Научная статья на тему 'О формировании эстетической потребности у студентов средствами литературы'

О формировании эстетической потребности у студентов средствами литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / СТУДЕНТ / ДАГЕСТАН / ЛИЧНОСТЬ / AESTHETIC NEEDS / FICTION / CREATIVE ACTIVITIES / CREATIVE PROCESS / ARTISTIC TASTE / STUDENT / DAGESTAN / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асеков Заур Изаметович, Велиев Омар Велиханович

Рассматривается актуальная проблема формирования эстетических потребностей у студентов средствами литературы (в частности, на материале произведения поэта Дагестана Р. Гамзатова «Остров женщин»). Особо отмечается роль художественной литературы в воздействии на чувства и мысли, большие потенциальные возможности воспитания, образования и развития. Опыт обучения показывает, что с помощью форм, методов и средств эффективно решаются задачи, связанные с формированием профессионально ценных качеств, особенностей мотивации, активизации индивидуально-творческого самопознания и саморазвития личности студента. Определяется, что формирование эстетических потребностей в процессе художественно-творческой деятельности рассматривается как целостный интегративный процесс. Цель статьи изучение влияния эстетической потребности и оценки воздействия различных форм эстетической деятельности средствами художественной литературы. Исходя из этой цели сформулирована задача воспитания творческой, социально активной личности с формированием разумных потребностей, способствующих её духовному и физическому совершенствованию. Предметом исследования является потребно-мотивационная сфера личности, состоящая из потребностей в познании, эстетической деятельности, эстетическом отношении к действительности. Научная новизна состоит в том, что впервые в культурологическом исследовании рассматривается формирование эстетических потребностей средствами литературы, а также влияние конкретных форм эстетической деятельности на определённые потребности и их соотношение у студентов-педагогов. Представленные рекомендации позволят сформулировать подходы и методики к организации эстетической деятельности, их использование в формировании личности студента. В ходе исследования применялись комплексные методики, включающие изучение личности с помощью различных опросников, разработанных и проверенных в ходе проведения эксперимента: опросники для измерения потребностей и эстетического отношения к действительности и к художественной литературе в целом, а также система самооценки, анализ результатов. В итоге делается вывод, что эстетическая потребность без изучения мотивов, в которых она обнаруживается, является неполной. Мотивы выступают отражением в сознании субъекта его эстетической потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF STUDENTS'' AESTHETIC NEEDS BY MEANS OF LITERATURE

In the article the authors consider the actual problem of the aesthetic needs formation of the students by means of literature (on the material of the Dagestan poet Gamzatov’s work “The Island of Women”). They highlighted the role of literature impact on the thoughts and feelings, great potential training opportunities, education and development. The experience of teaching shows that with the help of forms, methods and means we can effectively solve problems related to the formation of professional qualities, the characteristics of motivation, activation of individual creative self-consideration and self-development of the individual student. In the article, it is determined that the formation of aesthetic needs in the process of artistic and creative activity is considered as a holistic integrative process. The purpose of the article is in the study of the aesthetic needs influence and assess the impact of various forms of aesthetic activity by means of fiction. On the bases of this objective the task of education of creative, socially active personality with the formation of the reasonable needs, contributing to its spiritual and physical perfection was formulated. The subject of the research of this article is the need-motivational sphere of personality consisting of the need for knowledge, aesthetic activity, aesthetic attitude to reality. Scientific novelty is revealed in the fact that for the first time in a cultural study the authors examine the formation of the aesthetic requirements by means of literature as well as the impact of specific forms of aesthetic activity to certain requirements and their relationship to students and educators. The practical significance lies in the fact that the presented recommendations will formulate approaches and methods for the organization of aesthetic activity, their use in the formation of the student's personality. The study used complex techniques, including the study of personality with the help of various questionnaires, developed and tested in the course of the experiment: a questionnaire to measure the needs and aesthetic relationship to reality and fiction in general, as well as the system of self-assessment, analysis of the results. The study concluded that the aesthetic needs without examining the motives, in which they are found, are not complete. Motives are the reflection in the consciousness of the subject of the aesthetic needs.

