УДК 37.02
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-161-173
РОССИЙСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сахарчук Е.С.
Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация. В статье исследуется проблема методологического обоснования научно-прикладных разработок в области профессионального образования в русле развития его конкурентоспособности на международном уровне. Обосновывается идея отражения в методологии педагогических исследований международного контекста, излагаются основные параметры соответствующей исследовательской процедуры. Значимость работы заключается: 1) во введении в научный оборот понятия «исследовательская процедура учета контекста глобальной информационно-образовательной среды»; 2) в разработке структуры данной процедуры. Используются следующие методы: сравнительный анализ, индуктивный метод, изучение передового зарубежного опыта, синтез, метод экстраполирования. Практическая значимость заключается в возможности использования предложенной исследовательской процедуры при решении конкретных прикладных задач профессиональной педагогики. ^^H^HH^^^^^^I^^^H
Ключевые слова: глобальная информационно-образовательная среда, исследовательская процедура, научно-прикладные исследования в области профессиональной педагогики, конкурентоспособное образование.
RUSSIAN PROFESSIONAL EDUCATION IN THE INTERNATIONAL CONTEXT: METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE RESEARCH
E. Sakharchuk
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy ul, Mytischi, Moscow region, 141014, Russian Federation
Abstract. The article studies the problem of methodological substantiation of scientific and applied developments in the field of vocational education in the context of developing its competitiveness at the international level. The idea of reflecting the international context in pedagogical research methodology is substantiated, the main parameters of the corresponding research procedure are described. The significance of the work is: 1) in introducing into the scientific circulation the term "research procedure for taking into account the context of the global information and educational environment"; 2) in the development of the structure of the procedure. The following methods are used: the method of comparative analysis, the inductive method,
© CC BY Сахарчук Е.С., 2018.
Vi6y
the study of the progressive foreign experience, synthesis and the method of extrapolation. Practical significance lies in the possibility of using the proposed research procedure for solving specific applied problems of professional pedagogy.
Key words: global information and educational environment, research procedure, applied research in the field of professional pedagogy, competitive education.
К важнейшим задачам государственной политики в области модернизации российского образования относится задача достижения показателей деятельности, сопоставимых с лучшими мировыми образцами. В майском указе (2018 г.) Президента РФ В.В. Путина сформулирована цель обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования [23]. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на период до 2020 г. включает задачу реализации российской модели образования, способной учитывать внешние вызовы и тенденции [24]. В докладе Центра стратегических разработок и высшей школы экономики (2018 г.) предложены двенадцать решений для нового образования», в число которых вошли «экспорт образования» и «внедрение стандартов и технологий обучения, опережающих передовые мировые практики [5].
Достижение российским образованием передовых позиций на международном уровне становится одной из ключевых целей его развития, в связи с чем актуальной становится задача развития теории и методологии образования, включающих представления:
- о системообразующих факторах развития, условиях функционирования, структуре и содержании передовых зарубежных моделей образования;
- об аспектах, прежде всего гносеологического и аксиологического характера, формирования и развития глобаль-
ного образовательного пространства и его интеграционных механизмах.
В последние несколько лет учеными активно обсуждаются различные аспекты вхождения российской системы образования в глобальную образовательную среду «эпохи информационного общества». Сформировано представление об «информационно-образовательной среде» как о совокупности условий (социокультурных, политических, информационных, организационно-институциональных, нормативно-правовых, материально-технических, технологических, педагогических и др.) реализации субъектами образовательной деятельности потребностей развития и образования в плоскостях профессионального и личностного непрерывного самосовершенствования. Субъект образовательной деятельности понимается как часть этой среды [21, с. 85]. Глобальная информационно-образовательная среда представляет собой экстраполированное на международный уровень понятие, обращение к которому неизбежно в контексте целеполагания достижения конкурентоспособных позиций российского образования.
