Научная статья на тему 'Терроризм - глобальная проблема современного мира (на примере трагедии в г. Беслан)'

Терроризм - глобальная проблема современного мира (на примере трагедии в г. Беслан) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
638
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / УРОК / УСТРАШЕНИЕ / НАСИЛИЕ / ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муртазина Р.А., Гугнина О.В.

В данной статье рассматривается одна из глобальных проблем современного общества терроризм. Представлен конспект тематического урока-примера для проведения в школах, колледжах и ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терроризм - глобальная проблема современного мира (на примере трагедии в г. Беслан)»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№3/2015

ISSN 2411-717Х

золотыми и серебряными медалями, обеспечиваются высокие показатели по поступлению в высшие и средние учебные заведения. Многие из восптианников являются выпускниками и студентами СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Также обучаются в престижных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска и других, в том числе на факультетах политехнического направления.

Учащиеся школы являются победителями региональных, республиканских олимпиад, конкурсов научных докладов «Шаг в будущее» и др. В школе прошли семинары международного, всероссийского и республиканского уровня. Учащиеся школы «Арктика» Корякина В., Антипина Е. и Сивцева Г. на IV Играх завоевали золотую, серебряную и бронзовую медали. Выпускница школы Щавлинская А. является членом сборной России по вольной борьбе. Выпускник школы Михайлов В. успешно защищает честь республики на турнирах всероссийского уровня.

За инновационную деятельность школа вошла в сеть Президентских школ, стала лауреатом V Московской Международной выставки(2001г), получила Грант Президента РС (Я)(2006г), Грант Всероссийского конкурса ПНПО «0бразование»(2008г), награждена знаком «Золотая опора России»(2008г), является федеральной и республиканской экспериментальной площадкой по реализации проекта возрождения языков и культуры народов Севера. В 2012 году вошла в сеть школ ЮНЕСКО. Педагогами школы изданы и подготовлены к изданию оригинальные пособия по учебно-методическим аспектам образования в школах Севера.

Результаты работы школы являются реальным показателем высокого качества образовательной деятельности педагогов школы «Арктика». В течение многих лет руководство и коллектив школы (в основном местные жителей Южной Якутии) вносят весомый вклад в реализацию стратегического плана Республики Саха(Якутия) до 2020 года, где отмечается о необходимости планомерной работы по устойчивому развитию коренных малочисленных народов Севера и о подготовке специалистов для промышленных улусов республики и Дальневосточного региона.

© Марфусалова В.П., 2015

Муртазина Р.А.,

студентка 4 курса исторического ф-та ОГПУ, г. Оренбург E-mail: m.regina56@mail.ru Гугнина О.В., к.п.н, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания,

ОГПУ, г. Оренбург,РФ E-mail: oolgina@mail.ru

ТЕРРОРИЗМ - ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА (НА ПРИМЕРЕ ТРАГЕДИИ В Г. БЕСЛАН).

Аннотация

В данной статье рассматривается одна из глобальных проблем современного общества - терроризм. Представлен конспект тематического урока-примера для проведения в школах, колледжах и ВУЗах.

Ключевые слова

терроризм, урок, устрашение, насилие, глобальная проблема.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. Несмотря на юридическую силу термина «терроризм», его определение вплоть до настоящего времени остается неоднозначным. Синонимами слова «террор» являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».

В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм унес жизни многим людям. С 1 по 3 сентября 2004 года в г. Беслан была захвачена террористами школа, где погибли ни в чем невинные дети. Об этой дате мы должны помнить... В школах следует проводить уроки, посвященные этой страшной трагедии.

"В соответствии с письмом Минобрнауки... " - "О проведении тематических уроков в 2014-2015 г." предлагается 3 сентября 2015 года в День памяти жертв терроризма провести в общеобразовательных организациях Российской Федерации урок, посвященный трагическим событиям в г. Беслане".

Пример Урока-памяти.

Учитель 1:

«Терроризм - глобальная проблема современного мира»

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения.

К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить:

Многоточие - что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой.

Знак вопроса - что значит, что у нас остались сомнения "а глобальная ли это проблема?"

А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.

Учитель 2: Все самое страшное и болезное всегда приходит неожиданно... Представьте себе торжественную линейку, посвященную дню знаний. 1 сентября. Возмужавшие за свое последние школьное лето мальчишки- выпускники и их прелестные одноклассницы танцуют вальс.

