Научная статья на тему 'Формирование эстетических потребностей в процессе художественно- творческой деятельности студентов'

Формирование эстетических потребностей в процессе художественно- творческой деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования эстетических потребностей в процессе художественно-творческой деятельности студентов факультета искусств и дизайна. Опыт обучения показывает, что с помощью форм, методов и средств достаточно эффективно решается целый ряд задач, связанных с формированием системы профессионально ценных качеств, особенностей мотивации, активизации индивидуально-творческого самопознания и саморазвития личности студента. В статье подчеркивается, что формирование эстетических потребностей в процессе художественно-творческой деятельности рассматривается как целостный интегративный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетических потребностей в процессе художественно- творческой деятельности студентов»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное нравственное самосовершенствование, основанное на стремлении к общечеловеческому нравственному идеалу личности, тот нравственный рост, который не может быть успешным и результативным вне взаимодействия с нравственным ресурсом русской литературы.

Список использованной литературы

1. Блок А. Интеллигенция и революция. // http://ricolor.org/history/ir/1/ [ Дата посещения: 28.06.2015]

2. Государственный образовательный стандарт личности и профессиональной компетентности педагога // http://nashaucheba.ru/v19055/ [Дата посещения: 28.06.2015]

3. Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях // http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol4/23.htm [Дата посещения: 28.06.2015]

4. Евтушенко Евг. Поэт в России - больше, чем поэт // http://www.stihi.ru/2007/11/17/1193 . [Дата посещения: 28.06.2015]

5. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. - М.: «Просвещение», 1988. - 256 с. [Текст]

6. Леонтьев А.Н. Проселочные беседы// А. Н. Леонтьев и современная психология: сборник статей памяти А. Н. Леонтьева/ Под ред. А.В. Запорожец и др.- М.: Изд-во МГУ, 1983- 287 с. - С. 266-274. [Текст]

7. Лотман Ю. М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 3: Статьи по истории русской литературы; Теория и семиотика других искусств; Механизмы культуры; Мелкие заметки / Ю. М. Лотман. - Таллинн: «Александра», 1993. - 494 с. — С. 345355. [Текст]

8. Некрасов Н.А. «Пускай нам говорит изменчивая мода...» Элегия // http://stihi-rus.ru/1/Nekrasov/115.htm [Дата посещения: 29.06.2015]

9. Пастернак Б.Л.. «Август». Стихи из романа «Доктор Живаго». // http://stihi-rus.ru/1/Pasternak/1.htm [Дата посещения: 29.06.2015]

10. Пушкин А.С. Стихотворения. // http://rupoem.ru/pushkin/all.aspx [Дата посещения: 29.06.2015]

11. Толстой Л.Н. «Путь жизни»// http://www.proza.ru/2008/02/16/290 [Дата посещения: 28.06.2015]

12. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодеции в 12-ти письмах священника П. Флоренского // http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/stolp-i-utverzhdenie-istiny.shtml [Дата посещения: 28.06.2015]

© Погребная Я. В., 2015

Полынская Ирина Николаевна

доктор пед. наук, профессор НВГУ, г. Нижневартовск, РФ E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема формирования эстетических потребностей в процессе художественно-творческой деятельности студентов факультета искусств и дизайна. Опыт обучения показывает, что с помощью форм, методов и средств достаточно эффективно решается целый ряд задач, связанных с формированием системы профессионально ценных качеств, особенностей мотивации,

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

активизации индивидуально-творческого самопознания и саморазвития личности студента. В статье подчеркивается, что формирование эстетических потребностей в процессе художественно-творческой деятельности рассматривается как целостный интегративный процесс.

Ключевые слова

Эстетические потребности, художественно-творческая деятельность, творческий процесс, художественный

вкус, обучение.

Формирование эстетических потребностей имеет большие преимущества в выборе оптимальных форм организации обучения студентов факультета искусств и дизайна. Особую ценность здесь может представлять вовлечение студентов в самостоятельное исследование (культурологическое, историческое, художественное, декоративно-прикладное, этнокультурное и т.д.), художественно-творческую деятельность (работа в мастерских рисунком живописью, композицией, графикой, декоративно-прикладном искусством, народными промыслами и ремеслами с преподавателями художественных дисциплин университета и ведущими мастерами), овладение новыми информационными технологиями (компьютерной графикой — программами Adobe Photosh..., CorelDRAW, Power Point, 3D MAX-studio, Macromedif Flash и др., компьютерным дизайном, искусствам рекламы и т.д.). Эффективность данной работы несомненна: она четко ориентирует студентов факультета искусств и дизайна на будущую профессиональную деятельность. Кроме того, студент самостоятельно осуществляет познавательную деятельность, т.е. становится субъектом образования.