Анализ проблематики научно-прикладных исследований в области профессионального образования последних лет показывает, что в ней (в проблематике) пока не получила достаточного отражения внешняя (глобальная) среда профессионального образования, притом что от учёта:
внешних тенденций и вызовов; лучших мировых практик по предметным областям; содержания знаниевой компоненты, сформированной признанным на международном уровне экспертным сообществом в предметной области; многообразия видов и форм реализации образования в глобальной информационно-образовательной среде, - содержательность работ и объективность выводов только выросли бы.
Постановка проблемы
Проблема заключается в том, что актуальное целеполагание достижения российским образованием устойчивых и превосходящих позиций на международном уровне требует переосмысления методологических основ модернизации образовательных процессов. В связи с чем в рамках данной работы была поставлена цель: изучить проблему методологического аппарата научно-прикладных исследований в области профессионального образования в контексте задачи укрепления его конкурентных позиций на международном уровне, а также разработать общие подходы к решению этой проблемы: конкретизировать и уточнить содержание и структуру исследовательской процедуры - учёт контекста глобальной информационно-образовательной среды в условиях современного этапа модернизации российского образования.
Основные методы исследования:
анализ и критическая оценка методологического аппарата; эвристическое моделирование исследовательской процедуры.
Результаты исследования
Как показал анализ понятийно-категориального аппарата современных педагогических исследований, научная область теории и методики профессионального образования характеризуется формированием новой парадигмы, основанной на представлении о множественности видов и форм межсубъектного взаимодействия, возникающего в процессе получения знаний и профессионализации субъектов образования в информационном обществе.
Педагогической наукой сформировано общее представление об образовании в эпоху информационного общества как научной категории. Аксиологическая сущность образования в эпоху информационного общества связывается с антропологическим подходом, личностно и субъектно ориентированными парадигмами, расширяющими возможности обучающегося овладевать «новыми и разнообразными духовными богатствами» [6, с. 56].
Гносеологические аспекты исследований систем образования в информационном обществе связаны в основном с интерпретацией трансформационных процессов, происходящих в цепочке: данные - информация - знания. Н.Н. Шамардин [26, с. 185] характеризует знания как данные высокого абстрактного порядка, содержащие «глубокие, общие, существенные» сведения; обладающие связанностью с предметной областью, дискурсивной активностью, интерпретируемостью и структурированностью; субъектом построения знаниевой компоненты в предметной специализации является сообщество признанных экспертов.
Vi63y
Научная интерпретация информации в глобальной информационной среде в современном понимании обусловлена культурным контекстом: Е.В. Неборский, анализируя возможности обращения к зарубежному опыту педагогического образования, обращает внимание на необходимость «выявления культурных контекстов и оснований формирования и развития зарубежных систем образования при исследовании их структуры и содержания и выработке решений об использовании зарубежного опыта в российской практике» [11, с. 40].
Социально-интегрирующую сущность пространства информационно-образовательной среды (в его институциональной, т. е. представленной учреждениями образования, и неинституциональной компонентах) выделяет А.К. Орешкина [13, с. 255].
Концептуальное сближение подходов к исследованиям в профессиональной педагогической среде, происходящее вследствие «нового синтеза» мировых ценностей обучения, определил Э.А. Аберин (Филлипины) [6]. Одной из ключевых тенденций развития педагогической науки и системы образования в информационную эпоху является интеграция университетов с экономической сферой и с другими университетами в глобальной образовательной среде посредством внедрения механизмов международной академической мобильности. М.В. Богуславский и И.Д. Лельчицкий обращают внимание на такие факторы развития образования в информационную эпоху, как «возрастающая прозрачность и открытость, которые обнаруживают новые уровни взаимовлияния университета и общества» [12, с. 354].
Информационно-образовательная среда как категория процесса с позиций конструктивистских теорий инкорпорирует представления: об обучающемся как субъекте самообразования и саморазвития, его активности и ответственности в конструировании собственных знаний.
