ISSN 2411-717Х
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№3/2015
Урок, с использованием данного сценария следует проводить в старших - 9-11 классах.
© О.В. Гугнина, Р.А. Муртазина, 2015
Погребная Яна Всеволодовна
доктор филолог. наук, профессор СГПИ, г. Ставрополь, РФ E-mail: [email protected]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК НРАВСТВЕННЫЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Аннотация
В статье анализируются способы формирования личности учителя в соответствии с требованиями ««Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога» через взаимодействие с русской классической и современной литературой, анализируются пути и способы актуализации педагогического потенциала русской литературы.
Ключевые слова
Творческий и профессиональный рост, формирование личности, нравственный и педагогический потенциал, образование, учитель, русская литература
Роль русской литературы в истории нашей Родины беспрецедентна. Именно русская литература на протяжении отечественной истории, в процессе формирования нравственных и культурных ценностей нашего народа сыграла роль «учебника жизни» (Н.Г. Чернышевский). Русский писатель всегда был в России больше, чем писателем - он был нравственным ориентиром, вождем умов, направляющей силой, зеркалом русского общественного движения, учителем жизни, инженером человеческих душ. «Поэт в России -больше, чем поэт», - замечает Евг. Евтушенто [4]. Лев Толстой в дневнике, еще в начале своего жизненного и творческого пути, писал: «Берегитесь такого слова, которое разъединяет,» - осознавая, какая степень ответственности ложится в России на человека, отважившегося взяться за перо, решившегося говорить от имени народа и Отчизны [11].
Исторически сложилось так, что русская литература всегда выступала средством мощного педагогического воздействия, беря на себя определяющую роль в формировании и развитии национального менталитета, ценностной системы, нравственных ориентиров, всегда выступая одной из базовых основ образования, играя равно важную роль и в гуманитарном и в техническом образовании. Очевидно, что в контексте образовательной и воспитательной значимости русской литературы особую роль приобретает ее взаимодействие с личностью педагога, непосредственно осуществляющего задачи воспитания и образования.
В требованиях «Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога» педагогическая профессия определяется как преобразующая, управляющая, формирующая, причем, эти параметры равным образом применимы и к личности ученика и к личности учителя, который «обучая, учится». Само понятие «педагогические умения» определяется как «совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития личности» [2]. В современных условиях необходимы такие специалисты в области образования, которые
1. способны не только видеть проблемы, но и продуктивно разрешать их;
2. готовы работать в постоянно меняющих социальных условиях, ставящих перед обществом и личностью новые цели и задачи;
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_
3. готовы к постоянному творческому и профессиональному росту, к человеческому самосовершенствованию;
4. готовы работать в условиях поликультурного общества, выдвигающего особые требования к коммуникации, толерантности, к поиску объединяющих общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров.
Российский психолог А.Н. Леонтьев главную проблему современного образования определил таким образом: «Горе нашего образования заключается в том, что нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией» [6; 267]. Исходя из этого, главной задачей педагога выступает развитие, обогащение собственной личности, постоянный моральный рост. Именно педагог должен выступать нравственным ориентиром, причем, не только среди учеников - роль морального образца, примера для подражания он обязан играть в обществе в целом.
На пути к достижению последней цели мощнейшим и неиссякаемым ресурсом выступает русская литература - источник нравственного роста и развития личности учителя, формирующий основы ее мировоззрения и аксиологии. Эту педагогическую, воспитательную миссию русская литература и русские писатели всегда мыслили как важнейшую, как наиболее значимую. Статья Александра Блока «Интеллигенция и революция», написанная в сложный, переломный момент отечественной истории, в 1918 году, начинается с такого обощения: « "Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России" -слышу я вокруг себя» Новопреки мрачным пророчествам великий поэт призывает посмотреть вокруг, вглядеться в великую русскую литературу, представляющую душу России: «Но передо мной - Россия, -продолжает он, - ... та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. Русские художники ... никогда не сомневались в том, что Россия - большой корабль, которому суждено большое плаванье» [1].
