Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»: ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»: ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ / CAREER GUIDANCE / DISTANCE FORMAT / UNIVERSITY - SCHOOL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Ирина Евгеньевна, Шишмолина Елена Петровна

В статье рассматриваются возможности дистанционного формата при организации профориентационной работы в рамках дисциплины «Иностранный язык» в опорном университете. Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения опыта и методик ведения профессионально-ориентационной деятельности российских вузов, в т. ч. с применением дистанционных форм. Результаты заключаются в анализе опыта применения дистанционных технологий в вузовской практике профориентации и описании работы ресурсного центра современных методик обучения иностранным языкам Петрозаводского государственного университета: вебинары и конкурсы по написанию резюме и сопроводительного письма, а также цифровых рассказов в формате Digital Story. В статье представлены структурные и стилистические характеристики делового письма. Приведены конкретные примеры, даны образцы оформления. Также описаны возможности и особенности использования проектных заданий цифрового повествования. Авторы приходят к выводу о необходимости широкого применения опорным вузом региона дистанционных форм профориентационной работы со школьниками, что значительно повышает возможность раннего вовлечения их в событийную жизнь университета и способствует знакомству с культурой общения высшей школы и приобщению к её системе ценностей. Дистанционные формы профориентационной работы обладают значительным потенциалом для укрепления взаимодействия школьных и вузовских структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE WORK WITH STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE “FOREIGN LANGUAGE” DISCIPLINE: DISTANCE-LEARNING FORMAT

The article considers the possibilities of distance career guidance work by means of the “Foreign language” discipline at the flagship University. The research is based on analysis of scientific and methodological literature and generalization of experience and methods of conducting professional guidance work activities of Russian universities, including the use of distance forms. The results are an analysis and description of the distance technologies in University career guidance experience used by the work of the Resource center for modern methods of teaching foreign languages at Petrozavodsk state University: webinars and competitions for writing a resume and cover letter, as well as digital stories in the Digital Story format. The article presents the structural and stylistic characteristics of business writing. Specific examples and design samples are given. It also describes the possibilities and features of digital storytelling used for project tasks. The authors conclude that the pillar University should widely use distance forms of career guidance with students of the region, which significantly increases the possibility of their early involvement in the event life of the University and promotes familiarity with the higher education communication culture and a unified values system. Distance forms of career guidance work have a significant potential for enhancing interaction between school and University structures.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»: ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ»

УДК 37.01 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.19

И. Е. Абрамова1, Е. П. Шишмолина1

'Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация

Профориентационная работа со школьниками в рамках дисциплины «Иностранный язык»: дистанционный формат

Аннотация. В статье рассматриваются возможности дистанционного формата при организации профо-риентационной работы в рамках дисциплины «Иностранный язык» в опорном университете. Исследование проводится на основе методов анализа научно-методической литературы и обобщения опыта и методик ведения профессионально-ориентационной деятельности российских вузов, в т. ч. с применением дистанционных форм. Результаты заключаются в анализе опыта применения дистанционных технологий в вузовской практике профориентации и описании работы ресурсного центра современных методик обучения иностранным языкам Петрозаводского государственного университета: вебинары и конкурсы по написанию резюме и сопроводительного письма, а также цифровых рассказов в формате Digital Story. В статье представлены структурные и стилистические характеристики делового письма. Приведены конкретные примеры, даны образцы оформления. Также описаны возможности и особенности использования проектных заданий цифрового повествования. Авторы приходят к выводу о необходимости широкого применения опорным вузом региона дистанционных форм профориентационной работы со школьниками, что значительно повышает возможность раннего вовлечения их в событийную жизнь университета и способствует знакомству с культурой общения высшей школы и приобщению к её системе ценностей. Дистанционные формы профориентационной работы обладают значительным потенциалом для укрепления взаимодействия школьных и вузовских структур.

Ключевые слова: профориентационная работа, дистанционный формат, взаимодействие вуза и школы.

Дата поступления статьи: 10 июля 2020 г.

Для цитирования: Абрамова И. Е., Шишмолина Е. П. (2020) Профориентационная работа со школьниками в рамках дисциплины «Иностранный язык»: дистанционный формат // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 4. С. 156-164. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.i4.4.i9.