Творческий процесс во многом зависит от уровня потребностей. Эстетические потребности занимают особое место так как, что они органически связаны с другими потребностями и интересами личности. Формированию эстетических потребностей принадлежит важная роль в деле гармонического воспитания студентов факультета искусств и дизайна и развития их творческого потенциала, так как между эстетическими потребностями и способностями, безусловно, существуют закономерные связи.

Потребности являются отправным пунктом любой деятельности человека. А понятие «эстетическое», обладающее широким значением, «объемлет все, что относится к художественному, прекрасному, возвышенному, трагическому, комическому, а также к тому, что составляет их противоположность, т.е. к безобразному, отвратительному, низменному, уродливому и т. п. В понятие «эстетическое» входят все категории эстетики; понятие это связано со всей трудовой деятельностью человека, поскольку в нее привносится художественное начало» [1, с. 142].

«Формирование эстетических потребностей означает, по мнению ученых, утверждение различных форм самореализации личности, раскрытие ее творческих потенциалов. Именно поэтому следует рассматривать эстетическую потребность, как потребность в художественном творчестве. Надо отметить, что в современной научной литературе потребности рассматриваются не с точки зрения их формирования и развития, а преимущественно как процесс удовлетворения уже имеющихся эстетических потребностей путем восприятия, как правило, произведений искусства. Нас интересуют эстетические потребности как проблема педагогического порядка, т.е. их значение и роль в развитии творческих способностей студентов, от которых в огромной степени зависит уровень творческих качеств изображения» [3, с. 42].

В процессе обучения художественным дисциплинам значительно дополняются эстетические представления, формируются эстетические ценности, удовлетворяются все большее количество эстетических потребностей. Несомненно, возрастает необходимость количественных и качественных эстетических потребностей, а их удовлетворение воспитывает особенное отношение к деятельности. Актуализируется вопрос о повышении роли экстериоризации в учебной деятельности. «Поэтому формирование эстетической потребности должно включать как процессы потребления (наслаждения) эстетических и художественных качеств искусства и действительности, так и созидание ее «по образу и подобию» на основе восприятия» [3, с. 43].

В развитии творческих способностей студентов участвуют обе части процесса формирования эстетических потребностей. Рисование с натуры предполагает изобразительную деятельность, которая является не созерцательной, а преобразовательной. Поэтому особую актуальность приобретает способность и умение выявлять эстетические качества учебных и творческих рисунков студентов, доводить их до уровня

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №3/2015 ISSN 2411-717Х_

совершенства. При рассмотрении закономерностей формирования эстетических потребностей важно учитывать ее как потребность художника в восприятии (потреблении) эстетических ценностных качеств натуры, и изображении (создании) их на основе индивидуального восприятия, т.е. как единство потребления и созидания.

На развитие эстетических потребностей влияют эмоциональный фактор и предметы эстетического восприятия: произведения искусства (живопись, графика), литература, архитектура, музыка, народное творчество, декоративно-прикладное искусство, театр, кино, телевидение, интернет. Важнейшее место среди них занимают произведения изобразительного искусства. Студенты, воспринимая графические листы, живопись, скульптуру, видят эстетические качества рисунка. В самом восприятии художественного произведения, обладающего эстетическими качествами, заложена возможность формирования эстетических потребностей, так как «...воспринимающий произведение искусства имеет дело с эстетическим объектом, в котором подчеркнута сущность явления, выделено внутреннее, существенное, с объектом, каждая деталь которого, так или иначе, служит удовлетворению эстетических потребностей человека» [2, с. 73].

Развитие творческих способностей находится в закономерной связи с формированием эстетических потребностей. Необходимо отметить некоторые задачи формирования эстетических потребностей. Это, прежде всего, развитие способности и потребности восприятия эстетических качеств учебной постановки. Необходимо стремиться к тому, чтобы практическая работа с натуры носила эстетическую, художественно-творческую направленность, эмоциональность. Эстетические потребности определяют как «потребность в самоцельных и эмоционально-насыщенных восприятиях многогранных явлений действительности и искусства»[4, с. 12].

В художественно-творческой деятельности эмоциональный фактор является наиболее значимым и необходимым средством формирования эстетических потребностей. Объясняется это тем, что от общения с произведениями или явлениями искусства студент получает удовольствие, радость, восторг, восхищение, то есть эстетическое наслаждение. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к художественно-творческой и учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Познание и эмоциональная оценка сущности объекта особенно ярко выступает в своем органическом единстве и нерасторжимости в процессе творческой деятельности. Только в активной творческой деятельности личность может ярко проявить себя, свое эмоционально-оценочное отношение, уровень художественного развития. Если студенты только познает те или иные художественные произведения и не стремится заниматься какой-либо художественно творческой деятельностью, то формирование эстетических потребностей носит пассивный характер.

Таким образом, формирование эстетических потребностей в процессе художественно-творческой деятельности рассматривается, с одной стороны, как целостный интегративный процесс формирования системы профессиональных компетенций, особенностей мотивации, активизации индивидуально-творческого саморазвития личности студента. С другой стороны, как результат осмысления существующего опыта практической деятельности на различных уровнях обобщения (общего, особенного, единичного) в сфере социального взаимодействия по мере становления личности будущего художника, творца.

Необходимо еще одно очень важное условие формирования эстетических потребностей -индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания студентов. Метод индивидуального обучения стимулирует учебно-творческую активность студентов.

Список использованной литературы:

1. Астахов И.Б. Эстетика. М., 1971.

2. Организация вузовской системы образовательных кредитов: Метод. Пособие / Н.Н.Фролов, Г.В.Сундуков, В.В.Жигунов, В.А.Голутвин; Тул. Гос. Ун -т. — Тула, 2003.

3. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: Учеб. Пособие. - Ростов н/Д: РГПИ, 1989.

4. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. Л.: Знание, 1978.

ISSN 2411-717Х

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№3/2015

5. Полынская И.Н. Формирование профессиональной компетенции в области рисунка у студентов факультета искусств и дизайна: Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012.

© Полынская И.Н., 2015

Щекина Светлана Станиславовна

канд. пед. наук, доцент САФУ, Аверкиева Галина Валентиновна

канд. пед. наук, доцент САФУ, г.Архангельск, РФ E-mail: [email protected]

ЛОГИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

Раскрываются основные проблемы использования методики работы с понятиями в высшей школе, выявляются методические аспекты изучения педагогической терминологии с позиции лексики, логики и собственно педагогики; описывается специфика изучения понятийно-терминологической системы в курсе педагогики, анализируется и обобщается содержание и объем методики работы с понятиями в зависимости от поставленных педагогических целей. Особое внимание уделено пошаговому описанию технологии работы с категориями, определениями, понятиями в разнообразных видах и формах деятельности преподавателя высшей школы.

Ключевые слова

Понятие, термин, категория, дефиниция, определение понятия, педагогическая терминология, понятийно-терминологический аппарат педагогики, педагогическая лексика.

Структурирование понятийно - терминологического аппарата российской педагогики важно, с одной стороны, для ее вхождения в международное образовательное пространство, так как, кроме барьера национальных языков, существуют различия между отечественными и зарубежными понятийными системами, следовательно, и значениями терминов [4].

Заметим, что в нашей стране терминология имеет как научное, так и социальное значение. Термин как правило отражает наличие и осознание проблемы. Трактовка дефиниции влияет на то, будет ли дана объективная или ошибочная оценка реальной ситуации. С другой стороны, степень владения языком данной науки может служить показателем квалификации любого профессионала [1].

Заметим, что педагогика оперирует понятиями, которые одновременно рассматриваются в самой науке и смежных в ней областях, а также дисциплинах, не имеющих непосредственных границ с педагогикой. Возникает исследовательская задача - выделить специфические педагогические понятия, а так же лексику смежных и других наук. При этом специфические понятия включаются в терминологию в первую очередь. Следовательно, процесс обучения должен быть активно направлен на понимание студентом важного метапредметного правила: понятие создаются на основе различений. Это правило он, как самостоятельно, так и вместе с преподавателем может проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале. Речь идет о том, что анализируя определенную предметную категорию , педагог передает студенту не только конкретный предметный материал, но и обобщенный способ работы с любым предметным понятием, что переводит студента с предметного уровня на метапредметный. Таким образом, все выше сказанное делает необходимым сегодня овладение методикой работы с понятиями не только преподавателями специальных дисциплин, но и дисциплин общекультурного блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.