Как подчеркивает Г.Б. Курляндская, анализируя нравственный идеал Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, - указывала, что по мнению великих русских писателей, высший уровень сформированности духовности личности представляет собой соответствие ее мировоззрения, убеждений и идеалов общественным интересам и гражданскому самосознанию [5; 246-247]. Собственно именно эти цели и задачи можно признать приоритетными в направлении формирования и развития личности современного учителя. В сложных современных условиях сохранения национальной идентичности, основ национального менталитета и нравственности на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития. Важнейшим ресурсом формирования и развития личности такого педагога-подвижника всегда выступала русская литература, в полный рост поднимающая проблемы соответствия современника нравственному идеалу человека, открывающая и указывающая пути нравственного роста и развития.
Требования нового государственного стандарта, побуждающие учителя к постоянному личностному росту, самосовершенствованию, нравственной рефлексии, актуализируют необходимость постоянного взаимодействия с русской литературой, дающей как образцы нравственного поведения, так и примеры духовных поисков и диалектики развития личности. Ф.М. Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях» с присущим ему моральным максимализмом утверждал, что «самопожертвование всего себя в пользу всех - признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли» [3]. Именно такого героя, способного на полную самоотдачу, готового к нравственным испытаниям, изображали в своих произведениях русские писатели -реалисты. Поиски смысла жизни, диалектика души героев Льва Толстого, стремление чеховских героев не утратить человечности, быть открытыми к состраданию и взаимопомощи, верность героев Булгакова убеждениям и идеалам - выступают неисчерпаемым источником образцов нравственного поведения и направляющим началом на путях обретения и становления личности учителя, ее самосовершенствования и развития.
Перефразируя знаменитое стихотворение в прозе И.С. Тургенева о русском языке, можно утверждать,
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_
что нельзя не верить, чтобы такая литература не была дана великому народу. Прежде всего, потому, что самоотверженность, полная самоотдача русских писателей - была высшим и полным выражением народного представления о правильной и праведной жизни, законом которой выступает не присвоение, а самоотдача. Соборность, единение в целях и путях развития - вот определяющая и отличительная черта устройства российской жизни, конечно, нашедшая прямое отражение и художественное выражение в русской литературе.
Рассуждая об особенностях российской ментальности, Ю.Лотман разрабатывает идею о двух архетипических моделях культуры - «договора», свойственную для западноевропейского мира, и «вручения себя», свойственную для отечественной ментальности. Договор предполагает взаимный обмен на всех уровнях отношений человека с другим человеком, с обществом, с государством, даже с Богом или с Дьяволом в течение некоторого срока [7; 345-355]. В России долг служения народу и Отечеству, семье или Богу - срока не имеет. Человек, не требуя наград, почестей, богатства, целиком вручает свою судьбу Отчизне и народу: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил и сердцем я спокоен, -
такими строками подведет итог своему жизненному и творческому пути Некрасов. Но среди всех возможных путей и способов послужить Отечеству, принести пользу народу, есть один, избрав который нужно полностью и безоговорочно посвятить свою жизнь другим людям, ежедневно, ежечасно отдавая им свои знания, силы, душу и сердце. Этот путь схож с путем писателя и поэта, потому что он предназначен для тех, кто не только избирает творчество и самосовершенствование, но и учит творить и развиваться других - это путь учителя. Отец Павел Флоренский, идентифицируя различные типы культуры и показывая пути их развития, подчеркивал, что в российской культурной ментальности доминирует материнское, женское, объединяющее начало, в основе своей педагогическое, воспитывающее, но при этом, любящее и прощающее. Человек своей деятельностью должен, как утверждает Флоренский, преображать мир, противостоять Хаосу, разрушению, уничтожению [12]. В своей профессиональной деятельности именно педагог в полной мере способен осуществить это высшее человеческое назначение.