Проблема и цель. Миссией современных опорных вузов в условиях развития экономики нового типа - экономики знаний - становится формирование новой региональной элиты, которая будет эффективно реализовывать инновационные технологии в различных сферах деятельности. Такая задача ставит систему высшего образования перед серьёзным вызовом со стороны экономики: выпускники призваны удовлетворить дефицит высококомпетентных специалистов, лидеров, способных руководить как научными, так и производственными проектами, продвигать разработки на реальный рынок. С этой целью вузы активно переходят на новые образовательные форматы, стараясь обеспечить подготовку будущих специалистов, на которых будет возложена задача создания многочисленных стратегических проектов. Одним из ключевых условий успешной реализации поставленной задачи является приток в учебные заведения хорошо под-

готовленных абитуриентов. В этой связи опорные вузы, будучи центрами интеллектуального притяжения, уделяют повышенное внимание работе с будущими студентами, пытаясь конкурировать с вузами Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы в дальнейшем обеспечить регионы страны сильными кадрами. Для этого используются как очные форматы, так и дистанционные, которые в последнее время оказались особенно востребованными. Целью данной статьи является описание практического опыта профориентационной работы со школьниками районов Республики Карелия, проводимой ресурсным центром современных методик обучения иностранным языкам Петрозаводского государственного университета - опорного вуза региона.

Энциклопедия социологии определяет профессиональную ориентацию (профориентацию или ориентацию на профессию) как процесс выбора индивидом того вида трудовой деятельно-

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

сти, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомлённость о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [1]. Также под этим термином понимается «комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процессов подготовки и переподготовки индивидов к трудовой деятельности в соответствии с их желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями, а также с учётом потребности в кадрах народного хозяйства и общества в целом» [2, с. 225]. Таким образом, говоря о профессиональной ориентации, следует учитывать как личностные психологические процессы, связанные с выбором дальнейшего пути профессионального развития, так и влияние на них со стороны образовательных и производственных учреждений.

Если в 90-е гг. XX в. проведение целенаправленной системной профориентационной работы со школьниками практически прекратилось, то в последние десятилетия среди специалистов утвердилось понимание необходимости комплексного научно-практического подхода в профориентации, учитывающего потребности всех вовлечённых сторон: молодых людей, их родителей, работодателей, экономической системы в целом [3]. Согласно исследованиям отечественных учёных, на эффективность профориентации влияют три основных условия: 1) потребност-но-мотивационная сфера личности при выборе профессии (интересы, стремления, ценностные ориентации, установки и т. д.); 2) способности и другие личностные характеристики человека; 3) потребности народного хозяйства в специалистах определённого профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества [4]. В этой связи профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как «система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определённых этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах» [5].

Изучение возможного профессионального выбора школьников является предметом меж-

дисциплинарных психолого-педагогических исследований [6, 7]. Например, специалистами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина создан компьютеризированный интерактивный диагностический комплекс для экспресс-диагностики потенциала профессионального развития личности учащихся 8-9 классов, направленный на изучение сферы их профессиональных интересов и уровня выраженности специальных способностей, обеспечивающих успешность в различных сферах профессиональной деятельности [8]. Анализ зарубежного опыта профориентационной работы показал, что её характерным признаком является систематическое наблюдение за успехами, интересами и наклонностями учеников, ведение их портфолио. Эта информация играет важную роль как при организации профессионального консультирования, так и при поступлении в колледжи или университеты для дальнейшего обучения. Кроме того, ключевое место в профориентационной деятельности и обучении квалифицированных специалистов как в развитых, так и в развивающихся странах занимает языковая подготовка. Это объясняется желанием молодёжи строить свою карьеру в высокотехнологичных производствах на базе транснациональных компаний, а также пониманием роли иностранного языка в изучении опыта работы зарубежных коллег и конкурентов для собственного карьерного и профессионального роста [9].

