Научная статья на тему 'Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута на художественно-графическом факультете'

Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута на художественно-графическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Анна Алексеевна

Применение индивидуального образовательного маршрута в процессе профессиональной подготовки является требованием современных образовательных стандартов и актуальной методической задачей для всех педагогов. В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута дисциплины на художественно-графическом факультете. Для решения этой задачи путём анализа литературных источников по проблеме уточняется его содержание, описывается алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута и сформулированы условия эффективной реализации на художественно-графическом факультете. Новизна статьи заключается в разработке содержания учебных заданий по уровню сложности и в подборе форм оценки предполагаемых результатов индивидуального образовательного маршрута дисциплины на художественно-графическом факультете. Практическая значимость статьи состоит в конкретных рекомендациях по применению видов учебных заданий и форм их оценивания для индивидуальных образовательных маршрутов творческих дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF DESIGNING THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTEAT THE ART AND GRAPHIC FACULTY

The application of IER in the process of professional training is a requirement of modern educational standards and is an actual methodical task for all teachers. This article describes the algorithm for creating an IER for mastering discipline at the art and graphic faculty. To solve this problem its content is specified by analyzing the literature sources on the problem. The algorithm for its development is described, as well as the conditions for its effective implementation at the art-graphic faculty. The novelty of the article is contained in the division of study assignments by the level of complexity into the minimum required, medium and advanced levels of complexity. The corresponding forms of evaluation of the expected results of the IER of the discipline in the graphic arts department are given. The practical importance of the article consists in specific recommendations on the application of the types of study assignments and the forms of their evaluation for individual educational routes of creative disciplines.

Текст научной работы на тему «Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута на художественно-графическом факультете»

УДК 371.212:7.07

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-120-128

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Медведева АА.

Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. Применение индивидуального образовательного маршрута в процессе профессиональной подготовки является требованием современных образовательных стандартов и актуальной методической задачей для всех педагогов. В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута дисциплины на художественно-графическом факультете. Для решения этой задачи путём анализа литературных источников по проблеме уточняется его содержание, описывается алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута и сформулированы условия эффективной реализации на художественно-графическом факультете. Новизна статьи заключается в разработке содержания учебных заданий по уровню сложности и в подборе форм оценки предполагаемых результатов индивидуального образовательного маршрута дисциплины на художественно-графическом факультете. Практическая значимость статьи состоит в конкретных рекомендациях по применению видов учебных заданий и форм их оценивания для индивидуальных образовательных маршрутов творческих дисциплин.

Ключевые слова: дисциплина, индивидуальный образовательный маршрут, проектирование, уровень сложности.

ALGORITHM OF DESIGNING THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AT THE ART AND GRAPHIC FACULTY

A. Medvedeva

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul, Mytischi, Moscow region, 141014, Russian Federation

Abstract. The application of IER in the process of professional training is a requirement of modern educational standards and is an actual methodical task for all teachers. This article describes the algorithm for creating an IER for mastering discipline at the art and graphic faculty. To solve this problem its content is specified by analyzing the literature sources on the problem. The algorithm for its development is described, as well as the conditions for its effective implementation at the art-graphic faculty. The novelty of the article is contained in the division of study assignments by the level of complexity into the minimum required, medium and advanced levels of complexity. The corresponding forms of evaluation of the expected results of the IER

© CC BY Медведева А.А., 2018.

of the discipline in the graphic arts department are given. The practical importance of the article consists in specific recommendations on the application of the types of study assignments and the forms of their evaluation for individual educational routes of creative disciplines.

Key words: discipline, Individual educational route, designing, complexity level.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., как известно, предусматривает подготовку педагогических кадров, обладающих творческой инициативой и мотивированных на непрерывный профессиональный рост [1]. В свете данного государственного документа, утверждающего государственный запрос на индивидуализацию обучения, возможность изучения учебного материала по индивидуальным образовательным маршрутам является одним из важнейших принципов современного образования и условием для сохранения его качества. Это определяет высокую значимость проработки вопросов методического обеспечения построения образовательных маршрутов внутри учебных дисциплин (модулей) [9].