Танец. Вальс ( ученики - 3 пары)

Вальс прерывается автоматной очередью

Учитель 1: Следствие так и не выяснило, почему террористы выбрали именно эту школу — среднюю школу №1 в осетинском райцентре. Тысячу детей держали в заложниках три дня. На исходе этого срока начался неудачный штурм. Погибли 333 человека. Как вы думаете, ребята, о каком теракте мы будем сегодня говорить?

Да, совершенно верно, ребята. Сегодня мы с вами обсудим проблему терроризма на таком страшном примере, как трагедия в Беслане.

Видеоклип «Чернила для 5 класса» - Верните мне...

Ученик 1: «С последним вас первым звонком, 11 «В», - вывела мелом на доске Верочка Гуриева, помогая маме, учительнице истории в школе №1 города Беслана, готовиться ко Дню знаний. Мама испугалась: «Зачем ты так? Это как-то страшно звучит». «Да, но для них это же последнее 1 сентября», -таков был ответ. Надпись оставили. Она оказалась пророческой. То 1 сентября стало последним для 334 человек. Сейчас Беслан - единственное место в стране, где день знаний отмечается пятого числа, потому что первое здесь - день траура.

Ученик 2: Я трогала игрушки. Пыталась наощупь определить, какие они. Мама сказала, что у меня в руках тигр, и что он белый, а я не верила. Это было единственное, чего я хотела: увидеть его.

Это было в больнице. У меня было осколочное ранение в лицо. Когда я, наконец, открыла глаза и увидела тигра, я заплакала.

У всех терактников с головой проблемы, я знаю. Я очень нервная. У меня руки дрожат. Я могу расстроиться из-за любой фигни! Мне так бывает стыдно иногда! Это бесит. И так все чаще и чаще. Мне кажется, я сойду с ума когда-нибудь. Какое-то время я думала: убью себя, возьму нож. У меня пару раз реально так было — я уже его брала, а потом думала, если я себя убью, я точно не попаду никуда. Точно не попаду в рай. А там — все мои друзья. Мне нужно в рай. Поэтому я остаюсь жить.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

Я ненавижу 31 августа. Потому что понимаю: сегодня я была еще нормальным, обычным ребенком, но уже завтра произойдет то, что полностью изменит мою жизнь. Каждое 31 августа я закрываюсь в ванной и начинаю выть. Серьезно. Не плакать, не хныкать, а выть.

Я лежала на полу в захваченной школе, а снаружи шел сильный дождь, и я думала: блин, вода просто пропадает даром... а мы так хотим пить. Отпустили бы нас хоть на пять минут под дождем постоять, а потом обратно. Я, наверное, боготворю воду. И чтобы искупаться, и чтобы пить. Если тебе плохо — попей воды. Я не ем таблетки. Никогда не мерила давление. Потому что знаю: попью воды и станет лучше. После теракта у нас часто отключали воду, и я всегда плакала. Отключали на два часа, а я набирала семь ведер и три бидона. Я очень боялась остаться без воды.

Летом в нашей старой школе зажигали свечи по погибшим на Украине. Я не люблю эти вещи. По мне так лучше выслать их семьям материальную помощь. Я не могу сочувствовать людям, попавшим в катастрофы. У меня нет этого качества — сочувствия или сопереживания. Иногда я думаю, что я камень. У меня не бывает вообще никаких чувств. Мне кажется, что там, где я, там жизнь проходит, а там, где нет меня — идет.

Ученик 3: Я не верю в рай, в этих святых людей, у которых нимб на голове. И в ангелочков я не верю. Я верю в инопланетян. Они реально существуют. Если бы Бог был, он бы всем помог. Он бы не допустил этого.

Террористы ходили по залу и расстреливали тех, кто шевелился. Мы притворялись мертвыми. Мама лежала рядом, я ее трогала, а она не реагировала. Я тогда очень испугалась. А какая-то девочка пела. Или мне показалось. Взрывы гремели, а она пела.

У нас вся семья была в теракте: я, мама, брат и бабушка. Кроме папы. Мне кажется, ему было даже хуже, чем нам. У него там жена, мама, дети. И вот как он себя чувствовал? Я бы не хотела быть на его месте.

На фото я вижу, как в школе сгорали люди, и мне не по себе становится. А тогда я спокойно могла на это смотреть. Я ползла, там лежали части тел, люди умирали. Девочка умирала у меня на глазах, а я проползла мимо. Мне стыдно сейчас. Я понимаю, что я была ребенком и ничего не могла сделать. Но я могла хотя бы закричать «помогите!». Если б я сейчас попала в теракт, я бы умнее была. Я бы постаралась кому-нибудь помочь. Честно.

