Научная статья на тему 'Пути совершенствования педагогического мастерства учителя начальных классов'

Пути совершенствования педагогического мастерства учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Анастасия Ивановна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования мастерства учителя, связанные с работой методических советов школы, реализацией учителем таких дидактических факторов, как принципы обучения, учебное содержание, методы обучения, разноуровневые самостоятельные работы, контроль знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования педагогического мастерства учителя начальных классов»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Воробьева Анастасия Ивановна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16, г. Красногорск, an.v25@yandex.ru

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования мастерства учителя, связанные с работой методических советов школы, реализацией учителем таких дидактических факторов, как принципы обучения, учебное содержание, методы обучения, разноуровневые самостоятельные работы, контроль знаний.

Ключевые слова

мастерство учителя, методические советы, дидактическая деятельность учителя.

В соответствии с требованиями современного общества система школьного образования испытывает заметные перемены. Они касаются целей, задач, методов, способов обучения и воспитания. К тому же в соответствии с Федеральным государственным стандартом нового поколения учитель начальных классов является не просто наставником, он предстает перед нами организатором, консультантом, экспертом, а также фасилитатором. К нему предъявляются высокие требования, как к человеку высокообразованному, целеустремленному, конкурентоспособному, инициативному, духовно и физически здоровому.

Наблюдения показывают, что к данным требованиям система школьного образования не всегда готова. Учитель испытывает определенные трудности в поиске условий достижения своей цели. Ему необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство для успешного решения проблем современного образования. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит высказывание, что учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Какие задачи стоят перед учителем на этом пути?

Вполне можно согласиться с тем, что «в качестве рабочего нередко используется понятие «старая школа»... это понятие является более точным и корректным, чем понятие «традиционная школа» Последняя понимается как школа, в основе которой лежит богатая традиция - опыт отечественной и зарубежной педагогики [2]. Условием совершенствования профессионального мастерства учителя является опора на традицию при разработке и внедрении в практику новых педагогических подходов [3]. Эта задача успешно решается, когда в школе специально организованна система методической работы. В ряде школ по инициативе руководителей и педагогов создаются организационные координационные органы методической работы - методические советы. Методический совет школы определяет стратегию и тактику совершенствования педагогической деятельности учителей. Он обозначает вопросы, которые затем рассматриваются и обсуждаются на семинарах, практикумах, лекториях и др. Так создается общая программа методической работы в школе. Проблемные семинары и практикумы ориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Они стимулируют самообразовательную деятельность учителей, вводят их в круг педагогических инноваций.

Важным условием совершенствования педагогического мастерства является создание школы передового опыта как формы методической работы, реализующей в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Школы передового опыта - это постоянно действующий

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

нештатный орган, призванный способствовать совершенствованию учебно-методической, организационно-методической и научно-методической деятельности.

Учебно-методическая работа предполагает разработку предложений к составлению (корректировке) образовательной программы; систематический анализ и обновление планирования работы по учебным предметам и внеурочной деятельности, осуществление контроля за реализацией программ (полнота выполнения, уровень преподавания и др.). Важно в этой работе опираться на принципы определения состава учебных курсов, описанные Е.Н. Леоновичем, Ю.А. Серебренниковой, А.В. Калинченко [4].

Организационно-методическая работа предполагает организацию кружков, проблемных и творческих факультативных занятий, позволяющих подготовить учащихся к участию в олимпиадах.

Научно-методическая работа предполагает анализ содержания различных учебно-методических комплексов, изучение положительного опыта методической работы в других образовательных учреждениях и его распространение среди учителей, организацию научно-методических семинаров и других форм повышения квалификации. Необходимость осуществления управления поступающими в образовательное учреждение информационными потоками подчеркивалась в статье А.В. Калинченко [1].

В связи с предоставлением школе больших прав в организации экспериментирования, поисковой работы все большее признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Проблемная группа направляет свои усилия на изучение, обобщение и распространение передового опыта, разработку и внедрение собственной концепции или методической системы, проводит опытно-экспериментальную работу, оценивает ее результаты.