Проблемам реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в высшей школе посвящены труды М.В. Довыдовой, Н.В. Кармази-ной, М.В. Соколовой и т. д. [3; 4; 5; 12]. Все исследователи отмечают значение построения индивидуального маршрута с учётом профессиональных и личностных запросов обучающихся. Данная образовательная технология зарекомендовала себя как эффективная форма организации учебного процесса.

Целью работы является изучение исследований, посвящённых обоснованию и применению индивидуального маршрута в высшей школе, а также разработка на базе полученных данных алгоритма создания индивидуаль-

ного маршрута для студентов художественно-графического факультета на примере творческих дисциплин.

Важным требованием образовательного стандарта ФГОС 3+ является возможность прохождения учебной программы в индивидуальном темпе с учётом личностных и профессиональных запросов, способностей и возможностей студентов. Условием реализации этого требования становится создание индивидуальных образовательных маршрутов как для прохождения дисциплин, так для образовательной программы в целом. Такая форма организации образовательного процесса на художественно-графическом факультете предоставляет большие возможности для формирования профессионально значимых компетенций, например готовности к самостоятельной художественно-творческой деятельности, проявлению осознанности и мотивации в профессиональной деятельности.

Под индивидуальным образовательным маршрутом нами подразумевается персональный путь каждого обучающегося к реализации личного образовательного потенциала, который представляет собой совокупность его познавательных, исследовательских, творческих, коммуникативных и других видов способностей и является эффективным средством освоения образовательной программы или дисциплины модуля. Важным условием реализации индивидуального образовательного маршрута является про-

явление субъектной позиции обучающегося в процессе целеполагания и формирования его содержания в специально созданных преподавателем педагогических, методических и психологических условиях [13, с. 40].

Конструирование индивидуального образовательного маршрута студента с опорой на его личностные предпочтения говорит о необходимости повышения уровня качества образования за счёт перехода на ком-петентностную основу, т. е. вне зависимости от набора учебных модулей внутри образовательной программы или дисциплины результатом прохождения обучения по индивидуальному образовательному маршруту должно

являться присвоение определённого набора компетенций на уровне, отвечающем образовательному стандарту. Отсутствие чётких рекомендаций по построению индивидуального образовательного маршрута подтверждает необходимость его изучения.

В данном исследовании мы сопоставим типы образовательных маршрутов, сформулированные А.В. Сле-пухиным [11] (переработано нами в соответствии с возможностями построения данных маршрутов в рамках творческих дисциплин на художественно-графическом факультете) с компетенциями, зафиксированными в образовательном стандарте за творческими дисциплинами (табл. 1).

Таблица 1

Связь типов ИОМ с профессиональными компетенциями студента ХГФ

Типы ИОМ (по А.В. Слепухину) Характеристика типов ИОМ Доминирующие компетенции

Я - центрированный Маршрут характеризуется ориентированностью на потенциал личности и ее индивидуальные особенности - готов к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и компьютерной графики

Я - профессионально ориентированный Маршрут рассчитан на формирование у студента мотивации стать профессионалом - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

Я - будущий специалист (бакалавр педагогического образования) Маршрут характеризуется формированием профессиональных компетенций - готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучеб-ной деятельности

Анализ представленной таблицы показывает, что студент, выбирая определённый тип индивидуального образовательного маршрута, создаёт запрос на формирование конкретной (доминантной) компетенции в результате освоения дисциплины.

Многообразие компетенций, закреплённых в образовательном стандарте, позволяет проводить занятия по учебным модулям в различных формах. Учебный модуль даёт возможность составить индивидуальный образовательный маршрут таким образом, чтобы обеспечить освоение всех необходимых компонентов учебного плана в соответствии не только с персональным запросом, но и с образовательным стандартом. Учебный модуль является завершённым отрезком деятельности по предмету или курсу, наиболее простым образцом учебного модуля является тема (раздел) любой обычной учебной программы с указанием возможных способов и форм её изучения.

Учебные модули бывают двух видов:

1. Модуль на основе учебной программы. В случае с модулями внутри дисциплины в индивидуальный образовательный маршрут могут быть включены такие задания и темы, которые способствуют углублённому изучению предмета.