Текст научной работы на тему «О формировании эстетической потребности у студентов средствами литературы»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2017. № 2

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ TO HELP THE TEACHER

УДК 377 Б01 10.23683/0321-3056-2017-2-97-102

О ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ

© 2017 г. З.И. Асекова, О.В. Велиева

аДагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия

ON THE FORMATION OF STUDENTS' AESTHETIC NEEDS BY MEANS OF LITERATURE

Z.I. Asekova, O. V. Veliyeva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia

Асеков Заур Изаметович -

кандидат филологических наук, доцент,

Дагестанский государственный

педагогический университет,

ул. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367010, Россия.

Zaur I. Asekov -

Candidate of Philology, Associate Professor, Dagestan State Pedagogical University,

Yaragskogo St., 57, Makhachkala, 367010, Russia.

Велиев Омар Велиханович -

кандидат философских наук, доцент,

Дагестанский государственный

педагогический университет,

ул. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367010, Россия.

Е-mail: o.veliev@bk.ru

Omar V. Veliyev -

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Dagestan State Pedagogical University,

Yaragskogo St., 57, Makhachkala, 367010, Russia. E-mail: o.veliev@bk.ru

Рассматривается актуальная проблема формирования эстетических потребностей у студентов средствами литературы (в частности, на материале произведения поэта Дагестана Р. Гамзатова «Остров женщин»). Особо отмечается роль художественной литературы в воздействии на чувства и мысли, большие потенциальные возможности воспитания, образования и развития. Опыт обучения показывает, что с помощью форм, методов и средств эффективно решаются задачи, связанные с формированием профессионально ценных качеств, особенностей мотивации, активизации индивидуально-творческого самопознания и саморазвития личности студента. Определяется, что формирование эстетических потребностей в процессе художественно-творческой деятельности рассматривается как целостный интегративный процесс.

Цель статьи - изучение влияния эстетической потребности и оценки воздействия различных форм эстетической деятельности средствами художественной литературы. Исходя из этой цели сформулирована задача воспитания творческой, социально активной личности с формированием разумных потребностей, способствующих её духовному и физическому совершенствованию.

Предметом исследования является потребно-мотивационная сфера личности, состоящая из потребностей в познании, эстетической деятельности, эстетическом отношении к действительности.

Научная новизна состоит в том, что впервые в культурологическом исследовании рассматривается формирование эстетических потребностей средствами литературы, а также влияние конкретных форм эстетической деятельности на определённые потребности и их соотношение у студентов-педагогов.

Представленные рекомендации позволят сформулировать подходы и методики к организации эстетической деятельности, их использование в формировании личности студента. В ходе исследования применялись комплексные методики, включающие изучение личности с помощью различных опросников, разработанных и проверенных в ходе проведения эксперимента: опросники для измерения потребностей и эстетического отношения к действительности и к художественной литературе в целом, а также система самооценки, анализ результатов.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

В итоге делается вывод, что эстетическая потребность без изучения мотивов, в которых она обнаруживается, является неполной. Мотивы выступают отражением в сознании субъекта его эстетической потребности.

Ключевые слова: эстетические потребности, художественная литература, творческая деятельность, творческий процесс, художественный вкус, студент, Дагестан, личность.

In the article the authors consider the actual problem of the aesthetic needs formation of the students by means of literature (on the material of the Dagestan poet Gamzatov's work "The Island of Women"). They highlighted the role of literature impact on the thoughts andfeelings, great potential training opportunities, education and development. The experience of teaching shows that with the help offorms, methods and means we can effectively solve problems related to the formation ofprofessional qualities, the characteristics of motivation, activation of individual creative self-consideration and self-development of the individual student. In the article, it is determined that the formation of aesthetic needs in the process of artistic and creative activity is considered as a holistic integrative process.

The purpose of the article is in the study of the aesthetic needs influence and assess the impact of various forms of aesthetic activity by means offiction. On the bases of this objective the task of education of creative, socially active personality with the formation of the reasonable needs, contributing to its spiritual and physical perfection was formulated.

The subject of the research of this article is the need-motivational sphere ofpersonality consisting of the need for knowledge, aesthetic activity, aesthetic attitude to reality.

Scientific novelty is revealed in the fact that for the first time in a cultural study the authors examine the formation of the aesthetic requirements by means of literature as well as the impact of specific forms of aesthetic activity to certain requirements and their relationship to students and educators.

The practical significance lies in the fact that the presented recommendations will formulate approaches and methods for the organization of aesthetic activity, their use in the formation of the student's personality. The study used complex techniques, including the study ofpersonality with the help of various questionnaires, developed and tested in the course of the experiment: a questionnaire to measure the needs and aesthetic relationship to reality and fiction in general, as well as the system of self-assessment, analysis of the results.

The study concluded that the aesthetic needs without examining the motives, in which they are found, are not complete. Motives are the reflection in the consciousness of the subject of the aesthetic needs.

Keywords: aesthetic needs, fiction, creative activities, creative process, artistic taste, student, Dagestan, personality.

Роль художественной литературы в совершенствовании воспитательной работы среди молодежи в духе преданности родине и народу всегда была высока. Высоко ценились и образовательные возможности литературы.

Белинский называл литературу «гувернанткой общества» [1], Чернышевский, отмечая наставническую роль художественной литературы, высоко ставил значение творцов ее, называя писателей руководителями, отвращающих читателей «от всего пошлого и дурного» и приучающих любить «доброе и прекрасное» [2].

Природа художественной литературы, ее нравственное воздействие на молодое поколение тесно связаны с глубоким изучением современной жизни. Именно такая тесная и неразрывная связь может сделать произведение близким читателю и дать большой материал преподавателю в проведении идейно-воспитательной, нравственной работы.

Задачи, которые стоят перед писателями, -укреплять связь с жизнью, правдиво и художественно отображать нашу действительность, говорить о новом и обличать всё то, что мешает движению вперед, относятся и к учителям школ, преподавателям вузов. В лекциях, практических и семинарских занятиях педагоги должны широко

разъяснять большое образовательное, воспитательное и нравственное значение литературы.

В наши дни, когда происходит обновление всех сторон жизни общества, одной из важных задач воспитания творческой, социально активной личности является формирование разумных потребностей, способствующих ее духовному и физическому совершенствованию.

Потребности - это прежде всего отраженная в сознании субъекта неудовлетворенность в чем-либо, внутренний стимул человеческой деятельности, имеющий субъективно-объективную природу. Потребности личности, безусловно, зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий ее деятельности, обнаруживаются во влечениях и мотивах.

Эстетическая потребность относится к разряду духовных и является продуктом длительного исторического развития. Существует множество ее сходных определений: «потребность в эстетическом переживании» (В.В. Неверов), «нужда в удовлетворении эстетического чувства» (П.Л. Рудик), «потребность в эстетическом наслаждении» (К. Островский), как «синтез эмо-тивных ассоциаций».

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

Определяется эстетическая потребность, в частности, как «заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического человеком в разнообразных формах деятельности, и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде» [3, с. 266].

Интерес таких наук, как эстетика, теория и история искусства, социология, психология, педагогика, литература к проблемам происхождения и функций эстетической потребности человека подчеркивает, насколько многогранен объект исследования. Философ И.Л. Джидарьян считает, что эстетическая потребность выступает стержневым образованием эстетического знания личности. Специфика ее выражена в предметном содержании и побудительной, мотивирующей силе потребности во всей эстетической деятельности человека.

В этом отношении очень много делает литература. Искусство реализма, постоянно держа руку на пульсе времени, активно реагируя на предстоящие события, осознает свою ответственность за судьбы человечества, собственную причастность к судьбам народов мира. «Всемирная отзывчивость», потребность в любви находится в центре творчества российских писателей. Примером этому является стихотворение Л. Мартынова «Свобода».

И я употреблю свою свободу, Чтоб острова на воздух не взлетели, Материки не провалились в воду И целые миры не опустели [4, с. 137]. Эта актуальная тема нашла и находила отражение в произведениях дагестанских поэтов: С. Стальского, Г. Цадасы, А. Магомедова, Кази-ява Али, Р. Гамзатова, А.-В. Сулейманова и др. Многонациональная литература и сегодня последовательно ищет ответы на самые коренные, общечеловеческие социальные вопросы современного бытия. Эта тема становится «своей», ей служат многие произведения наших писателей, поэтов разных лет, в том числе и произведения Р. Гамзатова. Среди них особое место занимает его поэма «Остров женщин». В центре произведения мысли автора о свободе личности, проблемы ответственности человека за судьбы мира, за всё, что происходит вокруг.

Поэт, полный душевной щедрости к простым людям планеты, верный интернациональному долгу гражданина, проникается мечтой разгадать значение таинственных слов, услышанных им

«однажды звучанье иноязычных слов», что позвало поэта в дальнюю дорогу.

Должно быть время поисков приспело, Ведь не напрасно вижу я во сне, Что птица на плечо присела И лань золоторогая при мне. Привычный к сборам, хлопотам, дорогам Как в горской сказке, жгу тигровый ус. Когда я, наконец, в седло взметнусь? [5, с. 327]. И Расул, полпред мира и добра, полный радужных чувств, спешит к заветным берегам, которые снятся и зовут. Автор широко использует богатые творческие возможности, национальные традиции, обычаи родного народа, чтобы решить поставленную перед собой задачу.

Как принято в устном народном творчестве и по обычаю, Расула в дальний путь провожают аул Цада, родные и близкие, жители Махачкалы. Перед дорогой он получает благословение дагестанцев. Тут поэт не забыл произведения старины, где упоминаются о подобных проводах в дорогу. («Песни об Айгъази», «Песня об Аб-дулле» и др.).

Поэма «Остров женщин» проникнута личными чувствами, заботой и вниманием к людям далекой страны. Эти задачи всемерно расширяют поэтическую карту Расула. Верный интернационализму, он сам хочет увидеть своими глазами остров, понять судьбу женщин острова.

Чтобы ярче оттенить свою задачу открывателя Острова женщин, поэт вспоминает историю открытий Колумба. Колумб открывал континенты и народы, чтобы закрыть их от других. Его открытия несли «обман, обмен, жестокость, унижение свободных, истребление их».

Расчётливый адмирал не понимал душу народа, его задачей было обогатить испанскую корону. Ты никаких кладов не откроешь На малом островке, мне говорят, Но занят я не поиском сокровищ Я все-таки поэт, а не пират... [5, с. 341]. Такими словами Расул объясняет совсем иную цель. Он хочет увидеть «Остров женщин», узнать ближе судьбу людей края. Верный дружеским чувствам, поэт заверяет, что «и, возвратившись со своих походов, островитян далеких не продаст». Поэт знает, что такое «гнусное злодейство», которое видел Кавказ на своем веку. Он запомнил навсегда слова отца, который рассказывал как «Аулы в пепел превращали и шах персидский и российский царь».

Сердце поэта, как чуткий сейсмограф, остро реагирует на все события времени, его волнуют

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIIREGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

судьбы многих пародов за рубежом. Он стремится осмыслить все происходящее, его не покидает чувство причастности к тревогам и радостям планеты. Его постоянные размышления над глобальными вопросами времени наполняют творчество разными красками, оттенками и радости и боли. Проницательный поэт видит как: Один своей свободою гордится, Которую завоевал в бою. Другой слывет извечною темницей, Влача судьбину горькую свою [5, с. 350]. Его отговорить невозможно. Он должен найти и воочию увидеть жизнь острова женщин. Ибо поэт сам представитель малого народа и хорошо знает, как малым народам тоже нужно большое счастье. Он твердо уверен в том, «...что малый остров может стать великим, но не бывает маленькой любви»:

Недаром родинка - живое чудо, Цвела на лбу прекрасной Мариам, Свела с ума великого Махмуда И жизнь дала божественным стихам... [5, с. 341]. И еще из жизни великих поэтов Востока: Сам Саади сложил к ногам любимой Свое богатство - мудрость и талант... [5, с. 341]. На пути к цели, полный раздумий, как встретит его таинственный остров, поэт ни на секунду не забывает свою родину. Горячая любовь к Дагестану, к родному очагу в Цада, к запаху свежего сена и к родным песням, которые он слышит даже издалека, усиливают в его душе теплые чувства к людям, лишенным на планете человеческих условий существования. И в этой поэме Расула Гамзатова видна его горячая любовь, потребность сердечного общения с людьми. Осознанное стремление к братству народов одухотворяет поэзию Гамзатова, определяет гражданственность поэзии.

В этом произведении автор высоко поднимает миссию поэта, его назначение. Жизненная широта, беспредельность постоянно обогащает его творчество. Поэтому, размышляя о своих стихах и поэмах, он пишет:

Облеченный уделом подлунным Стихотворец Гамзатов Расул В этом мире извечном и юном К двум аулам я сердцем прильнул. И один из них обетованный, Где меня под напев родника Ветер в люльке качал деревянной, Запеленатого в облака... Другой аул мой в этом мире -Белый свет, что распахнут всегда.

И лежит предо мной на четыре

Стороны от аула Цада [5, с. 150].

Поэзия, размышляющая и постигающая самую суть жизни, участвующая в её перестройке, требует особой интенсивности словесного строя. Об этом всегда помнил Расул, который открывает все новые истины поэзии и чувства переживания.

Эстетические потребности становятся фактом сознательной деятельности, только конкретизируя и модифицируясь в интересе к видам и формам деятельности, к тем или иным произведениям искусства. Именно интересы являются формой реализации эстетической потребности человека в данной конкретно-исторической ситуации.

Исследователи Е.В. Квятковский, А.И. Буров, Л.П. Лечко в определении эстетической потребности не ограничиваются лишь созерцательной стороной её проявления. Они считают, что эстетическая потребность - «исторически возникшее стремление человека к красоте и деятельности по законам красоты (художественно-эстетическая деятельность)» [6, с. 19]. Деятельность рассматривается как наиболее высокий этап развития эстетической потребности личности. Она может проявляться не только в непосредственном творчестве личности, в создании своего эстетического предмета, но и при встрече с эстетическим предметом и будет выражаться в сотворчестве, в создании «своего» вторичного образа, который также представляет собой акт деятельности.

При этом необходимо учитывать, что развитое эстетическое сознание, совершенный вкус, высокие духовные потребности можно формировать в общении с искусством, произведения которого принято относить к вершинным достижениям художественного гения человечества.

Студенческий возраст является наиболее значимым для восприятия произведений литературы, изобразительного искусства, театра, музыки, кино. Это обусловлено ростом самосознания, проявлением критического отношения к собственному творчеству. Если студент хочет утвердить себя в этом мире, познавая его стереотипы, то со временем все стереотипы в основном познаны и вместо желания быть как все появляется желание осознать свою индивидуальность. А потому все интересы направлены в сторону познания подлинных личностных человеческих ценностей и определения собственного к ним отношения.

Как отмечает Б.М. Неменский, потребность у студентов в искусстве рождается от потребности

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

в его человековедческом содержании - именно оно необходимо для формирования и развития своей нравственно-эстетической позиции. Рассматривая интересующие студентов общечеловеческие проблемы, очень важно показать, что у этих проблем есть огромная история, запечатленная в развитии искусства (например, тема красоты женщины, темы мужественности, сочувствия и т.д.) [7].

Педагог М. А. Верб определяет эстетическую потребность как одну из высших человеческих потребностей, связанную с удовлетворением особых духовных запросов, лишенных какого бы то ни было утилитарного содержания, запросов в области прекрасного [8].

Автор выдвигает следующие педагогические требования при использовании средств искусства: для правильной организации восприятия очень важно сделать правильный выбор произведения, отвечающего высоким художественным требованиям; подготовка к восприятию может включать вступительное слово о личных впечатлениях ведущего об авторе произведения, необходимую важную информацию; требуется тщательная подготовка самого показа (не перегружать обилием информации, не допускать искажений во время демонстраций репродукций и фонограмм); после показа очень важен комментарий специалиста и обмен мнениями присутствующих.

Словом, яркие персонажи, созданные писателями, служат примером подражания для молодежи, способствуют формированию новой личности, велика роль литературного примера, которому можно подражать, органически превращая в свою собственную индивидуальность самое ценное, взятое из того или иного положительного литературного образа.

В процессе преподавания культурологии, литературы обращается внимание не только на воспитание, но и на проблемы самовоспитания в формировании нового человека.

При анализе произведений прошлых эпох необходимо сосредоточивать внимание не только на идейной и нравственной проблематике, акцент переносится на те идейные стремления, моральные принципы, которые перекликаются с нашей современностью и находят отклик в наших сердцах.

Конечно, основным средством нравственного, морального воспитания являются учебные занятия. Однако преподаватели должны придавать значение внеаудиторным воспитательным

работам со студентами. Необходимо, чтобы преподаватели находили все новые формы внеклассной работы, разнообразили их, проводили плановые посещения театров, концертов с последующим обсуждением, чтобы студенты писали рецензии, аннотации. Очень важно организовывать беседы, диспуты, конференции на темы: «Образ учителя в русской литературе», «Проблемы нравственности в творчестве дагестанских поэтов», проводить юбилейные вечера, посвященные творчеству русских и национальных поэтов и писателей, вечера встречи с писателями, композиторами, художниками, практиковать конкурсы на лучшего чтеца художественных произведений. Необходимо содержательно подходить к встрече со студентами вуза.

