Научная статья на тему 'Русская литература как нравственный ресурс формирования личности учителя'

Русская литература как нравственный ресурс формирования личности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребная Яна Всеволодовна

В статье анализируются способы формирования личности учителя в соответствии с требованиями ««Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога» через взаимодействие с русской классической и современной литературой, анализируются пути и способы актуализации педагогического потенциала русской литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская литература как нравственный ресурс формирования личности учителя»

ISSN 2411-717Х

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№3/2015

Урок, с использованием данного сценария следует проводить в старших - 9-11 классах.

© О.В. Гугнина, Р.А. Муртазина, 2015

Погребная Яна Всеволодовна

доктор филолог. наук, профессор СГПИ, г. Ставрополь, РФ E-mail: maknab@bk.ru

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК НРАВСТВЕННЫЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация

В статье анализируются способы формирования личности учителя в соответствии с требованиями ««Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога» через взаимодействие с русской классической и современной литературой, анализируются пути и способы актуализации педагогического потенциала русской литературы.

Ключевые слова

Творческий и профессиональный рост, формирование личности, нравственный и педагогический потенциал, образование, учитель, русская литература

Роль русской литературы в истории нашей Родины беспрецедентна. Именно русская литература на протяжении отечественной истории, в процессе формирования нравственных и культурных ценностей нашего народа сыграла роль «учебника жизни» (Н.Г. Чернышевский). Русский писатель всегда был в России больше, чем писателем - он был нравственным ориентиром, вождем умов, направляющей силой, зеркалом русского общественного движения, учителем жизни, инженером человеческих душ. «Поэт в России -больше, чем поэт», - замечает Евг. Евтушенто [4]. Лев Толстой в дневнике, еще в начале своего жизненного и творческого пути, писал: «Берегитесь такого слова, которое разъединяет,» - осознавая, какая степень ответственности ложится в России на человека, отважившегося взяться за перо, решившегося говорить от имени народа и Отчизны [11].

Исторически сложилось так, что русская литература всегда выступала средством мощного педагогического воздействия, беря на себя определяющую роль в формировании и развитии национального менталитета, ценностной системы, нравственных ориентиров, всегда выступая одной из базовых основ образования, играя равно важную роль и в гуманитарном и в техническом образовании. Очевидно, что в контексте образовательной и воспитательной значимости русской литературы особую роль приобретает ее взаимодействие с личностью педагога, непосредственно осуществляющего задачи воспитания и образования.

В требованиях «Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога» педагогическая профессия определяется как преобразующая, управляющая, формирующая, причем, эти параметры равным образом применимы и к личности ученика и к личности учителя, который «обучая, учится». Само понятие «педагогические умения» определяется как «совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития личности» [2]. В современных условиях необходимы такие специалисты в области образования, которые

1. способны не только видеть проблемы, но и продуктивно разрешать их;

2. готовы работать в постоянно меняющих социальных условиях, ставящих перед обществом и личностью новые цели и задачи;

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

3. готовы к постоянному творческому и профессиональному росту, к человеческому самосовершенствованию;

4. готовы работать в условиях поликультурного общества, выдвигающего особые требования к коммуникации, толерантности, к поиску объединяющих общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров.

Российский психолог А.Н. Леонтьев главную проблему современного образования определил таким образом: «Горе нашего образования заключается в том, что нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией» [6; 267]. Исходя из этого, главной задачей педагога выступает развитие, обогащение собственной личности, постоянный моральный рост. Именно педагог должен выступать нравственным ориентиром, причем, не только среди учеников - роль морального образца, примера для подражания он обязан играть в обществе в целом.

На пути к достижению последней цели мощнейшим и неиссякаемым ресурсом выступает русская литература - источник нравственного роста и развития личности учителя, формирующий основы ее мировоззрения и аксиологии. Эту педагогическую, воспитательную миссию русская литература и русские писатели всегда мыслили как важнейшую, как наиболее значимую. Статья Александра Блока «Интеллигенция и революция», написанная в сложный, переломный момент отечественной истории, в 1918 году, начинается с такого обощения: « "Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России" -слышу я вокруг себя» Новопреки мрачным пророчествам великий поэт призывает посмотреть вокруг, вглядеться в великую русскую литературу, представляющую душу России: «Но передо мной - Россия, -продолжает он, - ... та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. Русские художники ... никогда не сомневались в том, что Россия - большой корабль, которому суждено большое плаванье» [1].

