Научная статья на тему 'Условия организации творческой деятельности учащихся основной школы на уроках технологии'

Условия организации творческой деятельности учащихся основной школы на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данчук Иван Иванович

В статье рассмотрены вопросы организации творческой деятельности в технологической подготовке учащихся основной школы. Дается авторское обосновано о том, что для повышения качества созидательного труда школьников, педагоги должны создавать психолого-педагогические условия для проявления творчества: построение креативной среды на уроках, вовлечение учащихся в творческую работу, развитие у них творческих способностей, умений и мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия организации творческой деятельности учащихся основной школы на уроках технологии»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х

4. Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А., Калинченко А.В. Принципы определения состава учебных курсов для начальной школы // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / Сост. и отв. ред. : Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. - М.: Издательство «Спутник+», 2015. - С. 112-117

© Воробьева А.И., 2016

Данчук Иван Иванович

канд. пед. наук, доцент ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ.

E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ

ШКОЛЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации творческой деятельности в технологической подготовке учащихся основной школы. Дается авторское обосновано о том, что для повышения качества созидательного труда школьников, педагоги должны создавать психолого-педагогические условия для проявления творчества: построение креативной среды на уроках, вовлечение учащихся в творческую работу, развитие у них творческих способностей, умений и мотивов.

Ключевые слова

Творчество, творческие способности, технологическое образование школьников, условия организации

творческой деятельности.

В период динамичного развития современного российского общества в целом, инноваций в сфере образования, введения разных методических разработок педагогами в образовательный процесс, непрерывной интенсификации различных сфер деятельности человека, на первый план выходят вопросы развития творческих способностей личности. В связи с этим сегодня высоки запросы общества и государства к выпускникам школ.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее -ФГОС ООО) второго поколения (раздел I, п. 6) отмечено, что «портрет выпускника основной школы» сегодня должен характеризоваться такими качествами личности, как «любящий свой край и свое отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества» [9, c. 7].

Стандарт показывает важность воспитания школьника, имеющего обширный творческий потенциал и высокую культуру, умеющего применить свои знания в различных жизненных ситуациях.

Большое значение для развивающейся личности имеет «готовность к успешному применению в жизни умений и навыков творческой работы, которыми они овладели; формирование личности индивидуума в результате постижения им духовных ценностей, наработанных человеческим обществом; творческая атмосфера; умение с творческим подходом решать поставленные задачи; воспитание трудолюбия, патриотических чувств к Отчизне; формирование преобразующего мышления; развитие потребности к самосовершенствованию» [3, с. 46]. Поэтому, актуализируя вышеуказанные положения, целью статьи мы выводим определение условий организации творческой деятельности школьников в современном технологическом образовании.

Вопросам творчества, развития творческих способностей личности посвящены труды многих исследователей в области психологии и педагогики (Н.А.Бердяев, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Л.В. Занков, А.А. Леонтьев, М.И. Махмутов, Е.С. Полат, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Т.И. Шамова и др.), проблемы творческого развития личности школьников и организации творческой деятельности учащихся в области технологического образования показаны в работах М.И. Гуревича, А.А. Карачева, О. Кожиной, И.Г. Кругликова, М.Б. Павловой, Дж. Питта, И.А. Сасовой, В.Д. Симоненко, Ю.К. Хотунцева и др.

Более полно позиции многих выдающиеся психологов мира в разработке понятия «творчество» раскрывает Е.П. Ильин. Он показывает, что творчество — многогранная деятельность человека, ведущая ко всем формы самовыражения (по А. Маслоу); творчество есть динамичный процесс, связанный с фундаментальными потребностями человека, позволяющий раскрыть дарование личности к созиданию, обстоятельства, побуждающие такое действие, и оценивать продукты творчества (по Торренсу) [4].

Это же автор утверждает, что желание человека созидать - врожденное, которое есть в каждом индивидууме. «Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование» [4, с. 17]. Особую важность имеет не освоение умений индивидуумом, а развитие у него интереса к творческому акту и освоение приемов созидательного труда.

