Научная статья на тему 'Региональный опыт профориентационной деятельности в Республике Карелия'

Региональный опыт профориентационной деятельности в Республике Карелия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ / ЭКСКУРСИИ / ШКОЛЬНИКИ / ЭССЕ / ОЛИМПИАДА / ПРОФЕССИЯ / ИННОВАЦИИ / CAREER GUIDANCE / DISTANCE LEARNING / EXCURSIONS / SCHOOL STUDENTS / ESSAY / SKILLS CONTEST / PROFESSION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Наталья Александровна, Стельмах Юлия Борисовна, Шельшакова Наталья Николаевна

Целью статьи является систематизация регионального опыта организации профориентационной работы со школьниками в вузе, объектом профориентационная работа вуза, предметом современные формы взаимодействия вуза и школы. Описываются действующие виды профориентационной работы: каникулярная школа, дистанционные формы взаимодействия, экскурсии в образовательные учреждения. Актуальность исследования регионального опыта профориентационной работы с обучаемыми разных уровней диктуется следующими причинами: направленность на раннее профессиональное самоопределение, необходимость выбора будущей профессии в соответствии с желанием и возможностями, потеря престижности педагогических профессий. Применение новых видов работы со школьниками обусловлено тем, что будущие абитуриенты рано включаются в ускоренный ритм современной жизни, им недостаточно просто получать информацию о направлениях подготовки и правилах приема в вуз из буклетов или во время дня открытых дверей. Особое внимание уделено активному привлечению абитуриентов из районов республики, для которых проводятся дистанционная психолого-педагогическая олимпиада и ряд других инновационных форм работы. Для поступающих из других районов особенно эффективной стала дистанционная форма профориентации электронный вариант кейс-технологий по учебным дисциплинам программы. Авторы отмечают, что при взаимодействии со старшеклассниками требуется активизировать работу по ознакомлению с содержанием профессий, которые можно получить при обучении на кафедре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Наталья Александровна, Стельмах Юлия Борисовна, Шельшакова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional career guidance practices in the Republic of Karelia

The purpose of the study is to systematize the regional career guidance practices developed for school students at a university. The study focuses on university career guidance. The research subject is the modern forms of university-school interaction. The paper describes the types of career guidance: holiday school, distance learning, excursions to educational institutions. The relevance of the research is determined by the following reasons: the focus on early professional self-determination, career choice based on personal desire and opportunities, a loss of prestige of teaching professions. It is necessary to apply the innovative types of school student engagement because future applicants are early involved in a rapid pace of life. The information on majors and admission rules available from booklets and Welcome Days is insufficient for them. Special attention is paid to the active involvement of entrants from the regions of the Republic of Karelia. Universities hold distance psychological and educational skills contests and provide other innovative interactions in this regard. The use of distance career guidance, i.e. electronic case technology for curriculum subjects, is effective for applicants from remote districts. The authors note that interaction with high school students implies the intensive awareness raising of professions that can be achieved while studying at the Department.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт профориентационной деятельности в Республике Карелия»

УДК 37.048.45(470.22)

Семенова Наталья Александровна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства

Петрозаводского государственного университета Стельмах Юлия Борисовна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства

Петрозаводского государственного университета Шельшакова Наталья Николаевна

кандидат психологических наук

доцент кафедры педагогики и психологии детства

Петрозаводского государственного университета

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Аннотация:

