выстраивать комплексную систему реализации профориентационной работы.

Рассмотрение ключевых особенностей реализации персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде представляется возможным при дальнейшем выделении отличительных особенностей этой среды. Мы будем опираться на уже приведенные определения понятий «цифровая профориентационная среда» и «персонализация профориентации». При этом мы не можем не учитывать тот факт, что персонализация в образовательной системе по своей сути формирует педагога как «своеобразный инструмент по делегированию обучающемуся функции субъектности, позиции субъекта собственного образования» (Сергеева, Воскрекасенко, 2018, с. 45). То есть персонализация подразумевает не только углубленную ориентацию на личность обучающегося, но и на предоставление ему возможностей управления своей образовательной деятельностью и формирования своего пути профессионального развития. Таким образом, мы выделяем отличительные особенности персонализированной профориентационной работы с обучающимися, которые представлены в удобном для восприятия табличном виде (см. Табл. 2). Таблица 2. Отличительные особенности персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы

Отличительные особенности Характеристика

1. Подбор форм и методов профориентационной работы под конкретную личность обучающегося Педагоги и психологи, учитывая индивидуальные особенности и качества обучающегося, сферу его профессиональных интересов, предлагают ему те формы и методы профориентационной работы, которые будут наиболее быстро и эффективно приближать личность к профессиональному самоопределению относительно выбранной профессиональной деятельности.

2. Самостоятельность и инициативность обучающегося В процессе профориентационной деятельности педагог осуществляет лишь педагогическое сопровождение (указывает верное направление), а обучающийся уже сам выстраивает свой путь профессионального развития.

3. Обязательное формирование профессионального портфолио обучающегося В процессе персонализированной профориентационной работы с обучающимся должно формироваться его личное профессиональное портфолио, которое индивидуально для каждого обучающегося и содержит всю профессиональную информацию о нем (пройденные профессиональные пробы, достижения, информация о конкурсах, олимпиадах, чемпионатах профессиональной направленности и т. д.).

4. Формирование профессионально грамотной и готовой к профессиональной деятельности личности обучающегося Результатом персонализированной профориентационной работы с обучающимся является не только его готовность сделать свой выбор пути профессионального развития, но и его готовность к освоению выбранной профессиональной деятельности, к поступлению в ту или иную образовательную организацию и к постоянному совершенствованию себя в данной профессиональной области. Персонализированная профориентационная работа должна быть направлена именно на формирование этих главных качеств личности, которые охарактеризуют обучающегося как уникальную профессионально грамотную личность.

Таким образом, при построении персонализированной профориентационной работы в цифровой про-фориентационной среде школы для достижения максимально положительного результата мы рекомендуем ориентироваться на вышеуказанные отличительные особенности. В связи с этим для описания всех тех процессов, которые являются необходимыми для организации персонализированной профориентаци-онной работы в цифровой профориентационной среде, мы считаем целесообразным опираться не только на отличительные особенности персонализированной профориентационной работы, но и на весь вышеизложенный материал, чтобы представлялось возможным сформировать задачи организации персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде, этапы организации, а также в соответствии с этапами подробное описание деятельности всех участников данного процесса (педагоги и психологи, обучающиеся).

Для организации персонализированной профориентационной работы с обучающимися в цифровой про-фориентационной среде школы необходимо решить следующие задачи:

- проинформировать обучающихся о возможности эффективной организации их профориентационной деятельности посредством использования цифровой профориентационной среды;

- ознакомить обучающихся с цифровой профориентационной средой, в которой планируется проведение персонализированной профориентационной работы;

- провести диагностирование обучающихся с целью выявления их профессиональных интересов, склонностей и особенностей личности в формате онлайн в реализуемой цифровой профориентационной среде (диагностика выступает важным этапом в организации деятельности по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения (Тарлавский, Деркачев, 2023, с. 179-181));

- осуществить сбор и анализ результатов диагностирования обучающихся;