Все это поможет быть ближе к студентам, изучать их интересы, будить инициативу, всемерно способствовать их формированию как будущих воспитателей.

Используя привычные формы работы (экскурсии в картинные галереи, беседы о художниках, слушание музыки, просмотры спектаклей и кинофильмов), прежде всего нужно учить студентов фиксировать и оценивать наиболее яркие впечатления, вызванные общением с произведениями искусства (групповые и индивидуальные беседы, обсуждения, диспуты и т.д.).

В работе со студентами можно широко практиковать сравнение вариантов одного произведения: знакомство с инсценировками и экранизациями книги, разными переводами одного 'текста, разными иллюстрациями к одному произведению, чтение одного текста разными исполнителями, сравнение различной музыки на один текст. Такая форма работы может быть использована при проведении литературно-музыкальных вечеров.

Проблема формирования эстетической потребности, пожалуй, одна из самых актуальных, ведь сегодня на первый план выдвигаются задачи духовного совершенствования личности, реализации её разнообразных запросов и интересов. Однако, к сожалению, долгое время она оставалась без должного внимания со стороны ученых. Обострившееся в последние годы противоречие между ростом образованности и информированности молодежи, с одной стороны, и проявлениями бездуховности, потребительских настроений -с другой требует дальнейших исследований, новых научных подходов в решении задачи формирования эстетических потребностей. Пробуждение у молодежи живого интереса к истинным

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

ценностям мировой и отечественной культуры должно стать главным ориентиром в работе по совершенствованию духовно богатой личности.

Литература

1. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения : в 2 т. М. : Политическая литература, 1948. Т. 2. С. 462.

2. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Библиотека «Огонек». М. : Правда, 1974. С. 7.

3. Эстетика : словарь / под общ. ред. А.Л. Беляева и др. М. : Политиздат, 1989. С. 266.

4. Мартынов Л.Н. Избранные произведения : в 2 т. М. : Художественная литература, 1990. Т. 2.

5. Гамзатов Р. Собр. соч. : в 5 т. М. : Художественная лит-ра, 1980-1982. Т. 5 : Стихотворения. Поэмы. Литературно-критические статьи и выступления.

6. Проблемы эстетического развития личности школьника / под ред. А.И. Бурова, Е.В. Квят-ковского. М. : Педагогика, 1987. С. 19.

7. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М. : Просвещение, 2012. 272 с.

8. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л. : ЛГПИ им. Герцена, 1980. 80 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Belinskii V.G. Izbrannye filosofskie so-chineniya [Selected Philosophical Works]. Moscow, Politicheskaya literatura, 1948, vol. 2, p. 462.

2. Chernyshevskii N.G. Esteticheskie otnosheniya iskusstva k deistvitel'nosti [The Aesthetic Relationship of Art to Reality]. Moscow, Pravda, 1974, p. 7.

3. Estetika [Aesthetic]. Dictionary. Ed. by A.L. Belyaev et al. Moscow, Politizdat, 1989, p. 266.

4. Martynov L.N. Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, 1990, vol. 2.

5. Gamzatov R. Collection of works. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, 1980-1982. Vol. 5 : Stikhotvoreniya. Poemy. Literaturno-kriticheskie stat'i i vystupleniya [Poems, Literary-critical Articles and Speeches].

6. Problemy esteticheskogo razvitiya lichnosti shkol'nika [Problems of Student's Aesthetic Personality Development]. Ed. by A.I. Burov, E.V. Kvyat-kovsky. Moscow, Pedagogika, 1987, p. 19.

7. Nemenskii B.M. Pedagogika iskusstva [Pedagogy of Art]. Moscow, Prosveshchenie, 2012, 272 p.

8. Verb M.A. Pedagogicheskie osnovy formiro-vaniya esteticheskoi kul'tury starshikh shkol'nikov [Pedagogical Bases of Formation of Aesthetic Culture of Senior Schoolchildren]. Leningrad, LGPI im. Gertsena, 1980, 80 p.

Поступила в редакцию / Received 21 февраля 2017 г. / February 21, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.