Варсонофьев В.В.
кандидат политических наук, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, полковник
Русская армия и национальная политика
Часть 1
До 1917 года для обозначения определенной части жителей России применялся термин «инородцы», к которым относились подданные Российской империи. К ним применялся особый порядок управления, характеризовавшийся ссылкой на их происхождение, не позволявшее распространения на них в полном объеме действующих законов, в том числе и по вопросам военного строительства. Эта проблема по ряду причин относится к наименее изученному разделу военной истории российской государственности - роли национального фактора в военном строительстве.
Выражение «тюрьма народов», характеризующее национальную политику царской России, относится к высказываниям французского писателя Адольфа Кюстина. В книге «La Russie en 1839», (Paris, 1843) он писал: «Сколь ни необъятна эта империя, она не что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора». Действительно ли Россия была только тюрьмой народов, как это показалось французу? Такая постановка вопроса связана прежде всего с тем, что в современном российском обществе все более осознается необходимость научно обоснованной национальной политики, учитывающей необходимость формирования нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. П.А.Столыпин, как будто предвидя будущее страны до сегодняшних дней и являясь ее истинным патриотом, говорил, отмечая «противники государственности хотят освободиться от исторического прошлого России и нам предлагают среди других сильных и крепких народов превратить Россию в развалины - чтобы на этих развалинах строить неведомое нам Отечество». Преследуя узко партийные цели многие сегодняшние российские политики, находясь на совершенно противоположных позициях, повторяют только одно высказывание Петра Аркадьевича, хорошо ими усвоенное: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!». В
т
этих потрясениях постсоветской России ставка ими делалась в 90-е годы в первую очередь на этнический фактор. И как следствие разброда в умах по этому вопросу, Российское общество с тяжелыми потерями вышло из состояния кровопролитных межэтнических конфликтов. В это противостояние втянуты и Вооруженные Силы. Российская армия расхлебала с большими в первую очередь нравственными потерями заваренную кашу противостояния в постсоветском пространстве и внутри страны. Особая роль армии и сложность выполнения возложенных на нее задач в этих внутригосударственных конфликтах заключалась в том, что она сама является частью многонационального российского общества. Именно в армии как нигде более остро сфокусированы и проявляются все межэтнические, межконфессиональные проблемы общества, и более того она обладает разрушающим оружием которое находится в руках воинов различной национальности и конфессиональной принадлежности.
С одной стороны, реформирование многонациональных Вооруженных Сил России сегодня происходит в условиях, когда проявления этноэгоизма, этноцентризма и шовинизма являются благоприятной почвой для возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов и их радикализации. Не только Концепция национальной безопасности России, но и на данный аспект проблемы недвусмысленно указывает военная доктрина Российской Федерации, где в качестве дестабилизирующих факторов военно-политической обстановки давно отмечается усиление национального, этнического экстремизма1. В связи с этим очевидно, что важнейшей задачей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в числе многих происходящих в последнее время преобразований в России является и формирование гармоничных межнациональных отношений в Вооруженных Силах2.
С другой стороны, принципы развития военной организации государства предусматривают жесткую централизацию руководства, единоначалие, единство обучения и воспитания, координацию деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций в интересах
1 См.: Военная доктрина Российской Федерации. Указ Президента РФ № 706 от 21 апреля 2000 г.
2 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ № 1300 от 17 декабря 1997 г.
- *
безопасности страны. Руководство Вооруженными силами . предполагает только единую систему подготовки всех органов государственной власти на всех уровнях. При рассмотрении этноконфессиональной проблематики в системе военного строительства Российской Федерации сегодня можно выделить три таких уровня, на которых затрагиваются и практически решаются эти проблемы. Первый уровень - это уровень федерального центра, которому согласно Конституции Российской Федерации и принадлежат функции военного строительства и применения Вооруженных Сил. Второй уровень - это уровень субъектов Российской Федерации, которым отведены немалые функции в военном строительстве, подготовки, комплектования армии личным составом и т.д., третий уровень - это непосредственно Вооруженные Силы Российсой Федерации, крупные объединения, соединения оперативно-стратегического масштаба и части, подразделения, тактического масштаба и воинские коллективы, расчеты и экипажи в которых плечом к плечу служат воины различной этноконфессиональной принадлежности и которые непосредственно владеют оружием огромной разрушительной силы. Особо следует остановиться исследователям и практикам на этногеополитический уровень проблемы - это межгосударственные военные коалиции с участием Вооруженных Сил Российской Федерации. Как видим, цели и задачи эт-ноконфессионального обеспечения военного строительства и по уровням и по содержанию столь внушительны и серьезны, что требуют системного подхода и концептуальной разработки его содержания. Задача в целом заключается во всестороннем обеспечении тесного взаимодействия и взаимосвязи власти, общества и армии, чтобы принимаемые на всех уровнях военно-политические решения, с одной стороны, не противоречили основным принципам строительства единой армии, а с другой - учитывали бы интересы субъектов Федерации в пределах компетенции и полномочий, определенных в Конституции РФ.