- сформировать профессиональное портфолио обучающихся (характеристика, профессиональный портрет, достижения и т. д.) на основе полученных диагностических данных с использованием инструментов цифровой профориентационной среды;

- подобрать формы и методы профориентационной работы под личностные и профессиональные особенности каждого обучающегося;

- предоставить все необходимые условия для обучающихся (программное и аппаратное обеспечение) для их активной самостоятельной профориентационной деятельности в цифровой профориентационной среде;

- использовать подобранные формы и методы профориентационной работы с обучающимися в традиционном формате (профессиональные пробы, экскурсии, личные встречи со специалистами профильных организаций и т. д.) и в формате онлайн (консультации, семинары, вебинары, презентации и т. д. в цифровой профориентационной среде);

- организовать педагогическое сопровождение (процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога (Сластенин, 2006, с. 129)) в активной про-фориентационной деятельности обучающихся;

- провести сбор и анализ результатов реализованной персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде.

На основе выделенных задач, которые необходимо решить для организации персонализированной про-фориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы, мы выделяем следующие этапы реализации такой работы:

1) мотивационно-когнитивный этап: происходит информирование обучающихся о возможности реализации профориентационной работы в цифровой профориентационной среде, о преимуществах подобного формата работы и, как следствие, мотивирование обучающихся к участию в таком формате профориентационной работы;

2) диагностико-ознакомительный этап: осуществляется ознакомление обучающихся с цифровой профо-риентационной платформой и диагностирование их личности в формате онлайн (регистрация, создание профиля, прохождение обучающимися методик и тестирований, формирование портфолио и т. д.);

3) практико-деятельностный этап: реализуется фронт профориентационных работ (разнообразные формы и методы), в которых обучающиеся участвуют в традиционном формате и в формате онлайн;

4) актуализирующий этап: оцениваются уровень эффективности проведенной профориентационной работы с обучающимися, ее результаты и готовность обучающихся осуществить выбор будущей профессиональной деятельности в процессе их профессионального самоопределения.

В результате краткого описания представленных этапов мы отмечаем, что более подробное поэтапное рассмотрение процесса организации персонализированной профориентационной работы с обучающимися в цифровой профориентационной среде школы и с учетом действий, реализуемых его участниками, позволяет более глубоко проникнуть в его суть (см. Табл. 3).

Из Таблицы 3 становится видно, что организация персонализированной профориентационной работы с обучающимися в цифровой профориентационной среде школы - это многослойный, поэтапный и систематизированный процесс, требующий от его участников осуществлять максимально разнообразную профориен-тационную деятельность, которая приводит к одному закономерному итогу, а именно к эффективному, осознанному профессиональному самоопределению обучающихся.

Таблица 3. Действия участников персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы, ее формы и методы, реализуемые на каждом из этапов

Действия педагогов и психологов | Действия обучающихся | Формы и методы работы

Мотивационно-когнитивный этап

Цель: формирование представлений у обучающихся о предстоящей профориентационной работе и о той цифровой профориентационной среде, в которой она будет проходить

- предоставляют обучающимся информацию о возможности организации персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде (в формате выступления, рассылки, презентации); - перечисляют преимущества цифровой профориентационной среды (в формате беседы, лекции) - изучают полученную информацию о возможностях организации персонализированной профориентацион-ной работы в цифровой профориен-тационной среде; - изучают выбранную цифровую профориентационную среду (вебсайт, платформа, сервис, портал и т. д.) в формате онлайн - информирование обучающихся; - беседа; - лекции

Диагностико-ознакомительный этап

Цель: включение обучающихся в цифровую профориентационную среду для начала профориентационной работы с ними