Исследователи (Богомолова М.Б., Дружинин В.Н., Тихомирова Т.Н., Toivanen T. и др.) считают, что -непременное требование для развития креативности личности учащегося на занятиях - создание атмосферы творчества, качественно влияющей «на эмоциональную сферу личности, формирование опыта взаимодействия в социуме, а также на показатели развития творческих способностей подростков» [7, с. 114].

На современном этапе выделяют научное, художественное, педагогическое, техническое творчество. Суть последнего, технического творчества, наиболее актуального в технологическом образовании школьников, проявляется в деятельности по осуществлению технологических операций, сопряженных с проектированием сложнейших технических объектов и конструкций [8]. Так, конструкторы и инженеры, изобретатели и дизайнеры создают уникальные предметы, не имеющие аналогов в природе, приносят практическую пользу людям, которым необходимы продукты технического творчества для комфортного материального существования. Поэтому можно считать, что творчество имеет осязаемый характер, поскольку воплощается в созидательных формах материального мира.

Ученые-педагоги (В. И. Андреев, Т. Г. Браже, Л. К. Веретенникова, С. Г. Глухова, Ю. Л. Козырева, A. M. Матюшкин, И. Ф. Харламов и др.) под творческой деятельностью подразумевают деятельность, в период которой производятся новые оригинальные продукты труда, обладающие большой значимостью в обществе. Специфическими же критериями творчества этими исследователями выводятся новизна, оригинальность, уникальность, социальная значимость продукта творческой деятельности. В связи с этим можно констатировать, что творчество есть деятельность по зарождению нечто нового, никогда ранее не встречавшегося.

Но творческая деятельность школьника не может выйти за грани накопленных им знаний, которые он должен приобрести на уроке. Учитель обучает ученика навыкам и приёмам работы, необходимым для изготовления запроектированных изделий. Созидательная работа учащегося невозможна без знаний по технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь педагог обязан приложить большие усилия, такт, чтобы поддержать творчество школьника и не дать ему разочароваться в своих силах. Поэтому выполнение учащимися творческих проектов в технологическом образовании есть процесс не только по ознакомлению учеников с разнообразным миром предметов и развитию их способностей, но и оптимальный метод трудового воспитания и политехнического образования. Такая целенаправленная деятельность по выполнению творческих проектов дает, в конечном счете, изменение самого субъекта, так как происходит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в итоге которой ученик производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Направленность ко всему новому, неизведанному, лежит в основе устроения головного мозга. Это объясняется тем, что, если в обучении нет новизны, то у школьников пропадает интерес к учебе, падает успеваемость и возникают различного рода трудности. Поэтому педагогу важно вовремя установить

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

критерий новизны в проектируемом учащимися продукте творческой деятельности, потому что, если он очень высок, то может познавательная активность у них снизиться, если же уровень новизны - невысок, то деятельность учащихся наоборот не будет продуктивной.

Показателем творческой работы выступает качество решения возникающих перед ним мыслительных задач (по Д.Б Богоявленской). Именно поэтому «в современном школьном образовании нужно создать условия для развития креативной личности учащегося, умеющей самостоятельно мыслить и искать нестандартные приемы и методы для разрешения возникших проблемных ситуаций» [3, с. 51]. В связи с этим педагогика сегодня ориентирует школьных учителей на разнообразный и богатый материал обучения творческим навыкам. Однако возникают трудности внедрения творчества в процесс обучения, т.к. они протекают в определенной последовательности. Следовательно, педагог может опосредованно создавать условия для развития детского творчества.

Наиболее эффективную модель организации условий и предпосылок творческой деятельности школьников выдвинула М.С. Аромштам, по мнению которой обязательное и основное психолого-педагогическое условие для возникновения творчества, определенные способности, умения и мотивы, преобладающие у субъекта деятельности [2].

«Школа как социальный институт» может создавать «ниши творческого поведения», включающие проблемные ситуации - познавательные и коммуникативные - и поиск средств их решения. Чем больше «ниш творческого поведения» образует школьная среда, тем выше ее креативность» [2, с. 18].