Методология. Анализ литературы показал, что наиболее действенными признаются следующие информационно-справочные и просветительские методы профессиональной ориентации: профессиограммы - краткие описания профессий, справочная литература, информационно-поисковые системы, профессиональная реклама и агитация, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения, встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентацион-ные уроки, учебные фильмы и видеофильмы, использование средств массовой информации, различные ярмарки профессий и их модификации и другие [10]. Данные методы используются как общеобразовательными учреждениями, так и заинтересованными в перспективных абитуриентах вузами в системе профориентацион-ных мероприятий, которые включают проведе-

ние встреч с представителями университетов и институтов, информирование, профориента-ционное консультирование, разного рода уни-версарии, клубы, лектории и т. д. Проводимая психолого-педагогическая работа направлена на формирование и развитие психических, интеллектуальных и физических качеств личности школьников, предопределяющих в дальнейшем их успешность в той или иной профессии.

Как показывает практика, наиболее часто используются такие традиционные формы организации профориентационной работы со школьниками, как довузовская подготовка, подготовительные курсы, олимпиады, дни открытых дверей, лекции, научные семинары, мастер-классы, а также экскурсии на кафедры и лаборатории. Одним из удачных примеров применения таких методов может служить опыт Национально-исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ им. Н. И. Лобачевского), реализующего программу «Университетский кластер образования», в рамках которой университет формирует сквозную систему обеспечения качества школьного образования, проводит спецкурсы, факультативы, руководит учебно-исследовательскими работами школьников с использованием современной научно-образовательной инфраструктуры университета [11].

Следует отметить, что в период вынужденного перехода всех образовательных областей в дистанционный формат профориентационная работа не остановилась, что показывает анализ ресурсов сети Интернет, где можно найти материалы, посвящённые профессиональной ориентации школьников. Например, «Атлас новых профессий» информирует о перспективах развития отраслей в ближайшие 15-20 лет, о востребованных в них новых технологиях, продуктах, практиках управления и о том, в каких новых специалистах будут заинтересованы работодатели [12]. Федеральный образовательный проект «Навигатум» в игровой форме предлагает инструменты профессионального и личностного самоопределения для широкой возрастной категории, а также материалы для системной профориентации и создания идеальной траектории профориентации для педагогов [13]. Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников «Про-ектория» представляет собой онлайн-площадку

для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами [14]. Тем не менее, хотя большинство данных ресурсов и направлены на помощь молодёжи в общем определении сферы своей будущей деятельности, они не информируют о возможностях получения выбранной профессии в вузе своего региона. Некоторые учебные заведения уделяют внимание таким методам работы, как дистанционные формы подготовительных курсов, онлайн-трансляции лекций и семинаров и виртуальные лектории, однако в большинстве вузов возможности интернет-технологий используются не в полной мере [15].

В Петрозаводском государственном университете, как и во многих других опорных вузах страны, профориентационная работа строится на принципах системности и доступности. На официальном сайте университета в разделе «Довузовская подготовка» размещена информация о программах подготовительных курсов, Открытом университетском лицее для учащихся общеобразовательных организаций, а также о профди-агностическом тестировании, консультациях и различных конкурсах для школьников. Одним из примеров эффективной работы может служить опыт проведения второго республиканского про-фориентационного урока «Живи, учись, работай в Карелии!» с использованием интернет-портала «Моя карьера», наглядно представляющего интересующие абитуриентов материалы. Данное мероприятие позволило объединить профориен-тационные усилия и ресурсы школ, служб занятости, органов власти в сфере образования и обеспечить достижение конечного результата - выбора школьниками своей будущей специальности [16].

Наряду с другими подразделениями университета ресурсный центр современных методик обучения иностранным языкам также ведёт профориентационную деятельность, активно сотрудничая со школами г. Петрозаводска и других населённых пунктов Карелии. Осознавая, что в современных условиях большое значение имеет развитие взаимодействия и преемственности между опорным вузом Северо-Западного региона и районами Республики Карелии, специалисты ресурсного центра регулярно предлагают обучающимся принять участие в мероприятиях на английском языке. Одной из задач центра является создание комфортных условий для включения школьников в образовательное

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

пространство вуза, предоставление им возможности попробовать свои силы в выполнении заданий наравне со студентами, в построении и поддержке общей системы ценностей. Такой подход способствует формированию личностного и учебного потенциала будущих студентов, подготавливая их к учёбе в вузе.