Образовательный процесс как объект управления в контексте теории функциональных систем характеризуется как полисубъектный ресурс инновационного развития образовательной среды (В.И. Безруков, Е.В. Лу-кашина, А.В. Лукашин) [1, с. 201].
Обращение к крупным научно-прикладным исследованиям последних лет в области теории и методики профессионального образования (речь идет о защищённых по научной специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» диссертациях на соискание ученой степени доктора педагогических наук) позволяет отметить, что научный аппарат большинства из них включает категории, относящиеся к дискурсивному полю «информационно-образовательной среды».
Исследователями обоснованы, в частности, следующие научные категории:
- информационно-образовательная среда межсубъектного взаимодействия и саморазвития субъекта образовательной деятельности в призме акмеологического подхода. В исследованиях С.Н. Беловой [2, с. 16] гностическая составляющая «модели современного преподавателя» представлена как реализуемая средствами межсубъектного взаимодействия, осуществляемого в информационно-образовательной среде. З.В. Лукашеня [10] предлагает
V164;
идею эффективной результативности образовательной деятельности, инкорпорирующую представление о самоактуализации субъекта образовательной деятельности в открытой информационной среде;
- информационно-образовательная среда как саморазвивающаяся система знаний в различных предметных областях. С категорией саморазвивающейся системы знаний связывается понятие выстраивания траекторий профессионализации специалистов в быстро меняющейся внешней среде. В исследовании О.А. Брель [3] обосновывается детерминация результативности выпускника его нацеленностью на мобильность и гибкость в динамично развивающейся информационной среде, обусловленной (как следует из доказательной базы исследования) постоянной сменой условий функционирования предприятий профильных видов деятельности;
- информационно-образовательная среда как категория деятельности (в контексте деятельностного подхода): в ряде последних крупных работ разрабатываются организационно-педагогические условия реализации обучения и контроля / самоконтроля деятельности обучающихся в условиях открытой (в том числе глобальной) информационной среды. Так, например, О.В. Галустян [4] раскрывает основные функции взаимодействия субъектов контроля сформированности компетенций;
- информационно-образовательная среда как категория функциональности включает понятие «результаты образовательной деятельности» как достижения удовлетворенности «среды заказчиков», к которым относятся:
государство, работодатели, гражданское общество, сами «потребители» образовательных услуг (С.А. Ефимова) [8]. Научный дискурс «прагматических» исследований включает также следующие категории: «открытая информационно-образовательная среда профессионализации», «получение практических навыков в условиях непрерывной трансформации осваиваемых видов деятельности», «моделирование действий субъектов профессионализации, моделирование условий квазипрофессиональной деятельности» и др.;
- информационно-образовательная среда в аксиологическом дискурсе: идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром: с природой, человеком, обществом. Например, в исследовании Л.А. Колывановой [9] ценностные основания развития системы образования связаны с ориентацией на общечеловеческие ценности в условиях глобального информационного общества.
Несмотря на то, что контекст информационно-образовательной среды присутствует практически в каждой крупной работе в области профессионального образования, опубликованной в последние годы, обращает на себя внимание факт, что в методологических основах новейших исследований мэйнстрим развития систем образования в контексте задач и вызовов глобального информационного общества обнаруживает себя достаточно редко.
Представляется возможным указать лишь на отдельные диссертационные исследования, такие, как, например: И.С. Сергеева [19] и Н.Б. Стрекаловой [20], обращающи-
еся к проблематике глобальной образовательной среды. В исследовании И.С. Сергеева сделан акцент на существенное влияние, оказываемое такими факторами, как глобализация, переход к «информационному обществу», интернационализация экономики и образования на процесс профессионального становления человека. В исследовании Н.Б. Стрекаловой интеграция российского образования в международное образовательное пространство связывается с учётом потенциала трансфер-интегративных зон, механизмов системного «вхождения» российского образования в международную информационно-образовательную среду.