Русская классическая литература неисчерпаема и разнообразна, как действительность, которую она выражает, как развитие человека, ее главного героя. Сейчас, как никогда, все богатство русской литературы открыто и доступно читателю. Но очень важно, чтобы в читательском авангарде шли русские учителя, неутомимые труженики и просветители, чтобы именно они открывали молодому поколению этот неисчерпаемый кладезь красоты и нравственности, эстетики и этики, который зовется русской литературой, чтобы они первыми овладели культурой медленного, вдумчивого чтения, чтобы привили эту культуру своим ученикам. Ведь русская литература, как никакая другая способствовала пробуждению и утверждению добра и человечности. Именно добро и справедливость, гуманизм и способность к состраданию единственно могут и должны выступать целью творчества, обучения, воспитания, нравственного роста и самосовершенствования. Этот нравственный императив, этот неисчерпаемый нравственный ресурс русской литературы нашел прекрасное, совершенное выражение в знаменитом «Памятнике» А.С. Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал... [10]
Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним этимологию и семантику слова «образование» - это создание и передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ своим ученикам. А «образ мира, в слове явленный, и творчество и чудотворство» [9] учитель находит прежде всего в русской литературе, классической и современной, которая выступает неисчерпаемым ресурсом нравственного совершенствования, творческого и философского поиска, самовоспитания личности учителя, а главное, придает этим процессам гуманитарное и гуманистическое направление. В рамках гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в первую очередь, самого учителя. Личностное
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_
развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное нравственное самосовершенствование, основанное на стремлении к общечеловеческому нравственному идеалу личности, тот нравственный рост, который не может быть успешным и результативным вне взаимодействия с нравственным ресурсом русской литературы.
Список использованной литературы
1. Блок А. Интеллигенция и революция. // http://ricolor.org/history/ir/1/ [ Дата посещения: 28.06.2015]
2. Государственный образовательный стандарт личности и профессиональной компетентности педагога // http://nashaucheba.ru/v19055/ [Дата посещения: 28.06.2015]
3. Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях // http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol4/23.htm [Дата посещения: 28.06.2015]
4. Евтушенко Евг. Поэт в России - больше, чем поэт // http://www.stihi.ru/2007/11/17/1193 . [Дата посещения: 28.06.2015]
5. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. - М.: «Просвещение», 1988. - 256 с. [Текст]
6. Леонтьев А.Н. Проселочные беседы// А. Н. Леонтьев и современная психология: сборник статей памяти А. Н. Леонтьева/ Под ред. А.В. Запорожец и др.- М.: Изд-во МГУ, 1983- 287 с. - С. 266-274. [Текст]
7. Лотман Ю. М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 3: Статьи по истории русской литературы; Теория и семиотика других искусств; Механизмы культуры; Мелкие заметки / Ю. М. Лотман. - Таллинн: «Александра», 1993. - 494 с. — С. 345355. [Текст]
8. Некрасов Н.А. «Пускай нам говорит изменчивая мода.» Элегия // http://stihi-rus.ru/1/Nekrasov/115.htm [Дата посещения: 29.06.2015]
9. Пастернак Б.Л.. «Август». Стихи из романа «Доктор Живаго». // http://stihi-rus.ru/1/Pasternak/1.htm [Дата посещения: 29.06.2015]
10. Пушкин А.С. Стихотворения. // http://rupoem.ru/pushkin/all.aspx [Дата посещения: 29.06.2015]
11. Толстой Л.Н. «Путь жизни»// http://www.proza.ru/2008/02/16/290 [Дата посещения: 28.06.2015]
12. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодеции в 12-ти письмах священника П. Флоренского // http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/stolp-i-utverzhdenie-istiny.shtml [Дата посещения: 28.06.2015]
© Погребная Я. В., 2015
Полынская Ирина Николаевна
доктор пед. наук, профессор НВГУ, г. Нижневартовск, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема формирования эстетических потребностей в процессе художественно-творческой деятельности студентов факультета искусств и дизайна. Опыт обучения показывает, что с помощью форм, методов и средств достаточно эффективно решается целый ряд задач, связанных с формированием системы профессионально ценных качеств, особенностей мотивации,