Результаты. В рамках дорожной карты программы развития опорного университета на 2020 г. была организована серия дистанционных профессионально ориентированных вебинаров и конкурсов, посвященных различным аспектам применения английского языка в жизни людей: вебинар и конкурс «Как написать резюме (CV) и сопроводительное письмо (Cover Letter) на английском языке», «Создание проектов в формате Digital Storytelling на английском языке». Вебинар, посвященный написанию резюме и сопроводительного письма, был проведён для обучающихся общеобразовательных учреждений и техникумов городов Петрозаводска, Сегежи, Кеми, Костомукши а также Кондопожского, Прио-нежского, Пряжинского, Олонецкого, Суоярвско-го, Сегежского, Медвежьегорского, Пудожского, Муезерского, Калевальского, Кемского, Беломорского, Лоухского районов. Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего важностью и востребованностью в современном мире умений и навыков самопрезентации. Кроме того, знание определённых правил в этой области позволяет получить преимущество в конкурентной борьбе, как на рынке труда, так и при подаче заявки на обучение в зарубежном университете.

Слушатели вебинара познакомились с различными особенностями составления личных документов, проанализировали лучшие образцы резюме и сопроводительных писем, а в заключение получили приглашение поучаствовать в конкурсе кафедры иностранных языков гуманитарных направлений ПетрГУ на лучшее CV и Cover Letter. Прежде всего в ходе вебина-ра были рассмотрены различные виды ситуаций из реальной жизни, в которых возникает необходимость составить эффектное резюме и написать сопроводительное письмо. К ним относятся, например, заявки на участие в волонтерской программе или на получение стипендии на обучение за рубежом, а в дальнейшем - поиск международного гранта для проекта или устройство на работу в интернациональную компанию. Как

правило, в первую очередь во всех этих случаях соискатель должен подготовить письменное резюме и сопроводительное письмо, которое раскрывает цель его написания. Для этого на конкретных примерах были рассмотрены сходства и различия в понятиях и сущности двух видов документов этого типа: CV и резюме. Школьники узнали, что в России они часто означают одно и то же, т. е. являются синонимами, однако в международной практике представляют собой различные формы предоставления информации о соискателе. В Соединённых Штатах Америки и английской части Канады более употребимым является термин «резюме». Оно распространено в основном в бизнес-сфере, составляется на 1-2 страницах и представляет собой краткую информацию о соискателе. Термины CV, curriculum vitae (краткая автобиография) распространены в основном в области искусства, образования и науки. Это более развёрнутые сведения, которые содержат информацию обо всей профессиональной и творческой деятельности кандидата, его особых достижениях, публикациях, наградах и т. д. Иногда к CV прилагаются образцы работ. Также следует отметить, что в Великобритании, Ирландии, Новой Зеландии, а также во французской Канаде и многих других странах термин CV употребляется чаще, тем не менее речь идёт об обычном резюме, дающем представление о самых важных преимуществах соискателя.

Далее обучающиеся познакомились со структурой резюме и её значением и функцией. Ре-крутер или специалист по отбору кадров принимает решение о дальнейшей судьбе заявителя в течение первых минут работы с заявлением, поэтому большое значение при его составлении имеют визуальные средства и логичная подача информации, что выражается именно в структуре документа. К основным правилам структурного построения резюме относятся:

- чётко выраженное визуальное разделение пунктов документа и расположение информации в специально отведённых для этого разделах, чтобы специалисты по кадровым вопросам без труда могли найти интересующие их сведения;

- предоставление достаточного объёма информации в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Особое внимание на вебинаре было уделено знакомству обучающихся с лучшими технологи-

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Раздел 2. Педагогические науки

ями и приёмами составления резюме и сопроводительного письма, а также изучению основных их видов, таких как хронологический тип (сведения указываются в хронологическом порядке) резюме, в котором компонентами структуры служат навыки соискателя, академический тип резюме. Немаловажное значение при подготовке резюме имеет его стиль. Вебинар предлагает обучающимся возможность получить ряд ценных практических советов для улучшения своих навыков самопрезентации. Например, в качестве электронного адреса для обратной связи следует указывать только официальные варианты контактов (на латинице «имя_фамилия@), а при описании своего опыта или профессиональных качеств рекомендуется использовать конкретные формулировки («создана новая база данных», «разработаны вопросы для проведения анкетирования» и т. д.). Школьники с интересом познакомились также с особенностями структуры и стилистического оформления сопроводительного письма.

