Научная статья на тему 'Учет глобализационных процессов как принцип сравнительного педагогического анализа моделей образования в сфере туризма'

Учет глобализационных процессов как принцип сравнительного педагогического анализа моделей образования в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / COMPARATIVE STUDIES / PROFESSIONAL TRAINING IN TOURISM / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарчук Елена Сергеевна

Статья является очередной в серии публикаций по сравнительным международным педагогическим исследованиям, касающимся особенностей структуры и содержания различных национальных моделей подготовки кадров для туризма. На основе анализа степени изученности структуры и содержания туристского образования, его специфических особенностей, особенностей зарубежных моделей, основных методологических концепций и содержания компаративистских педагогических исследований в статье обосновывается вывод о необходимости применения принципа учета глобализационных процессов как ведущего принципа сравнительного педагогического анализа профильного туристского образования. Глобализационные процессы, отражающиеся на социально-экономическом развитии всех стран, трактуются сегодня как катализатор развития мирового туризма, который возможно как никакая другая сфера экономической деятельности, развивается в постоянном мейстриме освоения передовых технологий и инноваций. Степень интегрированности национального туризма в мировое туристское пространство, а также уровень освоенности мировых стандартов оказания основных туристских услуг определяют его конкурентоспособность в мире. Таким образом, подготовка кадров для сферы туризма в большей степени нацелена на освоение обучающимися технологий и стандартов качества, признаваемых эталонными на мировом уровне. Исследования профессионального образования в контексте глобализационных процессов осуществляются многими учеными, однако впервые обосновывается основополагающее значение учета глобализационных процессов в профильном туристском образовании: национальное образование как система интегрируется в мировое образовательное [11] пространство на уровне стандартизации структуры, и это положение относится к образованию в любой профессиональной сфере; профессиональное образование в туризме наряду с интеграцией на уровне структуры имеет все предпосылки для синхронизации в значительной степени содержания образования в части, касающейся технологий и организации туристских услуг и туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING FOR GLOBALIZATION PROCESSES AS THE PRINCIPLE OF COMPARATIVE ANALYSIS OF PEDAGOGICAL MODELS OF EDUCATION IN THE FIELD OF TOURISM

This article is the latest in a series of publications on international comparative educational studies of the structure and content features of different national models of training for tourism. Based on the analysis of the degree of knowledge of the structure and content of tourism education, its specific features, especially foreign models, the basic methodological concepts and content of comparative educational research the article proves the conclusion about the necessity of applying the principle of accounting for processes of globalization as a leading principle of comparative pedagogical analysis for tourism education. Globalization processes affecting the socio-economic development of all countries are treated today as a catalyst for the development of world tourism, which is probably more than any other branches of economic activities develops in a constant mainstream development of advanced technologies and innovations. The degree of integration of national tourism in the world tourist area, and the level of development of the world standards of basic tourist services determine its competitiveness in the world. Thus, training for the tourism industry to a greater extent is aimed at studying the development of technology and quality standards recognized at the global level. Studies of professional education in the context of globalization processes have been carried out by many scientists, however, for the first time in this article fundamental accounting for processes of globalization in tourism education is suggested: national education system has integrated into the global education space [11] at the level of standardization of the structure, and this provision applies to the formation of any professional field; professional education in tourism, along with integration at the level of the structure has all the prerequisites to synchronize to a large extent the content of education as it relates to technology and organization of tourist services and the tourism product development.

Текст научной работы на тему «Учет глобализационных процессов как принцип сравнительного педагогического анализа моделей образования в сфере туризма»