2. Интегративный учебный модуль, имеющий базовые и вариативные компоненты. В учебной программе в качестве учебных модулей, отвечающих за реализацию индивидуального образовательного маршрута, выступают дисциплины из вариативной части. Такой подход предусматривает достижение поставленной цели заменой содержания, применением новых форм учебной деятельности. В

случае с созданием индивидуального образовательного маршрута внутри дисциплины на художественно-графическом факультете специфика позволяет использовать индивидуальные творческие задания, работу в группах и другие формы учебной работы без ущерба образовательному процессу и дисциплине [3, с. 41].

Основой для разработки индивидуального образовательного маршрута при изучении дисциплины является создание ведущим педагогом ситуации выбора, в которой студент является субъектом образовательного процесса и создаёт запрос на создание траектории профессионального развития в соответствии с уровнем учебной мотивации и личностными целям.

Ситуация выбора, необходимая для реализации индивидуального образовательного маршрута, по мнению Н.В. Бордовской, требует от студента оценки таких характеристик, как:

- субъектная ценность компетенций, предлагаемых дисциплиной;

- субъективная оценка их значимости для дальнейшей профессиональной деятельности;

- субъективные затраты на освоение обозначенных компетенций [2].

Изучая особенности создания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов освоения творческих дисциплин на художественно-графическом факультете, мы отметили, что профессиональная творческая деятельность имеет свои характерные особенности. В связи с этим индивидуальный образовательный маршрут будущих художников-педагогов в рамках дисциплины должен обеспечивать развитие у обучающихся таких способностей, как:

- творческое мышление, поиск нестандартных решений;

- грамотное построение творческой деятельности от задумки до воплощения;

- умение работать в группе, решать совместно творческие задачи [4; 6; 8].

Использование таких современных образовательных технологий, как балльно-рейтинговая или кредитная система оценки деятельности студента, помогает формировать и развивать способности обучающихся к выбору и, как следствие, к реализации индивидуального образовательного маршрута при освоении дисциплины.

Систематизируя результаты исследований по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов освоения дисциплин [3; 5; 12], можно выстроить алгоритм данного процесса:

1. Диагностика предполагает определение уровня готовности к изучению содержания новой дисциплины, а также определение личностных качеств студента, способных повлиять на формирование компетенций, предусмотренных данной дисциплиной.

2. Планирование подразумевает индивидуальную работу преподавателя и студента, где педагог выполняет роль наставника, помогающего определить уровень креативности и последовательность изучения дисциплины.

3. Реализация учащимися индивидуального образовательного маршрута.

4. Рефлексия как завершающий этап, включающий организованный процесс самооценки и осознания результатов учебной деятельности у студентов с целью повышения результативности дальнейшего обучения.

На диагностическом этапе на художественно-графическом факультете реализация индивидуального образовательного маршрута предполагает знакомство студентов с требованием образовательных стандартов по направлению подготовки, постановку целей дисциплины, проведение индивидуальной проверки их готовности и развития профессионально значимых личностных качеств. Диагностика на уровень самостоятельности и креативности учащихся проводится посредством проверочных заданий, изучения портфолио, выполнения контрольного задания по предмету.

По результатам диагностики студент в рамках частной консультации совместно с преподавателем создаёт индивидуальный образовательный маршрут изучения дисциплины с определенным уровнем креативности и самостоятельности в освоении учебного материала, выбирает последовательность изучения разделов, определяет уровень ожидаемых результатов. В завершении этого этапа студент получает конкретный план изучения учебного модуля, где зафиксирована последовательность изучения материала, сроки и формы промежуточного и итогового контроля.

Серьёзной методической задачей для создания индивидуального образовательного маршрута является подбор учебных блоков по уровню сложности, так как в каждом разделе и каждой теме нужно предусмотреть уровни сформированных знаний и определить фонд оценочных средств.

Закладывая уровень сложности задания, преподаватель может использовать различные подходы и схемы, однако обычно применяется деление

на минимальный, средний и повышенный уровни сложности. На художественно-графическом факультете критерием для такого разделения является уровень креативности, проявленный студентом при выполнении задания.

