Научная статья на тему 'Гражданско-военные отношения в современной России: необходимость трансформации'

Гражданско-военные отношения в современной России: необходимость трансформации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2128
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ВОЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРМИЯ / ПРЕСТИЖ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ / ВОЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / CIVIL-MILITARY RELATIONS / NATIONAL SECURITY / PROFESSIONAL ARMY / THE PRESTIGE OF THE ARMED FORCES / MILITARY AND SOCIAL POLICIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Певень Леонид Васильевич

Рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия гражданского общества и государства по вопросам военного строительства и обеспечения военной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-MILITARY RELATIONS IN CONTEMPORARY RUSSIA: THE NEED FOR TRANSFORMATION

The article deals with current problems of interaction between civil society and the state on military construction and military security of the state.

Текст научной работы на тему «Гражданско-военные отношения в современной России: необходимость трансформации»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Л. В. Певень

ГРАЖДАНСКО-ВОЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия гражданского общества и государства по вопросам военного строительства и обеспечения военной безопасности страны.

Ключевые слова: гражданско-военные отношения, национальная безопасность, профессиональная армия, престиж вооруженных сил, военно-социальная политика.

Современная трактовка гражданско-военных отношений предполагает, что как общественно-политическое и социальное явление они представляют собой систему функциональных взаимосвязей, проявляемых во всех сферах общественной жизни между обществом и Вооруженными Силами по поводу реализации основных жизненно важных интересов личности, общества и государства, рассматриваемых в контексте обеспечения военной безопасности.

По образному выражению Гегеля, гражданское общество представляя собой «...базис государства, способ его существования»1, одновременно является атрибутом, обеспечивающим функционирование государственных структур, через которые происходит выражение жизненноважных интересов граждан, в том числе в отношении обеспечения безопасности. Сущность и смысловое содержание функционального императива эффективной военной организации на институциональном уровне заключается в создании такой системы отношений между гражданскими и военными структурами, которая с максимальной надежностью обеспечивала бы военную безопасность при минимальных потерях для других общественных ценностей.

В своей сути военно-гражданские отношения предполагают проявление демократического гражданского контроля не только в отношении принятия государственных решений в оборонной сфере, но и, собственно

1 Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - С. 346.

говоря, во всех сферах взаимодействия гражданского общества с военной организацией государства1.

В связи с этим вопрос о трансформации гражданско-военных отношений в России актуален по той простой причине, что роль ее Вооруженных Сил в обеспечении национальных интересов и военной безопасности в настоящее время неуклонно повышается. Военной силе в настоящее время отводится если не главная, то весьма важная роль в определении современного миропорядка, а в мире довольно очевидно определились тенденции, явно затрагивающие интересы безопасности России2.

Во-первых, у большинства развитых государств мира растут военные расходы и экспорт вооружений. По данным Боннского международного центра конверсии, в 2007 г. военные расходы достигли рекордного показателя в 1,2 трлн долл., а в реальном исчислении за период 2001-2007 гг. они увеличились на 30%3.

Во-вторых, разрушается сложившаяся по итогам Второй мировой войны система международной безопасности, базирующаяся на принципах Устава ООН, а переговоры по ограничениям вооружениям заморожены.

В-третьих, США и НАТО создают новую международную правовую базу по расширению и легитимизации ситуаций, при которых допустимо применение ядерного оружия, что ведет к понижению порога его применения.

В-четвертых, в мире совершенствуется оружие массового поражения, в военном деле используются новые технологии, создается оружие на новых физических принципах.

В-пятых, гонка вооружений вышла в космическое пространство, а воздушная среда, Мировой океан, все континенты земли превращаются в глобальный театр военных действий.

В-шестых, несмотря на фиаско однополярной модели мироустройства во главе с США, военной силе в настоящее время отводится если не главная, то весьма важная роль в определении современного миропорядка. Количество вооруженных конфликтов возрастает, они принимают характер сетевой войны.

В-седьмых, военная, политическая, дипломатическая, экономическая и информационная поддержка США и многих стран НАТО создания Косово за счет территориальной целостности и суверенитета другого государства создает базовую модель для грядущего передела мира.

1 См.: Корякин, В.М., Певень, Л.В. Стратегия социального развития Вооруженных Сил России - путь к качественному изменению военно-гражданских отношений // Право в Вооруженных Силах. - 2008. - № 1. - С. 2-11.

2 См.: Возжеников, А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 4.

3 См.: Ивашов, Л. Безопасность - главный нацпроект России // Независимое военное обозрение. - 2008. № 19. - 6-19 июня.

Эти обстоятельства обуславливают возрастание роли Вооруженных Сил на данном историческом этапе развития страны, и определяют внешний аспект, определяющий необходимость совершенствования гражданско-военных отношений в интересах обеспечения национальной безопасности России. Становиться очевидным, что политико-правовые проблемы развития гражданско-военных отношений, учитывая внутренние угрозы и опасности, вызванные современными социально-политическими и экономическими противоречиями в российском обществе, приобретают в новых условиях уже иное содержание и форму.

Отметим прежде всего дифференциацию доходов населения, стагнацию социально-экономического положения семей военнослужащих, продолжающееся падение престижа и привлекательности военной службы, повышение в армии роли структур, предназначенных для решения задач по формированию высокого морально-психологического духа военнослужащих, необходимость совершенствования военнослужебных отношений в воинских коллективах и многое другое.

Эти проблемы наряду с общественной необходимостью формирования оборонного сознания и толерантности у населения России определяют внутренний аспект совершенствования гражданско-военных отношений в российском обществе.

Не следует забывать, что Россия вступила в XXI в., преодолевая точку невозврата из состояния аномии, когда ослабление государственной власти поставило под угрозу само ее существование, ее суверенитет, независимость и территориальную целостность. Казалось бы, никто и ничто не могло уже спасти Россию от потери государственности. «Армия была фактически деморализована и небоеготова», - отмечал В.В. Путин, будучи Президентом Российской Федерации, - «.денежное довольствие военнослужащих было откровенно нищенским, да и выплачивалось несвоевременно. Техника стремительно устаревала. Предприятия оборонно-промышленного комплекса задыхались в долгах, теряли кадры и производственную базу. Сама Россия представляла из себя «лоскутную» территорию. В большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции России»1.

Системный кризис удалось во многом преодолеть. Сейчас Россия возрождается. Возросли и социальные ожидания населения.

Общество стало более требовательным к политической власти, что привело к усилению социальной направленности реформирования России через реализацию национальных проектов. В свою очередь актуализация внешних и внутренних факторов, представляющих в настоящее время угрозы жизненно важным интересам государства, общества и личности формируют социальную потребность в трансформации гражданско-

1 Путин, В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии разтияия Рсссии до 2020 года ». - М., 2008. - 8 ноября.

военных отношений с целью эффективного обеспечения национальной безопасности. Ведь в оборонной сфере затрагиваются интересы гражданского общества, а не узкие и ограниченные интересы какой-то одной социальной группы или общественно-политического института, которые пытаются кулуарно решать проблемы обеспечения военной безопасности1.

Практические задачи обеспечения национальной безопасности в современных геополитических, геоэкономических, социокультурных и правовых условиях обязывают общество и государство к действиям по формированию качественно иной политической модели взаимодействия гражданского общества и армии, что отвечало бы, в том числе, и новым условиям позиционирования России на международной арене как поборника справедливых и равных отношений в многополярном мире2.

Прежде всего, необходима переоценка социальной политики государства по отношению к военнослужащим. Основное содержание новой модели гражданско-военных отношений обусловлено необходимостью вывода военно-социальной сферы из кризисного состояния, в котором она оказалась в постсоветский период, что справедливо по отношению к задачам строительства современных Вооруженных Сил в России.

Состояние престижа армии и привлекательности военной службы в российском обществе не может удовлетворять ни потребностям большинства населения страны, ни тем более, военнослужащим и членам их семей (см. график 1).

10,8 0,6 0,4 0,2 0-0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1

Апрель Октябрь Апрель Октябрь Апрель Октябрь Апрель Ноябрь Апрель 2004 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. 2008 г.

Индекс «престиж военной службы» (Ipvs) рассчитывается как разница между суммой положительных и средних оценок и суммой отрицательных оценок, с учетом коэффициентов k1-5=(+1,0;+0,5;+0,33;-0,5;-1,0), приведенных к предельным значениям интервала (от max = +1,0 до min = -1,0).

-4---

Г" Солдаты (матросы), сержанты (старшины) Офицеры и прапорщики (мичманы)

График 1. Изменение индекса «престиж военной службы» в 2004-2007 гг. (по мнению военнослужащих, в баллах по шкале от +1,0 до -1,0)

1 См.: Золотарев, В.А. Элемент демократии. России предстоит выработать свою оптимальную модель гражданского контроля над армией // Независимое военное обозрение. - 2004. - № 36.

2 См.: Кузнецов, В.Н. Безопасность и справедливость как смысл стратегии развития России в XXI веке // Навигут. - 2008. - № 2.

В наиболее сложном социально-экономическом положении оказались семьи офицеров Вооруженных Сил. Их бедственное положение полностью подтверждается результатами опросов независимых российских социологических организаций. Так, по данным ВЦИОМ, 40% опрошенных россиян независимо от социального положения признало, что семьи военнослужащих в настоящее время живут бедно, ниже средне российского уровня, а большинство - 58% россиян считают, что социально-экономическое положение военнослужащих должно находиться выше общероссийского среднестатистического уровня.

Результаты ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих свидетельствуют, что уровень материального достатка их семей уже длительное время продолжает оставаться неадекватным затратам воинского труда1.

Обострение этих социальных проблем в военно-политической сфере ведет к снижению способности армии эффективно выполнять возложенные на нее государственные функции по обеспечению безопасности развития Российской Федерации и сдерживанию потенциальных угроз национальной безопасности

Справедливости ради, следует отметить, что в последнее время в Минобороны России предпринимаются целенаправленные меры по улучшению социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей*. Но гражданское общество должно постоянно контролировать социально-правовой статус военнослужащих, а его состояние - верный социальный индикатор гражданско-военных отношений. Ведь не случайно, что в развитых демократических государствах зрелость гражданского общества определяется тем, как обеспечивается развитие и сохранение «человеческого капитала» в армии.

В связи с этим необходимо выделить три момента:

1. В интересах политической стабильности российского общества и государства военнослужащие по уровню своего материального положения должны соответствовать среднему классу.

2. Отрицательное социальное самочувствие не стимулирует продление военнослужащими контрактов о прохождении военной службы. Все больше молодых офицеров, разочаровавшихся в военной службе, покидают Вооруженные Силы.

3. Темпы роста текущих доходов семей военнослужащих их денежного довольствия уступают темпам роста аналогичных показателей для населения страны. Военнослужащие устойчиво полагают, что уровень жизни

1 См.: Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2007 году. - М.: Министерство обороны РФ, 2008.

* 28 марта 2008 г на Коллегии Министерства обороны Российской Федерации утверждена «Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года».

населения выше, чем у военнослужащих. Это не может не сказываться на привлекательности военной службы (см. график 2).

Население живет Уровень жизни Уровень жизни Уровень жизни Население живет Затруднились значительно населения одинаковый населения крайне бедно ответить лучше несколько выше несколько ниже

График 2. Сравнительная оценка социально-экономического положения населения и военнослужащих в 2007 году (по мнению военнослужащих, в %)

Вместе с тем можно констатировать, что социальный аспект в граж-данско-военных отношениях наиболее ярко свидетельствует о накопившихся проблемах в российском государстве и обществе, связанных с недооценкой социальной значимости воинского труда. Анализ мирового опыта взаимодействия военной сферы и гражданского общества, свидетельствует, что на состояние гражданско-военных отношений влияет направленность постоянно действующих и динамически изменяющихся социально-политических факторов.

Поэтому представляется, что трансформация гражданско-военных отношений в России должна учитывать характер и направленность социально-политических факторов во всех сферах общественной жизни:

В политической сфере гражданско-военные отношения характеризуются состоянием гражданского контроля над вооруженными силами, что во многом определяет устойчивость политической стабильности общества. В демократических государствах существует симбиоз двух форм гражданского контроля над вооруженными силами - субъективный и объективный (либеральный) гражданский контроль.

Самуэль Хантингтон, первый, кто сформулировал понятия субъективного и объективного гражданского контроля над вооруженными силами, показал, что обе эти формы гражданского контроля преследуют одну и туже цель - максимальное усиление гражданской власти по отношению к власти военных структур и устранение влияние военных на политику. Однако методы достижения этих целей у субъективного и объективного гражданского контроля радикально отличны друг от друга1.

1 Samuel, P. Huntington. The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations. - Belknap/Harvard, Cambridge, 1985. - P. 80.

Политический опыт свидетельствует:

обеспечение политической стабильности общества во многом обусловлено реализацией принципов объективного гражданского контроля над армией, такими, как:

обеспечение соответствия военной политики, военной доктрины, состояния вооруженных сил объективным потребностям военной безопасности государства;

исключение возможности незаконного использования армии для вмешательства в дела общества и государства;

обеспечение достойного социального положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

обеспечение развития военно-служебных отношений на гуманной и правовой основах, соблюдения прав и свобод военнослужащих;

обеспечение воспитания военнослужащих в духе верности идеалам Конституции.

В социально-правовой сфере в настоящее время необходима переориентация военно-социальной политики государства с реализации функции социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, которая основана на обеспечении «защиты» минимальных жизненных стандартов, на военно-социальную политику, которая в условиях становления и развития рыночной экономики в стране должна иметь «наступательный» социально опережающий характер.