Целью статьи является систематизация регионального опыта организации профориентационной работы со школьниками в вузе, объектом - профори-ентационная работа вуза, предметом - современные формы взаимодействия вуза и школы. Описываются действующие виды профориентационной работы: каникулярная школа, дистанционные формы взаимодействия, экскурсии в образовательные учреждения. Актуальность исследования регионального опыта профориентационной работы с обучаемыми разных уровней диктуется следующими причинами: направленность на раннее профессиональное самоопределение, необходимость выбора будущей профессии в соответствии с желанием и возможностями, потеря престижности педагогических профессий. Применение новых видов работы со школьниками обусловлено тем, что будущие абитуриенты рано включаются в ускоренный ритм современной жизни, им недостаточно просто получать информацию о направлениях подготовки и правилах приема в вуз из буклетов или во время дня открытых дверей. Особое внимание уделено активному привлечению абитуриентов из районов республики, для которых проводятся дистанционная психолого-педагогическая олимпиада и ряд других инновационных форм работы. Для поступающих из других районов особенно эффективной стала дистанционная форма профориентации - электронный вариант кейс-технологий по учебным дисциплинам программы. Авторы отмечают, что при взаимодействии со старшеклассниками требуется активизировать работу по ознакомлению с содержанием профессий, которые можно получить при обучении на кафедре.

Ключевые слова:

профориентация, дистанционная форма работы, экскурсии, школьники, эссе, олимпиада, профессия, инновации.

Semenova Natalia Aleksandrovna

Senior Lecturer, Education and Psychology of Childhood Department, Petrozavodsk State University

Stelmakh Yulia Borisovna

Senior Lecturer, Education and Psychology of Childhood Department, Petrozavodsk State University

Shelshakova Natalia Nikolaevna

PhD in Psychology, Associate Professor, Education and Psychology of Childhood Department, Petrozavodsk State University

REGIONAL CAREER GUIDANCE PRACTICES IN THE REPUBLIC OF KARELIA

Summary:

The purpose of the study is to systematize the regional career guidance practices developed for school students at a university. The study focuses on university career guidance. The research subject is the modern forms of university-school interaction. The paper describes the types of career guidance: holiday school, distance learning, excursions to educational institutions. The relevance of the research is determined by the following reasons: the focus on early professional self-determination, career choice based on personal desire and opportunities, a loss of prestige of teaching professions. It is necessary to apply the innovative types of school student engagement because future applicants are early involved in a rapid pace of life. The information on majors and admission rules available from booklets and Welcome Days is insufficient for them. Special attention is paid to the active involvement of entrants from the regions of the Republic of Karelia. Universities hold distance psychological and educational skills contests and provide other innovative interactions in this regard. The use of distance career guidance, i.e. electronic case technology for curriculum subjects, is effective for applicants from remote districts. The authors note that interaction with high school students implies the intensive awareness raising of professions that can be achieved while studying at the Department.

Keywords:

career guidance, distance learning, excursions, school students, essay, skills contest, profession, innovation.

Проблема выбора профессии в настоящее время актуальна в связи с изменениями ценностных ориентаций общества, появлением огромного количества новых, узконаправленных,

специальностей, разрывом между потребностями рынка труда и базой обучения в вузах. Исследования свидетельствуют о необходимости снижать возраст начала профориентационной работы со школьниками, поскольку к 10-11 -му классам многие из них уже определились с областью дальнейшего обучения и целенаправленно готовятся к ЕГЭ.

Сегодня школьники рано включаются в ускоренный ритм современной жизни, им недостаточно просто получать информацию о направлениях подготовки и правилах приема в вуз из буклетов или во время дня открытых дверей. Необходимо искать инновационные методы взаимодействия с учащимися [1]. Многие подростки отмечают, что они хотели бы увидеть профессию «изнутри», попробовать себя в реальной практической деятельности. Кроме того, нельзя не указать, что год от года снижается престижность профессий в области образования. Ценности общества, а значит, и приоритеты выбора молодежи, нацелены сегодня на бизнес, юриспруденцию, медицину. Привлекать абитуриентов в педагогические вузы становится все сложнее.

Таким образом, профориентационная работа, помогающая учащимся сделать осознанный выбор будущей профессии, является одним из приоритетных направлений взаимодействия школы и вуза [2]. Данная деятельность предполагает реализацию следующих компонентов:

- проведение дней открытых дверей в вузе (многие считают данную форму работы наиболее действенной для привлечения будущих абитуриентов, в том числе потому что на данные мероприятия приходят родители);

- встречи с учителями, учащимися и их родителями, презентации с выдачей рекламных буклетов, проведение групповых и индивидуальных консультаций по правилам приема и условиям обучения в вузе;

- приглашение школьников на вузовские мероприятия (студенческие научно-практические конференции, открытые занятия, практикумы, круглые столы) [3]. В Институте педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ) используются как традиционные, так и инновационные (в том числе дистанционные) формы взаимодействия с учащимися не только города, но и республики.