Оценивание выполненного задания на художественно-графическом факультете для студентов, индивидуальным образовательным маршрутом которых предусмотрено усвоение определённых разделов дисциплины на минимальном уровне, будет осуществляться на основе:

- использования студентом стандартных методик, приемов и способов профессиональной художественной деятельности, предложенных преподавателем;

- копирования образца, без творческого поиска;

- использования только предложенных преподавателем образцов и источников.

Для реализации индивидуального образовательного маршрута на среднем уровне сложности учебные задания должны предусматривать:

- возможность самостоятельного выбора техник и приёмов выполнения задания;

- самостоятельную стилизацию, создание художественного образа на основе образца;

- самостоятельный поиск художественных образцов.

Реализация индивидуального образовательного маршрута на повышенном уровне сложности предполагает широкое поле для творческой деятельности в таких действиях, как:

- самостоятельная организация творческого процесса от эскиза до реализации;

- подбор образцов, способов и технологий для создания художественного образа;

- оформление поисковой работы как проекта в соответствии с установленными критериями оценки [2].

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов на разных уровнях сложности может предусматривать различные способы представления результатов.

На минимально необходимом уровне сложности контроль выполнения учебного задания на художественно-графическом факультете включает:

- проверку знаний по основным терминам, принципам и методам изучаемой дисциплины;

- оценку умений применять типовые методы работы с материалом;

- демонстрацию репродуктивных навыков, способность повторить образец.

Для индивидуальных образовательных маршрутов среднего и повышенного уровня сложности для творческих дисциплин художественного графического факультета характерна демонстрация студентом способности к самостоятельному поиску, творческой переработке и осмыслению специфики изучаемого материала, умения спланировать свою работу от эскиза до воплощения, а также способности объяснить последовательность своих действий при работе в группе [10].

Для повышенного уровня сложности индивидуального образовательного маршрута в качестве запланированного результата обучения могут быть использованы такие формы, как создание проектов, участие в выставках и научных конференциях и т. д.

Для построения и реализации индивидуального образовательного маршрута дисциплины на художественно графическом факультете большое значение имеют специально создаваемые педагогические условия, среди которых:

1) высокая степень самостоятельности и ответственности всех участников учебного процесса за последствия собственного выбора и его влияние на дальнейшую профессионально-творческую деятельность;

2) включение существующего личного и профессионального опыта учащегося в проектирование содержания обучения;

3) активное применение современных образовательных технологий;

4) создание гибких модульных схем при разработке учебных курсов, которые обеспечивают разнообразие по-

следовательностей, методов освоения и демонстрации результатов обучения;

5) создание противоречий, ситуаций выбора, способствующих развитию мотивации студента, увеличению способностей к самоорганизации и самоактуализации [13, с. 24-26].

Таким образом, проблема использования образовательных маршрутов в повышении качества образования и промежуточные результаты авторского исследования данной проблемы на материале обучения конкретной учебной дисциплине на художественно графическом факультете позволяют сделать вывод о целесообразности построения индивидуальных образовательных маршрутов в процессе непрерывного педагогического образования.

Статья поступила в редакцию 18.06.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 13.04.2018).

2. Бордовская Н.В. Технологии выбора индивидуального образовательного маршрута // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 40-44.

3. Довыдова М.В. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов как фактор повышения эффективности подготовки учителя технологии: дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004. 188 с.

4. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2007. 35 с.

5. Кармазина Н.В. Педагогическое сопровождение реализации студентами-юристами индивидуальных образовательных маршрутов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 191 с.

6. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 15-18.

7. Левин И.Л. Профессиографическая методика проектирования содержания художественного образования и модели профессионально-творческого саморазвития в сфере искусства // НАУКОВЕДЕНИЕ: интернет-журнал. 2014. № 6. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/139PVN614.pdf (дата обращения: 18.04.2018).

8. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: дис. ... докт. пед. наук. М., 2000. 380 с.

9. Прохорова М.П. Теоретические основы проектирования индивидуального обра-

зовательного маршрута на уровне дисциплины [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2016/11/74026 (дата обращения: 13.04.2018).

10. Седых Е.П. Теоретические основы независимой оценки качества деятельности образовательной организации // Теоретические основы и инструментарий професси-ологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования). СПб., 2015. С. 56-64.