В ряде исследований в связи с понятием «социализация личности в актуальных условиях» возникает контекст «культуры взаимодействия с информационной средой общества». Так, в исследовании Н.А. Теплой [22] «информационная культура» связывается автором с методическими аспектами информационной деятельности. В исследовании И.Ф. Фильчиковой [25] «инновационная деятельность преподавателя» связывается с функционально-прагматической парадигмой профессионального развития и свойственными ей количественными характеристиками - формальными индикаторами деятельности преподавателей.
Резюмируем: анализ методологического аппарата диссертационных исследований по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» последних двух лет позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые исследователями подходы в целом позволяют рассматривать про-
ектируемые педагогические системы как части информационно-образовательной системы глобального порядка. Сформированы основные принципы развития систем образования: саморазвитие, открытость, функциональность, практикоориентированность, развивающий характер, субъектори-ентиованность, - позволяющие учитывать международный контекст.
Однако методологический аппарат исследований недостаточно ориентирован на учёт глобальной международно-образовательной среды по следующим направлениям:
- определение проблемы педагогического исследования как инкорпорирующей субпроблему международной конкурентоспособности;
- выявление контекста глобальной информационно-образовательной среды как фактора детерминации и комплекса условий реализации проектируемой педагогической системы.
В целях решения выявленной проблемы методологического аппарата научно-прикладных исследований в области профессионального образования предлагается применение новой исследовательской процедуры «учёта контекста глобальной информационно-образовательной среды». Рисунок 1 отображает структуру данной исследовательской процедуры. В основу её построения были положены результаты методологических уточнений, кон-кретизаций и разработок, полученные автором ранее, в частности:
- о необходимости учета фактора глобализации при построении отраслевых моделей образования [18, с. 80];
- о применении институционального подхода при анализе моделей подготовки кадров по отраслям [14, с. 89];
ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ НАУЧНО-ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, _ИНТЕГРИРУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ_
Диалектичес Исторически Аналитическ Онтологичес Феноменоло Системный кий й ий кий гический (исследовани (свободный (учитывают; (выявление (рассмотрени (исследовани е в от ий параметров и е категории е в систематизм односторонн исторически критериев образования совокупност рованной ости) й контекст) развития) как практики и элементов) иерархии _свободы)_реализации)
Рис. 1. Модель исследовательской процедуры «Учёт контекста глобальной информационно-
образовательной среды»
KWJ
- обоснование необходимости выявления внешних тенденций и вызовов при разработке концепции подготовки кадров [15, с. 9];
- методический аппарат системного исследования зарубежных моделей отраслевой подготовки [16, с. 9];
- педагогические закономерности развития эффективных моделей отраслевой подготовки частносистемно-го характера [17].
Основу предлагаемой исследовательской процедуры составляют общеметодологические подходы и частнометодологические принципы организации научно-прикладного исследования, интегрирующие международный контекст (рис. 1), обусловливающие:
- разработку специальной методологии как структуры системы знаний, парадигматики исследования в предметной специализации, теоретических конструктов и концептов разрабатываемых проектов, а также совокупность методов исследования, инкорпорирующих принцип учёта контекста международной информационно-образовательной среды.
Применение данного принципа, в свою очередь, предполагает учёт обще-и частносистемных закономерностей развития отраслевых систем образования (институционально-организационной, социально-педагогической,
дидактико-педагогической) [17]. На основе специфического методологического и методического аппарата научно-прикладного исследования представленной процедурой предусмотрена разработка проекта, учитывающего контекст внешней информационно-образовательной среды.