Содержание работы учителей обсуждается на научно-педагогических конференциях, педагогических чтениях. Творческие отчеты учителей или методических объединений являются итоговой формой методической работы.

Совершенствование педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны - это совершенствование педагогического мастерства, управляемое извне, (организация методических объединений в школах, курсы повышения квалификации), а также совершенствование мастерства, управляемое изнутри, со стороны самого учителя, (самообразование (приобретение знаний, умений, навыков), самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности), саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей), изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими аспектами деятельности учителя являются установление и реализация принципов обучения, отработка на этой основе учебного содержания, рациональный выбор методов и способов обучения, разработка разноуровневых самостоятельных работ для осуществления подходов индивидуализации и дифференциации, постановка корректирующего и итогового контроля знаний учащихся.

Одним из способов управления процессом совершенствования педагогического мастерства учителя является рефлексия. Учитель, обладающий рефлексией, является менеджером по отношению к самому себе и исследователем по отношению к учащимся. Педагогическая рефлексия выражает умение учителя дать объективную оценку своей профессиональной деятельности, увидеть успехи и неудачи, наметить пути своего профессионального роста.

Список использованной литературы

1. Калинченко А.В. Информационная структура управления процессом усвоения знаний // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / Сост. и отв. ред. : Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. - М.: Издательство «Спутник+», 2015. - С. 112-117

2. Леонович Е.Н. Переход преподавателей «старой школы» на новый стиль образования // Среднее профессиональное образование. 2016. № 3. С. 3-5.

3. Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А. Знания, помноженные на убеждения // Начальная школа. 2014. № 7. С. 8-10.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х

4. Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А., Калинченко А.В. Принципы определения состава учебных курсов для начальной школы // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / Сост. и отв. ред. : Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. - М.: Издательство «Спутник+», 2015. - С. 112-117

© Воробьева А.И., 2016

Данчук Иван Иванович

канд. пед. наук, доцент ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ.

E-mail: manshuk-59@mail.ru

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ

ШКОЛЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации творческой деятельности в технологической подготовке учащихся основной школы. Дается авторское обосновано о том, что для повышения качества созидательного труда школьников, педагоги должны создавать психолого-педагогические условия для проявления творчества: построение креативной среды на уроках, вовлечение учащихся в творческую работу, развитие у них творческих способностей, умений и мотивов.

Ключевые слова

Творчество, творческие способности, технологическое образование школьников, условия организации

творческой деятельности.

В период динамичного развития современного российского общества в целом, инноваций в сфере образования, введения разных методических разработок педагогами в образовательный процесс, непрерывной интенсификации различных сфер деятельности человека, на первый план выходят вопросы развития творческих способностей личности. В связи с этим сегодня высоки запросы общества и государства к выпускникам школ.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее -ФГОС ООО) второго поколения (раздел I, п. 6) отмечено, что «портрет выпускника основной школы» сегодня должен характеризоваться такими качествами личности, как «любящий свой край и свое отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества» [9, c. 7].

Стандарт показывает важность воспитания школьника, имеющего обширный творческий потенциал и высокую культуру, умеющего применить свои знания в различных жизненных ситуациях.

Большое значение для развивающейся личности имеет «готовность к успешному применению в жизни умений и навыков творческой работы, которыми они овладели; формирование личности индивидуума в результате постижения им духовных ценностей, наработанных человеческим обществом; творческая атмосфера; умение с творческим подходом решать поставленные задачи; воспитание трудолюбия, патриотических чувств к Отчизне; формирование преобразующего мышления; развитие потребности к самосовершенствованию» [3, с. 46]. Поэтому, актуализируя вышеуказанные положения, целью статьи мы выводим определение условий организации творческой деятельности школьников в современном технологическом образовании.

Вопросам творчества, развития творческих способностей личности посвящены труды многих исследователей в области психологии и педагогики (Н.А.Бердяев, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.