Как подчеркивает Г.Б. Курляндская, анализируя нравственный идеал Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, - указывала, что по мнению великих русских писателей, высший уровень сформированности духовности личности представляет собой соответствие ее мировоззрения, убеждений и идеалов общественным интересам и гражданскому самосознанию [5; 246-247]. Собственно именно эти цели и задачи можно признать приоритетными в направлении формирования и развития личности современного учителя. В сложных современных условиях сохранения национальной идентичности, основ национального менталитета и нравственности на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития. Важнейшим ресурсом формирования и развития личности такого педагога-подвижника всегда выступала русская литература, в полный рост поднимающая проблемы соответствия современника нравственному идеалу человека, открывающая и указывающая пути нравственного роста и развития.

Требования нового государственного стандарта, побуждающие учителя к постоянному личностному росту, самосовершенствованию, нравственной рефлексии, актуализируют необходимость постоянного взаимодействия с русской литературой, дающей как образцы нравственного поведения, так и примеры духовных поисков и диалектики развития личности. Ф.М. Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях» с присущим ему моральным максимализмом утверждал, что «самопожертвование всего себя в пользу всех - признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли» [3]. Именно такого героя, способного на полную самоотдачу, готового к нравственным испытаниям, изображали в своих произведениях русские писатели -реалисты. Поиски смысла жизни, диалектика души героев Льва Толстого, стремление чеховских героев не утратить человечности, быть открытыми к состраданию и взаимопомощи, верность героев Булгакова убеждениям и идеалам - выступают неисчерпаемым источником образцов нравственного поведения и направляющим началом на путях обретения и становления личности учителя, ее самосовершенствования и развития.

Перефразируя знаменитое стихотворение в прозе И.С. Тургенева о русском языке, можно утверждать,

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

что нельзя не верить, чтобы такая литература не была дана великому народу. Прежде всего, потому, что самоотверженность, полная самоотдача русских писателей - была высшим и полным выражением народного представления о правильной и праведной жизни, законом которой выступает не присвоение, а самоотдача. Соборность, единение в целях и путях развития - вот определяющая и отличительная черта устройства российской жизни, конечно, нашедшая прямое отражение и художественное выражение в русской литературе.

Рассуждая об особенностях российской ментальности, Ю.Лотман разрабатывает идею о двух архетипических моделях культуры - «договора», свойственную для западноевропейского мира, и «вручения себя», свойственную для отечественной ментальности. Договор предполагает взаимный обмен на всех уровнях отношений человека с другим человеком, с обществом, с государством, даже с Богом или с Дьяволом в течение некоторого срока [7; 345-355]. В России долг служения народу и Отечеству, семье или Богу - срока не имеет. Человек, не требуя наград, почестей, богатства, целиком вручает свою судьбу Отчизне и народу: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил и сердцем я спокоен, -

такими строками подведет итог своему жизненному и творческому пути Некрасов. Но среди всех возможных путей и способов послужить Отечеству, принести пользу народу, есть один, избрав который нужно полностью и безоговорочно посвятить свою жизнь другим людям, ежедневно, ежечасно отдавая им свои знания, силы, душу и сердце. Этот путь схож с путем писателя и поэта, потому что он предназначен для тех, кто не только избирает творчество и самосовершенствование, но и учит творить и развиваться других - это путь учителя. Отец Павел Флоренский, идентифицируя различные типы культуры и показывая пути их развития, подчеркивал, что в российской культурной ментальности доминирует материнское, женское, объединяющее начало, в основе своей педагогическое, воспитывающее, но при этом, любящее и прощающее. Человек своей деятельностью должен, как утверждает Флоренский, преображать мир, противостоять Хаосу, разрушению, уничтожению [12]. В своей профессиональной деятельности именно педагог в полной мере способен осуществить это высшее человеческое назначение.