Заключение
Целью предлагаемой в работе модели исследовательской процедуры «учёта контекста глобальной информационно-образовательной среды» является проект педагогической системы - новации, конкурентоспособной на международном уровне. Данная исследовательская процедура в своих отдельных элементах была реализована на практике в системе профессионального туристского образования [17]. Считаем, что применение нового подхода к построению методологии педагогических исследований, учитывающей международный контекст, а также применение соответствующей комплексной исследовательской процедуры (в предложенной в работе структуре) будет способствовать решению конкретных прикладных задач в области профессионального образования на современном этапе модернизации российского образования.
Статья поступила в редакцию 16.07.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруков В.И., Лукашина Е.В., Лукашин А.В. Полисубъектное управление как ресурс инновационного развития образовательной среды // Образовательное пространство в информационную эпоху (ЕЕ1А - 2017): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Ивановой. М., 2017. С. 198-204.
2. Белова С.Н. Теоретико-методологические основания формирования компетентности преподавателей в области внутривузовского оценивания качества образовательного процесса: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2017. 50 с.
3. Брель О.А. Развитие региональной многоуровневой системы профессионального туристского образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Кемерово, 2016. 39 с.
4. Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: автореф. дис. .докт. пед. наук. Воронеж, 2016. 48 с.
5. Двенадцать решений для нового образования [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: http://hse.ru>data/2018/04/06/1164671180/Doklad (дата обращения: 11.07.2018).
6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России. М., 2013. 319 с.
7. Дудко С.А., Курдюмова И.М., Сухин И.Г., Сухина Е.И. Методологические и теоретические подходы к педагогическим исследованиям в информационную эпоху // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA - 2017): сборник научных трудов международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Ивановой. М., 2017. С. 105-115.
8. Ефимова С.А. Модернизация системы аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций в условиях становления российской национальной системы квалификаций: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2017. 60 с.
9. Колыванова Л.А. Концепция педагогического обеспечения безопасности жизнедеятельности студентов в инклюзивном профессиональном образовании: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Самара, 2017. 52 с.
10. Лукашеня З.В. Концептуальные основания консалтинга как педагогической технологии инновационного развития высшего учебного заведения: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Калининград, 2018. 50 с.
11. Неборский Е.В. Развитие университетского образовательного пространства за рубежом в условиях глобальных рисков // Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 39-43.
12. Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA - 2016): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 6-7 июня 2016 г. М., 2017. 694 с.
13. Орешкина А.К. Развитие образовательного пространства системы непрерывного образования: теоретико-методологический аспект // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA - 2017): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 253-258.
14. Сахарчук Е.С. Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма: монография. М., 2015. 214 с.
15. Сахарчук Е.С. Организационно-методологические основания разработки национальной концепции профессионального туристского образования России на международном опыте // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 4.
16. Сахарчук Е.С. Структура модели образования в сфере туризма: теоретическое обоснование // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 2. С. 86-92.
17. Сахарчук Е.С. Теоретико-методологические основы российской системы профессионального туристского образования в контексте внешних тенденций: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Махачкала, 2017. 58 с.
18. Сахарчук Е.С. Учет глобализационных процессов как принцип сравнительного педагогического анализа моделей образования в сфере туризма // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 1. С. 77-85.
С. 4-14.
19. Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2017. 44 с.
20. Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Самара,
21. Суворова Т.Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 85-89.
22. Теплая Н.А. Многоуровневая система формирования информационной культуры обучающихся инженерного профиля в условия непрерывного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Орел, 2017. 45 с.
23. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (вступил в силу с 07.06.2018) [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http:// kremlin.ru>acts/bank/43027 (дата обращения: 11.07.2018).
24. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки России. URL: Ы!р://миноб-рнауки.рф>документы...na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения: 11.07.2018).
25. Фильчикова И.Ф. Методология и технология вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Калининград, 2018. 45 с.
26. Шамардин Н.Н. «Общество знаний»: философско-методологическая критика понятия // Научные ведомости: Серия. Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211).