Наиболее важным остается формирование сознательного отношения населения страны всех субъектов Российской Федерации к решению задач по обеспечению военной безопасно-сти3. На территории Российской Федерации проживает свыше 170 этносов, имеющих правовую возможность военной служ-
3 См.: Военная доктрина Российской Федерации. Указ Президента РФ № 706 от 21 апреля 2000 г. '
■■■; ,' Альманах «Казачество» ■' ■ '
. бы4. Уже сам этот факт определяет значимость учета этнических начал в военном строительстве Российской Федерации. Проблема актуальна и потому, что значительно возросли невоенные, миротворческие функции Вооруженных Сил. В военной доктрине в качестве основ применения Вооруженных Сил они выражены в форме контртеррористической и миротворческой операции. Возрастание «невоенных» функций армии сегодня рассматривается как вынужденное средство урегулирования внутренних угроз, особенно межконфессиональных и этнополитических конфликтов. Опыт миротворческих и контртеррористических операций свидетельствует о наличии серьезных проблем комплектования подразделений, участвующих в урегулировании такого рода конфликтов представителями отдельных национальностей, особенно из зон не только самих конфликтов. Эти проблемы, как правило, возникают на уровне субъектов Российской Федерации и исходят из имеющихся проблем государственно-политического обустройства.
Ясно одно, что только количественные параметры прохождения военной службы народами России не могут быть критерием эффективности военной доктрины или национальной политики в армии и их выверенности на случай войны.
Из этого вытекает необходимость объективного осмысления исторического прошлого многонациональной российской армии. Проблемы реформирования армии в последнее время стали объектом пристального внимания не только военных, но и политиков, ученых, активистов общественных движений, широкой общественности. Многие из них хотя видят эти проблемы в тиши кабинетов или с трибун теоретических конференций. Предложения по реформированию армии исходят и от тех, кто или не стоял в солдатском строю или же недавно открыто бойкотировал военную службу в рядах российской армии, считая ее рабством. Военная история российских народов, наверное, проявляется в том, что все народы России во все времена честно служили ей и никогда не поддавались на такие призывы.
Показать эти подвиги и великие свершения народов России плечом к плечу с русским солдатом - одна из задача нашего времени. Долг политиков и военных вернуться к этим истокам, переосмыслить их значение для консолидации всех народов, живущих в Российской Федерации.
Основные задачи и направления демократических преоб-
' 4 См.: Конституция Российской Федерации. М., 1996.
разований в современной армии обозначены в Конституции . России, в Концепции национальной безопасности страны. Вопросы, касающиеся непосредственных проблем формирования многонациональных воинских коллективов, частично отражены в концепции государственной национальной политики. Она ставит своей целью необходимость разработки программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему обучения в воинских частях и подразделениях5.
Мы более подробно остановимся на практической значимости проблем формирования многонациональных воинских коллективов, что определяется необходимостью более глубокого осмысления происходящих перемен в современном социально-политическом развитии России, разработки научных подходов, потребности политико-правового обеспечения демократических начал в реформировании воинских коллективов.
Внимание к исследуемой проблематике обусловлено тем, что ее разработка в научной литературе прежних лет страдала чрезмерной политизацией и идеологизацией. Здесь необходим чисто профессиональный подход и в тоже время комплексное исследование национальных проблем в армии. Этот подход диктует необходимость поиска и отработки новых форм, способов и средств военно-патриотического воспитания в новых демократических, социально-политических, этногеополити-ческих условиях развития страны.