В качестве целей взаимодействия института со школьниками можно выделить следующие:

- выявление и поддержка творческих способностей обучаемых;

- популяризация знаний в области общей и детской психологии, общей и дошкольной педагогики;

- развитие интереса у учащихся к дальнейшей подготовке в сфере педагогики и психологии;

- развитие у учащихся логического мышления, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач, умение применять полученные знания на практике;

- всестороннее развитие интересов, способностей обучаемых, оказание им помощи в выборе индивидуальной образовательной траектории, профессиональном самоопределении.

Традиционной формой работы с учащимися является осенняя каникулярная школа. В течение недели участники посещают занятия преподавателей кафедры, кандидатов педагогических, психологических, биологических наук, на которых получают полезные теоретические знания и практические умения в области педагогической физиологии, психологии человека, дефектологии, логопедии, психологической диагностики, педагогики. Кроме того, каникулярная школа позволяет подросткам на несколько дней погрузиться в студенческую жизнь, понять особенности и условия обучения в вузе. Многим данная форма работы помогает определиться с профессиональным выбором.

Ежегодно проводятся мастер-классы по обучению основам жестовой речи «Общение без границ». Целями данного мероприятия являются формирование у школьников, будущих абитуриентов, представлений об особенностях коммуникации неслышащих людей; развитие толерантности, терпимости, коммуникабельности. Для реализации данного мастер-класса привлекаются выпускники кафедры, профессиональные сурдопереводчики, учителя-логопеды. В процессе работы участники через практические упражнения знакомятся с основами жестового языка и дактилологии, а также культурой глухих людей.

Экскурсии в дошкольные образовательные учреждения, беседы с практикующими специалистами позволяют школьникам ближе познакомиться с педагогическими профессиями. Данные формы работы дают учащимся не только массу полезной информации об основных направлениях деятельности педагога-психолога или учителя-дефектолога, но и большое количество позитивных эмоций при выполнении упражнений на развитие тактильного восприятия, межполу-шарного взаимодействия, знакомства с оборудованием сенсорной комнаты, технологией песко-терапии. Положительные отклики всегда получает такая форма работы с учащимися, как кинолекторий - просмотр и обсуждение фильмов, имеющих воспитательную направленность. Мы выбрали несколько короткометражных фильмов и мультфильмов, связанных с проблемами отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Для каждого фильма подготовлена серия вопросов для организации дискуссии. Школьники всегда с удовольствием делятся впечатлениями, эмоциями от увиденного, приводят примеры из опыта. Данная наглядная

форма позволяет ненавязчиво формировать у учащихся знания в области дефектологии, а также воспитывать толерантность, эмпатию, гуманное отношение к инвалидам.

Традиционной формой взаимодействия со школьниками стало проведение дистанционного конкурса педагогического эссе «Окно в мир ребенка» в рамках открытого межрегионального конкурса «Человек в гуманитарном пространстве». Эссе позволяет автору, с одной стороны, высказать мнение по определенной проблеме, поделиться индивидуальными впечатлениями, а с другой - продемонстрировать теоретическую подкованность в поставленном вопросе, владение грамотной речью, умение логически излагать мысли. Тематика обновляется ежегодно и связана с наиболее актуальными проблемами современной детской психологии и дошкольной педагогики. Так, учащимся предлагалось порассуждать о влиянии компьютера на психологическое развитие ребенка или выразить отношение к высокой самостоятельности и активности современных детей.