Мне стыдно оттого, что я заложница. Наверно, люди думают, что мы этим пользуемся. В интернете писали: «Отобрать льготы! Зажрались!» А мне стыдно. Я никому не буду говорить, что я заложница. Я своим детям не буду про это рассказывать. Я не хочу, чтобы они знали, что их мама там была. Зачем им это знать? Вдруг они будут меня жалеть? Оказывается, заложникам можно без очереди проходить в поликлинике. Я только недавно узнала. Какие-то бабушки заходили, толкали меня, кричали на меня — я боялась взять результаты. Мне надо было только спросить! Но мне никто не поверил.

Я всегда буду помнить своих одноклассников, которые там остались. Но я не хочу, чтобы Беслан ассоциировался с тем, что тут умерли дети. Сюда же только из-за этого приезжают? А я хочу, чтобы что-нибудь веселое было! Чтобы у нас музей какой-нибудь построили... Лувр, Эйфелеву башню!

Недавно приезжала журналистка из New York Times и заставляла нас рисовать террористов. Даже шахидку. Амина Качмазова всего террориста голубым нарисовала. Она любит голубой цвет. Но рисунок выкинули. Он получился слишком веселым.

Ученик 4: На Кавказе всегда находили оправдание кровной мести. Но терроризм — это не кровная месть. Понятно, что среди этих боевиков, может быть, были люди, у которых тоже умерли дети. Тогда иди и убивай того, кто убил твоего ребенка! Но не убивай чужого ребенка.

Забыть эти три дня — значит забыть всех этих людей, которых больше нет. Не дай Бог. Я хочу помнить их последние слова. Я не вижу в этом никаких минусов. Как можно взять и забыть мечты девочки, которая умерла?

В первый день хотелось есть. Во второй день — хотелось пить. В третий день уже не хотелось ни есть, ни пить. Просто хотелось жить. Но были моменты, когда думал: слушай, ну давай уже все закончится.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

Одно дело — когда ты просто сидишь со всеми. Другое — когда террорист говорит: я убью тебя. Когда тебя бьет террорист, потому что ты выпил воды. Когда взрывают шахидок, и этой волной тебя выкидывает в зал.

Посидев на перекрестке двух миров, понимаешь, что самое главное в жизни — это жизнь.

Вот Оксана Кокова. Она же не может умереть? А она берет и умирает. Инна Туаева не может умереть? Умирает! Хасан Рубаев не может умереть? Ну как же так? Они же люди. Они же дети! И тут ты понимаешь, что умереть могут все. И ребенок, и мать, и беременная, и пьяный, и трезвый. Кто угодно. В любой момент. И от тебя это не зависит.

Хочется прожить несколько жизней еще и за тех, которые погибли. Хочется выпить две кружки воды. Одну за себя, другую за того, кто так и не смог ее выпить.

Всю жизнь, кроме этих трех дней, со мной случаются хорошие вещи. Эти три дня не могут, не должны оказать на меня давление, перечеркнуть все позитивное и прекрасное. Это невозможно. Нам сейчас всем по 20-25 лет. Мне 26. Дай Бог, чтоб все до ста дожили. Как же это так — еще семьдесят пять лет думать о том, что было? А жить когда?

Ученик 5: В Великую Отечественную я девочкой была. Это было страшно. Но тогда я, наверно, плохо поняла, что значит «страх».

Это был 25-й год моего директорства. Я и училась в этой школе, и работать меня сюда прислали. Начала с начальной школы: начальные классы, потом завучем, У меня все награды есть! У меня была така-ая красивая жизнь! Я бы заново прожила каждый ее день. Но только не это первое сентября. Не первое сентября четвертого года.

Я отказалась от директорства. Я сказала, что не смогу. У меня такое было состояние... Вам не понять, и не хочу, чтоб вы понимали. И не дай Бог, чтоб вы меня поняли. Это, это... Десять лет скоро будет... Еще ни одного часа, ни одного мгновения нет, чтобы я об этом не думала, чтобы я не видела перед собой детей, умирающих с голоду и без воды. Падают дети, на меня смотрят! Я же старше всех, я же главнее всех! А я ничего не могу сделать. Ничего не могу.

Я унижалась перед этими... Террористами. Я даже слово это ненавижу! Я стояла перед ними на коленях, когда зашел Аушев — это были переговоры. Он меня, правда, поднял, я ему благодарна, он меня за руку взял и посадил на диван. Они в учительской расположились. У нас такая учительская была — просто дом отдыха! Я принесла накидки, на диваны набросить. Это было чудо! И что они сделали с моей школой!? Я не хочу видеть ее в таком виде! Я любовалась раньше своей школой, хоть она и была старая... Я ею любовалась! Я была от нее без ума! А теперь я просто отворачиваюсь, когда проезжаю мимо.

