_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №10/2016 ISSN 2411-717Х_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.8
О.В. Габрунова , Т.Н. Киртаева, , О.Ю. Приходько
Магистранты экологии, ДВФУ Школа педагогики Филиал в Уссурийск, РФ E-mail: oksanak_2911@mail.ru
kirtaevat@mail.ru kravchenko_olia@list.ru
КРАЕВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС ШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Аннотация
Огатья посвящена подходам к оцениванию уровня экологических знаний школьников при проведении массовых мероприятий. Анализируются результаты краевого экологического конкурса среди школьников. Дается сравнительная характеристика уровня знаний различных разделов экологии учащихся городских и сельских школ.
Ключевые слова
Экологическая грамотность, уровень знаний, экология.
В настоящее время тема экологической грамотности школьников весьма актуальна. Современный мир очень противоречив в своем развитии и наше общество представляет собой конфликт между желанием достичь и удовлетворить свои потребности, и быстро истощающимися природными ресурсами нашей планеты.
Мы должны понимать, что качество окружающей нас среды определяет здоровье нации в целом, а это в свою очередь дает перспективы для развития общества. В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний [1].
Только с детских лет может быть воспитано понимание, что все живое на планете самоценно и эта ценность не зависит от того, насколько оно полезно для человека. Современное образование - это стержень нашей культуры, формирующий структуру сознания людей. От ситуации в образовании, от состояния образованности людей, напрямую зависит наше «сегодня и завтра».
Осознавая необходимость в повышении экологической грамотности подрастающего поколения, в Институте лесного и лесопаркового хозяйства ФГБОУ ВО Приморская ГСХА проводится ряд мероприятий экологической направленности со школьниками. Одним из них является Краевой эколого-туристический конкурс школьных инициатив по охране и защите леса «Пусть будет зеленой планета!».
Основные цели конкурса :повышение уровня экологической грамотности школьников, популяризация природоохранной деятельности и профессиональная ориентация учащихся. Для проведения конкурса разработано положение, в котором отражены условия и порядок проведения конкурса. Положение рассылается по электронной почте заблаговременно в школы края, и изъявившие желание команды подают заявки для участия. Традиционно участие в мероприятии принимают школьники из разных районов Приморского края. Осенью этого года на лесной участок академии приехало десять школ.
Программа конкурса включает в себя прохождение эколого-туристического маршрута, краеведческую викторину, конкурс творческих этюдов и плакатов по теме и экологическую викторину, на которой ребятам предлагается ответить на ряд вопросов по основам экологии. Вопросы викторины весьма разнообразные: от влияния факторов окружающей среды на единичные особи до глобальных изменений в биосфере. И нас
заинтересовал вопрос, насколько приморские школьники ориентируются в вопросах экологии, и есть ли различия в уровне их знаний, поэтому мы решили проанализировать результаты ответов ребят на поставленные вопросы.
Результаты проведенной викторины показали, что, не смотря на отсутствие в школах обязательного предмета «Экология», в ответах школьников прослеживается высокий уровень экологической грамотности.
Респонденты всех школ правильно ответили на все вопросы из раздела факториальной экологии (аутэкология). Более половины респондентов были достаточно грамотны в вопросах демэкологии (экология популяций) и синэкологии (экология сообществ).
Наименьшее количество правильных ответов было получено по вопросам глобальной экологии (рис.1, табл.1). Это дает нам основание прийти к выводу, что именно по этому разделу экологии имеется пробел в знаниях. А ведь это напрямую оказывает влияние на отношение школьников к глобальным изменениям биосферы в результате антропогенной деятельности.
Факториальная Эколошя Эколопн Глобальная
экология популяций сообществ экология
Разделы экологии
Рисунок 1 - Количество школьников, ответивших правильно на вопросы по разделам экологии, %
Таблица 1
Сумма баллов по ответам на вопросы школьников
Наименование раздела экологии Сумма баллов (по школам края)
Город Владивосток Село Борисовка Село Корсаковка Город Арсеньев Город Уссурийск Село Ивановка Город Камень-Рыболов Село Липовцы Село Галенки Село Астраханка
Факториальная экология 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3
Экология популяций 0 3 3 1 1 2 2 2 1 3
Экология сообществ 1 3 3 2 1 3 2 2 1 3
Глобальная экология 0 1 3 2 1 1 0 1 2 3
В результате проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы: школьников интересуют экологические конкурсы, так как количество участников в проводимом мероприятии растет год от года; метапредметная модель преподавания экологии, позволяет давать базовые знания по экологии на уроках смежных предметов; организацию массовых мероприятий со школьниками можно использовать как эффективный экспресс-метод оценки уровня их знаний; школьники сельских мест показывают более
высокий уровень экологических знаний, что свидетельствует о необходимости наряду с теоретическими знаниями получать эмпирический опыт.
Мы полагаем, что воспитание и образование молодежи должно быть приоритетным направлением развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических возможностей, так как экологическое образование это не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы и перехода к устойчивому развитию общества в целом.
Список использованной литературы 1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016).
© Габрунова О.В., Киртаева Т.Н., Приходько О.Ю., 2016
УДК 372.8
Нюкина Алёна Олеговна
Магистрант экологии, ДВФУ Школа педагогики Филиал в Уссурийск, РФ E-mail: black-pantera06@mail.ru
ЯПОНЦЫ И РОССИЯНЕ ОБ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ
Аннотация
Статья посвящена экологической обстановке в России и Японии. Рассматривается отношение к экологической деятельности и осведомленность об экологической ситуации в целом. Анализируются результаты социально-экологического опроса. Делаются выводы на основании ответов респондентов.
Ключевые слова
Экологическая обстановка, экологическая ситуация, экологические проблемы, экология, охрана
окружающей среды
В современном мире проблемы экологии стоят на первом месте, привлекая внимание правительства и организаций по охране окружающей среды. Т.к. люди имеют обыкновение вмешиваться в природные процессы, экологическая обстановка в мире становится неблагоприятной для существования. Население растет, что приводит к росту и развитию городов, увеличению потребляемых ресурсов и, конечно же, к загрязнению природы.
Россия, как и многие другие развивающиеся страны, «страдает» экологическим загрязнением планетарного масштаба. В некоторых районах РФ складывается острая экологическая обстановка. В благоприятных условиях проживает лишь 27% населения.
Говоря о Приморском крае, хочется отметить, что здесь экологическая обстановка характеризуется как стабильная. Однако, из-за значительного увеличения автотранспорта и выброса загрязняющих веществ от объектов производства, стабильность плавно перерастает в напряженную ситуацию. Также, усугубляет ситуацию ненормативная работа очистных сооружений и сброс неочищенных сточных вод в водные объекты [1, с. 266].
Сосед Приморского Края - Япония - славится своей лесистостью и горным ландшафтом. Население живет лишь на 20% территории, когда вся остальная осталась нетронутой и целиком принадлежит природе. Несмотря на это, 50% японцев живут в Токио, превращая город в муравейник. Перенаселенность идет в ногу с плотностью застройки города. Т. к Япония является страной-производителем автотранспорта, на улицах полным полно автомобилей, что приводит к смогу. 70% всех вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу,