УДК: 37.036.5: 372.862
Данчук М.П.
Старший преподаватель, Южный федеральный университет
Малышенко А.С.
студентка 4 курса, Южный федеральный университет
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена формированию и развитию художественно-творческих способностей школьников на уроках технологии. Задача педагогов заключается в том, чтобы для каждого учащегося подобрать индивидуальный подход и создать такие условия, при которых бы учащийся максимально проявил и развил свой художественно-творческий потенциал. Современные уроки школьного предмета «Технология» как раз и способствуют развитию у учащихся креативности, пространственного мышления, художественно-творческих способностей.
Ключевые слова: технологическое образование, деятельность, способность, художественно-творческие способности.
На сегодняшний день одной из задач педагогов на уроках технологии является внедрение развивающих технологий, которые позволяют школьникам овладеть не только знаниями, умениями и навыками, но и развивать свой художественно-творческий потенциал при выполнении любого изделия своими руками.
Многолетняя практика педагогов показывает, что задача развития художественно-творческих способностей учащихся является сложной и трудно реализуемой. Это обусловлено тем, что для каждого учащегося нужно создать такие условия, которые позволят ему художественно-творчески подойти к решению различных проблем, и, самое главное, это должно происходить в рамках образовательной программы. Поэтому правильно выбранные технологии образования помогают педагогу определить, насколько учащийся включен в художественно-творческую деятельность, которая делает обучение в рамках учебной программы интересным и плодотворным.
Развитие художественно-творческих способностей личности является одной из основных целей всего процесса обучения и воспитания. Без формирования этих способностей будет трудно добиться всестороннего развития личности.
Для того чтобы дать определение художественно-творческим способностям личности, рассмотрим толкование слов «творчество», «художество» и «способность». В толковом словаре Ожегова [3] читаем:
- «творчество — это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей;
- художество (искусство) — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах;
- способность — природная одаренность, талантливость, умение, а также возможность производить какие-нибудь действия» [3].
Рассмотрев значение вышеназванных понятий, мы попытались определить понятие «художественно-творческие способности».
Итак, художественно-творческие способности — это совокупность свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере творчества в процессе художественной обработки
материалов. В нашем случае, как пример, в процессе занятия школьниками рукоделием или художественным ремеслом в технологическом образовании.
Подтверждение этому определению находим в словах В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [4, с.136].
Известный педагог-новатор Ш.А. Амонашвили отмечал: «... дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд сознания духовных и материальных ценностей. Они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу» [1].
Развить и раскрыть художественно-творческие способности является одной из задач учителя технологии. Так, при изготовлении изделий в различных техниках художественных ремесел, при выполнении творческих проектов по любому виду рукоделия учащиеся становятся более самостоятельными в своих суждениях, у них развивается мышление, воображение, творческие способности, повышается работоспособность, появляется умение отстаивать свою точку зрения.
Низшими уровнями в развитии ребенка является умение и знания, а к высшим уровням относят личностное отношение к предмету и опыт художественно-творческой деятельности (по Л.С. Выготскому).
Поэтому на уроках технологии не только обеспечивая учащихся необходимым знаниями, умениями и навыками, при выстраивании образовательного маршрута учителю необходимо отводить значительную роль художественно-творческой деятельности, что тоже будет способствовать развитию личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности, инициативности, креативности, способности к нестандартному мышлению, умению принимать решения и самосовершенствоваться.
Из вышеизложенного следует, что художественно-творческая деятельность создает условия для успешного развития личности. Под художественно-творческими способностями можно понимать процесс становления личности, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Толстолуцких Н.Т. считает, что художественно-творческая деятельность осуществляется на нескольких уровнях. Их демонстрируем на рис. 1.
Художественно-творческие способности являются частью общетворческих способностей. Буксман А.А., в зависимости от видов деятельности, выделяет: художественно-творческие, литературно-творческие, музыкально-творческие,
интеллектуально-творческие способности» [2].
Так как на уроках технологии у учащихся больше возможностей для креативной работы, выражения своих эмоций при изготовлении собственных изделий, то ведущее место в осуществлении развития художественно-творческих способностей принадлежит самому учащемуся, а педагог только настраивает на творческую деятельность и помогает раскрытию этих способностей. При этом у школьника развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек — это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы. Ведь в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) второго поколения в разделе I, п. 6 прописано: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), одними из которых являются такие характеристики, как «любящий свой край и свое отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» и «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества» [6, с. 7].
I уровень: П уровень: Ш уровень: Г\т уровень:
реп родукти вныд. активно- частично- собственно-
Учащийся позна вател ьны и. поисковый. творчески.
проявляет Учащийся У учащегося Учащийся
постоянный испытывает развивается самостоятельно
интерес и настоятельную способность в создает образцы
способность к потребность в образцы творческой
творчеству. творчестве. собственного деятельности.
знакомится с проявляет творческого труда имеющие
образцами творческие частично подлинную
творческой способности и привносить художественную
деятельности волевые усилия элементы нового. ценность для
других людей, что при оригинального. других людей.
ведет к ис полшггель с ком имеющего
повышению виде ценность.
уровня деятельности. изменяющая
воспитанности. пробует свои ценностные
изучает силы, создавая ориентации.что
биографии продукты своей влияет на
творческих деятельности по повышение
личностей. готовым образцам. уровня
проявляет воспитанности.
трудолюбие в
коллективных
делах.
Рис. 1. — Уровни художественно-творческой деятельности
В разделе II, п. 11.7 одной из составных задач технологического образования выведено в предметных результатах изучения предметной области «Технология» «овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда» [6, с. 23].
Поэтому учитель технологии может творчески подойти к построению учебного процесса в зависимости от условий региона, материальной базы, местных традиций. Ведь урок — это не просто основная форма работы с обучающимися, но еще и творчество современного учителя.
Таким образом, художественно-творческие способности — это свойство личности учащегося, развивающееся в процессе их художественно-творческой деятельности в технологическом образовании. Организация такой деятельности — одна из профессиональных задач современного учителя технологии, креативность которого тоже играет немаловажную роль в этом гуманном деле по образованию будущего поколения страны.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 496 с.
2. Буксман А.А. Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля: Автореферат диссер. канд. пед. наук — М.: РГБ, 2003. — 182 с. [Электронный
ресурс] - URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/106333/a#?page=1 (Дата обращения 10.01.2016 г.).
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — Москва, 1990. URL: http://slovarozhegova.ru/search.php (Дата обращения 20.01.2016 г.).
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Минск: Народная асвета, 1982. — 288 с.
5. Толстолуцких Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно-ориентированном обучении. — Саратов, 1997. — 340 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 48 с. — (стандарты второго поколения).