педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Роганова Галина Николаевна и другие
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМА ПАДЕНИЯ ...
УДК 37:130.2
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0049
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМА ПАДЕНИЯ КАЧЕСТВА
© 2020
AuthorID: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherID: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой
«Философии и теологии»
AuthorID: 986720 SPIN: 7653-2535 ResearcherID: V-4241-2018 ORCID: 0000-0003-2825-9404 ScopusID: 57211808151
Гончарук Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель
кафедры «Философии и теологии»
ORCID: 0000-0002-4625-0035
Роганова Галина Николаевна, магистрант
ORCID: 0000-0001-8442-1977
Уткина Таисия Николаевна, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Аннотация. В условиях развития информационного общества происходит информатизация всех сфер общественной жизни. Информационные технологии позволяют создавать особое информационное социокультурное пространство. Образование как социальный феномен формирует в этом пространстве свое, образовательное пространство. Это позволяет унифицировать многие образовательные процессы, делая их более гибкими и адаптационными. Данная необходимость связана, прежде всего, с тем, что глобализация требует от всех участников мировой экономики способность готовить кадры, которые готовы к участию в экономических процессах информационного общества. Россия активно включается в переход к информационному обществу, реформируя систему образования согласно требованиям мирового уровня. При множестве положительных результатов данных реформ существует и ряд негативных последствия для нашей страны. Наиболее серьезными из них являются: падение качества образования, снижение интеллектуального капитала страны. Возникает необходимость поиска решений сложившихся проблем. Для этого следует понять причины их появления. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что основными причинами падения качества образования являются: снижение мотивации молодого поколения к получению качественного образования и создание условий в самой системе образования для снижения реальных требований к уровню педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая сфера, образование, обучение, воспитание, глобализация, информатизация, культура, педагогическая деятельность, информационная культура, качество образования, грамотность.
RUSSIAN EDUCATION: THE PROBLEM OF FALLING QUALITY
© 2020
Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology Goncharuk Aleksey Gennadievich, Сandidate for Philosophical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Theology Roganova Galina Nikolaevna, Master student Utkina Taisia Nikolaevna, Master student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Abstract. In the conditions of development of information society there is an Informatization of all spheres of public life. Information technologies allow to create a special information socio-cultural space. Education as a social phenomenon forms its own educational space in this space. This makes it possible to unify many educational processes, making them more flexible and adaptable. This necessity is connected, first of all, with the fact that globalization requires from all participants of the world economy the ability to train personnel who are ready to participate in the economic processes of the information society. Russia is actively involved in the transition to the information society, reforming the education system in accordance with the requirements of the world level. With many positive results of these reforms, there are a number of negative consequences for our country. The most serious of them are: the decline in the quality of education, the decline in the intellectual capital of the country. There is a need to find solutions to existing problems. To do this, you need to understand the reasons for their appearance. In the study the authors come to the conclusion that the main reasons for the falling quality of education are: reducing the motivation of the young generation to receive a quality education and the creation of conditions in the education system to reduce the real level requirements for teaching.
Keywords: pedagogical sphere, education, training, education, globalization, Informatization, culture, pedagogical activity, information culture, quality of education, literacy.
ВВЕДЕНИЕ
Образование является одной из основных подсистем педагогической сферы общества. Это один из важнейших трансляторов социального опыта. От эффективности образовательной системы зависит качество подготовки специалистов во всех областях. Сегодня мы имеем ситуацию, когда в системе образования произошли
глобальные перемены. С одной стороны, она перешла на много уровневую модель, что соответствует мировым образцам и стандартам. С другой стороны, в силу специфики российского общества, мы не сумели реализовать той самой преемственности между ступенями, позволяющей человеку социализироваться и адаптироваться в быстро меняющихся условиях. Аналогичная ситуация
Gryaznova Elena Vladimirovna, Goncharuk Aleksey Gennadievich, Roganova Galina Nikolaevna and others RUSSIAN EDUCATION: THE PROBLEM OF FALLING ...
pedagogical sciences
и с процессом информатизации образования. С одной стороны, большинство учебных заведений оснащено необходимой информационной техникой и технологиями, позволяющие реализовать открытое образовательное пространство. С другой же стороны, происходит формирование не системы знаний в процессе получения образования, а информирование, получение навыков добывать и использовать информацию.