Для активного привлечения абитуриентов из районов республики мы проводим дистанционную психолого-педагогическую олимпиаду. В течение двух часов школьникам необходимо ответить на вопросы по общей и детской психологии, педагогике и дефектологии. Данная форма работы, конечно, включает в себя академический компонент, позволяющий определить объем знаний участников в данных областях наук. Однако задания олимпиады дают возможность оценить и общий кругозор учащихся, грамотность речи, логическое мышление. Например, подросткам предлагалось высказать мнение относительно связи ограниченных возможностей здоровья и успешности человека, влияния виртуальной среды на личность, определяющих факторов развития и ведущих методов обучения детей.

Далее приведены примеры выполненных заданий (в авторской редакции). По проблеме формирования личности людей с ограниченными возможностями здоровья школьники в рамках олимпиады высказывались следующим образом. Например, Кира Р.: «Люди, не желающие опускать руки и стремящиеся доказать всем - себе, окружающим, самой природе, что их не сломить, даже несмотря на ограниченные возможности, обладают огромной силой воли и добиваются успеха именно благодаря этому качеству, однако не стоит забывать и про поддержку со стороны близких людей». Павлина C.: «Я считаю, что ограничения возможностей человека и его достижения в жизни связаны между собой тем, что ограничение возможностей толкает их на достижение великих целей. Многие на этой земле, сталкиваясь с такой проблемой, закрываются в себе, становятся асоциальными и беспомощными, хотя окружающие так могут не считать. Создание новых программ для улучшения жизни людей с ОВЗ поддерживает их и дает возможность заниматься любимыми занятиями. Но есть личности, которых не сломила их болезнь, а наоборот, подстегнула на воплощение самых заветных желаний или создание шедевров. Это объясняется тем, что при ограничении возможностей действовать человек стремится это сделать (как запретить ребенку есть конфеты, а потом удивиться пустой вазе). Запрет или ограничение подталкивает к чему-то интересному, к тому, на что у тебя нет возможности, в частности дабы доказать всем, что Я МОГУ. И в конце концов, превозмогая все трудности, люди с ОВЗ могут добиться результатов, больших, чем абсолютно здоровые люди, потому что они жаждут превзойти самих себя».

По проблеме популяризации интернета один из участников олимпиады высказался следующим образом: «Люди стремятся создать идентичности, отличающиеся от их реального образа, так как это дает им возможность посмотреть на виртуальный мир другими глазами. Часто такие личности создают "фейки" для каких-то действий, на которые они не решатся с официального аккаунта. Они создают совершенно нового персонажа или копируют известных личностей, чтобы придать себе уверенности в общении». Данные примеры свидетельствуют о профессиональной направленности будущих абитуриентов, что повышает мотивацию поступления в университет.

Современной формой работы с учащимися являются профориентационные встречи с использованием дистанционного ресурса, размещенного на образовательном портале Blackboard. Будущие абитуриенты знакомятся со структурой курса, который включает в себя следующие элементы: 1) теоретический блок; 2) практические материалы; 3) тестирование и т. п.; 4) библиотека; 5)видеолекции.

На профориентационной встрече школьники познакомились с компонентами курса, особое внимание уделили блоку видеолекций, в котором представлены доклады ведущих ученых России. Поскольку у будущих студентов этот раздел вызвал наибольший интерес, были даны пояснения. Наличие в электронном курсе установочных интерактивных материалов значительно облегчает усвоение теоретической программы дисциплины. В видеолекции, предназначенные для первичного ознакомления с учебным курсом, включен обзор содержания раздела, а также разъяснение наиболее сложных мест. Рекомендуется одна обзорная лекция по разделу. У студентов есть возможность самостоятельно обращаться к подобному ресурсу, но следует учитывать, что информация должна подаваться отдельными порциями. Для обеспечения удобного темпа подачи учебного материала должны быть предусмотрены остановки трансляции. Продолжение воспроизведения осуществляется по команде слушателя. Использование дистанционной формы обучения является сильным мотиватором для студентов для успешного освоения той или иной дисциплины.