11. Слепухин А.В. Возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. URL: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped13/ped_4.pdf (дата обращения: 13.04.2018).

12. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2001. 202 с.

13. Шелехова Л.В. Персонологическая стратегия математического образования будущего учителя: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Н. Новгород, 2012. 35 с.

1. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [National doctrine of education in the Russian Federation for the period till 2025]. Available at: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed: 13.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bordovskaya N.V. [Technology choice of individual educational route]. In: Universum: Vest-nik Gertsenovskogo universiteta [Universum: Bulletin of Herzen University], 2012, no. 1, pp. 40-44.

3. Dovydova M.V. Modelirovanie individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutov kak faktorpovy-sheniya effektivnosti podgotovki uchitelya tekhnologii: dis. ... kand. ped. nauk [Modeling of individual educational routes as a factor in improving the effectiveness of teacher preparation technology: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Novokuznetsk, 2004. 188 p.

4. Zvereva N.G. Proektirovanie individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutov studentov pedvu-za na osnove kompleksnoi psikhologo-pedagogicheskoi diagnostiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Designing individual students' educational routes at pedagogical universities on the basis of complex psychological-pedagogical diagnostics: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Yaroslavl, 2007. 35 p.

5. Karmazina N.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie realizatsii studentami-yuristami individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutov: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of individual educational routes realization by law students: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2015. 191 p.

6. Lapshova A.V. [Training bachelors in the conditions of the university modernization]. In: Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2013, no. 2 (2), pp. 15-18.

7. Levin I.L. [Professional graphic method of designing the content of arts education and models of professional and creative self-development in arts [Electronic source]]. In: NAUKO-VEDENIE: Internet-zhurnal [Science of SCIENCE: Internet-journal], 2014, no. 6. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/139PVN614.pdf (accessed: 18.04.2018).

8. Lomov S.P. Sistema optimal'noi zhivopisnoi podgotovki uchitelei dekorativno-prikladnogo iskusstva i narodnykh promyslov: dis. ... dokt. ped. nauk [System of best scenic training of teachers of decorative arts and folk crafts: D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2000. 380 p.

9. Prokhorova M.P. [The theoretical basis of designing individual educational route on the level of discipline]. In: Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern sci-

REFERENCES

entific researches and innovations], 2016, no. 11. Available at: http://web.snauka.ru/is-sues/2016/11/74026 (accessed: 13.04.2018).

10. Sedykh E.P. [The theoretical basis of the independent evaluation of the quality of educational organizations]. In: Teoreticheskie osnovy i instrumentarii professiologicheskoi ek-spertizy kachestva pedagogicheskogo obrazovaniya (dlya spetsialistov sistemy obshchego i professional'nogo obrazovaniya) [Theoretical basis and tools for professionalism examination of the quality of teacher education (for specialists of the system of general and vocational education)]. St. Petersburg, 2015, pp. 56-64.

11. Slepukhin A.V. [Possibilities of information and communication technologies in the implementation of students' individual educational routes at the pedagogical university]. In: Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2011, no. 2. Available at: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped13/ped_4.pdf (accessed: 13.04.2018).

12. Sokolova M.L. Proektirovanie individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutovstudentov v vuze: dis. ... kand. ped. nauk [Designing students' individual educational routes at the university: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Arkhangelsk, 2001. 202 p.

13. Shelekhova L.V. Personologicheskaya strategiya matematicheskogo obrazovaniya budushche-go uchitelya: avtoref. dis.... dokt. ped. nauk [Personological strategy of future teachers' mathematical education: abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Nizhny Novgorod, 2012. 35 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Медведева Анна Алексеевна - аспирант кафедры живописи Московского государственного областного университета; e-mail: san_anika@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anna A. Medvedeva - postgraduate student at the department of painting, Moscow Region State University;

e-mail: san_anika@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Медведева А.А. Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута на художественно-графическом факультете // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 120-128. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-120-128

FOR CITATION

Medvedeva A. Algorithm of Designing the Individual Educational Route at the Art and Graphic Faculty. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 4, рр. 120-128.

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-120-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.