В условиях дистанционного обучения обучающиеся внимательно изучали представленные на вебинаре материалы, просматривая их в удобном формате с домашних компьютеров, мобильных телефонов или планшетов. По отзывам участников, они получили много полезной и интересной информации, которая обязательно пригодится им в дальнейшей профессиональной и личной жизни: «Вебинар - это хороший информационный ресурс для учителей английского языка, а для старшеклассников - хороший дополнительный материал для изучения современного английского языка». Участники отметили чёткую структуру и тщательно отобранный авторами материал, а также понятный стиль объяснения. Были получены отзывы: «Я узнала много интересной и полезной информации, удобно, что можно просмотреть вебинар с телефона», «Интересная и важная тема, понятное объяснение, пригодится в жизни и полезно для повышения уровня владения английским языком».

Логичным продолжением данного вебинара стало участие школьников в конкурсе, в ходе которого будущие абитуриенты, тренируя умение самопрезентации, продемонстрировали отличное владение навыками письменной речи на английском языке и сумели креативно представить свои достоинства в резюме, предназначенном

для подачи заявления на реальную или вымышленную должность или стипендию для обучения за рубежом. Будущие студенты соревновались в номинациях «Дебют: лучшее СУ» и «Лучшая визуализация и самопрезентация», победители и призеры были награждены дипломами конкурса ПетрГУ и сертификатами участника (рис. 1).

ШКОЛЬНИКАМ ¡ПОСТУПАЮЩИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ И СОТРУДНИКАМ СЛУШАТЕЛЯМ ПАРТНЕРАМ

ОПОРНЫЙ ВУЗ

ПетрГУ СЕГОДНЯ ОБУЧЕНИЕ НАУКА И ИННОВАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВО МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

»ОБРАЗОВАНИЕ »ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ »ПРОФОРИЕНТАЦИЯ »СОТРУДНИЧЕСТВО

Школьники учатся самопрезентации на английском языке

019 мая 2020 года

В рамках дорожной карты Программы развития опорного университета Ресурсный центр современных методик обучения иностранным языкам провел конкурс по написанию CV и Cover Letter, в котором приняли участие учащиеся школ г. Петрозаводска и Карелии.

Конкурс был организован сотрудниками Ресурсного центра И.Е. Абрамовой и Е.П. Шишмолиной и продолжает серию мероприятий образовательное пространство вуза. Одним из таких мероприятий н регулярно проводимых ресурсным центром, стал вебинар, посвященный н и Cover Letter. Преподаватели ПетрГУ убеждены в важности привлечения учащихся

Л» РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Адрес:

Учебный корпус №2 (ул. Правды, д. 1), 402 ауд.

Рисунок 1 - Итоги конкурса резюме и сопроводительного письма среди школьников г. Петрозаводска и районов Республики Карелии

Вторым мероприятием по реализации дорожных карт с районами, охваченными программой развития опорного университета на 2020 г., стал вебинар по теме «Создание проектов в формате Digital Storytelling на английском языке». Его целью также стало приобщение школьников к новым форматам работы, укрепление сотрудничества и упрочение взаимодействия между университетом и учебными заведениями районов Республики Карелии. Слушатели познакомились с проектами в цифровом формате как одной из форм взаимодействия между педагогами и учениками, позволяющей получить законченный продукт самостоятельной работы учащихся в современных условиях дистанционного обучения.