В будущем для абитуриентов из районов планируется реализация дистанционной формы профориентации, а именно - освоение школьниками электронного варианта кейс-ситуаций по учебным дисциплинам образовательной программы: «Клиника интеллектуальных нарушений», «Детская олигофренопсихология», «Дошкольная олигофренопедагогика», «Основы диагностики интеллектуальных нарушений», «Психология и педагогика детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведенческим нарушениями» и др. Кейсы по всем дисциплинам будут содержать текстовый материал, рекомендации по освоению тем, практические работы, задания для самостоятельного выполнения, список рекомендуемой литературы (со ссылками на электронные версии книг), промежуточные и итоговые (контрольные) тесты.

Среди достоинств данной формы можно отметить, что обучение будет проходить в индивидуальном темпе - скорость восприятия учебного материала устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Несомненно, этот вариант работы позволит школьникам под руководством преподавателей вуза своевременно и самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий без отрыва от учебной деятельности.

При составлении заданий для самостоятельной работы учащихся учитывается, что не менее важным компонентом профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий выступает творчество. В соответствии с этим положением программа дистанционного обучения предусматривает комфортные условия для творческого самовыражения детей, например в кейс-ситуациях по той или иной дисциплине преподаватели университета будут использовать авторские упражнения и интерактивные задания (деловые игры, мозговой штурм), адаптированные к возможностям детей школьного возраста.

Предусматривая необходимость эффективной и многообразной реализации обратной связи между университетом и обучаемым, составители дистанционной программы учитывают такой принцип, как мобильность. Данное преимущество позволяет все задания, рекомендованные к выполнению (тесты по темам программы, итоговое задание), отправлять на электронные почты преподавателей, которые своевременно смогут давать рекомендации по исправлению неточностей.

Таким образом, результатами дистанционного обучения школьников отдаленных районов Карелии, а в дальнейшем и их профессиональной деятельности станут следующие компетенции:

1) высокий уровень интеграции теоретического и практического знания в рамках дистанционной программы, который позволяет переходить от обобщенного рассмотрения проблемы к реализации действий;

2) умение оформлять идеи-эврики, в основе которых лежат интуитивные представления, и соответственно возможность творчески способствовать преобразованию окружающей действительности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чего позволяет добиться навык выполнения заданий творческой направленности (авторских индивидуальных коррекционно-раз-вивающих методик) [4].

Следующим направлением профориентационной работы специалистов Института педагогики и психологии ПетрГУ является прогнозирование результатов профориентационной деятельности на основе анализа работы с первокурсниками. Так, проведение анкетирования позволяет выявить обобщенный портрет абитуриента и выделить наиболее эффективные формы и методы профориентационной работы.

В ПетрГУ уже более 5 лет осуществляется опрос первокурсников. Показательны результаты анкетирования студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология», проведенного в 2018 г. Исследование реализовано единовременно в групповой форме по месту учебы. В опросе приняли участие 15 студентов из одной академической группы. Возраст первокурсников составил от 17 до 2l года. До момента поступления в ПетрГУ 73 % обучаемых проживали на территории Карелии (из них 64 % в районах, 36 % в Петрозаводске) и 27 % - за ее пределами (в Мурманске и Мурманской области, Ленинградской области и Краснодарском крае).

Большая часть абитуриентов (87 %) к моменту поступления в вуз окончили средние общеобразовательные школы, 13 % - получили образование в лицее и Центре образования. Для получения информации о ПетрГУ они обращались к следующим источникам, %: 39 - к официальному сайту; 32 - общению со студентами университета; 13 - мероприятиям ПетрГУ для абитуриентов, а также встречам с преподавателями вуза в школе; 3 - печатным материалам ПетрГУ и образовательным интернет-ресурсам. Среди предложенных вариантов первокурсники не выделили ответов «информация, полученная на подготовительных курсах», «информация в СМИ». Таким образом, необходимо уделять особое внимание размещению актуальных сведений о поступлении на сайтах кафедры и вуза, а также подбирать формы работы разной направленности, которые предусматривают общение старшеклассников со студентами вуза (совместные праздники, конкурсы, конференции).