В творческой педагогике главный компонент - технология моделирования проблемной ситуации, содержание которой затрагивает интересы учащихся, вызывает у них эмоции, переживания. Интерес -особое состояние учащегося, которое подталкивает его к познавательной или практической деятельности, он очень многообразен по своей направленности, однако же, тесно взаимодействует с эмоциональной оценкой осуществляемой творческой деятельности. Тандем интереса и эмоций есть основа мотивации для продуктивной деятельности школьников по выполнению творческих работ. При этом учителю технологии нужно иметь в виду, что сложной, но интересной проблеме творческого задания, в основном всегда сопутствуют положительные эмоции учеников, а усложненное, но неинтересное творческое задание положительных эмоций не притягивает. Такая творческая деятельность учащихся на уроках будет проходить формально и некачественно.

Мастерство учителей организовывать творческую деятельность школьника обусловливает качество развития творческих способностей учащихся. Под творческими способностями педагоги понимают индивидуальные особенности и черты характера личности учащегося, которые показывают эффективное осуществление им творческой работы различного рода. Творческие способности учащихся развиваются только в ходе их продуктивной работы на уроке и создания педагогом атмосферы творчества с учетом интересов и потребностей в созидании каждой личности.

Так как на уроках технологии у учащихся больше возможностей для креативной работы, выражения своих эмоций при изготовлении собственных изделий, то ведущее место в осуществлении развития творческих способностей принадлежит самому учащемуся, а педагог только настраивает на творческую деятельность и помогает раскрытию этих способностей. Поэтому школьник проявляет свой темперамент в виде разнообразных эмоций, у него развиваются ощущение, вкус, душевный порыв. «Раз формируется его эмоциональная сфера, то он будет способен понимать, осознавать. Это означает, что выпускник школы новой формации становится мыслящей личностью» [3, с. 53].

Следует отметить, что в настоящее время востребованность непрерывного технологического образования обоснована важностью формирования технологической культуры личности, предпрофильной и профильной подготовки, развития творческих способностей учащихся в предметной области «Технология», концепция которой скоординирована с современной личностно ориентированной моделью образования развивающего типа. Иначе говоря, учебная дисциплина «Технология» неотъемлемо встроена в образование человека XXI века и, исполняя при этом свое главное предназначение, «вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к умственному и физическому труду, постоянному самообразованию, самосовершенствованию и развитию» [5, с. 7].

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

Все более нарастающая сложность производственных, экономических и социальных процессов, обширное разделение труда, конкуренция между поставщиками продукции за качество выпускаемых ими товаров, их преимущество на внутреннем и внешнем рынке вызвали технологизацию общества. Но степень развития и применения современных технологий в определенной стране обусловливаются на современном этапе «не столько развитием материальной базы ее промышленности, сколько уровнем целостного развития общества в этой стране, ее духовно-нравственным состоянием, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы, материалы и новые технологии» [5, с. 7].

Все вышесказанное, в прямом смысле слова, сопряжено со степенью технологического образования учащихся в современной школе. Поэтому одной из основных задач технологического образования в предметных результатах освоения учебного предмета «Технология» в основной школе во ФГОС ООО второго поколения (раздел II, п. 11.7) выведено «овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда» [9, с. 23].

Учитель технологии может креативно подойти к построению учебного процесса в зависимости от условий региона, материальной базы, местных традиций. Ведь урок - это не просто основная форма работы с обучающимися, но еще и творчество современного учителя. Если он, педагог, владеет обширными творческими возможностями, то и его ученики добьются высоких показателей в какой-либо деятельности. Для этого он должен помочь школьникам в их творческих начинаниях и ввести их в атмосферу творчества, так как личность педагога есть значимый критерий в обучении и воспитании учащихся современной школы, а авторитет его креативности качественно влияет на расширение творческости его подопечных.