Участники вебинара узнали об использовании цифрового сторителлинга, который сегодня активно практикуется в работе общественных центров, школ, библиотек и предприятий, независимо от уровня компьютерной подготовки пользователей. В области образования такие проекты также нашли применение в самом широком диапазоне. В качестве примера можно привести групповой

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

цифровой проект по теме иммиграции (Академия естественных наук, Сан-Франциско). В ходе этого проекта ученики проводили интервью со своими родственниками, писали и редактировали сценарии, снимали видео и демонстрировали его на публике. Другим примером является проект «Играют Янки», представляющий собой цифровую историю, созданную пятиклассником при помощи программы Photo Story после посещения бейсбольного матча [17]. Некоммерческая организация Bridges to Understanding (г. Сиэтл) с помощью цифровых технологий рассказывания историй способствует делу объединения молодёжи во всём мире, преодолению межкультурных границ и формированию глобального гражданского сознания. На сайте организации можно найти, например, цифровую историю младших школьников Тибета, повествующую об их жизни в изгнании («Garbages»), проект «Бедность» (г. Сиэтл), а также истории «Моя жизнь, мое здоровье» (ЮАР) и «Что для меня значит смелость» (Индия) [17]. В России этот вид деятельности также завоёвывает всё большую популярность в самых разнообразных сферах: в 2014 г. в рамках конкурса школьных команд «Читаем интересно» г. Новокуйбышевска предлагалось принять участие в обучающих семинарах и затем проявить творческие способности в создании инфографики и цифрового «сторителлинга» [18]. В Петрозаводском государственном университете цифровые повествования широко используются в академической среде не только как инструмент развития устной иноязычной речи, но и как способ донести до широкой аудитории результаты проведённого студентами научного исследования.

Обучающиеся открыли для себя приёмы эффективной коммуникации с использованием информационных технологий, получили информа-

цию об отличительных особенностях такого типа проектов, их видах, а также о том, в каких программных продуктах они выполняются. Авторы поделились секретами, как оказать своим выступлением желаемое воздействие на аудиторию, продемонстрировали примеры работ студентов ПетрГУ. Также слушатели вебинара, освоив правила создания цифрового рассказа на английском языке, смогут попробовать выполнить свой собственный проект и представить его на один из конкурсов, регулярно проводимых кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений.

Выводы. В заключение следует сказать, что применение дистанционных форм профориен-тационной работы со школьниками, особенно в отдалённых районах региона, значительно повышает возможность вовлечения их в события университетской жизни, приобщает к культуре общения высшей школы, способствует созданию единой системы ценностей и укреплению взаимодействия школьных и вузовских структур. Интерес, проявленный обучающимися средних образовательных учебных заведений к вебинарам и конкурсу резюме и сопроводительных писем, свидетельствует о востребованности прямой коммуникации представителей различных университетских структур и будущих абитуриентов, об их желании как можно больше узнать об особенностях конкретного вуза и о готовности включаться в проводимые мероприятия. Безусловно, регулярная профориентационная работа на разных уровнях способствует установлению тесных связей с регионами, привлечению внимания родителей и школьников к программам подготовки конкретного вуза, их заинтересованности в обучении в нём, а также повышению мотивации и стремления к саморазвитию.

Источники

1. Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск : Книжный Дом, 2003. 1312 с.

2. Социологический энциклопедический словарь [на русском, английском, немецком, французском и чешском языках] / ред.-коорд. Г. В. Осипов. М. : ИНФРА-М - НОРМА, 1998. 488 с.

3. История профориентации в России в инфографике [Электронный ресурс] / Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». URL: https://proforientator.ru/publications/articles/detail. php?ID=5734 (дата обращения : 30.06.2020).

4. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. М. : Акад. проект - Екатеринбург : Деловая кн., 2004. 188 с

5. Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С. 431-439

Раздел 2. Педагогические науки

6. Украинцева И. И. [и др.] Работа опорного вуза со школьниками и молодёжью / И. И. Украинцева, Г. М. Коновалова, А. В. Тамбовцев, О. В. Берген, Д. А. Пушкарева // Высшее образование в России. М. : Изд-во МГППУ, 2018. Т. 27. № 11. С. 117-128.

7. Парфенова Г. Л., Холодкова О. Г., Мельникова Ю. А. Комплексное научное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в социально-образовательном пространстве: обоснование модели // Science for Education Today. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2019. № 6. С. 88-105.