В качестве одного из вопросов анкеты было предложено оценить по 5-балльной шкале причины, по которым выбрано направление подготовки. Современный абитуриент достаточно мотивирован при выборе будущей профессии, что подтвердили следующие результаты: «желание работать в данной профессиональной сфере» (средний балл 4,4); «наличие спроса на специалистов данной профессии на рынке труда» (4,4); «соответствие направления подготовки способностям и интересам» (3,9); «высокая престижность профессии» (3,4); «желание получить в дальнейшем высокооплачиваемую работу» (3,2). Однако при этом респондент все же готов опираться на советы родственников и знакомых (2,9 балла) и рекомендации учителей (1,8). Поэтому при разработке профориентационных мероприятий необходимо учитывать данный факт и организовывать встречи с родителями абитуриентов, а также проводить консультации с учителями, классными руководителями, психологами школ. В частности, в Канаде на особых уроках, имеющих название «Планирование карьеры», детей учат, как правильно пользоваться сайтами интересующих вузов и колледжей, что нужно указывать в заявлении абитуриента, как грамотно составлять портфолио и даже как вести себя на собеседовании [5].

Кроме этого, при взаимодействии со старшеклассниками требуется активизировать работу по ознакомлению с содержанием профессий, которые можно получить при обучении на кафедре. Настораживает факт, что меньше половины поступивших полностью отдают себе отчет об особенностях и условиях будущей профессиональной деятельности. Здесь могут представлять интерес такие мероприятия, как экскурсии в специализированные образовательные учреждения, кинолекторий «Особое детство», олимпиады по дефектологии, мини-исследования под руководством преподавателей кафедры и выступления на конференциях различного уровня. 40 % абитуриентов в старших классах не сотрудничали с ПетрГУ ввиду того, что проживали до поступления в районах Карелии и за ее пределами (в Мурманске, Мурманской области, Краснодарском крае, Ленинградской области). Именно поэтому необходимо продумать мероприятия, которые можно проводить для абитуриентов в дистанционной форме, - онлайн-встречи с преподавателями, дистанционные олимпиады и конкурсы, студенческая онлайн-гостиная и т. д. Таким образом, зная особенности поступающих, актуальные для них источники информации, можно создать эффективный оптимальный план профориентационной работы.

Будущие абитуриенты, прошедшие профориентационные мероприятия и поступающие по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и «Психолого-педагогическое образование», будут обладать базовыми предкомпетенциями, которые в дальнейшем трансформируются в индивидуальный опыт бакалавра. Так, школьники по итогам профориентации получают информацию о функционале бакалавра, который реализуется в следующей деятельности:

1-й уровень - непосредственное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении;

2-й уровень - опосредованное сопровождение, помощь субъектам образовательного пространства (педагогическим и руководящим кадрам образовательных учреждений) в создании оптимальных условий для развития ребенка, становления его личности.

На каждом уровне решаются свои задачи:

1-й уровень - оказание индивидуально ориентированной педагогической и психологической помощи детям и подросткам от 0 до 18 лет, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании, в целях сохранения психического здоровья и обеспечения личностного благополучия в условиях общеобразовательных учреждений, а также повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

2-й уровень - создание единого коррекционно-образовательного пространства города.

Таким образом, результатом обучения, а в дальнейшем и профессиональной деятельности бакалавра должна стать сложная система компетенций, которая представлена интеграцией знаний и умений как способов решения проблем, встающих перед ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его семьей в социуме. Итак, абитуриенты по итогам профориентаци-онных мероприятий узнают об основных компетенциях бакалавров по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование».

Представленную информацию можно обобщить в следующих выводах.

1. Описан опыт применения активных методов профориентационной работы со старшеклассниками.

2. Систематизированы имеющиеся формы взаимодействия вуза и школы.

3. Определена эффективность использования различных форм работы с будущими абитуриентами.