- педагоги регистрируют обучающихся в той или иной цифровой про-фориентационной среде, которая была выбрана для организации персонализированной профориентаци-онной работы; - психологи подбирают для обучающихся диагностический материал (тесты, методики, анкеты в формате онлайн) для первичной диагностики; - на основе полученных диагностических данных педагоги формируют (заполняют) личный профиль обучающихся (характеристика, профессиональный портрет и т. д.), что формирует профессиональное портфолио обучающихся - изучают информационную базу (информация о рынке труда, о возможных профессиях и т. д.) в формате онлайн; - проходят онлайн-диагностики, онлайн-анкеты, онлайн-тесты в цифровой профориентационной среде, которые для них были подобраны психологами; - изучают свой личный профиль (портфолио), корректируют его, где это разрешено, и загружают в него свои достижения в тех или иных профессиональных областях - профессиональное онлайн-диагностирование; - онлайн-анкетирование; - онлайн-тестирование; - онлайн-анализ материалов

Практико-деятельностный этап

Цель: организация персонализированной профориентационной работы в формате онлайн посредством использования цифровой профориентационной среды

- подбирают для обучающихся наиболее подходящие для них профессии и предоставляют им выбор из составленного перечня этих профессий (перечень профессий загружается в личный профиль обучающегося), что необходимо для задания дальнейшего направления пути профессионального развития обучающихся; - на основе информации из портфо-лио обучающихся педагоги и психологи подбирают и предлагают для каждого из них наиболее подходящие формы и методы профориентацион-ной работы; - осуществляют педагогическое сопровождение во время активной профориентационной деятельности обучающихся (координируют, задают направление и т. д.); - помогают обучающимся ориентироваться в выбранной цифровой профориентационной среде при использовании тех форм и методов профориентационной работы, которые могут быть реализованы в формате онлайн - выбирают наиболее интересующие их профессии из предоставленного перечня, который составляется по результатам диагностирования и на основе информации об обучающемся из его профессионального портфолио (личного профиля); - с учетом профессий для дальнейшего освоения выстраивают путь своего профессионального развития, то есть подбирают наиболее подходящие для себя формы и методы профориентационной работы, которые могут быть реализованы как в самой цифровой среде в формате онлайн, так и в традиционном формате (указывают информацию о выбранных формах и методах профори-ентационной работы в личном профиле или сообщают об этом в личном чате с педагогом или психологом, если такая возможность предусмотрена в выбранной цифровой среде); - осуществляют организованную профориентационную деятельность в соответствии с выбранными формами и методами профориентацион-ной работы (либо в формате онлайн, если это предусмотрено в цифровой среде, либо в традиционном формате) - профессиональное информирование; - профориентационные мероприятия (онлайн- и офлайн-формат); - профессиональные пробы; - профессиональные консультации со специалистами (онлайн-формат); - семинары и вебинары (онлайн-и офлайн-формат); - экскурсии на профильные предприятия (в выбранной цифровой профо-риентационной среде предоставляется возможность записаться на такие мероприятия в формате онлайн); - организация обратной связи с обучающимися через систему комментариев и отзывов к тем или иным мероприятиям (страницы с информацией, которые созданы/размещены внутри самой среды)

Действия педагогов и психологов

Действия обучающихся

Формы и методы работы

Актуализирующий этап

Цель: формирование готовности обучающихся руководствоваться полученными знаниями, умениями, навыками и опытом практической деятельности в процессе их профессионального самоопределения_

- осуществляют дальнейшее сопровождение обучающихся в процессе их профессионального самоопределения (в формате онлайн-консультаций в цифровой среде);

- стимулируют к дальнейшему развитию знаний, умений и навыков в выбранной обучающимися профессиональной деятельности;

- описывают полученные результаты профориентационной работы с обучающимися в их личном профиле в разделе их характеристики или профессионального портрета личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осмысляют полученные знания, умения и навыки в выбранной профессиональной области;

- выбирают свою будущую профессиональную деятельность и путь профессионального развития;

- выбирают образовательную организацию для дальнейшего поступления на выбранную специальность (вся информация об образовательных организациях, подходящих для поступления, должна предоставляться в выбранной цифровой профориента-ционной среде в формате онлайн)