8. Мялкина Е. В. [и др.]. Диагностический комплекс изучения потенциала профессионального развития личности обучающихся 8-9 классов / Е. В. Мялкина, Е. П. Седых, Д. И. Воронин, Т. Е. Федосеева, Н. Н. Куимова // Перспективы науки и образования. Воронеж : ВГПУ, 2019. № 4 (40). С. 204-214.

9. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. Екатеринбург : РГППУ, 2015. № 1 (120). С. 151-165

10. Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений: адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск» : руководство. Ярославль, 1993. 20 с.

11. Стронгин Р. Г., Чупрунов Е. В. Университет как центр сети профориентации и социализации личности // Высшее образование в России. М. : Изд-во МГППУ, 2017. № 2 (209). С. 5-14.

12. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] URL: http://atlas100. ru/ (дата обращения : 30.06.2020).

13. Навигатум. Образовательный и научно-исследовательский проект. [Электронный ресурс]. URL: https://navigatum.ru/ (дата обращения 30.06.2020).

14. Проектория. [Электронный ресурс]. URL: https://proektoria.online/ (дата обращения : 30.06.2020).

15. Илюхина Н. А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм // Вестник РГГУ. Серия : Философия. Социология. Искусствоведение. М. : Изд-во РГГУ, 2016. № 4 (6). С. 83-88

16. Степусь И. С., Гуртов В. А., Симакова А. В. Эффективные инструменты профессиональной ориентации школьников (опыт разработки и реализации в Республике Карелия) // Непрерывное образование: XXI век. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2018. № 2 (22). С. 117-128.

17. Учебные проекты с цифровыми рассказами [Электронный ресурс] // Технологии обучения «Учимся с Майкрософт». URL: https://blogs.msdn.microsoft. com/teachertech/ (дата обращения : 04.07.2020)

18.Конкурс«Читаем интересно» [Электронныйресурс] :дистанционныйсеминар«Сочинисвоюисторию. Сторителлинг в образовании». URL: https://www.sites.google.com/site/citaeminteresnokolnyhkomand/ distancionnyj-seminar-socini-svou-istoriu-storitelling-v-obrazovanii/materialy-seminara-razdel-1 (дата обращения 04.07.2020)

Информация об авторах

Абрамова Ирина Евгеньевна

Доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений. Петрозаводский государственный университет (185910, РФ, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1263-3599. Scopus Author ID: 57196033884. E-mail: lapucherabr@gmail. com

Шишмолина Елена Петровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений. Петрозаводский государственный университет (185910, РФ, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6253-1788. Scopus Author ID: 57196031544. E-mail: elena.shishmolina@yandex. ru

I. E. Abramova1, E. P. Shishmolina1

'Petrosavodsk State University, Petrosavodsk, Russian Federation

Career guidance work with students in the framework of the "Foreign language" discipline: distance-learning format

Abstract. The article considers the possibilities of distance career guidance work by means of the "Foreign language" discipline at the flagship University. The research is based on analysis of scientific and methodological literature and generalization of experience and methods of conducting professional guidance work activities of Russian universities,

ISSN 12587-943X (Online)

Part 2. Pedagogical Science

including the use of distance forms. The results are an analysis and description of the distance technologies in University career guidance experience used by the work of the Resource center for modern methods of teaching foreign languages at Petrozavodsk state University: webinars and competitions for writing a resume and cover letter, as well as digital stories in the Digital Story format. The article presents the structural and stylistic characteristics of business writing. Specific examples and design samples are given. It also describes the possibilities and features of digital storytelling used for project tasks. The authors conclude that the pillar University should widely use distance forms of career guidance with students of the region, which significantly increases the possibility of their early involvement in the event life of the University and promotes familiarity with the higher education communication culture and a unified values system. Distance forms of career guidance work have a significant potential for enhancing interaction between school and University structures.

Keywords: career guidance, distance format, University - school interaction.

Paper submitted: July 10, 2020.

For citation: Abramova I. E., Shishmolina E. P. (2020) Career guidance work with students in the framework of the "Foreign language" discipline: distance-learning format. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 4, pp. 156-164. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.i4.4.i9.

References

1. Sociology: Encyclopedia / Comp. A. A. Gritsanov, V. L. Abushenko, G. M. Evelkin, G. N. Sokolova, O. V. Tereshchenko. Minsk: Book House Publ., 2003. 1312 p. (World of encyclopedias).

2. Sociological encyclopedic dictionary. In Russian, English, German, French and Czech. Ed. by G. V. Osipov. Moscow: INFRA M - NORMA Publ., 1998, 488 p.

3. History of career guidance in Russia in info graphics. Center for testing and development «Humanitarian technologies». Available at: https://proforientator.ru/publications/articles/detail.php?ID=5734 (accessed 30.06.2020).

4. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikov N. O. Proforientology: Theory and practice: studies'. Manual for high school. Moscow, 2004. 188 p.

5. Boldina M. A., Deeva E. V. The Concept and essence of career guidance work in an educational institution. Socio-economic phenomena and processes. 2012. no. 12. pp. 431-439.

6. Ukraintseva, I. I., Konovalova, G. M., Tambovtsev, A. V., Bergen, O. V., Pushkareva, D. A. [Programs and Activities for Gifted Youth at Pillar University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018. Vol. 27. No. 11, pp. 117-128. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-117-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Parfenova G. L., Kholodkova O. G., Melnikova Y. A. Complex scientific psychological and pedagogical support of gifted children in the social and educational space: justification of the model. Science for Education Today. 2019. no 6, pp. 88-105. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.06.

8. Mialkina, E. V., Sedykh, E. P., Voronin, D. I., Fedoseeva, T. E., & Kuimova, N. N. Diagnostic complex of studying the potential of professional development of personality at pupils of 8-9 classes. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2019. 40 (4), 204-214. doi: 10.32744/pse.2019.4.17.

9. Tolstoguzov S. N. Experience of career guidance work abroad. Education and science. 2015. no. 1 (120). pp. 151-165.

10. Vorobyov A. N., Senin I. G., Chirkov V. I. Questionnaire of professional preferences: adaptation of the J. Holland test «Self-Directed search»: a guide. Yaroslavl, 1993. 20 p.

11. Strongin, R. G., Chuprunov, E. V. University as a Network Center for Vocational Guidance and Socialization of an Individual. Vysshee obrasovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2017. No. 2 (209), pp. 5-14. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Atlas of new professions. Available at: http://atlas100.ru/ (accessed 30.06.2020).

13. Navigator. Educational and research project. Available at: https://navigatum.ru/ (accessed 30.06.2020).

14. Projetoriya. Available at: https://proektoria.online/ (accessed 30.06.2020).

15. Ilyukhina N. A. Vocational Guidance work of universities with schoolchildren: new opportunities of traditional forms. RSUH Bulletin. Series Philosophy. Sociology. Art criticism. 2016. no. 4 (6). pp. 83-88.

16. Stepus I. S., Gurtov V. A., Simakova A.V. E effective tools for professional orientation of schoolchildren (experience of development and implementation in the Republic of Karelia. Continuing education: XXI century. 2018. Issue 2 (22). DOI: 10.15393/j5. art. 2018. 3964

17. Educational projects with digital stories. Learning Technologies «Learning with Microsoft». Available at: https://blogs. msdn.microsoft.com/teachertech/ (accessed 04.07.2020).

18. Competition «Reading interesting». Remote seminar «Compose your story. Storytelling in education». Saint Petersburg. 2015. Available at: https://www.sites.google.com/site/citaeminteresnokolnyhkomand/distancionnyj-seminar-socini-svou-istoriu-storitelling-v-obrazovanii/materialy-seminara-razdel-1 (accessed 04. 07. 2020).

Information about the authors

Irina E. Abramova

Dr. Sc. (Philol.), Associate Professor, Head of Department of Foreign Languages for Humanities. Petrozavodsk State University (33 Lenina ave., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-1263-3599. Scopus Author ID: 57196033884. E-mail: lapucherabr@gmail. com

Elena P. Shishmolina

Cand. Sc. (Ped.) Associate Professor of the Department of Foreign Languages of Humanitarian Directions. Petrozavodsk State University (33 Lenina ave., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation). ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0001-6253-1788. Scopus Author ID: 57196031544. E-mail: elena.shishmolina@yandex. ru

© И. Е. Абрамова, Е. П. Шишмолина, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.