4. Установлено, что профориентационная деятельность способствует формированию у обучаемых представлений о себе и своих возможностях в будущей профессии.

5. Результатом систематической работы со школьниками является определение векторов дальнейшего профессионального обучения.

Ссылки:

1. Гуртов В.А., Питухин Е.А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения [Электронный ресурс] // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4. С. 130-161. URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1940 (дата обращения: 24.03.2019) ; Гуртов В.А., Хотеева Е.А.: 1) Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 134-150 ; 2) Профориентация школьников: опыт российских регионов // Служба занятости. 2018. № 1-2. С. 44-47 ; Обутова А.Д., Голиков А.И., Сапалова Д.У. Взаимодействие школы и вуза как условие сопровождения одаренных детей // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. 2012. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7890 (дата обращения: 24.03.2019) ; Степусь И.С., Гуртов В.А., Симакова А.В. Эффективные инструменты профессиональной ориентации школьников (опыт разработки и реализации в Республике Карелия) [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2018. Вып. 2. С. 1626. Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3964 (дата обращения: 24.03.2019).

2. Хохлова М.Г. Потенциал взаимодействия школы и вуза [Электронный ресурс] // Аграрное образование и наука. 2012. № 2. URL: http://aon.urgau.ru/uploads/article/pdf_attach-ment/44/14_._.pdf (дата обращения: 24.03.2019).

3. Там же.

4. Червинская К.Р. Извлечение экспертных знаний: трудности и пути их разрешения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 3. С. 23-33.

5. Dehaas J. Students Like Diploma-degree Option at Guelph-Humber [Электронный ресурс] // The Maclean's Guide to Universities. 2014. Aug. URL: https://www.macleans.ca/education/college/students-like-diploma-degree-option-at-guelph-hum-ber (дата обращения: 24.03.2019).

References:

Chervinskaya, KR 2009, 'Extracting Expert Knowledge: Difficulties and Ways to Resolve Them', Vestnik Sankt-Peterburg-skogo universiteta. Ser. 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika, vol. 3, pp. 23-33, (in Russian).

Dehaas, J 2014, 'Students Like Diploma-degree Option at Guelph-Humber', The Maclean's Guide to Universities, Aug., viewed 24 March 2019, <https://www.macleans.ca/education/college/students-like-diploma-degree-option-at-guelph-humber>.

Gurtov, VA & Khotieva, ЕА 2018a, 'Planning the Career Trajectory of Schoolchildren: Focusing on "I Want", "I Can" and "I Need"', Integratsiya obrazovaniya, vol. 22, no. 1, pp. 134-150, (in Russian).

Gurtov, VA & Khotieva, eA 2018b, 'Vocational Guidance of Schoolchildren: the Experience of Russian Regions', Sluzhba zanyatosti, no. 1-2, pp. 44-47, (in Russian).

Gurtov, VA & Pitukhin, EA 2017, 'Forecasting the Needs of the Economy for Qualified Personnel: A Review of Approaches and Practices of Application', Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz, vol. 21, no. 4, pp. 130-161, viewed 24 March 2019, <http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1940>, (in Russian).

Khokhlova, MG 2012, 'Potential of School and University Interaction', Agrarnoye obrazovaniye i nauka, no. 2, viewed 24 March

2019, <http://aon.urgau.ru/uploads/article/pdf_attachment/44/14_._pdf>, (in

Russian).

Obutova, AD, Golikov, AI & Sapalova, DU 2012, 'The Interaction of the School and the University as a Condition for Accompanying Gifted Children', Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya: elektronnyy nauchnyy zhurnal, no. 6, viewed 24 March 2019, <http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7890>, (in Russian).

Stepus, IS, Gurtov, VA & Simakova, AV 2018, 'Effective Tools for Vocational Guidance of Schoolchildren (Development and Implementation Experience in the Republic of Karelia)', Nepreryvnoye obrazovaniye:XXI vek, vol. 2, pp. 16-26, viewed 24 March 2019, <http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3964>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.