Русская классическая литература неисчерпаема и разнообразна, как действительность, которую она выражает, как развитие человека, ее главного героя. Сейчас, как никогда, все богатство русской литературы открыто и доступно читателю. Но очень важно, чтобы в читательском авангарде шли русские учителя, неутомимые труженики и просветители, чтобы именно они открывали молодому поколению этот неисчерпаемый кладезь красоты и нравственности, эстетики и этики, который зовется русской литературой, чтобы они первыми овладели культурой медленного, вдумчивого чтения, чтобы привили эту культуру своим ученикам. Ведь русская литература, как никакая другая способствовала пробуждению и утверждению добра и человечности. Именно добро и справедливость, гуманизм и способность к состраданию единственно могут и должны выступать целью творчества, обучения, воспитания, нравственного роста и самосовершенствования. Этот нравственный императив, этот неисчерпаемый нравственный ресурс русской литературы нашел прекрасное, совершенное выражение в знаменитом «Памятнике» А.С. Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал... [10]

Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним этимологию и семантику слова «образование» - это создание и передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ своим ученикам. А «образ мира, в слове явленный, и творчество и чудотворство» [9] учитель находит прежде всего в русской литературе, классической и современной, которая выступает неисчерпаемым ресурсом нравственного совершенствования, творческого и философского поиска, самовоспитания личности учителя, а главное, придает этим процессам гуманитарное и гуманистическое направление. В рамках гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в первую очередь, самого учителя. Личностное

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное нравственное самосовершенствование, основанное на стремлении к общечеловеческому нравственному идеалу личности, тот нравственный рост, который не может быть успешным и результативным вне взаимодействия с нравственным ресурсом русской литературы.

Список использованной литературы

1. Блок А. Интеллигенция и революция. // http://ricolor.org/history/ir/1/ [ Дата посещения: 28.06.2015]

2. Государственный образовательный стандарт личности и профессиональной компетентности педагога // http://nashaucheba.ru/v19055/ [Дата посещения: 28.06.2015]

3. Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях // http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol4/23.htm [Дата посещения: 28.06.2015]

4. Евтушенко Евг. Поэт в России - больше, чем поэт // http://www.stihi.ru/2007/11/17/1193 . [Дата посещения: 28.06.2015]

5. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. - М.: «Просвещение», 1988. - 256 с. [Текст]

6. Леонтьев А.Н. Проселочные беседы// А. Н. Леонтьев и современная психология: сборник статей памяти А. Н. Леонтьева/ Под ред. А.В. Запорожец и др.- М.: Изд-во МГУ, 1983- 287 с. - С. 266-274. [Текст]

7. Лотман Ю. М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 3: Статьи по истории русской литературы; Теория и семиотика других искусств; Механизмы культуры; Мелкие заметки / Ю. М. Лотман. - Таллинн: «Александра», 1993. - 494 с. — С. 345355. [Текст]

8. Некрасов Н.А. «Пускай нам говорит изменчивая мода.» Элегия // http://stihi-rus.ru/1/Nekrasov/115.htm [Дата посещения: 29.06.2015]

9. Пастернак Б.Л.. «Август». Стихи из романа «Доктор Живаго». // http://stihi-rus.ru/1/Pasternak/1.htm [Дата посещения: 29.06.2015]

10. Пушкин А.С. Стихотворения. // http://rupoem.ru/pushkin/all.aspx [Дата посещения: 29.06.2015]

11. Толстой Л.Н. «Путь жизни»// http://www.proza.ru/2008/02/16/290 [Дата посещения: 28.06.2015]

12. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодеции в 12-ти письмах священника П. Флоренского // http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/stolp-i-utverzhdenie-istiny.shtml [Дата посещения: 28.06.2015]

© Погребная Я. В., 2015

Полынская Ирина Николаевна

доктор пед. наук, профессор НВГУ, г. Нижневартовск, РФ E-mail: julka-nv@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема формирования эстетических потребностей в процессе художественно-творческой деятельности студентов факультета искусств и дизайна. Опыт обучения показывает, что с помощью форм, методов и средств достаточно эффективно решается целый ряд задач, связанных с формированием системы профессионально ценных качеств, особенностей мотивации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.