Как следствие, система образования в нашей стране теряет качественную составляющую. Чтобы найти пути решения возникшей проблемы, необходимо понять ее причины, что и является целью данного исследования.
МЕТОДОЛОГИЯ. Основными методами исследования являются: анализ, обобщение, систематизация, принципы диалектики.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Информатизация системы образования позволяет сделать его более гибким и доступным, особенно это касается высшего образования [1,2].
Но у данного процесса есть и обратная сторона. Так, исследователи отмечают, что в различных вузах одноименные образовательные программы отличаются по качеству [3,4].
В результате дипломированные специалисты, претендующие на определенные должности, не всегда соответствуют требованиям работодателя. Происходит противоречие между образованием и образованностью специалиста, которую сейчас принято называть грамотностью. Как показано в исследованиях более 80% выпущенных вузами специалистов не работают по специальности. При этом диплом дающий право на занимаемую должность, обеспечивает соответствующий уровень заработной платы [5].
Существует и обратная ситуация, когда высоко образованные люди не имеют возможности подтвердить уровень своей компетентности только из-за отсутствия диплома [6].
Возникает необходимость применения различных методик измерения соответствия образования и образованности взрослого населения [7,8].
В работе Д.С. Попова и А.В. Стрельниковой приводятся результаты применения таковых для определения уровня рассогласования этих двух показателей. В частности авторы, изучая взаимосвязь уровня компетентности и формального образования в России, выявили: «что россияне без высшего образования показали достаточно высокие результаты. При этом обладающие различными уровнями формального образования, имеют низкую межгрупповую вариацию результатов тестов грамотности, т. е. компетенции россиян «неустойчивы» относительно той или иной образовательной группы (табл. 1). Получение диплома о высшем образовании в России не означает автоматического прироста компетентности. Это ставит под сомнение надежность формального диплома как основного образовательного индикатора» [9, с. 270].
Выводы далеко неутешительные. В современной России образование рассматривается молодыми людьми как способ получение диплома, который гарантирует устройство на работу, но не гарантирует качества образования. Здесь можно указать как минимум две причины подобной ситуации. Первая - это реально низкое качество получаемых дипломов, и вторая - это сниженная мотивация в получении качественного образования со стороны самих обучающихся. Происходит это из-за того, что в нашей стране резко снижается экономическая эффективность от получения высшего образования [10,11].
Снижение качества образования приводит к проблемам в формировании информационной культуры личности [12-14].
Многие исследователи отмечают, что в России происходит резкое снижение грамотности населения [15].
Информационная культура - это система знаний че-
ловека. Ее составляющими являются не только навыки использования компьютерных технологий, но и уровень и качество знаний, образ мира, который формируется в процессе получения образования. Не смотря на то, что в нашей стране достаточно широко развивается система непрерывного и дополнительного образования, она не дает возможности восполнить пробелы в образовании, появившиеся во время социализации. Только в определенные периоды жизни человек способен легко и быстро формировать систему знаний. Да, мы можем обучаться и переобучаться всю жизнь. Но возрастные особенности определенным образом дают о себе знать. Взрослому или тем более пожилому человеку очень сложно перестраиваться, адаптироваться и учиться.
Второй немаловажной проблемой современного образования можно назвать отставание его от развития науки. Несмотря на то, что оба феномена используют информатизацию для развития, система образования остается более инертной, чем наука. Одной из причин подобной ситуации именно в нашей стране исследователи называют стремление к механическому переносу шаблонов зарубежного образования на систему Российского образования с советским прошлым. Причем, придаются забвению сильные стороны советского образования, а приоритетными становятся далеко не самые лучшие стороны зарубежного образования. И здесь вновь следует отметить взаимосвязь данной проблемы с предыдущей, резкое снижение мотивации получения качественного образования у людей и желание любой ценой получить диплом. Данная позиция подспудно отражена в действующем законе об образовании, согласно которому «образованным человеком считается тот, который владеет дипломом о высшем образовании» [16].