37.01:001.895 DOI 10.12737/7946

УЧЕТ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК ПРИНЦИП СРАВНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, 1515303@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья является очередной в серии публикаций по сравнительным международным педагогическим исследованиям, касающимся особенностей структуры и содержания различных национальных моделей подготовки кадров для туризма. На основе анализа степени изученности структуры и содержания туристского образования, его специфических особенностей, особенностей зарубежных моделей, основных методологических концепций и содержания компаративистских педагогических исследований в статье обосновывается вывод о необходимости применения принципа учета глобализационных процессов как ведущего принципа сравнительного педагогического анализа профильного туристского образования. Глобализационные процессы, отражающиеся на социально-экономическом развитии всех стран, трактуются сегодня как катализатор развития мирового туризма, который возможно как никакая другая сфера экономической деятельности, развивается в постоянном мейстриме освоения передовых технологий и инноваций. Степень интегрированности национального туризма в мировое туристское пространство, а также уровень освоенности мировых стандартов оказания основных туристских услуг определяют его конкурентоспособность в мире. Таким образом, подготовка кадров для сферы туризма в большей степени нацелена на освоение обучающимися технологий и стандартов качества, признаваемых эталонными на мировом уровне. Исследования профессионального образования в контексте глобализационных процессов осуществляются многими учеными, однако впервые обосновывается основополагающее значение учета глобализационных процессов в профильном туристском образовании: национальное образование как система интегрируется в мировое образовательное [11] пространство на уровне стандартизации структуры, и это положение относится к образованию в любой профессиональной сфере; профессиональное образование в туризме наряду с интеграцией на уровне структуры имеет все предпосылки для синхронизации в значительной степени содержания образования в части, касающейся технологий и организации туристских услуг и туристского продукта.

Ключевые слова: сравнительные исследования, профессиональное образование в туризме, глобализация

Введение. Укрепление конкурентных позиций национальных экономик зависит, в том числе, от конкурентоспособности национальных систем образования. Мировой рынок образовательных услуг постоянно растет, по данным ЮНЕСКО1. В 2012 г. двое из десяти студентов, не менее четырех миллионов человек, учились за рубежом (для сравнения: в 2000 г. за рубежом учились два миллиона человек). Доля России на мировом рынке высшего профессионального образования относительно невелика и со-

1 http://en.unesco.org

ставляет 4,9%. Из рисунка 1 следует, что в основном (на две трети) на учебу в Россию приезжают граждане постсоветского пространства, то есть доля граждан из дальнего зарубежья составляет треть, или в абсолютных величинах немногим более 66 тыс. человек в год.

Выраженная профилизация и объемы въездной академической мобильности в Россию (для сравнения: въездная мобильность в США составляет 18% мирового потока образовательной мобильности) свидетельствуют о недостаточной степени интегрированности

77

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Въездная мобильность в РФ, 2012 г.

Рис. 1. Соотношение граждан иностранных государств, прибывающих в Россию на учебу, в %

российского образования в мировое образовательное пространство.

Современная ситуация развития профессионального образования за рубежом характеризуется прежде всего глобализационными процессами, затрагивающими модернизацию структуры и содержания национальных моделей образования. Интеграция европейских систем образования осуществляется на основе сформировавшихся за последние десятилетия представлений о единых сопоставимых на международном уровне степенях образования (в том числе, на основе принципов признания неформального и спонтанного обучения, единой рамки EUROPASS2), а также свободе академических передвижений.

https://europass.cedefop.europa.eu

В «Послании Съезда высших учебных заведений в Саламанке»3 сформулированы основные условия обеспечения модернизации в европейском и мировом образовательном процессе, они касаются, прежде всего, вопросов автономии и свободы принятия решений образовательными учреждениями в изменившейся социально-экономической ситуации, характеризуемой новыми вызовами и жесткими условиями конкуренции. Основные предложения «Послания съезда» отображены в организационной схеме 1.

Определить место национальной системы образования в мировом образовательном пространстве, выявить состояние модерни-зационных и интеграционных процессов по-

3 Послание съезда высших учебных заведений в Сала-

манке // www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2010/3

Наука как основа образования

Схема 1. Условия модернизации высшего европейского образования

78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Учет глобализационных процессов...

зволяют сравнительные педагогические исследования.

Профессиональное образование в контексте стратегии обучения в течение всей жизни в структуре мировой образовательной среды играет особую системообразующую роль. Профессиональное образование в сфере туризма характеризуется кроме того и особенным глобальным характером профессиональной области — туризма.

Цель данной работы заключается в аргументации тезиса о концептуальном значении учета глобализационных процессов в сравнительном анализе моделей туристского образования в связи со следующими положениями:

1) национальное образование как система интегрируется в мировое образовательное пространство на уровне стандартизации структуры, и это положение относится к образованию в любой профессиональной сфере;

2) профессиональное образование в области туризма наряду с интеграцией на уровне структуры имеет все предпосылки для синхронизации в значительной степени содержания образования в части, касающейся носящих все более унифицированный и стандартизированный характер технологий и организации туристских услуг и туристского продукта.