Если бы меня спросили, я б назло всем врагам из нее сделала куклу! Заменила бы окна, крышу, изменила фасад, и сделала бы на этом месте новую школу! Я бы очень этого хотела.

Рядом сидел мой Рубаев Хасан. Я его никогда не забуду. Он мне помогал. Он остался на второй год в шестом классе. Он ко мне подсел и говорит: «Лидия Александровна, вы меня оставите на второй год?» Я говорю: «Хаса-ан, да ты что? Ты же у меня герой! Никогда!» Вы бы видели эти глаза, эти счастливые глаза... Взрывы огромнейшие, сильнейшие, а он от радости перескочил через весь зал к моей внучке: «Залина! Меня Лидия Александровна не оставит на второй год!»

Он погиб. Очень много детей погибло.

Ученик 6: Когда я захожу в этот спортзал, возникает ощущение, что я по ним хожу. Понимаешь, прямо по ним. Верочка умерла здесь. И вот там, где постамент стоит, я сына оставила, Бориса. Дочь Ирочка спаслась.

Первой же взрывной волной нас положило. Вот здесь ещё оставались следы от Верочкиного платья. Она горела. Моя дочь горела. Когда я очнулась, мне Ирочка сказала: «Мамочка, все бегут». Я сказала ей: «Если есть силы, беги». Хорошо, что она не побежала. Тогда многие стали выпрыгивать в окна, но террористы стреляли им в спины. Мы остались там же. Я видела, что Верочка не живая. Боря был весь в крови, но двигал руками. Я не сразу поняла, что это была моя кровь. У него было тяжёлое ранение, но крови мало. Я стала пытаться вытащить Борю - на нём были люди. Но нас потом стали перегонять в новый плен, в другое место. Тех, кто не мог уходить, добивали. Взять Бориса я не могла. Вокруг тела. Он тяжёлый, мне его

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

не поднять, не тащить же его волоком прямо по людям. А со мной еще двое девочек, дочь и племянница, и их надо спасать, они живые. А как они сами, без меня? Я ушла с ними. Борю нашли потом в морге.

Ученик 7:

Будь ты хоть суперспециалистом, но детям, когда они испуганы и хотят спастись, не объяснишь, что не надо бежать на направление огня бандитского пулемета. Поэтому приходилось их из-под этого огня вытаскивать. А как их вытащить и самому не залезть под огонь? Отсюда и такие потери среди сотрудников. О том, что там произошло, еще будет много вопросов, тем больше, чем сильнее боль потери. Но вряд ли кто даст на них исчерпывающий ответ. Вот уже почти 11 лет я учусь жить без старшего брата. Он всегда был для меня примером. Он старше меня на семь лет, поэтому поиграть с ним в детстве удавалось редко. Скорее, он был моим наставником во всем. Я слепо принимал все, что он делал и говорил. За ним пошел в пограничное училище в 92-м, а затем и в «Вымпел». Гонял меня, как и все старшие братья младших, но всегда был за меня горой, как и я за него. Чего я лишился, когда его не стало? Да всего. Все с нуля. Теперь сам. Отец после Беслана тяжело заболел и вскоре умер. Похоронен на том же кладбище, что и брат. Мама жива и здорова. Переехала жить в Москву поближе к нам. Она сильная. Воспитывает двух внуков - все что осталось ей от старшего сына. А мне осталась неутихающая боль и ужас воспоминаний, как у меня на глазах гимнет мой старший брат. Но мне осталась бесконечная гордость за него. Ведь прежде чем погибнуть он спас не один десяток детских жизней.

Ученик 8:

За пределом кладбища — я его называю «Город ангелов» — мне труднее. Я как в другой жизни. Может, я отвык от людей? Может жизнь стала другой? Или я ее представляю вот такой идеальной? Но здесь я дома.

Мы в детстве друг друга пугали: кто сможет на кладбище прийти ночью? Кто посмеет? А сюда ночью маленькие дети приходят. Им не страшно. Сюда тянет людей. Здесь спокойно, тепло. Но многие из ребят-охранников работать тут не смогли — по ночам на погосте им слышались детские голоса.