Вслед за опытом зарубежных стран в нашей стране широко внедряется система непрерывного образования. Однако проблемы в этой системе порождаются именно российской спецификой системы многоступенчатого образования. При переходе от уровня к уровню бакалавриат, магистратура, аспирантура, обучающийся имеет возможность менять профиль и специализацию образования. Подобная ситуация не всегда имеет положительный эффект. Н.Д. Колесов пишет: «В магистратуру по экономике усиливается приток лиц, не имеющих специального экономического образования. За один или два года учебы они не в состоянии освоить основы экономической теории» [17, с. 153]. Получается, что знания не углубляются в какой-либо области, а оказываются поверхностными в целом.
Такая ситуация особенно опасна в системе педагогического образования, где готовятся кадры - будущие педагоги и преподаватели. Причин здесь можно назвать множество. Это высокая стоимость обучения, которая несоизмеримо выше доходов населения. Второй момент, который следует отметить - это отсутствие нужных специальностей, по которым человек хочет продолжать образование, в результате приходится менять направление.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование причин падения качества образования в России показало, что наиболее важной из них является снижение планки требований в целом к подготовке специалистов. В современном обществе основной уклон сделан в большей степени не на образование, а на самообразование. Образовательные программы строятся по принципу увеличения доли самостоятельной работы обучающегося по сравнению с работой с преподавателем и в аудиториях. Продиктовано это, прежде всего, стремлением к сокращению экономических затрат на систему образования. Второй аспект данной проблемы кроется в снижении мотивации получения знаний у современных молодых людей. Это связано с тем, что в современном обществе сформировались условия, позволяющие специалисту работать, не имея реальной квалификации, а имея только ее наминал в виде диплома. Чтобы найти возможные пути решения проблем сни-
216
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Роганова Галина Николаевна и другие
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМА ПАДЕНИЯ ...
жения качества образования в России, необходимо обратиться к исследованию работ, в которых современные ученые излагают свои позиции. Данная проблема имеет системный характер, поэтому исследования следует проводить в различных аспектах: психологическом, социальном, педагогическом и т.д.
Повысить мотивацию к получению качественного образования среди молодежи стандартными мерами тоже вряд ли будет возможно. До тех пор, пока будет существовать тенденция «лишь бы был диплом» и принцип «знания, полученные в вузе на работе, не пригодятся, все равно придется переучиваться» проблему с качеством образования решить не удастся. Здесь необходимо пересмотреть вопросы взаимосвязи науки, образования и экономики. В своих дальнейших исследованиях мы планируем рассмотреть вопросы кластеризации образования с учетом принципов открытости, непрерывности, системности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием //Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.
2. Грязнова Е.В Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы//ЖБ: Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 10-21.
3. Качество высшего образования/под ред. М. П. Карпенко. М.: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2012. 290 с.
4. Беденко Н.Н. Проблемы управления качеством высшего обра-зования//Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 98-103.
5. Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И., Карабчук Т. С., Рыжикова З. А., Биляк Т. А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? //Alma mater. 2009. №10. С. 54-67.
6. Кузьмина Ю. В., Попов Д. С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России// Социологические исследования. 2015. №7. С. 48-57.
7. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе// Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 4.
8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.
9. Попов Дмитрий Сергеевич, Стрельникова Анна Владимировна Работа, образование и грамотность в России: проблема неконси-стентности // Журнал исследований социальной политики. Т.15. №2. 2017. С. 268 — 282.
10. Лукьянова А. Л. (2010) Отдача от образования: что показывает мета-анализ. Экономический журнал ВШЭ, (3): 326-348.
11. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. (2015) Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований. Вопросы образования, (1): 137181.
12. Диев В.С. Болонский процесс, или дорога с односторонним движением // Вестник Российского философского общества. 2004. № 2. С. 32-36.
13. Ильинский И. М. Образование в целях оглупления // Знание. Понимание. Умение. 2010. №1. С. 3 -30.
14. Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков» http:// www.aif.ru/society/13372
15. Гаврилова И.Н. Проблемы реформирования образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Система образования» //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2012. №3. С. 6 — 16.
16. Лариошин А.С., Насонова Е.А., Попсуйко А.Н., Федотова И.П. Обзор актуальных проблем современного высшего образования// Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 1. С. 22-29.
17. Мотовилов О.В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре //Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 38-45.
Статья поступила в редакцию 16.11.2019
Статья принята к публикации 27.05.2020