Результаты исследования. Теоретик профессионального образования А.М. Новиков [7] отмечает усиление тенденций поиска европейскими учеными, занимающихся исследованиями в области профессиональной педагогики собственной идентичности, отражающейся на формировании отдельной научной области исследований, особенностью которой, в том числе, является развитие в последние годы транснациональных исследований по профессиональной педагогике, к основным направлениям которых относят:

1) прикладные: разработка механизмов

и моделей сближения содержания образования с целью развития программ академической мобильности; интеграция отдельных модулей и дисциплин и т. п.; исследования результатов образования (разработка индикаторов с целью оценки результатов); исследования моделей и механизмов социального партнерства в образовании, финансовых и нормативно-административных механизмов регулирования систем образования;

2) теоретические: дескриптивные и пре-скриптивные исследования. Большинство ведущихся в настоящее время исследований основаны на анализе национальных моделей образования: объектом исследования здесь, как правило, выступает система образования, предметом — влияние различных факторов на процесс институализации образования, системные изменения структуры института образования, если исследование ведется в социологическом ключе, и структура и содержание образования как факторы результатов образовательной деятельности, если исследование в основном излагается в педагогическом ключе [13]. Междисциплинарные исследования моделей профессионального образования, рассматривающие наряду со структурой и содержанием образования факторы внешней среды, представлены в меньшей степени. Практически отсутствуют системные сопоставительные исследования моделей образования по профессиональным областям.

В таблице 1 приводятся характеристики крупных международных сравнительных исследований.

В вышеперечисленных и подобных международных педагогических исследованиях применяется научный инструментарий: статистические методы, ретроспективный

Таблица 1

Характеристика крупных международных сравнительных исследований

Название международного исследования Характеристика исследования

1. PIRLS Международное исследование качества чтения и понимания текста

2. TIMSS Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования

3. PISA Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

4. WHED База данных по системам образования в 180-ти странах мира (результаты мониторинга)

5. OECD - Indicators Ежегодные отчеты по странам

79

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

анализ и т. п., позволяющий фокусировать определенный национальный опыт в контексте общих тенденций.

Обоснованием релевантности методологической схемы международного сравнительного исследования является концептуальное обоснование сопоставимости различных параметров исследуемого объекта, эквивалентности показателей, репрезентативности выборки, разработка унифицированного терминологического аппарата. Приведем еще несколько примеров актуальных международных сравнительных исследований в области образования и кратко охарактеризуем их результаты (таблица 2).

Среди других международных исследований, в которых преимущественно применяются качественные методы, отметим исследования целеполагания, характера и форм аттестации знаний, гибкости, нацеленности на достижение показателей качества систем образования. В исследовании Synergies for Better Learning, представленном на сайте www.oecd.org, системы образования оцениваются по 12 основным параметрам; параметры охарактеризованы в таблице 3.

В области профессионального образования исследования проводятся международными организациями: Международная Ассоциация профессионального образования

Таблица 2

Содержание актуальных сравнительных международных исследований в области образования

Название международного сравнительного исследования в области образования Содержание исследования, характеристика иследования

1. Объем академической нагрузки преподавателей по странам, уровням преподавания, в динамике. Исследования OECD (www.oecd.org) за 2012 г. выявили существенные различия в объемах академической нагрузки преподавателей третичного уровня по странам — от 369 часов в Дании до 1120 часов в Чили.

2. Возраст окончания среднего образования и получения аттестата зрелости по странам. Исследования OECD показывают существенные различия в возрасте абитуриентов разных стран — от 17 лет (Австралия, Чили, Израиль и другие страны) до 19-20 лет (в Г ермании, Чешской Республике, Эстонии и других странах). Комментарий: Демографические характеристики обучающихся интересны для последующих исследований двух основных направлений: влияния культурных ограничений на формирование представления о возрасте абитуриентов; в целях сравнительных исследований систем профессионального образования в сфере туризма, в связи с тем, что для такого инвариантного параметра, как неформально и информально приобретенные опыт и знания возраст является одним из решающих факторов свойств приобретенного опыта, в особенности, если речь идет о такой сфере деятельности, как туризм, где часть профессионального опыта составляет личный опыт познания туристских дестинаций и услуг туристской индустрии.