Вопросы военного строительства в многонациональном Российском государстве, роли и места национального фактора в этом процессе, а также формирования многонациональных воинских коллективов разрабатывались многими российскими учеными, политиками, военными деятелями. Наибольший интерес к этой проблеме, естественно, стал проявляться с созданием регулярной армии в России. Они отражены, в частности, в трудах русских военных деятелей: Петра I, П.А.Румянцева, А.В.Суворова, Г.Ф.Покровского, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, И.П.Маслова, Д.А.Коробчевского, А.А.Бильдеринга, Н.П.Михневича, Н.Д.Бу-товского, С.К.Гершельмана, Л.В.Евдокимова, В.Н.Халтурина, К.М.Вольфа, А.В.Полторацкого, К.И.Дружинина, Г.Е.Шумкова и
5 См.: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. М., 1997. '
,/4-i ifö,:
др.6. В этих работах рассматривались, кроме чисто военных вопросов солидный пласт национально-психологических проблем в русской армии. Во многих работах обоснованы социальные, биологические, демографические и природно-географические предпосылки, влияющие на профессиональную подготовку, моральное состояние воинов разных национальностей, необходимость учета этих факторов в процессе воспитания и обучения.
Для исследования национальных начал в военном деле немалый интерес представляют работа знатока древности академика Б.Д.Грекова «Киевская Русь»7 исследования Б.А.Рыбакова8 и А.В.Арциховского о военном деле и вооружении войск Древней Руси9.
В работах Л.Г.Бескровного, П.А.Зайончковского, А.Г.Кав-тарадзе и др., посвященных русской армии, изложены многие аспекты влияния национального фактора на военное искусство. В них содержатся сведения, несомненно представляющие интерес по истории Российской армии в т.ч. по численности и составу офицерского корпуса России10.
Следует отметить, что национальный вопрос как отдельный предмет исследования в русской армии не рассматривался. Но он всегда достойно занимал и занимает важное место в ее истории, т.к. без его учета не могла существовать и сама армия России.
Национальные аспекты военного строительства в советский период рассмотрены достаточно широко. Но они, как
6 См.: Указы Петра Великого с 1714 по 1725 гг. СПб.: Изд-во Импер. АН, 1777; Румянцев П.А. Документы. М.: Воениздат, 1953. Т. 1; Суворов А.В. Документы. М.: Воениздат, 1952. Т. 3.; Покровский Г.Ф. Рассуждение о войне и свойствах воину нужных. М.: Универс. тип., 1810; Нахимов П.С. Документы и материалы. М.: Воениздат, 1954; Драгомиров М.И. Учебник тактики. Киев, 1910; Маслов И.П. Научные исследования по тактике. СПб., 1896. Ч. II; Коробчевский Д.А. Психология войны. СПб., 1892; Биль-деринг А.А. Разведчики // Русский инвалид. 1887. № 43; Бутовский Н.Д. О способах обучения и воспитания современного солдата. СПб., 1908. Т.1; Гершельман С.К. Нравственный элемент в руках А.В.Суворова. Гродн. губ. тип, 1900; Евдокимов Л.В. Нравственная статистика армии // Досуги Марса. 1887. № 2; Халтурин В.Н. Психологическое обоснование военной дисциплины // Критический очерк. СПб., 1896; Вольф К.М. Наши унтера. СПб., 1900; Полторацкий А.В. Шведская гимнастика // Русский инвалид. Приложение 2. 1909; Дружинин К.И. Воинский дух // Офицерская жизнь. 1991. № 269; Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражений. СПб., 1905. Выпуск 1.
7 См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. Учпедгиз, 1949. С. 510.
8 См.: Рыбаков Б.Д. Русское военное искусство XXIII вв. М., 1945.
9 См.: История культуры Древней Руси. Т. I. Академия наук СССР. М., 1948. Главы 10 и 11.
10 См.: Бескровный Л.Г. Русское военное искусство XIX в. М.: Наука, 1974; Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX в. М.: Наука, 1970; Он же. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Наука, 1978; Кавтарадзе А.Г. Военные специалисты на службе Республики Советов. 1917-1920 гг. М.: Наука, 1988.
' *
правило, имеют классовую, партийную направленность. В . этом плане выделяются работы многих советских государственных, партийных и военных деятелей. Автор остановил свой выбор на трудах Зайцева А, Краснова П.Н, Ильина И.А, Маккихэна И. и Кэмпбелла Р.Е., Фрунзе М.В. и др.11.
Проблемы формирования многонациональных воинских коллективов в условиях постсоветских преобразований рассмотрены в трудах и публикациях этого периода. А.Белько-ва, Ю.Белова, Р.Гайнутдина, В.М.Дейнекина, П.И.Зайцева, Г.А.Зюганова, В.Косарева, А.Лебедева, А.Д.Лизичева, В.Мухина,
A.Овечкина, О.Онколенко, Е.С.Ушакова, К.М.Цаголова,
B.И.Шерпаева, Н.Ф.Шубина и др12.