Иначе говоря, для проведения креативного занятия (в нашем случае - урока технологии) учителю необходимо подобрать «ориентированные на деятельность задачи, при решении которых требуется и поощряется предметная компетенция, личная инициатива, фантазия, интеракция, спонтанность, оригинальность. При этом речь идет о творческих компетенциях учащихся, которые нельзя измерить per se (в чистом виде). Это относится в первую очередь к спонтанности, оригинальности, изобретательности и индивидуальному вкусу учащихся» [6, с. 56-57]. Поэтому методика развития творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности учащихся на уроках технологии один из компонентов эффективной работы современного педагога.

«Методика развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании содержит ресурсные блоки (средовой, процессуальный, субъектный, критериально-оценочный). Ядром средового блока являются ценности, партнерские творческие отношения между субъектами творческой технологической среды (индивидуальными и коллективными) в ходе разработки и реализации проектов. Процессуальный блок представлен в виде этапов методики; субъектный блок отражает возможности учащегося как субъекта творческой деятельности, этапы творческого саморазвития, его индивидуальную траекторию. Критериально-оценочный блок показывает результат интеграции ресурсов творческой технологической среды, педагогического воздействия и усилий самого учащегося как субъекта в виде интегрального критерия (способности учащегося творчески решать технологические задачи), частных критериев (ценностное отношение к творческой деятельности, технологическая компетентность и творческая активность в проектной деятельности), показателей и уровней (адаптационно-имитирующий; конструктивно-организационный, системно-креативный) развития творческого потенциала личности учащегося» [1, с. 41].

Обобщая все вышеизложенное, заключаем, что творческая деятельность представляет собой процесс, в результате которого возникают новые, неординарные продукты значимые для общественного и личностного развития. Творчество - это итог активной мыслительной деятельности, дающей качественно новый, перспективный результат. В процессе творчества задействованы такие явления психической жизни как мотивы, эмоции, способности и т.д., а образовательный процесс на уроках технологии требует создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, способствующей созидательной, творческой деятельности. Все это, в конечном счете, и есть психолого-педагогические условия организации творческой деятельности учащихся в технологическом образовании в современной школе.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х

Список использованной литературы:

1. Акопян М.А., Оганнисян Л.А., Данчук М.П. Развитие профессионально значимых личностных ресурсов студентов в процессе обучения в вузе // Наука и мир: Международный научный журнал. - 2016. - № 2 (30). - Том 3. - С. 39-42.

2. Аромштам М.С. Педагогические условия организации творческой деятельности школьников в процессе обучения. М.: Линка-Пресс, 2003.

3. Данчук И.И., Данчук М.П. Организация творческой деятельности школьников в технологическом образовании как социально значимая психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2016. - № 8. - С. 45-56.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009.

5. Кожина О.А. Всероссийская олимпиада школьников по технологии. Обслуживающий труд: Методическое пособие / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2005.

6. Полякова Л.Ф. Формирование креативной личности в процессе обучения иностранному языку // Таврический научный обозреватель: Электронный научный журнал. - 2015. - № 4. - Часть II. - С.56-59.

7. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 15 / А.В. Айпачев, С.А. Борщенко, И.Е. Буршит и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.

8. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008.

9. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2016.

© Данчук И.И., 2016

Кучеренко Лилия Владимировна

док. тех. наук, профессор Дальрыбвтуза, г. Владивосток, РФ E-mail: lvk-07@ mail.ru

ПОСТАНОВКА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Аннотация

В работе предложена методика проведения лабораторной работы по физике с профессиональной направленностью для бакалавров технологических специальностей.

Ключевые слова

Лабораторная работа, профессиональная направленность, удельная теплота парообразования.

Сегодня главную цель высшего образования составляют профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста. Достижение этой цели позволит личности успешнее решать проблемы трудоустройства, профессиональной адаптации, социализации в условиях роста наукоёмких производств[1, с 233]. Наиболее действенной формой связи дисциплины физика с предстоящей практической деятельностью будущих специалистов является выполнение лабораторных работ по физике [1, с 234].

Физический практикум является той формой занятий, содержание которой может строиться с учётом будущей профессиональной деятельностью учащихся и достаточно отразить значение физики для профессиональной подготовки учащихся. Важным фактором является и то, что постановка в физическом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.