1. Bezrukov V.I., Lukashina E.V., Lukashin A.V. [Polysubject management as a source of innovative development of the educational environment]. In: Ivanova S.V., ed. Obrazovatel'noe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu (EEIA-2017): sbornik nauchnykh trudov Mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Educational space in the information age (EEIA-2017): collection of scientific works of the international scientific-practical conference]. Moscow, 2017, pp. 198-204.
2. Belova S.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya formirovaniya kompetentnosti prepoda-vatelei v oblasti vnutrivuzovskogo otsenivaniya kachestva obrazovatel'nogo protsessa: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [Theoretical-methodological basis of teachers' competence formation in the field of internal evaluation of educational process quality: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2017. 50 p.
3. Brel' O.A. Razvitie regional'noi mnogourovnevoi sistemyprofessional'nogo turistskogo obrazovani-ya: avtoref. dis....dokt.ped. nauk [The development of regional multi-level system of professional tourism education: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Kemerovo, 2016. 39 p.
4. Galustyan O.V. Sistema polifunktsional'nogo kontrolya professional'noi podgotovki kompe-tentnogo spetsialista v vysshei shkole: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [The multifunctional control system of professional training of a competent specialist in high school: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Voronezh, 2016. 48 p.
5. [Twelve solutions for new education]. In: Vysshaya shkola ekonomiki [Higher school of Economics]. Available at: http://hse.ru>data/2018/04/06/1164671180/Doklad (accessed: 11.07.2018)
2017. 53 с.
С. 185-192.
REFERENCES
ISSN 2072-8395
2018/№ 4
6. Dzhurinsky A.N. Sravnitel'naya pedagogika. Vzglyad iz Rossii [Comparative pedagogy. A view from Russia]. Moscow, 2013. 319 p.
7. Dudko S.A., Kurdyumova I.M., Sukhin I.G., Sukhina E.I. [The methodological and theoretical approaches to pedagogical research in the information age]. In: Ivanova S.V Obrazovatel'noe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu (EEIA-2017): sbornik nauchnykh trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Educational space in the information age (EEIA-2017): collection of scientific works of the international scientific-practical conference]. Moscow, 2017, pp. 105-115.
8. Efimova S.A. Modernizatsiya sistemy attestatsii obuchayushchikhsya professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsii v usloviyakh stanovleniya rossiiskoi natsional'noi sistemy kvali-fikatsii: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [Modernization of the system of evaluation of students of professional educational organizations in the conditions of formation of the Russian national system of qualifications: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2017. 60 p.
9. Kolyvanova L.A. Kontseptsiya pedagogicheskogo obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti studentov v inklyuzivnom professional'nom obrazovanii: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [The concept of pedagogical ensure the health and safety of students in inclusive vocational education: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Samara, 2017. 52 p.
10. Lukashenya Z.V. Kontseptual'nye osnovaniya konsaltinga kak pedagogicheskoi tekhnologii in-novatsionnogo razvitiya vysshego uchebnogo zavedeniya: avtoref. dis. ...dokt. ped. nauk [The conceptual basis of consulting as pedagogical technologies of higher educational institutions innovative development: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Kaliningrad, 2018. 50 p.
11. Neborskii E.V. [The development of the University educational space abroad in the context of global risks]. In: Strategiya razvitiya obrazovatel'nogo prostranstva v usloviyakh global'nykh riskov: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Strategy of development of educational space in the conditions of global risks: collection of scientific works of the International scientific-practical conference]. Moscow, 2017, pp. 39-43.
12. Obrazovatel'noe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu (EEIA - 2016): sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 6-7 iyunya 2016 g. [Educational space in the information age (EEIA - 2016): collection of scientific works of the International scientific-practical conference, 6-7 June 2016]. Mosvka, 2017. 694 p.
13. Oreshkina A.K. [Development of educational space of the system of lifelong education: theoretical and methodological aspect]. In: Ivanova S.V. Obrazovatel'noe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu (EEIA-2017): sbornik nauchnykh trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Educational space in the information age (EEIA-2017): collection of scientific works of the international scientific-practical conference]. Moscow, 2017, pp. 253-258.
