Научная статья на тему 'Личностное развитие психолога как основа профессиональной компетентности'

Личностное развитие психолога как основа профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1099
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашян Яна Геннадиевна

В статье рассматривается понятие «личностное развитие» психолога и его влияние на становление профессиональной компетенции. Раскрываются критерии личностного развития и роста согласно концепции С.Л. Братченка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностное развитие психолога как основа профессиональной компетентности»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №10/2016 ISSN 2411-717Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 59.964.21

Калашян Яна Геннадиевна,

студентка 6 курса

Гуманитарно-педагогической академии (ф) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, направление подготовки «Психология». Научный руководитель: кандидат психологических наук, Ерина И.А.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается понятие «личностное развитие» психолога и его влияние на становление профессиональной компетенции. Раскрываются критерии личностного развития и роста согласно концепции С.Л. Братченка.

Ключевые слова

личностное развитие, личностный рост, психология, профессионализм, профессиональная компетентность,

полноценно функционирующая личность.

Введение. Проблема личностного развития индивида находит решение в гуманистической парадигме. Гуманистические концепции - это совокупность взглядов, понимающих природу человека и его свободу как высшую ценность [1, с. 9]. Проблемы личностного развития и роста разрабатывались рядом ученых, таких как: А. Адлер, Е. Ю. Акимова, Р. Ассаджоли, С. Л. Братченко, А. Масолу, К. Роджерс, Э. Фромм. Эти авторы предприняли попытку раскрыть сущность человека, условия его личностного развития, саморазвития и самоактуализиции на основе психологических открытий и достижений. Задача развития этими авторами понимается как раскрытие и исследование субъективных человеческих норм построения мира [1, с. 10].

Вклад в понимание сущности профессиональной компетентности внесли труды Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, Н. Ф. Кузьминой, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, диссертационные работы И. В. Аксёновой, А. П. Рожковой, Ю. В Варданян, В. В. Гафнера, Е. В. Рогулиной, где исследуется проблема условий её становления.

Изложение основного материала статьи. Развитие личности есть развертывание врожденных тенденций к самоактуализации и становление «полноценно функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует свои задатки и способности, реализует свой личностный потенциал и стремится к лучшему познанию себя, своих переживаний. Близким к понятию «личностное развитие» является понятие «личностный рост». Согласно, С. Л. Братченко, личностный рост - это «освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов» [2, с. 123]. С.Л. Братченко выделяет интраперсональные (внутренние) и интерперсональные (внешние) критерии личностного роста. К интраперсональным критериям относятся:

1. Принятие себя - признание себя таким, каков человек есть, вера в себя и свои возможности, «отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» [2, с. 124].

2. Готовность к принятию собственных переживаний - чем выше зрелость личности, тем больше она свободна от искажающего воздействия психологических защит, открыта для «субъективного переживания событий внутреннего мира» [2, с. 124].

3. Понимание себя - способность оценивать и анализировать свое актуальное состояние, иметь полное представление о самом себе.

4. Ответственная свобода - ответственность за свой выбор и правильная оценка его последствий.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №10/2016 ISSN 2411-717Х_

5. Целостность - «усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека» [2, с. 124].

6. Динамичность - постоянный и непрерывный процесс изменений, решение актуальных противоречий и проблем, усвоение нового опыта.

К интерперсональным критериям личностного роста Братченко [2, с. 124] относит:

1. Принятие других - уважение других людей, признание их безусловной ценности и доверие им.

2. Понимание других - свобода от предрассудков и стереотипов, способность к реалистичному, дифференцированному восприятию других людей и окружающей среды.

3. Социализированное^ - стремление личности к конструктивным социальным взаимоотношениям; открытость, естественность и гибкость в социальных контактах, стремление конструктивно разрешать межличностные конфликты.

4. Творческая адаптивность - умение использовать все внутренние потенциальные возможности для преодоления жизненных трудностей, правильная оценка каждого конкретного момента [2, с. 125].

В гуманистических концепциях встречается понятие «полноценно функционирующая личность» [5, с. 396] - это развивающаяся личность, которая открыто реагирует и открыто оценивает собственную реакцию на ситуации, стремится к осуществлению самоактуализации. Полноценно функционирующей личности свойственны несколько аспектов: открытость переживаниям, проживание в ситуации «здесь и сейчас», вера в свои силы, побуждения и интуицию.

Особое значение в личностном развитии психолога играет умение переживать и справляться со стрессовыми ситуациями, что отмечает в своих работах И.А. Ерина: «Различные стрессовые ситуации, неопределенность события для человека может являться следствием как объективно заданных параметров ситуации (ее изменчивость и высокая динамика), так и его субъективной интерпретации, которая связана с личностными особенностями человека, отсутствием опыта или навыков в решении данного типа жизненных событий» [3, с. 172].

Ряд авторов (С.Л. Братченко, А.А. Деркач, В.М. Дьячков, Е.А. Климова) отмечают личностное развитие как одно из профессионально важных характеристик психолога, подразумевая под «личностным развитием» процесс развития профессионально важных качеств. Такими качествами являются: высокий уровень креативности, опора на профессиональный опыт, высокий уровень мотивации в профессии, ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие психолога [4, с. 35]. Вместе с тем, развитие личности профессионала рассматривается как интеграция двух процессов: развитие личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализация (деятельность от начала профессионального самоопределения до завершения активной трудовой карьеры).

Вывод. Таким образом, профессиональная компетенция психолога предполагает не только освоение необходимых научных дисциплин и умение их применить, а является длительным и сложным процессом, в котором важную роль играет личностное развитие и личностных рост будущего профессионала. Личностное развитие и личностный рост - это, прежде всего, процесс приобретения необходимых и значимых качеств психолога.

Список использованной литературы:

1. Акимова, Е. Ю. Проблема саморазвития и самоактуализации в гуманистической психологии / Е. Ю. Акимова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2009. - Ч. 1. - С. 9-14.

2. Братченко, С.Л. Личностный рост и его критерии / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности. Научный сборник. - СПб.: Речь, 2007. - С. 38-46.

3. Ерина И.А. Психологические аспекты преодоления стрессовых этнокультурных ситуаций в профессиональной деятельности педагогов-психологов / И.А. Ерина // Психологическое сопровождение профессионального становления личности в системе гуманитарного образования: коллективная монография / рец.: Н.В. Горбунова, А.И. Лучинкина. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 171-191.

4. Заморская, Т.В. Личностно-профессиональное развитие педагога-психолога как основа его профессиональной компетентности: методология, состояние проблемы, основные понятия / Т.В. Заморская, В.Н. Косырев // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. №2 (6), 2004. - С. 31-40.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №10/2016 ISSN 2411-717Х_

5. Фрейджер, Р. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. - 704 с.

© Калашян Я.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.