- индивидуальная работа по саморефлексии и самоопределению обучающихся (онлайн-консультации педагогов и психологов с обучающимися, семинары, вебинары и другие аналогичные формы работы, которые могут быть реализованы в формате онлайн в цифровой профориентационной среде)

Заключение

В ходе исследования были уточнены и сформулированы понятия «персонализация профориентации», «цифровая профориентационная среда», на основе теоретического анализа научно-педагогической литературы выявлены отличительные особенности персонализированной профориентационной работы в цифровой профориен-тационной среде школы и в соответствии с выделенными этапами организации персонализированной профори-ентационной работы в цифровой профориентационной среде школы в удобном для восприятия табличном виде описаны действия всех участников профориентационной работы, которые необходимы для ее эффективной персонализации, что в совокупности свидетельствует о выделении основных особенностей сопровождения персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Организация персонализированной профориента-ционной работы в цифровой профориентационной среде школы, вне зависимости от того, что она собой представляет (веб-сайт, портал, сервис и т. д.), обладает определенной спецификой (этапы реализации и соответствующие им действия участников данного процесса), которая была описана в данном исследовании и на которую следует ориентироваться при организации такого формата профориентационной работы.

В качестве перспектив дальнейшего исследования заявленной тематики можно назвать формирование комплексной системы педагогического сопровождения обучающихся в процессе их активной профориента-ционной деятельности с использованием различных средств цифровизации образовательного процесса.

Источники | References

1. Блонских П. П. Трудовая школа: монография. Владивосток: Изд. Дальневосточного краевого союза земств и городов («Далькрайземгор»), 1921.

2. Выготский Л. С. Педология подростка. М. - Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931.

3. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: на примере подготовки специалистов с высшим образованием: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2002.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.

5. Коротенков Ю. Г. Информационно-образовательная среда основной школы. М.: Академия Ай-ти, 2012.

6. Крупская Н. К. Выбор профессии // Комсомольская правда. 1936. 26 июня.

7. Лапенок М. В. Формирование готовности учащихся старших классов к использованию информационно-образовательной среды при обучении // Педагогическое образование в России. 2015. № 7.

8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. / гл. ред. М. И. Кондаков; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. Педагогические произведения 1936-1939 гг. / тест.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов.

9. Мельник М. Н., Нестеренко В. М. Персонализированная профессиональная ориентация школьника: конструирование самореализации в деятельности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия. 2020. Т. 26. № 3.

10. Попович А. Э. Организация профессиональной диагностики старшеклассников в процессе предпрофиль-ной подготовки // Педагогика и психология образования. 2011. № 2.

11. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Диагностика профессионального самоопределения студентов в условиях многоуровневой образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6.

12. Сластенин В. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. за-вед. / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006.

13. Смирнова Е. Н., Артемова Е. В. Характеристика цифровой образовательной среды образовательной организации // Методические рекомендации по формированию цифровой образовательной среды в образовательной организации / сост.: Е. Н. Смирнова. СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2022.

14. Тарлавский В. И., Деркачев И. С. Персонализация профориентации: методологические подходы // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы VIII международной научной конференции (г. Донецк, 25-27 октября 2023 г.). Донецк: Изд-во ДонГУ, 2023. Т. 6. Педагогические науки. Ч. 1 / под общ. ред. проф. С. В. Беспаловой.

15. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Деркачев Игорь Сергеевич1

1 Воронежский государственный педагогический университет

Derkachev Igor Sergeevich1

1 Voronezh State Pedagogical University

1 derkachevigor1997@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 11.02.2024; опубликовано online (published online): 22.03.2024.

Ключевые слова (keywords): персонализация профориентации школьников; персонализированная профориентационная работа; цифровая профориентационная среда школы; personalizing students' career guidance; personalized career guidance work; digital career guidance environment of schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.