14. Sakharchuk E.S. Analiz zarubezhnykh modelei podgotovki kadrov dlya sfery turizma [Analysis of foreign models of training for the sphere of tourism]. Moscow, 2015. 214 p.
15. Sakharchuk E.S. [Organizational and methodological bases of development of national concept of vocational tourism education of Russia on international experience]. In: Vestnik As-sotsiatsii VUZov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Universities for tourism and service], 2016, vol. 10, no. 4, pp. 4-14.
16. Sakharchuk E.S. [The model structure of education in the field of tourism: theoretical justification]. In: Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Universities for tourism and service], 2015, vol. 9, no. 2, pp. 86-92.
17. Sakharchuk E.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy rossiiskoi sistemy professional'nogo tu-ristskogo obrazovaniya v kontekste vneshnikh tendentsii: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [Theoretical and methodological basis of the Russian system of tourist professional education in the context of external trends: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Makhachkala, 2017. 58 p.
18. Sakharchuk E.S. [The account of globalization processes as the principle of comparative pedagogical analysis of models of education in the field of tourism]. In: Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Universities for tourism and service], 2015, vol. 9, no. 1, pp. 77-85.
19. Sergeev I.S. Sistema organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniyaprofessional'nogo sa-moopredeleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh vertikal'no integrirovannogo nepreryvnogo obrazovaniya: avtoref. dis.... dokt.ped. nauk [The system of organizational-pedagogical support of professional self-determination of students in terms of vertically integrated continuing education: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2017. 44 p.
20. Strekalova N.B. Upravlenie kachestvom samostoyatel'noi raboty studentov v otkrytoi infor-matsionno-obrazovatel'noi srede: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [Quality control of independent work of students in an open information-educational environment: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Samara, 2017. 53 p.
21. Suvorova T.N. [Modern information educational environment: terminological aspect, structure, capabilities, and prospects of development]. In: Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya [Bulletin of the Peoples ' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education], 2015, no. 1, pp. 85-89.
22. Teplaya N.A. Mnogourovnevaya sistema formirovaniya informatsionnoi kul'tury obuchayushchikhsya inzhenernogo profilya v usloviya nepreryvnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [The multi-level system of formation of information culture of students of engineering profile in conditions of continuous education: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Orel, 2017. 45 p.
23. [The decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018, No. 204 "National goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024" (in force from 07.05.2018)]. In: Prezident Rossii [The President of Russia]. Available at: http://kremlin.ru>acts/bank/43027 (accessed: 11.07.2018).
24. [Federal target education development program for 2016-2020]. In: Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossii [The Ministry of education and science of Russia.]. Available at: http://MMHo6pHayKM.p^>goKyMeHTbi...na_2016-2020_gody.pdf (accessed: 11.07.2018).
25. Fil'chikova I.F. Metodologiya i tekhnologiya vovlecheniya v innovatsionnuyu deyatel'nost' prepodavatelei vuza: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [Methodology and technology engagement in innovative activity of teachers of the university: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Kaliningrad, 2018. 45 p.
26. Shamardin N.N. ["Knowledge society": the philosophical and methodological criticism of the concept]. In: Nauchnye vedomosti: Seriya. Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Scientific Bulletin: Series. Philosophy. Sociology. Right], 2015, no. 14 (211), pp. 185-192.
Сахарчук Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, заместитель начальника учебно-методического управления Московского государственного областного университета;
e-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Saharchuk Elena S. - candidate of pedagogical sciences, deputy head of educational and methodical management, place of work - MGOU; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Сахарчук Е.С. Российское профессиональное образование в международном контексте: методологические аспекты исследования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 161-173. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-161-173
FOR CITATION
Sakharchuk E. Russian professional education in the international context: actual problems of the research methodology. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 4, рр. 161-173. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-161-173