Широк спектр работ, изучающих влияние национально-психологических особенностей на боевую подготову и боевую деятельность на опыте иностранных армий. Но эти работы появились в основном в советский период. Это труды В.Бычкова, М.Джури, Е.Ефименко, А.Конакова, А.Хачай и др.13. В этих
11 См.: Зайцев А. Интернационализация Красной Армии // Военная мысль в изгнании. Выпуск 16. М., 1999; Краснов П.Н. Душа армии: очерки по военной психологии, Берлин. 1927; Ильин И.А. О христолюбивом воинстве // Россия, 1939, 30 апреля; Маккихэн И. и Кэмпбелл Р.Е. Межнациональные конфликты в Советской Армии // Социологические исследования. 1992. № 1; Фрунзе М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1977.
12 См.: Бельков О.А. Культура межнационального общения в воинском коллективе. М.: Наука, 1998; Ушаков Е.С. Сплочение многонациональных воинских коллективов - важное условие высокой боевой готовности Советских ВС. М., 1989.; Лизичев А.Д. Обновление интернационального воспитания. М., 1989; Зайцев П.И. Особенности интернационального воспитания советских воинов в современных условиях // Партийно-политическая работа по организации межнациональных отношений в армии и на флоте. М., 1990; Этнокультурные и национальные проблемы общества и армии // Военная мысль. 1990. № 11; Шерпаев В.И. Моральный дух российской армии. Екатеринбург, 1999; Шубин Н.Ф. Актуальные проблемы перестройки интернационального воспитания советских воинов // Перестройка в Советских Вооруженных силах: опыт и проблемы. М., 1990; Онколенко О. У российской армии славянское лицо: А самой «военной» религией является православие // Сегодня. 1998. 4 декабря; Иванов В. Национальный вопрос в военном строительстве: опыт отечественной истории и его использование в сплочении многонациональных воинских коллективов // Ориентир. 1998. № 6; Зюганов Г.А. Национальные проблемы в Вооруженных Силах // Военная реформа: оценка угроз национальной безопасности России. М., 1997.; Гайнутдин Р. «Верши добро сегодня»: Влияние мусульманских традиций на повседневную жизнедеятельность армии и флота // Ориентир. 1995. № 2; Цаголов. К. Цивилизационное решение проблем межнациональных отношений // Ориентир. 1994. № 2; Мухин В. Славянский фактор в армиях «мусульманских» государств СНГ // Армия. 1994. № 10; Косарев В. Знай и уважай национальные особенности твоих сослуживцев, будь терпим к ним // Аргумент. 1993. № 4; Белов Ю. Национальное в военном деле // Вестник ПВО. 1993. № 6; Лебедев А. Национальные отношения и подготовка войск // Вестник ПВО. 1993. № 7 и др.
13 См.: Ефименко Е.Н. Национально-психологические особенности китайских военнослужащих // Информационный сборник. 1999. № 3; Хачай А.И. '
. работах в большей степени анализируется влияние национально-психологических особенностей военнослужащих на боевые возможности многонациональных воинских коллективов.
Общие подходы к изучению межнациональных проблем в армии отражены в трудах Р.Г.Абдулатипова, А.М.Арбузова, Л.ПАр-ской, А.Ф.Дашдамирова, К.В.Калининой, А.А.Мацнева и др.14.
Тем не менее анализ публикаций по проблемам национально политики в армии свидетельствует, что пока в современной отечественной науке еще не сложились четкие представления о концептуальных ее аспектах и особенно важно о механизмах ее реализации. Главное направление действий видится в использовании самобытного потенциала народов России, их исторического опыта в обеспечении безопасности России. Недостаточен анализ последствий неконституционного взаимоотношения центральной и местных властей постсоветского времени и их влияния на проблемы не столько строительства армии, формирование боеспособных воинских коллективов, но особенно важно на ее применение в условиях внутригосударственных конфликтов. Мы стали свидетелями, когда ряд руководителей субъектов Российской Федерации в условиях вооруженного конфликта на Северном Кавказе проигнорировали, мягко выражаясь, решение Верховного Главнокомандующего о применении Вооруженной Силы для его локализации. Эти вопросы пока не стали предметом комплексного исследования в контексте обеспечения национальной безопасности России во взаимосвязи с национальной политикой
Национально-психологические особенности японских военнослужащих // Социально-психологические и военно-полит. проблемы. АТР. 1998; Шигов М.В. Национально-психологические особенности военнослужащих бундесвера // ИнФ. сборник. 1998. № 3; Джури М. Решение некоторых расовых и этнических проблем в Вооруженных Силах США // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 7; Конаков А. О национально-психологических особенностях американских военнослужащих // ИнФ. сборник. 1998. № 1; Бычков В.О. Национально-психологические особенности английских военнослужащих // ИнФ. сборник. 1997. № 1.