Воинский труд, содержание которого непосредственно связано с обеспечением военной безопасности государства, общества и личности каждого гражданина должен получить адекватную социально-экономическую оценку в Российской Федерации. Одним из принципиальных вопросов является участие военнослужащих и членов их семей в формировании среднего класса в России.

В связи с этим, за период строительства новой российской армии определилась общественная потребность к безотлагательному принятию мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, а также ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В социально-экономической сфере важнейшим условием социальных преобразований в Вооруженных Силах является их финансовое обеспечение. Анализ динамики военных расходов, структуры расходов бюджета за период 1999 - 2007 гг. свидетельствует о том, что социально-экономическое обеспечение, несмотря на относительный рост расходов на содержание военнослужащих финансировалось по остаточному принципу.

Вместе с тем практика военного строительства в современной России убедительно показала, что требуется программно-целевое распределение, планирование и использование ресурсов, выделяемых на материальное обеспечение военнослужащих и членов их семей.

В настоящее время, по сути, стоит вопрос об усилении социальной направленности военного строительства и созданию социальных механизмов стимулирования добросовестной службы военнослужащих, восстановления и поддержания на необходимом уровне их морально-психологического и физиологического потенциалов.

В социокультурный (нравственно-духовной) сфере следует отметить, что специфическим для русского менталитета и русской культурно-исторической традиции является не столько собственно военное начало, сколько начало служения - службы своему Отечеству.

Соответственно Российское государство следует рассматривать не столько как специфическую военную организацию, а как гигантскую служебную организацию, выполняющую важную роль по социализации наиболее ущемленных слоев населения страны, а Вооруженные Силы как канал восходящей социальной мобильности дающую возможность российской молодежи для «социального старта».

В настоящее время роль социокультурных факторов становиться весьма значительной. Например, воспитание патриотизма, государственности, служения Отечеству как духовная альтернатива коррупции и криминализации общества.

В военной сфере стоит задача формирования эффективного организационно-правового и социально-экономического механизма, направленного на приведение структуры и организации Вооруженных Сил в соответствие с жизненно важными национальными интересами страны, ее геополитическими особенностями и военной доктриной государства, а также ресурсами на создание и совершенствование армии.

Одной из основных проблем является переход Вооруженных Сил к комплектованию воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, что предполагает совершенствование военно-служебных отношений на принципах соблюдения прав человека в военной форме.

В долгосрочной перспективе профессиональная армия в условиях укрепления демократии и права в общественных отношениях становиться все больше связующим звеном между государством и гражданским обществом, так как в профессиональной армии создаются все условия по обеспечению социальных гарантий воинского труда, обеспечении его приоритетности, значимости и престижности по созданию благоприятных возможностей для саморазвития и самоутверждения личности воина.

Реализация этих направлений, на наш взгляд, будет способствовать формированию качественно иной политической модели взаимодействия гражданского общества и армии по обеспечению жизненно важных интересов личности, общества и государства в современных геополитических, геоэкономических, социокультурных и правовых условиях, к чему обязывают практические задачи обеспечения национальной безопасности.

Список литературы

1. Возжеников, А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

2. Корякин, В.М., Певень, Л.В. Стратегия социального развития Вооруженных Сил России - путь к качественному изменению военно-гражданских отношений // Право в Вооруженных Силах. - 2008. - № 1.

3. Кузнецов, В.Н. Безопасность и справедливость как смысл стратегии развития России в XXI веке // Навигут. - 2008. - № 2.

4. Samuel, P. Huntington. The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations. - Belknap/Harvard, Cambridge, 1985.

© Певень Л.В., 2009

Т.Ю. Чеснокова

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЯН О КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Аннотация. В статье на основе данных исследования, проведенного в Санкт-Петербурге в декабре 20007 г., анализируются представления россиян (на примере петербуржцев) о коррупции.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, чиновничество, бюрократия, злоупотребления, власть.

В декабре 2007 г. в Санкт-Петербурге в было проведено исследование, в котором приняли участие 400 человек, из них 224 женщины и 176 мужчин, средний возраст участников исследования - 44,6 лет, возрастной размах - 18-72 года; выборка районирована и квотирована по полу и возрасту для Петербурга*. Это было время очень высокой политической активности в стране; в начале декабря прошли выборы в Государственную Думу, началась кампания по выборам президента России.

Исследование проведено в рамках подготовки диссертации на тему «Отношение народа к власти» на кафедре психологии человека в Санкт-

* Данные получены в ходе психологического опроса 400 петербуржцев в декабре 2007 года. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, с какими тремя словами у них в первую очередь ассоциируется слово коррупция. Целью исследования было, в том числе определить место коррупции в системе взаимоотношений власть-народ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.