Таблица 3

Параметры исследований систем образования Synergies for Better Learning

Научный метод Характеристика параметра

1. Дихотомический анализ Наличие системы менеджмента качества в государственных образовательных учреждениях (дихотомический параметр: да/нет)

2. Качественный анализ Степень разработанности результатов образования

3. Качественный анализ Преобладающие представления о характере и форме аттестации знаний

4. Качественный анализ Степень свободы преподавателей в выборе диагностических средств

5. Качественный анализ Степень автономии школы в целом

6. Дихотомический анализ Преобладающие стили руководства в образовательных учреждениях

7. Дихотомический анализ; качественный анализ Наличие и роль национальных образовательных стандартов

8. Качественный анализ Роль и место рыночных механизмов в сфере образования

9. Качественный анализ Уровень образования родителей и уровень их осведомленности как потребителей образовательных услуг

10. Качественный анализ Эффективность использования ресурсов образования

11. Качественный анализ Емкость информационно-коммуникационных технологий в образовании

12. Качественный анализ Роль СМИ и общественный резонанс вокруг проблем качества образования

80

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Учет глобализационных процессов...

(IVETA)4, Европейский Фонд Образования (ETF)5, UNESCO (UNESCO-UNEVOC)6, другими исследовательскими структурами. Профессиональное образование в сфере туризма отчасти представлено в исследованиях Всемирной организации по туризму (UNWTO)7 8.

Среди проводимых исследований, касающихся различных аспектов профессионального образования в сфере туризма, имеются как количественные сравнительные исследования (например — исследование сектора тренингов для персонала, занятого в туризме, — TTCI1) или качественные исследования в области педагогики и социологии образования на основе анализа национальных моделей; здесь можно сослаться на результат исследований, публикуемых в известных международных журналах по образованию в области туризма, таких как: Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, Journal of Hospitality and Tourism Education и др.

Сравнительные исследования в области профильного туристского образования осуществляются, прежде всего, за рубежом и, как правило, сравнивают отдельные параметры моделей образования двух стран. Примеры исследований приводятся в таблице 4.

Приведенные выше примеры являются типичными в исследовательской практике зарубежной педагогики в сфере туризма: исследуются отдельные параметры отдельных систем либо элементов систем профильного образования. Концептуальными основаны-

4 www.iveta.org

5 www.etf.com

6 www.unevoc.unesco.org

7 www.unwto.org

8 www.weforum.org/.../travel-and-tourism-comp

ями исследований являются актуальные интегрированные дидактические модели отдельных явлений и процессов в профессиональной педагогике туризма.

Обратимся к исследованию российскими учеными зарубежных моделей образования. Исследованы:

— отдельные аспекты содержания и технологий педагогической деятельности в отдельных профессиональных областях: педагогике (например, С.А. Радионова «Содержание и технологии организации исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений стран Евросоюза» [9]);

— педагогические технологии в отдельных национальных моделях образования (как, например, А.М. Кадиров «Коммуникативное образование в современных университетах США» [4], В.Е Гурьянова «Сопоставительный анализ систем вузовского образования как средство проектирования его развития» [3], Е.А. Бессонова «Сравнительный анализ педагогических условий образовательного выбора в школах Европы» [2]);

— отдельные национальные системы образования (например, Т.В. Мельник «Состояние и тенденции развития высшего образования в современной Франции» [6]);

— основные тенденции развития мирового образовательного пространства (например, А.П. Лиферов «Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании» [5]);

— содержание отдельных направлений подготовки в национальных системах образования (например, М.А. Азимов «Педагогические аспекты профессиональной подготовки менеджеров туризма в Таджикистане» [1]).

Таблица 4

Примеры международных исследований в области профильного туристского образования

Название исследования Содержание исследования

1. Сравнительное исследование учебного стиля студентов, обучающихся гостиничному бизнесу и туризму в Шотландии и Астралии (www.researchgate.net). Сравнительное психолого-педагогическое исследование основных стилей освоения учебного материала студентами.

2. Учебные планы по туризму в Греции и Индии (www.academia.edu). Сравнительное исследование структуры и содержания учебных планов сопоставимых уровней обучения.

3. Образование по туризму и гостиничному делу в Бразилии и Великобритании (www.emeraldinsight.com). Сравнительное исследование структуры и содержание профессионального образования 3-го квалификационного уровня.