14 См.: Абдулатипов Р.Г. Вопросы национальных и федеративных отношений. 4.II. М., 1997; Арбузов А.М. Деятельность командиров, политработников и партийных организаций по сплочению многонациональных воинских коллективов, формированию в них уставных взаимоотношений // Деятельность командиров, политработников по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в армии и на флоте. М., 1990; Арская Л.П. Россия: в поисках стратегии безопасности (проблемы безопасности, ограничения вооружений и миротворчества. РАН. ИМЭМО. Центр полит. и военн. прогнозов. М.: Наука, 1996; Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы принципы // Известия академии педаг. и социальн. наук. IV М., 2000; Калинина К.В. Национально-культурная политика России и национальная безопасность. М.: РАГС, 1999; Мацнев А.А. Национализм: генезис, сущность, эволюция // Вопросы межнациональных и федеративных отношений М.: РАГС, 1995.
и военной доктрины Российской Федерации. Несомненно, . рассматриваемая проблема намного шире, чем проблемы самой армии. Она больше всего затрагивает этнополитическую сферу обеспечения военного строительства, а именно вопросы совершенствования национальных и федеративных отношений. Только более тесная консолидация многонационального российского общества может вывести на более высокий уровень боевые возможности российских Вооруженных Сил и безопасность страны.
Важной составляющей национальной политики в армии должен являться анализ военного строительства в истории России и спроецирование его на сегодняшние проблемы в армии. Этот опыт действительно очень богат и не использовать его сегодня просто нельзя. В связи с этим уместно рассматривать следующие подходы в этой области:
- объективно показать исторический опыт учета национального фактора в военном строительстве России;
- проанализировать и оценить на примере исторического опыта, политико-правовые механизмы строительства российской армии;
- продемонстрировать процесс формирования современной многонациональной армии России и возникающие в ходе его проблемы в контексте развития национальных и федеративных отношений в Российской Федерации;
- осветить теоретически-правовые аспекты регулирования национальных проблем в военном строительстве и степень их влияния на формирование многонациональных воинских коллективов на примере законодательства субъектов Российской Федерации и опыта зарубежных армий;
- рассмотреть национальные аспекты военного строительства и проблемы формирования многонациональных воинских коллективов в контексте государственной национальной политики Российской Федерации;
- предложить конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности военных органов, касающиеся учета и использования национальных и конфессиональных аспектов в военном строительстве.
Теоретической и источниковой базой аналогичных работ могут являться результаты научных разработок в области национальных и федеративных отношений в обществе и армии, а также политологического, философского, государствовед- .
. ческого, психологического, социологического, исторического направлений и существующая нормативно-правовая база международного, федерального и особенно уровней национально-территориальных образований страны.
Важной источниковой базой естественно будут являться материалы Министерства обороны, архивные материалы ГАРФ, РГВИА, ЦАМО РФ, ГИМ, ГАКО, ЦИАМ.
Методологической основой исследований могут служить сравнительно-исторический метод, применяемый в исследовании межэтнических процессов, методы конкретного и системного анализа, ориентирующие на комплексное изучение проблем военного строительства в процессе становления национальных и федеративных отношений в России, широко может применяться в этой области метод политологического анализа и специфические методы изучения проблем военного строительства.
Научная новизна работ, связанных с исследованиями проблем национальной политики в армии, может представлять сегодня собой комплексное исследование места и роли этно-конфессионального фактора в целом в военном строительстве. Такой комплексный подход подразумевает военно-политический, национальный и федеративный аспект рассматриваемой проблематики в условиях резкой радикализации мусульманского мира. И этот вопрос сегодня непосредственно связан с вопросами военно-политического обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
При опоре на исследованные документы, источники и литературу естественно следует осмыслить, что становление многонациональной армии - это длительный процесс, сопряженный с мучительными поисками. И он связан непосредственно с историческим опытом российской государственности и он является ключевым моментом в становлении армии России.
Видение путей оптимизации межнациональных отношений в российской армии в условиях социально-экономических и политических реформ сегодняшней России многопланово. Разнообразна и попытка применения исторического опыта строительства русской армии на практике военного строительства. В этой связи важно стремиться обратить внимание на архивные материалы, ранее не использовавшиеся в практике разработки национальных проблем в армии. Многие из них еще не стали еще достоянием науч. ной общественности.