Под «Древом скорби» есть цветник. Там могила. Маленькие неопознанные фрагменты, которые остались в лабораториях Ростова, положили в один большой гроб и похоронили. Бывают такие дни: вообще не облачно, листочки на деревьях не шевелятся, ветра нет. И вот оттуда начинается смерч. Какой по телевизору показывают. Все, что есть по дороге: ведра, венки, игрушки — все поднимается в воздух. Доходит до границы старого кладбища и падает.

В зале находились мои жена, дочь и сын. Третьего сентября дочь, Марианна, погибла. Я не помню, что было потом: говорят, я спал у могильного креста дочери несколько недель, а все кругом считали меня сумасшедшим. Я не помню.

Ученик 9. Меня зовут Маша Урманова. Я родилась в 1995г.

1 сентября 2004 г. я пошла на линейку в школу №1 г.Беслан в республике Северная Осетия. После линейки на нас напали террористы и взяли в заложники. Боевики были одеты в черное, их лица скрыты масками.

Бандиты согнали захваченных в заложники детей, родителей и преподавателей в спортивный зал школы. На террористах были надеты пояса шахидов, они вооружены гранатометами и стрелковым оружием.

2 сентября 15:25. Рядом со зданием школы прогремели взрывы. Маша Урманова числится среди 323 погибших.

Видеоклип на песню Светланы Копыловой - «Город Ангелов».

Учитель 1: Очень тяжело, что либо говорить после увиденного и услышанного. Вдвойне тяжелее от того, что события в Беслане, эта огромная боль, эта незаживающая рана является маленькой частью в общемировой истории терроризма. Только вдумайтесь, всего за 6 лет, с 2000 по 2006 год произошло 14934 террористических акта это около 133 актов на страну. В них погибло около 600 тысяч человек.

А теперь, исходя из нашего сегодняшнего урока и последних данных, скажите - является ли терроризм глобальной проблемой на данный момент или нет?

Урок по этому сценарию был проведен перед студентами 1 курса ОГПУ в г. Оренбурге 3 сентября 2015 года. Урок помог окунуться в страшную атмосферу, которая была в Беслане с 1 по 3 сентября 2004 года. Ребята приняли активное участие в обсуждении проблемных вопросов.

ISSN 2411-717Х

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№3/2015

Урок, с использованием данного сценария следует проводить в старших - 9-11 классах.

© О.В. Гугнина, Р.А. Муртазина, 2015

Погребная Яна Всеволодовна

доктор филолог. наук, профессор СГПИ, г. Ставрополь, РФ E-mail: maknab@bk.ru

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК НРАВСТВЕННЫЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация

В статье анализируются способы формирования личности учителя в соответствии с требованиями ««Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога» через взаимодействие с русской классической и современной литературой, анализируются пути и способы актуализации педагогического потенциала русской литературы.

Ключевые слова

Творческий и профессиональный рост, формирование личности, нравственный и педагогический потенциал, образование, учитель, русская литература

Роль русской литературы в истории нашей Родины беспрецедентна. Именно русская литература на протяжении отечественной истории, в процессе формирования нравственных и культурных ценностей нашего народа сыграла роль «учебника жизни» (Н.Г. Чернышевский). Русский писатель всегда был в России больше, чем писателем - он был нравственным ориентиром, вождем умов, направляющей силой, зеркалом русского общественного движения, учителем жизни, инженером человеческих душ. «Поэт в России -больше, чем поэт», - замечает Евг. Евтушенто [4]. Лев Толстой в дневнике, еще в начале своего жизненного и творческого пути, писал: «Берегитесь такого слова, которое разъединяет,» - осознавая, какая степень ответственности ложится в России на человека, отважившегося взяться за перо, решившегося говорить от имени народа и Отчизны [11].

Исторически сложилось так, что русская литература всегда выступала средством мощного педагогического воздействия, беря на себя определяющую роль в формировании и развитии национального менталитета, ценностной системы, нравственных ориентиров, всегда выступая одной из базовых основ образования, играя равно важную роль и в гуманитарном и в техническом образовании. Очевидно, что в контексте образовательной и воспитательной значимости русской литературы особую роль приобретает ее взаимодействие с личностью педагога, непосредственно осуществляющего задачи воспитания и образования.

В требованиях «Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога» педагогическая профессия определяется как преобразующая, управляющая, формирующая, причем, эти параметры равным образом применимы и к личности ученика и к личности учителя, который «обучая, учится». Само понятие «педагогические умения» определяется как «совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития личности» [2]. В современных условиях необходимы такие специалисты в области образования, которые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. способны не только видеть проблемы, но и продуктивно разрешать их;

2. готовы работать в постоянно меняющих социальных условиях, ставящих перед обществом и личностью новые цели и задачи;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.