81

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Изученные труды (перечисленные выше и другие) дают основание сделать вывод, что в настоящее время отсутствуют международные сравнительные педагогические исследования в области профессионального образования в сфере туризма, в которых объектов сравнения являются рассматриваемые в своей целостности модели нескольких стран мира. Сопоставление структуры и содержания моделей образования, как говорилось выше, невозможно без учета концептуального обоснования сопоставимости различных параметров исследуемого объекта [14].

В качестве ведущего принципа сравнительного педагогического анализа образования в сфере туризма определяется учет глобализационных процессов в образовании и туризме.

Выше были охарактеризованы тенденции в мировой образовательной среде. Рассмотрим особенности профессиональной области — туризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стремительный рост туристских потоков и соответственно доходов от туризма подтверждает статистика последних шести десятилетий развития отрасли: в период с 1950 по 2013 гг. количество международных прибытий выросло более чем в 50 раз: с 25 до 1087 млн. В сфере туризма разных стран занято до 10% трудоспособного населения. В таблице 5 приведены данные статистики по нескольким странам мира, занимающим уверенные позиции в туристском секторе.

Данные таблицы 1 свидетельствует о существенной доли занятых в сфере туризма в общем числе занятого населения, туризм (и профильные специальности), таким образом, фактически становится одним из важнейших направлений профессионального образования. Туристское образование разных ступеней в соответствии с методикой исследования конкурентоспособности стран мира в области туризма (TTCI) является одним из параметров, характеризующих «человеческие ресурсы» туризма.

Сравнимые параметры предоставляемого сервиса в туризме возникают в связи со сформировавшимися в мире представлениями о стандартах обслуживания. В связи с этим возникает вопрос о сопоставимости образовательных систем, обеспечивающих подготовку в целях достижения одних и тех же стандартов обслуживания при работе в отрасли. Сошлемся здесь на вывод Е.П. Чило-вой и И.М. Темкиной [12] о том, что увеличение масштабов международных туристских обменов сопровождается международной миграцией трудовых ресурсов, обменом технологиями и унификацией параметров качества туристских услуг. Унификация качества туристских услуг возможна при унификации требований к технологиям оказания услуг и, в свою очередь, к персоналу, оказывающему услуги. Цели обучения персонала для работы в туризме формулируются как достижение качества обслуживания, представление

Данные статистики по занятости в туризме по странам

Таблица 5

Страна Работают в индустрии туризма (тыс. человек) Трудозанятость (2014 г., тыс., по данным портала tradingeconomics.com) % отношение работающих в сфере туризма от общего числа работающих

1 Австралия 532,0 11637,4 4,6%

2 Австрия 376,0 3550,8 10,6

3 Франция 1200,0 27042,0 4,4%

4 Германия 1450,0 42704,0 3,4%

5 Норвегия 53,0 2640,0 2%

6 Швейцария 146,0 4913,0 3%

7 Великобритания 1670,0 29674,0 5,6%

8 Канада 609,5 17957,9 3,4%

9 Россия 10009,0 72000,0 1,4%

10 Финляндия 115,010 2419,0 4,8%

rostur.ru>news/4910/index.shtml

http://knoema.ru/TOURISM_EMPLOYMENT/employment-in-tourism

82

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Учет глобализационных процессов...

о котором в большей степени является единым.

Системы профессионального образования в сфере туризма являются в свою очередь подсистемами национальных систем образования, тенденции развития которых также обуславливаются глобализационными и интеграционными процессами. Развивающийся транснациональный рынок труда, по определению А.Ю. Слепухина [10], способствует развитию транснационального рынка образовательных услуг, что, в свою очередь, приводит к изменению национальных образовательных систем и интеграции их в единое образовательное пространство.

Приведем основные характеристики единого образовательного пространства, обобщенные Е.А. Пушкаревой [8]:

1) мультипликация эффективной дидактической практики;

2) глобализация социокультурного пространства образования;

3) развитие и укрепление различных форм коммуникации между национальными системами образования.

Исследование национальных моделей туристского образования в контексте глобализационных процессов, таким образом, предполагает выявление практик:

• отвечающих представлению о целепо-лагании и содержании образовательной деятельности как соответствующих концептуальной совместимостью с целе-полаганием и содержанием современных технологических процессов в туризме;

• соответствующих современным представлениям об эффективных педагогических технологиях;

• способствующих формированию интегрируемых в ситуации экстраполяции либерально-демократических ценностей на все регионы мира норм, институтов и культурных ценностей;

• обладающих эффективным инструментарием встраиваемости в сетевое академическое взаимодействие.

Выводы. Сравнительные исследования моделей образования по отдельным профессиональным областям практически не представлены в педагогической — компаративистике. Особый интерес в сравнительной профессиональной педагогике могут представлять исследования и сопоставления национальных моделей профессионального образования в сфере туризма, потому что туристская деятельность приобрела мировые глобальные масштабы, объемы ее постоянно растут, число занятых в туризме — значительно. Технологии туризма в разных странах стремятся к достижению мировых стандартов качества, объемы их реализации в существенной степени зависят от уровня соответствия этим стандартизированным представлениям, из чего следует, что и содержание образования в сфере туризма в существенной степени требует синхронизации с ведущими технологическими новациями в туризме. Профессиональное образование в условиях глобализирующегося мира тем устойчивее, чем выше степень его интеграции в мировое образовательное пространство. Таким образом, исходя из определяющей роли глобализации как в туризме как сфере экономической деятельности, так и в образовании, наиболее важным, концептуальным принципом сравнительных исследований в области туристского образования становится принцип учета глобализационных процессов.

Литература

1. Азимов М.А. Педагогические аспекты профессиональной подготовки менеджеров туризма в Таджикистане: Автореф. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2010. www.dissercat.com (дата обращения: 26.01.2015).

2. Бессонова Е.А. Сравнительный анализ педагогических условий образовательного выбора в школах Европы. Автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.

3. Гурьянова В.Г. Сопоставительный анализ систем вузовского образования как средство проектирования его развития (организационно-педагогический аспект): Автореф. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 1999.

4. Кадиров А.М. Коммуникативное образование в современных университетах США. Автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 2011.

5. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании Автореф. ... д-ра пед. наук. Рязань, 1997.

6. Мельник Т.В. Состояние и тенденции развития высшего образования в современной Франции. Автореф......канд. пед. наук. Таганрог, 1998.

83

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

7. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева и А.М. Новикова. Автор-составитель

О.Ю. Грезнева. М: Изд-во «Эгвес», 2010.

8. Пушкарева Е.А. Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2.

9. Радионова С.А. Содержание и технологии организации исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений стран Евросоюза. Автореф. ... канд. пед. наук. Казань, 2006.

10. Слепухин А.Ю. Трансформация высшего образования в контексте социальных противоречий глобализации. Автореф. ... д-ра соц. наук. Саратов, 2005.

11. Хуторской А.В. Образовательное пространство СНГ — проблема сравнительной педагогики: Научное издание. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. 247 с.

12. ЧиловаЕ.П., ТемкинаИ.М. Рынок международных туристских услуг: экономический и социальный эффект // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3 «Общественные науки». 2010. № 4 (83). С. 87-95.

13. Sakharchuk, E.S., Kim, D.J. Investigation of the Russian cultural context: Business elite philosophy. 2014. Life Science Journal.

14. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S.V. Moscow regional education cluster in tourism and services: A new sustainable development paradigm. 2014. World Applied Sciences Journal.

ACCOUNTING FOR GLOBALIZATION PROCESSES AS THE PRINCIPLE OF COMPARATIVE ANALYSIS OF PEDAGOGICAL MODELS OF EDUCATION IN THE FIELD OF TOURISM

Sakharchuk Elena Sergeevna, PhD (Candidate of Science) in Pedagogics, Associate Professor, Dean of the Faculty of Tourism and Hospitality, 1515303@mail.ru, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

This article is the latest in a series of publications on international comparative educational studies of the structure and content features of different national models of training for tourism. Based on the analysis of the degree of knowledge of the structure and content of tourism education, its specific features, especially foreign models, the basic methodological concepts and content of comparative educational research the article proves the conclusion about the necessity of applying the principle of accounting for processes of globalization as a leading principle of comparative pedagogical analysis for tourism education. Globalization processes affecting the socio-economic development of all countries are treated today as a catalyst for the development of world tourism, which is probably more than any other branches of economic activities develops in a constant mainstream development of advanced technologies and innovations. The degree of integration of national tourism in the world tourist area, and the level of development of the world standards of basic tourist services determine its competitiveness in the world. Thus, training for the tourism industry to a greater extent is aimed at studying the development of technology and quality standards recognized at the global level. Studies of professional education in the context of globalization processes have been carried out by many scientists, however, for the first time in this article fundamental accounting for processes of globalization in tourism education is suggested: national education system has integrated into the global education space [11] at the level of standardization of the structure, and this provision applies to the formation of any professional field; professional education in tourism, along with integration at the level of the structure has all the prerequisites to synchronize to a large extent the content of education as it relates to technology and organization of tourist services and the tourism product development.

Keywords: comparative studies, professional training in tourism, globalization

84

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

References

1. Azimov, M.A. Pedagogicheskie aspekty professional’noi podgotovki menedzherov turizma v Tadzhikistane [Pedagogical aspects of professional training of managers in tourism in Tajikistan]: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Dushanbe, 2010. www.dissercat.com (data obrashcheniia: 26.01.2015) [Accessed on January 26, 2015].

2. Bessonova, E.A. Sravnitel’nyi analiz pedagogicheskikh uslovii obrazovatel’nogo vybora v shkolakh Evropy [Comparative analysis of pedagogical conditions of educational choice in schools in Europe]. Avtoref. ... kand. ped. nauk. SPb., 2005.

3. Gur’ianova, V.G. Sopostavitel’nyi analiz sistem vuzovskogo obrazovaniia kak sredstvo proektirovaniia ego razvitiia (organizatsionno-pedagogicheskii aspekt) [Comparative analysis of systems of higher education as a means of designing its development (organizational and pedagogical aspect)]: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Cheboksary, 1999.

4. Kadirov, A.M. Kommunikativnoe obrazovanie v sovremennykh universitetakh SShA [Communicative education in contemporary universities in the USA]. Avtoref. ... kand. ped. nauk. SPb., 2011.

5. Liferov, A.P. Osnovnye tendentsii integratsionnykh protsessov v mirovom obrazovanii [Major trends of integration processes in the world education] Avtoref. ... d-ra ped. nauk. Riazan’, 1997.

6. Mel’nik, T.V. Sostoianie i tendentsii razvitiia vysshego obrazovaniia v sovremennoi Frantsii [State and tendencies of higher education in modern France]. Avtoref.. ... kand. ped. nauk. Taganrog, 1998.

7. Professional’naia pedagogika [Professional pedagogy] / pod red. S.Ia. Batysheva i A.M. Novikova. Avtor-sostavitel’ O.Iu. Grezneva. M: Izd-vo «Egves», 2010.

8. Pushkareva, E.A. Edinoe obrazovanie v usloviiakh global’nykh preobrazovanii: k postanovke problemy [Universal education within global changes: to the problem] // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 2.

9. Radionova, S.A. Soderzhanie i tekhnologii organizatsii issledovatel’skoi deiatel’nosti studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii stran Evrosoiuza [Content and technology of research organization for students in universities for teachers in the EU]. Avtoref. ... kand. ped. nauk. Kazan’, 2006.

10. Slepukhin, A.Iu. Transformatsiia vysshego obrazovaniia v kontekste sotsial’nykh protivorechii globalizatsii [The transformation of higher education in the context of the social contradictions of globalization]. Avtoref. ... d-ra sots. nauk. Saratov, 2005.

11. Khutorskoi, A.V. Obrazovatel’noe prostranstvo SNG — problema sravnitel’noi pedagogiki [Educational space of the CIS — the problem of comparative pedagogy]: Nauchnoe izdanie. M.: Nauchno-vnedrencheskoe predpriiatie «INEK», 2006. 247 p.

12. Chilova, E.P., Temkina I.M. Rynok mezhdunarodnykh turistskikh uslug: ekonomicheskii i sotsial’nyi effect [Market for international tourism services: economic and social effects] // Izvestiia Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3 «Obshchestvennye nauki». 2010. № 4 (83). pp. 87—95.

13. Sakharchuk, E.S., Kim, D.J. Investigation of the Russian cultural context: Business elite philosophy. 2014. Life Science Journal.

14. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S.V Moscow regional education cluster in tourism and services: A new sustainable development paradigm. 2014. World Applied Sciences Journal.

УДК 303 DOI 10.12737/7947

ПРОБЛЕМАТИКА УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Илькевич Сергей Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, ilkevich83@mail.ru, ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Статья посвящена анализу текущего состояния и перспектив включения проблематики устойчивого туризма в основные образовательные программы российских вузов, а также идентификации препятствий для расширения тематики исследований в области устойчивого туризма в России.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.